Лишань Лаому
Лишань Лаому | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Мать Лишань | ||
Упрощенный китайский | Мать Лишань | ||
Буквальный смысл | Старая Мать горы Ли | ||
|
Лишань Лаому ( китайский : 驪山老母/黎山老母/梨山老母 ; букв. «Старая мать горы Ли ») — богиня горы Ли в китайской религии . Она популярная бессмертная женщина в даосском пантеоне и, согласно некоторым поздним источникам, высокопоставленная женщина. Легенда гласит, что Лишань Лаому, чья фамилия и происхождение остаются загадочными, является высочайшей бессмертной женщиной, обитающей глубоко в горах Ли. Говорят, что ее происхождение происходит от Нювы , легендарной создательницы и богини-матери .
Лишань Лаому редко упоминается в даосских писаниях. Она имеет значительное влияние в китайском фольклоре: во многих даосских храмах ей посвящают благовония. Ее часто путают или приравнивают к другим божествам, таким как Королева-мать Запада (Ванму Няннян), Ушэн Лаому, Доуму Юаньцзюнь, Тайи Юаньцзюнь (Сюань Мяо Юнян) и Цзютянь Сюаньнюй. Альтернативно, ее можно считать божеством, возникшим в результате эволюции их божественных атрибутов.
Легенды
[ редактировать ]Лишань Лаому — одна из наиболее популярных нусянь ( 女仙 , «женщина-небесная/бессмертная»), почитаемая в китайской народной религии или даосской вере. [ 1 ] Легенда о Лишань Лаому состоит из множества историй о ней.
Древнее происхождение Лишань Лаому кажется утерянным «в незапамятные времена». [ 2 ] Некая женщина из Лишаня, жившая в конце династии Шан, была предложена в качестве исторического прототипа конца династии Цин ученым Ю Юэ (ум. 1907), который настаивал на том, что этот персонаж был реальным, а не вымышленным. [ 3 ] Однако недавние ученые скептически назвали это предположением без твердых доказательств. [ 4 ] [ а ] Историческая личность записана в «Шидзи» ( «Записки великого историка» ) и «Ханьшу» ( «Книга Хань» ). [ 3 ] В более древнем тексте, «Шиджи» периода бывшей Хань , говорится, что у маркиза Шэня ( 申候 ), правителя династии Чжоу, была некая женщина-предок, родившаяся на горе Ли, которая вышла замуж за вождя западных варваров по имени Сюйсуань ( 胥轩 ). ; [ б ] Затем Сюсюань присягнул на верность династии Чжоу в Китае и охранял Западный марш ( 西陲 ), тем самым привлекая западные народы ( сижун 西戎). [ с ] под контролем. [ 5 ] «Поздняя Хань» ( «Восточная Хань В сборнике ») Хань Шу утверждает, что «Леди горы Ли» когда-то правила как Дитя Небес между династиями Шан (17-11 вв. до н. э.) и Чжоу (11 вв.-221 до н. э.). [ 6 ] [ 7 ] [ д ]
Божественная женщина или «нимфа» (神女), связанная с горячими источниками к западу или северо-западу от горы Ли, была встречена первым императором Китая Цинь Ши Хуаном из близлежащей столицы Сяньян , согласно утерянному источнику позднеханьской эпохи Сан. Циньцзи (三秦記, «Запись Трех Цинь»), и ученые считают, что эту «нимфу» следует отождествлять с Лишань Лаому. [ 6 ] [ и ] Во времена Первого Императора к горе Ли был переезд протяженностью восемьдесят ли , и по мосту ходили люди, под мостом проезжали телеги. Столбы из металла и камня все еще были видны. [ 8 ] [ 10 ] [ ж ] К западу (или северо-западу) от горы Ли находятся горячие источники, и говорят, что Цинь Ши Хуан резвился там (занимался любовью) с божественной женщиной или «нимфой». Поскольку он был невоспитан, богиня плюнула в него, в результате чего появились язвы. Первый Император извинился, и божественная женщина вызвала появление горячего источника, который излечил его болезнь. Из-за этого последующие поколения купались здесь. [ 11 ] [ 8 ] [ 12 ] [ 13 ] [ г ]
Во времена династии Тан даос Ли Цюань был военным губернатором, который любил путь бессмертных и часто путешествовал по духовным местам в горах; согласно легенде, он встретился с Лишань Лаому у подножья горы Лишань, и Лаому научил его Хуанди Иньфуцзин ( Писание Желтого императора о «бессознательном объединении»). [ 15 ] [ 16 ]
Местный миф, собранный в Чжуннин округе провинции Нинся в 1986 году, превращает Лишань Лаому и Ванму Няннян в сестер, которые вместе работали над исправлением неба и земли. [ 17 ]
В популярном романе Ло Маодэна «Саньбао тайцзянь сиянь цзи» говорится, что Лишань Лаому имеет более высокий статус, чем Будда Шакьямуни и Нефритовый император . Изначально у нее не было имени из-за отсутствия письменности до сотворения мира. Однако после рождения Пангу ее стали называть Лаому. И поскольку она жила на горе Лишань, ее называли Лишань Лаому. В даосской классической книге « Старая мать Лишань Сюаньмяо Чжэньцзин» записано, что Старая мать Лишаня была преобразована Доуму и имела добрый и достойный вид.
Согласно династии Цин роману «История бессмертных фамеле написанному Лу Сюном , Лишань Лаому считался прародителем земных бессмертных и занимал официальные должности при небесном дворе. Считалось, что все женщины, ставшие земными бессмертными, были родственниками старой матери Лишаня. Лишань Лаому и другие феи-женщины были гостями во дворце Гуанхань и сидели на востоке, а Суню сидел первым на западе. [ 18 ]
В романе династии Цин «Павильон Сююнь», написанном Вэй Вэньчжуном, рассказывается о Лань Сянь, Гуй Сянь и Гэ Сянь, которые участвовали в трех битвах. Лишань Лаому приходит им на помощь, когда они сталкиваются с тремя цветочными демонами, и в конечном итоге спасает их от катастрофы. [ 19 ]
Среди ее учеников и учеников есть даосские аскеты, такие как Ли Цюань. [ 20 ] и легендарные женщины-герои, такие как Чжунли Чунь , Фань Лихуа , Бай Сучжэнь , Чжу Интай , Му Гуйин , Лю Цзиньдин, эти женщины являются героинями эпохи. [ 21 ] Среди учеников Лишаня Лаому по литературным произведениям:
- Согласно записям в печатных романах династии Цин, Чжу Интай был спасен Лишанем Лаому после трагического любовного романа, и впоследствии ему был преподан особый навык. [ 22 ]
- Согласно легенде, Му Гуйин научилась искусству обращения с летающими мечами и стрелами у Лишань Лаому, что привело к тому, что она стала одной из уважаемых женщин-генералов семьи Ян. [ 23 ]
- Согласно роману «Экспедиция Сюэ Диншань на Запад» , Лишань Лаому взяла Фань Лихуа в качестве своей ученицы в период Чжэнгуань и обучила ее искусству управления горами и морями, а также оживлению бобов в качестве солдат. В результате Фань Лихуа стала смелой и опытной женщиной-маршалом. [ 24 ]
- В некоторых вариантах «Легенды о Белой Змее » утверждается, что Лишань Лаому служил наставником Бай Сучжэня и Сяоцина , обучая их использованию магических заклинаний горы Ли. [ 25 ]
- Персонажи Лянь Сайхуа и Лянь Сюин в «Меч весной и осенью» также были учениками Лишаня Лаому. [ 26 ]
- В романе династии Цин « Пять тигров, покоряющих Запад упоминается, что принцесса Бабао из Северного Ляо была ученицей Лишаня Лаому. Принцесса имела тесные отношения с генералом Ди Цин и позже сменила его.
- По данным Хуайань фу чжи (淮安府志), Фань Чанчжэнь был осужден и приговорен за контрабанду продуктов питания для помощи бедным. Однако его добрые дела и накопленные добродетельные поступки защитили его от наказания как со стороны богов, так и со стороны людей. Позже он получил наставления от Лишаня Лаому и отправился практиковать на гору Ли. [ 27 ]
Путешествие на Запад
[ редактировать ]В главе 23 «Путешествия на Запад » бодхисаттва Гуаньинь пригласил Лишаня Лаому помочь в испытании Тан Саньцзана . Гуаньинь, Манджушри и Самантабхадра превратились в привлекательных девушек, а Лишань Лаому приняла облик старой вдовы. Вместе с прекрасными дочерьми они испытывали Тан Саньцзана и его учеников. В результате Тан Сен и его товарищи последовали заветам, но Чжу Бацзе . девушки соблазнили [ 28 ]
В другой главе, после того как Тан Саньцзан и его ученики терпят поражение от ядовитого чая Стоглазого Короля Демонов , Лишань Лаому маскируется под скорбящую женщину и устраивает похороны своего мужа. Когда Сунь Укун встретил ее, она поручила ему пойти в Пещеру Тысячи Цветов на горе Цзыюнь и пригласить бодхисаттву Пиланпо подчинить чудовище. Дав инструкции, женщина исчезла, а в небе появилась Лишань Лаому, объяснив, что она только что вернулась со встречи в Лунхуа и увидела, что Тан Сэн в беде. Она сказала, что именно поэтому она замаскировалась под скорбящую женщину, чтобы помочь Сунь Укуну. [ 28 ]
Старый дзадзю или текст оперной версии «Путешествия на Запад». [ ч ] называет Лишань Лаому старшей сестрой главного героя, Короля обезьян Сунь Укуна. [ 29 ] [ 30 ] Версия дзадзю сбивает с толку, поскольку титул Цитян Дашэн ( 斉天大聖 , «Великий мудрец, равный небесам»), который обычно относится к самому Сунь Укуну. [ я ] вручается его предполагаемому старшему брату; тем временем Сунь Укун принимает немного другой титул Тунтянь Дашэн ( 通天大聖 , «Великий мудрец, достигающий небес»). [ Дж ] [ 32 ]
Хотя в тексте романтической версии «Путешествия на Запад» упоминается концепция Бессмертных из восьми верхних пещер, в нем упоминаются только другие божества, кроме Ли Шаня Лаому. [ к ] [ 33 ] однако некоторые свитки баоцзюань , относящиеся к периоду династии Цин, действительно называют ее среди «Восьми Высших Бессмертных» (ср. Божественные Бессмертные Восьми Гротов или Восемь Бессмертных Верхней, Средней и Нижней сфер). [ л ] [ 34 ]
Слияния
[ редактировать ]Ее часто отождествляли с Нювой . [ 35 ] [ 17 ] Согласно средневековым источникам, на горе Ли определенно было место правления Нюва. [ 38 ]
Ее также путали с Уцзи Лаому ( 無極老母 , «Старая Мать Абсолютного Небытия»). [ 35 ]
Храм
[ редактировать ]Храмы, посвященные Лишань Лаому, можно найти в разных местах, дворец Лишань Лаому в Сиане , провинция Шэньси самым известным из которых является . Дворец расположен на хребте Сисю горы Лишань в районе Линьтун города Сиань. [ 39 ]
Некоторые храмы, посвященные Лишань Лаому на Тайване:
- Материнский дворец Уцзи, район Шэнькэн, Новый Тайбэй
- Материнский зал дворца Циюань, район Хэпин, город Тайчжун
- Материнский дворец Линшань, поселок Жэньай, уезд Наньтоу
- Дворец Лишань Лаому, район Наньхуа, город Тайнань
- Зал Лишань Лаому Цихуэй, район Синьхуа, город Тайнань
- Облачный дворец Уцзи Милосердия, поселок Цзиань, уезд Хуалянь
- Дворец Сюаньмяо, район Сичжи, Новый Тайбэй
В популярной культуре
[ редактировать ]- Сыграл Сунь Фэнцинь в китайском телесериале 1986 года « Путешествие на Запад».
- Сыграл Суэт Ней в гонконгском телесериале 2004 года « Леди Фан».
- Сыграл Ван Жуйхун в китайском телесериале 2011 года « Путешествие на Запад».
- Сыграла Энджи Чиу в китайском телесериале 2018 года «Судьба Белой Змеи».
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ В прошлом Шафер (1956) , с. 73 и n142 действительно приняли историческую идентификацию из «Книги Хань» : «Женщина с горы Ли», по слухам, правившая как Дитя Небес в конце династии Шан, подходящая пара для всемогущего монарха Цинь. ".
- ^ Уэйд-Джайлз: Сю-сюань
- ^ Пиньинь: сиронг или западный жун ; Уэйд-Джайлс: «Западный Юнг» — это перевод, использованный Нинхаузером.
- ↑ Каллен (неправильно) переводится как «между династиями Инь и Шан», но это два имени одной и той же династии, и в китайском тексте, который приводит Каллен, четко указано «между Инь (( 殷 ) и Чжоу (周)». Шафер перефразирует как «в конце династии Шан».
- ^ Соответствующий фрагмент из Сан Циньцзи сохранился и цитируется в других источниках, а именно в Чанъань чжи приписываемом Сун Минцю (宋敏求, ум. 1079), [ 6 ] Комментарий к Водной классике ( Шуйцзинчжу , Шуцзинчжу), [ 6 ] и династии Сун Лэйшу энциклопедия Тайпин Юлань . [ 8 ]
- ↑ Подробности о мосте являются частью более обширной цитаты из Сан Циньцзи о встрече Первого Императора, согласно Тайпин Юлань . Однако те же самые детали происходят от Туди цзи , согласно « Чанъань чжи» .
- ↑ В китайском тексте, цитируемом в « Тайпин Юлань» , говорится, что «на западе находится горячий источник» ( 西有溫泉 ), [ 8 ] но в «Комментариях к «Классике воды» и « Чанъань чжи 15» говорится «северо-запад» ( 西北 ), [ 12 ] [ 9 ] Тем не менее, Шафер утверждает: «Источники расположены на нижних северо-восточных склонах горы Ли-Блэкхорс», даже цитируя Чанъань чжи . [ 6 ]
- ↑ Традиционно называется « Путешествие на Запад как заджу ».
- ^ Как и в книжной версии «Путешествия на Запад», [ 31 ] и закрепление традиций и практик даосской китайской народной религии .
- ↑ Кроме того, Сунь Укуна также называют Сунь Синчжэ (англ. «послушник/аскет»).
- ^ Три Чистых , Четыре Владыки ( сиди , 四帝), Небесные Дэвы тайи ( тайи тяньсянь , Тайи Тяньсянь) и другие.
- ^ Хэ Сянгу баоцзюань («Драгоценный свиток бессмертной девушки Хэ») называет Лишань Лаому (骊山老婆) и Басянь [да] шаншоу баоцзюань (《八仙[大]上 долголетие Баоцзюань》), «о восьми бессмертных» «Поздравления с Днем Рождения») называет Лишань Лаому (李山老婆), но другие божества, перечисленные как Восемь Бессмертных или Высшие, полностью отличаются.
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Чен (2007) , с. 107, №14: «Граница между даосской религией и народной религией довольно размыта».
- ^ Чен (2007) , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Ю Юэ (1968) . Маленькая плавающая слива, тихий разговор . Полная книга весны в зале . Хуан Цю Шу Цзюй Глобальный книжный магазин, стр. 5831.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ↑ Song, Wang & Li (1994) , стр. 236–238, цитируется Ченом (2007) , стр. 107, №15.
- ^ Сы-Ма Цянь (Сыма Цянь) (1994). Ниенхаузер, Уильям Х. младший (ред.). Записи Великого Писца . Том. 1. Перевод Вэйго Цао; Скотт В. Галер; Уильям Х. Нинхаузер; Дэвид В. Панкеньер. Издательство Университета Индианы. п. 89. ИСБН 9780253340214 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шафер, Эдвард Х. (апрель – июнь 1956 г.). «Развитие банных обычаев в древнем и средневековом Китае и история Флориатского ясного дворца». Журнал Американского восточного общества . 76 (2): 72–73. дои : 10.2307/595074 . JSTOR 595074 .
- ^ Каллен, Кристофер (2016). Основы небесного счисления: три древние китайские астрономические системы: научные сочинения древнего и средневекового мира . Тейлор и Фрэнсис . п. 372. ИСБН 9781317327202 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сан Циньцзи , как цитируется Тайпин Юлань 太平御覽, Книга 71 или Часть 36 Дибу, Раздел о землях/странах)
- ^ Перейти обратно: а б с Сун Минцю [на китайском языке]. Чанъань чжи ( Издание Сику Цюаньшу или Четыре сокровищницы), Книга 15 (на китайском языке) - через Wikisource .
- ^ Туди цзи (китайский язык), цитируется в Чанъань чжи , Книга [ 9 ]
- ^ Синь(-ши). Wikisource . [ Сан Циньцзи ] (на китайском языке) – через
- ^ Перейти обратно: а б Сан Циньцзи , цитата из « Комментариев к классическому классическому произведению о воде» Шуйцзинчжу 水經注, книга 191.
- ^ Шафер [ 6 ] апуд Чанъань чжи [Книга] 15, 5б. [ 9 ]
- ^ Сун Минцю [на китайском языке]. Чанъань чжи Издание Сику Цюаньшу или Четыре сокровищницы), Книга 16 ] (на китайском языке) - через Wikisource .
- ^ Цзю туцзи ( 老图经 , «старые путеводители по картам»), цитируется в Книге 16 Чанъань чжи . [ 14 ]
- ^ «Кто выше по рангу между Матерью Лишань и Гуаньинь? Каковы отношения между Матерью Лишань и Пилан По?» (на китайском языке), 4 января 2017 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 г. Дата обращения 28. Август 2018 года .
- ^ Перейти обратно: а б Ян, Лихуэй; Ан, Деминг; Тернер, Джессика Андерсон (2008) [2005]. Справочник китайской мифологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 222 - 223 . ISBN 978-0-19-533263-6 .
- ^ Лу Сюн. «Глава 31 «Старушка Лишаня побеждает Восемнадцать Бессмертных, а Принцесса Демонов Шиши говорит три тысячи лжи» . «Иностранная история бессмертных женщин» . Проверено 28 января 2022 г. .
Старушка Лишаня предок земных бессмертных.
- ^ Вэй Вэньчжун. «Глава 7: «Глядя на красный свет и ошибочно узнавая Лан Жо, бродя по зеленым полям, он внезапно встретил сказочный павильон» . «Павильон Сююнь» .
После долгой и жестокой битвы Лань Сянь был сбит с ног. голова облака Бамбуковой Феи с бамбуковой башней, обвитой железом. Когда он падал, он встретил фею-женщину, которая держала его в руках, позвала ее по имени и опустилась на колени. Ланьсянь опустился на колени и посмотрел на сидящую на троне женщину, старую мать Лишаня. Старая мать сказала: «Группа цветочных демонов уже много лет культивирует даосизм и должна добиться успеха. Почему они создают зло и пугают людей?» Лань Сянь склонил голову и рассказал матери подробности борьбы между ними? два бессмертных Ге и Гуй для бессмертного человека. Старуха-мать сказала: "Бессмертный человек - не он, а сын небытия, который перевоплотился в человеческий мир, чтобы объяснить великую истину. Как вы, рабы, смеете нарушать законы небесные пальцем, тысячами?" лучей света были направлены в сторону места, где шел бой. Группа демонов испугалась и прекратила сражаться. Старая мать окликнула их и отругала их за неуважение. Они все извинились и ушли. Гэ Сянь молча представил матери своего господина и слугу, и ее мать указала на юг.
- ^ См. ниже.
- ^ «Кто такая Мать Лишань? Какова настоящая Мать Лишань?» . www.lishiquwen.com исторический интерес (на китайском языке). Архивировано из оригинала 17 июля 2017 г. Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ История отношений этнической литературы в Южном Китае (на китайском языке, 2001. ISBN ). 978-7-105-04254-8 .
- ^ «История горы Лишань» Калифорнийского университета (на китайском языке).
- ^ Аноним «Глава 28: «Битва за наводнение в Ханьцзянгуаньфане, эликсир Фаньлихуа спасает брата» . «Экспедиция Сюэ Диншаня на запад» .
В прошлом старая мать Лишаня оставалась там восемь лет и преподавала магию. Она обладала способностью перемещать горы и моря. , и разложить бобы Искусство формирования солдата. Он также дал ему Меч Бессмертного Убийства, Божественный Кнут, Охотничью Шахматную Доску, Талисман Духа Аватара и Круг Вселенной, все пять видов спасения, когда он придет.
- ^ Владелец Юхуатанг. «Третья глава «У Юань встретил своего друга Бай Чжэнняна, чтобы пожениться в отеле» « Легенда о пагоде Лэйфэн» .
Я с детства был со своим покойным отцом в общем офисе играя в тот день в саду, и внезапно упал с неба. Старая мать Лишаня сказала, что у нее есть связь с бессмертной семьей, и приказала ей поклоняться ему как своему учителю. Он научил ее магии, которая позволила ей познать. прошлое и будущее, изгоняйте монстров и лечите все виды болезней.
- ^ Аноним. «Глава 3 «Верный маленький герой старого капитана Яньчжоу занимается боевыми искусствами в вестибюле» . «Фэнцзянь Весна и осень» .
Принцесса узнала мисс Сайхуа, дочь Сунь Ху, рожденную госпожой Ли. Это луна и звезды с неба приходят на землю, и они — ученики старой матери Лишаня. Каждую ночь во сне я прихожу учить его боевым искусствам. Ему было всего четырнадцать лет, он владел фехтованием и верховой ездой и читал много военной литературы. Моя внучка не талантлива, но она также ученица Богоматери Лишаня. Она умеет обращаться с мечами и лошадьми, поэтому не боится генералов Цинь. «Принцесса Яндан сказала: «Чепуха, ты будуарная девушка, как ты можешь идти в Лишань изучать боевые искусства?» Мисс Сайхуа затем рассказала, что произошло во сне: «Старая мать Лишань два года учила меня боевым искусствам». Я сказал это однажды
- ^ Чэнь Мэнглей. «Том 255 сборника естествознания. Канон Шэнь И «Фань Чанчжэнь»» Официальное собрание древних и современных книг .
Вольф Фан потерял свое имя и первым заведовал Хайчжоу Цаном. Когда он был голоден, он занимал зерно в частном порядке, чтобы сохранить жизнь многим людям. Когда он понял, что его собираются наказать на рынке, он внезапно увидел благочестивого человека, охраняющего его своими волосами и мечом. Он был удивлен и оправдан. преступление. Когда я был в тюрьме, там была старая мать, которая кормила меня день и ночь. Она подошла к восточным воротам города, увидела ее, поблагодарила мою мать и сказала: «Я старая мать горы Лишань. . Поскольку у тебя есть иньские добродетели в бессмертной книге, я пришел, чтобы благословить тебя и практиковать там». Сказав это, он исчез. Затем он ушел в горы, много работал и тренировался и жил с шакалами. Когда люди видели их, они были очарованы ими, но не знали, где они оказались.
- ^ Перейти обратно: а б У Чэнъэнь « Глава 23 «Три сокровища не забывают происхождение и четыре святых проверяют сердце дзен» . « Путешествие на Запад » . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Солнце (2018) , с. 45.
- ^ «Книга 3, Акт 9» Том 3, Эпизод 9: Боги и Будды спускаются к Солнцу . Ян Дунлай Сяньшэн трубопровод Сию Цзи Г-н Ян Дунлай раскритиковал «Путешествие на Запад» [ Сию цзи: Аннотации Ян Дунлай ]. Токио: Сибун-кай 斯文会. стр. 37. Электронный текст @Wikisource.
- ^ Солнце (2018) , стр. 44, 56.
- ^ Солнце (2018) , стр. 44–45.
- ^ У Чэнъэнь (1977) [1952]. Путешествие на Запад . Том. 1. Перевод Ю, Энтони К. Издательство Чикагского университета . п. 138. ИСБН 9780226971506 .
- ^ Баолинь, ред. Миньцзянь Вэньсюэ; Дуань Словарь народной литературы (на китайском языке Hebei Education Press, стр. 462. ISBN). 9787543400863 .
- ^ Перейти обратно: а б Миллер, Джеймс (2006). Китайские религии в современных обществах . АВС-КЛИО. п. 230. ИСБН 978-1-85109-626-8 .
- ^ Ло Ми [на китайском языке] Луши ( издание «Сику Цюаньшу или Четыре сокровищницы»), Книга 11 (на китайском языке) – через Wikisource .
- ^ Лю Симиан (2005). Люй Симиан души жаджи . Исторические заметки Лу Симиана Том 1. Шанхайское издательство древних книг Шанхай гуджи чубанше стр. 27. ISBN. 9787532542130 .
- ^ Луши цитирует Чанъань чжи , заявившего: «У Ли Шаня есть место управления Нювы. У Ли Шаня есть место управления Нюйвы». [ 36 ] Отмечено ученым Люй Симианом (ум. 1907). [ 37 ]
- ^ «Дворец Лишань Лаому в Сиане» . Шэньсийский университет радио и телевидения. Архивировано из оригинала 29 августа 2018 года . Проверено 28 августа 2018 г.
- Библиография
- Чен, Фан Пен Ли (2007). Китайский театр теней: история, народная религия и женщины-воины . McGill-Queen's Press - MQUP. п. 107 и н14, н15. ISBN 978-0-7735-3197-0 .
- Сун Цзинь; Ли Цянь (1994) ; Китайская Фея [ Женщины-небожители Китая ] (на китайском языке). Бэйюэ вэньи чубанше. стр. 236–238. ISBN 9787537810999 .
- Сунь, Хунмэй (2018). Трансформирующаяся обезьяна: адаптация и репрезентация китайского эпоса . Вашингтонский университет Press. стр. 44–45. ISBN 9780295743202 .