Jump to content

Лишань Лаому

Лишань Лаому
Картина картины Лишаня Лаому
Традиционный китайский Мать Лишань
Упрощенный китайский Мать Лишань
Буквальный смысл Старая Мать горы Ли
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinLíshān Lǎomǔ

Лишань Лаому ( китайский : 驪山老母/黎山老母/梨山老母 ; букв. «Старая мать горы Ли ») — богиня горы Ли в китайской религии . Она популярная бессмертная женщина в даосском пантеоне и, согласно некоторым поздним источникам, высокопоставленная женщина. Легенда гласит, что Лишань Лаому, чья фамилия и происхождение остаются загадочными, является высочайшей бессмертной женщиной, обитающей глубоко в горах Ли. Говорят, что ее происхождение происходит от Нювы , легендарной создательницы и богини-матери .

Лишань Лаому редко упоминается в даосских писаниях. Она имеет значительное влияние в китайском фольклоре: во многих даосских храмах ей посвящают благовония. Ее часто путают или приравнивают к другим божествам, таким как Королева-мать Запада (Ванму Няннян), Ушэн Лаому, Доуму Юаньцзюнь, Тайи Юаньцзюнь (Сюань Мяо Юнян) и Цзютянь Сюаньнюй. Альтернативно, ее можно считать божеством, возникшим в результате эволюции их божественных атрибутов.

Гора Ли, спасающаяся от жары, висящий свиток, цвет на шелке ( Юань Цзян , 1702 г.)

Лишань Лаому — одна из наиболее популярных нусянь ( 女仙 , «женщина-небесная/бессмертная»), почитаемая в китайской народной религии или даосской вере. [ 1 ] Легенда о Лишань Лаому состоит из множества историй о ней.

Древнее происхождение Лишань Лаому кажется утерянным «в незапамятные времена». [ 2 ] Некая женщина из Лишаня, жившая в конце династии Шан, была предложена в качестве исторического прототипа конца династии Цин ученым Ю Юэ (ум. 1907), который настаивал на том, что этот персонаж был реальным, а не вымышленным. [ 3 ] Однако недавние ученые скептически назвали это предположением без твердых доказательств. [ 4 ] [ а ] Историческая личность записана в «Шидзи» ( «Записки великого историка» ) и «Ханьшу» ( «Книга Хань» ). [ 3 ] В более древнем тексте, «Шиджи» периода бывшей Хань , говорится, что у маркиза Шэня ( 申候 ), правителя династии Чжоу, была некая женщина-предок, родившаяся на горе Ли, которая вышла замуж за вождя западных варваров по имени Сюйсуань ( 胥轩 ). ; [ б ] Затем Сюсюань присягнул на верность династии Чжоу в Китае и охранял Западный марш ( 西陲 ), тем самым привлекая западные народы ( сижун 西戎). [ с ] под контролем. [ 5 ] «Поздняя Хань» ( «Восточная Хань В сборнике ») Хань Шу утверждает, что «Леди горы Ли» когда-то правила как Дитя Небес между династиями Шан (17-11 вв. до н. э.) и Чжоу (11 вв.-221 до н. э.). [ 6 ] [ 7 ] [ д ]

Божественная женщина или «нимфа» (神女), связанная с горячими источниками к западу или северо-западу от горы Ли, была встречена первым императором Китая Цинь Ши Хуаном из близлежащей столицы Сяньян , согласно утерянному источнику позднеханьской эпохи Сан. Циньцзи (三秦記, «Запись Трех Цинь»), и ученые считают, что эту «нимфу» следует отождествлять с Лишань Лаому. [ 6 ] [ и ] Во времена Первого Императора к горе Ли был переезд протяженностью восемьдесят ли , и по мосту ходили люди, под мостом проезжали телеги. Столбы из металла и камня все еще были видны. [ 8 ] [ 10 ] [ ж ] К западу (или северо-западу) от горы Ли находятся горячие источники, и говорят, что Цинь Ши Хуан резвился там (занимался любовью) с божественной женщиной или «нимфой». Поскольку он был невоспитан, богиня плюнула в него, в результате чего появились язвы. Первый Император извинился, и божественная женщина вызвала появление горячего источника, который излечил его болезнь. Из-за этого последующие поколения купались здесь. [ 11 ] [ 8 ] [ 12 ] [ 13 ] [ г ]

Во времена династии Тан даос Ли Цюань был военным губернатором, который любил путь бессмертных и часто путешествовал по духовным местам в горах; согласно легенде, он встретился с Лишань Лаому у подножья горы Лишань, и Лаому научил его Хуанди Иньфуцзин ( Писание Желтого императора о «бессознательном объединении»). [ 15 ] [ 16 ]

Статуя Лишаня Лаому

Местный миф, собранный в Чжуннин округе провинции Нинся в 1986 году, превращает Лишань Лаому и Ванму Няннян в сестер, которые вместе работали над исправлением неба и земли. [ 17 ]

В популярном романе Ло Маодэна «Саньбао тайцзянь сиянь цзи» говорится, что Лишань Лаому имеет более высокий статус, чем Будда Шакьямуни и Нефритовый император . Изначально у нее не было имени из-за отсутствия письменности до сотворения мира. Однако после рождения Пангу ее стали называть Лаому. И поскольку она жила на горе Лишань, ее называли Лишань Лаому. В даосской классической книге « Старая мать Лишань Сюаньмяо Чжэньцзин» записано, что Старая мать Лишаня была преобразована Доуму и имела добрый и достойный вид.

Согласно династии Цин роману «История бессмертных фамеле » [ чж ], написанному Лу Сюном [ чж ] , Лишань Лаому считался прародителем земных бессмертных и занимал официальные должности при небесном дворе. Считалось, что все женщины, ставшие земными бессмертными, были родственниками старой матери Лишаня. Лишань Лаому и другие феи-женщины были гостями во дворце Гуанхань и сидели на востоке, а Суню сидел первым на западе. [ 18 ]

В романе династии Цин «Павильон Сююнь», написанном Вэй Вэньчжуном, рассказывается о Лань Сянь, Гуй Сянь и Гэ Сянь, которые участвовали в трех битвах. Лишань Лаому приходит им на помощь, когда они сталкиваются с тремя цветочными демонами, и в конечном итоге спасает их от катастрофы. [ 19 ]

Среди ее учеников и учеников есть даосские аскеты, такие как Ли Цюань. [ 20 ] и легендарные женщины-герои, такие как Чжунли Чунь , Фань Лихуа , Бай Сучжэнь , Чжу Интай , Му Гуйин , Лю Цзиньдин, эти женщины являются героинями эпохи. [ 21 ] Среди учеников Лишаня Лаому по литературным произведениям:

  • Согласно записям в печатных романах династии Цин, Чжу Интай был спасен Лишанем Лаому после трагического любовного романа, и впоследствии ему был преподан особый навык. [ 22 ]
  • Согласно легенде, Му Гуйин научилась искусству обращения с летающими мечами и стрелами у Лишань Лаому, что привело к тому, что она стала одной из уважаемых женщин-генералов семьи Ян. [ 23 ]
  • Согласно роману «Экспедиция Сюэ Диншань на Запад» , Лишань Лаому взяла Фань Лихуа в качестве своей ученицы в период Чжэнгуань и обучила ее искусству управления горами и морями, а также оживлению бобов в качестве солдат. В результате Фань Лихуа стала смелой и опытной женщиной-маршалом. [ 24 ]
  • В некоторых вариантах «Легенды о Белой Змее » утверждается, что Лишань Лаому служил наставником Бай Сучжэня и Сяоцина , обучая их использованию магических заклинаний горы Ли. [ 25 ]
  • Персонажи Лянь Сайхуа и Лянь Сюин в «Меч весной и осенью» [ чж ] также были учениками Лишаня Лаому. [ 26 ]
  • В романе династии Цин « Пять тигров, покоряющих Запад » [ чж ] упоминается, что принцесса Бабао [ чж ] из Северного Ляо была ученицей Лишаня Лаому. Принцесса имела тесные отношения с генералом Ди Цин и позже сменила его.
  • По данным Хуайань фу чжи (淮安府志), Фань Чанчжэнь был осужден и приговорен за контрабанду продуктов питания для помощи бедным. Однако его добрые дела и накопленные добродетельные поступки защитили его от наказания как со стороны богов, так и со стороны людей. Позже он получил наставления от Лишаня Лаому и отправился практиковать на гору Ли. [ 27 ]

Путешествие на Запад

[ редактировать ]

В главе 23 «Путешествия на Запад » бодхисаттва Гуаньинь пригласил Лишаня Лаому помочь в испытании Тан Саньцзана . Гуаньинь, Манджушри и Самантабхадра превратились в привлекательных девушек, а Лишань Лаому приняла облик старой вдовы. Вместе с прекрасными дочерьми они испытывали Тан Саньцзана и его учеников. В результате Тан Сен и его товарищи последовали заветам, но Чжу Бацзе . девушки соблазнили [ 28 ]

В другой главе, после того как Тан Саньцзан и его ученики терпят поражение от ядовитого чая Стоглазого Короля Демонов , Лишань Лаому маскируется под скорбящую женщину и устраивает похороны своего мужа. Когда Сунь Укун встретил ее, она поручила ему пойти в Пещеру Тысячи Цветов на горе Цзыюнь и пригласить бодхисаттву Пиланпо подчинить чудовище. Дав инструкции, женщина исчезла, а в небе появилась Лишань Лаому, объяснив, что она только что вернулась со встречи в Лунхуа [ чж ] и увидела, что Тан Сэн в беде. Она сказала, что именно поэтому она замаскировалась под скорбящую женщину, чтобы помочь Сунь Укуну. [ 28 ]

Старый дзадзю или текст оперной версии «Путешествия на Запад». [ ч ] называет Лишань Лаому старшей сестрой главного героя, Короля обезьян Сунь Укуна. [ 29 ] [ 30 ] Версия дзадзю сбивает с толку, поскольку титул Цитян Дашэн [ джа ] ( 斉天大聖 , «Великий мудрец, равный небесам»), который обычно относится к самому Сунь Укуну. [ я ] вручается его предполагаемому старшему брату; тем временем Сунь Укун принимает немного другой титул Тунтянь Дашэн ( 通天大聖 , «Великий мудрец, достигающий небес»). [ Дж ] [ 32 ]

Хотя в тексте романтической версии «Путешествия на Запад» упоминается концепция Бессмертных из восьми верхних пещер, в нем упоминаются только другие божества, кроме Ли Шаня Лаому. [ к ] [ 33 ] однако некоторые свитки баоцзюань , относящиеся к периоду династии Цин, действительно называют ее среди «Восьми Высших Бессмертных» (ср. Божественные Бессмертные Восьми Гротов [ чж ] или Восемь Бессмертных Верхней, Средней и Нижней сфер). [ л ] [ 34 ]

Ее часто отождествляли с Нювой . [ 35 ] [ 17 ] Согласно средневековым источникам, на горе Ли определенно было место правления Нюва. [ 38 ]

Ее также путали с Уцзи Лаому ( 無極老母 , «Старая Мать Абсолютного Небытия»). [ 35 ]

Храмы, посвященные Лишань Лаому, можно найти в разных местах, дворец Лишань Лаому в Сиане , провинция Шэньси самым известным из которых является . Дворец расположен на хребте Сисю горы Лишань в районе Линьтун города Сиань. [ 39 ]

Некоторые храмы, посвященные Лишань Лаому на Тайване:

  • Материнский дворец Уцзи, район Шэнькэн, Новый Тайбэй
  • Материнский зал дворца Циюань, район Хэпин, город Тайчжун
  • Материнский дворец Линшань, поселок Жэньай, уезд Наньтоу
  • Дворец Лишань Лаому, район Наньхуа, город Тайнань
  • Зал Лишань Лаому Цихуэй, район Синьхуа, город Тайнань
  • Облачный дворец Уцзи Милосердия, поселок Цзиань, уезд Хуалянь
  • Дворец Сюаньмяо, район Сичжи, Новый Тайбэй
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В прошлом Шафер (1956) , с. 73 и n142 действительно приняли историческую идентификацию из «Книги Хань» : «Женщина с горы Ли», по слухам, правившая как Дитя Небес в конце династии Шан, подходящая пара для всемогущего монарха Цинь. ".
  2. ^ Уэйд-Джайлз: Сю-сюань
  3. ^ Пиньинь: сиронг или западный жун ; Уэйд-Джайлс: «Западный Юнг» — это перевод, использованный Нинхаузером.
  4. Каллен (неправильно) переводится как «между династиями Инь и Шан», но это два имени одной и той же династии, и в китайском тексте, который приводит Каллен, четко указано «между Инь (( ) и Чжоу (周)». Шафер перефразирует как «в конце династии Шан».
  5. ^ Соответствующий фрагмент из Сан Циньцзи сохранился и цитируется в других источниках, а именно в Чанъань чжи [ чж ], приписываемом Сун Минцю [ чж ] (宋敏求, ум. 1079), [ 6 ] Комментарий к Водной классике ( Шуйцзинчжу , Шуцзинчжу), [ 6 ] и династии Сун Лэйшу энциклопедия Тайпин Юлань . [ 8 ]
  6. Подробности о мосте являются частью более обширной цитаты из Сан Циньцзи о встрече Первого Императора, согласно Тайпин Юлань . Однако те же самые детали происходят от Туди цзи , согласно « Чанъань чжи» .
  7. В китайском тексте, цитируемом в « Тайпин Юлань» , говорится, что «на западе находится горячий источник» ( 西有溫泉 ), [ 8 ] но в «Комментариях к «Классике воды» и « Чанъань чжи 15» говорится «северо-запад» ( 西北 ), [ 12 ] [ 9 ] Тем не менее, Шафер утверждает: «Источники расположены на нижних северо-восточных склонах горы Ли-Блэкхорс», даже цитируя Чанъань чжи . [ 6 ]
  8. Традиционно называется « Путешествие на Запад как заджу ».
  9. ^ Как и в книжной версии «Путешествия на Запад», [ 31 ] и закрепление традиций и практик даосской китайской народной религии .
  10. Кроме того, Сунь Укуна также называют Сунь Синчжэ (англ. «послушник/аскет»).
  11. ^ Три Чистых , Четыре Владыки ( сиди , 四帝), Небесные Дэвы тайи ( тайи тяньсянь , Тайи Тяньсянь) и другие.
  12. ^ Хэ Сянгу баоцзюань («Драгоценный свиток бессмертной девушки Хэ») называет Лишань Лаому (骊山老婆) и Басянь [да] шаншоу баоцзюань (《八仙[大]上 долголетие Баоцзюань》), «о восьми бессмертных» «Поздравления с Днем Рождения») называет Лишань Лаому (李山老婆), но другие божества, перечисленные как Восемь Бессмертных или Высшие, полностью отличаются.
Цитаты
  1. ^ Чен (2007) , с. 107, №14: «Граница между даосской религией и народной религией довольно размыта».
  2. ^ Чен (2007) , с. 107.
  3. ^ Перейти обратно: а б Ю Юэ (1968) . Маленькая плавающая слива, тихий разговор . Полная книга весны в зале . Хуан Цю Шу Цзюй Глобальный книжный магазин, стр. 5831. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  4. Song, Wang & Li (1994) , стр. 236–238, цитируется Ченом (2007) , стр. 107, №15.
  5. ^ Сы-Ма Цянь (Сыма Цянь) (1994). Ниенхаузер, Уильям Х. младший (ред.). Записи Великого Писца . Том. 1. Перевод Вэйго Цао; Скотт В. Галер; Уильям Х. Нинхаузер; Дэвид В. Панкеньер. Издательство Университета Индианы. п. 89. ИСБН  9780253340214 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шафер, Эдвард Х. (апрель – июнь 1956 г.). «Развитие банных обычаев в древнем и средневековом Китае и история Флориатского ясного дворца». Журнал Американского восточного общества . 76 (2): 72–73. дои : 10.2307/595074 . JSTOR   595074 .
  7. ^ Каллен, Кристофер (2016). Основы небесного счисления: три древние китайские астрономические системы: научные сочинения древнего и средневекового мира . Тейлор и Фрэнсис . п. 372. ИСБН  9781317327202 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Сан Циньцзи , как цитируется Тайпин Юлань 太平御覽, Книга 71 или Часть 36 Дибу, Раздел о землях/странах)
  9. ^ Перейти обратно: а б с Сун Минцю [на китайском языке]. Чанъань чжи ]   ( Издание Сику Цюаньшу или Четыре сокровищницы), Книга 15 (на китайском языке) - через Wikisource .
  10. ^ Туди цзи (китайский язык), цитируется в Чанъань чжи , Книга [ 9 ]
  11. ^ Синь(-ши). 三秦记  [ Сан Циньцзи ] (на китайском языке) – через Wikisource .
  12. ^ Перейти обратно: а б Сан Циньцзи , цитата из « Комментариев к классическому классическому произведению о воде» Шуйцзинчжу 水經注, книга 191.
  13. ^ Шафер [ 6 ] апуд Чанъань чжи [Книга] 15, 5б. [ 9 ]
  14. ^ Сун Минцю [на китайском языке]. Чанъань чжи (   Издание Сику Цюаньшу или Четыре сокровищницы), Книга 16 ] (на китайском языке) - через Wikisource .
  15. ^ Цзю туцзи ( 老图经 , «старые путеводители по картам»), цитируется в Книге 16 Чанъань чжи . [ 14 ]
  16. ^ «Кто выше по рангу между Матерью Лишань и Гуаньинь? Каковы отношения между Матерью Лишань и Пилан По?» (на китайском языке), 4 января 2017 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 г. Дата обращения 28. Август 2018 года .
  17. ^ Перейти обратно: а б Ян, Лихуэй; Ан, Деминг; Тернер, Джессика Андерсон (2008) [2005]. Справочник китайской мифологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 222 - 223 . ISBN  978-0-19-533263-6 .
  18. ^ Лу Сюн. «Глава 31 «Старушка Лишаня побеждает Восемнадцать Бессмертных, а Принцесса Демонов Шиши говорит три тысячи лжи» . «Иностранная история бессмертных женщин» . Проверено 28 января 2022 г. . Старушка Лишаня предок земных бессмертных.
  19. ^ Вэй Вэньчжун. «Глава 7: «Глядя на красный свет и ошибочно узнавая Лан Жо, бродя по зеленым полям, он внезапно встретил сказочный павильон» . «Павильон Сююнь» . После долгой и жестокой битвы Лань Сянь был сбит с ног. голова облака Бамбуковой Феи с бамбуковой башней, обвитой железом. Когда он падал, он встретил фею-женщину, которая держала его в руках, позвала ее по имени и опустилась на колени. Ланьсянь опустился на колени и посмотрел на сидящую на троне женщину, старую мать Лишаня. Старая мать сказала: «Группа цветочных демонов уже много лет культивирует даосизм и должна добиться успеха. Почему они создают зло и пугают людей?» Лань Сянь склонил голову и рассказал матери подробности борьбы между ними? два бессмертных Ге и Гуй для бессмертного человека. Старуха-мать сказала: "Бессмертный человек - не он, а сын небытия, который перевоплотился в человеческий мир, чтобы объяснить великую истину. Как вы, рабы, смеете нарушать законы небесные пальцем, тысячами?" лучей света были направлены в сторону места, где шел бой. Группа демонов испугалась и прекратила сражаться. Старая мать окликнула их и отругала их за неуважение. Они все извинились и ушли. Гэ Сянь молча представил матери своего господина и слугу, и ее мать указала на юг.
  20. ^ См. ниже.
  21. ^ «Кто такая Мать Лишань? Какова настоящая Мать Лишань?» . www.lishiquwen.com исторический интерес (на китайском языке). Архивировано из оригинала 17 июля 2017 г. Проверено 28 августа 2018 г.
  22. ^ История отношений этнической литературы в Южном Китае (на китайском языке, 2001. ISBN ).  978-7-105-04254-8 .
  23. ^ «История горы Лишань» Калифорнийского университета (на китайском языке).
  24. ^ Аноним «Глава 28: «Битва за наводнение в Ханьцзянгуаньфане, эликсир Фаньлихуа спасает брата» . «Экспедиция Сюэ Диншаня на запад» . В прошлом старая мать Лишаня оставалась там восемь лет и преподавала магию. Она обладала способностью перемещать горы и моря. , и разложить бобы Искусство формирования солдата. Он также дал ему Меч Бессмертного Убийства, Божественный Кнут, Охотничью Шахматную Доску, Талисман Духа Аватара и Круг Вселенной, все пять видов спасения, когда он придет.
  25. ^ Владелец Юхуатанг. «Третья глава «У Юань встретил своего друга Бай Чжэнняна, чтобы пожениться в отеле» « Легенда о пагоде Лэйфэн» . Я с детства был со своим покойным отцом в общем офисе играя в тот день в саду, и внезапно упал с неба. Старая мать Лишаня сказала, что у нее есть связь с бессмертной семьей, и приказала ей поклоняться ему как своему учителю. Он научил ее магии, которая позволила ей познать. прошлое и будущее, изгоняйте монстров и лечите все виды болезней.
  26. ^ Аноним. «Глава 3 «Верный маленький герой старого капитана Яньчжоу занимается боевыми искусствами в вестибюле» . «Фэнцзянь Весна и осень» . Принцесса узнала мисс Сайхуа, дочь Сунь Ху, рожденную госпожой Ли. Это луна и звезды с неба приходят на землю, и они — ученики старой матери Лишаня. Каждую ночь во сне я прихожу учить его боевым искусствам. Ему было всего четырнадцать лет, он владел фехтованием и верховой ездой и читал много военной литературы. Моя внучка не талантлива, но она также ученица Богоматери Лишаня. Она умеет обращаться с мечами и лошадьми, поэтому не боится генералов Цинь. «Принцесса Яндан сказала: «Чепуха, ты будуарная девушка, как ты можешь идти в Лишань изучать боевые искусства?» Мисс Сайхуа затем рассказала, что произошло во сне: «Старая мать Лишань два года учила меня боевым искусствам». Я сказал это однажды
  27. ^ Чэнь Мэнглей. «Том 255 сборника естествознания. Канон Шэнь И «Фань Чанчжэнь»» Официальное собрание древних и современных книг . Вольф Фан потерял свое имя и первым заведовал Хайчжоу Цаном. Когда он был голоден, он занимал зерно в частном порядке, чтобы сохранить жизнь многим людям. Когда он понял, что его собираются наказать на рынке, он внезапно увидел благочестивого человека, охраняющего его своими волосами и мечом. Он был удивлен и оправдан. преступление. Когда я был в тюрьме, там была старая мать, которая кормила меня день и ночь. Она подошла к восточным воротам города, увидела ее, поблагодарила мою мать и сказала: «Я старая мать горы Лишань. . Поскольку у тебя есть иньские добродетели в бессмертной книге, я пришел, чтобы благословить тебя и практиковать там». Сказав это, он исчез. Затем он ушел в горы, много работал и тренировался и жил с шакалами. Когда люди видели их, они были очарованы ими, но не знали, где они оказались.
  28. ^ Перейти обратно: а б У Чэнъэнь « Глава 23 «Три сокровища не забывают происхождение и четыре святых проверяют сердце дзен» . « Путешествие на Запад » . Проверено 28 января 2022 г.
  29. ^ Солнце (2018) , с. 45.
  30. ^ «Книга 3, Акт 9» Том 3, Эпизод 9: Боги и Будды спускаются к Солнцу . Ян Дунлай Сяньшэн трубопровод Сию Цзи Г-н Ян Дунлай раскритиковал «Путешествие на Запад» [ Сию цзи: Аннотации Ян Дунлай ]. Токио: Сибун-кай 斯文会. стр. 37. Электронный текст @Wikisource.
  31. ^ Солнце (2018) , стр. 44, 56.
  32. ^ Солнце (2018) , стр. 44–45.
  33. ^ У Чэнъэнь (1977) [1952]. Путешествие на Запад . Том. 1. Перевод Ю, Энтони К. Издательство Чикагского университета . п. 138. ИСБН  9780226971506 .
  34. ^ Баолинь, ред. Миньцзянь Вэньсюэ; Дуань Словарь народной литературы (на китайском языке Hebei Education Press, стр. 462. ISBN).  9787543400863 .
  35. ^ Перейти обратно: а б Миллер, Джеймс (2006). Китайские религии в современных обществах . АВС-КЛИО. п. 230. ИСБН  978-1-85109-626-8 .
  36. ^ Ло Ми [на китайском языке] Луши ]   ( издание «Сику Цюаньшу или Четыре сокровищницы»), Книга 11 (на китайском языке) – через Wikisource .
  37. ^ Лю Симиан (2005). Люй Симиан души жаджи . Исторические заметки Лу Симиана Том 1. Шанхайское издательство древних книг Шанхай гуджи чубанше стр. 27. ISBN.  9787532542130 .
  38. ^ Луши цитирует Чанъань чжи , заявившего: «У Ли Шаня есть место управления Нювы. У Ли Шаня есть место управления Нюйвы». [ 36 ] Отмечено ученым Люй Симианом (ум. 1907). [ 37 ]
  39. ^ «Дворец Лишань Лаому в Сиане» . Шэньсийский университет радио и телевидения. Архивировано из оригинала 29 августа 2018 года . Проверено 28 августа 2018 г.
Библиография
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6e64e8c83a01f01828837b6aded4ce9__1710086220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/e9/a6e64e8c83a01f01828837b6aded4ce9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lishan Laomu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)