Герцог Шао
Ши, герцог Шао | |||
---|---|---|---|
китайский | Чжао Гунши | ||
| |||
Джи Ши | |||
китайский | Джи Ши | ||
| |||
Герцог Кан Шао | |||
китайский | Чжао Кангун | ||
| |||
Великий защитник Ши | |||
китайский | 太Тайбао Ши | ||
| |||
Лорд Шао | |||
китайский | 召Вызов | ||
|
Ши, герцог Шао (умер около 1000 г. до н. э. ), урожденный Цзи Ши , посмертное имя Кан ( 康 ), также известный как лорд Шао или герцог Шао , [а] был высокопоставленным министром ранней династии Чжоу . Он был членом королевского клана , главой-основателем государства Ян и ) старейшиной малого государства Шао ( 召國 . После короля Чжоу смерти У правитель Шао поддержал герцога Чжоу в его регентстве и помог подавить восстание Трех стражей . Он оставался важной фигурой при дворе на протяжении десятилетий.
Королевский родственник
[ редактировать ]Самая ранняя биография лорда Шао, в » Сыма Цяня , «Записках великого историка просто утверждает, что он был членом той же родственной группы храма предков, что и дом Чжоу. [1] Ван Чуна называет Лунхэн его старшим братом герцога Чжоу. [2] Хуанфу Ми утверждает, что господин Шао был сыном короля Чжоу Вэня от наложницы. [3] Современная наука существенно не изменила эту точку зрения. Эдвард Шонесси в статье 1989 года назвал лорда Шао сводным братом герцога Чжоу. [4] Мария Хаютина, написавшая в 2015 году, читает главу Гу Мин ( 顧命 ) Шаншу как упорядочивающую линии передачи, которые посещают больного короля Чэн Чжоу, по их старшинству в храме предков Цзи . Поскольку Шао находится на первой позиции, она считает, что эта линия была основана раньше, чем род, основанный сыновьями короля Вэня. [5]
Ранняя карьера
[ редактировать ]За свою роль в завоевании Шана Чжоу король Ву назначил лорда Шао правителем региона Янь , но он никогда не посещал свои земли, посылая вместо себя сына присматривать за ними. [1] Лорд Шао также был назначен Великим Защитником ( 太保 ), одним из Трех Высочеств , высших министерских должностей в столице. [4] Герцог Чжоу был другим.
Через два года после завоевания, прежде чем власть Чжоу была полностью консолидирована, король Ву умер. Его сына сочли слишком молодым, чтобы править, и герцог Чжоу в одностороннем порядке взял власть. [4] Предыдущая династия Шан осуществляла преемственность по старшинству по мужской линии . [6] Последующий образец поставил бы герцога Чжоу следующим в очереди на трон. Незаконно раскопанная рукописная версия главы Шаншу , являющейся частью бамбуковых пластинок Цинхуа , позволяет предположить, что герцог Чжоу совершил жертвоприношение духам предков, чтобы угадать, был ли он избранным ими преемником больного короля Ву. [7] Традиционное прочтение интерпретирует этот отрывок как указание на то, что герцог Чжоу предлагает свою жизнь, если можно будет пощадить короля. В обоих чтениях эту церемонию предлагают два других герцогских министра. [8]
Традиционно считается, что герцог Чжоу взял на себя регентство, а не королевский сан. [9] В любом случае, сын побежденного короля Шан и связанных с ним группировок, возможно, при поддержке королевских братьев Чжоу, [б] воспользовался возможностью, чтобы восстать, участвуя в акции под названием « Восстание трёх стражей» . Лорд Шао заключил союз с герцогом Чжоу, и через три года восстание было подавлено.
Разделение власти
[ редактировать ]Когда насилие было подавлено, сын короля Ву, который теперь был на три года моложе, вместе с победоносным лордом Шао и герцогом Чжоу, заключили тройственный союз, деликатно разделив между собой власть. Лорду Шао была дана власть над землями к западу от столиц-близнецов Фэн и Хао, на реке Вэй в современном Сиане , Шэньси . Это включало в себя базу власти его рода недалеко от додинастической столицы Чжоу Сишань; [11] герцог Чжоу получил контроль над землями на востоке. [1] Именно в это время правитель Шао отправился обследовать территорию новой столицы Лои (ныне Лоян , Хэнань ), которая будет контролировать как стратегический брод, который в первую очередь способствовал завоеванию Чжоу, так и проход через горы на родину Чжоу. [12] Предзнаменования также были благоприятными: правитель Шао протаранил земляную городскую стену, построенную за месяц. [13]
К этому периоду времени относятся многочисленные эпизоды, переданные Шаншу , и два, в частности, связаны друг с другом и борьбой за власть при дворе. Цзюнь Ши ( 君奭 ), убедительное письмо герцога Чжоу лорду Шао, — это одно, а другое — Шао Гао ( 召誥 ), в основном написанное лордом Шао.
Язык архаичен и допускает множество прочтений. Традиционное прочтение учитывает загадочное заявление о том, что лорд Шао был недоволен при дворе, прочитав Цзюнь Ши как просьбу лорда Шао оставаться на своем посту и помогать совместно управлять государственными делами, пока новый король не будет готов. Затем Шао Гао читается как призыв новому королю хорошо поработать. [14]
Альтернативное прочтение противопоставляет две главы друг другу: лорд Шао подчеркивает, что Мандат Небес передается только старшему сыну, а герцог Чжоу призывает множество достойных министров прошлого поддержать его платформу о том, насколько важны способные министры. относятся к хорошему правительству, цитируя в ответ собственные слова господина Шао о том, как они двое будут работать вместе, утверждая, что небесный мандат пришел к Чжоу совместно как группе, и заканчивая страстным призывом, в котором он обращается к господину Шао как к своему брат. [15] [с]
Хотя эти два текста явно тесно связаны, вопрос о том, какой ответ на другой, обсуждается. [18] И независимо от того, читаются ли они с традиционной или ревизионистской точки зрения, независимо от личных, политических или философских мотивов, стоящих за словами того или иного человека, вскоре после этого молодой король Чэн полностью вошел в его власть, и герцог Чжоу исчез с политической сцены на остаток его жизни.
Долголетие
[ редактировать ]Лорд Шао служил четырем поколениям королей Чжоу: королю Вэню, королю Ву, королю Ченгу и королю Кангу . [1] Он занимает видное место в более поздней Шаншу главе «Гу Мин» , в которой описывается ритуал инаугурации короля Канга. В нем видно, что лорд Шао пользуется большим уважением при дворе. Он указывается первым в каждом списке участников, отдает приказы другим функционерам помочь подготовиться к процессу, совершает ритуальные действия, с которыми могут соперничать только новый король и Мастер-ритуалист, и читает приказ о восшествии на престол королю. [19]
Ван Чуна Лунхэн утверждает, что господин Шао прожил более ста лет. [2] и эпиграфические записи, надежно датируемые средними годами правления короля Канга, скорее подтверждают, чем опровергают это утверждение. [20]
ода « Классик поэзии » «Сладкие груши» ( 甘棠). Говорят, что в его честь была написана [1]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ также известный как герцог Кан из Шао , Великий защитник Ши и лорд Кан из Яна.
- ↑ Все переданные источники обвиняют братьев короля Ву, которые были назначены управлять остатками Шана, в присоединении к восстанию. В раскопанном тексте Синиан говорится, что правители Чжоу были убиты повстанческими силами, но не указываются их личности. [10]
- ↑ Чтение Шонесси строки из «Джун Ши» , где герцог Чжоу обращается к лорду Шао как к своему брату, основано на предположении, что слово «брат» содержится в параллельном отрывке из « Каменной классики трех стилей» , вписанный в 241 г. н.э. , был искажен из-за ошибки переписчика из исходной формы 兄 в 允 в полученной литературе. [16] В 2012 году Гассманн утверждал, что в период действия Цзюнь Ши слово, переведенное как «брат», могло также относиться к любому старшему члену мужского пола того же поколения в родственной группе, предполагая, что слово «двоюродный брат» могло быть правдоподобным прочтением. . [17]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Шиджи , том 34.
- ^ Jump up to: а б Лунхэн , том. 1 балл. 4.
- ^ Шонесси (1989) , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Шонесси (1989) , с. 52.
- ^ Khayutina (2015) , p. 269.
- ^ Милберн (2004) , стр. 198–199.
- ^ Грен (2016) , с. 317–318.
- ^ Грен (2016) , с. 317.
- ^ Шиджи , т. 4 .
- ^ Милберн (2016) , с. 64.
- ^ Khayutina (2008) .
- ^ Шонесси (1999) , с. 311.
- ^ Закон (1865) , с. 424.
- ^ Закон (1865) , с. 433.
- ^ Шонесси (1993) , стр. 58–59.
- ^ Шонесси (1993) , с. 58.
- ^ Гассманн (2012) , стр. 32–33.
- ^ Шонесси (1993) , с. 59.
- ^ Шонесси (1989) , стр. 54–55.
- ^ Шонесси (1989) , с. 59.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Гассманн, Роберт Х. (2012). « Отцы» в изобилии: комментарии к суффиксу в древних китайских именах». Дальний Восток Дальний Запад . Presss Universitaires de Vincennes: 31–49. JSTOR 42636046 .
- Грен, Риббинг (2016). «Рукопись Цинхуа «Цзинтэн»: чего она не говорит нам о герцоге Чжоу». Тунг Пао . 102 (4/5). Лейден: Брилл. дои : 10.1163/15685322-10245P01 . JSTOR 44653783 .
- Хаютина, Мария (2008). «Западные «столицы» династии Западная Чжоу: историческая реальность и ее отражения до времен Сыма Цяня». Ориенс Экстремус . 47 . Харрасовиц Верлаг: 25–65. JSTOR 24048045 .
- Хаютина, Мария (2015). «Король Вэнь, урегулировавший споры или судья? «Дело Юй-Жуй» в исторических записях и его историческая подоплека». Бохумский ежегодник восточноазиатских исследований . 38 . Мюнхен: Рурский университет Бохума: 261–276.
- Легг, Джеймс (1865). «12: 召誥». Король Шу, книга 5 . Том. 3.2. стр. 420–433.
- Милберн, Оливия (2004). «Царство и наследование в государстве У: братская преемственность в период весны и осени в Китае (771–475 до н.э.)». Тунг Пао . 90 (4/5). Лейден: Брилл: 195–214. дои : 10.1163/1568532043628359 . JSTOR 4528969 .
- Милберн, Оливия (2016). «Синьань: древний исторический текст из коллекции бамбуковых книг Университета Цинхуа» . Ранний Китай . 39 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 53–109. дои : 10.1017/eac.2016.2 . JSTOR 44075753 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1989). «Роль Великого Защитника Ши в закреплении завоевания Чжоу». Арс Ориенталис . 19 . Смитсоновский институт. JSTOR 4629387 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1993). «Отставка герцога Чжоу на Востоке и начало дебатов министров и монархов в китайской политической философии». Ранний Китай . 18 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 41–72. дои : 10.1017/S0362502800001486 . JSTOR 23351745 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1999). «История Западной Чжоу». В Loewe, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Кембриджская история древнего Китая : от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета . стр. 292–351. ISBN 0-521-47030-7 .
- Сыма Цянь ; Сыма Тан « 34.4: Семья Янь Чжаогун » . Исторические записи . (80-е или 90-е годы до нашей эры ).
- Ван Чун 1.4 : Глава Ци Шоу ». « баланс . (80 г. н.э. ).