Король Чжоу Вэнь
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |
Джи Чанг | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Повелитель Запада | |||||||||
Старейшина додинастического Чжоу | |||||||||
Царствование | 1100–1050 до н.э. (50 лет) | ||||||||
Предшественник | Цзи, король Чжоу | ||||||||
Преемник | Король У Чжоу | ||||||||
Рожденный | 1152 г. до н.э. (традиционная версия) или 1112 г. до н.э. (современная оценка) Би (штат Чжоу) | ||||||||
Умер | 1050 г. до н.э. (62 года) Ченг (штат Чжоу) | ||||||||
Похороны | Би (штат Чжоу) | ||||||||
Супруг | Тай Си | ||||||||
Проблема | Бо Икао Король У Чжоу Сиань , маркиз Гуань И Ду , маркиз Кай Фэн , граф Вэй Ву, граф Ченг Чу, монарх Хо Чжэн, граф Мао Зай, монарх Дана Жендуо, маркиз Цао Сю, маркиз Тэн Гао, граф Би | ||||||||
| |||||||||
Отец | Король Цзи Чжоу | ||||||||
Мать | Тай Рен |
Король Чжоу Вэнь ( китайский : 周文王 ; пиньинь : Чжоу Вэнь Ван ; 1152–1050 до н.э., Культурный король) — посмертный титул , присвоенный Цзи Чангу ( китайский : 姬昌 ), патриарху государства Чжоу в последние годы. династии Шан в древнем Китае . Сам Цзи Чанг умер до окончания Чжоу-Шанской войны, а его второй сын Цзи Фа завершил завоевание Шана после битвы при Муе и посмертно удостоил его чести как основателя династии Чжоу . Многие гимны «Классика поэзии» восхваляют наследие короля Вэня. Некоторые считают его первым эпическим героем китайской истории. [1]
Хотя их часто путают с его четвертым сыном, герцогом Чжоу , также известным как «Лорд Чжоу», они являются разными историческими личностями.
Археология
[ редактировать ]Китайские ученые (например, Ван Юньу ( 王云五 ), Ли Сюэцинь ( 李 Сюэцинь ) и др.) отождествляли короля Вэня с Чжоу Фанбаем. [а] ; Чжоуфан бо ; «Старейшина региона Чжоу» упоминается в надписях H11:82 и H11:84 среди костей оракула , раскопанных в Чжоуюань ( 周原 ), уезд Цишань . [2]
Биография
[ редактировать ]Урожденный Цзи Чанг ( 姬昌 ), Вэнь был сыном Тайжэня и Цзи Цзили , старейшины Чжоу , вассального клана королевства Шан вдоль реки Вэй в современной Шэньси . Цзили был предан и казнен королем Шан Вэнь Дином в конце 12 века до нашей эры, в результате чего молодой Чанг стал старейшиной линии Чжоу.
Вэнь женился на Таиси и родил от нее десять сыновей и одну дочь, а также как минимум еще восемь сыновей от наложниц.
В какой-то момент король Шан Чжоу , опасаясь растущей власти Вэня, заключил его в тюрьму в Юли (современный Танъинь в Хэнани ) после того, как он был оклеветан маркизом Чуном. [3] Его старший сын, Бо Икао , отправился к королю Чжоу, чтобы просить о его свободе, но был в ярости казнен Линчи и превращен в мясные лепешки, которые скормлены его отцу в Юли. Однако многие чиновники (в частности, Сань Ишэн и Хун Яо) уважали Вэня за его благородное управление и подарили королю Чжоу столько подарков, в том числе золота, лошадей и женщин, что он освободил Вэня, а также подарил ему свое личное оружие и вложил деньги. ему присвоено особое звание Повелителя Запада (Западный Шан). [4] : 717 Вэнь предложил кусок своей земли в Западном Ло королю Чжоу, который, в свою очередь, позволил Вэню обратиться с последней просьбой. Он потребовал отменить наказание «Горящим столбом», и так оно и было. [ сомнительно – обсудить ] .
Впоследствии, вернувшись домой, Вэнь тайно начал заговор с целью свержения короля Чжоу. В свой первый год в качестве Повелителя Запада он урегулировал земельный спор между штатами Ю и Руи, заслужив большее признание среди знати. Именно к этому моменту некоторые дворяне начали называть его «королем». В следующем году Вэнь нашел Цзян Цзию ловящим рыбу на реке Пан и нанял его военным советником. Он также отразил вторжение варваров Цюаньжун и оккупировал часть их земель. В следующем году он провел кампанию против Миксу, государства, глава которого преследовал более мелкие государства Жуань и Гун, аннексировав таким образом три из них. В следующем году он напал на Ли, марионетку Шана, а в следующем году он напал на Э , мятежное государство, противостоящее Шангу, завоевав оба государства. Год спустя он напал на Чонг, дом Ху, маркиза Чонга, своего заклятого врага, и победил его, получив доступ к броду Мэн, через который он мог пересечь свою армию и атаковать Шанга. К тому времени он получил около двух третей всего королевства либо в качестве прямого владения, либо в качестве заклятых союзников. В том же году он перенес свою административную столицу в город. [5] в ста километрах к востоку от горы Ци до Фэна , что поставило Шан под непосредственную угрозу. Однако в следующем году Повелитель Запада умер, не успев пересечь Брод. Тем не менее, другие источники предполагают, что он погиб в бою во время кампании Чжоу против Шан. [6]
Через четыре года после его смерти его второй сын, известный как король У , последовал по его стопам и разгромил Шан при Муе , основав династию Чжоу . [7] Имя «Вэнь» теперь означает «культурный» или «цивилизованный» и было превращено королем Ву в официальное королевское имя в честь его отца. Он был единственным дворянином, носившим посмертное имя «Вэнь» на протяжении почти всей первой половины династии Чжоу, несмотря на то, что оно обычно использовалось в качестве хвалебного эпитета, предполагающего особые привилегии. [8] : 15
Мандат Небес
[ редактировать ]Теория политической легитимности, господствовавшая во времена династии Чжоу и нашедшая приверженцев на протяжении последующих тысячелетий, была известна как «Небесный мандат». Согласно этой теории, Небеса установили суверена лексически так же, как суверен установил бы вассала. [8] : 9 Легитимность исходила от воли Небес через личность правителя к его лордам и его семье. [9] Государь считался старшим сыном Неба, аналогично родственному обществу по отцовской линии додинастического Чжоу. Если государь был недостаточно добродетелен, Небо избрало нового преемника, предвещаемое различными предзнаменованиями или бедствиями. [10] Говорят, что король Вэнь был уполномочен Небесами, потому что добродетель королей Шан слишком сильно упала. [11] : 515–516 Хотя эта политическая теория со временем значительно усложнилась, похоже, она началась с того, что король Вэнь читал небо.
В 1059 году до нашей эры произошли два необычных небесных явления. В мае в созвездии Рака можно было увидеть самое плотное за пятьсот лет скопление пяти планет, видимых невооруженным глазом, а несколько сезонов спустя последовало появление кометы 1P/Галлея . [12] : 123–124, 129 Один или несколько из них [13] : 38 было истолковано королем Вэнем как видимый знак, указывающий на его божественное назначение. [14] : 30–31 Ранние записи, такие как надпись на Да Юйдин , описывают Небесный Мандат с точки зрения реального астрономического события: «великое повеление в небе» ( 天有大令 ). [13] : 39 [б]
В переданной записи не упоминается получение мандата королем Вэнем в его биографии, хотя широко распространенные традиции, подтверждающие истинность идеи его существования, повсеместно сходятся во мнении, что он действительно получил его в какой-то момент своей карьеры. Хотя его завоевания, тюремное заключение, основания и восстания образуют традиционную относительную хронологию, абсолютная дата, рассчитанная современными учеными небесных явлений, легла в основу того, что было названо самым важным вкладом династии Чжоу в китайскую политическую мысль. [15] : 291 не может быть надежно вписано во временную шкалу короля Вэня.
Наследие
[ редактировать ]Ах! Торжествен ясен храм,
почтительные и согласные с прославленными помощниками.
Достойны, достойны многие офицеры,
твердо придерживаясь добродетели короля Вэня.
Отвечая хвалой Тому, кто на Небесах,
они быстро спешат в храм.
Очень прославленный, очень почитаемый,
пусть [король Вэнь] никогда не устанет от [нас], мужчин.
Многие из старых од из «Классика поэзии» ( Шицзин 詩經) представляют собой гимны, восхваляющие короля Вэня. Кроме того, он был великим героем Конфуция , последователи которого сыграли значительную роль в формировании китайской культуры.
Гадание
[ редактировать ]Королю Вэню также приписывают то, что он сложил восемь триграмм в их различных перестановках, чтобы создать шестьдесят четыре гексаграммы И Цзин . Говорят также, что он написал суждения, прилагаемые к каждой гексаграмме. Ему приписывают наиболее часто используемую последовательность из 64 гексаграмм, которую обычно называют последовательностью короля Вэня .
Посмертные награды
[ редактировать ]В 196 г. до н. э. Хань Гаозу дал королю Вэню титул «Величайшего из всех королей». [17]
Семья
[ редактировать ]Жены:
- Тай Си из рода Юшен Си. клана
Наложницы:
Сыновья: [18]
- Тай Си: [19]
- Первый сын: Бо Икао ;
- Второй сын: Фа ( 發 ); правил как король Чжоу У ;
- Третий сын: Сиань ( 鮮 ), правил Гуанем ;
- Четвертый звук: Дэн ( 旦 ),
- Служил великим наставником и регентом короля Чжоу Чэна ; [20]
- Сын Дэна Бокин правил как герцог Лу ;
- Пятый сын: Ду ( 度 ), правил Цаем ;
- Шестой сын: Чжэндуо , правил Цао ;
- Седьмой сын: У ( 武 ), правил Чэном ( 郕 );
- Восьмой сын: Чу ( 處 ), правил Хо ;
- Девятый сын: Фэн ( 封 ), правил Кангом, затем Вэем ;
- Десятый сын: Зай ( 上 ), правил Ран ( 冉 ) или Дэном ( 聃 ).
- От других супругов: [21]
- Юаньхэ Синцзуань «Регистр фамилий правления Юаньхэ » перечисляет сыновей короля Вэня в несколько ином порядке рождения: [29]
- Старший сын: Бо Икао
- Второй сын: Фа, король Чжоу У (王武王)
- Третий сын: Сиань, правитель Гуаня (管叔鮮)
- Четвертый сын: Дэн, герцог Чжоу
- Пятый сын: Ду, правитель Цая (Цай Шуду) [д]
- Шестой сын: Чу, правитель Хо
- Седьмой сын: У, правитель Чэна (郕书武)
- Восьмой сын: Фэн, правитель Канга, затем Вэя ([伟]Кан Шуфэн)
- Девятый сын: Чжэн, правитель Мао.
- Десятый сын: Зай, правитель Рана (冉 [и] ежеквартальный)
- Одиннадцатый сын: правитель Гао (郜叔)
- Двенадцатый сын: граф Юн (雍伯)
- Тринадцатый сын: Чжэндуо, правитель Цао (Цао Шу Чжэндуо)
- Четырнадцатый сын: Сю, маркиз Тенг.
- Пятнадцатый сын: Гао, герцог Би (畢公高)
- Шестнадцатый сын: граф Юань (原伯)
- Семнадцатый сын: маркиз Фэн (豐侯) [ф]
- Восемнадцатый сын: граф Сюнь (郇伯) [г]
Родословная
[ редактировать ]Гуншу Зулей (1192–1158 до н.э.) | |||||||||||||||
Гугун Данфу (1158–1126 до н.э.) | |||||||||||||||
Цзили, старейшина Чжоу | |||||||||||||||
Тай Цзян из Пана | |||||||||||||||
Король Чжоу Вэнь (1125–1050 до н.э.) | |||||||||||||||
Королева Тай Рен | |||||||||||||||
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ребус для 博.
- ^ 令 ; ling здесь следует читать как 命 ; мин , который еще не развился на этой ранней стадии письменности.
- ^ Не указан среди сыновей короля Вэня в Книге Хань и Юаньхэ Синцзуань.
- ↑ Возможно, из-за ошибки переписчика Юаньхэ Синцзуань считает Ду 10-м сыном короля Вэня, как и Цзай. Здесь Ду рассматривается как пятый сын по приказу Шиджи и Цзоочжуаня.
- ^ 𥅆 в Юаньхэ Синцзуань ; обратите внимание на тот же фонетический компонент冉; возможно, из-за ошибки переписчика, Юаньхэ Синцзуань считает Цзая 10-м сыном короля Вэня, как и Ду. Здесь Зай рассматривается как 10-й сын по приказу Шиджи и Цзочжуаня.
- ↑ Возможно, из-за ошибки переписчика Юаньхэ Синцзуань считает его 17-м сыном короля Вэня, как и графа Сюня. Здесь маркиз Фэн рассматривается как 17-й сын по приказу Цзочжуаня.
- ↑ Возможно, из-за ошибки переписчика Юаньхэ Синцзуань считает его 17-м сыном короля Вэня, как и маркиз Фэн. Здесь граф Сюнь рассматривается как 18-й сын по приказу Цзочжуаня.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Теобальд, Ульрих (19 декабря 2010 г.). «Чжоу Вэньван 周文王, король Чжоу Вэнь» . ChinaKnowledge.de — Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Линь, Сен-Шоу (1995). Проблемы изучения письменности на костях оракулов Чжоу (МА). Университет Британской Колумбии. дои : 10.14288/1.0098998 .
- ^ Чихай, стр. 201.
- ^ Сосны, Юрий (2020). «Имена и титулы в текстах Восточной Чжоу». Тунг Пао . 106 (5–6). Лейден: Брилл: 714–720. дои : 10.1163/15685322-10656P06 .
Примечания Пайнса (стр. 717): «Положение 周文王 короля Чжоу Вэня (ум. ок. 1047 г. до н.э.) под властью Шан Династия Сибо 西伯 следует переводить как «повелитель Запада», а не как «граф». Запада». Далее он отмечает, что это прочтение предвосхищает и родственно титулу Ба , первоначально написанному тем же словом. - ^ Хаютина, Мария (2008). «Западные «столицы» династии Западная Чжоу: историческая реальность и ее отражения до времен Сыма Цяня». Ориенс Экстремус . 47 . Харрасовиц Верлаг: 25–65. JSTOR 24048045 .
- ^ <Гернет, Дж., (2019). КИТАЙСКИЙ МИР. Богота, Колумбия: Planeta Colombiana От редакции>
- ^ Сыма Цянь , Шиджи 1963 . [10-е годы до н.э., 10 томов. Пекин: Zhonghua Publishing, [1959]
- ^ Jump up to: а б Фалькенхаузен, Лотар фон (1996). «Концепция Вэнь в древнекитайском культе предков». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (CLEAR) . 18 : 1–22. дои : 10.2307/495623 . JSTOR 495623 .
- ^ Харари, Юваль Ной (2015). Sapiens: Краткая история человечества . Перевод Харари, Юваль Ной; Перселл, Джон; Вацман, Хаим . Лондон: Penguin Random House UK. п. 219. ИСБН 978-0-09-959008-8 . OCLC 910498369 .
- ^ Щепанский, Калли (1 августа 2019 г.). «Что такое Небесный мандат в Китае?» . МысльКо . Дотдаш Мередит . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Сон, Юну (2019). «Возникновение представления о предопределенной судьбе в раннем Китае». Дао: Журнал сравнительной философии . 18 (4). Спрингер: 509–529. дои : 10.1007/s11712-019-09684-1 .
- ^ Панкеньер, Дэвид В. (1995). «Космополитическая подоплека Небесного мандата». Ранний Китай . 20 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 121–176. дои : 10.1017/S0362502800004466 . JSTOR 23351765 .
- ^ Jump up to: а б Аллан, Сара (2007). «О личности Шан Ди 上帝 и происхождении концепции Небесного Мандата (Тянь Мин 天命)». Ранний Китай . 31 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 1–46. дои : 10.1017/S0362502800001796 . JSTOR 23354211 .
- ^ Ли Фэн (2008). Бюрократия и государство в раннем Китае . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88447-1 .
- ^ Чэнь Санпин (2002). «Сын Неба и Сын Божий: взаимодействие древних азиатских культур относительно сакрального царства и теофорических имен». Журнал Королевского азиатского общества . 3. 12 (3). Издательство Кембриджского университета: 289–325. дои : 10.1017/S1356186302000330 . JSTOR 25188290 .
- ^ Керн, Мартин (2010). «Ранняя китайская литература, начало через Западную Хань». В Оуэне, Стивене (ред.). Кембриджская история китайской литературы . Том. 1. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 23. ISBN 978-0-521-85558-7 .
- ^ Крил. Истоки государственного управления , с. 42.
- ^ Книга Хань " Том 20 Таблиц Лиц - Тогда и Сейчас " с аннотациями
- ^ Сыма Цянь , Записи великого историка «Наследственные дома Гуань и Цай» цитируют: «У короля Ву было десять братьев от одной матери. Его матерью была Тайси, и она была наложницей короля Вэня. Его старшим сыном был Бойикао, и его вторым сыном был король Уфа, его зовут Гуань Шусянь, следующий - Чжоу Гундань, следующий - Цай Шуду, следующий - Цао Шужендуо, следующий - Чэн Шуу, следующий - Хо Шучу, следующий - Кан Шуфэн. и следующий — Ран Джизай».
- ^ Jump up to: а б В записях Дая Старшего , « Защитники и наставники », цитируется: «Герцог Чжао — защитник Тай, герцог Чжоу — Тай Ту, а Великий герцог — Тайши. » перевод: «Герцог Шао действовал как Великий Защитник, Герцог Чжоу как Великий Наставник, а Великий Герцог как Великий Наставник ».
- ^ Цзо чжуань , «Герцог Си -24-й год - чжуань» . цитата: «Гуань, Цай, Инь, Хо, Лу, Вэй, Мао, Дань, Гао, Юн, Цао, Тэн, Би, Юань, Фэн, Сюнь, Вэнь». » перевод Даррента, Ли, Шаберга (2016:380-1): «владения Гуань, Цай, Чэн, Хо, Лу, Вэй, Мао, Дань, Гао, Юн, Цао, Тэн, Би, Юань, Фэн, и Сюнь для сыновей короля Вэня из нечетных поколений».
- ^ Теобальд, Ульрих (2012) Мао Гун 毛公, герцоги Мао для ChinaKnowledge.de - Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства .
- ^ Теобальд, Ульрих (2018), «Региональное государство Тэн滕» для ChinaKnowledge.de — Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства .
- ^ Теобальд, Ульрих (2018), «Региональный штат Вэй魏» для ChinaKnowledge.de — Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства .
- ^ Бай Ху Тун , «Те, кого короли не считают своими подданными», цитата: «召公,文王子也。»
- ^ Ван Чун , Лунхэн , «Пневма и долголетие» ; цитата: «邵公、周公之兄也» примерный перевод: «Герцог Шао был старшим братом герцога Чжоу»
- ^ Хуанфу Ми Записи поколений императоров и королей (帝王世紀), цитируемые в Гуджин Тушу Цзичэн (Полное собрание иллюстраций и сочинений с древнейших времен до наших дней) (古今圖書集成) , том. 63/91 ; цитата: "召公,文王庶子。"; приблизительный перевод: «Герцог Шао был сыном короля Вэня от второй жены».
- ^ Теобальд, Ульрих (2011) «Шао Гун Ши召公奭, герцог Шао» для ChinaKnowledge.de — Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства .
- ^ Юаньхэ Синцзуань , Сику Цюаньшу версия . Полный текст доступен для поиска в вики-источнике.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ци Хай Бянь Цзи Вэй Юань Хуэй ( Di Hai Bian Ji Wei Yuan Hui ) Shanghai Ci Shu Chu Ban She (Шанхай), 1979 (на китайском языке) .
- Ву, К.К. Китайское наследие . Издательство Crown (Нью-Йорк), 1982. ISBN 0-517-54475-X .