Jump to content

Изобель Гауди

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Черно-белый рисунок
По словам историка Эммы Уилби, несколько аспектов колдовства, включенных в признания Гауди, можно увидеть на рисунке Питера Бинсфельда 1592 года.

Изобель Гауди [а] была шотландской женщиной, которая призналась в колдовстве в Олдерне недалеко от Нэрна в 1662 году. Доступна скудная информация о ее возрасте и жизни, и хотя она, вероятно, была казнена в соответствии с обычной практикой, неясно, было ли это так или она была казнена в соответствии с обычной практикой. ей разрешили вернуться к безвестности ее прежней жизни в качестве коттара жены . Ее подробные показания, по-видимому, полученные без применения жестоких пыток , дают одно из наиболее полных представлений о европейском колдовском фольклоре конца эпохи охоты на ведьм .

Четыре признания, которые она сделала за шесть недель, включают детали заклинаний и рифм, утверждения, что она была членом ковена на службе Дьяволу и что она встречалась с королевой фей и королем. Также была предоставлена ​​мрачная информация о плотских отношениях с Дьяволом. Эти рассказы, представляющие собой сочетание демонических и сказочных верований, были использованы Маргарет Мюррей в качестве основы для ее ныне в основном дискредитированных теорий о культах и ​​колдовстве.

Современные ученые характеризуют Гауди, который был неграмотным и имел низкий социальный статус, как талантливого рассказчика с творческим воображением. Неясно, почему она заявила об этом или была первоначально арестована, но, возможно, она страдала от эрготизма . Поскольку признания были записаны Робертом Питкэрном и впервые опубликованы в 1833 году, историки охарактеризовали этот материал как замечательный или экстраординарный, а ученые продолжают обсуждать эту тему в 21 веке.

Гауди вспоминают за пределами академических кругов песнями, книгами, пьесами и радиопередачами. «Исповедь Изобель Гауди» — произведение для симфонического оркестра 1990 года — было написано Джеймсом Макмилланом как реквием по ней.

В ранний современный период шотландские суды рассматривали множество дел о колдовстве. [3] а охота на ведьм началась примерно в 1550 году. [4] Парламент Марии, королевы Шотландии , принял Закон о шотландском колдовстве в 1563 году . [5] приговоры за колдовство подлежат смертной казни . [6] Сын Мэри, Джеймс , написал «Демонологию» в 1597 году после своего участия в процессах над ведьмами в Северном Бервике в 1590 году и Великой шотландской охоте на ведьм 1597 года , общенациональной охоте, которая началась в Абердине. [7] Как и в других европейских процессах над ведьмами , крупная охота на ведьм в Шотландии происходила партиями; [8] историки высказывают разные мнения относительно того, почему это произошло, но в целом согласны с тем, что военные действия и политическая или экономическая неопределенность сыграли свою роль в сочетании с решимостью местных министров и землевладельцев добиваться осуждения. [9] Шотландия почти столетие подвергалась жестокому притеснению, хотя районы на севере страны не ощутили на себе всю тяжесть пресвитерианства , поэтому сильная вера в сказочные традиции и фольклор сохранялась. [10] Лэрд ковенантером Касл -оф-Парк (Абердиншир) , владевший землей, где жил Гауди, был пылким и отвергал все традиционные суеверия. [11] Он участвовал в комиссиях по делам о колдовстве, и смерть его отца, дяди и дедушки была публично признана вызванной колдовством. [12]

Неблагоприятные погодные условия привели к продолжительному периоду неурожаев с 1649 по 1653 год. [13] Казнь короля Карла I состоялась в 1649 году, и в том же году началась обширная охота на ведьм . [14] Карл II был объявлен монархом Шотландии в 1660 году; большинство историков связывают Великую шотландскую охоту на ведьм 1661–1662 годов , последнюю, но самую жестокую волну судебных преследований, с Реставрацией. [15] В 1884 году шотландский антиквар Чарльз Киркпатрик Шарп высказал мнение: «Какое бы удовлетворение возвращение короля Карла Второго ни могло принести молодым женщинам в его владениях, оно определенно не принесло ничего, кроме пыток и разрушений, несчастным старушкам или ведьмам Шотландии. ." [16] По словам Эммы Уилби , британского историка, которая провела всестороннее исследование Гауди и ее признаний, [17] она была одной из, вероятно, семи ведьм, которых судили в Олдерне во время этой охоты на ведьм. [18]

Личная жизнь

[ редактировать ]

В записях нет никакой информации о Гауди до ее брака с Джоном Гилбертом. [19] который не имел никакого отношения к делу о колдовстве. [20] Уилби предполагает, что она выросла в регионе Олдерн , поскольку она упомянула места в этом районе. [19] Точно так же нет подробностей о ее возрасте; на момент суда в 1662 году ей могло быть где-то от пятнадцати лет (хотя это маловероятно, поскольку она утверждала, что участвовала в сексуальных действиях за пятнадцать лет до своего признания) до тридцати или пятидесяти лет, но она определенно была ребенком. детородного возраста, несмотря на то, что не было никаких записей о том, что у нее были дети. [21] [22]

Гауди и ее муж жили в районе озера Лох-Лой. [20] примерно в двух милях к северу от Олдерна. [23] В 17 веке морское озеро было больше, чем сейчас, и было окружено лесами, холмами и песчаными дюнами. [23] Муж Гауди был сельскохозяйственным рабочим, возможно , строителем , нанятым одним из арендаторов лэрда Парка; в обмен на его труд ему предоставили бы коттедж и в пользование небольшой участок земли. [24] По мнению Уилби, их образ жизни и социальный статус можно сравнить с современными развивающимися странами . [25] Не умея ни читать, ни писать, [26] Гауди обладала хорошим воображением и способностью красноречиво выражать свои мысли. [27] Ее повседневная жизнь была посвящена основным домашним делам и задачам, таким как доение , приготовление хлеба, плетение пряжи или прополка. [28]

Признания

[ редактировать ]

Гауди сделал четыре признания за шесть недель; [29] первый датирован 13 апреля 1662 года в Олдерне. [18] Непонятно, почему она выступила вперед; [30] историк Джон Кэллоу, [31] автор статьи в Оксфордском национальном биографическом словаре , [б] предполагает, что это произошло из-за ее участия в заговоре с целью подвергнуть пыткам местного священника Гарри Форбса. [20] ярый экстремист, боявшийся колдовства. [33] Форбс был свидетелем на каждом из четырех допросов Гауди. [26] Обвинения против Гауди циркулировали бы в течение длительного периода времени, прежде чем она призналась бы. [34] Ее бы держали в одиночной камере , скорее всего, в будке в Олдерне, на протяжении шести недель ее признаний. [35]

В ее первом признании описывалась встреча с Дьяволом после того, как она договорилась встретиться с ним в церкви в Олдерне. ночью [36] Назовем имена еще нескольких присутствовавших, включая Джанет Бредхед. [с] и Маргрет Броди, она сказала, что отказалась от своего крещения , и Дьявол поставил свою метку на ее плече, а затем высосал из него кровь. [36] Другие встречи состоялись в нескольких местах, например, в Наирне и Иншохе. [36] Она коснулась темы полового акта с Дьяволом, которого она описала как очень холодного «мейкле, блака, роха». [36] У него были раздвоенные и раздвоенные ступни, которые иногда были покрыты туфлями или сапогами. [36] Были приведены подробности извлечения тела ребенка из могилы и порчи урожая, а также информация о шабашах и местах, где они танцевали. [36] Она объяснила, что рядом с ее мужем в постели лежали метлы, чтобы он не заметил ее отсутствия. Ковен ел и пил лучшую еду в домах, до которых они добирались, летая по воздуху на волшебных лошадях и проникая через окна. [38] Их развлекала Королева Фей , также известная как Королева Эльфейма , в ее доме в Дауни-Хилл. [д] который был наполнен водяными быками , которые ее напугали. [38] Гауди утверждала, что сделала глиняные фигурки детей мужского пола лэрда Парка, чтобы причинить им страдания или смерть, и что она приняла форму галки и вместе с другими членами ковена, которые превратились в животных, таких как кошки и зайцы, посетила дом Александра Камингса. [40] Некоторые части ее показаний, такие как ее описание короля и королевы фей, были прерваны, когда нотариусы только что отметили и так далее , что было частым явлением, когда материал считался не относящимся к делу. [41] или, если оно не соответствовало выводам, которые предполагали следователи, оно было внезапно прекращено. [42] В качестве альтернативы это могло произойти, когда писцы не могли поспевать за объемом информации, рассказанной Гауди. [43]

Чтобы превратиться в зайца, Гауди скандировал:

Я пойду в зайца,
С печалью, душевной и нежной заботой;
И я пойду во имя Дьявола,
Да, пока я снова приду домой. [и]

Чтобы вернуться обратно, она говорила:

Заяц, заяц, дай Бог тебе заботы.
Я теперь в образе зайца,
Но я и сейчас буду похожа на женщину.

Питкэрн, 1833 год. [45]

Чуть более двух недель спустя, 3 мая 1662 года, было записано второе признание Гауди. Она подробно рассказала о клане, назвав прозвища его членов и столько духов, которые их прислуживали, сколько могла вспомнить; ее собственный дух-слуга, одетый в черное, назывался Рид Ривер. [46] Утверждения включали возможность превращаться в животных с помощью отдельных песнопений, используемых для превращения в кошку, лошадь или других животных. [47] За время всех ее признаний было произнесено в общей сложности двадцать семь доброжелательных или злонамеренных песнопений, больше, чем в любом другом случае британского колдовства; [48] три были транскрибированы дважды, но со значительными различиями. [49]

Гауди свидетельствовал, что Дьявол сделал эльфийские стрелы ручной работы, которые затем были усилены маленькими, грубо говоря, «мальчиками-эльфами». [45] [ф] Дьявол раздал каждому члену ковена несколько стрел с указанием пустить их от его имени; Луков не было, поэтому стрелы щелкали большим пальцем. [45] Ведьмы не всегда были точны, когда пускали стрелы, но если орудие коснулось намеченной цели, будь то женщина, мужчина или животное, она утверждала, что они умрут, даже если будут носить защитную броню. [45] Также были описаны заклинания, используемые для того, чтобы причинить болезнь и мучения министру Гарри Форбсу. [51]

15 мая 1662 года Гауди в третий раз предстала перед следователями. [52] Как и ее первое и второе признание, а также многие другие шотландские свидетельства о колдовстве, стенограмма начинается с подробного описания ее договора с Дьяволом после того, как она встретила его и согласилась встретиться с ним в церкви Олдерн. [53] Развивая предоставленную ею ранее информацию об эльфийских стрелах, она раскрыла имена убитых: [52] выражая сожаление по поводу смертей, которые она вызвала [54] и предоставил имена других членов ковена с подробностями о том, кого они убили. [55] Она рассказала о том, как Дьявол отправил ее с поручением в Олдерн под видом зайца. [56] Далее в ее рассказе описывалось, как в этой форме ее преследовала стая собак; она сбежала от них, бегая от дома к дому, пока, в конце концов, у нее не появилась возможность произнести заклинание, чтобы снова превратиться в человека. [56] Она добавила, что иногда собаки могли укусить ведьму, когда она принимала облик зайца; хотя собаки не смогли убить оборотня , следы укусов и шрамы все равно будут заметны, как только человеческая форма будет восстановлена. [56]

Приводятся описания обеда с Дьяволом, избиения им членов ковена и их реакции на это. [57] непристойные подробности сексуальных отношений с Дьяволом, а также общие характеристики его гениталий . Записаны [58] В продолжение рассказа из ее первых показаний о методах убийства всех детей мужского пола лэрда Парка, был передан стих, который Дьявол научил их петь во время сжигания чучел. [59]

Четвертая и последняя исповедь, датированная 27 мая 1662 г., [60] по словам историка Роберта Питкэрна, который впервые воспроизвел свидетельства Гауди в 1833 году, [61] в основном для подтверждения трех предыдущих показаний в сочетании с попыткой получить больше информации о членах ковена, чтобы можно было выдвинуть против них обвинения. [60] В результате заявлений Бредхеда и Гауди был арестован 41 человек. [62]

Последствия

[ редактировать ]

Группа следователей сочла, что существует достаточно доказательств для вынесения обвинительного приговора Гауди, поэтому они обратились в Тайный совет в Эдинбурге с просьбой создать комиссию юстициариев для проведения местного суда. [63] Вместе с признанием ее сообщницы Джанет Бредхед вместе с запросом были отправлены некоторые или все признания Гауди. [64] По словам Уилби, вполне вероятно, что признания были получены в Эдинбурге примерно в середине июня 1662 года; [35] В реестре Тайного совета за июль есть запись, в которой содержится указание главному шерифу Нэрна, сэру Хью Кэмпбеллу из Колдера [Кавдора] и другим организовать местные судебные процессы над обеими женщинами. [64]

На обороте вторых показаний Гауди есть пометка от 10 июля 1662 года, указывающая, что документ был оценен и министерство юстиции сочло его уместным; к «Tak Ceare of this Peper» была добавлена ​​дополнительная инструкция. [64] В том же документе депутат юстиции Александр Колвилл: [г] добавил подписанное заявление рядом с подписями свидетелей, поддерживающих комиссию. [64] Лорд Броди , вероятно, участвовал в утверждении комиссии; в то время он был в Эдинбурге и отметил в своем дневнике, что его «изъяли при уничтожении показаний ведьм». [64] [час] Запись в его дневнике на следующий день описывает встречу с Колвиллом, когда они обсуждали ведьм, и он упоминает «ведьм Парка». [64] Броди пользовался большим уважением со стороны министра и лордов из района Олдерна, которые ранее просили его о вмешательстве. [35] Его родственник, лэрд Летена, был свидетелем на допросах Гауди и в то время посетил Броди; вероятно, именно он отвез заявление о судебном разбирательстве в Эдинбург. [64] Пара вместе молилась, ходатайствуя против Дьявола и колдовства. [64]

10 апреля 1662 года Тайный совет издал прокламацию, запрещающую применение пыток как средства получения признаний от ведьм. [68] если это не было специально разрешено советом. [69] Это привело к тому, что к комиссиям часто добавлялось предупреждение. [70] В случае с Гауди и Бредхедом Совет рекомендовал признать их виновными только в том случае, если признания были даны добровольно без пыток, что они в здравом уме и не желают умереть. [71]

Нет никаких записей о казни Гауди. [20] хотя в этом нет ничего необычного, поскольку в 90 процентах случаев в Шотландии исход неизвестен, поскольку местные записи больше не существуют. [72] [73] Уилби предполагает, что, как только комиссия будет возвращена в Олдерн, Гауди и Бредхед были бы признаны виновными на местном суде в середине июля и перевезены на телеге в Гэллоухилл на окраине Нэрна, где их бы задушили и сожгли. [35] До 1678 года большинство шотландских ведьм, которых судила комиссия Тайного совета, были осуждены и казнены; [74] Питкэрн разделил мнение, что Гауди и Бредхед были казнены. [20] и большинство современных учёных, таких как историк Брайан П. Левак , согласны с тем, что именно такой результат и будет наиболее вероятным. [74] Некоторые историки выдвинули возможность, что пара могла быть оправдана на основании психического расстройства; [35] Кэллоу предполагает, что они могли быть освобождены в соответствии с положениями, приложенными к комиссии, а затем им было разрешено вернуться в «тихую безвестность». [20]

Современные интерпретации

[ редактировать ]

Признания представляют собой смесь волшебных и демонических верований, не имеющую аналогов ни в одном другом случае колдовства. [10] Они более подробны, чем большинство других, и не соответствуют большей части фольклора и записей о ведьмовских процессах. [20] Неясно, являются ли признания Гауди результатом психоза , попала ли она под подозрение в колдовстве или искала снисхождения, признавшись. [20] На местном уровне было высказано предположение, что она могла страдать эрготизмом , который может вызывать галлюцинации и другую психическую нестабильность. [75] По крайней мере два других признания XVI века, признания Андро Манна. [я] и Эллисон Пирсон, [Дж] сообщалось о встречах с королевой Эльфейма; [78] [79] позже, в 1670 году, Джин Вейр из Эдинбурга также заявила, что встретила королеву фей. [80]

Признания Гауди легли в основу тезиса историка Маргарет Мюррей о ковенах, состоящих из тринадцати членов; Мюррей также утверждала, что культы были структурированы таким образом по всей Европе, хотя ее работы позже были дискредитированы. [81] могли быть темные шаманские аспекты. Уилби полагает, что в сказочных элементах [82] Несмотря на провозглашение Тайного совета в апреле 1662 года, пытки часто все еще применялись, и Левак предполагает, что какая-то их форма могла быть применена к Гауди; [83] возможно, она потеряла равновесие из-за тюремного заключения и длительных инквизиций. [84] Пока ее держали в одиночной камере, ей, вероятно, не давали спать и с ней плохо обращались. [85] Ученые, такие как Кэллоу и Дайан Перкисс , предполагают, что рассказы Гауди о роскошной еде свидетельствуют о женщине, которая постоянно была голодна; другие детали могут свидетельствовать о бессильной женщине, разгневанной и сексуально разочарованной мерами жесткой экономии, введенными министрами. [86] Церковные и судебные протоколы показывают, что изнасилование было повторяющимся преступлением во время гражданских беспорядков и в середине 16 века; Гауди описала свой первый плотской опыт общения с Дьяволом как произошедший в 1647 году, когда солдаты, возможно, еще находились в этом районе, и Уилби предполагает, что мрачные сексуальные подробности могут быть «фантастической реакцией Гауди на травму изнасилования». [87]

Уилби характеризует Гауди как человека, пережившего такие конфликты, как битва при Олдерне , испытавшего гнев ревностных, фанатичных министров и местной элиты, боявшихся ведьм; она была искусной рассказчицей, развлекавшей родственников и друзей рассказами о сверхъестественном. [88] Она предполагает, что записанные истории могли быть результатом выступления талантливого оратора перед «восхищенной аудиторией». [85]

Фреска Изобель Гауди на зеленой территории деревни Олдерн, интерпретация истории ее обвинения.

Левак описывает первоначальное заявление Гауди как «один из самых замечательных документов в истории колдовства». [83] с академиком Джулианом Гударом [89] называя ее «одной из самых известных шотландских ведьм» [17] чьи "необыкновенные признания" [17] включают «некоторые из самых выдающихся [провидческих мероприятий] за всю историю». [17] Эти современные описания отражают описания Питкэрна в 1833 году и Джорджа Ф. Блэка в 1937 году, который написал в « Календаре колдовства в Шотландии» , что «Это самый примечательный случай колдовства в истории... более или менее подробно упомянутый в все работы, связанные с колдовством в Шотландии». [32] По словам Уилби, признания по-прежнему остаются в центре внимания ученых, обсуждающих колдовство. [32]

В литературе, искусстве и музыке

[ редактировать ]

Гауди и ее магия упоминались в ряде более поздних произведений культуры.Она появляется как персонаж биографических романов «Хозяйка дьявола» писателя и оккультиста Дж. У. Броди-Иннеса . [90] «Изобель» Джейн Паркхерст , «Горькая магия » Нэнси Килгор, Изобель Гауди Мартина Дея и фантастический роман « Ночная чума» Грэма Мастертона . [62] В 21 веке ее история послужила источником вдохновения для пьес, радиопередач и лекций. [32]

«Исповедь Изобель Гауди» — произведение для симфонического оркестра шотландского композитора Джеймса Макмиллана ; [91] он считал, что признание Гауди было получено под пытками и что ее сожгли на костре за колдовство. В передаче BBC Radio 3 в 2010 году он назвал эту композицию своим реквиемом по ней. [92] Песня Sensational Alex Harvey Band под названием «Isobel Goudie» была одной из многих песен, посвященных ее памяти. [32]

Традиционная английская фолк-певица Фэй Хилд включила подборку песнопений трансформации Гауди на музыку в песню «Hare Spell» из своего альбома Wrackline 2020 года . [93]

Американская хэви-метал группа King 810 включила предполагаемое пение Гауди в свою песню Isobel.

В 2023 году прошла выставка тринадцати фигур « Ведьмы в словах, а не в делах », созданная Кэролайн Саттон. Гауди был одной из фигур, выставленных в Центральной библиотеке Эдинбурга . [94] [95]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ Ее фамилия иногда пишется Гауди или Гуди; [1] женщины в Шотландии не брали фамилию своего мужа. [2]
  2. Гауди — одна из немногих ведьм, у которых есть отдельная запись. [32]
  3. Джанет Бредхед была задержана в замке Иншок и призналась в колдовстве на следующий день после того, как ее имя было упомянуто в первом признании Гауди. [34] Для ее имени используются разные варианты написания: по признанию Гауди, оно пишется как «Хлебная голова». [36] тогда как в ее собственном признании она названа Бредхейд. [37]
  4. ^ Один из серии курганов возле Нэрна. [39]
  5. ^ сыч : вздыхает; Мейкл : отлично. [44]
  6. Хендерсон и Коуэн предполагают, что Гауди, возможно, имел в виду домового или фею, похожую на ворону, когда описывал мальчиков-эльфов. [50]
  7. ^ Колвилл служил комиссаром Генеральной ассамблеи Шотландской церкви и был стойким пресвитерианцем ; несмотря на то, что он выразил некоторое недоверие к колдовству, он приговорил многих ведьм к смертной казни. [65]
  8. ^ Семья Броди была известными землевладельцами в окрестностях Лох-Лой и Олдерна; [66] Лорд Броди был комиссаром Генеральной ассамблеи Шотландской церкви, председательствовал на судебных процессах над ведьмами и оставил дневники, охватывающие период 1652–1680 годов, в которых подробно описываются некоторые аспекты ведьм и правосудия того времени. [67]
  9. ^ Иногда используется имя Эндрю Манн. [76]
  10. Манн из Ратвена в Абердиншире был осужден в начале 1598 года; [76] Случай Пирсона произошел в Боархиллсе , Файф, в 1588 году. [77]
  1. ^ Уилби (2010) , с. 117
  2. ^ Стивенсон и Дэвидсон (2001) , с. 398
  3. ^ Левак (2008) , с. 1
  4. ^ Гудэр (2001) , с. 644
  5. ^ Марвик (1991) , с. 345
  6. ^ Бут (2008) , с. 61
  7. ^ Левак (2008) , с. 42
  8. ^ Уилби (2010) , с. 30
  9. ^ Уилби (2010) , стр. 30–31
  10. ^ Перейти обратно: а б Хендерсон и Коуэн (2001) , с. 134
  11. ^ Уилби (2010) , стр. 164–165
  12. ^ Уилби (2010) , с. 165
  13. ^ Каллен (2010) , с. 17
  14. ^ Левак (2008) , с. 55
  15. ^ Левак (2008) , стр. 81–82.
  16. ^ Левак (2008) , с. 82
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Гудар (2013) , с. 7
  18. ^ Перейти обратно: а б Уилби (2010) , с. 31
  19. ^ Перейти обратно: а б Уилби (2010) , с. 10
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кэллоу, Джон (2007), «Гауди, Изобель ( эт . 1662)», Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/ref:odnb/67741 подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании). ( требуется .)
  21. ^ Уилби (2010) , с. 12
  22. ^ Уилби (2010) , с. 155
  23. ^ Перейти обратно: а б Уилби (2010) , с. 6
  24. ^ Уилби (2010) , стр. 8–9
  25. ^ Уилби (2010) , с. 9
  26. ^ Перейти обратно: а б Уилби (2010) , с. 35
  27. ^ МакКаллох (1921) , стр. 237
  28. ^ Уилби (2010) , стр. 35–36
  29. ^ Хендерсон (2016) , с. 121
  30. ^ Уиншем (2016) , с. 89
  31. ^ «Доктор Джон Кэллоу» , Университет Саффолка, 4 июля 2016 г., заархивировано из оригинала 16 апреля 2017 г. , получено 16 апреля 2017 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и Уилби (2010) , с. 4
  33. ^ Уилби (2010) , с. 107
  34. ^ Перейти обратно: а б Уилби (2010) , с. 32
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и Уилби (2010) , с. 34
  36. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Питкэрн (1833 г.) , с. 603
  37. ^ Питкэрн (1833) , с. 616
  38. ^ Перейти обратно: а б Питкэрн (1833 г.) , с. 604
  39. ^ Уилби (2010) , с. 3
  40. ^ Питкэрн (1833) , с. 605
  41. ^ Пуркисс (2000) , стр. 88.
  42. ^ Хендерсон и Коуэн (2001) , с. 4
  43. ^ Уилби (2010) , с. 115
  44. ^ Стивенсон и Дэвидсон (2001) , с. 400
  45. ^ Перейти обратно: а б с д Питкэрн (1833 г.) , с. 607
  46. ^ Питкэрн (1833) , с. 606
  47. ^ Питкэрн (1833) , с. 608
  48. ^ Уилби (2010) , с. 54
  49. ^ Уилби (2010) , с. 550
  50. ^ Хендерсон и Коуэн (2001) , с. 55
  51. ^ Питкэрн (1833) , с. 609
  52. ^ Перейти обратно: а б Питкэрн (1833 г.) , с. 610
  53. ^ Уилби (2010) , с. 86
  54. ^ Хендерсон и Коуэн (2001) , с. 77
  55. ^ Питкэрн (1833) , стр. 611–612.
  56. ^ Перейти обратно: а б с Питкэрн (1833 г.) , с. 611
  57. ^ Питкэрн (1833) , с. 613
  58. ^ Питкэрн (1833) , стр. 610–611.
  59. ^ Питкэрн (1833) , с. 612
  60. ^ Перейти обратно: а б Питкэрн (1833 г.) , с. 614
  61. ^ Уиншем (2016) , с. 85
  62. ^ Перейти обратно: а б Уиншем (2016) , с. 90
  63. ^ Уилби (2010) , стр. 32–33
  64. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уилби (2010) , с. 33
  65. ^ Сазерленд (2009) , стр. 74–75.
  66. ^ Уилби (2010) , с. 8
  67. ^ Сазерленд (2009) , стр. 71, 74.
  68. ^ Сазерленд (2009) , с. 72
  69. ^ Левак (2002) , с. 174
  70. ^ Уилби (2010) , с. 65
  71. ^ Уилби (2010) , стр. 63, 65
  72. ^ Гудэр (2013) , с. 10
  73. ^ Макдональд (2017) , с. 14
  74. ^ Перейти обратно: а б Левак (2015) , с. 283
  75. ^ Уилби (2010) , с. 56
  76. ^ Перейти обратно: а б Дадли и Гудэр (2013) , с. 128
  77. ^ Гудэр (2008) , с. 36
  78. ^ Хендерсон и Коуэн (2001) , стр. 45, 58.
  79. ^ Дадли и Гудэр (2013) , с. 129
  80. ^ Миллер (2008) , стр. 154, 156–157.
  81. ^ Гудэр (2013a) , с. 301
  82. ^ Норманд, Лоуренс (май 2012 г.), «Эмма Уилби, Видения Изобель Гауди: магия, колдовство и темный шаманизм в Шотландии семнадцатого века», Журнал шотландских исторических исследований , 32 (1): 93–95, doi : 10.3366/ jshs.2012.0040
  83. ^ Перейти обратно: а б Левак (2015) , с. 282
  84. ^ Уилби (2013) , с. 141
  85. ^ Перейти обратно: а б Уилби (2010) , с. 540
  86. ^ Уилби (2010) , стр. 209–210
  87. ^ Уилби (2010) , с. 212
  88. ^ Уилби (2010) , с. 539
  89. ^ «О наших сотрудниках, Джулиане Гударе» , Эдинбургский университет, заархивировано из оригинала 7 июля 2016 г. , получено 29 августа 2017 г.
  90. ^ Хаттон (1999) , с. 225
  91. ^ Лахман, Гэри (20 августа 2007 г.), «Околдованная блондинка» , The Sunday Times , стр. 3 (требуется подписка)
  92. ^ «Исповедь Изобель Гауди» , BBC , получено 16 сентября 2017 г.
  93. ^ Хилд, Фэй. «Зайди в зайца» . fayhield.com . Архивировано из оригинала 29 августа 2020 года . Проверено 22 сентября 2020 г.
  94. ^ Экскурсия по выставке «Ведьмы словом, а не делом» . AllEvents.in . Проверено 28 октября 2023 г.
  95. ^ Эдинбургские городские библиотеки (20 сентября 2023 г.). «Ведьмы словом, а не делом – выставка в Центральной библиотеке до 30 ноября 2023 года» . Сказки одного города . Проверено 24 ноября 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бут, Рой (2008), «Стоя в перспективе веры Макбета, короля Джеймса и колдовства», в Ньютоне, Джон; Бат, Джо (ред.), Колдовство и Закон 1604 года , BRILL, ISBN  978-9-0041-6528-1
  • Каллен, Карен (2010), Голод в Шотландии - «плохие годы» 1690-х годов , издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-4184-0
  • Дадли, Маргарет; Гудэр, Джулиан (2013), «Сонный паралич и шотландское колдовство», в книге Гудэр, Джулиан (редактор), «Шотландские ведьмы и охотники на ведьм » , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN  978-1-137-35594-2
  • Гудэр, Джулиан (2001), «Охота на ведьм», Линч, Майкл (редактор), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Oxford University Press, ISBN  0-19-211696-7
  • Гудэр, Джулиан (2008), «Шотландское колдовство в европейском контексте», в Гудэр, Джулиан; Мартин, Лорен; Миллер, Джойс (ред.), Колдовство и вера в Шотландии раннего Нового времени , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN  978-0-230-50788-3
  • Гудэр, Джулиан (2013), шотландские ведьмы и охотники на ведьм , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN  978-1-137-35594-2
  • Гудэр, Джулиан (2013a), «Колдовство в Шотландии», Левак, Брайан П. (редактор), Оксфордский справочник по колдовству в Европе раннего Нового времени и колониальной Америке , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-957816-0
  • Хендерсон, Лизанна (2016), Колдовство и народные верования в эпоху Просвещения Шотландии, 1670–1740 , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN  978-1-137-31324-9
  • Хендерсон, Лизанн; Коуэн, Эдвард Дж. (2001), Шотландская вера в фей: История , Таквелл, ISBN  1-86232-190-6
  • Хаттон, Рональд (1999), Триумф Луны: история современного языческого колдовства , Oxford University Press, ISBN  0198207441
  • Левак, Брайан П. (2002), «Упадок и конец шотландской охоты на ведьм», в Гудэр, Джулиан (редактор), « Шотландская охота на ведьм в контексте» , Manchester University Press, ISBN  978-0-7190-6024-3
  • Левак, Брайан П. (2008), Охота на ведьм в Шотландии: закон, политика и религия , Routledge, ISBN  978-0-415-39943-2
  • Левак, Брайан П. (2015), Справочник по колдовству: второе издание , Routledge, ISBN  978-1-317-50356-9
  • МакКаллох, Джон Арнотт (1921), «Смешение верований в фей и ведьм в Шотландии шестнадцатого и семнадцатого веков», Folklore , 32 (4): 227–244, doi : 10.1080/0015587X.1921.9719207
  • Макдональд, Стюарт (2017), «Подсчет ведьм: освещение и искажение формы обвинений в колдовстве в Шотландии», Журнал шотландских исторических исследований , 37 (1), Edinburgh University Press: 1–18, doi : 10.3366/jshs.2017.0200
  • Марвик, Эрнест Уокер (1991), Робертсон, Джон Д.М. (редактор), Антология Оркнейских островов: избранные работы Эрнеста Уокера Марвик , Scottish Academic Press, ISBN  978-0-7073-0574-5
  • Миллер, Джойс (2008), «Люди в черном: появления дьявола в раннем современном шотландском дискурсе о колдовстве», в Гударе, Джулиане; Мартин, Лорен; Миллер, Джойс (ред.), Колдовство и вера в Шотландии раннего Нового времени , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN  978-0-230-50788-3
  • Питкэрн, Роберт (1833), Древние уголовные процессы в Шотландии , том. 3, часть 2, Клуб Баннатайн
  • Пуркисс, Дайан (2000), Неприятные вещи: история фей и сказочных историй , Пингвин, ISBN  978-0-14-028172-9
  • Стивенсон, Джейн; Дэвидсон, Питер (2001), Женщины-поэты раннего Нового времени (1520-1700): антология , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-924257-3
  • Сазерленд, Алекс (2009), Провидец Брахана: Создание легенды , Питер Лэнг, ISBN  978-3-03911-868-7
  • Уилби, Эмма (2010), Видения Изобель Гауди: магия, колдовство и темный шаманизм в Шотландии семнадцатого века , Sussex Academic Press, ISBN  978-1-84519-179-5
  • Уилби, Эмма (2013), « Мы можем застрелить их, когда нам будет приятно»: Изобель Гауди, Эльфийские стрелы и темный шаманизм», в Гудэр, Джулиан (редактор), «Шотландские ведьмы и охотники на ведьм» , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN  978-1-137-35594-2
  • Уиншем, Уиллоу (2016), Обвиняемые: британские ведьмы на протяжении всей истории , Перо и меч, ISBN  978-1-4738-5004-0

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дэвидсон, Томас (1949), Рябина и красная нить: сборник сказок, легенд и баллад о шотландском колдовстве; Вместе с описанием ведьминских обрядов и церемоний Оливер и Бойд
  • Валиенте, Дорин (1975), Азбука колдовства прошлого и настоящего , Св. Мартин
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d345e9bed6ba65e7bc9c0cd7a41fc1d__1716884880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/1d/3d345e9bed6ba65e7bc9c0cd7a41fc1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isobel Gowdie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)