Алды-Бельская культура
51 ° 47'00 "N 94 ° 45'00" E / 51,783333 ° N 94,75 ° E
Общее расположение культуры Алды-Бель в пределах Сакского царства ( ) и основные современные государства ок. -500 | |
Географический диапазон | Южная Сибирь |
---|---|
Даты | VII-VI века до нашей эры. [1] |
Предшественник | Аржанская культура |
С последующим | Саглы-Бажинская культура , Пазырыкская культура , Тагарская культура |

Алды -бельская культура ( русский : Алды-бельская культура Алды-Бельская культура ) была частью уюкской культуры ( русский : Уюкская культура культура Уюкская культура ) и представляет собой железного века культуру скифо-сибирских конных кочевников. в районе Тувы на юге Сибири , датируется VIII-VI веками до нашей эры. [1] [3]
Памятники культуры Алды-Бель были выявлены А.Д. Грачем и И.Ю. Самбу и опубликованы в 1971 году. Культура названа по месту расположения кургана Алды- I. Бель В пределах алды-бельской культуры выявлено более 30 курганных погребальных комплексов.
Культура соприкасалась с кочевой пазырыкской культурой в районе Горного Алтая в Южной Сибири.
Памятники алды-бельской культуры синхронны и во многом сходны с памятниками майемирской культуры Алтайского края и тасмолинской культуры Центрального Казахстана. Географическое распространение охватывает правобережье Енисея южнее хребта Уюк, реку Хемчик, вглубь Саянского каньона и Западного Саяна . Типологически памятники соседствуют с аналогичными курганными захоронениями в разных районах Тувы.
Д. Г. Савинов предполагает, что в конце VIII — начале VII в. до н.э. народ Алды-Бель входил в состав аржанского племенного союза, составившего культуру Алды-Бель и возглавлявшегося правящей династией. Царский курган Аржан расположен в районе южнее Уёкского хребта и связан ходами с основным ареалом алды-бельской культуры. Близость племен алды-белцев, вероятно, объясняла тесные этнические связи аржан с алды-белцами. После распада Аржанского племенного союза народ Алды-Бель долгое время сохранял свою независимость, по крайней мере, на протяжении VIII и VI веков до н.э., но из-за особенностей его социальной организации не возникло элитарного правящего слоя, подобного среди них династия Аржан. [4]
Курганные захоронения
[ редактировать ]Алды-бельская культура известна благодаря своим курганам. Это округлые или овальные насыпи из валунов или обломков скал с более крупными камнями в основании, диаметром от 8 до 12 м и высотой в среднем 1 м, сгруппированные парами, а иногда и тремя, расположенными рядом друг с другом по оси север-юг. Обычно в кургане несколько захоронений, до семи и более: центральное захоронение в ящике из массивных каменных плит, другие могилы молодых людей и детей в более мелких каменных или деревянных ящиках по бокам, кроме восточной стороны. Могилы перекрыты каменными плитами.

В курганах встречаются могилы смешанного типа: брёвна, каменные ящики и землянки. Захоронения преимущественно одиночные. Похороненных укладывают в скорченном положении, преимущественно на левом боку. Основное погребение ориентировано головой на запад, остальные могут несколько отклоняться в зависимости от их расположения в кургане. Характерной особенностью является захоронение конской упряжи сбоку от центральной могильной ямы, но в отличие от памятников аржанского периода сопутствующие конские захоронения, как правило, отсутствуют. [6]
В Туве известны и так называемые «усатые курганы» с каменными изгибами, наиболее типичные для ранних кочевников Казахстана. Каменные сооружения со сферическими вершинами на концах «усов» в Казахстане аналогичны наземным сооружениям Алды-Беля в Туве. Некоторые нетронутые курганы содержат in situ хорошо сохранившиеся ограды и оленьи камни с прекрасным сопутствующим комплексом артефактов, аналогичных другим памятникам Алтая, что также связывает памятники Алды-Беля с тасмолинской культурой в центральном Казахстане. [7]
Искусство
[ редактировать ]В искусстве Алды-Бела изображены изображения животных, стоящих на цыпочках, и композиции из переплетенных фигур в виде «таинственной картины». Художественный комплекс Алды-Бель многочисленный и разнообразный, наиболее типичный для раннескифского времени, отражающий весьма устойчивую культурную традицию. [8] К числу таких художественных черт относятся знаки копытного типа, восходящие к раннескифскому времени и встречающиеся в кочевых культурах Средней Азии, Центрального Казахстана, а также в алды-бельской культуре. [9]
- Олень «звериный стиль», (7-6 вв. до н.э.) Тува.
- Наперсная пластина из кургана Аржан (7-6 вв. до н. э.) Тува.
- Акинак (кинжал) курган Аржан (7-6 вв. до н. э.) Тува.
- Золотые кабаны Аржан-2, Тувинский национальный музей .
Генетика
[ редактировать ]
было опубликовано генетическое исследование останков алды-бельской культуры В 2019 году в журнале Human Genetics . Авторы определили отцовские гаплогруппы 16 самцов Алды Бела. 9 из 16 образцов (56,25%) оказались носителями западноевразийской гаплогруппы R1a , а 7 образцов (43,75%) принадлежали восточноевразийским гаплогруппам Q-L54 и N-M231 . [12]
Авторы также проанализировали материнские гаплогруппы 26 останков сибирских скифов из Аржана . 50% останков несли восточноевразийские гаплогруппы, включая , D , F и G , а 50% несли западноевразийские гаплогруппы H , U или T. C В отличие от отцовских линий материнские линии были чрезвычайно разнообразны. Наиболее распространенными линиями были варианты гаплогруппы C4 . [13]
Между восточными скифами и западными скифами Понтийской степи были обнаружены значительные генетические различия . Эти две группы, по-видимому, имели совершенно разное отцовское происхождение, и между ними почти не было потока отцовских генов. [14] [15] С другой стороны, существуют убедительные доказательства общей материнской ДНК между скифскими культурами, что указывает на материнский поток генов из Восточной Евразии в Западную Евразию. [16] [17]
Анализ примесей показал, что скифы Алды-Бел имели примерно 60% западноевразийского происхождения и 40% восточноевразийского происхождения. [18]
Население
[ редактировать ]Популяция Алды-Беля изучена краниологически, одонтологически и генетически, что позволяет исследователям проследить популяцию и ее изменения во времени. С точки зрения физической антропологии население алды-бельской культуры, проживавшее в горных районах Алтая и Саян (Центральная Тува), было тесно связано с ранними скифами Северного Алтая. [19]
Родственные культуры
[ редактировать ]Помимо родства с соседними майемирской и тасмолинской культурами, многие алды-бельские структурные и художественные сходства распространяются и дальше на запад, к тагискенскому и уйгаракскому комплексам Средней Азии.
По мнению Д.Г. Савинова, обширный регион от Центрального Казахстана до Енисея был охвачен не выявленными археологическими данными миграциями, преимущественно с запада на восток. Некоторая часть этого населения, наиболее заметная в культуре Тасмолин, слилась с формирующейся культурой Алды-Бель. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Алексеев, А.Ю. (2001). «Хронология скифских древностей Евразии на основе новых археологических данных и данных С-14» . Радиоуглерод . 43 (2B): 1092. Бибкод : 2001Radcb..43.1085A . дои : 10.1017/S0033822200041746 . S2CID 53965098 .
- ^ Пилипенко, Александр С. (20 сентября 2018 г.). «Материнские генетические особенности тагарской популяции железного века Южной Сибири (1-е тысячелетие до н. э.)» . ПЛОС ОДИН . 13 (9): e0204062. Бибкод : 2018PLoSO..1304062P . дои : 10.1371/journal.pone.0204062 . ISSN 1932-6203 . ПМК 6147448 . ПМИД 30235269 .
- ^ Савинов Д.Г., Ранние кочевники , стр. 94–95.
- ^ Савинов Д.Г., Ранние кочевники , стр. 78–79, 100–101.
- ^ Чугунов, К.В.; Парцингер, Х.; Наглер, А. (2005). «Хронология и культурная близость курганного комплекса Аржан-2 по археологическим данным» . Влияние окружающей среды на миграцию людей в Евразии . Серия наук НАТО: IV: Науки о Земле и окружающей среде. 42 . Спрингер Нидерланды: 1–7. дои : 10.1007/1-4020-2656-0_1 . ISBN 1-4020-2655-2 .
- ↑ Савинов Д.Г., Ранние кочевники , стр. 84–85.
- ^ Савинов Д.Г., Ранние кочевники , стр. 94–95.
- ^ Савинов Д.Г., Ранние кочевники , стр. 83–84.
- ^ Савинов Д.Г., Ранние кочевники , стр. 93–94.
- ^ Веселовская, Е.В.; Галеев, Р.М. (2020). «АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА «ЦАРЯ» И «ЦАРИЦЫ» РАННЕСКИФСКОГО ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА АРЖАН-2» (PDF) . Вестник археологии, антропологии и этнографии . 2 (49).
В антропологическом отношении погребенные представляют собой своеобразную мозаику европеоидных и монголоидных черт. Для них характерны брахицефалия и куполообразная голова с заметно развитой морщинистостью надбровной дуги у мужчин и ее отсутствием у женщин. У мужчины отмечают среднюю ширину лица и узкий лоб средней высоты. У женщины широкое лицо и лоб, высота лба средняя. Оба портрета характеризуются выступающим положением глазных яблок и большими глазами. Нос человека короткий, выступающий, с выпуклой спинкой. Женский нос имеет волнистую спинку и слегка выступает вперед. На мужском портрете скулы умеренные, на женском — высокие и выступающие. Лица «царственных» особ уплощены в верхней части, с некоторой степенью альвеолярного прогнатизма. Нижняя челюсть человека среднего размера, узкая по углам. У женщины можно отметить некоторую грациозность нижней челюсти.
- ^ Некки-Русконе, Гвидо Альберто; Хусаинова Эльмира; Кахбаткызы, Нуржибек; Мусралина, Ляззат; Спиру, Мария А.; Уайт, Рафаэла А.; Радзевичюте, Рита; Мартинс, Нуно Филипе Гомес; Фройнд, Цесилия; Иксан, Олжас; Гаршин, Александр; Жаниязов, Жасулан; Бекманов, Бахытжан; Китов, Егор; Самашев, Заинолла; Бейсенов, Арман; Березина, Наталья; Березин, Джейкоб; Биро, Андраш Жолт; Эвингер, Шандор; Бисембаев, Арман; Ахатов, Газиз; Мамедов, Аслан; Онгарулы, Ахан; Воякин, Дмитрий; Чотбаев, Айдос; Кариев, Елдос; Бужилова Александра; Джансугурова, Лейла; Чон, Чунгвон; Краузе, Йоханнес (26 марта 2021 г.). «Древний геномный разрез Среднеазиатской степи разгадывает историю скифов» . Достижения науки . 7 (13). дои : 10.1126/sciadv.abe4414 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 7997506 .
- ^ Мэри 2019 , с. 13.10.
- ^ Мэри 2019 , с. 13 июля.
- ^ Мэри, Лаура (28 марта 2019 г.). «Генетическое родство и примесь скифо-сибиряков железного века». Генетика человека . 138 (4): 411–423. дои : 10.1007/s00439-019-02002-y . ПМИД 30923892 . S2CID 85542410 .
- ^ Мэри 2019 : «Отсутствие линий R1b у протестированных на данный момент скифо-сибирских особей и их присутствие у северопонтийских скифов позволяют предположить, что эти две группы имели совершенно разный состав отцовской линии, и между ними почти не было потока генов от носителей мужского пола»
- ^ Юрас, Анна; Кшевиньска, Майя; Никитин Алексей Георгиевич; Элер, Эдвард (7 марта 2017 г.). «Разнообразное происхождение митохондриальных линий у черноморских скифов железного века» . Научные отчеты . 7 (1): 43950. Бибкод : 2017NatSR...743950J . дои : 10.1038/srep43950 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 5339713 . ПМИД 28266657 . «Анализ митохондриальных гаплогрупп скифов ННР из этого исследования, а также ростовских-на-Дону и пазырыкцев с Алтая и Внутренней Монголии показывает, что по большей части одни и те же линии встречаются во всех трех группах и часто представлены в единственном числе в каждая группа... В остальном состав линии mt сопоставим во всех трех группах скифского горизонта, что подтверждает их общие материнские генетические корни, основанные на общем восточно- и западно-евразийском субстрате с участием соседних популяций. Генетический приток восточно-евразийских гаплотипов. может быть результатом установления отношений между мигрантами европейского происхождения и женщинами восточно-евразийского происхождения, как это было ранее предложено66 в случае южносибирского населения железного века».
- ^ Унтерлендер, Мартина; Пальстра, Фризо; Лазаридис, Иосиф; Пилипенко, Александр (3 марта 2017 г.). «Происхождение, демография и потомки кочевников железного века Евразийской степи» . Природные коммуникации . 8 (1): 14615. Бибкод : 2017NatCo...814615U . дои : 10.1038/ncomms14615 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 5337992 . ПМИД 28256537 . «Эти результаты согласуются с появлением восточноазиатских митохондриальных линий у западных скифов в течение железного века и предполагают поток генов или миграцию по Евразийскому степному поясу, несущую восточноазиатское/северосибирское происхождение с Востока на Запад, насколько это возможно. Дон-Поволжье на юге России».
- ^ Некки-Русконе, Гвидо Альберто; Хусаинова Эльмира; Кахбаткызы, Нуржибек; Мусралина, Ляззат (26 марта 2021 г.). «Древний геномный разрез Среднеазиатской степи разгадывает историю скифов» . Достижения науки . 7 (13): eabe4414. Бибкод : 2021SciA....7.4414G . дои : 10.1126/sciadv.abe4414 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 7997506 . ПМИД 33771866 . См. рис. 3А.
- ^ Покутта, Далия А.; Бородовский Андрей П.; Олещак, Лукаш; Тот, Питер; Лиден, Керстин (1 октября 2019 г.). «Мобильность кочевников в Центральной Азии: хронология и данные изотопов 87Sr/86Sr из Пазырыкских курганов Северного Алтая, Россия» . Журнал археологической науки: отчеты . 27 : 101897. Бибкод : 2019JArSR..27j1897P . дои : 10.1016/j.jasrep.2019.101897 . ISSN 2352-409X . S2CID 201311403 . «Более того, краниометрические данные, опубликованные Чикишевой (2008), подтверждают гипотезу о том, что популяции Тувы и Алтая также были антропологически связаны друг с другом. В своем исследовании Чикишева (2008) сосредоточилась на черепных вариациях, отслеживая сходство с различными группами населения в Скифском По данным исследований, население Тувы, вероятно, было связано с раннескифским населением Северного Алтая».
- ^ Савинов Д.Г., Ранние кочевники , стр. 93–94.
Литература
[ редактировать ]- Savinov D.G., Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и культурогенез. ( Early nomads of Upper Yenisei. Archaeological culture and cultural genesis ), St. Petersburg, St. Petersburg State University, 2002, ISBN 5-288-02449-9 (на русском языке)
- Чикишева Т.А., Динамика антропологической дифференциации населения юга Западной Сибири в эпоху неолита – раннего железа , Профессорская диссертация, Новосибирск, 2010, раздел Выводы http://www.dissercat.com/content/dinamika-antropologicheskoi- Differentsiatsii-naseleniya-yuga -западной-сибири-в-эпохи-неолит (на русском языке)