Jump to content

Король Чжоу Вэнь

Джи Чанг
Повелитель Запада
Старейшина додинастического Чжоу
Царствование 1100–1050 до н.э. (50 лет)
Предшественник Цзи, король Чжоу
Преемник Король У Чжоу
Рожденный 1152 г. до н.э. (традиционная версия) или 1112 г. до н.э. (современная оценка)
Би (штат Чжоу)
Умер 1050 г. до н.э. (62 года)
Ченг (штат Чжоу)
Похороны
Би (штат Чжоу)
Супруг Тай Си
Проблема Бо Икао
Король У Чжоу
Сиань , маркиз Гуань
И
Ду , маркиз Кай
Фэн , граф Вэй
Ву, граф Ченг
Чу, монарх Хо
Чжэн, граф Мао
Зай, монарх Дана
Жендуо, маркиз Цао
Сю, маркиз Тэн
Гао, граф Би
Посмертное имя
Король Вэнь ( 文王 )
Название храма
Сизу ( 始祖 , букв. «Первый основатель»)
Отец Король Цзи Чжоу
Мать Тай Рен

Король Чжоу Вэнь ( китайский : 周文王 ; пиньинь : Чжоу Вэнь Ван ; 1152–1050 до н.э., Культурный король) — посмертный титул , присвоенный Цзи Чангу ( китайский : 姬昌 ), патриарху государства Чжоу в последние годы. династии Шан в древнем Китае . Сам Цзи Чанг умер до окончания Чжоу-Шанской войны, а его второй сын Цзи Фа завершил завоевание Шана после битвы при Муе и посмертно удостоил его чести как основателя династии Чжоу . Многие гимны «Классика поэзии» восхваляют наследие короля Вэня. Некоторые считают его первым эпическим героем китайской истории. [1]

Хотя их часто путают с его четвертым сыном, герцогом Чжоу , также известным как «Лорд Чжоу», они являются разными историческими личностями.

Археология

[ редактировать ]

Китайские ученые (например, Ван Юньу ( 王云五 ), Ли Сюэцинь ( 李 Сюэцинь ) и др.) отождествляли короля Вэня с Чжоу Фанбаем. [а] ; Чжоуфан бо ; «Старейшина региона Чжоу» упоминается в надписях H11:82 и H11:84 среди костей оракула , раскопанных в Чжоуюань ( 周原 ), уезд Цишань . [2]

Биография

[ редактировать ]
«Король Чжоу Вэнь» Картина Кано Сансецу .
Япония, период Эдо, 1632 год.

Урожденный Цзи Чанг ( 姬昌 ), Вэнь был сыном Тайжэня и Цзи Цзили , старейшины Чжоу , вассального клана королевства Шан вдоль реки Вэй в современной Шэньси . Цзили был предан и казнен королем Шан Вэнь Дином в конце 12 века до нашей эры, в результате чего молодой Чанг стал старейшиной линии Чжоу.

Вэнь женился на Таиси и родил от нее десять сыновей и одну дочь, а также как минимум еще восемь сыновей от наложниц.

В какой-то момент король Шан Чжоу , опасаясь растущей власти Вэня, заключил его в тюрьму в Юли (современный Танъинь в Хэнани ) после того, как он был оклеветан маркизом Чуном. [3] Его старший сын, Бо Икао , отправился к королю Чжоу, чтобы просить о его свободе, но был в ярости казнен Линчи и превращен в мясные лепешки, которые скормлены его отцу в Юли. Однако многие чиновники (в частности, Сань Ишэн и Хун Яо) уважали Вэня за его благородное управление и подарили королю Чжоу столько подарков, в том числе золота, лошадей и женщин, что он освободил Вэня, а также подарил ему свое личное оружие и вложил деньги. ему присвоено особое звание Повелителя Запада (Западный Шан). [4] : 717  Вэнь предложил кусок своей земли в Западном Ло королю Чжоу, который, в свою очередь, позволил Вэню обратиться с последней просьбой. Он потребовал отменить наказание «Горящим столбом», и так оно и было. [ сомнительно обсудить ] .

Впоследствии, вернувшись домой, Вэнь тайно начал заговор с целью свержения короля Чжоу. В свой первый год в качестве Повелителя Запада он урегулировал земельный спор между штатами Ю и Руи, заслужив большее признание среди знати. Именно к этому моменту некоторые дворяне начали называть его «королем». В следующем году Вэнь нашел Цзян Цзию ловящим рыбу на реке Пан и нанял его военным советником. Он также отразил вторжение варваров Цюаньжун и оккупировал часть их земель. В следующем году он провел кампанию против Миксу, государства, глава которого преследовал более мелкие государства Жуань и Гун, аннексировав таким образом три из них. В следующем году он напал на Ли, марионетку Шана, а в следующем году он напал на Э , мятежное государство, противостоящее Шангу, завоевав оба государства. Год спустя он напал на Чонг, дом Ху, маркиза Чонга, своего заклятого врага, и победил его, получив доступ к броду Мэн, через который он мог пересечь свою армию и атаковать Шанга. К тому времени он получил около двух третей всего королевства либо в качестве прямого владения, либо в качестве заклятых союзников. В том же году он перенес свою административную столицу в город. [5] в ста километрах к востоку от горы Ци до Фэна , что поставило Шан под непосредственную угрозу. Однако в следующем году Повелитель Запада умер, не успев пересечь Брод. Тем не менее, другие источники предполагают, что он погиб в бою во время кампании Чжоу против Шан. [6]

Через четыре года после его смерти его второй сын, известный как король У , последовал по его стопам и разгромил Шан при Муе , основав династию Чжоу . [7] Имя «Вэнь» теперь означает «культурный» или «цивилизованный» и было превращено королем Ву в официальное королевское имя в честь его отца. Он был единственным дворянином, носившим посмертное имя «Вэнь» на протяжении почти всей первой половины династии Чжоу, несмотря на то, что оно обычно использовалось в качестве хвалебного эпитета, предполагающего особые привилегии. [8] : 15 

Мандат Небес

[ редактировать ]

Теория политической легитимности, господствовавшая во времена династии Чжоу и нашедшая приверженцев на протяжении последующих тысячелетий, была известна как «Небесный мандат». Согласно этой теории, Небеса установили суверена лексически так же, как суверен установил бы вассала. [8] : 9  Легитимность исходила от воли Небес через личность правителя к его лордам и его семье. [9] Государь считался старшим сыном Неба, аналогично родственному обществу по отцовской линии додинастического Чжоу. Если государь был недостаточно добродетелен, Небо избрало нового преемника, предвещаемое различными предзнаменованиями или бедствиями. [10] Говорят, что король Вэнь был уполномочен Небесами, потому что добродетель королей Шан слишком сильно упала. [11] : 515–516  Хотя эта политическая теория со временем значительно усложнилась, похоже, она началась с того, что король Вэнь читал небо.

В 1059 году до нашей эры произошли два необычных небесных явления. В мае в созвездии Рака можно было увидеть самое плотное за пятьсот лет скопление пяти планет, видимых невооруженным глазом, а несколько сезонов спустя последовало появление кометы 1P/Галлея . [12] : 123–124, 129  Один или несколько из них [13] : 38  было истолковано королем Вэнем как видимый знак, указывающий на его божественное назначение. [14] : 30–31  Ранние записи, такие как надпись на Да Юйдин , описывают Небесный Мандат с точки зрения реального астрономического события: «великое повеление в небе» ( 天有大令 ). [13] : 39  [б]

В переданной записи не упоминается получение мандата королем Вэнем в его биографии, хотя широко распространенные традиции, подтверждающие истинность идеи его существования, повсеместно сходятся во мнении, что он действительно получил его в какой-то момент своей карьеры. Хотя его завоевания, тюремное заключение, основания и восстания образуют традиционную относительную хронологию, абсолютная дата, рассчитанная современными учеными небесных явлений, легла в основу того, что было названо самым важным вкладом династии Чжоу в китайскую политическую мысль. [15] : 291  не может быть надежно вписано во временную шкалу короля Вэня.

Наследие

[ редактировать ]
Как показано в альбоме «Портреты известных людей» ок. 1900 г. н.э., хранится в Художественном музее Филадельфии.

Ах! Торжествен ясен храм,
почтительные и согласные с прославленными помощниками.
Достойны, достойны многие офицеры,
твердо придерживаясь добродетели короля Вэня.
Отвечая хвалой Тому, кто на Небесах,
они быстро спешат в храм.
Очень прославленный, очень почитаемый,
пусть [король Вэнь] никогда не устанет от [нас], мужчин.

- «Похвалы Чжоу - Ясный храм» ( китайский : 清廟 ; пиньинь : Цин миао ) [16]

Многие из старых од из «Классика поэзии» ( Шицзин 詩經) представляют собой гимны, восхваляющие короля Вэня. Кроме того, он был великим героем Конфуция , последователи которого сыграли значительную роль в формировании китайской культуры.

Королю Вэню также приписывают то, что он сложил восемь триграмм в их различных перестановках, чтобы создать шестьдесят четыре гексаграммы И Цзин . Говорят также, что он написал суждения, прилагаемые к каждой гексаграмме. Ему приписывают наиболее часто используемую последовательность из 64 гексаграмм, которую обычно называют последовательностью короля Вэня .

Посмертные награды

[ редактировать ]

В 196 г. до н. э. Хань Гаозу дал королю Вэню титул «Величайшего из всех королей». [17]

Жены:

Наложницы:

Сыновья: [18]

  • Юаньхэ Синцзуань «Регистр фамилий правления Юаньхэ » перечисляет сыновей короля Вэня в несколько ином порядке рождения: [29]
    • Старший сын: Бо Икао
    • Второй сын: Фа, король Чжоу У (王武王)
    • Третий сын: Сиань, правитель Гуаня (管叔鮮)
    • Четвертый сын: Дэн, герцог Чжоу
    • Пятый сын: Ду, правитель Цая (Цай Шуду) [д]
    • Шестой сын: Чу, правитель Хо
    • Седьмой сын: У, правитель Чэна (郕书武)
    • Восьмой сын: Фэн, правитель Канга, затем Вэя ([伟]Кан Шуфэн)
    • Девятый сын: Чжэн, правитель Мао.
    • Десятый сын: Зай, правитель Рана (冉 [и] ежеквартальный)
    • Одиннадцатый сын: правитель Гао (郜叔)
    • Двенадцатый сын: граф Юн (雍伯)
    • Тринадцатый сын: Чжэндуо, правитель Цао (Цао Шу Чжэндуо)
    • Четырнадцатый сын: Сю, маркиз Тенг.
    • Пятнадцатый сын: Гао, герцог Би (畢公高)
    • Шестнадцатый сын: граф Юань (原伯)
    • Семнадцатый сын: маркиз Фэн (豐侯) [ф]
    • Восемнадцатый сын: граф Сюнь (郇伯) [г]

Родословная

[ редактировать ]
Гуншу Зулей (1192–1158 до н.э.)
Гугун Данфу (1158–1126 до н.э.)
Цзили, старейшина Чжоу
Тай Цзян из Пана
Король Чжоу Вэнь (1125–1050 до н.э.)
Королева Тай Рен

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ребус для 博.
  2. ^ ; ling здесь следует читать как ; мин , который еще не развился на этой ранней стадии письменности.
  3. ^ Не указан среди сыновей короля Вэня в Книге Хань и Юаньхэ Синцзуань.
  4. Возможно, из-за ошибки переписчика Юаньхэ Синцзуань считает Ду 10-м сыном короля Вэня, как и Цзай. Здесь Ду рассматривается как пятый сын по приказу Шиджи и Цзоочжуаня.
  5. ^ 𥅆 в Юаньхэ Синцзуань ; обратите внимание на тот же фонетический компонент冉; возможно, из-за ошибки переписчика, Юаньхэ Синцзуань считает Цзая 10-м сыном короля Вэня, как и Ду. Здесь Зай рассматривается как 10-й сын по приказу Шиджи и Цзочжуаня.
  6. Возможно, из-за ошибки переписчика Юаньхэ Синцзуань считает его 17-м сыном короля Вэня, как и графа Сюня. Здесь маркиз Фэн рассматривается как 17-й сын по приказу Цзочжуаня.
  7. Возможно, из-за ошибки переписчика Юаньхэ Синцзуань считает его 17-м сыном короля Вэня, как и маркиз Фэн. Здесь граф Сюнь рассматривается как 18-й сын по приказу Цзочжуаня.
  1. ^ Теобальд, Ульрих (19 декабря 2010 г.). «Чжоу Вэньван 周文王, король Чжоу Вэнь» . ChinaKnowledge.de — Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства . Проверено 27 апреля 2021 г.
  2. ^ Линь, Сен-Шоу (1995). Проблемы изучения письменности на костях оракулов Чжоу (МА). Университет Британской Колумбии. дои : 10.14288/1.0098998 .
  3. ^ Чихай, стр. 201.
  4. ^ Сосны, Юрий (2020). «Имена и титулы в текстах Восточной Чжоу». Тунг Пао . 106 (5–6). Лейден: Брилл: 714–720. дои : 10.1163/15685322-10656P06 .
    Примечания Пайнса (стр. 717): «Положение 周文王 короля Чжоу Вэня (ум. ок. 1047 г. до н.э.) под властью Шан Династия Сибо 西伯 следует переводить как «повелитель Запада», а не как «граф». Запада». Далее он отмечает, что это прочтение предвосхищает и родственно титулу Ба , первоначально написанному тем же словом.
  5. ^ Хаютина, Мария (2008). «Западные «столицы» династии Западная Чжоу: историческая реальность и ее отражения до времен Сыма Цяня». Ориенс Экстремус . 47 . Харрасовиц Верлаг: 25–65. JSTOR   24048045 .
  6. ^ <Гернет, Дж., (2019). КИТАЙСКИЙ МИР. Богота, Колумбия: Planeta Colombiana От редакции>
  7. ^ Сыма Цянь , Шиджи 1963 . [10-е годы до н.э., 10 томов. Пекин: Zhonghua Publishing, [1959]
  8. ^ Jump up to: а б Фалькенхаузен, Лотар фон (1996). «Концепция Вэнь в древнекитайском культе предков». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (CLEAR) . 18 : 1–22. дои : 10.2307/495623 . JSTOR   495623 .
  9. ^ Харари, Юваль Ной (2015). Sapiens: Краткая история человечества . Перевод Харари, Юваль Ной; Перселл, Джон; Вацман, Хаим . Лондон: Penguin Random House UK. п. 219. ИСБН  978-0-09-959008-8 . OCLC   910498369 .
  10. ^ Щепанский, Калли (1 августа 2019 г.). «Что такое Небесный мандат в Китае?» . МысльКо . Дотдаш Мередит . Проверено 28 апреля 2023 г.
  11. ^ Сон, Юну (2019). «Возникновение представления о предопределенной судьбе в раннем Китае». Дао: Журнал сравнительной философии . 18 (4). Спрингер: 509–529. дои : 10.1007/s11712-019-09684-1 .
  12. ^ Панкеньер, Дэвид В. (1995). «Космополитическая подоплека Небесного мандата». Ранний Китай . 20 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 121–176. дои : 10.1017/S0362502800004466 . JSTOR   23351765 .
  13. ^ Jump up to: а б Аллан, Сара (2007). «О личности Шан Ди 上帝 и происхождении концепции Небесного Мандата (Тянь Мин 天命)». Ранний Китай . 31 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 1–46. дои : 10.1017/S0362502800001796 . JSTOR   23354211 .
  14. ^ Ли Фэн (2008). Бюрократия и государство в раннем Китае . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-88447-1 .
  15. ^ Чэнь Санпин (2002). «Сын Неба и Сын Божий: взаимодействие древних азиатских культур относительно сакрального царства и теофорических имен». Журнал Королевского азиатского общества . 3. 12 (3). Издательство Кембриджского университета: 289–325. дои : 10.1017/S1356186302000330 . JSTOR   25188290 .
  16. ^ Керн, Мартин (2010). «Ранняя китайская литература, начало через Западную Хань». В Оуэне, Стивене (ред.). Кембриджская история китайской литературы . Том. 1. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 23. ISBN  978-0-521-85558-7 .
  17. ^ Крил. Истоки государственного управления , с. 42.
  18. ^ Книга Хань " Том 20 Таблиц Лиц - Тогда и Сейчас " с аннотациями
  19. ^ Сыма Цянь , Записи великого историка «Наследственные дома Гуань и Цай» цитируют: «У короля Ву было десять братьев от одной матери. Его матерью была Тайси, и она была наложницей короля Вэня. Его старшим сыном был Бойикао, и его вторым сыном был король Уфа, его зовут Гуань Шусянь, следующий - Чжоу Гундань, следующий - Цай Шуду, следующий - Цао Шужендуо, следующий - Чэн Шуу, следующий - Хо Шучу, следующий - Кан Шуфэн. и следующий — Ран Джизай».
  20. ^ Jump up to: а б В записях Дая Старшего , « Защитники и наставники », цитируется: «Герцог Чжао — защитник Тай, герцог Чжоу — Тай Ту, а Великий герцог — Тайши. » перевод: «Герцог Шао действовал как Великий Защитник, Герцог Чжоу как Великий Наставник, а Великий Герцог как Великий Наставник ».
  21. ^ Цзо чжуань , «Герцог Си -24-й год - чжуань» . цитата: «Гуань, Цай, Инь, Хо, Лу, Вэй, Мао, Дань, Гао, Юн, Цао, Тэн, Би, Юань, Фэн, Сюнь, Вэнь». » перевод Даррента, Ли, Шаберга (2016:380-1): «владения Гуань, Цай, Чэн, Хо, Лу, Вэй, Мао, Дань, Гао, Юн, Цао, Тэн, Би, Юань, Фэн, и Сюнь для сыновей короля Вэня из нечетных поколений».
  22. ^ Теобальд, Ульрих (2012) Мао Гун 毛公, герцоги Мао для ChinaKnowledge.de - Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства .
  23. ^ Теобальд, Ульрих (2018), «Региональное государство Тэн滕» для ChinaKnowledge.de — Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства .
  24. ^ Теобальд, Ульрих (2018), «Региональный штат Вэй魏» для ChinaKnowledge.de — Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства .
  25. ^ Бай Ху Тун , «Те, кого короли не считают своими подданными», цитата: «召公,文王子也。»
  26. ^ Ван Чун , Лунхэн , «Пневма и долголетие» ; цитата: «邵公、周公之兄也» примерный перевод: «Герцог Шао был старшим братом герцога Чжоу»
  27. ^ Хуанфу Ми Записи поколений императоров и королей (帝王世紀), цитируемые в Гуджин Тушу Цзичэн (Полное собрание иллюстраций и сочинений с древнейших времен до наших дней) (古今圖書集成) , том. 63/91 ; цитата: "召公,文王庶子。"; приблизительный перевод: «Герцог Шао был сыном короля Вэня от второй жены».
  28. ^ Теобальд, Ульрих (2011) «Шао Гун Ши召公奭, герцог Шао» для ChinaKnowledge.de — Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства .
  29. ^ Юаньхэ Синцзуань , Сику Цюаньшу версия . Полный текст доступен для поиска в вики-источнике.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ци Хай Бянь Цзи Вэй Юань Хуэй ( Di Hai Bian Ji Wei Yuan Hui ) Shanghai Ci Shu Chu Ban She (Шанхай), 1979 (на китайском языке) .
  • Ву, К.К. Китайское наследие . Издательство Crown (Нью-Йорк), 1982. ISBN   0-517-54475-X .
Король Чжоу Вэнь
Родился: 1152 г. до н.э.   Умер: 1056 г. до н.э.
Царственные титулы
Предшественник Король Чжоу
1099 – ок. 1050 г. до н.э.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8be6b080e120917dc600a9031860388a__1719358500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/8a/8be6b080e120917dc600a9031860388a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
King Wen of Zhou - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)