Куст
Куст Даджи ( китайский ) | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Даджи, изображенный на рельефе в храме Пинг Сиен Си в Пераке, Малайзия. | |||||
Рожденный | около 1076 г. до н.э. | ||||
Умер | после 1046 г. до н.э. | ||||
Супруг | Король Чжоу Шанга | ||||
| |||||
Отец | Су Ху |
Затем ( китайский : 妲己 ; пиньинь : Дацзю ; Уэйд-Джайлз : Та 2 -тратить 3 ; Джютпинг : Таан 2 Гей 2 ) была любимой супругой короля Чжоу Шана , последнего короля династии Шан в древнем Китае . В легендах и художественной литературе она изображается как злобный дух лисы , который убивает и выдает себя за настоящего Даджи. [ 2 ] Ее идентификация как духа лисы, похоже, возникла, по крайней мере, во времена династии Тан . [ 3 ] Эти описания были популяризированы в таких произведениях, как « У Ван Фа Чжоу Пинхуа» ( 武王伐紂平話 ), « Фэншэнь Яньи» и « Лиего Чжи» . [ 4 ] Ее считают классическим примером того, как красивая роковая женщина может стать причиной падения династии в китайской культуре .
При династии Сун культы духов-лисиц, в том числе посвященные Даджи, были объявлены вне закона, но их подавление не увенчалось успехом. [ 5 ] Например, в 1111 году был издан императорский указ об уничтожении многих святилищ духов в Кайфэне, в том числе и Даджи. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]
Даджи был из благородной семьи Юсу ( 有蘇 ); ее стильное имя - Да ( 妲 ), а имя ее клана - Цзи ( 己 ). она также известна как Су Да Джи или Да Джи Следовательно, в древних источниках . В какой-то момент своего раннего правления король Шанга Чжоу вторгся в Юсу и взял Даджи в качестве своего трофея.
Король Чжоу чрезвычайно увлекся Даджи и начал пренебрегать государственными делами, чтобы составить ей компанию. [ 7 ] Он использовал любые средства, чтобы снискать ее расположение и доставить ей удовольствие. Даджи любила животных, поэтому он построил для нее зоологический сад с несколькими редкими видами птиц и животных. Кроме того, он приказал музыкантам сочинять и ставить непристойную музыку, чтобы удовлетворить ее музыкальные вкусы. [ 7 ] Он также построил свой «пруд с алкоголем» и «мясной лес» специально для Даджи. [ 8 ] В какой-то момент король Чжоу собрал у своего винного озера 3000 гостей. [ 7 ] Он позволил гостям поиграть в кошки-мышки обнаженными в лесу, чтобы развлечь Даджи. Когда одна из наложниц короля Чжоу, дочь лорда Цзю, выразила протест, король Чжоу казнил ее. Ее отца растерзали на куски, а его плоть скормили вассалам короля Чжоу.
Даджи также наслаждался пытками и казнями. [ 7 ] и, как сообщается, смеялся над каждой казнью. [ 8 ] По рассказам, она также была склонна к пыткам. В какой-то момент она заметила фермера, идущего по льду босиком, и приказала отрезать ему ноги, чтобы понять, почему он устойчив к низким температурам. [ 7 ] В другой истории Даджи разрезал живот беременной женщины, чтобы она могла сама узнать, что произошло внутри. Би Ган, дядя короля Чжоу, как сообщается, погиб от рук Даджи: его сердце вырезали и исследовали, чтобы определить, верна ли древняя поговорка о том, что «сердце хорошего человека имеет семь отверстий». [ 8 ]
Даджи была наиболее известна своим изобретением метода пыток, известного как « Бронзовый тостер» ( 炮烙 ). [ 7 ] Это описывается как бронзовый цилиндр, покрытый маслом, нагретый, как печь, с древесным углем под ним, пока его стенки не стали очень горячими. Пострадавшего заставили ходить по медленно нагревающемуся цилиндру и переставлять ноги, чтобы не обжечься. Маслянистая поверхность мешала жертве сохранять равновесие, и если жертва упадет в уголь внизу, она сгорит заживо.
Даджи был казнен по приказу короля Чжоу У после падения династии Шан по совету Цзян Цзыя . Великий историк Сыма Цянь лишь кратко упоминает Даджи и ее казнь, что король Чжоу слушал только Даджи и что она была убита после короля Чжоу. [ 9 ] Согласно книге ханьского ученого Лю Сяна « Биографии образцовых женщин» , после ее смерти ее голову повесили на небольшой белый флаг, чтобы символизировать то, как она стала падением династии. [ 10 ] [ 11 ] Она стала предлогом короля Ву для захвата королевства, и, таким образом, правительство было возобновлено после ее смерти. Другие источники утверждают, что она покончила жизнь самоубийством путем удушения. [ 7 ] [ 8 ]
Даджи в образе мифической лисы
[ редактировать ]Начиная с периода Южной и Северной династий, Даджи считался воплощением девятихвостой лисы. [ 8 ]
С Даджи было связано много святынь в форме лисы. [ 5 ] Посвященные ей святыни считались незаконными культами и поэтому были запрещены.
Хотя создание бинтов для ног не связано напрямую с каким-либо источником, оно также связано с Даджи. [ 8 ] [ 5 ] Говорят, что Даджи создала бандажи для ног, чтобы скрыть свои лисьи лапы. [ 8 ] Поскольку другие женщины не знали, почему она забинтовала ноги, другие придворные дамы подражали ей.
Литература
[ редактировать ]
Даджи показан в китайском романе «Фэншэнь Яньи» как главный антагонист. Она была первой развратницей уходящей в упадок династии Шан в романе. Ее призвал Нюва , небесный правитель, чтобы уничтожить короля Чжоу. Взамен Нюва пообещала бессмертие после завершения ее миссии. В Фэншэнь Яньи она была дочерью Су Ху ( 蘇護 ); в первых главах она была убита тысячелетним духом лисы , который вселился в ее тело, прежде чем стал наложницей короля Чжоу. Ее отец Су Ху отдал ее королю Шана Чжоу в качестве предложения умиротворения после того, как между вооруженными силами Су и Шана вспыхнул вооруженный конфликт.
Однажды ночью Даджи отправили в столицу Чжаоге , и она была одержима злым духом девятихвостой лисы (также известной как Тысячелетняя Лисица). Когда Даджи прибыла в Чжаоге, она стала центром внимания короля Чжоу и заставила короля быть чрезвычайно одержимым ею. Король Чжоу пренебрегал государственными делами, чтобы составить ей компанию, и игнорировал советы своих подданных. Юньчжунцзы был первым человеком, выступившим против Даджи, подарив королю волшебный меч из персикового дерева, от которого Даджи заболела и в конечном итоге убила ее. Она поднялась по служебной лестнице из младшей наложницы и стала королевой благодаря фаворитизму короля по отношению к ней.
Даджи обвиняли в падении династии Шан из-за того, что он развратил короля Чжоу и заставил его пренебрегать государственными делами и править с помощью тирании и деспотизма. В конечном итоге это привело к упадку династии и повсеместному хаосу. Тирания короля Чжоу вызвала гнев и негодование простых людей, которые в конечном итоге подняли восстание против него под руководством короля У Чжоу. После падения династии Шан Даджи был изгнан Цзян Цзыей (он же Цзян Тайгун) и в конце концов умер.
В «Рэнши Цзуань » Даджи параноидально относится к тому, что другие узнают ее секрет того, что она лисица. [ 3 ] Таким образом, она перерастает в насилие и убивает, пока король не становится единственным, кто не знает. В большей части литературы, посвященной Даджи, есть некоторая причина, почему ее нельзя убить в человеческом обличии, поскольку она слишком красива. [ 3 ] В Фэншэнь Яньи , чтобы убить ее, требуется магическое оружие. В Ван Фа Чжоу Пингуа зеркало используется, чтобы разоблачить и уничтожить ее. В этом произведении истинная форма Даджи — девятихвостая лиса с женским лицом.
В «Чжаоян Цюши» , романе о династии Мин, Даджи — дух лисы, покидающий небеса. Она была несчастна после своего пребывания на земле, поэтому снова ушла на землю, чтобы создать лисье царство. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гоюй
- ^ Чен, Я-чен (2012). Женщины в китайских фильмах о боевых искусствах, анализ повествования нового тысячелетия и гендерная политика . Лэнхэм: Лексингтонские книги. п. 11. ISBN 9780739139103 .
- ^ Jump up to: а б с Хантингтон, Рания (2003). Чужой вид: лисы и поздний имперский китайский нарратив . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. 195. ИСБН 9780674010949 .
- ^ Эпштейн, Марам (2001). Конкурирующие дискурсы: православие, подлинность и исчезающие смыслы в художественной литературе позднего императорского Китая . Кембридж: Азиатский центр Гарвардского университета. п. 136. ИСБН 9780674005129 .
- ^ Jump up to: а б с Кан, Сяофэй (2006). Культ лисы: власть, гендер и народная религия в позднем имперском и современном Китае . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 37–39. ISBN 9780231133388 .
- ^ Линь, Фу-ши (8 декабря 2014 г.). « «Старые обычаи и новая мода»: исследование особенностей шаманизма в Китае Сун». Современная китайская религия I. Лейден: Брилл. стр. 262–263. ISBN 9789004271647 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Теобальд, Ульрих «Ди Синь, король Чжоу Чжоу (www.chinaknowledge.de)» Проверено . 15 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ко, Дороти (2010). «Связывание ног» . Бергский спутник моды : 345–348. дои : 10.5040/9781474264716.0007549 . ISBN 9781474264716 .
- ^ Шиджи "Анналы Инь"
- ^ Лиенюй Чжуань «Развратные избранники Да Цзи (супруга) Чжоу Инь ». Цитата: «Тогда король У приказал небесам наказать Да Цзи, обезглавив Да Цзи и повесив его на маленький белый флаг, думая, что человек, убивший Чжоу была женщиной».
- ^ СЕКИГУТИ, Сумико; Берчер, Майкл (2008). «Гендер в обновлении Мэйдзи: конфуцианские «уроки для женщин» и создание современной Японии» . Японский журнал социальных наук . 11 (2): 201–221. дои : 10.1093/ssjj/jyn057 . ISSN 1369-1465 . JSTOR 40649637 .
- ^ «Лисы и секс» , Alien Kind , Азиатский центр Гарвардского университета, стр. 171–223, doi : 10.2307/j.ctt1tfjcmj.10 , ISBN 978-1-68417-382-2 , получено 15 декабря 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Чен, Я-чен - Женщины в китайских фильмах о боевых искусствах нового тысячелетия, анализ повествования и гендерная политика (2012) - ISBN 9780739139103
- Эпштейн, Марам - Конкурирующие дискурсы: православие, подлинность и исчезающие смыслы в художественной литературе позднего императорского Китая (2001) - ISBN 9780674005129
- Хантингтон, Рания - Чужой вид: лисы и поздний имперский китайский рассказ (2003) - ISBN 9780674010949
- Кан, Сяофэй - Культ лисы: власть, пол и народная религия в позднем имперском и современном Китае (2006) - ISBN 9780231133388 .
- Линь, Фу-ши - Современная китайская религия I - ISBN 9789004271647 .
- Сюй, Чжунлинь - Фэншэнь Яньи (16 век)