Китайская знать
Дворянство Китая представляло высшие слои аристократии в досовременном Китае , выступая в качестве правящего класса до ок. 1000 г. н.э. , и оставаясь важной чертой традиционной социальной структуры до конца имперского периода .
Концепции наследственного суверенитета, титулов пэров и дворянских семей существовали еще в полумифический и ранний исторический периоды, но системы феофментации и установления сложились только в династии Чжоу , к концу которой было четкое разграничение рангов. появился. Этот процесс был функцией интерфейса между древней патриархальной клановой системой , все более сложным государственным аппаратом и развивающейся геополитической ситуацией .
В последующие тысячелетия эта система сохранила свой основной характер, хотя и с изменениями в титулах и их относительных рангах, а также с нестабильной динамикой власти между великими семьями, императорским домом, министерскими и торговыми классами и другими заинтересованными сторонами в политической экономии. раз. После династии Сун большинство бюрократических должностей заполнялись через систему императорских экзаменов , что подрывало власть наследственной аристократии. Историки отмечают исчезновение к 1000 году нашей эры могущественных кланов, доминировавших в Китае. [1]
Последняя, хорошо развитая система дворянских титулов была создана при последней императорской династии Цин . Республиканская революция 1911 года положила конец официальной имперской системе. Хотя некоторые дворянские семьи какое-то время сохраняли свои титулы и престиж, новые политические и экономические обстоятельства привели к их упадку. Сегодня этот класс практически исчез.
Суверенные и правящие семейные чины
[ редактировать ]Вершиной дворянства является государь . Титул суверена со временем менялся вместе с коннотациями соответствующих титулов. Можно выделить три уровня суверенитета: верховное правление королевством , относительно автономный местный суверенитет и подчиненный вассалитет. Верховный суверен — единственная должность, которая переводится на английский язык как термин « император ». Император мог назначать, утверждать или терпеть подчиненных правителей или правителей-данников, называемых королями .
В качестве дворянского титула Ба Ван , гегемон , обозначал верховную власть над несколькими подчиненными королями, воздерживаясь при этом от претензий на титул императора. Суверены, носящие титул короля отдельного государства внутри и за пределами меняющихся границ китайского политического пространства, могут быть полностью независимыми главами иностранных государств, такими как король Кореи . В некоторых случаях они могли подчиняться иностранным императорам точно так же, как территориальные или племенные суверенные монгольские ханы могли подчиняться одному из нескольких каганов или великих ханов .
Некоторые китайские императоры называли многих или всех близких родственников мужского пола определенных видов, таких как «ван» , термин, обозначающий короля или принца, хотя суверенитет таких родственников был ограничен. Вождей местных племен также можно было назвать «королями» определенной территории, от огромной до крошечной, используя удобные термины формы «(местность)» + «король», такие как Чаншаван, «король Чанши ». Чанша на короткое время была признана королевством, но обычно представляла собой политическую единицу. Лидеров « варваров » также можно было называть такими именами, как Иван, «король Восточного И такие термины, как туси ( 土司 », в то время как в других случаях для обозначения той же должности могли использоваться , «туземный вождь»).
Члены семей отдельных правителей также рождались и получали титулы – или получали их – в основном в зависимости от близости генеалогического древа. Сюда входили кровные родственники и близкие родственники. Часто родители династии-основателя посмертно возводились в почетный суверенитет.
Титулы, переведенные на английский язык как «принц» и «принцесса», как правило, были непосредственными или недавними потомками суверенов, с увеличением расстояния при рождении от наследственного суверена в последующих поколениях, что приводило к деградации определенного ранга принца или принцессы, в конечном итоге до недействительности. Правителям небольших государств обычно присваивались меньшие аристократические титулы, которые можно было повышать или понижать с королевского согласия или без него. Иногда такое изменение ранга отражало реальную динамику власти; в других случаях это был просто акт пиара.
Императорский дом
[ редактировать ]Император
[ редактировать ]Также известный как Тяньцзы , « Сын Неба », китайский император обладал разной степенью власти между разными императорами и разными династиями, причем некоторые императоры были абсолютными правителями, а другие были номинальными руководителями с фактической властью в руках придворных фракций, евнухов , бюрократии. или благородные семьи.
- В мифическую эпоху правитель носил титул либо хуан ( 皇 ; huáng , первоначально наименование умерших предков), либо ди ( 帝 ; ди , божество династии Шан ). Этих мифических правителей называли Тремя Государями и Пятью Императорами . В списках самых ранних мифологических правителей оба титула традиционно переводятся на английский язык как «Суверены», хотя также встречается перевод как «Император», что продолжает вспять во времени концепцию прочного политического единства.
- Правители династий Ся и Шан называли себя Ди (китайский: 帝 ди); [2] титулы этих правителей обычно переводятся как «король» и редко как «император».
- Государи династии Чжоу называли себя Ван ( 王 ; wáng ). до того, как династия Цинь ввела новый термин хуанди, который стал новым стандартным термином для обозначения «императора». Титул «Ван» не следует путать с обычной фамилией, которая, по крайней мере, в среднем и более позднем китайском историческом использовании, не имеет определенного королевского значения. Правители этих династий на английский язык условно переводятся титулом «король», а иногда и «император».
- Император или Хуанди ( 皇帝 ; huángdì ) — титул китайского главы китайского государства с момента его изобретения династией Цинь в 221 г. до н.э. до падения династии Цин в 1911 г. Первый император Цинь объединил два слова «хуан» и «хуанди». di, чтобы сформировать новый, более величественный титул. Со времен Хань династии Хуанди стали сокращать до Хуан или Ди . Многие другие несвязанные наименования получили широкое распространение.
Титул императора обычно передавался от отца к сыну . Чаще всего должность наследовал первенец главной жены, в противном случае этот пост занимал первенец наложницы или супруги более низкого ранга, но это правило не было универсальным, и причиной спора о преемственности. ряда гражданских войн. Режим императора в политической теории Небесного мандата допускал смену династии, и император мог быть заменен лидером повстанцев. Свержение императорского дома было достаточным доказательством утраты мандата.
Императорские супруги и супруги
[ редактировать ]Обычно не было принято, чтобы женщина унаследовала трон в качестве самостоятельного правителя , а не играла роль супруги суверена или регента суверена в возрасте его несовершеннолетия. В официальной китайской истории упоминается только одна правящая императрица, императрица Тан Тан . Однако в истории Китая было множество случаев, когда женщина имела фактическую власть на императорском троне .
Хоу ( 后 : Императрица, Королева, Супруга Императрицы) [3] — титул, присвоенный официальному супругу многоженного китайского императора мужского пола. Он также использовался для обозначения матери Императора, обычно возведенной в ранг Вдовствующей Императрицы ( 太后 : Тай Хоу , «Великая Императрица»), независимо от того, какой супружеский ранг она имела до восшествия на престол императора. На практике многие вдовствующие китайские императрицы обладали огромной властью — либо в качестве официального регента молодого государя, либо благодаря своему положению в семейных социальных рядах. От императрицы Лю Хань ( годы правления 195 г. до н.э. – 180 г. до н.э. ) до вдовствующей императрицы Цыси Цин ( годы правления 1861–1908 гг. н.э.), некоторые женщины, несомненно, безраздельно властвовали.
Императорские супруги, ранг которых ниже Императрицы, на английском языке не часто отличаются от императорских наложниц , следующего более низкого ранга, но это также были важные титулы в императорском доме.
В «Обрядах Чжоу» говорится, что императоры имеют право на следующих одновременных супругов:
- 1 Императрица (Королева)
- 3 мадам или супруги (миссис)
- 9 императорских наложниц (наложниц)
- 27 Шифус (жена)
- 81 императорская жена
Гегемоны
[ редактировать ]Суверены, называемые Ба или Баванг ( 霸王 , гегемон -защитник), утверждали официальную власть над несколькими подчиненными правителями, воздерживаясь при этом от претензий на королевский титул. Эта практика началась в период весны и осени , подстрекаемая королевским домом, слишком слабым в военном отношении, чтобы защищать свои собственные земли, в сочетании с аристократией, использующей свою власть новыми способами. Более поздний пример этого титула - Сян Юй (ум. 202 г. до н.э. ), который называл себя Сичу Баваном, гегемоном Чу .
Две коронации и три уважения
[ редактировать ]В Китае был обычай, когда новая династия возводила в дворянство и лишала феодализма члена династии, которую они свергли, чтобы они могли поддерживать жертвоприношения своим предкам. Эта практика называлась «двумя коронациями и тремя почтениями».
Древний Китай
[ редактировать ]Говорят, что когда предполагаемая династия Ся была свергнута династией Шан , потомки Ся получили титул и феодальные владения от короля Шан в Ци ( 杞 ) и Цзэн .
Когда династия Шан была свергнута династией Чжоу , король Чжоу даровал королевскому отпрыску Шан титул Гун и феодальное владение Сун .
Эра разобщенности
[ редактировать ]В 220 году император н.э. Хань Сянь отрекся от престола в пользу Цао Пи , который даровал предыдущему императору титул герцога Шаньяна (山陽公). Его линия сохранялась до 309 г.
Императоры Шу Ханя происходили из младшей ветви династии Хань. Когда Цао Вэй победил императора Шу Хань Лю Шаня , он и его семья получили дворянские титулы при новом режиме.
Когда Восточное У потерпело поражение от династии Западная Цзинь , император Цзинь даровал императору Восточного У Сунь Хао титул «маркиза Гуймина». Сыновья Сунь Хао стали младшими чиновниками в правительстве Цзинь.
Ряд уходящих императоров в течение калейдоскопического периода Шести династий подверглись нападкам со стороны своих ниспровергителей и впоследствии все равно были убиты. Эту специфическую превратность разделяли император Гун Цзинь , император Шунь Лю Сун , император Хэ Южной Ци и император Цзин Лян , представлявшие последовательные династии между 421 и 558 годами. Ребенок-император Гао Хэн из династии Северная Ци испытал подобное. повествовательная арка два десятилетия спустя.
Более поздние события
[ редактировать ]Эта практика продолжалась на протяжении всей Синьхайской революции 1911 года, когда Китайская Республика позволила последнему цинскому императору остаться в Запретном городе и сохранить свой титул, обращаясь с ним как с иностранным монархом до 1924 года. Потомков Конфуция содержали в титул герцога Яньшэна до 1935 года, когда титул был изменен на Жертвенный чиновник Конфуцию (大成至聖先師奉祀官), который остается в качестве должности и по сей день, которую в настоящее время занимает Кунг Цуй-чан .
Доимперская аристократия
[ редактировать ]Династия Чжоу не только предшествовала полному объединению раннего Китая под властью династии Цинь , первой империи, царство которой впоследствии будет считаться достаточно широким, чтобы быть национальным в контексте территориальной концепции Китая. Чжоули , обряды Чжоу были впоследствии канонизированный Конфуцием среди его классических конфуцианских китайских произведений как образцовый прецедент в принципах правления, поэтому дворянские звания в более поздних режимах как в периоды единого суверенитета, так и в периоды конкурирующих небольших государств обычно основывались на его каталоге пэров. На основании Чжоули, более поздних конфуцианских политических философских и правительственных публикаций, а также из окружающей исторической литературы об отдельных людях, местах и событиях были подтверждены следующие социальные классификации.
Почести и награды, а также клановые законы династии Чжоу
[ редактировать ]Социальную систему династии Чжоу иногда называют китайским феодализмом , и она представляла собой комбинацию фэнцзянь (энфеоффмент и установление) и цзунфа (клановое право). Субъекты мужского пола были разделены на, в порядке убывания ранга:
- землевладельцы – Чжухоу (諸侯 пиньинь чжу хоу),
- министры (царского двора) – Цин (卿 qīng),
- бюрократы – Дайфу [4] (大夫да фу)
- йомены Ши – ) (士 shì
- простолюдины – ( Шумин простые люди сю мин).
Цзунфа (宗法, клановый закон), который распространялся на все социальные классы, регулировал первородство ранга и преемственность других братьев и сестер. Старший сын супруги унаследует титул и сохранит тот же ранг в системе. Другим сыновьям супруги, наложниц и любовниц будут присвоены титулы на один ранг ниже, чем их отец.
Тем не менее со временем все термины утратили свое первоначальное значение. Цин (卿), Дайфу (大夫) и Ши (士) стали синонимами придворных чиновников.
Пэрские звания династии Чжоу
[ редактировать ]Западная Чжоу
[ редактировать ]В период Западной Чжоу ранги не были систематизированы. Существовали титулы, которые указывали на политическую власть, а также на старшинство в храме предков. [5] Они не были взаимоисключающими, и имена некоторых рангов также могли использоваться как общие термины уважения в различной степени в разных обстоятельствах. Наиболее распространенными названиями были следующие:
- Гун ( 公 ): Господин , Превосходительство , Патриарх . Термин высочайшего уважения, определенные правители (обычно старшие в храме предков королевского дома), термин обращения для любого правителя в их собственном государстве, любого предка в их собственном святилище предков, высшие правительственные министры. [6] [7] [8] [9]
- Хоу ( 侯 ): Лорд , Региональный лорд . Исключительно политический термин для обозначения определенных правителей конкретных древнекитайских государств . [10]
- Бо ( 伯 ): Старейшина , Вождь . Термин старшинства в порядке рождения в аристократии, обозначающий самого старшего члена мужского пола подлинии по основной (отцовской) линии происхождения. [8] [11]
- Цзы ( 子 ): хозяин , нератифицированный господин , правитель , господин . Термин, имеющий множество значений, большинство из которых здесь не перечислены, zi мог использоваться как выражение уважения к кому-либо, мог обозначать сына чрезвычайно высокопоставленного аристократа или министра или мог использоваться в качестве титула для любого правителя, который не принять над ними власть королевского дома Чжоу. [12] [13] [14]
- Нан ( 男 ). Редко встречающийся титул применялся к правителям двух конкретных государств. [15]
Восточный Чжоу
[ редактировать ]Когда центральная власть рухнула, аристократии пришлось дать понять, у кого больше земли, власти и ресурсов. За это время названия, которые они использовали, начали приобретать более систематизированную структуру. [16] Спустя несколько сотен лет политические мыслители увидели эту возникающую структуру и идеалистически и анахронично спроецировали ее назад, в прошлое, где она на самом деле не сохранилась. [17] Это называлось Wǔděngjuéwèi ( 五等爵位 ), пять (аристократических) званий пэра (сокращенно Wǔjué ) ниже королевских рангов. Эта идеализированная структура позже была реализована в качестве политики в ранний имперский период. [18] Намного позже английские переводчики попытались сопоставить с ними феодальные титулы в европейском стиле.
Мужская аристократия
[ редактировать ]- Гун ( 公 ; gōng : «герцог», «господин»), принадлежащий некоторым из старейших родов, до сих пор является термином высочайшего уважения в Восточном Чжоу, но с более политическим характером, чем старое чувство аристократической чести.
- Хоу ( 侯 ; hóu : «маркиз», «маркиз», «маркграф»), обычно с тем же упором на то, чтобы быть лордом национального приграничного региона , на что указывает элемент mar- present в его примерно аналогичных переводах. Эти линии, получившие одни из крупнейших и наиболее многообещающих пэров в начале Западной Чжоу, как правило, обладали наибольшими политическими ресурсами, несмотря на то, что технически они были вторыми по рангу.
- Бо ( 伯 ; бо : «граф», «граф»). Этот термин о порядке рождения (означающий «старший») приобрел полностью независимое политическое значение.
- Цзы ( 子 ; zϐ : «виконт», «хозяин», «нератифицированный лорд»). По-прежнему оставаясь термином, полным множества значений, к концу правления Восточного Чжоу этот титул нашел свое место в новой ступенчатой иерархии.
- Нан ( 男 ; nán : «бургграф», «барон»). Титул принадлежит ровно двум линиям.
Женская аристократия
[ редактировать ]Титулы женщин-представительниц аристократии различались в разных династиях и эпохах, каждая из которых имела уникальную классификацию супруг императора. Любая женщина-член, за исключением супруги императора, может называться принцессой или гунчжу ( 公主) и включать связанное с ней место в свой титул, если таковое у нее было.
Другие титулы и почетные звания
[ редактировать ]Помимо систематизированных рангов, перечисленных выше, в качестве титулов использовались и другие семейные наименования, например Шу (叔, термин порядка рождения, означающий «младший», используемый в расширении для обозначения младшего брата отца) или Цзю (舅, дядя по материнской линии).
Сыновей королей, не получивших других титулов, обычно называли Ванцзы (王子, сын короля), а их детей Вансунь (王孫, королевский отпрыск). Точно так же сыновей и внуков герцогов и лордов звали Гунцзы (公子, сын герцога) и Гунсунь (公孫, благородный потомок).
Эти почетные знаки иногда становились наследуемыми титулами, больше не указывая на родство с правящим королем. Некоторые кланы даже использовали их как имена родословных . Гунцзы со временем превратился в общий почетный знак для всего молодого дворянства. Сегодня это слово используется либо как лестное обращение к сыну собеседника, либо как уничижительное обращение к богатому человеку. Wangzi , с другой стороны, сегодня используется как общий перевод сыновей иностранного монарха.
Чу дворянство
[ редактировать ]Южный штат Чу имел заметно отличную культуру от центральных равнинных штатов, включая систему дворянства. Группа родства королевского храма предков по фамилии Сюн и ее ответвления Цюй, Цзин и Чжао составляли основную знать Чу. Внутри элиты ранний период Чу отражал период додинастического Чжоу , аристократических родовых храмов и клановых линий, достаточных для определения социального положения, без дополнительного явно политического измерения. [19] Формальная система рангов Чу появилась примерно в конце весны и осени, подобно остальной части конфедерации Чжоу, но с другими титулами, такими как Тунхоу (通侯, маркиз-пэр), Чжигуй (執珪, носитель нефритового скипетра), Чжибо . (執帛, шелковоносец). Их политические должности также различались по названиям, даже если объем обязанностей не менялся. Дворянские звания, присваивавшиеся в первую очередь в качестве награды за военную и гражданскую службу и не передававшиеся в принципе по наследству, сопровождались государственной стипендией. Обладатели высших званий также получали феодальные владения и почетный титул Цзюнь (君, господин), например, Лорд Чуньшэнь .
Полная систематизация рангов, впервые начатая династией Цинь, потребовала немного больше времени, чтобы преодолеть особую культуру Чу, так что основатель Хань Лю Бан , будучи выходцем из Чу, также награждал отчетливыми титулами Чу.
После династии Чжоу
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Материал может быть взят из статьи «Китайские дворянские титулы в имперский период» . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2023 г. ) |
Другие исторические китайские названия
[ редактировать ]Другие титулы могут быть адаптированы к одному человеку, официально удостоенному награды за определенное достижение, с портфелем руководящих должностей или без него после присвоения звания, и могут действительно быть титулами вне структуры исполнительного правительства, даже если слова, используемые в их формулировке, в противном случае были бы недопустимыми. подразумевают исполнительную должность, например,
Генеральный Протектор (都protect; Духу) — например, Бан Чао .
С другой стороны, генералам-победителям часто давались официальные хвалебные имена или имена, подразумевающие определенные старые и новые обязанности или некоторую их комбинацию, которые представляли собой квази-исполнительные или полностью исполнительные титулы, которые почитались как пэры, так и действительные воинские звания, как в случае, когда Лю Бэй повысил Гуань Юя до звания, называемого «Генерал, истребляющий бандитов» (蕩寇將軍), во время активной военной карьеры Гуань Юя.
В Голландской Ост-Индии (современная Индонезия) голландские власти назначили китайских офицеров в колониальную администрацию для наблюдения за управлением китайскими подданными колонии. [20] Эти чиновники носили звания майора , капитена или лейтенанта китайца и имели обширную политическую и юридическую юрисдикцию над местной китайской общиной. [20] Их потомки носили наследственный титул Сиа и составляли Кабанг Атас или китайское дворянство колониальной Индонезии. [21]
См. также
[ редактировать ]- Дворянство династии Чжоу
- Китайские дворянские титулы в имперский период
- Королевские и дворянские чины династии Цин
- Императорские, королевские и дворянские чины
- Социальная структура Китая
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тэкетт, Николас (2014). Уничтожение средневековой китайской аристократии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674492059 . с помощью Тэкетт, Николя Оливье (2006), Трансформация средневековых китайских элит (850–1000 гг. н.э.) (PDF) , докторская диссертация: Колумбийский университет, стр. 94–95, заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. , получено 15 мая 2023 г.
- ^ Сара Аллан (1991). Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае . СУНИ Пресс. п. 59. ИСБН 978-0-7914-9449-3 .
- ^ Чэнь Шоу ; Пей Сунчжи ; Каттер, Роберт Джо; Кроуэлл, Уильям Гордон (1999). Императрицы и супруги: отрывки из записей Чэнь Шоу о трех государствах с комментариями Пэя Сунчжи . Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-1945-3 .
- ^ Кон, Ливия (1992). «Обзор государства и общества в раннесредневековом Китае». Монумента Серика . 40 : 421–426. дои : 10.1080/02549948.1992.11731237 . ISSN 0254-9948 . JSTOR 40726951 .
- ^ Ли (2008a) , с. 114.
- ^ Пайнс (2020) , с. 716.
- ^ Khayutina (2014) , p. 47.
- ^ Jump up to: а б Ли (2008a) , с. 113.
- ^ Ли (2008b) , с. 49.
- ^ Ли (2008a) , с. 112.
- ^ Чен и Пайнс (2018) , стр. 15–16.
- ^ Пайнс (2020) , с. 717.
- ^ Пайнс (2014) , с. 318.
- ^ Милберн (2016) , стр. 64, 67.
- ^ Пайнс (2020) , с. 715.
- ^ Ли (2008a) , стр. 120–123.
- ^ Ли (2008a) , стр. 106–108, 126.
- ^ Ли (2008a) , с. 127.
- ↑ Гу Лян Чжуань · Четвертый год Сигуна
- ^ Jump up to: а б Лоханда, Мона (1996). Капитан Цина Батавии, 1837–1942: История утверждения Китая в колониальном обществе . Джакарта: Джамбатан. ISBN 9789794282571 . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Блюсса, Леонард; Чен, Мэнхун (2003). Архивы Конг Коана Батавии . Амстердам: БРИЛЛ. ISBN 978-9004131576 . Проверено 3 ноября 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Чэнь Миньчжэнь; Сосны, Юрий (2018). «Где король Пин? История и историография переселения династии Чжоу на восток». Большая Азия . 31 (1). Академика Синица: 1–27. JSTOR 26571325 .
- Ли Фэн (2008). Бюрократия и государство в раннем Китае . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88447-1 .
- Ли Фэн (2008). «Передача античности: происхождение и парадигмация «пяти рангов» ». Ин Кун, Дитер; Шталь, Хельга (ред.). Восприятие древности в китайской цивилизации . Вюрцберг: Würzburger Sinologische Schriften. стр. 103–134.
- Хаютина, Мария (2014). «Брачные союзы и родственные родственники (шэн甥 и婚購) в обществе и политике Чжоуского Китая в свете бронзовых надписей». Ранний Китай . 37 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 39–99. дои : 10.1017/eac.2014.7 . JSTOR 24392462 . S2CID 232153905 .
- Милберн, Оливия (2016). «Синьань: древний исторический текст из коллекции бамбуковых книг Университета Цинхуа» . Ранний Китай . 39 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 53–109. дои : 10.1017/eac.2016.2 . JSTOR 44075753 . S2CID 232154371 .
- Сосны, Юрий (2014). «История и историография Чжоу: знакомство с бамбуковой рукописью Синиан». Тунг Пао . 100 (4/5). Лейден: Брилл: 287–324. дои : 10.1163/15685322-10045P01 . JSTOR 24754918 .
- Сосны, Юрий (2020). «Имена и титулы в текстах Восточной Чжоу». Тунг Пао . 106 (5–6). Лейден: Брилл: 714–720. дои : 10.1163/15685322-10656P06 . S2CID 234449375 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эбри, Патрисия Бакли. Аристократические семьи в раннем имперском Китае: пример семьи По-Лин Цуй (Кембриджский университет, 1978).
- Джонсон, Дэвид. Средневековая китайская олигархия (Westview Press, 1977).
- Романе, Джулиан (2018), Расцвет династии Тан
- Тэкетт, Николас. «Насилие и 1 процент: падение средневековой китайской аристократии по сравнению с падением французского дворянства». Американский исторический обзор 124.3 (2019): 933–937.
- Тэкетт, Николас. Истоки китайской нации: Китай Сун и формирование восточноазиатского мирового порядка (Cambridge University Press, 2017)