Колесницы в древнем Китае
Колесницы в древнем Китае | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | колесница | ||
Буквальный смысл | военная машина | ||
|
Древняя китайская колесница ( традиционный китайский : 戰車 ; упрощенный китайский : 战车 ; пиньинь : zhànchē ; букв. «Военная машина») использовалась в качестве средства нападения и преследования на открытых полях и равнинах древнего Китая примерно с 1200 года до нашей эры. Колесницы также давали военачальникам мобильную платформу для управления войсками, одновременно обеспечивая лучникам и солдатам, вооруженным топорами-кинжалами, повышенную мобильность. Они достигли пика своего значения в период весны и осени их в значительной степени вытеснила кавалерия , но во времена династии Хань .
История
[ редактировать ]Традиционные источники приписывают изобретение колесницы министру Ся династии Си Чжуну . [4] [5] [6] и говорят, что они использовались в битве при Гане (甘之戰) в 21 веке до нашей эры. Однако археологические данные показывают, что мелкомасштабное использование колесницы началось около 1200 г. до н.э., в период позднего Шаня . [7] [8] [9] Вероятно, они были завезены через северные степи, вероятно, из ареала культуры Оленьих камней . [1] [2] [3] Современные надписи на костях оракула с изображением иероглифа 車 изображают двухколесное транспортное средство, похожее на колесницу, с одним шестом для крепления лошадей. [10]
Колесницы достигли своего апогея [11] и оставался мощным оружием до конца периода Воюющих царств (471–221 гг. До н.э.), когда на смену пришло более широкое использование арбалетов, массовая пехота, принятие стандартных кавалерийских частей и адаптация кочевой кавалерии (конная стрельба из лука). Колесницы продолжали служить командными пунктами для офицеров во времена династий Цинь и Хань, в то время как бронированные колесницы также использовались династией Хань против Конфедерации сюнну в войне Хань-сюнну , особенно в битве при Мобэй в 119 году нашей эры. Армия генерала Вэй Цина отправляется из Динсяна. [12] столкнулся сюнну Чаньюя с 80-тысячной кавалерийской армией . Вэй Цин приказал своим войскам выстроить тяжелобронированные колесницы в кольцо. [12] создание мобильных крепостей .
С изменениями в характере боевых действий, а также с увеличением доступности более крупных пород лошадей , во времена династий Цинь и Хань (221 г. до н. э. – 220 г. н. э.) колесницы были заменены кавалерией и пехотой, а однополюсные колесницы стали меньше важный. В это время двухосная колесница развивалась как транспортное средство, легкое и простое в обращении. В эпоху Восточной Хань (25–220 гг. н.э.), а затем в период Троецарствия (220–280 гг. н.э.) преобладающей формой была двухосная колесница. Это изменение можно увидеть в бесчисленных резных камнях династии Хань и во многих моделях керамических гробниц. Со временем, по мере развития общества, ранние колесницы периода до Цинь постепенно исчезли. [13]
Строительство
[ редактировать ]Древние китайские колесницы обычно представляли собой двухколесные транспортные средства, запряженные двумя или четырьмя лошадьми. [14] с одной тяговой опорой длиной около 3 м, которая изначально была прямой, но позже превратилась в две изогнутые шахты. На переднем конце шеста имелась горизонтальная тяга длиной около метра с прикрепленными деревянными ярмами, в которые запрягали лошадей. Деревянные колеса диаметром примерно 1,2–1,4 м были установлены на оси длиной три метра (9,8 фута) и закреплены на каждом конце бронзовыми колпаками. Колеса периода Шан обычно имели 18 спиц, но колеса периода Чжоу насчитывали от 18 до 26. Колеса колесниц периода Весны и Осени (8–7 века до н.э.) имели от 25 до 28 спиц. Кузов кареты имел длину около метра и ширину 0,8 метра, имел деревянные стенки и отверстие сзади для доступа солдат. [15] [13]
С наступлением периода весны и осени (771–476 гг. до н.э.) в конструкцию и конструкцию колесницы были внесены улучшения. Угол изогнутой тяги увеличился, приподняв конец шеста. Это уменьшило количество усилий, требуемых лошадью, тянущей колесницу, и увеличило ее скорость. Ширина кузова повозки также увеличилась примерно до 1,5 м, что дало солдатам большую свободу передвижения. Ключевые компоненты, такие как шест, колпак и ярмо, были усилены декорированной медной отливкой, что повысило устойчивость и долговечность колесницы. Эти колесницы по-разному назывались «золотыми колесницами» (金車), «атакующими колесницами» (攻車) или «оружейными колесницами» (戎車). [15]
Китайская боевая колесница, как и другие боевые колесницы Евразии, получила свою характерную способность двигаться на высокой скорости благодаря сочетанию легкой конструкции и двигательной системы с использованием лошадей, которые были самыми быстрыми из доступных тягловых животных. [16]
Экипаж и вооружение
[ редактировать ]Обычно колесница перевозила трех воинов в доспехах с разными задачами: один, известный как возничий (御者), отвечал за вождение, второй, лучник (射) (или иногда несколько лучников (多射)), которому было поручено стрелять на большие дистанции. Ронгё (戎右), роль которого заключалась в защите на ближней дистанции, был третьим членом экипажа. [15] Вооружение колесницы состояло из оружия ближнего боя и дальнего боя.
Самым важным оружием ближнего боя на колеснице был кинжал-топор или ге (戈), оружие с древком длиной примерно три метра. На конце двуглавого устройства с одной стороны находился острый кинжал, а с другой — наконечник топора. [17] Его носил ронгё , и его можно было либо размахивать, либо колоть во врага, как копье. Ко времени весенне-осеннего периода гэ в значительной степени был вытеснен алебардой или дзи (戟), которая имела лезвие копья на конце древка в дополнение к топору и кинжалу.
Все командиры колесниц имели при себе бронзовый кинжал для защиты на случай, если колесница выйдет из строя или на борт колесницы запрыгнет враг. Солдаты на борту носили кожаные, а иногда и медные доспехи и несли щит или дон (盾), сделанный из кожи или бронзы. Лучник на колеснице был вооружен либо луком ( гун 弓), либо арбалетом ( nŭ弩 ) для атак на большие расстояния. Лошади-колесницы также начали носить доспехи в период весны и осени, чтобы защититься от травм. Когда колесница не участвовала в военном походе, ее использовали как транспортное средство.
Оперативное развертывание
[ редактировать ]Колесница представляла собой большую военную машину, которая из-за недостаточной гибкости не была эффективной как единая боевая единица. [15] Обычно его командиру выделяли несколько пехотинцев или ту цзу (徒卒) для сотрудничества в бою. В эпоху Западного Чжоу к каждой колеснице обычно прикрепляли по десять пехотинцев, причем пятеро из них ехали на колеснице, каждая из которых называлась эскадроном ( дуй 隊). Пять эскадрилий составляли чжэнпян (正偏), четыре чжэнпян составляли дивизию ( ши 师), а пять дивизий были известны как армия ( цзюнь 军). В весенне-осенний период колесница становилась главным оружием войны. Наряду с увеличением численности военной силы в каждом штате доля колесниц в общей численности армии также упала, при этом количество людей, выделяемых на каждую колесницу, увеличилось до семидесяти. Это изменение коренным образом изменило основы ведения войны. [15]
Боевое и тактическое расположение
[ редактировать ]В древнем Китае колесница использовалась в основной роли со времен династии Шан до первых лет династии Хань (ок. 1200–200 до н.э.), когда она была заменена кавалерией и снова стала второстепенной вспомогательной ролью. На протяжении тысячелетия или более каждый солдат, перевозимый на колесницах, использовал особую боевую тактику, необходимую для использования транспортного средства.
Бои на колесницах обычно происходили на широких открытых пространствах. Когда обе стороны оказались в пределах досягаемости, они сначала обменялись стрелами или арбалетным огнем, надеясь, что численным превосходством они вызовут беспорядок и замешательство в рядах противника. Когда два противника приближались друг к другу, они держались на расстоянии примерно четырех метров друг от друга, чтобы избежать трехметровых (9,8 футов) кинжалов своих противников. Только когда две колесницы подошли ближе, произошла настоящая битва.
Колесница шириной всего около трех метров, с пехотой, ехавшей с обеих сторон, была крайне негибкой как боевая машина, и ее было трудно развернуть. В сочетании с этим были ограничения на использование оружия, когда противники использовали мгновенную возможность для победы или захватывали своего противника движением клешней . Эта тактика требовала боя в плотном строю при хорошей военной дисциплине и контроле.С наступлением весенне-осеннего периода больше внимания стало уделяться построениям войск по типу боя. Подразделения колесниц были обучены обеспечивать взаимодействие с остальной армией во время военной кампании.
В эпоху Западного Чжоу колесницы стояли на широко открытых равнинах в ряд друг за другом, в одну линию. Затем сопровождающая пехота должна была быть развернута впереди колесницы - широкий строй, который лишал врага возможности атаковать в клешни. Если бы в случае столкновения двух сторон колесницы оставались в строгом строю, появилась бы хорошая возможность окружить врага. В этот период войны на колесницах использование организованного командного боя в некоторой степени определяло разницу между победой и поражением, в противном случае боевые действия пришлось бы прекратить, чтобы консолидировать строй. В операции этого типа важное значение имело единое командование. Старшие офицеры использовали барабаны и флаги, чтобы управлять наступлением и отступлением армии, скоростью и корректировать строй. Однако такие операции по своей сути были очень медленными, и поэтому скорость боя снижалась. Кроме того, пехоте приходилось оставаться в строю, что не способствовало дальнему преследованию отступающего противника.
Типичный пример важности дисциплинированных сил произошел во время свержения Чжоу Шана в решающей битве при Муе в 1046 году до нашей эры. По мере того как армия Чжоу продвигалась вперед, пехоте и колесницам было приказано останавливаться и перегруппировываться через каждые шесть или семь шагов, чтобы поддерживать строй. Армия Шан, несмотря на свое численное превосходство, в основном состояла из деморализованных и насильственно призванных войск. В результате войска не смогли удержаться в строю и потерпели поражение. [15]
Когда наступил период весны и осени, колесницы оставались ключом к победе. В битве при Яньлине в 575 г. до н.э. между государствами Чу и Цзинь дезорганизованный характер колесниц и пехоты армии Чу привел к ее поражению. И построение войск, и гибкость колесницы впоследствии претерпели серьезные изменения, и пехота стала играть гораздо большую роль в бою. Войска больше не размещались перед колесницами, а вокруг всех четырех сторон, тем самым увеличивая гибкость машины. Порядки больше не включали одну линию колесниц; вместо этого они были разбросаны, что давало преимущество глубины. Таким образом, движение колесницы больше не было затруднено, и она могла отражать атаки противника, а также обеспечивать быстрое преследование.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Роусон, Джессика (июнь 2020 г.). «Колесница и захоронения лежа: переоценка отношений позднего Шанского Китая с его северными соседями» . Журнал мировой предыстории . 33 (2): 135–168. дои : 10.1007/s10963-020-09142-4 . S2CID 254751158 .
Эти различные памятники, петроглифы, хиригсууры и оленьи камни пролили свет на ключевую роль Монгольского плато как основного региона происхождения колесниц и лошадей в Восточной Азии (и связанного с ними оружия и инструментов), а также вероятного источника колесниц. и лошади, работающие в Аньяне
- ^ Jump up to: а б Шонесси, Эдвард Л. (1988). «Исторические перспективы появления колесницы в Китае» . Гарвардский журнал азиатских исследований . 48 (1): 189–237. дои : 10.2307/2719276 . ISSN 0073-0548 . JSTOR 2719276 .
Однако недавние публикации об археологических открытиях по всей советской Средней Азии теперь позволяют заполнить прежнюю пустоту между Китаем и Ближним Востоком как пространственно, так и во времени, не оставляя сомнений в том, что колесница действительно въехала в Китай с северо-запада примерно в 1200 году до нашей эры (. ..) Исходя из этого, мы могли бы предложить верхний предел артефактных свидетельств существования колесницы в Китае около 1200 г. до н. э., что соответствует последней части правления короля У Дина (ок. 1200–1180 гг. до н. э.).
- ^ Jump up to: а б Барбьери-Лоу, Энтони Дж. (февраль 2000 г.). «Колесные транспортные средства в бронзовом веке Китая (ок. 2000–741 гг. До н.э.)» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 99 .
- ^ Сюй Шэнь « Радикальная машина» Шуовэнь Цзецзы :
имя Юлун. Он был построен Си Чжуном во времена правления династии Ся.
- ^ «Глава об изобретениях . ся »
-
- ^ Гуй конгшу 11, Юпянь , том 1, Раздел колесниц (车部). Цитата: «Шибен Си Чжун делал колесницы, а Сун Чжун сказал, что Ся Юй был человеком того времени», стр. 132 из 157, отсканировано и переписано . Китайский текстовый проект
- ^ Беквит 2009 , с. 43.
- ^ Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс Б. (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Компания Houghton Mifflin. п. 14 . ISBN 978-0-618-13384-0 .
- ^ Вульф, Грег (2007). Древние цивилизации: иллюстрированный справочник по вере, мифологии и искусству . Барнс и Ноубл. п. 227. ИСБН 978-1-4351-0121-0 .
- ^ Шонесси, Эдвард Л. (1988). «Исторические перспективы появления колесницы в Китае». Гарвардский журнал азиатских исследований . 48 (1): 189–237. дои : 10.2307/2719276 . JSTOR 2719276 .
- ^ «Раскопки гробниц с колесницами династии Чжоу раскрывают больше информации о древнем китайском обществе» . Народная газета . Пекин: People's Daily Online. 16 марта 2002 года . Проверено 10 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Уайтинг, Марвин К. (2002). Военная история Императорского Китая: 8000 г. до н.э.-1912 г. н.э. Линкольн: iUniverse, Inc., стр. 154–155. ISBN 978-0-595-22134-9 .
- ^ Jump up to: а б Лу Ляньчэн (1 декабря 1993 г.). «Колесницы и конные захоронения в древнем Китае» . Античность . 67 (257): 824–838. дои : 10.1017/S0003598X0006381X . S2CID 160406060 . Архивировано из оригинала 21 октября 2012 года . Проверено 6 декабря 2022 г. - через бесплатную библиотеку.
- ^ Гернет 1996 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Жестокое и эффективное оружие Древнего Китая: Колесницы и война на колесницах» [Свирепое и эффективное оружие Древнего Китая: Колесницы и война на колесницах]. China.com (на китайском языке). Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Беквит 2009 , с. 53 (примечание: хотя Беквит делает общее заявление о боевых колесницах в целом, оно также явно связано с китайской боевой колесницей в другом месте текста)
- ^ «Оружие периода Воюющих царств» (на китайском языке). Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 8 октября 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13589-2 .
- Герне, Жак (1996). История китайской цивилизации (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-49781-7 .