Битва при Муе
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2019 г. ) |
Битва при Муе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Шан | Чжоу и его союзники | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Ди Синь из Шана |
Король Ву Чжоу Цзян Зия | ||||||
Сила | |||||||
Исторические записи: [ 1 ] 530 000 солдат Шан (не все лояльные) 170 000 рабов (которые позже дезертировали) ~ Всего 700 000 человек. Современные оценки: [ нужна ссылка ] 50 000–70 000 войск Шан Много рабов |
Исторические записи: 300 колесниц Чжоу 3700 союзных колесниц 3000 Чжоу элита 45 000 лакеев Чжоу | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Все верные солдаты убиты | Менее серьезный |
Битва при Муе | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Битва при Макино | ||
Ханью Пиньинь | Мойе жи Жан | ||
|
Битва при Муе , Му или Му ( ок. 1046 г. до н.э. ) [ а ] [ б ] произошло в древнем Китае между мятежным государством Чжоу и правящей династией Шан . Армия Чжоу, возглавляемая У Чжоу, разбила обороняющуюся армию короля Шана Ди Синя в Муе и захватила столицу Шан Инь , положив конец династии Шан. Победа Чжоу привела к созданию династии Чжоу и используется в китайской историографии как оправданный пример доктрины Небесного Мандата .
Фон
[ редактировать ]К 12 веку до нашей эры влияние Шан распространилось на запад до долины реки Вэй , региона, который был оккупирован кланами, известными как Чжоу . Король Чжоу Вэнь , правитель Чжоу и вассал короля Шан, получил титул «Повелитель Запада». [ 2 ] Шанский Ди Синь (король Чжоу). [ с ] Ди Синь использовал короля Вэня для охраны своего тыла, пока тот участвовал в юго-восточной кампании.
В конце концов, Ди Синь испугался растущей власти короля Вэня и заключил его в тюрьму. Хотя позже Вэнь был освобожден, напряжение между Шанем и Чжоу росло. Вэнь подготовил свою армию и завоевал несколько более мелких государств, которые были лояльны Шану, медленно ослабляя союзников Шана. Король Вэнь умер в 1050 г. до н. э., еще до настоящего наступления Чжоу на Шан.
Ди Синь не подчеркивал местные завоевания Чжоу в долине реки Вэй, поскольку считал себя законным правителем, назначенным его божественными предками. Другие записи описывают его как злоупотребляющего алкоголем и секса со своей супругой Даджи .
Сын короля Вэня, король Чжоу Ву, несколько лет спустя возглавил восстание Чжоу. Причиной этой задержки было то, что король Ву считал, что небесный приказ завоевать Шан не был дан, а также совет Цзян Цзыя дождаться подходящей возможности.
Настроения по отношению к Ди Синю трудно оценить. Последующие истории были политически и культурно связаны с победившим Чжоу, а исторические рассказы о Ди Сине со временем становились все более вопиющими. В более ранних источниках он изображался затуманенным и бесполезным; тогда как спустя несколько столетий его описывают как чудовищного мучителя, которого все презирают. [ 3 ]
Боевой
[ редактировать ]Имея всего 45 000 человек и несколько сотен повозок, Чжоу изначально были в значительном меньшинстве - хотя большая часть сил Шан вела войну на востоке, Ди Синь из Шана организовал около 170 000 солдат. Но Ди Синь совершил ошибку: многие из его бойцов были рабами, и он думал, что, несмотря на низкий боевой дух войск, превосходящая численность его армии сможет если не победить, то, по крайней мере, замедлить повстанцев до прибытия подкрепления. Он ошибался. Большая часть его войск Шан бежала или присоединилась к Чжоу, а те немногие, кто это сделал, были легко побеждены силами Чжоу. После боя Ди Синь покончил жизнь самоубийством. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Тем не менее, многие верные войска Шан продолжали сражаться, и последовала очень кровавая битва, описанная в конце стихотворения в « Шицзин» :
Войска Чжоу были гораздо лучше обучены, и их боевой дух был высок. В одной из атак на колесницах король Ву прорвал линию обороны Шана. Ди Синь был вынужден бежать в свой дворец, а оставшиеся войска Шан погрузились в еще больший хаос. Чжоу одержали победу и не проявили особого милосердия к побежденному Шану, пролив достаточно крови, «чтобы спустить на воду бревно».
Последствия
[ редактировать ]После битвы Ди Синь сжег себя заживо в своем дворце на павильоне Оленьей террасы . [ 8 ] В более поздней традиции Ди Синь перед жертвоприношением покрывает себя драгоценными нефритами. [ 11 ] Король Ву убил Даджи после того, как нашел ее. Приказ казнить ее отдал Цзян Цзя. Чиновники Шана были освобождены без предъявления обвинений, а некоторые позже работали чиновниками Чжоу. Императорский хлебный склад был открыт сразу после битвы, чтобы накормить голодающее население. Битва ознаменовала конец династии Шан и начало династии Чжоу.
Встречаться
[ редактировать ]Хотя день и месяц битвы при Муе точно известны, относительно года есть сомнения. [ 12 ] До Проекта хронологии Ся-Шан-Чжоу предыдущие хронологии предлагали как минимум 44 различные даты этого события, в диапазоне от 1130 до 1018 г. до н.э. [ 13 ] [ 14 ] Самыми популярными были 1122 г. до н. э., рассчитанный династии Хань астрономом Лю Синем , и 1027 г. до н. э., выведенный из утверждения в «старом тексте» «Бамбуковых анналов» , что Западный Чжоу (конечная точка которого, как известно, приходится на 770 г. до н. э.) длился 257 г. годы. [ 15 ] [ 16 ]
Несколько документов связывают астрономические наблюдения с этим событием:
- Цитата в « Книге Хань» из утерянной главы «Вочэн 武成» Книги документов, похоже, описывает лунное затмение незадолго до начала кампании короля Ву . Эта дата и дата его победы указаны в месяцах и шестидесятилетних днях. [ 17 ] [ 18 ]
- Отрывок в Гоюй дает положение Солнца, Луны, Юпитера и двух звезд в тот день, когда король У напал на Шан. [ 16 ] [ 18 ]
- В «текущем тексте» «Бамбуковые Анналы» упоминаются соединения всех пяти планет, произошедшие до и после завоевания Чжоу. В текстах периода Хань упоминается, что первое соединение произошло на 32-м году правления последнего царя. Такие события редки, но все пять планет собрались 28 мая 1059 г. до н.э. и снова 26 сентября 1019 г. до н.э. Хотя зафиксированные положения в небе этих двух событий противоположны тому, что произошло, они не могли быть рассчитаны ретроспективно на момент первого появления отчета. [ 19 ]
Стратегия, принятая Проектом, заключалась в использовании археологических исследований для сужения диапазона дат, которые необходимо будет сравнить с астрономическими данными. Хотя никаких археологических следов кампании короля У обнаружено не было, столица Чжоу до завоевания в Фэнси в Шэньси была раскопана, и пласты на этом месте были идентифицированы с додинастической Чжоу. Радиоуглеродное датирование образцов с этого места, а также из столиц позднего Иньсюя и раннего Чжоу с использованием метода сопоставления покачиваний позволило установить дату завоевания между 1050 и 1020 годами до нашей эры. Единственная дата в этом диапазоне, соответствующая всем астрономическим данным, — 20 января 1046 г. до н.э. Эта дата ранее была предложена Дэвидом Панкеньером, который сопоставил приведенные выше отрывки из классиков с теми же астрономическими событиями, но здесь она стала результатом тщательного рассмотрения более широкого круга свидетельств. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Другие ученые высказали несколько критических замечаний по поводу этого процесса. Связь между слоями археологических памятников и завоеванием неясна. [ 23 ] Узкий диапазон радиоуглеродных дат указан с менее строгим доверительным интервалом (68%), чем стандартное требование в 95%, что привело бы к гораздо более широкому диапазону. [ 24 ] Тексты, описывающие соответствующие астрономические явления, крайне неясны. [ 25 ] [ 26 ] Например, надпись на Ли гуе , ключевом тексте, использованном при датировке завоевания, можно интерпретировать по-разному, при этом одно альтернативное прочтение приводит к дате 9 января 1044 г. до н.э. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б 1046 г. до н. э. — год, одобренный Хронологическим проектом Ся-Шан-Чжоу , хотя сомнения в этой датировке сохраняются. См. § Знакомства .
- ^ буквально «Битва на диких пастбищах»
- ↑ Имя монарха Шан записано как «Ди Синь» ( 帝辛 , «Король-бог Синь») в записях Шан. В записях Чжоу он называется по-разному, используя посмертный эпитет «Чжоу» ( 紂 ). К ним относятся «Чжоусинь», «Чжоу Шана», «Чжоу Инь» (его столица) и «Король Шан Чжоу». Это имя «Чжоу» совершенно отличается от слова покорившей его династии Чжоу ( 周 ), несмотря на их идентичную латинизацию, когда знаки тона игнорируются. «Ди Синь», чтобы избежать путаницы. Здесь используется
- ↑ Последние слова этого стихотворения, «會朝清明», не имеют общепринятого значения, даже с учетом поэтических вариаций. Легге (1871) писал: «За этой утренней встречей последовал ясный яркий [день]». [ 7 ] Шонесси (1999) и Чен (2021) дают «Встречу утром, ясную и яркую». [ 8 ] [ 9 ] Нивисон (2018) читает последние два слова как дату, получая «это произошло утром, Цинмин [День]». [ 10 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шиджи , том. 4, Основные летописи Чжоу.
- ^ Пайнс (2020) , с. 717.
- ^ Пайнс (2008) , стр. 3–4, 10, 12.
- ^ Доктор философии, Альфред Дж. Андреа (23 марта 2011 г.). Энциклопедия всемирной истории: [21 том] . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-1-85109-930-6 .
- ^ Ли, Сяобин (10 января 2012 г.). Китай в войне: Энциклопедия . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-1-59884-416-0 .
- ^ Грант, Р.Г. (24 октября 2017 г.). 1001 битва, изменившая ход истории . Продажа книг. ISBN 978-0-7858-3553-0 .
- ^ Легге (1871) , с. 436.
- ^ Jump up to: а б Шонесси (1999) , с. 310.
- ^ Чен (2021) , с. 181.
- ^ Нивисон (2018) , с. 113.
- ^ Grebnev (2018) , pp. 86–87.
- ^ Ву (1982) , стр. 319, № 40, стр. 320, № 41.
- ^ Инь (2002) , стр. 1.
- ^ Ли (2002) , с. 32.
- ^ Панкеньер (1982) , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Ли (2002) , с. 34.
- ^ Ли (2002) , стр. 33–34.
- ^ Jump up to: а б Лю (2002) , с. 4.
- ^ Чжан (2002) , с. 350.
- ^ Ли (2002) , стр. 31–34.
- ^ Инь (2002) , стр. 2–3.
- ^ Панкеньер (1982) , стр. 3–7.
- ^ Ли (2002) , с. 36.
- ^ Кинан (2007) , с. 147.
- ^ Кинан (2002) , стр. 62–64.
- ^ Стивенсон (2008) , стр. 231–242.
Источники
[ редактировать ]- Чен, Хун-Сен (2021). Аньхойского университета воюющих государств «Некоторые незначительные выводы из чтения бамбуковых листков классика поэзии ». Бамбук и шелк . 4 . Брилл: 172–188. дои : 10.1163/24689246-00401006 . S2CID 234008212 .
- Гребнев, Егор (2018). «Запись о королевских деяниях короля У Чжоу в И Чжоу-шу в свете ближневосточных королевских надписей» . Журнал Американского восточного общества . 138 (1). Мичиганский университет: Американское восточное общество: 73–104. дои : 10.7817/jameroriesoci.138.1.0073 . JSTOR 10.7817/jameroriesoci.138.1.0073 .
- Кинан, Дуглас Дж. (2002). «Астроисториографические хронологии раннего Китая необоснованны» (PDF) . История Восточной Азии . 23 . Австралийский национальный университет: 61–68.
- Кинан, Дуглас Дж. (2007). «Защита соединений планет в ранней китайской хронологии незаслуженна» (PDF) . Журнал астрономической истории и наследия . 10 (2). Национальный институт астрономических исследований Таиланда: 142–147. дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2007.02.08 . S2CID 17634444 .
- Ли, Юн Куэн (2002). «Построение хронологии ранней китайской истории» . Азиатские перспективы . 41 (1). Издательство Гавайского университета: 15–42. дои : 10.1353/asi.2002.0006 . hdl : 10125/17161 . JSTOR 42928543 . S2CID 67818363 .
- Король Ше, или Книга стихов: ч. 1. Первая часть Ше-короля, или Уроки государств; и Пролегомены. точка. II. Вторая, третья и четвертая части Ше-царя, или Малые оды царства, Большие оды царства, Жертвенные оды и хвалебные песни; и индексы . Китайская классика. Перевод Легга, Джеймса . 1871.
- Лю, Цы-юань (2002). «Астрономия в хронологическом проекте Ся-Шан-Чжоу» . Журнал астрономической истории и наследия . 5 (1). Национальный институт астрономических исследований Таиланда: 1–8. Бибкод : 2002JAHH....5....1L . дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2002.01.01 . S2CID 129674512 .
- Нивисон, Дэвид С. (2018). Адам К. Шварц (ред.). Анналы Нивисона: Избранные работы Дэвида С. Нивисона по ранней китайской хронологии, астрономии и историографии . Де Грюйтер Мутон. Бибкод : 2018nasw.book.....N . дои : 10.1515/9781501505393 . ISBN 9781501505393 . S2CID 165998984 .
- Панкеньер, Дэвид В. (1982). «Астрономические даты в Шане и Западной Чжоу» (PDF) . Ранний Китай . 7 . Издательство Кембриджского университета: 2–37. дои : 10.1017/S0362502800005599 . JSTOR 23351672 . S2CID 163543848 .
- Сосны, Юрий (2008). «Бунт оправдан? Образ Чжоусинь и легитимность восстания в китайской политической традиции» Ориенс Экстремус . 47 . Издательство Harrassowitz: 1–24. JSTOR 24048044 .
- Сосны, Юрий (2020). «Имена и титулы в текстах Восточной Чжоу». Тунг Пао . 106 (5–6). Лейден: Брилл: 714–720. дои : 10.1163/15685322-10656P06 . S2CID 234449375 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1999). «История Западной Чжоу» . В Loewe, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Кембриджская история Древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 292–351. дои : 10.1017/CHOL9780521470308.007 . ISBN 9780521470308 .
- Сыма Цянь ; Сыма Тан е годы до н. э.] « 4: Чжоу Бэньцзи ». (1959) [90 - Исторические записи [ Записки великого историка ].
- Стивенсон, Ф. Ричард (2008). «Насколько надежны архаичные записи больших солнечных затмений?» . Журнал истории астрономии . 39 (2). Публикации SAGE: 229–250. Бибкод : 2008JHA....39..229S . дои : 10.1177/002182860803900205 . S2CID 117346649 .
- Ву, Куо-Чэн (1982). Китайское наследие . Нью-Йорк: Издательство Crown. ISBN 0-517-54475-Х .
- Инь Вэйчжан (2002). «Новые разработки в исследованиях хронологии Трех династий» (PDF) . Китайская археология . 2 . Перевод Виктора Цунруи Сюн. Китайская академия социальных наук: 1–5. дои : 10.1515/символ.2002.2.1.1 . S2CID 134396442 .
- Чжан Пейю (2002). «Определение хронологии Ся-Шан-Чжоу с помощью астрономических записей в исторических текстах». Журнал восточноазиатской археологии . 4 . Брилл: 335–357. дои : 10.1163/156852302322454602 .