Jump to content

Хитрые люди в Британии

Модель хитрой женщины девятнадцатого века в ее доме, в Музее колдовства , Боскасл в Англии.

Хитрые люди были профессиональными или полупрофессиональными практикующими магию в Европе со средневековья до начала 20 века. В Британии они были известны под разными именами в разных регионах страны, включая мудрецов и мудрецов, пелларов, волшебников, дин-хисби, а иногда и белых ведьм.

Эти люди практиковали народную и низкую магию – хотя часто в сочетании с элементами «высокой» или церемониальной магии – которой они научились посредством изучения гримуаров . [1] В основном используя заклинания и амулеты как часть своей профессии, они чаще всего использовались для использования своей магии для борьбы со злонамеренным колдовством , для обнаружения преступников, пропавших без вести людей или украденного имущества, для гадания , для исцеления, для поиска сокровищ и для оказания влияния на людей. влюбиться. Принадлежащая «миру народных верований и обычаев», магия хитрого народа определяется как «занимающаяся не тайнами вселенной и полномочиями мага [как обычно бывает в церемониальной магии], а скорее практическими средствами защиты». для конкретных задач». [2] Однако другие историки отмечают, что в некоторых случаях в их магических практиках явно присутствовало «экспериментальное или «духовное» измерение», что-то, что, возможно, носило шаманский характер. [3]

Хотя британские хитрые люди почти во всех случаях сами были христианами, некоторые христианские богословы и церковные авторитеты полагали, что, будучи практикующими магию, хитрые люди были в союзе с Дьяволом и , как таковые, были сродни более явно сатанинским и злонамеренным ведьмам . Частично из-за этого в Англии, Шотландии и Уэльсе были приняты законы, которые часто осуждали хитрых людей и их магические практики, но не было широкомасштабного преследования их, подобного охоте на ведьм , во многом потому, что большинство простых людей твердо различали эти два понятия: ведьмы. считались вредными, а хитрые — полезными. [4]

Сопоставимые фигуры были найдены и в других частях Западной Европы: во Франции такие термины, как devins-guérisseurs и leveurs de sorts для них использовались , в то время как в Нидерландах они были известны как toverdokters или duivelbanners , в Германии как Hexenmeisters и в Дании как kloge. народный . В Испании они назывались курандеро , а в Португалии — салудадорес . [5] С этим широко согласны историки и фольклористы, такие как Виллем де Блекур, [6] Робин Бриггс [7] и Оуэн Дэвис , [5] что термин «хитрый народ» можно применить и ко всем этим фигурам, чтобы отразить общеевропейскую традицию.

Социальная роль

[ редактировать ]

В Британии в период позднего средневековья и раннего Нового времени народная магия была широко популярна. Многие люди знали о некоторых магических чарах и заклинаниях, но были и профессионалы, занимавшиеся магией, в том числе заклинатели, гадалки, астрологи и хитрецы, последние из которых, как говорили, «обладали более широкими и глубокими знаниями о таких методах и многом другом». опыт их использования», чем у среднестатистического человека; также считалось, что они «воплощали или могли работать со сверхъестественной силой, которая значительно повышала эффективность соответствующих операций». [8]

Термины «хитрый мужчина» и «хитрая женщина» наиболее широко использовались в южной Англии, Мидлендсе и Уэльсе. [9] Таких людей также часто называли в Англии «волшебниками», «мудрыми людьми» или «мудрыми женщинами». [9] или в южной Англии и Уэльсе как " фокусники " [9] или как « Dynion Hysbys » на валлийском языке . [10] В Корнуолле их иногда называли «пелларами», что, по мнению некоторых этимологов, произошло от термина «изгнатели», обозначающего практику изгнания злых духов. [9] девятнадцатого века Фольклористы часто использовали термин « белая ведьма » для обозначения хитрых людей, хотя среди самих простых людей он использовался нечасто, поскольку для них термин «ведьма» имел общий оттенок злобы и зла. [8]

Демография

[ редактировать ]

Число хитрых людей в Британии в любой момент времени неизвестно. Тем не менее, историк Оуэн Дэвис предположил, что, основываясь на своих собственных исследованиях хитрого английского народа (за исключением жителей Шотландии и Уэльса), «вплоть до середины девятнадцатого века в Англии в любой момент времени могло работать до нескольких тысяч человек». время." [11] Хотя в двадцатом веке существовал стереотип о том, что хитрые люди обычно жили и работали в сельских районах Великобритании, данные показывают, что их было также много в городах и поселках. Около двух третей зарегистрированных хитрецов в Британии были мужчинами. [12] хотя их коллеги-женщины были «во всех отношениях столь же популярны и коммерчески успешны, как и мужчины, и действительно, это было одно из немногих средств, с помощью которых обычные женщины могли добиться уважаемого и независимого положения» в британском обществе того времени. [8]

Хитрый народ Британии часто принадлежал к социальному классу, включавшему ремесленников, торговцев и фермеров, и поэтому обычно был, по крайней мере, полуграмотным и занимал более высокое социальное положение, чем простые рабочие. Во многих случаях они продолжали заниматься своей обычной работой, параллельно зарабатывая деньги, будучи профессиональными хитрыми мужчинами или женщинами. [12] Почти во всех случаях хитрые люди работали либо в одиночку, как одинокий практикующий магию, либо с другим человеком, например, супругом или братом или сестрой. Единственное известное исключение было в Манчестере начала девятнадцатого века , где несколько хитрых людей собирались в группу, сосредоточенную вокруг самого выдающегося из ее членов, хитрого парня по имени Роулинсон. [13] Этот метод работы в одиночку был одним из факторов, который отличал хитрых людей от стереотипа о ведьмах, распространенного в то время в Британии, согласно которому эти ведьмы часто собирались в группы, иногда называемые шабашами , и время от времени летали по воздуху, чтобы добраться до своих мест. места встречи. [13]

Стать хитрым человеком

[ редактировать ]

«Давайте посмотрим, сколькими ремеслами мне предстоит жить: во-первых, я мудрая женщина и гадалка, и, кроме того, я занимаюсь врачеванием и предсказанием, хиромантией и возвращением потерянных вещей. Далее Я обязуюсь лечить безумных людей, а затем держу квартиранток для обустройства тех комнат, которые сдаю на ночь. -производитель».

Хитрая женщина в пьесе Томаса Хейвуда 1638 года « Мудрая женщина из Хогсдона» . [14]

В большинстве случаев создается впечатление, что люди выставляют себя хитрыми людьми, не имеющими прежних оснований. [ нужны разъяснения ] или обучение, хотя другие происходили из семей профессиональных практиков магии. Одним из наиболее ярких примеров семейной династии хитрых людей была семья Харрис из Крут-и-Кадно в Уэльсе: Генри Харрис (1739–1805) был фермером-йоменом, который интересовался астрологией и медициной, но не практиковал хитрости. , в то время как его сын Джон (1785–1839) и двое внуков Генри и Джон вместо этого стали профессионалами в этой области. [15] Как заметил Оуэн Дэвис: «Есть ряд причин, по которым люди, возможно, хотели стать хитрыми людьми. Стремление к деньгам, власти или социальному престижу и даже к добрым делам — все это, несомненно, сыграло свою роль». [16] Некоторые практикующие искренне верили, что обладают магическими способностями, тогда как некоторые позже признались в суде, что у них таких способностей не было, а просто делали вид, что они обладают магическими способностями, чтобы обманывать людей ради денег. [17] Действительно, среди хитрого британского народа было много различий, и историк Рональд Хаттон заметил, что «они представляют собой удивительно разнородную совокупность людей, разделенных по крайней мере таким же количеством характеристик, как и те, которые у них были общими». [18]

«Хитрости действовали на конкурентном рынке, где репутация и первое впечатление были очень важны», и поэтому часто работали над своим личным продвижением. Известно, что некоторые из них преодолевали относительно большие расстояния, чтобы навестить своих клиентов, а также звонили ночью, если об этом просили. [19] Некоторые, хотя далеко не все, также были известны тем, что носили «яркие костюмы или украшения для дома», чтобы повысить свою репутацию магических личностей. [20] хитрая женщина девятнадцатого века, например, могла носить коническую шляпу и халат с мистическими знаками, а также подвешивать травы и бумаги к потолку своего дома. [19] Точно так же Джеймс «Хитрый» Мюррелл , хитрец девятнадцатого века из Хэдли на юго-востоке Эссекса, всякий раз, выходя на улицу, носил железные очки и носил с собой зонтик из китового уса, в то время как Мать Мерн, мудрая женщина конца 19-го и начала 20-го веков, Милборн-Даун в Дорсете содержал морских свинок , черных кур, черную козу и черную кошку; кот сидел ей на плече во время консультаций с клиентами. [21]

Хитрые люди обычно оказывали несколько различных услуг в своих местных общинах, используя, как они утверждали, свои собственные магические силы.

Противостояние колдовству

[ редактировать ]
Человекоподобная фигурка с воткнутыми в нее булавками: это был один из способов, с помощью которого хитрые люди сражались с ведьмами магическими средствами. Артефакт в Музее чародейства и магии в Боскасле , Корнуолл.

Одной из самых распространенных услуг, которые оказывали хитрые люди, была борьба с последствиями злонамеренного колдовства и проклятиями, которые эти ведьмы якобы налагали на людей. Наряду с этим они также иногда были известны тем, что распознавали ведьм, и поэтому были «единственными целителями, предлагавшими комплексный пакет мер против ведьм». [22] Хитрые британцы, как известно, использовали различные методы, чтобы излечить кого-либо от злонамеренного колдовства, включая борьбу с ведьмой физически или через суд, снятие чар с человека магическими средствами, а также использование чар и зелий для снятия колдовства. из тела больного. [23] Как отметил историк Оуэн Дэвис : «Большинство хитрых людей использовали многосторонний подход к лечению колдовства, используя комбинацию письменных заговоров, магических ритуалов, молитв и лекарственных трав, апеллируя тем самым к физическим, психологическим и духовным потребностям больных. " [24]

Одним из наиболее известных средств, с помощью которых хитрые люди противостояли колдовству, было использование колдовских бутылок ; керамические бутылки, содержащие такие предметы, как моча, ногти, волосы и обрезки ногтей, которые, как считалось, в совокупности могли причинить вред злой ведьме. [25] Другой распространенный метод заключался в том, чтобы взять сердце животного и проткнуть его булавками, чтобы причинить вред ведьме, в то время как другие хитрые люди предпочитали делать куклы ведьмы из тряпок и других материалов , а затем протыкать их булавками. , опять же с намерением причинить ведьме физический вред и разрушить ее чары. [26]

Среди простых людей, которые часто обращались за помощью к хитрым людям, эти практикующие магию считались совершенно отличными от ведьм; как заметил Дэвис, для обычного человека «ведьмы были злыми, но хитрые люди были полезны». [27] Тем не менее некоторые богословы и представители церковной власти полагали, что хитрецы, практикуя магию, также, как и ведьмы, следовали за Дьяволом , злобным сверхъестественным существом в христианской мифологии. Такая точка зрения не была ограничена какой-либо одной конкретной формой христианства в этот период, но была обнаружена среди Римско-католической церкви , Англиканской церкви Англии , а также различных форм протестантизма . Некоторые ранние квакеры , протестантская деноминация, основанная в семнадцатом веке, особенно активно выступали против хитрых людей, возможно, потому, что критики обвиняли их самих в использовании колдовства для привлечения новых членов, и поэтому они хотели сильно дистанцироваться от такой практики. [28]

Обнаружение имущества и преступников

[ редактировать ]

Хитрые люди также обычно использовались для обнаружения пропавшего или украденного имущества и раскрытия преступника: это имело особое значение в период раннего Нового времени, когда имущество людей ценилось гораздо выше, чем в последующие века, поскольку его замена была дорогостоящей, особенно для бедные. [29] Известны случаи, когда хитрые люди также обещали обеспечить возврат украденного имущества, и в некоторых из них им это удавалось, и вор быстро возвращал то, что они взяли, что, возможно, было вызвано их собственным страхом. быть проклятым хитрым народом. [30] Иногда такие хитрые люди также находили пропавших без вести людей : пример этого был зарегистрирован в 1617 году, когда Джон Редман из Саттона обнаружил, что его жена оставила его и «перешла от волшебника к волшебнику, или, как они их называют, «мудрецы», чтобы они снова привели ее». [31]

Методы, используемые для выполнения этой услуги, у хитрого народа различались, хотя астрология была одним из наиболее часто используемых способов. В некоторых случаях хитрые мужчина или женщина вместо этого просили своего клиента дать им список имен людей, которых они подозревали в краже их имущества, и на основании которого они использовали различные формы гадания, чтобы прийти к выводу о том, кто был преступником. виновная сторона, [32] или, альтернативно, они заставляли своего клиента наблюдать с помощью отражающей поверхности, такой как зеркало, хрустальный шар , кусок стекла или чаша с водой, а затем позволяли ему самому увидеть изображение преступника. По словам историка Оуэна Дэвиса, это была «альтернативная, менее рискованная стратегия», чем гадание или астрология, поскольку она позволяла клиенту подтвердить «свои собственные подозрения, не прибегая к помощи хитрых людей, называющих кого-то явно». [33] Другие методы можно охарактеризовать по сегодняшним стандартам как психологические или даже откровенно вводящие в заблуждение. Хитрые люди могут использовать эти методы, чтобы «запугать виновных» или «побудить своих клиентов выявить подозреваемых в совершении преступлений»; например, хитрая женщина Алиса Уэст пряталась в чулане возле входной двери и подслушивала светскую беседу перед приветствием клиента, а затем при встрече с клиентом объясняла, что уже знала их бизнес, потому что ей рассказали феи. [34]

Идея о том, что хитрые люди выискивают преступников с помощью магических средств, беспокоила некоторых людей, находящихся у власти в Англии, и есть записи из Лондона четырнадцатого века, показывающие, что некоторые хитрые люди сами привлекались к суду из-за своих обвинений против других членов общества: Например, в 1382 году коварный человек по имени Роберт Береволд предстал перед судом после того, как обвинил женщину по имени Джоанна Вулси в краже поилки из дома в Сент-Милдред Поултри. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Береволд пришел к своему выводу с помощью формы гадания, известной как «переворачивание буханки», когда деревянный колышек втыкал в верхнюю часть буханки хлеба с четырьмя ножами, а затем втыкал ее по бокам. Затем должен был произноситься список имен, и, согласно теории, буханка предположительно переворачивалась, когда было произнесено имя вора. Береволд был признан виновным в выдвижении необоснованных и наносящих ущерб претензий и наказан у позорного столба . [35]

Выздоровление

[ редактировать ]
Разнообразие трав и других цветочных ингредиентов, которые хитрые британцы использовали при приготовлении зелий и других целебных отваров.

К хитрому народу широко обращались за помощью в исцелении различных недугов как людей, так и их домашнего скота, особенно со стороны более бедных членов общества, которые не могли позволить себе плату, взимаемую аптекарями и врачами. [36] Записи свидетельствуют о том, что хитрые люди использовали самые разные методы для лечения своих клиентов, «от простого наложения рук до использования сложных ритуалов». [36]

В 1846 году «Челмсфордские хроники» сообщили, что больной молодой человек, которому врачи не смогли помочь, последовал совету хитрой женщины, жившей между Эппинг-Форест и Онгар, Эссекс, чтобы вылечить свою болезнь:

«Небольшой орех следует разрезать пополам, извлечь ядро ​​и поместить в скорлупу живого паука, который нужно зашить в сумку и носить на шее, и по мере того, как паук будет истощаться, так и лихорадка уйдет. ему." [37]

Иногда они использовали различные травы и растения для разработки лекарств и народных средств, которые, по их мнению, могли помочь. В других случаях они использовали более явно магические средства, такие как использование заклинаний и молитв, которые обычно были очень христианскими по своей природе и обычно призывали силу христианской Троицы для исцеления больных. В соответствии с этой христианской основой иногда религиозные предметы, такие как святая вода , свечной воск или евхаристические при исцелении использовались облатки. Иногда в рамках лечения использовались живые животные, например, в 1604 году хитрые женщины из Нортумберленда Кэтрин Томпсон и Энн Невельсон были осуждены судом за то, что приложили утиный клюв ко рту женщины во время чтения заклинаний как формы заговора. выздоровление. [38]

Также известно, что хитрые люди иногда предлагали аборты, обычно с помощью ядовитого зелья, убивающего плод , но были случаи, когда зелье также вызывало серьезное заболевание беременной женщины. [39]

Другие услуги

[ редактировать ]

Хитрые британцы также часто занимались любовной магией , предлагая услуги, связанные с сексом и отношениями. Одной из форм этого была форма гадания , в которой они угадывали имя или внешний вид будущего любовника клиента, часто используя хиромантию, гадание или астрологию. Другой популярной практикой хитрого народа было наложение заклинаний или заклинаний, чтобы обеспечить верность супруга и не дать ему совершить прелюбодеяние ; например, хитрый человек из Ньюкасла-апон-Тайн , Питер Бэнкс, был обвинен в 1673–1674 годах в предложении составить магический контракт, который обязывал мужа оставаться верным своей жене в течение года. [40]

Некоторые хитрые люди утверждали, что обладают способностью находить сокровища , и иногда их нанимали в этой роли. В некоторых из этих случаев считалось, что сверхъестественная сущность, такая как демон , дух или фея , охраняет спрятанное сокровище, и что нужен хитрый практик, чтобы одолеть их с помощью магических средств. [41]

Были также утверждения, что некоторые хитрые люди иногда за определенную плату совершали колдовство или проклятие , что по некоторым определениям делало их ведьмами, а также хитрыми людьми. [42] Фольклорист Эрик Мэйпл, исследовав несколько хитрых людей XIX века в Эссексе , отметил, что один из них, Джордж Пикингилл , также совершал проклятия для клиентов, но что другой, которого он исследовал, Джеймс Мюррелл, считал это аморальным и поэтому не делал этого. [43] Действительно, другие хитрые люди Эссекса были связаны с колдовством, особенно в деревне Сибл Хедингем , где жил пожилой французский хитрец, которому ранее отрезали язык и, следовательно, он был немым, а также глухим. В результате он был известен как « Чувак » в местном сообществе, которое в целом его не любило, в основном из-за его «инаковости», поскольку он был одновременно иностранцем и инвалидом, и распространились слухи, что он ведьма, которая проклянет их. В 1863 году на него напала пьяная толпа, бросив в реку, чтобы посмотреть, утонет он или всплывет (традиционный метод определения ведьмы, которая, как считалось, плавает, а невиновный тонет), но полученный шок убил пожилой мужчина, лет восьмидесяти. [44] Другой примечательный случай, когда хитрый человек совершал проклятия и злонамеренное колдовство, произошел в Норвиче девятнадцатого века , где мудрая женщина, известная под псевдонимом «Добродетель», требовала подарков от своих соседей, угрожая им проклятием, если они откажутся. [45]

Магические поверья и практики

[ редактировать ]

Как заметил историк Виллем де Блекорт, «различные услуги, оказываемые [хитрыми людьми], не составляли часть общей «магической» системы». [46] Действительно, хотя магические практики хитрого народа были типично народными магическими по содержанию, были также и те, кто баловался церемониальной магией , или «высшей магией», основанной главным образом на том, что они почерпнули из книг магии или гримуаров . [47]

Заклинания и чары

[ редактировать ]

Хитрые люди часто изготавливали для своих клиентов письменные заговоры, которые можно было использовать разными способами, например, для защиты от колдовства или для обеспечения любви. Обычно они содержали ряд слов, которые, как считалось, обладали магической силой и которые обычно были взяты либо из гримуаров, либо из Библии. Они могли быть изготовлены на бумаге, что было более дешевым вариантом, или, в некоторых случаях, на пергаменте , который, согласно определенным магическим текстам, должен был быть сделан из кожи девственного или еще нерожденного теленка. [48] «Большинство письменных заклинаний содержали сильное религиозное содержание», обычно ссылаясь на различные имена Бога (например, Элохим , Адонай , Тетраграмматон и т. д.) или Его ангелов , чтобы помочь конкретному заклинанию быть эффективным. В некоторых случаях они цитировали целые отрывки из Библии, иногда на латыни, греческом или иврите, а не на разговорном английском языке. Или они использовали «магические» слова, такие как « Абракадабра » или палиндром «Sator Arepo Tenet Opera Rotas». Такие амулеты иногда зашивали в сумку или помещали в бутылку, и клиент либо носил их с собой, либо помещал где-нибудь в своем доме. [49]

В 19 веке ритуал, известный как обряд жабьей кости, стал популярным, особенно в Восточной Англии , но также и в других частях страны, как среди хитрых людей, так и среди членов магических организаций, таких как Шотландское общество Слова Всадника и Востока. Английское общество всадников. Первоначально основанная на древней южноевропейской магической практике, описанной Плинием , позже предполагалось, что она [ нужны разъяснения ] в произведениях Корнелиуса Агриппы и Реджинальда Скота , которые читали несколько грамотных и хитрых людей. Хотя существовало множество вариаций, ритуал обычно включал в себя убийство жабы или лягушки, сдирание ее плоти с костей муравьями, а затем ночью бросание кости в ручей. Считалось, что это даст практикующему, известному как Человек-Жаба, способность выполнять определенные магические задачи. [50]

Гримуары

[ редактировать ]
Дизайн амулета , содержащийся в гримуаре Черной курочки .

Когда начали выпускаться печатные книги по оккультизму, особенно на английском языке, некоторые хитрые люди приобрели и использовали гримуары , или книги по магии. Во многих случаях они устраивали широкую демонстрацию того факта, что они владеют такими фолиантами, которые произвели бы впечатление на умы многих их клиентов в тот период, когда лишь меньшинство людей в Британии умело читать и писать. [51] Действительно, некоторые хитрые люди, похоже, владели этими гримуарами исключительно из косметических соображений, чтобы произвести впечатление на своих клиентов, и фактически не использовали ни один из магических ритуалов, содержащихся в них. [47]

Хотя гримуары существовали в Европе с древних времен, и в Средневековье было создано множество новых гримуаров, они оставались очень дорогими и рукописными предметами, к которым обычный человек не имел бы доступа. В период раннего Нового времени ситуация начала меняться, поскольку изобретение книгопечатания позволило производить гримуары в больших количествах; первоначально это было в основном на языках, отличных от английского, особенно на латыни , но в середине шестнадцатого века были выпущены английские переводы « Альберта Магнуса » Книги Тайн , в то время как в семнадцатом веке увеличилось издание англоязычных гримуаров. Еще одним значительным гримуаром, опубликованным на английском языке, был перевод Джеймса Фрика « Корнелиуса Агриппы » Трех книг оккультной философии , который «должно быть, вызвал большой интерес среди [хитрых людей] и других менее образованных практиков магии того времени. ." [52] (1655 г.), сделанный английским астрологом Робертом Тернером Не менее популярным был перевод « Четвертой книги оккультной философии» , авторство которого ошибочно приписывалось Агриппе. [53]

Однако, возможно, «наиболее влиятельным средством распространения высокой магии среди более широкой аудитории была книга Реджинальда Скота « Открытие колдовства », книга, впервые опубликованная в начале семнадцатого века, в которой Скот обвинил хитрых людей как лжецов. и обманщиков, но в котором он также предоставил большое разнообразие талисманов , оберегов и ритуалов в качестве примеров того, что использовали и совершали хитрые народные и церемониальные маги. Впоследствии эта книга несколько раз переиздавалась, и ее копии получили самые разные искусные мастера-ремесленники, которые использовали информацию, содержащуюся в работе, для улучшения своих магических практик. [54]

Знакомые духи и сказочная страна

[ редактировать ]

Говорят, что некоторые хитрые люди нанимали сверхъестественных существ, известных как духи-фамильяры, для помощи им в магической практике. Эти духи, которые, как считалось, также помогали ведьмам, упоминаются во многих протоколах судебных процессов над ведьмами периода раннего Нового времени. Изучив эти рассказы, историк Эмма Уилби отметила, что в описаниях фамильяров, данных как хитрыми людьми, так и обвиняемыми в колдовстве, присутствовало «проникающее чувство натурализма», при этом большинство фамильяров напоминало «относительно обычных людей или животных лишь с небольшими , если таковые имеются, зрительные аномалии». [55] Например, фольклорист Эрик Мэйпл отметил, что в английском регионе Восточная Англия во второй половине девятнадцатого века считалось, что знакомые духи, которых в этом регионе часто называли « чертенками », принимали форму белых мышей. [56] Однако из этих натуралистических фамильяров были некоторые исключения: например, считалось, что у женщины в Кембриджшире был дух-фамильяр, который был помесью лягушки и крысы. [57]

Английская иллюстрация конца шестнадцатого века, на которой ведьма кормит своих фамильяров. Считалось, что использование фамильяров было чем-то общим для ведьм и хитрых людей.

Уилби выявил множество сходств между фамильярами, зарегистрированными как служащие хитрому народу, и теми, кто служит ведьмам, с общим, хотя и не универсальным, приписыванием фамильярам хитрого народа доброжелательности и помощи людям, в то время как фамильяры, принадлежащие к ведьмам, чаще считались быть злонамеренным и причинять вред. Опять же, первых часто называли « феями », а вторых — « демонами ». [58] Уилби отметил, что и британские хитрые люди, и ведьмы часто описывали похожие сценарии того, как они впервые столкнулись со своим фамильяром: наиболее известным из них было утверждение, что фамильяр просто появился спонтанно, пока они занимались своими повседневными делами, в то время как другие утверждения утверждали, что ведьма или хитрый человек унаследовали его от другого практикующего мага, который обычно был членом семьи, или что он получил его от более могущественного духа. [59] Затем практикующий магию и фамильяр приступили к установлению рабочих отношений, иногда закрепляемых договором. [60]

Считалось, что временами знакомый дух уводил хитрого человека в призрачное путешествие в место под названием Эльфхейм (буквально означающее «дом эльфов»), которое теперь часто называют Сказочной страной . Обычно считалось, что во время этих путешествий душа хитрого народа отправлялась со своим знакомым в путешествие на холм, внутри которого они находили большой подземный зал фей. В зале они находили компанию фей во главе с королем и королевой и принимали участие в пирах, питье и танцах. Уилби связала поездку хитрых людей в Страну фей с предполагаемым путешествием ведьм на шабаш , которое, по ее мнению, также было призрачным путешествием. [61] Она приняла теорию, основанную на идеях более ранних историков, таких как Карло Гинзбург и Ева Поч , о том, что концепция Шабаша ведьм была разработана посредством христианской демонизации более ранних дохристианских концепций посещения Волшебной страны. [62]

Историк Рональд Хаттон заметил: «Вполне возможно, что за этой традицией» веры в знакомых духов стоит дохристианская мифология. [57] Такую идею поддержал Уилби, который сравнил рассказы о духах-фамильярах в Британии с антропологическими и этнографическими рассказами о духах-помощниках, данными шаманами как в Сибири, так и в Северной Америке. Отметив широкий спектр сходства между ними, она пришла к выводу, что британская вера в фамильяров, должно быть, была уцелевшим остатком более ранних анимистических и шаманских верований в дохристианских религиях острова. [63]

Христианские элементы

[ редактировать ]

«Я заклинаю, сдерживаю, заклинаю и приказываю вам, духи. Аналая, Аналла, Анакар, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Альфой и Омегой , Началом и Концом, всеобщим воскресением, и Тем, Кто придет судить живых и мертвых, и вселенную огнем, и всеобщим воскресением в последний день, и тем именем, которое называется Тетраграмматон , что вы причините человеку, который украл рассматриваемый товар, чтобы вернуть его».

Заклинание, найденное в бумагах Джозефа Рейли в 1857 году, демонстрирует явное христианское содержание большей части работы хитрых людей. [64]

Британия на протяжении периодов позднего средневековья и раннего Нового времени была почти полностью христианским обществом (за единственным исключением — небольшое еврейское население), хотя в этот период происходил постепенный переход от приверженности римскому католицизму к формам англиканства и протестантизма , последовавшим за английским Реформация в XVI веке. Именно по этой причине хитрые люди, действовавшие в ту эпоху, обычно действовали в христианских рамках и мировоззрении.

Это христианское влияние было очевидно во многих их магических практиках. Например, историк Оуэн Дэвис считал, что письменные заклинания, созданные хитрыми людьми, отражают «внутреннее христианское содержание [их] магии» и влияние мистических и магических слов, взятых из Библии. [48] Историк Рональд Хаттон согласился с этой оценкой, отметив, что «Глядя на записанные заклинания, применяемые практикующими магию, становится очевидным, что многие – возможно, большинство – имеют христианский характер. Они цитируют из Библии, или апеллируют к Троице , или к Иисусу или святым. Конечно, в большинстве случаев они используют атрибуты и символы христианства, мало обращая внимания на то, что церковники считали бы его сутью... Однако это большая часть; о том, чем всегда было популярное христианство, и о том, что заставляло ученых и набожных членов веры время от времени рвать на себе волосы со времен отцов церкви ». [65]

В соответствии с общей численностью населения того времени, среди населения того времени были как хитрые люди, которые были не более чем номинальными в своей христианской вере, так и те, кто был набожным. [66] Это было проиллюстрировано историком Джеймсом Обелькевичем в его исследовании народной религии девятнадцатого века в южной части меловых холмов Линкольншира, когда он отметил, что три главных хитрых народа этой местности, хотя каждый из них придерживался христианского мировоззрения, имели разные взгляды на мир. особая религиозная привязанность. Один из них, «Скрипач» Файнс, регулярно посещал церковные службы и был по существу традиционным христианином того периода, в то время как второй, Джон Уорсдейл из Линкольна, был таким же набожным, но нетрадиционным в том смысле, что отвергал необходимость в профессиональном духовенстве. Третий, Стейнтон из Лаута, верил в христианскую теологию и космологию, но не видел особого смысла в поклонении христианскому Богу, поскольку чувствовал, что, работая с магией, «дьявол овладевает» им. [67]

авторы двадцатого и двадцать первого веков Хотя некоторые неоязыческие , такие как Рэй Бет , [68] утверждали, что хитрый британский народ был последователями сохранившейся дохристианской « языческой » религии, но историки это отвергают. Как заметил Рональд Хаттон, хотя в некоторых народных магических заклинаниях присутствовало языческое влияние и возможная связь через веру в знакомых духов, «неизвестно ни одного случая, когда хитрый человек или заклинатель призывал языческое божество». [57]

Средневековый период

[ редактировать ]

В Англии в период раннего средневековья различные формы народной магии можно было найти среди англосаксов , которые называли таких практиков «викка» (мужчина) или «викче» (женщина), а иногда и « сухие» , практикующие сухое ремесло , последний из которых, как предполагалось, был англизированным термином для ирландского драя , термина, относящегося к друидам , которые появлялись как антихристианские колдуны в большей части ирландской литературы того периода. [69] Некоторые из заклинаний и чар, которые использовались в англосаксонскую языческую эпоху, продолжали использоваться и после христианизации. Однако, как заметил историк Оуэн Дэвис, «хотя подобная дохристианская магия продолжалась, называть ее языческой — значит искажать людей, которые ее использовали, и контекст, в котором она использовалась». [70]

Степень влияния элементов дохристианских языческих религий на хитрый народ остается спорной. Оуэн Дэвис считал, что «от поиска архаической или шаманской линии хитроумных людей можно получить мало исторических знаний». [70] Такое утверждение впоследствии было оспорено Эммой Уилби, которая выдвинула точку зрения, что вера в знакомых духов и призрачные путешествия в Страну фей, которые иногда сопровождали их, были пережитками «дохристианского анимизма ». [63]

Ранний современный период

[ редактировать ]

Англия и Уэльс

[ редактировать ]

В Англии и Уэльсе, которые были политически объединены Законами Уэльса 1535 и 1542 годов , хитрые люди действовали на протяжении всей последней части Средневековья и до раннего Нового времени. В пятнадцатом и шестнадцатом веках не было попыток запретить это хитрое ремесло, хотя против некоторых из них были возбуждены частные иски со стороны тех клиентов, которые считали, что их обманули. Ситуация изменилась с появлением Закона о колдовстве 1541 года , принятого во времена правления Генриха VIII , который был направлен как против ведьм, так и против хитрых людей и который предписывал смертную казнь за такие преступления, как использование заклинаний и заклинаний для поиска сокровищ или наложения приворота. [71] Этот закон был отменен не позднее 1547 года, во время правления сына Генриха Эдуарда VI , что, по мнению историка Оуэна Дэвиса, произошло из-за того, что власть имущие изменили свое мнение о законе: они считали, что либо смертная казнь была слишком суровой для таких преступления или что практика хитрого ремесла была моральной проблемой, которую Церкви лучше решать в церковных судах, а не проблемой, которую должно было решать государство. [72]

В течение следующих нескольких десятилетий магические практики хитрого народа оставались законными, несмотря на противодействие со стороны некоторых религиозных авторитетов. Это было время великих религиозных потрясений в стране, когда преемница Эдуарда, его сестра Мария I , вновь ввела католицизм , прежде чем англиканство было вновь восстановлено при Елизавете I. В 1563 году, после возвращения власти Англиканской церкви Англии , парламент принял законопроект, призванный объявить незаконными «заклинания, чары и колдовство», снова направленный как против предполагаемых ведьм, так и против хитрых людей. Однако этот закон не был таким суровым, как его предыдущий предшественник: смертная казнь предназначалась для тех, кто, как считалось, вызвал злого духа или убил кого-то с помощью магических средств, в то время как те, для кого использование магии было первым преступлением, подвергались наказанию. год тюремного заключения и четыре срока у позорного столба . [73] Тем не менее, этот закон мало повлияет на хитрых людей, поскольку «внимание и фокус судов сместились с деятельности хитрых людей на зловредность предполагаемых ведьм». [74] Охота на ведьм , бушевавшая в Шотландии и во многих частях континентальной Европы, наконец добралась и до Англии.


Хотя по всей Англии многие люди были обвинены в колдовстве членами местных общин и преданы суду, хитрых людей очень редко постигала подобная участь. Было необычно, чтобы хитрый мужчина или женщина действительно были обвинены в колдовстве; например, в графстве Эссекс около четырехсот человек были преданы суду за колдовство, только четверо из них были явно хитрыми людьми. [27] Однако многие профессиональные охотники на ведьм и богословы продолжали утверждать, что хитрое ремесло — это то же самое, что и колдовство, и оба они созданы Дьяволом. В одной опубликованной брошюре, в которой поддерживались эти взгляды, утверждалось, что хитрые люди должны быть «само жестоко казнены: за это не может быть [sic] ни о каком наказании, даже если это не такая высокая степень мучения, которую можно считать достаточной для такого божественного преступления». [sic] и вполне осуществимая [sic] практика». [75] Однако их взгляды не были поддержаны населением в целом, которое продолжало видеть четкую разницу между колдовством и хитрым ремеслом, а охотник на ведьм Джон Стерн , соратник Мэтью Хопкинса , заметил, что, хотя он и Хопкинс хотели привлечь к ответственности хитрых людей, , они не могли, потому что «люди скорее поддерживают их и говорят: почему кого-то следует спрашивать за то, что он делает добро». [76]

Тем временем в литературе того периода начала появляться идея хитрого народа. В 1638 году драматург Томас Хейвуд опубликовал свою комедию « Мудрая женщина из Хогсдона» , а в 1684 году другой драматург, Эдвард Равенскрофт , опубликовал свою пьесу о хитрой женщине. С упадком судебных процессов над ведьмами во второй половине семнадцатого и начале восемнадцатого веков, отчасти из-за подъема Просвещения среди образованной элиты, был принят новый закон - Закон о колдовстве 1735 года . В отличие от более ранних законов, он не признавал существования магии и был разработан для преследования тех, кто утверждал, что магические силы являются мошенничеством; поэтому это могло нанести большой ущерб хитрой профессии. [77] Новые правила, введенные Законом о колдовстве 1735 года, предусматривали максимальное наказание в виде одного года тюремного заключения за преступление обмана людей путем утверждения магических способностей, но, по сути, в течение остальной части восемнадцатого века было очень мало судебных преследований, причем большинство властей не удосужившись обеспечить соблюдение этого конкретного закона. [78]

Шотландия

[ редактировать ]

На протяжении периода раннего Нового времени Шотландия оставалась отдельным от Англии и Уэльса политическим образованием, имея собственное независимое правительство и монархию. Однако, как и в остальной части Британии, здесь также действовали хитрые люди.

В статье Льюиса Спенса в The Weekly Scotsman , опубликованной в 1932 году в ответ на популяризацию Маргарет Мюррей , гипотезы культа ведьм говорилось, что «саксонское слово «викка», ведьма, а также термин «карлин» использовались с незапамятных времен. В равнинной Шотландии , в то время как в высокогорной местности, где английские слова были менее известны, использовались «мудрые женщины» или «Никневины» («дочери небес»). [79] Спенс утверждал, что местная традиция «процветала» в Шотландии и других частях Британии и, хотя она сохраняла множество различий, находилась под сильным влиянием французских обычаев середины пятнадцатого века, что привело к появлению слова «ведьма». . [79] По-прежнему связывая народную традицию с «колдовством», он предположил, что это «широко распространенный культ языческого происхождения, имеющий собственную хорошо продуманную систему медицинских и магических знаний, отдаленный ритуал и имеющий связи по всей Лоулендс и определенная часть Хайленда». [79]

Девятнадцатый и двадцатый века

[ редактировать ]

К девятнадцатому веку Шотландия была политически объединена с Англией, Уэльсом, а также Ирландией как Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии , контролируемое центральным правительством в Лондоне. Такой политический союз также привел к увеличению культурного распространения и единства между различными народами. сельскохозяйственная организация, действовавшая одновременно как профсоюз и магическое братство, известная как Общество Слова Всадника Именно в Шотландии девятнадцатого века была основана . Его члены, хотя и не были хитрыми людьми, практиковали народную магию, и вскоре была основана английская альтернатива — Общество всадников. Распространение таких магических групп и их идей можно было увидеть в распространении обряда с жабьей костью, который использовался такими группами всадников и различными хитрыми народами, и примеры которого можно было найти разбросанными по Британии, от Неверна в Пембрукшире, Уэльс. , в Восточную Англию в Англии. [50]

В начале девятнадцатого века популярность хитрых людей сохранялась, и все еще существовал большой и прибыльный рынок их услуг, например, в 1816 году восемь разных мудрых женщин работали независимо друг от друга в английском прибрежном городе Уитби . [80] Тем не менее, в девятнадцатом веке также увеличилось число этих хитрых людей, преследуемых по Закону о колдовстве 1736 года, возможно, потому, что «члены социальной элиты пришли к пониманию, что вера в магию [далеко не искоренена, как они надеялись],] казалось, были так же распространены среди населения, как и сто лет назад, даже несмотря на то, что растущая политическая нестабильность среди простолюдинов вызвала у их правителей новый интерес к идее образования и вежливости как стабилизирующих сил». [78] Вскоре после этого, в 1824 году, был принят новый закон, обычно называемый Законом о бродяжничестве 1824 года , который нанес еще один удар по хитрой профессии, объявив вне закона «лиц, которые притворяются или заявляют, что предсказывают судьбу, или используют какое-либо хитрое искусство, средства и устройства». хиромантией или иным образом обманывать и навязывать». Принятие закона привело к усилению преследований хитрых людей, и эта тенденция начала ослабевать только в 1910-х годах. [81]

В новостном репортаже 1870 года подробно описывался ряд дел, представленных властям в девятнадцатом веке, в которых предъявлялись претензии на полномочия, но он высмеивал это убеждение и заканчивался примером, где «обвинение было переведено на более определенное обвинение в получении шиллинг под ложным предлогом». [82]

К началу двадцатого века количество хитрых людей в Британии заметно сократилось по сравнению с веком ранее, а к 1940-м годам они практически исчезли из страны. Несмотря на это, другие профессиональные практикующие народную магию, такие как астрологи и гадалки, продолжали оставаться популярными. [83] Историк Оуэн Дэвис считал, что основной причиной упадка хитрого ремесла было снижение веры в существование злонамеренного колдовства в стране (что было вызвано модернизацией и повышением уровня образования и грамотности), и, следовательно, крах всякой потребности. за антиколдовские меры, которые хитрые люди предлагали в качестве своей основной услуги. Хотя многие из их магических практик продолжали использоваться, исполнялись народными и церемониальными магами или были поглощены новыми религиозными движениями , использовавшими магию, такими как Викка , Дэвис пришел к выводу, что сама профессия вымерла. [84] Историк Рональд Хаттон, однако, считал, что было бы правильнее утверждать, что хитрое ремесло, а не вымирание, «изменило характер», будучи поглощенным другими магическими потоками. [85] Упадок хитрого ремесла в Британии, однако, не был характерен для других европейских стран: например, в Италии хитрые мастера продолжали действовать вплоть до начала двадцать первого века. [86]

Наследие

[ редактировать ]

Современные оккультисты

[ редактировать ]

Некоторые магические практики и чары хитрых людей передавались из поколения в поколение и продолжали использоваться после упадка профессии, хотя, поскольку они больше не использовались для борьбы со злонамеренным колдовством в профессиональном смысле, историк Оуэн Дэвис не верил, что что тех, кто их практиковал, можно было с полным основанием считать хитрыми людьми. [87] Как он отметил:

Сколько современных белых ведьм регулярно практикуют как воровскую магию, так и деколдовство на коммерческой основе? Самозваная мудрая женщина сегодня, которая не имеет дела с околдованными клиентами, не является мудрой женщиной в том смысле, в котором ее определяли исторически. [Злое] Колдовство было тем клеем, который скреплял концепцию хитрых людей... Это не значит, что мы умаляем роль современных магических целителей. Они продолжают приносить облегчение и утешение людям, как это делали хитрые люди. Скорее, это попытка прояснить, где они на самом деле стоят по отношению к тем, кого раньше называли хитрыми людьми. Люди, называющие себя таковыми, должны полностью осознавать свое отношение к своим историческим тезкам и осознавать концептуальные и социальные различия, которые их разделяют. [88]

Он отметил, что многие из тех, кто в 1990-е и 2000-е годы называли себя хитрыми людьми, мудрыми женщинами, белыми ведьмами и т.п., были явно неоязыческими , что повлияло на их магическую работу. в своей вере [89] Он также отметил, что многие из них называли себя «хедж-ведьмами» - термин, который впервые был разработан писательницей Рэй Бет в ее книге «Хедж-ведьма: Руководство по одиночному колдовству» (1990). Бет прямо заявила, что магические практики, о которых она говорила, были оригинальными практиками хитрого народа, но она ошибочно связала их с древним язычеством и культом ведьм . Это было то, что Дэвис раскритиковал, заявив, что:

[T] Здесь все еще существует значительная пропасть между ведьмами и хитрецами, не только в отношении неколдовской торговли, но и с религиозной точки зрения. Хитрые люди были по существу христианами. Независимо от того, добросовестно ли они посещают церковь или нет, они использовали Библию и христианские обряды и ритуалы. С другой стороны, межевые ведьмы в основном являются [нео]язычниками в той или иной форме. Они поклоняются природе и имеют анимистическое представление о физической среде. Это, в свою очередь, отражается на содержании используемых ими заклинаний и чар. [89]

Историк Рональд Хаттон отметил, что низкая магия хитрого народа оказала одно из наименее влияющих на развитие неоязыческой религии Викка и связанных с ней групп, основанных на колдовстве, в начале двадцатого века. [90] Например, один из пионеров английских неоязыческих ведьм, Роберт Кокрейн , который называл себя «пелларом» и который в начале 1960-х возглавлял клан, известный как Клан Тубал Каина, предположительно включал в себя элементы, заимствованные из хитрого ремесла. в своей традиции, известной как «Ремесло Кокрейна» . Действительно, Шани Оутс, одна из его более поздних последователей, утверждала, что его традиция «сохраняет многие элементы хитрости и народной магии XIX века». [91] Хаттон, однако, также отметил, что, хотя многие неоязыческие ведьмы считают себя наследниками хитрых людей, они «имеют гораздо больше общего со стереотипными образами ведьм в популярной культуре девятнадцатого века; с теми самыми существами, которые считались естественными врагами о чародеях и хитрых людях». [92]

Историография

[ редактировать ]

В то время как историк Кейт Томас затронул тему английской народной магии в своей книге «Религия и упадок магии» (1971), в статье 1994 года о хитром народе историк Виллем де Блекур заявил, что изучение этого предмета , "собственно говоря, еще не началось". [46] Эти идеи были повторены в 1999 году, когда историк Рональд Хаттон в своей книге «Триумф Луны: история современного языческого колдовства » заметил, что изучение хитрого народа и европейской народной магии было «общеизвестно, что это область, которая сравнительно игнорируется академическими учеными». [2] Тем не менее, статьи на эту тему были опубликованы в конце 1990-х годов, в первую очередь историком Оуэном Дэвисом , который в 2003 году опубликовал книгу «Cunning-Folk: Popular Magic in English History» (которая позже была переиздана под измененным названием « Popular Magic: Cunning-folk in English History»). Английская история в 2007 году). За этим последовала в 2005 году публикация книги Эммы Уилби « Коварный народ и знакомые духи: шаманские визионерские традиции в британском колдовстве и магии раннего Нового времени» , в которой отношение к хитрому ремеслу несколько отличалось от подхода Хаттона и Дэвиса, подчеркивая духовное значение. измерение магии хитрого народа, дополняющее и подкрепляющее ее более практические аспекты.

Есть также примеры академических исследований конкретных британских хитрых людей. В 1960 году фольклорист Эрик Мэйпл опубликовал статьи о двух хитрецах девятнадцатого века в Восточной Англии, Джеймсе Мюррелле и Джордже Пикингилле . [56] В 2004 году Джейсон Семменс опубликовал исследование о коварной женщине из Корнуолла девятнадцатого века под названием « Ведьма Запада: или Странная и чудесная история Томасин Блайт» . [93]

  1. ^ Дэвис 2003 . пикселей
  2. ^ Jump up to: а б Хаттон 1999 . п. 84.
  3. ^ Уилби 2005 . п. 05.
  4. ^ Дэвис 2003 . стр. 7–13.
  5. ^ Jump up to: а б Дэвис 2003 . п. 163.
  6. ^ Де Блекур 1994 .
  7. ^ Бриггс 1996 .
  8. ^ Jump up to: а б с Хаттон 1999 . п. 86.
  9. ^ Jump up to: а б с д Хаттон 1999 . п. 85.
  10. ^ Дэвис 2003 . п. 184.
  11. ^ Дэвис 2003 . стр. 67–68.
  12. ^ Jump up to: а б Дэвис 2003 . стр. 68–69.
  13. ^ Jump up to: а б Хаттон 1999 . п. 98.
  14. ^ Хейвуд, Томас (1638). Мудрая женщина из Хогсдона: комедия . Д4р.
  15. ^ Хаттон 1999 . п. 103.
  16. ^ Дэвис 2003 . п. 84.
  17. ^ Дэвис 2003 . п. 90.
  18. ^ Хаттон 1999 . п. 90.
  19. ^ Jump up to: а б Дэвис 2003 . стр. 112–113.
  20. ^ Хаттон 1999 . п. 89.
  21. ^ Хаттон 1999 . стр. 87–89.
  22. ^ Дэвис 2003 . п. 103.
  23. ^ Дэвис 2003 . п. 106.
  24. ^ Дэвис 2003 . п. 109.
  25. ^ Дэвис 2003 . стр. 108–109.
  26. ^ Хаттон 1999 . п. 96.
  27. ^ Jump up to: а б Дэвис 2003 . п. 13.
  28. ^ Дэвис 2003 . стр. 36–37.
  29. ^ Уилби 2005 . стр. 37–38.
  30. ^ Дэвис 2003 . стр. 96–100.
  31. ^ Томас 1973 . п. 278.
  32. ^ Дэвис 2003 . стр. 99–101.
  33. ^ Дэвис 2003 . стр. 99–100.
  34. ^ Уилби 2005 . п. 221.
  35. ^ Дэвис 2003 . стр. 02–03.
  36. ^ Jump up to: а б Уилби 2005 . п. 32.
  37. ^ «СУЕВЕРИЯ В ДЕВЯТНАДЦАТОМ ВЕЧЕ» . Южно-Австралийский регистр . Аделаида. 11 апреля 1846 г. с. 4 . Проверено 30 сентября 2013 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
  38. ^ Уилби 2005 . стр. 34–35.
  39. ^ Дэвис 2003 . п. 102.
  40. ^ Дэвис 2003 . п. 101.
  41. ^ Дэвис 2003 . стр. 93–96.
  42. ^ Дэвис 2003 . стр. 111–112.
  43. ^ Клен 1960 . п. 247.
  44. ^ Хаттон 1999 . стр. 87–88.
  45. ^ Хаттон 1999 . п. 97.
  46. ^ Jump up to: а б Де Блекур 1994 . стр.299.
  47. ^ Jump up to: а б Дэвис 2003 . п. 143.
  48. ^ Jump up to: а б Дэвис 2003 . п. 147.
  49. ^ Дэвис 2003 . п. 148.
  50. ^ Jump up to: а б Чамбли 2001 .
  51. ^ Дэвис 2003 . п. 119.
  52. ^ Дэвис 2003 . стр. 121–122.
  53. ^ Дэвис 2003 . п. 123.
  54. ^ Дэвис 2003 . п. 125
  55. ^ Уилби 2005 . п. 62.
  56. ^ Jump up to: а б Клен 1960 года .
  57. ^ Jump up to: а б с Хаттон 1999 . п. 102.
  58. ^ Уилби 2005 . стр. 74–75.
  59. ^ Уилби 2005 . стр. 60–61.
  60. ^ Уилби 2005 . стр. 77–81, 92–95.
  61. ^ Уилби 2005 . стр. 84–91.
  62. ^ Уилби 2005 . п. 85.
  63. ^ Jump up to: а б Уилби 2005 .
  64. ^ Цитируется по Дэвису, 2003 г. п. 158.
  65. ^ Хаттон 1999 . стр. 101–102.
  66. ^ Хаттон 1999 . п. 101.
  67. ^ Обелькевич 1976 . стр. 290–291.
  68. ^ Бет 1990 .
  69. ^ Хаттон 2009 . п. 47.
  70. ^ Jump up to: а б Дэвис 2003 . п. 185.
  71. ^ Дэвис 2003 . п. 04.
  72. ^ Дэвис 2003 . п. 05.
  73. ^ Дэвис 2003 . стр. 06–07.
  74. ^ Дэвис 2003 . п. 07.
  75. ^ Правдивая и справедливая запись информации, допроса и признаний всех ведьм, взятых в С. Осесе в графстве Эссекс (1582 г.). Лондон.
  76. ^ Стерн, Джон (1648). Подтверждение и открытие колдовства . Лондон. Страница 11.
  77. ^ Дэвис 2003 . стр. 20–21.
  78. ^ Jump up to: а б Хаттон 1999 . п. 107.
  79. ^ Jump up to: а б с «Колдовство и волшебство» . Северный шахтер . Чартерс Тауэрс, Qld. 3 июня 1932 г. с. 4 . Проверено 30 сентября 2013 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
  80. ^ Хаттон 1999 . п. 88.
  81. ^ Хаттон 1999 . стр. 107–108.
  82. ^ «Литература, наука и искусство» . Южно-Австралийские хроники и еженедельная почта . Аделаида. 22 января 1870 г. с. 3 . Проверено 30 сентября 2013 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
  83. ^ Дэвис 2003 . п. 187.
  84. ^ Дэвис 2003 . стр. 187–188.
  85. ^ Хаттон 1999 . п. 110.
  86. ^ Мальокко 2009 .
  87. ^ Дэвис 2003 . п. 194.
  88. ^ Дэвис 2003 . п. 195.
  89. ^ Jump up to: а б Дэвис 2003 . п. 196.
  90. ^ Хаттон 1999 . стр. 84–111.
  91. ^ Оутс 2010 . п. 11.
  92. ^ Хаттон 1999 . п. 111.
  93. ^ Семменс 2004 .

Библиография

[ редактировать ]
Академические книги
Академические статьи
  • Де Блекур, Виллем (октябрь 1994 г.). «Колдуны, прорицатели и священники. О хитром народе в европейской историографии и традиции». Социальная история . 19 (3).
  • Мальокко, Сабина (2009). «Итальянское хитрое ремесло: некоторые предварительные наблюдения». Журнал академического изучения магии 5 . Оксфорд: Мандрагора Оксфорда.
  • Мэйпл, Эрик (декабрь 1960 г.). «Ведьмы Каньюдона». Фольклор . 71 (4): 241–250. дои : 10.1080/0015587X.1960.9717250 .
Неакадемические источники
  • Бет, Рэй (1990). Хеджевая ведьма: Руководство по одиночному колдовству . Лондон: Роберт Хейл. ISBN  978-0-7090-4851-0 .
  • Чамбли, Эндрю (2001). «Прыжок между: историческое исследование амулета из жабьей кости; его формы, функции и применение в популярной магии». Котел . Лондон.
  • Миллер, Джойс (2004). Магия и колдовство в Шотландии . Массельбург: Гоблинсхед. ISBN  978-1-899874-46-0 .
  • Оутс, Шани (2010). Зеленый огонь Тубело: мифы, этос, женские, мужские и жреческие тайны клана Тувал Каина . Оксфорд: Мандрагора Оксфорда. ISBN  978-1-906958-07-7 .
  • Семменс, Джейсон (2004). Ведьма Запада, или Странная и чудесная история Томасин Блайт . Плимут. ISBN  978-0-9546839-0-0 .
[ редактировать ]
  • Cunning Folk Домашняя страница Оуэна Дэвиса, знатока Cunning Folk.
  • Корнуоллское колдовство Информация о колдовстве, хитрости и методах лечения в Корнуолле, автор Джейсон Семменс.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: edcff351ee3566e6425ed4d8d514cc6e__1717386000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/6e/edcff351ee3566e6425ed4d8d514cc6e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cunning folk in Britain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)