Джеймс Мюррелл
Джеймс Мюррелл | |
---|---|
Рожденный | в. 1785 г. Рочфорд , Эссекс, Англия |
Умер | 16 декабря 1860 г. Хэдли, Эссекс , Англия | ( 1860-12-16 )
Род занятий | Хитрый человек, сапожник |
Супруг | Элизабет Баттон (м. 1812–1839) |
Дети | Всего семнадцать. |
Родители) | Эдвард Мюррелл, Ханна Мюррелл |
Джеймс Мюррелл (ок. 1785 — 16 декабря 1860), также известный как Хитрый Мюррелл , был английским хитрецом , или профессиональным народным фокусником, который провел большую часть своей жизни в городке Хэдли в восточно-английском графстве Эссекс . Сообщается, что в этом качестве он использовал магические средства для лечения людей и животных, изгнания злых духов, борьбы с ведьмами и возвращения потерянного или украденного имущества его владельцу.
Мюррелл родился в Рочфорде , Эссекс, вырос в этом районе, а затем переехал в Саутуарк в Лондоне, где он женился в 1812 году. У него было семнадцать детей от его жены, а позже семья вернулась в Эссекс, поселившись в Хэдли, где Мюррелл работать сапожником. В какой-то момент он также начал работать хитрецом, получив известность своими работами на этом поприще по обе стороны устья Темзы . Называя себя «Хозяином Дьявола», он создавал вокруг себя атмосферу таинственности, а также экспериментировал с созданием железных колдовских бутылок . Его магическая деятельность неоднократно привлекала внимание местной прессы. Хотя многие жители ценили его услуги и считали его хорошим и доброжелательным человеком, его деятельность вызывала противоречия и вызывала разногласия. Многие образованные деятели критиковали то, что они считали его ролью в поощрении суеверий среди местного населения; в свидетельстве о смерти записана его профессия «шарлатан -врач ».
Слава Мюррелла значительно возросла после его смерти, когда он стал героем, хотя и в сильно вымышленной форме, романа Артура Моррисона 1900 года . Моррисон также подготовил более объективное исследование хитрого человека, опубликованное в журнале The Strand . В 1950-х годах фольклорист Эрик Мэйпл провел дальнейшее исследование Мюррелла и обнаружил, что в районе Хэдли его все еще окружает много местного фольклора, включая утверждения о том, что он обладал способностью летать и мгновенно переносить себя на огромные расстояния. Мюррелл продолжал привлекать внимание историков и фольклористов, изучающих английскую народную магию, и на него ссылаются в работах такие ученые, как Рональд Хаттон , Оуэн Дэвис и Ральф Меррифилд .
Жизнь и семья
[ редактировать ]Джеймс Мюррелл, вероятно, родился в Рочфорде , Эссекс, в 1785 году. [1] а затем крестился 9 октября 1785 года в церкви Святой Марии Богородицы в Хокуэлле , Эссекс. [2] Его родителей звали Эдвард Мюррелл и Ханна Мюррелл, урожденная Докрелл. [2] Согласно расследованиям журналиста Артура Моррисона , Мюррелл был седьмым сыном седьмого сына . [3] После окончания школы Мюррелл поступил на стажировку к геодезисту Г. Эмансу, работавшему из Бёрнема , города, в который переехал брат Мюррелла Эдвард. [4] Есть свидетельства того, что Мюррелл впоследствии переехал в Лондон, где работал перегонщиком в аптеке в 1800-х или начале 1810-х годов. [4]

12 августа 1812 года Мюррелл женился на Элизабет Фрэнсис Баттон в церкви Св. Олава в Бермондси в Саутварке . Баттон также был родом из Эссекса и крестился в Хэдли 5 декабря 1790 года. [2] Между 1814 и 1834 годами существуют записи о крещении и захоронении пары, у которой было семнадцать детей, многие из которых не дожили до младенчества. [2]
26 декабря 1820 года Мюррелл вернулся в Эссекс, чтобы присутствовать на свадьбе своей сестры Ханны в церкви Святой Марии Девы Хоуквелла. Затем она и ее новый муж Дэниел Уитвелл переехали в соседний Каньюдон , и после этого Мюррелл регулярно навещал их там. [2] К началу 1840-х годов одна из дочерей Мюррелла, Луиза, переехала к бездетным Дэниелу и Ханне. [2]
Элизабет Мюррелл умерла в Хэдли 16 апреля 1839 года в возрасте сорока девяти лет. Причиной смерти было названо «воспаление грудной клетки», а ее тело было похоронено 21 апреля в церкви Св. Иакова Меньшего в Хэдли. [2] В национальной переписи населения 1841 года Мюррелл был зарегистрирован как сапожник, живший в Хэдли с четырьмя своими детьми (Элизой, Матильдой, Эдвардом и Элеонорой). [2] Однако в свадебных документах Элизы за июнь 1844 года Мюррелл был указан как чернорабочий, а в брачных документах Матильды за октябрь 1844 года он был указан как врач-травник. [2] К национальной переписи 1851 года он снова указал свою профессию как сапожника и записал, что жил в Хэдли со своими детьми Эдвардом, Элеонорой и Луизой, а также со своим внуком Уильямом Спендлом. [2]
Никаких изображений Мюррелла не сохранилось. [5] В отчетах он описывается как невысокий человек, который ходил, заложив руки за спину, и напевал на ходу. [5] Он также был известен тем, что носил каску, фрак с короткой стрижкой и железные очки, а также носил с собой зонтик из китового уса и корзину, в которую складывал собранные им травы. [6] Сообщается, что его внешний вид напугал местных детей, которых он, тем не менее, любил. [5]
Хитрая карьера
[ редактировать ]
На юго-востоке Эссекса Мюррел был известен как «Хозяин дьявола». [9] титул, который он сам использовал в качестве самоописания. [10] Он культивировал в себе атмосферу загадочности, держась в стороне от более широкой общественной жизни, редко разговаривая и путешествуя в основном по ночам. [11] Его дом был известен среди местных жителей как «место, которого следует избегать», и, как сообщается, те, кто его посещал, часто ждали некоторое время снаружи, набираясь смелости, чтобы войти. [11] В коттедже с потолка Мюррела свисали сушеные травы. [12] Сообщается, что в число его устройств входили кристалл, зеркало и чаша с водой. [11] Другими предметами, которые Мюррелл использовал в своей магической практике, были медный амулет, с помощью которого он якобы мог определить, лжет человек или нет, и «хитрый» телескоп, который предположительно позволял ему «видеть сквозь кирпичные стены». [11] Последнее устройство было осмотрено знакомым Мюррела, который счел его «неуклюже самодельным набором кусочков зеркала, которые когда-то могли быть куплены в магазине игрушек». [13] У Мюррелла была библиотека книг, включая работы по астрологии и астрономии, колдовству и медицинским текстам. [14] Он также написал ряд личных записных книжек, содержащих информацию на подобные темы, последняя из которых сохранилась как минимум до 1950-х годов. [15]
Мюррелл утверждал, что он мог изгонять злых духов, уничтожать ведьм и возвращать утраченное или украденное имущество его владельцу, а также оказывать услуги астролога, травника и целителя животных. [16] Он брал полпенни за лечение бородавок и два шиллинга и шесть пенсов за снятие ведьминых чар. [17] Считалось, что он лечил больных животных, проводя руками по пораженному участку, бормоча молитву, а затем вешая амулет им на шею, и его просили использовать эти способности на фермах в Эссексе, Саффолке и северном Кенте. [9] При жизни Мюррелл был известен по обе стороны устья Темзы , хотя, судя по всему, не дальше этого. [18] Однако он получал почтовую корреспонденцию из разных мест, в том числе от девушек из Эссекса, которые работали горничными в Лондоне. [11]
Мюррелл использовал колдовские бутылки как часть своей магической практики, а в 1950-х годах фольклорист Эрик Мейпл столкнулся с утверждениями, что Мюррелл мог вызвать с их помощью любого, кого пожелал, включая людей, уехавших за границу. [19] Мюррелл экспериментировал с использованием ведьминой бутылки, сделанной из железа; у него было два таких устройства, созданных местным кузнецом Стивеном Чоппеном, и он припаял пробку у рта перед тем, как бутылку поместить в огонь, как часть заклинания против колдовства. Идея заключалась в том, что сама бутылка не взорвется при нагревании и, таким образом, ее можно будет использовать повторно в других случаях. [20] Согласно фольклору, собранному Мэйпл, попытки кузнеца, поначалу безуспешные, увенчались успехом только после того, как Мюррелл произнес заклинание. [21]

Согласно исследованию Мэйпла, различные отчеты об астрологической деятельности Мюррелла продолжали распространяться в обществе после смерти последнего. Один считал, что он мог предсказать смерть человека «с точностью до дня и часа», другой утверждал, что он также предсказал время своей собственной смерти с точностью до минуты. [9] Утверждалось, что однажды его попросили предоставить гороскоп новорожденного ребенка, но он отказался, заявив, что «получите от ребенка максимум пользы, он вам не продлится долго», после чего ребенок вскоре умер. а когда старушка попросила его предсказать ей будущее, он отказался сделать это более чем на девять лет вперед, а она умерла на восьмом. [9]
Моррисон обнаружил, что местные жители, с которыми он разговаривал - многие из которых помнили Мюррелла несколько десятилетий назад, - считали хитрого человека «белым и законным волшебником, который изо всех сил боролся с силами тьмы»; они добавили, что «не грех использовать искусство такого человека, как он». [7] Напротив, Мейпл отметил, что его исследование показало, что отношение к Мюрреллу в местном сообществе различается. [22] Хотя многие люди, особенно среди бедных, считали его ценным членом общества, другие, особенно представители более богатых слоев общества, считали его «опасным шарлатаном и распространителем суеверной чепухи». [22] Мэйпл нашел одну женщину, миссис Петчи, которая описала его как «контрабандиста и плохого человека. Он делал вещи, которые сегодня недопустимы – я имею в виду колдовство. Дьявол, не так ли? Его посадили за колдовство». [22] Напротив, Мейпл отметила, что миссис Мюррелл, которая была потомком Джеймса, описала хитрого человека как «хорошего человека и регулярного прихожанина церкви». [23] Согласно фольклору, полученному Мэйпл, Мюррелл часто вступал в дебаты о христианском богословии с местным пастором, преподобным Томасом Эспином, который был профессором пастырского богословия в Королевском колледже в Бирмингеме , и что Эспин выразил мнение, что Мюррелл «знает его Библия лучше, чем я... Он либо очень хороший человек, либо очень плохой, и я не могу решить, какой именно». [22]
Задокументированные случаи
[ редактировать ]«Молодая женщина нашла старую цыганку, прятавшуюся в сарае, и приказала ей уйти. Она была ведьмой и прокляла девушку, которая вскоре начала кричать, как кошка, и лаять, как собака. Мюррелла вызвали. поджег бутылку с волосами и обрезками ногтей жертвы. Он велел всем сохранять полную тишину, пока они ждут прибытия ведьмы. Вскоре в дверь постучали, и женский голос умолял его прекратить «испытание». была найдена сгоревшая старуха , поскольку огонь причинял ей агонию. Бутылка лопнула. На следующее утро возле «Герба лесорубов» в трех милях от дома .
- Отчет, записанный Мэйпл от миссис Уотсон, чья бабушка была соседкой Мюррелла. [19]
Сохранилось несколько сообщений о деятельности Мюррелла либо потому, что о них сообщалось в региональной прессе, либо потому, что они передавались в устной традиции. Один из примеров связан со слухом, распространившимся в соседнем Каньюдоне, в котором утверждалось, что две известные местные женщины были злобными ведьмами. Одним из этих людей была Мэри Энн Аткинсон, жена преподобного Уильяма Аткинсона, викария Каньюдона. Другой была Элиза Лодвик, вдова, которая взяла под свой контроль Ламбурн-холл площадью 500 акров после смерти своего мужа в 1826 году; в двух отдельных случаях рабочие были признаны виновными в краже у нее, а еще один случайно умер на ее территории. [2] Местные жители, обеспокоенные тем, что эти женщины были ведьмами, обратились к викарию со своими убеждениями, но он их отверг. Впоследствии они обратились к Мюрреллу с просьбой помочь разоблачить женщин как ведьм. Согласно заявлениям, сделанным в 1950-х годах тогдашним 94-летним местным жителем Артуром Даунсом, жители деревни Каньюдон считали, что Мюррелл мог заставить всех ведьм собраться и танцевать на кладбище против их воли, свистя. Однако викарий вмешался, и местные жители посчитали, что он делает это, чтобы защитить свою жену. Сам викарий умер в марте 1847 года. [24]
В апреле 1849 года газеты «Ипсвич Экспресс» и «Еженедельник Ллойда» сообщили о случае в деревне недалеко от Рэлея, когда у девочки случились припадки. Ее семья считала, что виновата ведьма, и Мюррелла вызвали, чтобы освободить ее от предполагаемого колдовства. Он поручил местному кузнецу создать железную бутылку для ведьм, в которую поместил обрезки ногтей на ногах и пряди волос, принадлежащие предполагаемой жертве. Затем бутылку ставили в очаг и нагревали до тех пор, пока она не взорвалась, что якобы положило конец махинациям ведьмы. [2]
«Суеверия, кажется, сейчас так же сильны, как и тогда, когда по земле ходили призраки, а ведьм сравнивали с церковной Библией. Мы, говорит корреспондент, совершенно равны людям в былые времена, потому что у нас есть свои маги, некроманты. и тому подобное, чтобы выявить скрытые вещи. В Хэдли живет старик по имени Мюррелс, своего рода шарлатан и травник, который уже много лет занимается магией, и в некоторых случаях успешно, и многие другие; имеют обыкновение обращаться к нему за советом и помощью [...] Конечно, маленький старик в бриджах, гетрах и старом пальто считается в округе более могущественным, чем целый отряд полицейских. "
- Челмсфордские хроники , 1857 г. [2]
В феврале 1857 года газета Chelmsford Chronicle сообщила, что 10 фунтов стерлингов серебром были украдены у Голдинга Спирмена, хранителя столовой форта Тилбери . Когда полиции не удалось установить личность преступника, Спирман обратился к Мюрреллу, который заявил, что наложит на вора заклятие, в результате которого деньги вернутся. Вскоре после этого солдат обнаружил украденные деньги и вернул их Спирмену, который приписал их возвращение Мюрреллу. [2]
В сентябре 1858 года семья Брейзеров обвинила миссис Моул, жену рабочего, жившего в Ист-Торпе, Эссекс, в околдовывании их дочери и домашнего скота. Надеясь снять колдовство, они обратились за помощью к местному хитрецу по имени Баррелл, который жил в соседнем Копфорде . Когда Баррелл не смог помочь, они начали консультироваться с Мюрреллом, пригласив его приехать в Ист-Торп, чтобы снять проклятие. [25] Запланированный визит Мюррелла вызвал большое ожидание в общине Ист-Торпа: местный настоятель попытался успокоить ситуацию, потребовав, чтобы приходской служащий перевез якобы околдованную девушку в дом профсоюза, где ее мог осмотреть приходской хирург. Тем не менее, офицер по делам бедных отказался подчиниться, заявив, что прибытие Мюррелла решит проблему. [26] Настаивая, ректор обратился к местному судье с просьбой обеспечить наличие полиции в деревне в день прибытия Мюррелла, чтобы гарантировать контроль над толпой. В тот же день собралась толпа из двухсот человек, которая направилась к дому миссис Моул с намерением вершить народное правосудие ; Обеспокоенный этим незаконным поведением, ректор стоял у ее двери и запретил толпе вход, прежде чем прибыла полиция и разогнала толпу. [27]
9 ноября 1858 года газета Bury and Norwich Post сообщила, что ранее в том же месяце у рабочего Ричарда Батчера, который жил в Стэнфорд-ле-Хоуп , были украдены жилет, шелковый носовой платок и 3 фунта стерлингов золотом . Мясник пошел к Мюрреллу и попросил его использовать свои навыки, чтобы найти и вернуть украденное имущество; когда Мюрреллу это не удалось, Бутчер обратился в полицию, чтобы задержать преступника. [2] Другие рассказы передавались из местных народных источников; Мейпл взяла интервью у восьмидесятишестилетней миссис Петчи, которая заявила: «Моя мать потеряла брошь, и Мюррелл рассказал ей, кто ее украл. Это была ее собственная невестка. Однако он ей не сказал». , если только она не пообещала никому не говорить. Через несколько дней брошь вернулась на прежнее место». [19]
Смерть
[ редактировать ]Местные записи показывают, что Мюррелл умер в Хэдли 16 декабря 1860 года. [28] В свидетельстве о смерти его профессия была указана как «Доктор-шарлатан», а причина смерти была названа «естественными причинами». [28] 23 декабря его тело было похоронено на восточной стороне кладбища церкви Святого Иакова Меньшего , недалеко от того места, где были похоронены многие из его умерших детей. [29] Он не был отмечен каким-либо надгробием. [30]
Его сын позже рассказал Моррисону, что хитрец сообщил его собственной дочери точное время и дату своей смерти до того, как это действительно произошло. [30] Другая история сообщает, что Мюррелл лег на смертное ложе, зная о своей приближающейся кончине, и сообщил своей дочери, чтобы она отвергла священника: «Ибо я, как известно, повелитель дьявола. сейчас [так в оригинале]». [31] Напротив, Мейпл записал историю о том, как в последние часы жизни Мюррелла посетил местный священник; Мюррелл был разочарован попытками последнего дать религиозное утешение и в конце концов напугал его, выкрикнув: «Я повелитель дьявола». [32]
Распространилась альтернативная история о том, что Мюррелл был убит ведьминой бутылкой, которую подбросил в огонь обиженный местный житель, который считал, что Мюррелл околдовал своего осла и тем самым стал причиной его смерти. [33] Археолог Ральф Меррифилд пришел к выводу, что эта история «вероятно, полностью апокрифична». [34] Другая история, рассказанная Чоппеном, заключалась в том, что сын Мюррелла Эдвард – или «Бак», как его прозвали – взял последнюю колдовскую бутылку хитрого человека. Поместив бутылку в огонь своего дома, она взорвалась и разрушила стену коттеджа Бака. [35]
Мюррелл не оставил завещания. [5] Его сын Эдвард позже утверждал, что домовладелец Мюррелла вскоре закопал деревянный сундук с бумагами старика в саду коттеджа, посчитав их связь с магией опасной. Эдвард утверждал, что впоследствии он снова выкопал сундук. [36] С личными вещами Мюррелла обращались как с сувенирами, а с некоторыми обращались так, как будто они сохраняли магические и сверхъестественные ассоциации в течение многих лет после его смерти. [5] «Хитрый» телескоп Мюррелла был продан его сыном за полгинеи; Покупатель якобы был найден мертвым вскоре после этого с полгинейи, застрявшей в его горле, в результате чего появились утверждения, что сам телескоп приносил неудачу любому, кто им владел. [37] В 1960 году Мэйпл отметил, что зонтик Мюррелла из китового уса до недавнего времени принадлежал местному гробовщику, а также отметил, что резной сундук Мюррелла находился во владении женщины, которая жила в Саутенд-он-Си . [5]
Наследие
[ редактировать ]В конечном итоге Мейпл описал Мюррелла как «величайшего и, безусловно, самого влиятельного из всех хитрых людей болот Эссекса». [38] а в другом месте он назвал его «возможно, последним из великих хитрецов», [39] отметив, что после его смерти Мюррелл «стал частью великого наследия английской мифологии ведьм». [40] Изучив наследие хитрого человека в конце 1950-х годов, Мейпл полагал, что Мюрреллу «преуспело превратить старый страх перед колдовством в нечто вроде мании» среди местного сообщества, и что «при этом он невольно сохранил старые традиции и народные сказки для поколение за пределами их обычного срока, и в этом отношении фольклористы в его долгу». [9] Историк Рональд Хаттон охарактеризовал Мюррелла как «самого знаменитого хитрого человека во всей южной Англии девятнадцатого века». [41]
Местный фольклор
[ редактировать ]Мюррелл продолжал оставаться предметом местных дискуссий после его смерти. [40] Мейпл считал, что наследие, созданное в этих сообществах, представляет собой комбинацию фактов и мифов, причем «Мюррелл-человек» был вытеснен «Мюрреллом-мифом», вокруг которого накопилось «огромное богатство знаний». [42] Мэйпл отметила, что многие атрибуты ведьм в британском фольклоре стали ассоциироваться с хитрым человеком. [43] Например, он подчеркнул существование местных историй, в которых Мюрреллу приписывалась способность летать, и что однажды его видели летающим над рекой Крауч на метле. [44] Другая история гласила, что Мюррелл разговаривал с группой стариков на острове Канви, а затем внезапно исчез и снова появился в своей деревне, которая находилась в нескольких милях отсюда. [45]
Один мальчик сообщил, что видел призрак в какой-то момент после смерти Мюррела, собирающего травы; он передал эту историю своей дочери, которая рассказала ее Мэйпл. [5] У Хэдли также были другие традиции знаний о призраках, окружающие фигуры, известные как Белая Леди и Черный Человек, причем последний был принцем, а первый - женщиной, которая якобы приглашала прохожих присоединиться к ней в вальсе через руины замка Хэдли . [46]
В статье 2014 года, опубликованной в британском оккультном журнале The Cauldron , Ричард Уорд предположил, что народные истории, окружающие Мюррелла, позже были перенесены на другого местного деятеля, Джорджа Пикингилла из Каньюдона, который также стал считаться хитрым человеком в местном фольклоре. 1950-е годы. [47] Он, в частности, отметил, что Пикингиллу была приписана способность приказывать ведьмам Каньюдона проявить себя - черта, которую Даунс ранее приписывал Мюрреллу. [48] Хаттон принял это как возможность, но посетовал, что это утверждение, похоже, «не имеет убедительных доказательств». [49]
В 2011 году Роберт Холлман, местный житель Хэдли, предложил сообществу каким-то образом увековечить память Мюррелла, назвав в его честь местную улицу или установив статую в центре города. [50]
Расследования
[ редактировать ]Через три десятилетия после смерти Мюррелла, в конце 19 века, Моррисон посетил Хэдли на отдыхе, выразив мнение, что этот район «все еще находится в восемнадцатом веке в отношении внешнего вида, костюмов, привычек и образа мыслей». [3] Он узнал о Мюррелле и решил «написать о нем рассказ», полагая, что «некоторым может быть трудно поверить, что такой человек, практикующий такие искусства и обладающий таким влиянием, мог жить совсем недавно на таком коротком расстоянии от Лондон». [3] Владелец местного паба Castle Inn показал Моррисону дом, в котором когда-то жил Мюррелл. [7] и журналисту также удалось встретиться с Чоппеном, кузнецом, который делал ведьмины бутылки Мюррелла. Моррисон обнаружил, что Чоппен жил в небольшом доме на окраине Хэдли; мастер сообщил, что, хотя у него не осталось ни одной бутылки, у него были очки Мюррелла. [51] Впоследствии Моррисон встретился с сыном Мюррелла Эдвардом – «невысоким, крепким стариком с копной распущенных седых волос», – который тогда жил в Тандерсли . [52] Впоследствии Моррисон написал «Хитрый Мюррелл» , вымышленный рассказ о жизни Мюррелла, а также более объективный отчет, последний для The Strand . журнала [53] Именно роман Моррисона превратил Мюррелла в национальную фигуру и «возвысил имя старого эссекского волшебника над всеми другими представителями его ремесла». [18]
На рубеже веков , между 19 и 20 веками, преподобный Кинг, антиквар, работавший викарием Ли , начал изучать жизнь Мюррелла, полагая, что она имела какое-то значение, но так и не завершил свое исследование. [23]
Переписка и документы Мюррелла, которые тогда хранились в деревянном сундуке, принадлежавшем его сыну, были изучены Моррисоном в ходе его исследования. [54] Моррисон обнаружил, что Мюррелл владел рукописью гримуара «Ключ Соломона» , на котором он основывал свою магическую практику. [55] Эти тексты сохранились до 1956 года, после чего были сожжены кем-то, кто не считал их имеющими какое-либо значение. [56] Многие из рукописных книг Мюррелла также были утеряны, хотя его альбом с астрологическими данными сохранялся, по крайней мере, до конца 1950-х годов, когда он оказался в коллекции местного жителя, у которого также была железная трубка церковного старосты Мюррелла. [11]
Мэйпл опубликовал в 1960 году статью о Мюррелле в Фольклорного общества « журнале Фольклор» , которая была основана как на более ранних текстовых источниках, так и на устных традициях, которые он получил от пожилых жителей района. [9] Среди них был один из его потомков, миссис Мюррелл из Вестклифф-он-Си . [23] Обеспокоенная неоднозначным приемом, оказанным Мюрреллу, она выразила мнение, что он хороший человек. [23] Она также отметила, что способность Мюррелла управлять механическими объектами осталась в семье, охарактеризовав их как «естественную механику». [57]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Клен 1960 , с. 37; Уолворт 2014 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уолворт 2014 .
- ^ Jump up to: а б с Моррисон 1900 , с. 433.
- ^ Jump up to: а б Моррисон 1900 , с. 441; Клен 1960 , с. 37; Уолворт 2014 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клен 1960 , с. 42.
- ^ Анон 1960 , с. 12; Клен 1960 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Моррисон 1900 , с. 434.
- ^ Клен 1965b , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Клен 1960 , с. 38.
- ^ Моррисон 1900 , с. 433; Клен 1960 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Клен 1960 , с. 40.
- ^ Моррисон 1900 , с. 434; Клен 1960 , с. 38.
- ^ Моррисон 1900 , с. 437.
- ^ Хаттон 1999 , с. 91; Дэвис 2003 , с. 133.
- ^ Клен 1960 , с. 40; Хаттон 1999 , с. 92.
- ^ Моррисон 1900 , с. 433; Клен 1960 , с. 38.
- ^ Клен 1960 , стр. 38, 39; Хаттон 1999 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Хаттон 1999 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с Клен 1960 , с. 39.
- ^ Моррисон 1900 , с. 434; Меррифилд 1987 , стр. 178–179; Дэвис 1999 , с. 218; Хаттон 1999 , с. 96.
- ^ Клен 1960 , с. 38; Клен 1965б , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д Клен 1960 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д Клен 1965а , с. 216.
- ^ Анон 1959 , с. 10; Уолворт 2014 .
- ^ Дэвис 1999 , с. 114.
- ^ Дэвис 1999 , стр. 114–115.
- ^ Дэвис 1999 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Клен 1960 , с. 41; Уолворт 2014 .
- ^ Моррисон 1900 , с. 442; Клен 1960 , с. 41; Уолворт 2014 .
- ^ Jump up to: а б Моррисон 1900 , с. 442.
- ^ Анон 1960 , с. 12; Меррифилд 1987 , с. 179.
- ^ Клен 1965b , с. 180.
- ^ Адсхед 1953–1954 , стр. 46–47; Меррифилд 1987 , с. 179.
- ^ Меррифилд 1987 , с. 179.
- ^ Моррисон 1900 , стр. 435–436; Клен 1960 , с. 42.
- ^ Моррисон 1900 , с. 437; Клен 1965б , с. 181.
- ^ Моррисон 1900 , с. 437; Клен 1960 , с. 42.
- ^ Клен 1965a , с. 224.
- ^ Клен 1965b , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Клен 1965б , с. 181.
- ^ Хаттон 1999 , с. 87.
- ^ Maple 1965b , стр. 174–175.
- ^ Клен 1965b , с. 179.
- ^ Клен 1960 , с. 39; Клен 1965б , с. 179.
- ^ Maple 1960 , стр. 39–40; Клен 1965б , с. 179.
- ^ Клен 1965a , с. 217.
- ^ Уорд 2014 , с. 22.
- ^ Уорд 2014 , с. 17.
- ^ Хаттон 2014 , с. 6.
- ^ Холлман 2011 .
- ^ Моррисон 1900 , с. 435.
- ^ Моррисон 1900 , стр. 436–437.
- ^ Хаттон 1999 , с. 93; Дэвис 2003 , с. 57.
- ^ Моррисон 1900 , с. 438.
- ^ Клен 1960 , с. 439.
- ^ Клен 1960 , с. 40; Клен 1965б , с. 181.
- ^ Клен 1962 , с. 184; Клен 1965а , с. 216.
Библиография
[ редактировать ]- Анон (27 января 1959 г.). «Ведьмы над Краучом: Сотни на берегу реки, в которых происходили странные происшествия». Таймс . п. 10.
- Анон (15 декабря 1960 г.). «Смерть волшебника: Джеймс Мюррелл, последний из старых «хитростей» Эссекса». Таймс . п. 12.
- Адсхед, Гарольд (1953–1954). «Каневдон и его ведьмы». Деревенская местность Эссекса . 2 (6).
- Дэвис, Оуэн (1999). Колдовство, магия и культура: 1736–1951 гг . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719056567 .
- Дэвис, Оуэн (2003). Хитрый народ: популярная магия в английской истории . Лондон: Хэмблдон Континуум. ISBN 9781847250360 .
- Эллис, Уоррен (2015). Коварные планы: переговоры Уоррена Эллиса . Саутенд-он-Си: Вызов книг. ISBN 978-1311317315 .
- Холлман, Роберт (2011). «Белая ведьма Хэдли – каким мы должны его помнить?» . Архив сообщества Хэдли и Тандерсли . Архивировано из оригинала 31 января 2012 года.
- Хаттон, Рональд (1999). Триумф Луны: история современного языческого колдовства . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0192854490 .
- Хаттон, Рональд (2014). «Ответ на статью Пикингилла». Котел . 153 :6. ISSN 0964-5594 .
- Мэйпл, Эрик (1960). «Хитрый Мюррелл: исследование хитрого человека девятнадцатого века в Хэдли, Эссекс». Фольклор . 71 (1): 37–43. дои : 10.1080/0015587X.1960.9717211 . JSTOR 1258787 .
- Мэйпл, Эрик (1962). «Ведьмы Денги». Фольклор . 73 (3): 178–184. дои : 10.1080/0015587X.1962.9717336 . JSTOR 1258340 .
- Мэйпл, Эрик (1965a). «Колдовство и магия в Рочфордской сотне». Фольклор . 76 (3): 213–224. дои : 10.1080/0015587X.1965.9717010 . JSTOR 1258588 .
- Мэйпл, Эрик (1965b) [1962]. Темный мир ведьм . Лондон: Пан Книги.
- Меррифилд, Ральф (1987). Археология ритуалов и магии . Лондон: BT Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-4870-2 .
- Моррисон, Артур (1900). «Волшебник вчерашнего дня» . Журнал «Стрэнд» . 20 : 433–442.
- Уорд, Ричард (2014). «Последний из хитрых людей Эссекса». Котел . 152 : 17–22. ISSN 0964-5594 .
- Мейсон, CC (1928). Эссекс: его лес, народ и фольклор . Челмсфорд: JH Clarke & Co.
- Уолворт, Уильям (2014). «Джеймс Мюррелл (1785–1860)» . Deadfamilies.com . Архивировано из оригинала 20 января 2013 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Моррисон, Артур (1900). Хитрый Мюррел . Лондон: Метуэн и Ко.