Бамбуковые анналы
Оригинальное название | Бамбуковая хронология |
---|---|
Язык | Классический китайский |
Предмет | древняя китайская история |
Дата публикации | до 296 г. до н.э. |
Место публикации | Государство Вэй , древний Китай. |
Бамбуковые анналы | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Бамбуковая хронология | ||
Упрощенный китайский | Бамбуковая хронология | ||
Буквальный смысл | «Анналы бамбуковых писаний» | ||
|
« Бамбуковые летописи» ( китайский : 竹書紀年 ; пиньинь : Чжушу Цзиньнянь ), также известные как Летопись гробницы Цзи ( китайский : 汲冢紀年 ; пиньинь : Цзи Чжун Цзиньань ), представляют собой хронику древнего Китая.Он начинается в самые ранние легендарные времена (эпоха Желтого Императора ) и продолжается до 299 г. до н.э., при этом последующие столетия сосредоточены на истории государства Вэй в период Воюющих царств . Таким образом, он охватывает тот же период, что и Сыма Цяня » «Записки великого историка (91 г. до н.э.). Оригинал, возможно, был утерян во времена династии Сун. [1] и сегодня этот текст известен в двух версиях: «нынешний текст» (или «современный текст»), подлинность которого оспаривается, и неполный «древний текст».
Текстовая история
[ редактировать ]Оригинальный текст был похоронен вместе с королем Вэй Сяном (умер в 296 г. до н. э.) и вновь обнаружен почти шесть столетий спустя, в 281 г. н.э. ( династия Западная Цзинь ) во время открытия Цзичжун . По этой причине хроника пережила сожжение книг императором Цинь Шихуанди . Другие тексты, обнаруженные в той же гробнице, включали Гоюй , И Цзин и Сказание о короле Му . Они были написаны на бамбуковых пластинках , обычном письменном материале периода Воюющих царств, и именно от этого произошло название текста. [2] Полосы были расставлены по порядку и записаны придворными учеными. По мнению Ду Юя , видевшего оригинальные ленты, текст начался с династии Ся . Он также заявил, что он использовал королевский календарь Чжоу до 784 г. до н.э., когда он перешел на календарь государства Цзинь , а затем на календарь его преемника, государства Вэй . Ду отметил, что это подразумевает, что книга представляет собой государственную хронику Вэй. Пей Инь ( 裴駰 , V век) утверждает, что книга началась с Желтого Императора. Эта версия, состоящая из 13 свитков, была утеряна во времена династии Сун . [2] [3] Версия «Анналов» с тремя свитками упоминается в « Истории песен» (1345 г.), но ее связь с другими версиями неизвестна. [4]
«Текущий текст» ( 今本 jīnběn ) представляет собой версию текста с двумя свитками, напечатанную в конце 16 века. [5] [6] Первый свиток содержит скудное повествование о додинастических императорах (начиная с Желтого императора), династии Ся и династии Шан . Повествование перемежается более длинными отрывками о предзнаменованиях, которые идентичны отрывкам из Книги Песней конца V века . Второй свиток содержит более подробный отчет об истории Западного Чжоу , государства Цзинь и его преемника государства Вэй, и не содержит каких-либо знаменательных отрывков. [7] Эта версия дает годы в соответствии с шестидесятилетним циклом , практика, которая началась во времена династии Хань . [3] Расхождения между текстом и цитатами более раннего текста в старых книгах побудили таких ученых, как Цянь Даксин и Синдзо Синдзё, отвергнуть «текущую» версию как подделку. [8] эта точка зрения все еще широко распространена. [9] [10] Другие ученые, в частности Дэвид Нивисон и Эдвард Шонесси , утверждают, что значительная часть его является точными копиями оригинального текста. [11]
«Древний текст» ( 古本 gǔběn ) представляет собой частичную версию, собранную путем кропотливого изучения цитат утерянного оригинала в произведениях до Сун Чжу Юзена (конец 19 века), Ван Говея (1917) и Фань Сянъюна (1956). Фан Шимин и Ван Сюлин (1981) систематически сопоставили все доступные цитаты вместо того, чтобы следовать за более ранними учеными в попытках объединить различные формы отрывков в единый текст. [12] [13] Два произведения, в которых содержится наибольшее количество цитат, « Шуй Цзин Чжу» (527 г.) и Сыма Чжэня » «Шиджи Суойинь (начало VIII века), по-видимому, основаны на несколько разных версиях текста. [14] Эта версия включает два обозначения шестидесятилетия года (первого года правления императора Яо и нападения Чжоу на Шан), что указывает на некоторое вмешательство в текст до его цитирования. [15]
Переводы
[ редактировать ]- (на французском языке) Био, Эдуард (1841–1842). «Чоу-чоу-ки-ниен, Летопись бамбука, Хронологические таблички Книги, написанной на бамбуке» , Азиатский журнал , Третья серия, 12 , стр. 537–78 и 13 , стр. 203–207 , 381–431 .
- Легг, Джеймс (1865). «Анналы бамбуковых книг» , в «Пролегоменах», «Китайская классика», том 3, часть 1 , стр. 105–188. Рпт. (1960) Гонконг: Издательство Гонконгского университета.
- Нивисон, Дэвид (2009). Загадка бамбуковых анналов (Zhushu Jinian Jiemi Bamboo Annals Puzzle ) .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кнехтгес (2014) , с. 2343.
- ^ Перейти обратно: а б Кейтли (1978) , с. 423.
- ^ Перейти обратно: а б Нивисон (1993) , стр. 40–41.
- ^ Шонесси (2006) , с. 193.
- ^ Нивисон (1993) , стр. 41, 44.
- ^ Шонесси (2006) , стр. 193–194.
- ^ Нивисон (1993) , с. 40.
- ^ Нивисон (1993) , стр. 39, 42–43.
- ^ Кейтли (1978) , с. 424.
- ^ Барнард (1993) , стр. 50–69.
- ^ Шонесси (1986) .
- ^ Кейтли (1978) , стр. 423–424.
- ^ Шонесси (2006) , с. 209.
- ^ Шонесси (2006) , стр. 210–222.
- ^ Кейтли (1978) , с. 424, н. 4.
Источники
[ редактировать ]- Цитируемые работы
- Барнард, Ноэль (1993), «Астрономические данные из древних китайских записей: требования методологии исторических исследований» (PDF) , East Asian History , 6 : 47–74, заархивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. , получено 3 мая 2013 г.
- Кейтли, Дэвид Н. (1978), «Бамбуковые анналы и хронология Шан-Чжоу», Гарвардский журнал азиатских исследований , 38 (2): 423–438, doi : 10.2307/2718906 , JSTOR 2718906 .
- Кнехтгес, Дэвид Р. (2014). « Чжушу Цзиньань 竹書紀年 (Бамбуковые летописи)». В Кнехтгесе, Дэвид Р.; Чанг, Тайпин (ред.). Древняя и раннесредневековая китайская литература: Справочник, часть четвертая . Лейден: Брилл. стр. 2342–48. ISBN 978-90-04-27217-0 .
- Нивисон, Дэвид С. (1993), « Чу шу чин нянь 竹書紀年», в Лоу, Майкл (ред.), Ранние китайские тексты: Библиографический справочник , Беркли: Общество изучения раннего Китая, стр. 39– 47, ISBN 1-55729-043-1 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1986), «О подлинности бамбуковых анналов», Гарвардский журнал азиатских исследований , 46 (1): 149–180, doi : 10.2307/2719078 , JSTOR 2719078 . перепечатано в Шонесси, Эдвард Л. (1997). До Конфуция. Исследования по созданию китайской классики . Итака: SUNY Press. стр. 69–101. ISBN 0-7914-3378-1 .
- —— (2006), «Редактирование и издания бамбуковых анналов », «Переписывание ранних китайских текстов » , Олбани: State University of New York Press, стр. 185ff, ISBN 978-0-7914-6644-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Нивисон, Дэвид С. (1983), «Даты Западной Чжоу», Гарвардский журнал азиатских исследований , 43 (2): 481–580, doi : 10.2307/2719108 , JSTOR 2719108 .
- —— (1999), «Ключ к хронологии трех династий. Бамбуковые анналы «современного текста» » (PDF) , Sino-Platonic Papers , 93 . ( краткое содержание ).
- —— (2009), Загадка бамбуковых анналов , Тайбэй: Airiti Press, ISBN 978-986-85182-1-6 . ( резюме. Архивировано 2 июля 2009 г. в Wayback Machine )
- —— (2011), «Эпилог к загадке бамбуковых анналов » (PDF) , Журнал китайских исследований , 53 : 1–32. (в ответ на Шонесси (2011) )
- Шао, Дунфан (邵東方) (2002), «Споры по поводу «современного текста» Бамбуковых Анналов и его связи с хронологией трех династий», Журнал восточноазиатской археологии , 4 (1): 367–374, doi : 10.1163/156852302322454620 .
- ——— (2010), Чжушу джиниан янцзю лунго Исследовательская статья по бамбуковым хроникам [ Критическое размышление о текущих дебатах о бамбуковых анналах ] (на китайском языке), Тайбэй: Airiti Press, ISBN 978-986-85182-9-2 .
- Шонесси, Эдвард Л. (2011), «О загадках и открытиях: бамбуковые анналы , древняя хронология и работы Дэвида Нивисона» (PDF) , Журнал китайских исследований , 52 : 269–290. (обзор Nivison (2009) )