Jump to content

Джеральд Гарднер

Джеральд Гарднер
Рожденный
Джеральд Броссо Гарднер

13 июня 1884 г.
Умер 12 февраля 1964 г. (1964-02-12) (79 лет)
на борту корабля по пути в Тунис
Занятия
  • Плантатор для чая и каучука
  • таможенник
  • Викканский священник
  • писатель
  • писатель
Супруг Дороти Роуздейл

Джеральд Броссо Гарднер (13 июня 1884 — 12 февраля 1964), также известный под псевдонимом Scire , был английским викканцем , писателем и антропологом- любителем и археологом . Он сыграл важную роль в привлечении внимания общественности к современной языческой религии Викка, написав некоторые из ее окончательных религиозных текстов и основав традицию гарднерианской Викки .

Гарднер родился в семье представителей высшего среднего класса в Бланделлсандсе , Ланкашир , и провел большую часть своего детства за границей, на Мадейре . В 1900 году он переехал на колониальный Цейлон . В 1911 году он переехал в Малайю , где работал государственным служащим. Независимо от него он проявил интерес к местным народам, написал статьи и даже книгу об их магических практиках.

После выхода на пенсию в 1936 году он отправился на Кипр и написал роман «Прибытие богини», прежде чем вернуться в Англию. Поселившись недалеко от Нью-Форест , он присоединился к оккультной группе — Братству Кротоны Ордена розенкрейцеров . Через эту группу он утверждал, что столкнулся с кланом Нью-Форест , в который он был посвящен в 1939 году. Гарднер изображал ковен как пережиток теоретического « культа ведьм », обсуждавшегося в работах Маргарет Мюррей — теории, которая сейчас дискредитирована. .

Он утверждал, что возрождает языческую веру, дополняя ритуалы ковена идеями, заимствованными из масонства , церемониальной магии и сочинений Алистера Кроули , чтобы сформировать гарднерианскую традицию Викки.

Переехав в Лондон в 1945 году, он решил пропагандировать эту религию, привлекая внимание средств массовой информации и написав о ней в книгах «Помощь высшей магии» (1949), «Колдовство сегодня» (1954) и «Значение колдовства» (1959). Основав викканскую группу, известную как клан Брикет Вуд , он ввёл в религию ряд Верховных жриц, в том числе Дорин Валиенте , Лоис Борн , Патрисию Кроутер и Элеонору Боун , благодаря которым гарднерианская община распространилась по всей Великобритании, а затем в Австралии и Соединённых Штатах. США в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Какое-то время сотрудничая с Сесилом Уильямсоном , Гарднер также стал директором Музея магии и колдовства на острове Мэн , которым он руководил до своей смерти.

Роль Гарднера в развитии неоязыческих и оккультных сообществ была такова, что мемориальная доска на его надгробии описывает его как «Отца Викки». Его заявления относительно клана Нью-Форест были широко изучены, причем Гарднер стал предметом расследования историков и биографов Эйдана Келли , Рональда Хаттона и Филипа Хеселтона .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Детство: 1884–1899 гг.

[ редактировать ]

Семья Гарднера принадлежала к высшему среднему классу и управляла семейной фирмой «Джозеф Гарднер и сыновья», которая называла себя «старейшей частной компанией по торговле древесиной в Британской империи ». стал свободным Компания, специализирующаяся на импорте древесины лиственных пород, была основана в середине 18 века Эдмундом Гарднером (род. 1721), предпринимателем, который гражданином Ливерпуля впоследствии . [1]

Отец Джеральда, Уильям Роберт Гарднер (1844–1935) был младшим сыном Джозефа Гарднера (р. 1791), в честь которого была переименована фирма, и у которого с женой Марией было пять сыновей и три дочери. В 1867 году Уильяма отправили в Нью-Йорк для продвижения интересов семейной фирмы. Здесь он познакомился с американкой Луизой Бургелью Эннис, дочерью оптового продавца канцелярских товаров; вступив в отношения, они поженились на Манхэттене 25 ноября 1868 года.

После визита в Англию пара вернулась в США, где поселилась в Мотт-Хейвене , Моррисания в штате Нью-Йорк. [2] Именно здесь в 1870 году родился их первый ребенок, Гарольд Эннис Гарднер. В какой-то момент в течение следующих двух лет они вернулись в Англию, к 1873 году поселившись в Глене, большом викторианском доме в Бланделлсэндсе в Ланкашире , на северо-западе Англии. Англия, которая превращалась в богатый пригород Ливерпуля. Именно здесь в 1874 году родился их второй ребенок, Роберт «Боб» Маршалл Гарднер. [3]

Гарднер со своей ирландской няней Ком, 1880-е годы.

В 1876 году семья переехала в один из соседних домов, Ингл Лодж, и именно здесь в пятницу 13 июня 1884 года родился третий сын пары, Джеральд Броссо Гарднер. [4] Четвертый ребенок, Фрэнсис Дуглас Гарднер, родился в 1886 году. [5] Джеральд редко видел Гарольда, который продолжал изучать право в Оксфордском университете , но больше виделся с Бобом, который рисовал для него картины, и Дугласом, с которым он делил детскую. [6]

Гарднеры наняли ирландскую няню по имени Жозефина «Ком» МакКомби, которой было поручено заботиться о юном Джеральде; Впоследствии она стала доминирующей фигурой его детства, проводя с ним гораздо больше времени, чем его родители. [7] Гарднер страдал астмой с юных лет, особенно в холодные ланкаширские зимы. Его няня предложила отвезти его в страны с более теплым климатом за счет отца в надежде, что это состояние не пострадает так сильно. [8]

Впоследствии, летом 1888 года, Джеральд и Ком отправились через Лондон в Ниццу на юге Франции. [9] После еще нескольких лет, проведенных в Средиземноморье , в 1891 году они отправились на Канарские острова , и именно здесь Гарднер впервые развил свой пожизненный интерес к оружию. [10] Оттуда они затем направились в Аккру на Золотом Берегу (современная Гана ). [11] За Аккрой последовал визит в Фуншал на португальском острове Мадейра ; они проведут на острове большую часть следующих девяти лет, возвращаясь в Англию только на три или четыре месяца летом. [12]

По словам первого биографа Гарднера, Джека Брейселина , Ком был очень кокетливым и «явно рассматривал эти поездки в основном как охоту на людей», рассматривая Гарднера как неприятность. [13] В результате он был в основном предоставлен самому себе: гулял, знакомился с новыми людьми и узнавал об иностранных культурах. [14] На Мадейре он также начал собирать оружие, многие из которых были остатками наполеоновских войн , и выставлял его на стене своего гостиничного номера. [15]

Из-за болезни и зарубежных поездок Гарднер в конечном итоге так и не пошел в школу и не получил никакого формального образования. [16] Он научился читать, просматривая экземпляры журнала The Strand Magazine , но его письмо всю жизнь выдавало его плохое образование, а также весьма эксцентричное правописание и грамматику. [17] Ненасытный читатель, одной из книг, оказавших на него наибольшее влияние в то время, была Флоренс Марриат книга «Смерти нет» (1891), дискуссия о спиритизме , из которой он пришел к твердой вере в существование загробной жизни . [18]

Цейлон и Борнео: 1900–1911 гг.

[ редактировать ]

В 1900 году Ком вышла замуж за Дэвида Элкингтона, одного из своих многочисленных женихов, владевшего чайной плантацией в британской колонии Цейлон (современная Шри-Ланка ). [19] С Гарднерами было решено, что Джеральд будет жить с ней на чайной плантации под названием Ladbroke Estate в городе Маскелия , где он сможет научиться чайной торговле . [20] В 1901 году Гарднер и Элкингтоны некоторое время жили в бунгало в Канди , где соседнее бунгало только что освободили оккультисты Алистер Кроули и Чарльз Генри Аллан Беннетт . [21]

За счет отца Гарднер тренировался как «крипер». [а] или плантатор-стажер, изучающий все о выращивании чая; хотя ему не нравилась «тоскливая бесконечность» работы, ему нравилось находиться на природе и рядом с лесом. [23] Он жил с Элкингтонами до 1904 года, когда переехал в собственное бунгало и начал зарабатывать на жизнь, работая на чайном поместье Нон Парейл ниже Хортон-Плейнс . Большую часть свободного времени он проводил, охотясь на оленей и путешествуя по местным лесам, знакомясь с аборигенами Сингала и проявляя большой интерес к их буддийским верованиям. [24]

В декабре 1904 года его посетили родители и младший брат, и отец попросил его инвестировать в новаторскую каучуковую плантацию, которой должен был управлять Гарднер; расположенное недалеко от деревни Белихулоя , оно было известно как Поместье Атланта, но давало ему много свободного времени. [25] Исследуя свой интерес к оружию, в 1907 году Гарднер присоединился к Цейлонскому стрелковому корпусу плантаторов , местному добровольческому отряду, состоящему из европейских плантаторов чая и каучука, намеревавшихся защитить свои интересы от иностранной агрессии или внутреннего восстания. [26]

В 1907 году Гарднер вернулся в Великобританию в отпуск на несколько месяцев, проведя время со своей семьей и присоединившись к Легиону пограничников , ополчению, созданному для отражения угрозы немецкого вторжения. [27] Во время своего визита Гарднер провел много времени с родственниками, известными как Сердженесоны. Гарднер очень подружился с этой стороной своей семьи, которую его родители- англиканцы избегали, потому что они были методистами .

По словам Гарднера, Хирургисоны говорили о паранормальных явлениях с ним ; глава семьи Тед Сёрдженесон считал, что феи живут в его саду, и говорил: «Я часто чувствую, что они там, а иногда и видел их», хотя он с готовностью допускал возможность того, что все это было в его воображение. [28] Именно от Сергенесонов Гарднер утверждал, что узнал семейный слух о том, что его дедушка Джозеф был практикующим ведьмом после того, как его любовница обратила его в эту практику. [29] Еще одно неподтвержденное семейное убеждение, повторенное Гарднером, заключалось в том, что шотландский предок Гриссел Гейрднер был сожжен как ведьма в Ньюбурге в 1610 году. [30]

Работая на Борнео в 1911 году, Гарднер избегал расистских взглядов своих коллег, подружившись с представителями коренной общины даяков, очарованными их магико-религиозными верованиями, татуировками и демонстрацией оружия.

Гарднер вернулся на Цейлон в конце 1907 года и приступил к рутинному управлению каучуковой плантацией. В 1910 году он был посвящен в качестве ученика масона в Ложу Сфинкса № 107 в Коломбо , связанную с Великой Ирландской Ложей . Гарднер придавал большое значение этому новому виду деятельности; Чтобы присутствовать на масонских собраниях, ему пришлось устроить отпуск на выходные, пройти 15 миль до ближайшей железнодорожной станции в Хапутале , а затем сесть на поезд до города.

В следующем месяце он вступил во вторую и третью степени масонства, но этот энтузиазм, похоже, также угас, и в следующем году он ушел в отставку, вероятно, потому, что намеревался покинуть Цейлон. [31] Эксперимент с выращиванием каучука в поместье Атланта оказался относительно неудачным, и отец Гарднера решил продать поместье в 1911 году, оставив Джеральда безработным. [32]

В том же году Гарднер переехал на британский Северный Борнео , устроившись на работу плантатором каучука в поместье Маво в Мембукете. Однако у него не сложились хорошие отношения с управляющим плантации, расистом по имени Р. Дж. Грэм, который хотел вырубить лес на всей территории. [33] Вместо этого Гарднер подружился со многими местными жителями, в том числе с народами даяк и дусун . [34]

Антрополог-любитель, Гарднер был очарован местным образом жизни, особенно местными формами оружия, такими как сумпитан . [35] Его заинтриговали татуировки даяков, и на его фотографиях в более поздние годы жизни видны большие татуировки змей или драконов на его предплечьях, предположительно полученные в это время. [36] Проявляя большой интерес к религиозным верованиям коренных народов, Гарднер рассказал своему первому биографу, что посещал сеансы Дусун или ритуалы исцеления. [37]

Он был недоволен условиями труда и расистским отношением своих коллег, а когда у него заболела малярия, он почувствовал, что это стало последней каплей; он покинул Борнео и переехал в Сингапур , в район, который тогда был известен как Стрейтс-Сетлментс , часть Британской Малайи . [38]

Малайя и Первая мировая война: 1911–1926 гг.

[ редактировать ]

Приехав в Сингапур, он первоначально планировал вернуться на Цейлон, но ему предложили работу помощником на каучуковой плантации в Пераке , северная Малайя, и он решил согласиться, работая в компании Борнео . [39] Приехав в этот район, он решил пополнить этот доход, купив собственное поместье Букит Като, на котором он мог выращивать каучук; Первоначально его площадь составляла 450 акров, Гарднер покупал различные участки прилегающей земли, пока они не заняли 600 акров. [40]

Здесь Гарднер подружился с американцем, известным как Корнуолл, который принял ислам и женился на местной малайке. [41] Через Корнуолл Гарднер познакомился со многими местными жителями, с которыми он вскоре подружился, включая представителей народов сенои и малайцев . Корнуолл предложил Гарднеру произнести Шахаду , мусульманское исповедание веры, что он и сделал; это позволило ему завоевать доверие местных жителей, хотя практикующим мусульманином он так и не стал. Однако Корнуолл был неортодоксальным мусульманином, и его интерес к местным народам включал их магические и духовные верования, с которыми он также познакомил Гарднера, который проявлял особый интерес к крису , ритуальному ножу с магическим назначением. [42]

В 1915 году Гарднер снова присоединился к местному добровольческому ополчению «Добровольческие винтовки Малайских штатов». Хотя между 1914 и 1918 годами в Европе бушевала Первая мировая война , ее последствия мало ощущались в Малайе, за исключением Сингапурского мятежа 1915 года . [43] Гарднер стремился сделать больше для военных действий и в 1916 году снова вернулся в Великобританию. Он попытался вступить в британский флот , но ему отказали из-за плохого здоровья. [44] Не имея возможности воевать на передовой, он начал работать санитаром в Отряде добровольной помощи (VAD) в Первом западном госпитале общего профиля Фазакерли , расположенном на окраине Ливерпуля.

Он работал в VAD, когда вернулись раненые из битвы на Сомме , и занимался уходом за пациентами и помогал менять повязки на раны. Вскоре ему пришлось отказаться от этого, когда у него вернулась малярия, и поэтому он решил вернуться в Малайю в октябре 1916 года из-за более теплого климата. [45]

Он продолжал управлять каучуковой плантацией, но после окончания войны цены на сырье упали, и к 1921 году стало трудно получать прибыль. [46] Он снова вернулся в Великобританию, что, как предположил более поздний биограф Филип Хеселтон, могло быть неудачной попыткой попросить у отца денег. [47] Вернувшись в Малайю, Гарднер обнаружил, что компания Борнео уволила его, и он был вынужден искать работу в Департаменте общественных работ. [48] В сентябре 1923 года он успешно подал заявление в таможенное управление на должность государственного инспектора каучуковых плантаций. Эта работа требовала большого количества поездок по стране, что ему нравилось. [49]

После непродолжительной, но серьезной болезни правительство Джохора перевело Гарднера в офис Земельного управления, пока он выздоравливал, и в конечном итоге его повысили до главного сотрудника таможни. В этом качестве он был назначен инспектором резиновых цехов, курирующим регулирование и продажу каучука в стране. В 1926 году ему было поручено следить за магазинами, торгующими опиумом , отмечая регулярные нарушения и процветающую нелегальную торговлю контролируемыми веществами; полагая, что опиум по существу безвреден, есть свидетельства того, что Гарднер, вероятно, брал много взяток на этой должности, заработав себе небольшое состояние. [50]

Брак и археология: 1927–1936 гг.

[ редактировать ]

Мать Гарднера умерла в 1920 году, но тогда он не вернулся в Великобританию. [51] Однако в 1927 году его отец сильно заболел слабоумием , и Гарднер решил навестить его. По возвращении в Британию Гарднер начал исследовать спиритизм и медиумизм . Вскоре у него произошло несколько встреч, которые он приписал духам умерших членов семьи.

Продолжая посещать спиритуалистические церкви и сеансы, он резко критиковал многое из того, что видел, хотя и встретил нескольких медиумов, которые считал подлинными. Один медиум, по-видимому, вступил в контакт с умершим двоюродным братом Гарднера, и это событие произвело на него большое впечатление. Его первый биограф Джек Брейселин сообщает, что это был переломный момент в жизни Гарднера, и что предыдущий академический интерес к спиритуализму и жизни после смерти стал для него вопросом твердого личного убеждения. [52]

В тот же вечер (28 июля 1927 г.) после встречи с этим медиумом Гарднер встретил женщину, на которой должен был жениться; Доротея Фрэнсис Роуздейл, известная как Донна, родственница его невестки Эдит. Он предложил ей выйти за него замуж на следующий день, и она согласилась. Поскольку его отпуск очень скоро подходил к концу, они быстро поженились 16 августа в церкви Святого Иуды в Кенсингтоне , а затем провели медовый месяц в Райде на острове Уайт , прежде чем отправиться через Францию ​​в Малайю. [53]

Приехав в страну, пара поселилась в бунгало в Букит Джапон в Джохор-Бару . [54] Здесь он снова стал участвовать в масонстве, присоединившись к Королевской ложе № 3946 Джохора, но ушел из нее к апрелю 1931 года. [55] Гарднер также вернулся к своим старым интересам к антропологии Малайи, став свидетелем магических практик, совершаемых местными жителями, и с готовностью принял веру в магию . [56] Во время своего пребывания в Малайе Гарднер все больше интересовался местными обычаями, особенно теми, которые связаны с народной магией и оружием.

Гарднер интересовался не только антропологией Малайи, но и ее археологией. Он начал раскопки в городе Джохор-Лама в одиночку и тайно, поскольку местный султан считал археологов немногим лучше грабителей могил. До исследований Гарднера в городе не проводилось серьезных археологических раскопок, хотя вскоре он сам раскопал четыре мили земляных валов и обнаружил находки, включавшие гробницы, керамику и фарфор, датируемые Китаем эпохи династии Мин . [57]

Он продолжил дальнейшие раскопки на королевском кладбище Кота Тингги и в городе в джунглях Сьонг-Пенанг. [58] Его находки были выставлены в качестве экспоната «Ранней истории Джохора» в Национальном музее Сингапура , а несколько бус, которые он обнаружил, позволяют предположить, что торговля велась между Римской империей и малайцами, предположительно, как полагал Гарднер, через Индию. [59] Он также нашел золотые монеты из Джохора и опубликовал научные статьи как о бусах, так и о монетах. [60]

Выбор ножей Крис ; Гарднер проявлял большой интерес к таким предметам и даже написал исчерпывающий текст на эту тему « Керис и другое малайское оружие» (1936).

К началу 1930-х годов деятельность Гарднера вышла из сферы исключительно государственного служащего, и он начал больше думать о себе как о фольклористе, археологе и антропологе. [61] В этом его поддержал директор музея Раффлз (ныне Национальный музей Сингапура ) и его избрание в члены Королевского антропологического института в 1936 году. [62]

На обратном пути в Лондон в 1932 году Гарднер остановился в Египте и, вооружившись рекомендательным письмом, присоединился к сэру Флиндерсу Петри , который проводил раскопки на месте Талль-эль-Аджуль в Палестине . [63] Приехав в Лондон в августе 1932 года, он посетил конференцию по предыстории и протоистории в Королевском колледже Лондона , посетив по крайней мере две лекции, в которых описывался культ Богини- Матери . [64] Он также подружился с археологом и практикующим язычником Александром Кейллером , известным своими раскопками в Эйвбери , который поощрял Гарднера присоединиться к раскопкам в Хембери-Хилл в Девоне , на которых также присутствовали Эйлин Фокс и Мэри Лики . [65]

Вернувшись в Восточную Азию, он сел на корабль из Сингапура в Сайгон во Французском Индокитае , откуда отправился в Пномпень , посетив Серебряную пагоду . Затем он сел на поезд до Ханчжоу в Китае, а затем продолжил путь в Шанхай ; из-за продолжающейся гражданской войны в Китае поезд не останавливался на протяжении всего пути, что раздражало пассажиров. [66] В 1935 году Гарднер присутствовал на Втором конгрессе по доисторическим исследованиям на Дальнем Востоке в Маниле , Филиппины, где познакомился с несколькими экспертами в этой области. [67]

Его главный исследовательский интерес заключался в малайском клинке крис , который он необычно назвал «керис»; в конце концов он собрал 400 примеров и рассказал туземцам об их магико-религиозном использовании. Решив написать книгу на эту тему, он написал « Керис и другое малайское оружие» , чему его посоветовали друзья-антропологи; Впоследствии он был отредактирован Бетти Ламсден Милн в удобочитаемой форме и опубликован сингапурской компанией Progressive Publishing Company в 1936 году. [68] Он был хорошо принят литературными и академическими кругами Малайи. [69]

В 1935 году Гарднер узнал, что его отец умер, оставив ему по наследству 3000 фунтов стерлингов. Эта уверенность в финансовой независимости, возможно, побудила его задуматься о выходе на пенсию, и, поскольку в 1936 году он должен был уйти в длительный отпуск, государственная служба Джохора разрешила ему выйти на пенсию немного раньше, в январе 1936 года. Гарднер хотел остаться в Малайе, но согласился. его жена Донна, которая настояла на том, чтобы они вернулись в Англию. [70]

Возвращение в Европу: 1936–1938 гг.

[ редактировать ]

В 1936 году Гарднер и Донна покинули Малайю и направились в Европу. Она направилась прямо в Лондон, сняв им квартиру на Чаринг-Кросс-роуд, 26. [71] Гарднер посетил Палестину , приняв участие в археологических раскопках, проводимых Дж. Л. Старки в Лахише . Здесь его особенно заинтересовал храм, содержащий статуи мужского божества иудео-христианской теологии и языческой богини Астарты . [72]

Из Палестины Гарднер отправился в Турцию, Грецию, Венгрию и Германию. В конце концов он добрался до Англии, но вскоре отправился с визитом в Данию, чтобы принять участие в конференции по вооружению во дворце Кристиансборг , в Копенгагене во время которой он выступил с докладом о крисе . [73]

Вернувшись в Великобританию, он обнаружил, что климат сделал его больным, что заставило его зарегистрироваться у врача Эдварда А. Грегга, который порекомендовал ему попробовать нудизм . Поначалу колеблясь, Гарднер сначала посетил крытый нудистский клуб Lotus League в Финчли , Северный Лондон, где он завел несколько новых друзей и почувствовал, что нагота излечивает его недуг. Когда наступило лето, он решил посетить нудистский клуб под открытым небом Fouracres недалеко от города Брикет-Вуд в Хартфордшире , который вскоре стал часто посещать. [74]

Благодаря нудизму Гарднер приобрел ряд выдающихся друзей, в том числе Джеймса Лейвера (1899–1975), который стал хранителем гравюр и рисунков в Музее Виктории и Альберта , и Котти Артур Берланд (1905–1983), который был куратором Отдел этнографии Британского музея . [75] Биограф Филип Хезелтон предположил, что на нудистской сцене Гарднер, возможно, также встретил Дайона Бингэма (1896–1990), старшего члена Ордена Деревянного Рыцарства , который пропагандировал современную языческую религию, известную как дионисизм. [76] К концу 1936 года Гарднер обнаружил, что его квартира на Чаринг-Кросс-роуд тесна, и переехал в многоквартирный дом по адресу Букингемский дворец, 32а. [77]

Мемориальная доска, установленная в честь дома в Хайклиффе, где Гарднер жил во время Второй мировой войны.

Опасаясь холода английской зимы, Гарднер решил в конце 1936 года отплыть на Кипр и остаться там до следующего года. Посетив музей в Никосии , он изучил мечи острова бронзового века, успешно взмахнув одним из них, на основе чего написал статью под названием «Проблема кипрской бронзовой рукояти кинжала», которая впоследствии была переведена на оба языка. Французский и датский языки публикуются в журналах Société Préhistorique Française и Vaabenhistorisk Selskab соответственно. [78]

Вернувшись в Лондон, в сентябре 1937 года Гарднер подал заявку и получил степень доктора философии в Мета-университетском расширении Национального института электроники, организации, базирующейся в Неваде , которая была широко признана академическими учреждениями как предлагающая недействительные ученые степени по почте за определенную плату. . Впоследствии он стал называть себя «доктором Гарднером», несмотря на то, что академические учреждения не признавали его квалификацию. [79]

Планируя вернуться к палестинским раскопкам следующей зимой, ему помешали сделать это, когда Старки был убит. Вместо этого он решил вернуться на Кипр. Верующий в реинкарнацию , Гарднер пришел к убеждению, что уже когда-то жил на острове, в прошлой жизни, впоследствии купив участок земли в Фамагусте , планируя построить на нем дом, хотя этого так и не произошло. [80]

Под влиянием своих снов он написал свой первый роман «Прибытие богини» в течение следующих нескольких лет который помнит свою предыдущую жизнь в качестве киприота бронзового века — намек на самого Гарднера. . В центре сюжета фильма «Прибытие богини» — англичанин, живший в Лондоне 1930-х годов, по имени Роберт Денверс , занимается колдовством, пытаясь помочь своему народу защититься от вторжения египтян . Опубликованная в конце 1939 года биограф Филип Хеселтон отметил, что книга была «очень компетентным первым художественным произведением» с сильными намеками на подготовку, которая продолжалась во время Второй мировой войны . [81]

Вернувшись в Лондон, он помогал рыть траншеи для укрытий в Гайд-парке в рамках подготовки к войне, а также работал волонтером в Службе наблюдения за воздушными налетами . [82] Опасаясь бомбардировок города, Гарднер и его жена вскоре переехали в Хайклифф , к югу от Нью-Форест в Хэмпшире . Здесь они приобрели дом под названием Саутридж, построенный в 1923 году, расположенный на углу Хайленд-авеню и Элфинстон-роуд. [83]

Участие в Викке

[ редактировать ]

Орден розенкрейцеров: 1938–1939 гг.

[ редактировать ]
Храм Розы и Креста , Теофил Швейгардт Константиненс , 1618 год.

В Хайклиффе Гарднер наткнулся на здание, называющее себя «Первым театром розенкрейцеров в Англии». [84] Интересуясь розенкрейцерством , известной магико-религиозной традицией западного эзотеризма , Гарднер решил посетить одну из пьес, поставленных группой; в августе 1939 года Гарднер взял жену на театральное представление, основанное на жизни Пифагора . Будучи актером-любителем, она ненавидела этот спектакль, считая качество актеров и сценария ужасным, и отказалась идти туда снова. [85]

Невозмутимый и надеющийся узнать больше о розенкрейцерстве, Гарднер присоединился к группе, отвечающей за управление театром, Кротонскому братству Ордена розенкрейцеров , и начал посещать собрания, проводимые в их местном ашраме . Сообщество, основанное в 1920 году Джорджем Александром Салливаном, основывалось на сочетании розенкрейцерства, теософии , масонства и его личных инноваций и переехало в Крайстчерч в 1930 году. [86]

Со временем Гарднер стал критически относиться ко многим практикам Ордена розенкрейцеров; Последователи Салливана утверждали, что он бессмертен, поскольку ранее были известными историческими личностями Пифагором , Корнелием Агриппой и Фрэнсисом Бэконом . Гарднер в шутку спросил, не является ли он также Странствующим евреем , к большому раздражению самого Салливана. Еще одно убеждение группы, которое Гарднер нашел забавным, заключалось в том, что лампа, свисающая с одного из потолков, была замаскированным Святым Граалем из легенды о короле Артуре . [87]

Недовольство Гарднер группой росло, особенно когда в 1939 году один из лидеров группы разослала всем членам письмо, в котором заявила, что войны не будет. Уже на следующий день Великобритания объявила войну Германии , что сильно не впечатлило все более циничного Гарднера. [88]

Помимо розенкрейцерства Гарднер преследовал и другие интересы. В 1939 году Гарднер вступил в Фольклорное общество ; его первый вклад в журнал «Фольклор » появился в июньском номере 1939 года и описал коробку с реликвиями колдовства, которая, по его мнению, принадлежала «генералу-искателю ведьм» 17-го века Мэтью Хопкинсу . Впоследствии, в 1946 году, он стал членом управляющего совета общества, хотя большинство других членов общества настороженно относились к нему и его академическим полномочиям. [89]

Гарднер также присоединился к Исторической ассоциации , будучи избранным сопрезидентом ее отделения в Борнмуте и Крайстчерче в июне 1944 года, после чего он стал активным сторонником строительства местного музея в районе Крайстчерч. [90] Он также участвовал в подготовке к надвигающейся войне, присоединившись к Службе по предотвращению воздушных налетов (ARP) в качестве надзирателя, где вскоре дослужился до местной руководящей должности, а его собственный дом был назначен постом ARP. [91] В 1940 году, после начала конфликта, он также пытался записаться в ряды добровольцев местной обороны , или «Ополчения», но ему отказали, поскольку он уже был начальником ARP.

Ему удалось обойти это ограничение, присоединившись к своему местному ополчению в качестве оружейника, который официально классифицировался как технический персонал. [92] Гарднер проявлял большой интерес к Ополчению, помогая вооружать своих товарищей из своей личной коллекции оружия и лично изготавливая коктейли Молотова . [93]

Клан Нью-Форест: 1939–1944 гг.

[ редактировать ]

Хотя Гарднер скептически относился к Ордену розенкрейцеров, он хорошо ладил с группой людей внутри группы, которые «довольно запуганы другими и держались особняком». [94] Биограф Гарднера Филип Хезелтон предположил, что эта группа состояла из Эдит Вудфорд-Граймс (1887–1975), Сьюзи Мейсон, ее брата Эрни Мейсона и их сестры Розетты Фадж, которые все родом из Саутгемптона , а затем переехали в район Хайклиффа. где они вступили в Орден. [94]

По словам Гарднера, «в отличие от многих других [в Ордене], [они] должны были зарабатывать себе на жизнь, были веселыми и оптимистичными и действительно интересовались оккультизмом». Гарднер «действительно очень полюбил их», отметив, что он «даже тогда прошел бы через ад и паводок ради любого из них». [95] В частности, он сблизился с Вудфорд-Граймс, когда его пригласили к ней домой, чтобы встретиться с ее дочерью, и они помогали друг другу в написании; Вудфорд-Граймс, вероятно, помогал Гарднеру редактировать «Прибытие богини» перед публикацией. Гарднер впоследствии дал ей прозвище «Дафо», благодаря которому она стала более известной. [96]

Милл-хаус в Хайклиффе, где Гарднер предположительно был посвящен в ремесло.

Согласно более позднему рассказу Гарднера, однажды ночью в сентябре 1939 года они отвезли его в большой дом, принадлежавший «Старой Дороти» Клаттербак , богатой местной женщине, где его заставили раздеться догола и провели церемонию инициации. В середине церемонии он услышал слова «Викка (мужчина)» и «Викче (женщина)» и узнал в них староанглийское слово, означающее «ведьма».

Он уже был знаком с Маргарет Мюррей теорией культа ведьм и что «тогда я знал, что то, что, как я думал, сгорело сотни лет назад, все еще сохранилось». [97] Эта группа, как он утверждал, представляла собой клан Нью-Форест , и он изображал их как один из немногих сохранившихся ковенов древней, дохристианской религии ведьмовского культа. Теория Мюррея о языческом «культе ведьм» была дискредитирована. Более поздние исследования, проведенные такими людьми, как Хаттон и Хеселтон, показали, что клан Нью-Форест, вероятно, был сформирован только в середине 1930-х годов на основе дискредитированных теорий и работ Мюррея по народной магии. [98]

Гарднер подробно описал только один из их ритуалов, и это было событие, которое он назвал «Операцией Конус Силы». По его собственным словам, оно произошло в 1940 году в районе Нью-Форест и было призвано отразить вторжение нацистов в Британию магическими средствами. Гарднер утверждал, что ночью был возведен «Великий круг», а «великий конус силы» – форма магической энергии – был поднят и отправлен в Берлин с командой: «Вы не можете пересечь море, вы не можете пересечь море». , ты не можешь прийти, ты не можешь прийти». [99]

Брикет Вуд и истоки гарднерианства: 1945–1950 гг.

[ редактировать ]

На протяжении всего своего пребывания в Нью-Форесте Гарднер регулярно ездил в Лондон, сохраняя свою квартиру в особняках Букингемского дворца до середины 1939 года и регулярно посещая там нудистский клуб Spielplatz . [100] На Шпильплац он подружился с Россом Николсом , которого позже познакомил с языческой религией друидизма ; Николс был очарован этой верой и в конечном итоге основал Орден Бардов, Оватов и Друидов . [101] Однако после войны Гарднер решил вернуться в Лондон и переехать в дом 47 Ridgemount Gardens, Bloomsbury . в конце 1944 или начале 1945 года [102]

Продолжая интересоваться нудизмом, в 1945 году он купил участок земли в Фуракресе, нудистской колонии недалеко от деревни Брикет-Вуд в Хартфордшире , которая вскоре была переименована в Файв-Акрс. В результате он стал одним из основных акционеров клуба, обладая значительной властью над любыми административными решениями, и участвовал в кампании по набору новых членов. [103]

Коттедж ведьм, где Гарднер и его клан Брикет Вуд проводили свои ритуалы.
Коттедж ведьм в 2006 году

Между 1936 и 1939 годами Гарднер подружился с христианским мистиком Дж. С. М. Уордом , владельцем Эбби Фолк Парк, старейшего в Великобритании музея под открытым небом. Одним из экспонатов был коттедж 16-го века, который Уорд нашел недалеко от Ледбери , Херефордшир, и перевез в свой парк, где выставил его как «коттедж ведьмы». Гарднер заключил сделку с Уордом об обмене коттеджа на участок земли Гарднера недалеко от Фамагусты на Кипре.

Коттедж был разобран, а части перевезены в Брикет-Вуд, где их снова собрали на земле Гарднера в Файв-Акрах. В середине лета 1947 года он провел церемонию в коттедже как форму новоселья, которая, как предположил Хезелтон, вероятно, была основана на церемониальных магических обрядах, представленных в гримуаре «Ключ Соломона» . [104]

Развивая свой интерес к эзотерическому христианству, в августе 1946 года Гарднер был рукоположен в священники Древней Британской церкви — сообщества, открытого для всех, кто считал себя монотеистом . Гарднер также проявил интерес к друидству, присоединившись к Ордену Древних Друидов (ADO) и посещая его ежегодные ритуалы летнего солнцестояния в Стоунхендже . [105]

Он также присоединился к Фольклорному обществу , был избран в его совет в 1946 году и в том же году выступил с докладом на тему «Искусство магии и талисманов». Тем не менее, многие ученые, в том числе Кэтрин Бриггс , пренебрежительно отнеслись к идеям Гарднера и его фальшивым академическим дипломам. [106] В 1946 году он также присоединился к Обществу психических исследований . [107]

Первомайского дня 1947 года друг Гарднера Арнольд Кроутер представил его Алистеру Кроули , церемониальному магу, основавшему религию Телемы в 1904 году. Незадолго до своей смерти Кроули возвел Гарднера в IV° Ордо Темпли Ориентис (ОТО) и издал Хартия, постановляющая, что Гарднер может принимать людей на степень Минервала. Сама хартия была написана рукой Гарднера и подписана только Кроули. [108]

С ноября 1947 по март 1948 года Гарднер и его жена совершили поездку по Соединенным Штатам, навещая родственников в Мемфисе , а также посетив Новый Орлеан , где Гарднер надеялся узнать о Вуду . [109] Во время своего путешествия Кроули умер, и в результате Гарднер считал себя главой ОТО в Европе (должность, которую приняла леди Фрида Харрис ). Он встретился с преемником Кроули, Карлом Гермером , в Нью-Йорке, хотя Гарднер вскоре потерял интерес к руководству OTO, и в 1951 году его заменил Фредерик Меллингер в качестве европейского представителя OTO. [110]

Гарднер надеялся распространить Викку и описал некоторые из ее практик в вымышленной форме как « Помощь Высшей Магии» . Действие происходит в двенадцатом веке. Гарднер включил сцены церемониальной магии, основанные на «Ключе Соломона» . Рукопись Гарднера , опубликованная книжным магазином «Атлантис» в июле 1949 года, была отредактирована астрологом Мадлен Монтальбан до пригодной для публикации формы . [111]

В частном порядке он также начал работу над альбомом, известным как «Йе Бок волшебного искусства», в котором он записал ряд викканских ритуалов и заклинаний. Это оказалось прототипом того, что он позже назвал « Книгой теней» . [112] Он также получил некоторых из своих первых посвященных, Барбару и Гилберта Викерсов, которые были посвящены в какой-то момент между осенью 1949 и осенью 1950 года. [113]

Дорин Валиенте и Музей магии и колдовства: 1950–1957 гг.

[ редактировать ]

Гарднер также вступил в контакт с Сесилом Уильямсоном , который намеревался открыть собственный музей, посвященный колдовству; Результатом стал Фольклорный Центр суеверий и колдовства , открытый в Каслтауне на острове Мэн в 1951 году. Гарднер и его жена переехали на остров, где он занял должность «постоянной ведьмы». [114] 29 июля газета Sunday Pictorial опубликовала статью о музее, в которой Гарднер заявила: «Конечно, я ведьма. И я получаю от этого огромное удовольствие». [115]

Музей не имел финансового успеха, и отношения между Гарднером и Уильямсоном ухудшились. В 1954 году Гарднер купил музей у Уильямсона, который вернулся в Англию, чтобы сформировать конкурирующий Музей колдовства , в конечном итоге поселив его в Боскасле , Корнуолл . Гарднер переименовал свою выставку в Музей магии и колдовства и продолжал ее вести до самой смерти. [116]

Он также приобрел квартиру на Холланд-Роуд, 145, недалеко от Шепердс-Буш в Западном Лондоне, но, тем не менее, зимой сбежал в более теплый климат, где его астма не будет так сильно затронута, например, проводя время во Франции, Италии и на Золотом Берегу. . [117] Со своей базы в Лондоне он часто посещал книжный магазин Атлантиды, встречая таким образом ряд других оккультистов, в том числе Остина Османа Спейра и Кеннета Гранта , а также продолжал общение с Карлом Гермером до 1956 года. [118]

В 1952 году Гарднер начал переписываться с молодой женщиной по имени Дорин Валиенте . В конце концов она попросила о посвящении в Ремесло, и хотя Гарднер поначалу колебался, он согласился, что они могут встретиться зимой в доме Эдит Вудфорд-Граймс. Валиенте хорошо ладила как с Гарднером, так и с Вудфорд-Граймсом, и, не имея возражений ни против ритуальной наготы, ни против бичевания (о чем она прочитала в экземпляре романа Гарднера « Помощь высшей магии» , который он ей дал), Гарднер инициировал ее в Викка в середине лета 1953 года.

Валиенте присоединился к Ковену Брикет Вуд. Вскоре она стала Верховной жрицей ковена и помогла Гарднеру пересмотреть его «Книгу теней» , пытаясь лишить Кроули большей части влияния. [119]

В 1954 году Гарднер опубликовала научно-популярную книгу « Колдовство сегодня» , содержащую предисловие Маргарет Мюррей , которая опубликовала свою дискредитированную теорию «колдовства» как сохранившейся языческой религии в своей книге 1921 года « Культ ведьм в Западной Европе» . В своей книге Гарднер не только поддержал теорию Мюррея, но и его теорию о том, что вера в фейри в Европе возникла из-за скрытной расы пигмеев, жившей рядом с другими общинами, и что рыцари-тамплиеры были посвященными в Ремесло. [120]

Параллельно с этой книгой Гарднер начал все больше добиваться известности, доходя до того, что приглашал прессу писать статьи о религии. Многие из них обернулись для культа весьма негативными последствиями; один заявил: «Поклонение ведьмам дьяволу в Лондоне!», а другой обвинил его в том, что он приукрашивает колдовство, заманивая людей в шабаши. Гарднер продолжал добиваться известности, несмотря на негативные статьи, которые публиковали многие таблоиды, и считал, что только благодаря огласке больше людей смогут заинтересоваться колдовством, тем самым предотвращая вымирание «старой религии», как он ее называл. [121]

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

официальная биография Гарднера под названием « Джеральд Гарднер: Ведьма В 1960 году была опубликована ». Он был написан его другом, суфийским мистиком Идрисом Шахом , но использовал имя одного из первосвященников Гарднера, Джека Л. Брейселина , потому что Шах опасался быть связанным с колдовством. [122] В мае того же года Гарднер отправился в Букингемский дворец , где устроил вечеринку в саду в знак признания его многолетней службы Империи на Дальнем Востоке. Вскоре после его поездки умерла жена Гарднера Донна, а сам Гарднер вновь стал сильно страдать от астмы .

В следующем году он вместе с Шахом и Лоис Борн отправился на остров Майорка, чтобы провести отпуск с поэтом Робертом Грейвсом , чья «Белая богиня» сыграет значительную роль в растущей викканской религии. В 1963 году Гарднер решил поехать в Ливан на зиму . Возвращаясь домой на корабле «Шотландский принц» у него случился смертельный сердечный приступ 12 февраля 1964 года, за завтраком . Он был похоронен в Тунисе , следующем порту захода корабля, и на его похоронах присутствовал только капитан корабля. [123] Ему было 79 лет.

Хотя в своем завещании он завещал музей, все свои артефакты и авторские права на свои книги одной из своих Верховных жриц Монике Уилсон , она и ее муж продали коллекцию артефактов американской организации Рипли «Хотите верьте, хотите нет!» организация несколько лет спустя. Рипли привез коллекцию в Америку, где она была выставлена ​​в двух музеях, а затем продана в 1980-х годах. Гарднер также оставил часть своего наследства Патриции Кроутер , Дорин Валиенте , Лоис Борн и Джеку Брейселину . [124] последний унаследовал нудистский клуб Fiveacres и стал полноправным первосвященником ковена Брикет Вуд.

Через несколько лет после смерти Гарднера верховная жрица виккан Элеонора Боун посетила Северную Африку и отправилась искать могилу Гарднера. Она обнаружила, что кладбище, на котором он был похоронен, подлежит реконструкции, и собрала достаточно денег, чтобы перевезти его тело на другое кладбище в Тунисе . [125] где он находится в настоящее время. В 2007 году к его могиле была прикреплена новая мемориальная доска, на которой он описывался как «Отец современной Викки. Возлюбленный Великой Богини». [126]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Гарднер женился только один раз, на Донне, и некоторые из тех, кто его знал, утверждали, что он был ей предан. Действительно, после ее смерти в 1960 году он снова начал страдать серьезными астмы приступами . Несмотря на это, поскольку многие члены ковена ночевали в его коттедже из-за того, что жили слишком далеко, чтобы безопасно добраться домой, он, как известно, после ритуалов прижимался к своей молодой Верховной Жрице Дайонис . [127] Автор Филип Хезелтон , который в значительной степени исследовал происхождение Викки, пришел к выводу, что Гарднер имела давний роман с Дафо , теория, развитая Адрианом Боттом. [128]

Те, кто знал его в викканском движении, вспоминали, что он твердо верил в терапевтическую пользу солнечных ванн. [129] [ нужна страница ] На его теле также было несколько татуировок с изображением магических символов, таких как змея, дракон, якорь и кинжал. [130] В более поздней жизни он носил «тяжелый бронзовый браслет... обозначающий три степени... колдовства». [131] а также «большое серебряное кольцо с... знаками на нем, которые... представляли его ведьминское имя «Скир» буквами магического фиванского алфавита ». [131]

По словам члена клана Брикет Вуд Фредерика Ламонда , Гарднер также зачесывал свою бороду в узкую заколку , а волосы в два рога, похожие на пики, что придавало ему «несколько демонический вид». [132] Ламонд считал, что Гарднеру «на удивление не хватает харизмы» для человека, находящегося в авангарде религиозного движения. [132]

Гарднер был сторонником правоцентристской Консервативной партии и в течение нескольких лет был членом Консервативной ассоциации Хайклиффа, а также заядлым читателем проконсервативной газеты The Daily Telegraph . [133]

Яростная гомофобия

[ редактировать ]

Лоис Борн, одна из Верховных жриц ковена Брикет Вуд, обвинила Гарднера в гомофобии:

Джеральд был гомофобом. Он питал глубокую ненависть и отвращение к гомосексуализму, который считал отвратительным извращением и вопиющим нарушением естественного закона... «Ведьм-гомосексуалистов не бывает, и невозможно быть гомосексуалистом и ведьмой», - чуть не кричал Джеральд. . Никто с ним не спорил. [134]

Ложные образовательные утверждения

[ редактировать ]

В интервью 1951 года журналисту газеты Sunday Pictorial Гарднер сказал, что он был доктором философии из Сингапура , а также имел докторскую степень по литературе из Тулузы . [115] Более позднее расследование Дорин Валиенте показало, что эти утверждения были ложными. Сингапурского университета в то время не существовало, а в Тулузском университете не было записей о получении им докторской степени. Валиенте предполагает, что эти претензии могли быть формой компенсации за отсутствие у него формального образования. [135]

Взаимодействие со СМИ

[ редактировать ]

Валиенте далее критикует Гарднера за его стремление к публичности – или, по крайней мере, за его неосмотрительность. После серии разоблачений в таблоидах [136] некоторые члены его ковена предложили некоторые правила, ограничивающие то, что члены Ремесла должны говорить нечленам. Валиенте сообщает, что Гарднер ответил набором викканских законов собственных , которые, как он утверждал, были оригинальными, но другие подозревали, что он их придумал на месте. Это привело к расколу в клане, и Валиенте и другие ушли. [137]

Наследие

[ редактировать ]

Комментируя Гарднера, исследователь язычества Итан Дойл Уайт заметил: «В эзотерической истории мало фигур, которые могут соперничать с ним за его доминирующее место в пантеоне языческих пионеров». [138]

В 2012 году Филип Хеселтон опубликовал двухтомную биографию Гарднера под названием « Отец-ведьма» . Биография была рассмотрена ученым-язычеником Итаном Дойлом Уайтом в журнале The Pomegranate , где он отметил, что она «более исчерпывающая и содержит больше деталей», чем предыдущие тома Хезелтона, и «превосходна во многих отношениях». [139]

Библиография

[ редактировать ]
  • Гарднер, Джеральд (1933). «Заметки о некоторых древних золотых монетах из реки Джохор». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . XI (II): 171–176.
  • ——— (1936). Керис и другое малайское оружие . Сингапур: Прогрессивный.
  • ——— (1937). «Древние бусины из реки Джохор как свидетельство ранней морской связи между Малайей и Римской империей» . Журнал Королевского азиатского общества . 69 (3): 467–470. дои : 10.1017/S0035869X00085993 . S2CID   162991919 .
  • ——— (1939). Прибытие богини (художественный). Лондон: Артур Х. Стоквелл.
  • ——— (2010) [1949]. Помощь высшей магии (художественная литература). Ауриния. ISBN  978-0-9566182-0-7 .
  • ——— (1954). Колдовство сегодня . Лондон: Райдер.
  • ——— (1957). История знаменитой мельницы ведьм в Каслтауне, остров Мэн (путеводитель). Танбридж Уэллс.
  • ——— (1959). Смысл колдовства . Лондон: Водолей.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лианом назывался человек, который был отдан в ученики опытному менеджеру, чтобы научиться делу посадки чая. [22]
  1. ^ Хеселтон 2012a , стр. 6–9.
  2. ^ Хеселтон 2012a , стр. 11–18.
  3. ^ Хеселтон 2012a , стр. 18–19, 23.
  4. ^ Брейселин 1960 , с. 13; Хеселтон 2012а , с. 28.
  5. ^ Хеселтон 2012a , с. 29.
  6. ^ Брейселин 1960 , с. 13; Хеселтон 2012а , с. 29.
  7. ^ Брейселин 1960 , с. 14; Хеселтон 2012а , стр. 29–31.
  8. ^ Брейселин 1960 , с. 14; Хеселтон 2012а , с. 32.
  9. ^ Хеселтон 2012a , стр. 32–33.
  10. ^ Брейселин 1960 , с. 15; Хеселтон 2012а , стр. 33–34.
  11. ^ Брейселин 1960 , с. 17; Хеселтон 2012а , стр. 35–36.
  12. ^ Брейселин 1960 , с. 18; Хеселтон 2012а , с. 36.
  13. ^ Брейселин 1960 , с. 17; Хеселтон 2012а , стр. 34–35.
  14. ^ Хеселтон 2012a , с. 39.
  15. ^ Хеселтон 2012a , стр. 39–40.
  16. ^ Хеселтон 2012a , с. 31.
  17. ^ Брейселин 1960 , с. 19; Хеселтон 2012а , с. 40.
  18. ^ Брейселин 1960 , стр. 19–20; Хеселтон 2012а , стр. 40–41.
  19. ^ Брейселин 1960 , с. 20; Хеселтон 2012а , стр. 43–44.
  20. ^ Брейселин 1960 , стр. 22–23; Хеселтон 2012а , стр. 44, 46.
  21. ^ Хеселтон 2012a , стр. 47–48.
  22. ^ «Цейлонская чайная индустрия» . Ассоциация плантаторов Цейлона. Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 года . Проверено 4 ноября 2021 г.
  23. ^ Брейселин 1960 , с. 26; Хеселтон 2012а , стр. 48–49.
  24. ^ Брейселин 1960 , стр. 27, 30; Хеселтон 2012а , стр. 50–52.
  25. ^ Брейселин 1960 , стр. 28–29; Хеселтон 2012а , стр. 52–53.
  26. ^ Брейселин 1960 , с. 34; Хеселтон 2012а , стр. 55–56.
  27. ^ Хеселтон 2012a , стр. 57–59.
  28. ^ Брейселин 1960 , с. 121; Хеселтон 2012а , стр. 59–62.
  29. ^ Брейселин 1960 , с. 123; Хеселтон 2012а , стр. 62–66.
  30. ^ Хеселтон 2012a , стр. 3–4.
  31. ^ Брейселин 1960 , с. 35; Хеселтон 2012а , стр. 66–67.
  32. ^ Брейселин 1960 , с. 36; Хеселтон 2012а , стр. 67–68.
  33. ^ Брейселин 1960 , стр. 38–39; Хеселтон 2012а , стр. 70–71.
  34. ^ Брейселин 1960 , с. 43; Хеселтон 2012а , с. 71.
  35. ^ Брейселин 1960 , с. 44; Хеселтон 2012а , стр. 72–73.
  36. ^ Хеселтон 2012a , с. 72.
  37. ^ Брейселин 1960 , стр. 45–48; Хеселтон 2012а , стр. 74–76.
  38. ^ Брейселин 1960 , с. 51; Хеселтон 2012а , стр. 76–77.
  39. ^ Брейселин 1960 , стр. 56, 60–61; Хеселтон 2012а , с. 81.
  40. ^ Хеселтон 2012a , с. 85.
  41. ^ Брейселин 1960 , стр. 57–60; Хеселтон 2012а , стр. 82–83.
  42. ^ Хеселтон 2012a , стр. 83–84, 91–95.
  43. ^ Брейселин 1960 , стр. 63–64; Хеселтон 2012а , стр. 85–86.
  44. ^ Брейселин 1960 , с. 123; Хеселтон 2012а , стр. 86–87.
  45. ^ Брейселин 1960 , стр. 123–124; Хеселтон 2012а , стр. 87–89.
  46. ^ Хеселтон 2012a , с. 95.
  47. ^ Хеселтон 2012a , стр. 95–96.
  48. ^ Брейселин 1960 , стр. 64–65; Хеселтон 2012а , с. 96.
  49. ^ Брейселин 1960 , стр. 65–66; Хеселтон 2012а , стр. 96–98.
  50. ^ Брейселин 1960 , стр. 66–74; Хеселтон 2012а , стр. 99–102.
  51. ^ Брейселин 1960 , с. 125.
  52. ^ Брейселин 1960 , стр. 125–133; Хеселтон 2012а , стр. 104–109.
  53. ^ Брейселин 1960 , стр. 133–137; Хеселтон 2012а , стр. 109–114.
  54. ^ Хеселтон 2012a , с. 117.
  55. ^ Хеселтон 2012a , с. 122.
  56. ^ Брейселин 1960 , с. 59.
  57. ^ Брейселин 1960 , стр. 102–103; Хеселтон 2012а , стр. 118–121.
  58. ^ Брейселин 1960 , с. 104; Хеселтон 2012а , с. 119.
  59. ^ Брейселин 1960 , с. 106.
  60. ^ Гарднер 1937 ; Гарднер, 1933 год .
  61. ^ Брейселин 1960 , с. 74; Хеселтон 2012а , с. 123.
  62. ^ Хеселтон 2012a , с. 123.
  63. ^ Брейселин 1960 , стр. 137–138; Хеселтон 2012а , стр. 124–126.
  64. ^ Хеселтон 2012a , стр. 126–128.
  65. ^ Брейселин 1960 , с. 139; Хеселтон 2012а , стр. 126, 128.
  66. ^ Хеселтон 2012a , с. 130.
  67. ^ Хеселтон 2012a , стр. 130–132.
  68. ^ Гарднер 1936 ; Хеселтон 2012a , стр. 133–141.
  69. ^ Хеселтон 2012a , стр. 140–145.
  70. ^ Брейселин 1960 , с. 142; Хеселтон 2012а , с. 139.
  71. ^ Брейселин 1960 , с. 152; Хеселтон 2012а , с. 150.
  72. ^ Брейселин 1960 , с. 149; Хеселтон 2012а , стр. 149–151.
  73. ^ Брейселин 1960 , стр. 150–152; Хеселтон 2012а , стр. 150–151.
  74. ^ Хеселтон 2012a , стр. 152–154.
  75. ^ Хеселтон 2012a , стр. 156–157.
  76. ^ Хеселтон 2012a , стр. 158–159.
  77. ^ Хеселтон 2012a , с. 161.
  78. ^ Хеселтон 2012a , стр. 163–165.
  79. ^ Хеселтон 2012a , с. 166.
  80. ^ Хеселтон 2012a , с. 170.
  81. ^ Хеселтон 2012a , стр. 169–181.
  82. ^ Брейселин 1960 , с. 159; Хеселтон 2012а , с. 183.
  83. ^ Хеселтон 2012a , стр. 184–185, 188–189.
  84. ^ Хеселтон 2012a , стр. 186–187.
  85. ^ Брейселин 1960 , с. 162; Хеселтон 2012а , стр. 187–188, 195–196.
  86. ^ Хеселтон 2012a , стр. 196–198.
  87. ^ Брейселин 1960 , с. 163; Хеселтон 2012а , с. 198.
  88. ^ Брейселин 1960 , с. 164.
  89. ^ Хеселтон 2012a , стр. 192–194, 333–336.
  90. ^ Хеселтон 2012b , стр. 296–297.
  91. ^ Хеселтон 2012a , с. 229.
  92. ^ Хеселтон 2012a , стр. 229–234.
  93. ^ Брейселин 1960 , стр. 161–167; Хеселтон 2012а , с. 235.
  94. ^ Перейти обратно: а б Хеселтон 2012а , с. 198.
  95. ^ Брейселин 1960 , с. 165.
  96. ^ Хеселтон 2012a , стр. 199–200, 205.
  97. ^ Хеселтон 2012a , стр. 207–215.
  98. ^ Хеселтон 2012a , стр. 225–228.
  99. ^ Брейселин 1960 , с. 167; Хеселтон 2012а , стр. 237–251.
  100. ^ Хеселтон 2012b , стр. 293–294.
  101. ^ Хеселтон 2012b , стр. 295–296.
  102. ^ Хеселтон 2012b , с. 298.
  103. ^ Хеселтон 2012b , стр. 299–309.
  104. ^ Валиенте 2007 , с. 56; Хеселтон 2012b , стр. 315–324.
  105. ^ Хеселтон 2012b , стр. 327–332.
  106. ^ Хеселтон 2012b , стр. 332–338.
  107. ^ Хеселтон 2012b , с. 339.
  108. ^ Брейселин 1960 , с. 171; Валиенте 2007 , с. 57; Хеселтон 2012b , стр. 341–362.
  109. ^ Хеселтон 2012b , стр. 363–366.
  110. ^ Хеселтон 2012b , стр. 366–371.
  111. ^ Хеселтон 2012b , стр. 373–374, 377–399.
  112. ^ Хеселтон 2012b , стр. 375–377.
  113. ^ Хеселтон 2012b , стр. 403–409.
  114. ^ Хеселтон 2012b , стр. 410–442.
  115. ^ Перейти обратно: а б Эндрюс, Аллен (29 июля 1951 г.). «Призыв ко всем ковенам» (PDF) . Воскресная иллюстрация .
  116. ^ Хеселтон 2012b , стр. 474–478, 480–483.
  117. ^ Хеселтон 2012b , стр. 450–455, 457, 470–473, 478–480.
  118. ^ Хеселтон 2012b , стр. 505–515.
  119. ^ Хеселтон 2012b , стр. 490–494.
  120. ^ Хеселтон 2012b , стр. 494–503.
  121. ^ Валиенте 2007 , с. 67; Хеселтон 2012b , стр. 517–520.
  122. ^ Ламонд 2004 , с. 19; Борн 1998 , с. 29.
  123. ^ «Главная ведьма Британии умирает в море» . Новости мира . 23 февраля 1964 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2018 года . Проверено 29 ноября 2008 г.
  124. ^ Хефнер, Алан Г. (30 сентября 2020 г.). «Гарднер, Джеральд Б. (1884–1964)» . TheMystica.com . Другими бенефициарами его поместья были Патрисия К. Кроутер и Джек Л. Брейселин, написавшие авторитетную биографию Гарднера « Джеральд Гарднер: Ведьма» (1960).
  125. ^ Храбрый 2007 , с. 44.
  126. ^ «Фотография могилы Гарднера» . TheWica.co.uk .
  127. ^ Ламонд 2004 , с. 11.
  128. ^ Хеселтон 2003 , с. 26.
  129. ^ Храбрый 2007 .
  130. ^ Филд, Арнольд (5 августа 1954 г.). «Да, я ведьма» . Ежедневная отправка . Лондон. Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 года . Проверено 6 января 2009 г.
  131. ^ Перейти обратно: а б Храбрый 2007 , с. 38.
  132. ^ Перейти обратно: а б Ламонд 2004 , с. 9.
  133. ^ Хеселтон 2012a , с. 230.
  134. ^ Борн, Лоис (2006). Танцы с Уитс . Лондон: Роберт Хейл. п. 38. ISBN  0-7090-8074-3 .
  135. ^ Храбрый 2007 , стр. 41–42.
  136. ^ Хокинс, Питер (12 июня 1955 г.). «Нет колдовства — это весело» . Воскресная иллюстрация . п. 7. Архивировано из оригинала 2 декабря 2011 года . Проверено 23 января 2012 г.
  137. ^ Храбрый 2007 , стр. 69–72.
  138. ^ Дойл Уайт 2012 , с. 171.
  139. ^ Дойл Уайт 2012 , с. 172.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 266239897e0ba141915bb2bc6b96e453__1722450780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/53/266239897e0ba141915bb2bc6b96e453.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gerald Gardner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)