Элспет Реоч

Элспет Реоч (умерла в Киркуолле в 1616 году) была предполагаемой шотландской ведьмой. Она родилась в Кейтнессе , но в детстве проводила время с родственниками на острове в Лочабере, прежде чем отправиться на материковую часть Оркнейских островов .
Введение в действие шотландского Закона о колдовстве 1563 года сделало колдовство преступлением , караемым смертной казнью в Шотландии.
Первые годы 17-го века были временем политических беспорядков на островах, поскольку передача власти между Патриком Стюартом, 2-м графом Оркнейских островов , и стойким епископальным епископом Джеймсом Лоу произошла . Придя к власти, епископ Лоу в 1614 году инициировал судебную реформу, которая, по мнению ученых, оказала значительное влияние на судебные процессы по делам о ведьмах на Оркнейских островах. Любые упоминания о фее в показаниях, данных следователям предполагаемыми ведьмами, обычно заменялись на «дьявол» или «демон» .
На суде в Киркуолле 12 марта 1616 года Реоч призналась в обвинениях в колдовстве и обмане островитян, притворившись немой . Утверждая, что она получила инструкции о том, как обрести магические способности, когда ей было двенадцать лет, когда она жила у тети в Лочабере, она утверждала, что обладает к ясновидению способностями . Она также заявляла, что может вызвать или вылечить болезнь, читая песнопения и срывая лепестки травы мелефур . Ее образ жизни был образом странницы или бродяги, которая использовала свою магию, чтобы прокормить себя.
Реох был признан виновным и казнен через удушение ; ее тело было сожжено в тот же день.
Фон
[ редактировать ]У жителей Оркнейских островов была давняя традиция веры в широко понимаемые формы колдовства, колдовства и сверхъестественных существ. [1] Магические силы считались частью общего образа жизни и не подвергались сомнению. [2] Охота на ведьм в Шотландии началась примерно в 1550 году; [2] Парламент Марии, королевы Шотландии, принял Закон о шотландском колдовстве в 1563 году. [3] применение смертной казни за колдовство . [4] Хотя Оркнейский архипелаг официально находился под норвежским законодательством до 1611 года, [5] он принадлежал Шотландии с 1468 года. [6] под властью шотландских графов. [7] Патрик Стюарт, 2-й граф Оркнейских островов , известный как Черный Пати, контролировал острова в 1594 году во время первых судебных процессов над ведьмами. [8] но первые годы 17 века были периодом политических потрясений. [9] Черный Пати был заключен в тюрьму и в конце концов казнен после того, как разгневал короля Джеймса , который назначил Джеймса Лоу , стойкого члена епископальной церкви, епископом Оркнейских островов . [8] Ло взял на себя роль шерифа и курировал последующие судебные процессы. [10] [а] Историк Лив Хелен Виллумсен [13] считает, что судебные реформы, инициированные Законом о епископах около 1614 года, и восстановление епископов существенно повлияли на процессы над ведьмами, но не смогли улучшить нейтральность разбирательства. [14]
Личная жизнь
[ редактировать ]Отец Реоха, Дональд Реоч, был волынщиком на службе графа Кейтнесса . [15] У нее были сестра и брат. [16] Хотя она родилась в Кейтнессе, до прибытия на Оркнейские острова она осталась на острове в Лочабере , где жили по крайней мере две ее тети. [15] [17] [18]
Никаких четких записей о семейном положении Реох не существует, но она родила как минимум двоих детей двум мужчинам. [19] После рождения первого ребенка [20] Реох утверждал, что она не может говорить. [21] К этому времени ее отец умер, оставив брата самым старшим родственником. [22] Он жестоко избил ее, пытаясь заставить ее говорить. [22] Используя форму пытки, похожую на ту, которую позже применил Грэм из Клаверхауза , он натянул тетиву вокруг ее головы; [23] он также избивал ее уздечкой с железным удилом. [22] Избиения оказались безуспешными, поэтому он заставил ее пойти с ним в церковь, чтобы помолиться о помощи в ее исцелении; [22] Однако Реох молчал . долгое время [24]
Оркадский историк Эрнест Марвик описывает ее образ жизни как образ жизни странницы, человека с кочевническими наклонностями или нищего. [25] чьи заявления об экстрасенсорном восприятии обеспечили ей доход. [19] Он считал ее «безобидной», «бедным обманутым существом, подвергаемым жестокому обращению со стороны мужчин, которых она принимала за фей». [26] Возможно, она страдала от сонного паралича , а также подверглась какой-либо травме, возможно, изнасилованию или инцесту , воспоминания о которых легли в основу истории, которую она рассказала своим инквизиторам. [27] Историк Дайан Пуркисс предполагает, что брат Реоха мог быть ее кровосмесительным партнером. [22] хотя это мнение не разделяют другие ученые. [28]
Обвинения и признание
[ редактировать ]На допросе Реох заявила, что когда ей было двенадцать лет [29] она жила в Лохабере у одной из своих теток. [30] Пока она стояла на берегу озера , ожидая лодку, [31] к ней подошли двое мужчин, один был одет в черное, другой в клетчатую зеленую клетку . [31] Мужчина в зеленом сказал ей, что считает ее красивой; Несмотря на протесты своего спутника, который считал, что Реох не сможет хранить тайну, мужчина предложил ему рассказать Реоху, как узнать все, что она захочет. [31] Стремясь обладать мистическими способностями, Реох настаивал на том, чтобы он сказал ей, что делать. [31] Он сказал ей сварить яйцо, но она не должна его есть. [б] Вместо этого она должна была использовать конденсат от варки яйца, чтобы протереть глаза немытыми руками, что дало бы ей возможность видеть и знать все, что она хотела. [32]
Она сказала, что мужчина, одетый в зеленое, посоветовал ей пойти в дом еще одной из ее теток, у которой вдова и ее внучка либо жили, либо гостили. [32] Семья не знала, что ребенок, который был того же возраста, что и Реох, был беременен от женатого мужчины, пока Реох не рассказал ей об этом на их глазах. [32] Первоначально отвергнув обвинение, ребенок умолял Реоха помочь прервать беременность, но она отказалась, сказав ей спросить Аллана МакКелдоу. [с] который также отказался участвовать. [33] Менее чем через два года, [33] после того, как Реох родила собственного внебрачного ребенка, один из мужчин снова появился у ее постели в доме ее сестры. [29] [33] Она призналась, что имела половой акт с «мужчиной Фари». [24] после того, как он навещал ее три ночи подряд; это был тот мужчина, который был одет в черное, когда она впервые встретила их на берегу озера. [34] Она утверждала, что это был родственник по имени Джон Стюарт, на которого было смертельное нападение, и что он сообщил ей, что «он не был ни мертв, ни жив, но навсегда оказался в ловушке между небом и землей». [35] Он сказал ей, что, чтобы сохранить свои магические навыки, «отныне она должна быть тупой». [24]
Реоч призналась, что, используя свои способности ясновидения, она предвидела группу мужчин на дневной попойке в доме Эдмонда Каллендара. Среди этих мужчин были Патрик Трэйл, мужчина, от которого она была беременна, и Роберт Стюарт, внебрачный сын Блэк Пэти; у всех на шеях были веревки. Предсказание было сделано еще до прибытия графа Кейтнесса на Оркнейские острова. [26] [д] Она также призналась, что создала магическое заклинание для лечения болезней, скандируя «In nomine Patris, Filii, et Spiritus Sancti», одновременно вытягивая лепестки травы мелефур между большим и указательным пальцами. [36] [и]
Пробный
[ редактировать ]В отличие от материковой Шотландии, где Тайный совет руководил судебными процессами, нет никаких записей о его каком-либо участии на Оркнейских островах, где с 1615 года финансовый прокурор инициировал слушания в суде шерифа или они заслушивались церковными старейшинами. [5] Инквизиторы обычно записывали слово «дьявол» или «демон» вместо любого названия феи, которое предполагаемая ведьма могла использовать в своих показаниях. [39] Обвинения были предъявлены Реоху Робертом Колтартом. [40] финансовый прокурор, назначаемый епископом Лоу. [41] Ее обвинили в том, что она обманывала подданных короля своей неспособностью говорить и совершала «отвратительный и божественный крик колдовства». [40]
На суде 12 марта 1616 г. [42] [ф] в Киркуолле , [40] Реох признался, что несколько раз встречался с Дьяволом, принявшим облик феи; [43] она сказала, что одна из встреч произошла на Хэллоуин . [44] На одном из свиданий он сообщил ей, что «Оркнейские острова отошли от Пристгона, так как на них было слишком много министров». [43] [г]
Реох был признан виновным и казнен; [45] ее задушили, а затем в тот же день ее тело сожгли. [46] [47]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ В районах северных Оркнейских островов за пределами епископства Ло и на всех Шетландских островах сэр Джеймс Стюарт из Киллита, 4-й лорд Очилтри , был лордом Чемберленом и шерифом с 1613 года. [11] [12]
- ^ Во многих народных сказках содержатся указания о том, что волшебную еду нельзя употреблять в пищу, и голодным островитянам может быть трудно соблюдать это условие. [32]
- ↑ МакКелдоу был мужем тети Реоха. [30]
- ↑ Роберт Стюарт был казнен 1 января 1615 года после того, как граф Кейтнесс подавил восстание, возглавляемое Стюартом. [8] [9]
- ^ Согласно Д. К. Уоттсу в Словаре знаний о растениях, трава считалась «одним из величайших магических и защитных растений»; [37] его можно было использовать как лекарство от многих недугов, для защиты от духов, а листья могли даровать второе зрение. [38]
- ↑ В базе данных « Обзор шотландского колдовства» неверно указана дата казни — 22 марта 1616 года. [19]
- ^ Priestgone определяется Марвиком как «ездящий на священнике». [43]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Марвик (1991) , с. 333
- ^ Jump up to: а б Гудэр (2001) , с. 644
- ^ Марвик (1991) , с. 345
- ^ Бут (2008) , с. 61
- ^ Jump up to: а б Марвик (1991) , с. 347
- ^ «Викинги, Оркнейские и Шетландские острова» , Education Scotland, заархивировано из оригинала 20 августа 2016 г. , получено 26 июля 2016 г.
- ^ «Оркнейские острова», журнал Penny Magazine , стр. 136, 4 апреля 1840 г.
- ^ Jump up to: а б с Андерсон, Питер Д. (2004). «Стюарт, Патрик, второй граф Оркнейских островов (ок. 1566/7–1615)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/26500 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: а б Виллумсен (2013) , стр. 157.
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 154, 155
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 155.
- ^ Николлс (2010) , с. 105
- ^ «Виллумсен, Лив Хелен» , Университет Тромсё, заархивировано из оригинала 9 ноября 2016 г. , получено 6 ноября 2016 г.
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 158.
- ^ Jump up to: а б Брошар, Томас (2015), «Шотландское колдовство в региональном и североевропейском контексте: Северное нагорье, 1563–1660», Магия, ритуалы и колдовство , 10 (1): 41–74, doi : 10.1353/mrw.2015.0003 , S2CID 141656073
- ^ Пуркисс (2000) , стр. 88, 89
- ^ Пуркисс (2000) , стр. 84, 86
- ^ Холл (2004) , с. 162
- ^ Jump up to: а б с Гудар, Джулиан; Йоман, Луиза; Мартин, Лорен; Миллер, Джойс (2010), «Элспет Реоч» , Эдинбургский университет, номер документа : 10.7488/ds/100 , получено 6 ноября 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Пуркисс (2000a) , стр. 91.
- ^ Хендерсон и Коуэн (2001) , с. 84
- ^ Jump up to: а б с д и Пуркисс (2000а) , стр. 96.
- ^ Далиелл (1834) , стр. 658–659.
- ^ Jump up to: а б с Дадли и Гудэр (2013) , с. 134
- ^ Марвик (1991) , стр. 376–377
- ^ Jump up to: а б Марвик (1991) , с. 366
- ^ Дадли и Гудэр (2013) , стр. 134, 138.
- ^ Миллер (2008) , с. 162
- ^ Jump up to: а б Уилби (2005) , с. 106
- ^ Jump up to: а б Макдональд и Робертсон (1840) , стр. 187–188.
- ^ Jump up to: а б с д Пуркисс (2000) , стр. 85.
- ^ Jump up to: а б с д Пуркисс (2000) , стр. 86.
- ^ Jump up to: а б с Пуркисс (2000) , стр. 87.
- ^ Пуркисс (2000) , стр. 88.
- ^ Хендерсон и Коуэн (2001) , с. 60
- ^ Бриттен, Джеймс (1878), «Заметки о растениях к суевериям миссис Лэтэм в Западном Суссексе», The Folklore Record , 1 , Folklore Enterprises: 155–159, doi : 10.1080/17441994.1878.10602548 , JSTOR 1252356
- ^ Уоттс (2007) , с. 440
- ^ Уоттс (2007) , стр. 440–442.
- ^ Бейн (2012) , с. 324
- ^ Jump up to: а б с Макдональд и Робертсон (1840) , с. 187
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 158–159
- ^ Максвелл-Стюарт (2014) , с. 262
- ^ Jump up to: а б с Марвик (1991) , с. 350
- ^ Патерсон, Лаура (2012), «Шабаш ведьм в Шотландии», Труды Общества антикваров Шотландии , 142 : 383
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 163.
- ^ Макдональд и Робертсон (1840) , с. 191
- ^ Блэк (1937) , с. 839
Библиография
[ редактировать ]- Бэйн, Ф. (2012), «Связывание фей: четыре заклинания», Preternature: критические и исторические исследования сверхъестественного , 1 (2), doi : 10.5325/preternature.1.2.0323
- Блэк, Джордж Ф. (1937), «Календарь случаев колдовства в Шотландии», Бюллетень публичной библиотеки Нью-Йорка , 41.
- Бут, Рой (2008), «Стоя в перспективе веры Макбета, короля Джеймса и колдовства», в Ньютоне, Джон; Бат, Джо (ред.), Колдовство и Закон 1604 года , BRILL, ISBN 978-9-0041-6528-1
- Далиелл, Джон Грэм (1834), Темные суеверия Шотландии: иллюстрации из истории и практики , Во и Иннес
- Дадли, Маргарет; Гудэр, Джулиан (2013), «Снаружи внутри или наизнанку: сонный паралич и шотландское колдовство», в книге Гудэр, Джулиан (редактор), «Шотландские ведьмы и охотники на ведьм» , Palgrave Macmillan UK, ISBN 978-1-137-35594-2
- Гудэр, Джулиан (2001), «Охота на ведьм», Линч, Майкл (редактор), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Oxford University Press, ISBN 0-19-211696-7
- Холл, Аларик (2004), Значения эльфа и эльфов в средневековой Англии , OCLC 166471100
- Хендерсон, Лизанн; Коуэн, Эдвард Дж. (2001), Шотландская вера в фей: История , Таквелл, ISBN 1-86232-190-6
- Макдональд, Александр; Робертсон, Джозеф (1840), Сборник Мейтлендского клуба: состоящий из оригинальных статей и других документов, иллюстрирующих историю и литературу Шотландии
- Марвик, Эрнест Уокер (1991), Робертсон, Джон Д.М. (редактор), Антология Оркнейских островов: избранные работы Эрнеста Уокера Марвик , Scottish Academic Press, ISBN 978-0-7073-0574-5
- Максвелл-Стюарт, Питер (2014), Британская ведьма , Amberley Publishing Limited, ISBN 978-1-4456-2218-7
- Миллер, Джойс (2008), «Люди в черном: появления дьявола в раннем современном шотландском дискурсе о колдовстве», в Гударе, Джулиане; Мартин, Лорен; Миллер, Джойс (ред.), Колдовство и вера в Шотландии раннего Нового времени , Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания, ISBN 978-0-230-59140-0
- Николлс, Эндрю (2010), Мимолетная империя: Британия ранних Стюартов и торговцы-авантюристы в Канаду , McGill-Queen's Press, ISBN 978-0-7735-8078-7
- Пуркисс, Дайан (2000), «Звуки тишины: феи и инцест в шотландских историях о колдовстве», в книге Кларка, Стюарта (редактор), « Языки колдовства: повествование, идеология и значение в культуре раннего Нового времени» , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 978-1-137-23251-9
- Пуркисс, Дайан (2000a), Неприятные вещи: история фей и сказочных историй , Пингвин, ISBN 978-0-14-028172-9
- Уоттс, округ Колумбия (2007), Словарь знаний о растениях , Academic Press, ISBN 978-0-08-054602-5
- Уилби, Эмма (2005), Коварный народ и знакомые духи: шаманские визионерские традиции в британском колдовстве и магии раннего Нового времени , Sussex Academic Press, ISBN 978-1-84519-079-8
- Виллумсен, Лив Хелен (2013), Ведьмы Севера: Шотландия и Финнмарк , BRILL, ISBN 978-90-04-25292-9