Jump to content

Савроматская культура

(Перенаправлено с савроматов )

Савроматская культура
Географический диапазон Южный Урал
Период Железный век
Даты VI-IV века до н.э.
Предшественник Срубная культура
Андроновская культура
Киммерийская культура [ 2 ]
С последующим Сарматская культура

Савроматская культура ( русский язык : Савроматская культура , латинизированный : Савроматская культура ) — культура конных кочевников железного века в районе от нижней Волги до южного Урала на юге России , датируемая VI-IV веками до нашей эры. Археологически сам савроматский период иногда также называют «периодом Блюменфельда» (6-4 вв. до н.э.), за которым следует переходный позднесавроматский-раннесарматский период (4-2 вв. до н.э.), также называемый «прохоровским периодом». . [ 3 ]

Название этой культуры происходит от савроматов ( древнегреческий : Σαυρομάται , латинизированный : Sauromatai ; латинский : Sauromatae [sau̯ˈrɔmat̪ae̯] ), древнего скифского народа, упомянутого греко-римскими авторами, и с которым она отождествляется. Савроматская культура была кочевой: постоянных поселений не обнаружено, они известны лишь по некоторым временным стоянкам и большим курганным гробницам. [ 4 ]

Происхождение

[ редактировать ]

бронзового века Савроматская культура возникла в 6 в. до н.э. на основе элементов срубной культуры и соседней андроновской культуры в сочетании с сакскими кочевыми элементами Средней Азии . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Савроматская культура была впервые упомянута и названа Геродотом (484–425 гг. до н. э.), который объяснил, что она расположена к востоку от реки Дон , в 15 днях пути от северной части Азовского моря . [ 9 ]

Переходный период (8-7 вв. до н. э.)

[ редактировать ]
Савроматы ( ) сформировались на основе населения бронзового века срубного и андроновского с большой примесью железного века сакских кочевников ( ) VII-VI веков до н.э. [ 10 ]

Андроновская культура и срубная культура ( срубная культура ), по-видимому, слились в переходную культуру в VIII–VII веках до нашей эры. Тем не менее, существуют широкие региональные и этнические различия: западные популяции нижней Волги находились в основном под влиянием срубной культуры и их антропоморфный тип был средиземноморским, тогда как более мелкие популяции в Самарско-Уральском регионе находились в основном под влиянием андроновской культуры и имели европеоидно-андроновские антропоморфные типы. [ 5 ]

Савроматский период (6-4 века до н.э.) условно начинается в 6 веке нашей эры, после этого переходного периода. В этот период происходил важный приток кочевого населения из Средней Азии , сформировавший саураматскую культуру Южного Приуралья. [ 11 ]

Савроматская культура также взаимодействовала с западно-предкавказской группой скифской культуры, благодаря чему имела много сходства с этой последней группой скифской культуры. [ 7 ] С VII-VI веков до нашей эры савроматские художественные образцы начали появляться в западно-скифском искусстве, которое в результате стало более сложным. [ 12 ]

В культурном отношении на савроматскую культуру повлияла и культура Персидской империи Ахеменидов , влияние которой достигло их через Среднюю Азию. Это влияние Ахеменидов было наиболее заметным в северо-восточной части савроматской территории в VI веке до нашей эры. [ 13 ] Греческое влияние пришло с IV века до нашей эры, и греческие артефакты можно найти в погребениях кочевников этого периода вплоть до Южного Урала. [ 14 ]

Местоположение и идентификация

[ редактировать ]

Савроматская культура охватывала территорию от восточных предгорий нижнего Дона на западе до нижнего течения Волги на востоке и от южного Урала на севере до восточных предгорий Кавказа на юге. [ 7 ]

Савроматская культура разделилась на две основные локальные группы: самарско-уральскую группу от Южного Урала до Каспийского моря и нижневолжскую группу, расположенную между реками Волгой , Доном и Заволгой . Самарско-Уральская группа савроматской культуры до сих пор не идентифицирована ни с одной популяцией, зафиксированной античными авторами. [ 6 ] [ 8 ] Кочевников Южного Урала иногда отождествляют с упомянутыми древними авторами племенами, такими как исседоны или дахае . [ 15 ] Как можно судить по их близости, между нижневолжской и самарско-уральской группами существовали тесные родственные связи. [ 6 ] Тем не менее, высказывались аргументы в пользу того, что их также можно рассматривать как две разные культуры. [ 5 ]

Группа «Самара-Урал».

[ редактировать ]
«Золотая дама» из курганов Таксай и некоторые ее золотые украшения, ок. 500 г. до н.э. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Ее наряд имеет много общего с сакскими «золотыми людьми», обнаруженными в Иссык или Байгетобе . курганах [ 19 ]

Регион южнее Урала в конце бронзового века был очень малонаселенным, «почти необитаемым», поскольку известных захоронений андроновского типа было крайне мало. [ 5 ] [ 20 ] [ 11 ] Археологические исследования показывают, что этот район начал развиваться, а население начало увеличиваться только тогда, когда сюда пришли волны азиатских кочевнических миграций с 7-6 веков до нашей эры. [ 11 ] [ 21 ]

С VII века до н.э. памирско - ферганские антропологические типы, и восточное влияние стало преобладающим, главным образом за счет миграций. начали появляться [ 5 ] Характерные для саков олени- камни зафиксированы у курганов Гумарово. [ 22 ] Исследования последних лет позволяют предположить, что население Южного Урала фактически стало весьма многоэтническим, и термину «Ранние кочевники южноуральского предгорья» теперь часто отдают предпочтение традиционному историческому термину «савроматы». [ 11 ] Ранние сакские кочевники начали селиться на Южном Урале еще в VII веке до нашей эры, выходцы из Средней Азии , Алтае-Саянского региона, Центрального и Северного Казахстана . [ 23 ] Иткульская культура (7-5 ​​вв. до н. э.) — одна из раннесакских культур, базирующаяся в восточных предгорьях Урала и специализирующаяся на металлургии, которая была ассимилирована раннесарматской культурой. [ 23 ] Около 600 г. до н. э. группы сакско- тасмола поселились на Южном Урале. [ 23 ] другие группы из территории Древнего Хорезма , которые также ассимилировались с ранними сарматами. Около 500 г. до н.э. в западной части Южного Урала поселились [ 23 ] Все эти кочевые народы идентифицируются по курганным курганам и многочисленным артефактам, таким как курганы Таксай (ок. 500 г. до н.э.). [ 11 ] К другим южноуральским курганам VI-IV вв. до н.э. относятся Кырык-Оба, Лебедевка, Тара-Бутак, Акоба, Нагорное, Жалгызоба и другие курганы. [ 24 ]

Позднесавроматско-раннесарматский период

[ редактировать ]

крупномасштабный интегрированный союз кочевников из Центральной Азии с достаточно унифицированными культурными практиками. В результате в V–IV веках до нашей эры на этом участке сформировался [ 23 ] Этот культурный комплекс с заметными «иностранными элементами» соответствует «царским» захоронениям Филипповских курганов (ок. 400 г. до н.э.) и определяет «период ранней Прохоровки» позднесавроматов-ранних сарматов. [ 23 ] Савроматы Южного Урала, например, похороненные в Филипповском кургане (ок. 400 г. до н.э.), сочетали в себе западные ( Срубная могила и Андроново ) и восточные характеристики и в целом демонстрировали повышенную распространенность восточноазиатских черт. [ 25 ] Они больше всего напоминали сакское население Средней Азии , особенно из Алтайского региона ( Пазырык ), и сильно отличались от западных скифов или даже от на западе сарматов Поволжья . [ 25 ] Архаичный стиль звериного стиля Филипповского кургана побудил некоторых авторов датировать его VI веком до н.э. [ 26 ]

Культура Самарско-Уральской группы завершилась в первые десятилетия III в. до н. э. (около 300-250 гг. до н. э.), возможно, из-за изменения климатических условий и прихода новых кочевников из Средней Азии и юга Западной Сибири, возможно , алан , которые определил последующий сарматский период. [ 23 ] Обычно считается, что сарматская культура сформировалась в уральских степях, и общее движение этих кочевых племен на запад могло спровоцировать упадок классических волжских савроматов, которые, возможно, даже принадлежали к другому генетическому профилю. [ 27 ] [ 28 ]

Нижневолжская группа

[ редактировать ]

Участок нижневолжской группы савроматской культуры, расположенный между реками Дон и Волга, соответствует савроматам, упомянутым греко-римскими авторами. [ 6 ] [ 8 ] Впервые они образовались в VII веке до нашей эры, после того как скифы мигрировали на запад и стали хозяевами Понтийско -Каспийской степи . Историк Марек Ян Ольбрихт предположил, что савроматы могли быть скифской группой, мигрировавшей из Мидии в период скифского присутствия в Западной Азии , после чего они слились с меотами, имевшими матриархальную культуру. Эти ранние савроматы жили в районе реки Дон, недалеко от Азовского моря на Северном Кавказе . [ 8 ] а их западными соседями были собственно скифы . [ 7 ]

Савроматы, возможно, были народом сарима- ( 𐬯𐬀𐬌𐬭𐬌𐬨𐬀 ), упомянутым в Яштах зороастрийской как один из пяти народов, следующих религии , наряду с ария- ( 𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 ), Турия- ( 𐬙𐬏𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 ), 𐬛𐬁𐬵𐬀 ( Даха- ) и Сайну- ( 𐬯𐬁𐬌𐬥𐬎 ), хотя эта идентификация все еще не определена. [ 8 ] [ 32 ]

Социально-экономическое развитие

[ редактировать ]
Цифровая реконструкция юноши (25-35 лет) из Нижневолжского Майеровского III (Майеровского III) могильника ( Николаевский район , Волгоградская область), курган 5, погребение 1А, савроматский период, VI-V вв. до н.э. [ 33 ]
Савроматские типы мечей (Южный Урал), V-IV вв. до н.э. [ 34 ]

Погребения нижневолжских савроматов были беднее и менее совершенными, чем погребения их соседей — скифов на юго-западе или южноуральских савроматов на северо-востоке. Это говорит о том, что нижневолжские савроматы имели меньший уровень социальной и имущественной дифференциации. Курганы савроматов Южного Урала были намного крупнее и богаче, что позволяет предположить существование богатой военной аристократии в V веке до нашей эры. В Поволжье подобных захоронений обнаружено не было, что позволяет предположить, что сохранилась более базовая клановая структура с более бедной и слабой военной аристократией. [ 35 ]

Политическое развитие

[ редактировать ]

По мнению греческого историка Геродота , савроматы были потомками амазонок и молодых скифов, живших в местности за Танаисом . Женщины ездили верхом на лошадях, присоединялись к своим мужьям на войне и носили ту же одежду, что и мужчины. [ 36 ] Савроматы говорили на «испорченной форме» скифского языка, что можно объяснить влиянием андроновской культуры на развитие савроматской культуры. [ 6 ]

В VI-V веках до нашей эры нижневолжские савроматы состояли либо из нескольких племен, либо из одного племени, разделявшего общую этническую идентичность и объединенного в единое государство, ограниченное с запада рекой Дон, а с востока - рекой Дон. река Волга. К концу V века до н.э. группы савроматов двинулись на запад и поселились вокруг озера Меотида вместе с царскими скифами и меотами. [ 6 ] [ 8 ] [ 37 ]

Савроматы поддерживали мирные отношения со своими западными соседями, скифами, которые также были иранским конным кочевым народом. Благодаря этим дружеским отношениям существовал долгий путь, начинавшийся в Скифии и продолжавшийся в восточные районы Азии. [ 6 ]

Когда персидский Ахеменидов царь Дарий I напал на скифов в 513 году до нашей эры , савроматский царь Скопасис поддержал скифов. [ 6 ]

родственные иранские кочевники из среднеазиатских степей мигрировали на запад, в страну нижневолжских савроматов, в результате чего основная часть савроматов отступила на запад, в западное Предкавказье. [ 38 ] Из-за этого скифы постепенно уступили свои территории на Кубани савроматам в конце VI века до нашей эры, начиная с территории к востоку от реки Лаба , а затем и всей Кубанской территории. [ 39 ]

К концу VI века до нашей эры скифы потеряли свои территории в Кубанской степи и были вынуждены отступить в Причерноморскую степь, за исключением самой западной части Кубанской степи, включавшей Таманский полуостров . [ 40 ] где скифское племя синди составляло господствующий класс над коренными меотами, благодаря чему эта страна получила название Синдика. К V веку до нашей эры Синдика была единственным местом на Кавказе, где сохранилась скифская культура. [ 39 ] [ 41 ]

Отступающие савроматы продолжали двигаться на запад, мигрируя в Скифию . саму [ 42 ] в течение 550 и 500 гг. до н. э. и были поглощены понтийскими скифами, с которыми они смешались. В результате различных миграционных перемещений было разрушено большое количество поселений в долинах степных рек. [ 40 ] [ 41 ]

Отступление скифов из Кубанской степи и прибытие савроматских иммигрантов в Причерноморскую степь в конце VI — начале V вв. до н.э. вызвали вскоре после Персидского похода значительные материальные изменения в скифской культуре, не связанные с это нормальная эволюция. Некоторые изменения произошли от савроматской культуры волжской степи, тогда как другие зародились среди кубанских скифов, что привело к внезапному появлению в нижнем Приднепровье полностью сформировавшейся скифской культуры, не имеющей местных предшественников и включавшей заметные увеличение количества скифских погребальных памятников. [ 43 ] [ 41 ]

Характеристики

[ редактировать ]
Зеркало Филипповка, IV век до нашей эры. [ 44 ]

К памятникам савроматской культуры относятся курганы , содержание которых беднее, чем у скифских погребений, что свидетельствует о наличии менее обширного сословного расслоения среди савроматов по сравнению с их западно-скифскими соседями. [ 6 ]

Кулон верблюд из Филипповки, [ 45 ] типа найденного в Пятимарских погребениях. [ 46 ]

Остатки савроматской культуры состоят почти только из могил, которые сами по себе представляли собой в основном вторичные захоронения, в которых повторно использовались старые курганы. Погребальный инвентарь, присутствующий в этих погребениях, характеризовал савроматов как хорошо вооруженных кавалерийских воинов, хотя многие из них, по-видимому, также сражались пешими. [ 7 ]

Однако савроматские курганы V века до н. э., найденные в южных предгорьях Урала , были более развитыми, большими и богатыми и принадлежали военной аристократии. Одним из примеров таких богатых савроматских памятников является группа Пятимары (Пятимары), расположенная на реке Илек . [ 6 ]

Напротив, савроматские курганы Поволжья были беднее, и ни один из них не обладал высотой и богатством уральских курганов. Это свидетельствует о более длительном существовании клановой структуры савроматского общества в междудонско-волжском регионе, при этом родоплеменная аристократия в этом районе была слабее как в экономическом, так и в военном отношении по сравнению с аристократией Приуралья. [ 6 ]

Наличие в женских сарматских могилах жертвенных алтарей на постаментах из камня или плоских каменных блюд с приподнятыми краями также подтверждает утверждения греко-римских авторов о том, что сарматские женщины были не только жрицами, но и воинами. Эти жрицы имели очень важный статус в савроматском обществе. [ 6 ] [ 42 ]

Многочисленное оружие, доспехи, шлемы были найдены уже при раскопках раннесарматского Филипповского кургана (ок. 450-300 гг. до н.э.): [ 47 ] Оружие очень похоже на оружие тагарской культуры . [ 48 ]

Из всех военных савроматских захоронений, содержащих оружие, двадцать процентов могил принадлежат женщинам-воинам, и такое относительно большое количество свидетельствует о правдивости утверждений греко-римских авторов об особой роли и участии савроматских женщин в военных действиях и в общественная жизнь. Женские погребения занимали центральное положение и были самыми богатыми в многочисленных савроматских погребальных комплексах. [ 6 ] [ 42 ]

Позолоченный железный кинжал с изображениями коней и воинов из Филипповского кургана 4, погребение 2. [ 49 ]
Пропорции сарматского происхождения. В позднесавроматско-раннесарматский период (период Прохоровки на Южном Урале) наблюдается заметный приток среднеазиатских кочевников ( алтайского происхождения), который продолжился и в позднесарматский период и сделал их генетически очень похожими на азиатские сакские популяции. [ 50 ] [ 25 ]
Возможное изображение савроматского воина с прямыми волосами, штанами с пилообразным узором, пальто и бантами. Филипповский курган , ок. 400 г. до н.э. [ 51 ]

Савроматская культура прекратила свое существование, когда в IV-III веках до н. э. они были завоеваны кочевым среднеазиатским населением из регионов к востоку от Урала, переселившимся в зауральские степи и Нижнее Поволжье. [ 6 ] [ 8 ] К этим новым завоевателям присоединились савроматы. Их соединение с этими восточными кочевниками дало начало сарматам. [ 52 ] Первоначально они смогли сохранить свою отдельную идентичность, хотя их название, измененное на « сарматы », в конечном итоге стало применяться ко всему новому народу, образовавшемуся в результате этих миграций, составляющими племенами которых были аорсы , роксоланы , аланы и Языгес . [ 6 ] [ 8 ] [ 37 ]

Несмотря на то, что сарматы имели сходное с савроматами название, древние авторы различали их, и сарматская культура не развилась напрямую из савроматской культуры; ядро сарматов вместо этого составили вновь прибывшие мигранты из предгорий Южного Урала. [ 6 ] [ 8 ] [ 37 ] Эта эволюция также отражена в генетическом профиле савроматов и сарматов, в котором наблюдается заметный приток среднеазиатских кочевников ( алтайского происхождения), продолжающийся и в позднесарматский период. [ 50 ]

С археологической точки зрения нет никакой преемственности между нижневолжскими савроматами и сарматами III века до нашей эры. Вместо этого сарматы произошли от южноуральских савроматов в сочетании с новыми мигрантами из-за Урала, которые мигрировали в нижнее Поволжье и завоевали нижневолжских савроматов. Затем стали известны такие сарматские государства, как аорсы, роксоланы, аланы и языги. Эти могущественные племена далее расширились на запад и завоевали скифов. и Северный Кавказ. [ 53 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Савельев, Никита С. (2021). "МАЛЫЕ ГУМАРОВСКИЕ КУРГАНЫ СКИФО-САРМАТСКОГО ВРЕМЕНИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ: ХРОНОЛОГИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБНОГО ОБРЯДА И ВОПРОСЫ КУЛЬТУРНОЙ АТРИБУЦИИ (CC BY)" . Нижневолжский археологический вестник . дои : 10.15688/nav.jvolsu.2021.1 .
  1. ^ Золотой олень Евразии: скифские и сарматские сокровища из русских степей: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, и Археологический музей, Уфа . Метрополитен-музей. 2000. с. 43, рис.44. ISBN  978-0-87099-959-8 .
  2. ^ Вязов Леонид А.; Ершова Екатерина Георгиевна; Пономаренко Елена Владимировна; Гаевский, Конрад; Блинников Михаил С.; Ситдиков, Айрат Г. (2019). «Демографические изменения, торговые пути и формирование антропогенных ландшафтов Среднего Поволжья за последние 2500 лет». Социально-экологическая динамика на историческом Шелковом пути . стр. 411–452. дои : 10.1007/978-3-030-00728-7_19 . ISBN  978-3-030-00727-0 .
  3. ^ Гурсой, М. (28 февраля 2023 г.). "Жазба Және Археологиялық Деректер Негізінде Савромат-Сармат Тайпаларының Шығу Тегі" . БЮЛЛЕТЕНЬ Серия исторических и общественно-политических наук . 1 (72): 158. дои : 10.51889/2022-1.1728-5461.16 . В частности, Б. Н. Граков предложил общую четырехэтапную хронологию савроматско-сарматских племен, исходя из особенностей их погребальных сооружений, погребальных традиций и материального мира: 1.Савроматский период или Блюменфельд -VI-IV вв. до н.э. 2.Савромат-сарматский или прохоровский период-IV-II вв. до н.э. 3.Средний Сарматский период или Суслов -II до н.э. -II вв. н.э. 4.Позднесарматский период или Шипов –II –IV вв. н.э. Поскольку это предложение в целом поддерживается большинством, эта хронология взята за основу в научных работах.
  4. ^ Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога восточно-евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелкового пути . Спрингер. п. 287. ИСБН  978-981-329-155-3 . Никаких постоянных поселений в савроматской культуре обнаружено не было; были обнаружены лишь несколько временных лагерей. Материалы раскопок в основном посвящены гробницам. По результатам современных исследований савроматскую культуру можно разделить на два типа: нижневолжский и самарско-уральский. Артефакты этих двух типов имеют региональные различия. Гробницы савроматской культуры покрыты огромными курганами. Могилы нижневолжского типа перекрыты земляными насыпями, а самарско-уральского типа – каменно-свайными насыпями или пирамидами из камней. Некоторые гробницы окружены слоем гальки, а некоторые украшены оленьими камнями .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога восточно-евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелкового пути . Спрингер. стр. 296–297. ISBN  978-981-329-155-3 . Давно предполагалось, что андроновская культура и срубная культура слились в переходную культуру, которая позже развилась в савроматскую культуру. Поскольку тип могил нижней Волги находился преимущественно под влиянием срубной культуры, самарско-уральский тип отражает влияние андроновской культуры (Сулимирский, 1970, с. 39–53). Большая часть остатков переходной культуры может быть датирована VIII–VII веками до н.э. и обнаружена преимущественно в Донско-Волжском регионе и лишь немногие – в Южном Урале. Большинство гробниц этого периода представляют собой катакомбные гробницы с изогнутым скелетом. Могилы на Урале по форме были схожи с захоронениями андроновской культуры. Большинство погребального инвентаря (рис. 5.17) продолжало преобладать в савроматской культуре. Между нижневолжским типом и самарско-уральским типом имеются существенные различия не только в погребальных обычаях, но и в человеческих костях. Костные данные показывают, что существовало два основных типа савроматов: европеоидный андроновский тип в казахской степи и средиземноморский тип в долине реки Волги. Лишь в V веке до нашей эры в среднеазиатских степях появился памиро-ферганский тип (Сулимирский, 1970, с. 39–53). Поэтому в последние годы некоторые ученые высказали предположение, что эти два типа должны принадлежать разным культурам (Мошкова 1995). Однако сходства и различия между этими двумя типами остаются для дальнейшего обсуждения. В своем развитии савроматская культура постоянно находилась под влиянием как восточных, так и западных факторов, особенно восточного. Это влияние, вероятно, достигалось за счет миграции населения, о чем свидетельствует присутствие в культурном распределении людей памирско-ферганского типа. Из-за увеличения мобильности миграция людей была обширной, и крупномасштабная миграция людей была постоянной среди культур.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Melyukova 1990 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Сулимирский 1985 , с.189.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ольбрихт 2000 .
  9. ^ Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога восточно-евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелкового пути . Спрингер. п. 287. ИСБН  978-981-329-155-3 . Название савроматской культуры впервые встречается в книге греческого историка Геродота. В своей книге «Истории» Геродот писал, что племя савроматов у восточной части скифов располагалось к востоку от реки Дон, в 15 днях расстояния от северной части Азовского моря (Геродот 1999б).
  10. ^ Гурсой, М. (28 февраля 2023 г.). «Происхождение савромато-сарматских племен по письменным и археологическим данным» . БЮЛЛЕТЕНЬ Серия исторических и общественно-политических наук . 1 (72): 157. дои : 10.51889/2022-1.1728-5461.16 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Лето 2020 , с. 604, примечания 82, 85: «Южно-Уральское предгорье традиционно связывают с савроматами, собирательным этнонимом, употребляемым для всех кочевых народов, живших в обширном регионе к востоку от Дона во времена Геродота. Однако недавние исследования видят жителей этот регион является многоэтническим и отдает предпочтение более нейтральному термину ранних кочевников южноуральского предгорья. Хотя бронзовый век в южноуральском регионе хорошо засвидетельствован археологически, по-видимому, в первой половине I тысячелетия до н.э. произошел перерыв. Высказано предположение, что новые группы кочевников пришли в регион в VI веке до нашей эры. Самым ранним археологическим свидетельством этой иммиграции является группа курганных захоронений позднего периода. VI или начало V века до нашей эры, частью которого является Таксай-1».
  12. ^ Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога восточно-евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелкового пути . Спрингер. п. 284. ИСБН  978-981-329-155-3 . После VI века до нашей эры вдоль Черного моря появились греческие колонии. Греки обменивали шерсть, мех и рабов на расписную керамику, ткани, украшения, оружие, вино и оливковое масло. С этого времени влияние греческого художественного стиля на скифскую культуру постепенно возрастало, тогда как влияние ассирийского художественного стиля из Западной Азии постепенно уменьшалось. Тем временем скифский художественный стиль усложнился, включив в него некоторые элементы савроматской и персидской культуры.
  13. ^ Сулимирский 1985 , стр. 187.
  14. ^ Трейстер, М.Ю. (24 марта 2021 г.). "СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯНСКИЙ И СЕВЕРО-ПОНТИЙСКИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ИМПОРТ В КОЧЕЛЬНЫХ ПОГРЕБЕНИЯХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ПРЕДГОРЬЯ ЮЖНОГО УРАЛА IV — ПЕРВОЙ ТРЕТЬИ III ВЕКА до н.э." . Археология и ранняя история Украины . 41 (4): 51–67. дои : 10.37445/adiu.2021.04.03 .
  15. ^ МОШКОВА МАРИНА Г. (1995). КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ САВРОМАТОВ И САРМАТОВ (Глава 4) (PDF) . Беркли: ЗИНАТ ПРЕСС. стр. 86–106.
  16. ^ Лукпанова, Я.А. (2017). «Реконструкция женского костюма из элитного могильника Таксай-I: взгляд на археологию» . Поволжская археология . 1 (19).
  17. ^ «Золотой мужчина из Шиликты и Золотая женщина из Таксая» . Нур-Султан – Национальный музей Республики Казахстан. 23 июля 2017 г.
  18. ^ Описание серьги см. Панькова Светлана; Симпсон, Сент-Джон (1 января 2017 г.). Скифы: воины древней Сибири . Британский музей. п. 137, пункт 67.
  19. ^ Андреева, Петя В. (23 февраля 2023 г.). «Сверкающие тела: политика погребального самооформления в евразийских кочевых культурах (700–200 гг. до н. э.)» . Теория моды . 27 (2): 175–204. дои : 10.1080/1362704X.2021.1991133 . S2CID   240162003 .
  20. ^ Иванов Владимир (25 декабря 2017 г.). «Южное Приуралье в эпоху Великого переселения народов – археолого-географический контекст» . Поволжская археология . 4 (22): 8–23. дои : 10.24852/pa2017.4.22.8.23 .
  21. ^ Ярве, Мари (22 июля 2019 г.). «Сдвиги в генетическом ландшафте Западной Евразийской степи, связанные с началом и концом скифского господства» . Современная биология . 29 (14): e4–e5. дои : 10.1016/j.cub.2019.06.019 . ISSN   0960-9822 . ПМИД   31303491 . В силу эколого-демографических факторов степь Южного Урала в конце бронзового века была практически необитаема, захоронений этого периода известно лишь несколько. Более многочисленные захоронения появляются вновь только в VII веке до нашей эры, что позволяет предположить заселение региона кочевниками.
  22. ^ Чариков, А.А. (1980). "Оленный камень из Южного Приуралья. (Reindeer stone from the Southern Urals)" . Археология Южной Сибири (ИЛАИ) . 11 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Järve, Mari; Saag, Lehti; Scheib, Christiana Lyn; Pathak, Ajai K.; Montinaro, Francesco; Pagani, Luca; Flores, Rodrigo; Guellil, Meriam; Saag, Lauri; Tambets, Kristiina; Кушниаревич, Алена; Сольник, Ану; Varul, Liivi; Задников, Станислав; Petrauskas, Oleg; Авраменко, Марьяна; Магомедов, Борис; Диденко, Сергии; Тошев, Геннади; Bruyako, Игорь; Грехко, Денис; Окаченко, Виталии; Горбенко, Кирило; Смырнов, Олександр; Хейко, Анатолии; Reida, Roman; Sapiehin, Serheii; Sirotin, Sergey; Тайоров, Александр; Бейсенов, Арман; Стародубцев, Максим; Василев, Витали; Nechvaloda, Alexei; Атабиев, Бияслан; Литвинов, Сергеи; Екомасова, Наталья; Джаубермезов, Мурат; Ворониатов, Сергеи; Утовская, Ольга; Шрамко, Ирина; Хуштнудинова, Элза; Metspalu, Mait; Савелев, Никита; Kriiska, Aivar; Kivisild, Toomas; Villems, Ричард (22 июля 2019). "Shifts в Genetic Landscape of Western Eurasian Steppe Associated with Beginning and End of Scythian Dominance" . Current Biology . 29 (14): e4–e5. doi : 10.1016/j.cub.2019.06.019 . ISSN   0960-9822 . ПМИД   31303491 .
  24. ^ Мышкин, В.Н. (1 января 2017). «Курганы скифского возраста с погребениями на поверхности земли в степях Южного Урала: особенности погребального обряда» . Археология, этнология и антропология Евразии . 45 (3): 96–105. дои : 10.17746/1563-0110.2017.45.3.096-105 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Золотой олень Евразии: скифские и сарматские сокровища из русских степей: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, и Археологический музей, Уфа . Метрополитен-музей. 2000. с. 39. ИСБН  978-0-87099-959-8 . По форме черепа и строению лица филипповские экземпляры существенно отличаются от останков скифов и поволжских сарматов. Филиповские черепа наиболее близки черепам саков из Казахстана и Приаралья и усуней из Восточного Казахстана.
  26. ^ Яблонский, Леонид Теодорович (2010). «Новые раскопки раннекочевого могильника Филипповка (Южный Урал, Россия)» . Американский журнал археологии . 114 (1): 129–143. дои : 10.3764/aja.114.1.129 . JSTOR   20627646 . S2CID   191399666 . В Филипповских курганах также собрана большая и разнообразная серия изделий, выполненных в так называемом скифо-сибирском зверином стиле. Этот стиль выглядит настолько архаичным, что некоторые исследователи датируют его уже шестым веком до нашей эры, относя таким образом дату курганов к савроматскому (т. е. досарматскому) веку.
  27. ^ МОШКОВА МАРИНА Г. (1995). КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ САВРОМАТОВ И САРМАТОВ (Глава 4) (PDF) . Беркли: ЗИНАТ ПРЕСС. п. 95. Недавно опубликованная статья А.С. Скрипкина (1988, с.28) предполагает, что, поскольку Прохоровская, или раннесарматская, культура распространилась из степей Южного Урала в результате военной экспансии, возможность генетической преемственности савроматов и сарматов должна быть исключена. .
  28. ^ Яблонский, Леонид Теодорович (2010). «Новые раскопки раннекочевого могильника Филипповка (Южный Урал, Россия)» . Американский журнал археологии . 114 (1): 129–143. дои : 10.3764/aja.114.1.129 . JSTOR   20627646 . S2CID   191399666 . Все российские ученые сходятся во мнении, что протородина сарматов, место зарождения этой многовековой культуры, находилась в степях Южного Урала и лесостепи Восточного Урала. И именно в этих регионах расположены древнейшие могильники сарматского типа. Одним из таких могильников являются курганы Филипповки (рис. 1), пионер их научных исследований Пшеничнюк датирует не позднее IV века до н.э.
  29. ^ Okorokov, Konstantin; Perevodchikova, Elena (July 2020). "The 2013 Finds in the Context of the Animal Style of the Kurgan 1 of the Necropolis Filippovka 1" . Nizhnevolzhskiy Arheologicheskiy Vestnik (1): 28–45. doi : 10.15688/nav.jvolsu.2020.1.2 .
  30. ^ Гуляев В.И. (21 сентября 2019 г.). «Культ Медведя и курганы скифской элиты». Археология, этнология и антропология Евразии . 47 (3): 85–93. дои : 10.17746/1563-0110.2019.47.3.085-093 .
  31. ^ Яблонский, Леонид Теодорович (2010). «Новые раскопки раннекочевого могильника Филипповка (Южный Урал, Россия)» . Американский журнал археологии . 114 (1): 137, рис.13. дои : 10.3764/aja.114.1.129 . ISSN   0002-9114 . JSTOR   20627646 . S2CID   191399666 .
  32. ^ Фогельсанг 1993 .
  33. ^ Балабанова Мария; Нечвалода, Алексей (декабрь 2022 г.). «Древнее население Нижнего Поволжья по данным краниологии и антропологической скульптурной реконструкции лица по черепу» . Нижневолжский археологический вестник (2): 158–173. дои : 10.15688/nav.jvolsu.2022.2.10 .
  34. ^ Сергеевич, Савельев Никита (2018). "Находки мечей и кинжалов скифо-сарматского времени из юго-западных предгорий Южного Урала (к вопросу об освоении территории и особенностях расселения кочевников)" . Oriental Studies . 4 : 24–31. doi : 10.22162/2619-0990-2018-37-3-24-31 (inactive 31 January 2024). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  35. ^ Мелюкова 1990 , с. 111: «По уровню социального и экономического развития, а также по культуре савроматские племена были несколько примитивнее скифских, хотя можно обнаружить ряд общих черт. Раскопанные савроматские курганы в целом беднее тех, у скифов они показывают также, что была меньшая социальная и имущественная дифференциация между савроматской аристократией и рядовыми членами общины. Более развитыми, очевидно, были племена с юга. предгорья Урала, где известны крупные и богатые курганы военной аристократии V в. до н.э., такие как Пятимарская группа на р. Илек, - таких могильников в Поволжье до сих пор не обнаружено. заставило ученых предположить, что у савроматов в междуволжско-донском пространстве родовая структура распадалась медленнее и что родоплеменная аристократия здесь была слабее в экономическом и военном отношении. чем аристократия Приуралья».
  36. ^ Ольбрихт 2000 , стр. 111.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Бэтти 2007 , с. 225-236.
  38. ^ Сулимирский 1985 , с. 189:"Савроматское вооружение мало отличалось от скифского. К концу V в. до н.э. изделия и вооружение среднеазиатских типов, главным образом по образцу ахеменидских прототипов, стали появляться сначала на Южном Урале, а затем и на Нижнее Поволжье Это было связано с притоком сарматских аланов-кочевников из Казахстана и среднеазиатских степей, которые наводнили савроматскую страну. Основная часть савроматов уступила захватчикам и отступила на юг, в Северо-Западный Кавказ, и на запад, на Украину. где они внесли большие изменения в скифскую культуру и положили начало позднескифскому периоду».
  39. ^ Перейти обратно: а б Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 572.
  40. ^ Перейти обратно: а б Сулимирский 1985 , стр. 195.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Иванчик 2018 .
  42. ^ Перейти обратно: а б с Сулимирский 1985 , с.190.
  43. ^ Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 568-5
  44. ^ Okorokov, Konstantin; Perevodchikova, Elena (July 2020). "The 2013 Finds in the Context of the Animal Style of the Kurgan 1 of the Necropolis Filippovka 1" . Nizhnevolzhskiy Arheologicheskiy Vestnik (1): 28–45. doi : 10.15688/nav.jvolsu.2020.1.2 .
  45. ^ Okorokov, Konstantin; Perevodchikova, Elena (July 2020). "The 2013 Finds in the Context of the Animal Style of the Kurgan 1 of the Necropolis Filippovka 1" . Nizhnevolzhskiy Arheologicheskiy Vestnik (1): 28–45. doi : 10.15688/nav.jvolsu.2020.1.2 .
  46. ^ "PYATIMARY, archaeol. monument ПЯТИМАРЫ, археол. памятник" . bashenc.online .
  47. ^ Yablonsky, L.T. (2013). "РАННЕСАРМАТСКИЙ РЫЦАРЬ (Sarmatian warrior)" (PDF) . Поволжская археология (The Volga River Region Archaeology) . 2 (4): 104–135.
  48. ^ Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога восточно-евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелкового пути . Спрингер. п. 291. ИСБН  978-981-329-155-3 . Эти артефакты имеют большое сходство с артефактами тагарской культуры, процветавшей в Южной Сибири.
  49. ^ Яблонский, Леонид Теодорович (2010). «Новые раскопки раннекочевого могильника Филипповка (Южный Урал, Россия)» . Американский журнал археологии . 114 (1): 129–143. дои : 10.3764/aja.114.1.129 . JSTOR   20627646 . S2CID   191399666 .
  50. ^ Перейти обратно: а б Järve, Mari; Saag, Lehti; Scheib, Christiana Lyn; Pathak, Ajai K.; Montinaro, Francesco; Pagani, Luca; Flores, Rodrigo; Guellil, Meriam; Saag, Lauri; Tambets, Kristiina; Кушниаревич, Алена; Сольник, Ану; Varul, Liivi; Задников, Станислав; Petrauskas, Oleg; Авраменко, Марьяна; Магомедов, Борис; Диденко, Сергии; Тошев, Геннади; Bruyako, Игорь; Грехко, Денис; Окаченко, Виталии; Горбенко, Кирило; Смырнов, Олександр; Хейко, Анатолии; Reida, Roman; Sapiehin, Serheii; Sirotin, Sergey; Тайоров, Александр; Бейсенов, Арман; Стародубцев, Максим; Василев, Витали; Nechvaloda, Alexei; Атабиев, Бияслан; Литвинов, Сергеи; Екомасова, Наталья; Джаубермезов, Мурат; Ворониатов, Сергеи; Утовская, Ольга; Шрамко, Ирина; Хуштнудинова, Элза; Metspalu, Mait; Савелев, Никита; Kriiska, Aivar; Kivisild, Toomas; Villems, Ричард (22 июля 2019). "Shifts в Genetic Landscape of Western Eurasian Steppe Associated with Beginning and End of Scythian Dominance" . Current Biology . 29 (14): 2430–2441.e10. дои : 10.1016/j.cub.2019.06.019 . ISSN   0960-9822 . ПМИД   31303491 .
  51. ^ Ян, Цзяньхуа; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога восточно-евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелкового пути . Спрингер. п. 295. ИСБН  978-981-329-155-3 . Лошадь с длинным хвостом украшена на теле S-образными спиралями, которые также появляются на заднем плане (рис. 5.15: 28). Рыцарь, у которого короткие и прямые волосы, пара брюк с зубчатым узором и пальто с поясом, а также несущий на спине еще один лук, натягивает лук. Возможно, посредством этого рисунка мастер хотел передать образ савроматского воина на войне или охотника на охоте.
  52. ^ Золотой олень Евразии: скифские и сарматские сокровища из русских степей: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, и Археологический музей, Уфа . Метрополитен-музей. 2000. с. 4. ISBN  978-0-87099-959-8 .
  53. ^ Мелюкова 1990 , с. 112: «Археологи установили, что от савроматов Геродота, то есть населения между Волгой и Доном, жившего в VI-IV веках до нашей эры, к сарматам III века до нашей эры нельзя провести прямую линию развития. ядро сарматского народа сформировалось в предгорьях Южного Урала при участии переселенцев из лесостепей за Уралом в IV~III вв. часть населения Южного Урала переселилась в нижневолжские и зауральские степи и завоевала живших здесь савроматов. В результате возникли новые сарматские государства - известные в древнем мире как аорсы, роксоланы, аланы и . Образовались языги - это были грозные и мощные в военном отношении союзы племен, которые с III века до нашей эры начали свое великое продвижение на запад, через Дон и в степи. Северного Причерноморья, где они «опустошили значительную часть Скифии и, истребив до последнего человека побежденных, превратили большую часть страны в пустыню и двинулись на юг, на Северный Кавказ».

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 486430be599af506ccbeaaff08052ca6__1723213080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/a6/486430be599af506ccbeaaff08052ca6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sauromatian culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)