Цзютянь Сюаньнюй
Цзютянь Сюаньнюй | |||
---|---|---|---|
![]() Сун Гунмин встречает Цзютянь Сюаньнюй, гравюру на дереве, опубликованную в издании журнала « Water Margin» журнала Rongyu Tang. | |||
китайский | Цзютянь Сюаньв [ 1 ] [ 2 ] | ||
Буквальный смысл | Таинственная/Тёмная Госпожа Девяти Небес | ||
|
Цзютянь Сюаньнюй — богиня войны, секса и долголетия в китайской мифологии . [ 1 ] Фехтовальщица Юэнюй — реинкарнация Цзютянь Сюаньнюй. [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Первоначально эта богиня была известна как Сюаньнюй ( 玄女 ). [ 4 ] Имя по-разному переводилось как «Темная леди». [ 5 ] [ 6 ] или «Таинственная леди» [ 6 ] по-английски. В конце династии Тан даосский мастер Ду Гуантин (850–933) создал титул Цзютянь Сюаньнюй (九天玄女), добавив Цзютянь (что означает «[из] Девяти небес») для обозначения богини. [ 7 ]
Она и Суню — божественные сестры. [ 8 ] Оба их имени вместе, как Сюаньсу чжидао ( 玄素之道 ), обозначают даосское искусство спальни . [ 4 ]
Истории
[ редактировать ]
Юнчэн Цзисянь Лу ( Yongcheng Jixian Lu) [ а ] ), написанный даосским мастером Ду Гуантином (850–933), содержит биографический отчет Цзютянь Сюаньнюй. [ 9 ] [ 10 ] В нем упоминается, что Цзютянь Сюаньнюй — учитель Хуанди и ученик Си Ванму . [ 9 ] В произведении рассказывается история о богине, появившейся перед Хуанди в то время, когда последний находился в конфликте с Чию . [ 9 ] Чию вызвал густой туман, который был настолько непроницаемым, что скрывал день и ночь. [ 9 ] Хуанди прожил в тумане несколько дней. [ 9 ] Цзютянь Сюаньнюй ехал на киноварном фениксе, держа люминофоры и облака как поводья, в великий туман. [ 9 ] Она носила пестрые одежды из девяти цветов из перьев зимородка. [ 9 ] Хуанди поприветствовал ее и принял ее приказ. [ 9 ] Цзютянь Сюаньнюй сказал: «Я основываюсь на учении Великого Верховного. Если у вас есть какие-либо сомнения, вы можете задать мне вопросы». [ 9 ] Хуанди ответил: «[Чию] жестоко пересекает нас. Его яд вредит всем черноволосым людям. Четыре моря рыдают. Никто не может защитить свою природу или жизнь. бесчисленные сражения. Могу ли я уменьшить ущерб, причиняемый моему народу?» [ 9 ] Вслед за этим богиня даровала различные предметы и артефакты. [ 9 ] Ниже приведены некоторые из перечисленных пунктов: [ б ]
- Талисманы боевых жетонов шести циклов Цзя и шести Жэнь . циклов
- призраков и духов . Книга, по которой Пять Императоров сверхъестественных Сокровищ заставляют на службу
- для управления демонами и общения с духами Сияльщики Печать Пяти Ярких —
- Цзя Формула пяти Инь и пяти Ян для сокрытия циклических явлений
- для получения механизма победы и поражения Великого Единства из Десяти сущностей и четырех духов Диаграммы
- Карты Пяти Мартовских гор и Четырех священных рек ( 五[嶽]河圖 )
- основам гадания Инструкции по
Впоследствии было отмечено, что Хуанди смог победить Чию и вознестись на небеса благодаря предметам, подаренным Цзютянь Сюаньнюй. [ 11 ]
В романе « Запас воды » Цзютянь Сюаньнюй — божество, с которым Сун Цзян сталкивается дважды. В первый раз он укрывается в храме, уклоняясь от солдат, пытающихся его арестовать, и встречает божество, которое дарит ему набор из трех божественных книг, чтобы помочь ему в его стремлении «вершить правосудие от имени Небес». Во второй раз она появляется в его сне, когда он возглавляет силы Ляншань, чтобы противостоять захватчикам Ляо, и учит его, как сломать боевой порядок сил Ляо.
В романе «Три Суй Кваш, восстание демонов» Сюаньнюй берет Юань Гуна (袁公; г-н Юань — Юань — омоним слова «гиббон»), белого гиббона с переплетенными руками, не только исключительно ловкого и опытного в боевых искусствах, но и также сведущий в даосизме и, очевидно, бессмертный, попадает на небеса, где становится ответственным за небесные книги, которые ему запрещено просматривать. Однажды, охваченный любопытством, он открывает секретный ящик и приносит на землю Учение Небес, что приводит к серии катастроф, кульминацией которых является восстание Ван Цзе в 1040-х годах. В конце концов Юань Гун искупил себя и за свою роль в подавлении восстания был восстановлен на своей прежней должности Лорда Пещеры Белого Облака. [ 12 ]
Ассоциации
[ редактировать ]
Война
[ редактировать ]Ассоциация этой богини с войной происходит от Лунъю Хэту ( 龍魚河圖). [ с ] ), предположительно произведенный во времена династии Синь . [ 10 ] Этот текст описывает проявление самой богини перед Хуанди ( 黃帝 ) во время его конфликта с Чию ( 蚩尤 ):
«Жёлтый император пришёл к власти. Чию и его братья, всего 80 человек, все имели тела зверей и говорили как люди; у них были бронзовые головы и железные лбы. Они ели песок и камни, создавали военное оружие и запугали мир. Они убивали по своему желанию и без принципов, не проявляя милосердия. Желтый Император управлял государством, и он посмотрел на небо и вздохнул. Небеса отправили Таинственную Женщину на землю, чтобы доставить военные послания и священные талисманы. Желтый Император, что позволило ему подчинить себе Чию. Вернувшийся государственный деятель (Желтый Император) использовал их, чтобы подавить врага и захватить контроль над восемью направлениями».
«Жёлтый император был регентом. Было восемьдесят братьев Чию, с телами животных и человеческими голосами, бронзовыми головами и железными лбами. Они ели песок и камни, делали оружие и посохи и были могущественны в мире. Они убивали тех, кого которые были несправедливы и беспощадны. Желтый Император ходил по миру, глядя на небо и вздыхая: «Небеса послали Сюаньвэ дать солдатам Желтого Императора волшебный талисман, чтобы подчинить себе Чию, и он послал войска, чтобы контролировать все направления». [ 10 ]
Ее вмешательство в войну является обычным повествованием в даосских текстах, например, в текстах из Чжуншу Бу ( 眾術部 [ д ] ) Даоцзанге в [ и ] ). [ 10 ]
Боевая магия
[ редактировать ]Набор даосских текстов, созданных после династии Тан, связывает богиню с магическими способностями, такими как умение невидимости ( 隱身 ) и метод мобилизации звезд Северной Медведицы для защиты государства. [ 10 ] Лингбао Людинг Мифа ( Lingbao Liuding Mifa) [ ж ] ) указывает, что магия Цзютянь Сюаньнюй имеет военное происхождение. [ 10 ]
Цзютянь Сюаньнюй обладает способностью магически скрывать тело, и ее сила проявляется через Шесть Нефритовых Дев Дин ( 六丁玉女 ), которые являются ее помощницами. [ 10 ] Согласно «Лингбао Людинг Мифа» , Нефритовые девушки выполняют определенные задачи во время сокрытия: Нефритовая дева из Динмао скрывает физическое тело, Нефритовая дева из Динси скрывает судьбу, Нефритовая дева из Динхая скрывает свое состояние, Нефритовая дева Динъю. из скрывает душу хун , Нефритовая дева из Динвэя ( 丁伟玉女 ) скрывает душу по , а Нефритовая дева из Динчжоу ( 丁肖玉女 ) скрывает свой дух. [ 10 ] Достижение невидимости рассматривается как военная стратегия по победе над врагами и защите государства, поскольку в тексте утверждается, что практикующие должны сначала научиться скрывать свое тело, если они надеются изгнать зло и вернуться к праведности. [ 10 ] Богиня и шесть девушек вместе представляют силу инь во вселенной, которая является средством сокрытия тела. [ 10 ] Здесь их магия и женственность переплетаются друг с другом. [ 10 ]
Миканг Тунсюань Бяньхуа Люинь Дунвэй Дуньцзя Чжэньцзин ( Тайное превращение Тунсюань Бяньхуа Пещера Люинь Вэй Дуньцзя Чжэньцзин [ г ] ), написанный в начале периода Северной Сун , дает заклинание, связанное с Цзютянь Сюаньнюй. [ 10 ] Говорят, что, произнося это заклинание и выполняя шаги Ю ( 禹步 ), можно было достичь невидимости для других. [ 10 ] В Баопузи [ ч ] ), написанном Гэ Хуном (р. 283), темпы Юй описываются как элементы гадательной системы дуньцзя ( 遁甲 , в переводе «Скрытый стебель»), из которой определяется непосредственное положение в пространственно-временной структуре шести дин можно было рассчитать. [ 10 ] Шесть дин — это духи, ответственные за положение неправильных ворот ( 奇門 ), которые символизируют разлом во вселенной. [ 10 ] К неправильным воротам необходимо подойти, выполняя шаги Ю, и они служат входом в пустоту потустороннего мира, в котором достигается невидимость для злых влияний. [ 10 ]
Бэйдоу Жифа Увэй Цзин (Beidou Zhifa Wuwei Jing ) [ я ] ) утверждает, что Цзютянь Сюаньнюй научил методу мобилизации звезд Северной Медведицы Юань Цин ( 遠清 ), чиновника во время перехода от династии Суй к династии Тан . [ 13 ] Этот метод известен как Бэйдоу Шиэр Син ( 北斗十二星 , что переводится как «Двенадцать звезд Северной Медведицы»). [ 13 ] Шанцин Тяньсинь Чжэнфа ( Shangqing Tianxin Zhengfa) [ Дж ] ), созданный в период Южной Сун , дает заклинание под названием Тяньган Шэньчжоу ( 天罡神咒 , что переводится как «Заклинание Небесной Опоры»), которое сопровождает этот метод. [ 13 ]
Долголетие
[ редактировать ]Богиня Цзютянь Сюаньнюй появляется в нескольких работах по физиологической микрокосмологии. [ к ] в котором человеческое тело рассматривается как микрокосм Вселенной и где внутри присутствуют боги . [ 14 ] В этих текстах Цзютянь Сюаньнюй располагается вдоль центральной середины тела и связывается с циркуляцией дыхания, которая питает жизненный дух и обеспечивает долголетие. [ 15 ]
Цзютянь Сюаньнюй появляется как минимум три раза в « Хуантин Цзин» ( 黃庭經 [ л ] ), где адепту приказывают направить свое дыхание вниз, чтобы войти в рот богини. [ 15 ]
Тайшан Лаоцзюнь Чжунцзин ( 太上老君中经) [ м ] ), датируемый, вероятно, V веком, упоминает, что она «находится между почками, одетая только в белизну Венеры и ярких звезд. Ее жемчужина Великого Сияния сияет, освещая внутреннюю часть всего тела адепта, так что он может продлить свои годы и не умереть». [ 15 ]
В Лаоцзы Чжунцзин ( Laozi Zhongjing) [ н ] ), Цзютянь Сюаньнюй описывается как одно из трех божеств, восседающих на божественных черепахах. [ 15 ] Автор комментирует: «Таинственная Женщина — мать Пути пустоты и небытия». [ 15 ] В тексте даны инструкции адептам: «Закройте глаза и медитируйте на белое дыхание между вашими плечами. В его центре — белая черепаха. На вершине черепахи — Таинственная Женщина». [ 15 ] Рядом с ней стоят два губернатора, которых адептам велят вызвать, сказав: «Управитель судьбы и управляющий реестрами, вычеркните имя такого-то из списка смертников и впишите его в список жизней Нефритового календаря». [ 15 ] Таким образом, этот ритуал указывает на процедуру, обещающую долгую жизнь. [ 15 ]
С III века нашей эры Цзютянь Сюаньнюй был связан с алхимией. [ 16 ] В » Гэ Хуна отмечается «Баопузи , что богиня Цзютянь Сюаньнюй вместе с другими божествами помогает готовить эликсиры, что адепты воздвигают алтари богине, когда создают эликсиры из металла, и что она обсуждала гимнастику с Хуанди и диету . [ 16 ] Во времена династии Сун богиня была тесно связана с нэйдан (внутренней алхимией). [ 16 ]
Сексуальность
[ редактировать ]Хотя большинство книг, носящих имя Цзютянь Сюаньнюй, посвящены войне, существуют также книги, в которых основное внимание уделяется ее связи с сексуальностью. [ 17 ] Сюаньнюй Цзин ( Сюаньнюй Цзин) [ о ] ) и Сунюй Цзин ( 素女经 [ п ] ), оба датированные династией Хань , представляли собой справочники в форме диалогов о сексе. [ 17 ] Тексты из « Сюаньнюй Цзин» были частично включены в династии Суй издание « Суньюй Цзин» . [ 17 ] Начиная с династии Хань, эти справочники были знакомы высшему классу. [ 17 ] С другой стороны, во времена династии Хань Ван Чун критиковал сексуальные искусства как «не только вредящие телу, но и посягающие на природу мужчины и женщины». [ 17 ]
Во времена династии Тан и в более ранние периоды Цзютянь Сюаньнюй часто ассоциировался с сексуальным искусством. [ 17 ] « Сюаньнюй Цзин» оставался знакомым произведением среди литераторов во времена династий Суй и Тан. [ 17 ] Дунсюаньцзы Фанчжун Шу ( Dongxuanzi Fangzhong Shu) [ q ] ), которое, вероятно, было написано поэтом VII века Лю Цзунъюань , содержит явные описания сексуальных искусств, которые предположительно были переданы от Цзютянь Сюаньнюй. [ 17 ]
Сексуальные практики, которым якобы обучал Цзютянь Сюаньнюй, часто сравнивали с алхимией и физиологическими процедурами продления жизни. [ 17 ] В » Гэ Хуна есть « Баопузи отрывок, в котором Цзютянь Сюаньнюй говорит Хуанди, что сексуальные техники «подобны смешению воды и огня — они могут убить или принести новую жизнь в зависимости от того, использует ли человек правильные методы». [ 17 ]
Разработка
[ редактировать ]
Богине Цзютянь Сюаньнюй активно поклонялись древние китайцы, но масштабы поклонения уменьшились после династии Хань . [ 1 ] В течение следующих столетий она постепенно ассимилировалась с даосизмом. [ 1 ] Во времена династии Тан сосуществовали противоположные взгляды на Цзютянь Сюаньнюй. [ 17 ] В этот период подъем даосизма уступил место новому образу высокой богини войны, которая побеждала магическими и интеллектуальными средствами и передала искусство бессмертия. [ 17 ] Аспекты сексуальности, победы над врагами в войне и вечной жизни постепенно менялись, чтобы соответствовать этому новому образу. [ 17 ] Более того, даос Ду Гуантин попытался вычеркнуть все неортодоксальные и грубые элементы из популярных легенд Цзютянь Сюаньнюй, такие как эротическая и сексуально наделяющая богиня природа, чтобы создать новый образ боевой богини, подходящий для школы Шанцин. даосизма. [ 10 ]
Во времена династии Мин Цзютянь Сюаньнюй официально стала небесной защитницей и почиталась как богиня-покровительница государства. [ 13 ] В 1493 году была рукоположена императрица Чжан (1470–1541), бывшая женой императора Хунчжи , и ее посвящение было удостоверено в свитке под названием «Посвящение императрицы Чжан» , содержащем многочисленные изображения божеств (но не Цзютянь Сюаньнюй) и надпись, составленная даосским мастером Чжан Сюаньцином ( 張玄慶 , ум. 1509) Школа Чжэнъи . [ 13 ] Эта надпись ставит Цзютянь Сюаньнюй выше всех других небесных воинов, ставя ее выше божественных категорий Генералов, Маршалов, Небесных Солдат, Шести Нефритовых Дев Дин и Шести Генералов Цзя. [ 13 ] Кроме того, он предоставил ей расширенный официальный титул Цзютянь Чжаньси Хучжэн Сюаньнюй ( 九天 Убивает зло и защищает праведность , что переводится как «Темная леди девяти небес, которая уничтожает зло и защищает праведность»). [ 13 ] В «Лингбао Людин Мифа» фраза «уничтожение зла и защита праведности» ( 斬邪護正 ) связывается с богиней и подчеркивается, что «чтобы победить зло и вернуться к праведности, сначала нужно научиться становиться невидимым» ( 斬邪歸正, 先須知隱形 ). [ 13 ]
Почитание и возвышение Цзютянь Сюаньнюй, возможно, имели под собой политическую подоплеку, поскольку ставили одну аристократическую семью выше другой. [ 13 ] Отношения императрицы Чжан и Цзютянь Сюаньнюй во многом аналогичны отношениям императоров Мин и Сюаньу , еще одного важного божества в даосизме, которое продвигало положение императрицы и ее семьи при императорском дворе. [ 13 ] Это было во время раздора между семьей Чжан и семьей Чжоу (вдовствующей императрицы Чжоу, бабушки императора Хунчжи), последняя из которых придерживалась буддизма. [ 13 ] Цзютянь Сяньнюй - богиня плодородия, которая также, возможно, способствовала поклонению этому божеству императрицей Чжан. [ 13 ]
В наше время она также считается покровительницей брака и плодородия, а верующие считают, что она несет ответственность за обычаи китайской культуры, согласно которым людям с одинаковыми фамилиями запрещается вступать в брак. [ 18 ]
Появление
[ редактировать ]
В «Тайшан Лаоцзюнь Чжунцзин» Цзютянь Сюаньнюй описывается как одетая только в белое Венеры и ярких звезд, а ее жемчужина Великого Сияния сияет в освещении. [ 15 ] Когда Цзютянь Сюаньнюй предстала перед Хуанди, как рассказывается в Юнчэн Цзисянь Лу , она носила пестрые одежды из девятицветных перьев зимородка и ездила на киноварном фениксе с люминофорами и облаками в качестве поводьев. [ 9 ]
Внешний вид Цзютянь Сюаньнюй описан в стихотворении, которое появляется в издании Жунъю Тан ( 容與堂 ) романа «Запас воды» (опубликованного во времена династии Мин ):
«На голове у нее узел в виде девяти драконов и летающего феникса, а на теле она носит красное шелковое платье, украшенное золотой нитью; по длинному платью спускаются синие нефритовые полосы, а над ней возвышается ритуальный предмет из белого нефрита. цветные рукава напоминают чашечку лотоса, брови естественно сочетаются с волосами, губы подобны вишням, а белоснежное тело выглядит элегантным и расслабленным. Она кажется королевой-матерью , которая принимает гостей. , персиковый банкет в Сатурне но она также похожа на Чанъэ , живущую в лунном дворце, невозможно изобразить ни ее великолепное бессмертное лицо, ни образ ее величественного тела».
«На голове у него булочка летающего феникса с девятью драконами, малиновая мантия с золотой нитью, синий полевой нефритовый пояс, тянущийся длинным шлейфом, и белая нефритовая корона с разноцветными рукавами. Лицо похоже на чашечку лотоса, а естественные брови окружены облаками, губы подобны вишням, а тело лишено снега. Это похоже на королеву-мать, пирующую персиками, но это похоже на то, как Чанъэ живет в Лунном дворце. Трудно описать ее величественный вид. " [ 19 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Цзютянь Сюаньнюй появляется как персонаж гонконгского фильма 2007 года « Эта прекрасная жизнь» , китайского телесериала 1980-х годов «Преступники болота » и гонконгского телесериала 1985 года «Сага о Яне» .
Она фигурирует в мобильной игре Tower of Saviors . [ 20 ] Она появляется в видеоиграх The Legend of Sword and Fairy 4 и The Legend of Sword and Fairy 7 .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Переведено как «Записи о собравшихся трансцендентах города-крепости» ( Кахилл 2013 ; Лю 2016 )
- ^ Эти предметы особо упоминаются в Юнчэн Цзисянь Лу . Приведенный ниже список эзотерических предметов соответствует переводу Лю (2016 , 50–51). Кэхилл (2013 , 95) предоставляет перевод более длинного списка.
- ^ Переведено как «Карта реки Рыбы-дракона» ( Лю 2016 ).
- ^ Переведено как «Раздел разной магии» ( Лю 2016 )
- ^ Переведено как «Даосский канон» ( Лю 2016 )
- ^ Переведено как «Секретный метод Линбао в отношении духов шести дней Дин» ( Лю 2016 )
- ^ Переведено как «Книга Шести Инь Возвышенного Грота, Истинное Писание Сокровенных Дней» ( Лю 2016 )
- ^ Переведено как «Книга мастера, принимающего простоту» ( Лю 2016 ) или «Мастер невырезанного блока» ( Кахилл 2013 )
- ^ Переведено как «Писание о военной мощи и методе управления Северной Медведицей» ( Лю 2016 ).
- ^ Переведено как «Правильный метод Сердца Небес, традиции Шанцин» ( Лю 2016 )
- ^ Как это называет Кэхилл (2013).
- ^ Переведено как «Классика желтого двора» ( Кахилл, 2013 ).
- ^ Переведено как «Центральная классика лорда Лао из Высшего Царства» ( Кахилл, 2013 ).
- ^ Переведено как «Центральная классика Лаоцзы» ( Кахилл, 2013 ).
- ^ Переведено как «Таинственная женщина-классика» ( Кахилл, 2013 ).
- ^ Переведено как «Классика натуральной женщины» ( Кахилл, 2013 ).
- ^ Переведено как «Искусство спальни Мастера тайн грота» ( Кахилл, 2013 )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Кэхилл (2013) , 91.
- ^ Лю (2016) , 48.
- ^ « Подавление восстания демонов (глава 1)] (на китайском языке) . Проверено 26 июня 2024 года .
- ^ Перейти обратно: а б Лю (2016) , 66 лет.
- ^ Биррелл (1993) , 137.
- ^ Перейти обратно: а б Вэнь (2016) , 318.
- ^ Лю (2016) , 48, 50 и 66.
- ^ Лю (2016) , 51.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Кэхилл (2013) , 92–96.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Лю (2016) , 49–52.
- ^ Кэхилл (2013) , 92–96 и 98.
- ^ Ван Леувен, Ричард (2017). Рассказы о королевской власти в Евразийских империях, 1300-1800 гг . Брилл . стр. 88–98. ISBN 978-90-04-34054-1 . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Лю (2016) , 58–64.
- ^ Кэхилл (2013) , 98.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кэхилл (2013) , 98–100.
- ^ Перейти обратно: а б с Кэхилл (2013) , 100.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Кэхилл (2013) , 100–101.
- ^ Стивенс, Кейт Г. (1997). Китайские боги = Фосян шэньсян . Лондон: Коллинз и Браун. ISBN 1-85028-409-1 . OCLC 38184849 .
- ^ Лю (2016) , 52–58.
- ^ «Событие в Колизее Башни Спасителей «Цзютянь Сюаньнюй»! Высшее выступление Селены «Красота в удушении»! Скоро выйдет новая серия «Одаренные учёные!» . Мэд Хед Лимитед. 4 февраля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Биррелл, Энн (1993). Китайская мифология: Введение . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-4595-5 .
- Кэхилл, Сюзанна Э. (2013). «Сублимация в средневековом Китае: дело о загадочной женщине девяти небес». Журнал китайских религий . 20 (1): 91–102. дои : 10.1179/073776992805307692 .
- Лю, Пэн (2016). « Скрой мое тело, чтобы я мог защитить государство»: Создание загадочной женщины в даосизме и водной границе». Исследования Мин . 2016 (74): 48–71. дои : 10.1080/0147037X.2016.1228876 . S2CID 164447144 .
- Вэнь, Бенебелл (2016). Дао ремесла: талисманы Фу и нанесение сигил в восточной эзотерической традиции . Беркли: Книги Северной Атлантики. ISBN 9781623170660 .