Ведьмы Пейсли
Ведьм Пейсли , также известных как ведьмы Баргаррана или ведьмы Ренфрушира , судили в Пейсли, Ренфрушир , центральная Шотландия , в 1697 году. Одиннадцатилетняя Кристиан Шоу , дочь лэрда Баргаррана , . жаловалась на то, что ее мучили некоторые местные жители ведьмы; в их число входила одна из служанок ее семьи, Кэтрин Кэмпбелл , о которой она сообщила матери после того, как стала свидетелем того, как она украла глоток молока.
Семь человек – Маргарет Лэнг, Джон Линдси, Джеймс Линдсей, Джон Линдси из Барлоха, Кэтрин Кэмпбелл, Маргарет Фултон и Агнес Нейсмит – были признаны виновными в околдовывании Шоу и приговорены к смертной казни. Их повесили, а затем сожгли на Гэллоу-Грин в Пейсли 10 июня 1697 года, что стало последней массовой казнью за колдовство в Западной Европе.
Агнес Нейсмит прокляла всех, кто присутствовал на ее судебном процессе, и их потомков, и в течение многих лет после этого во всех трагедиях в Пейсли обвиняли ее проклятие. Кристиан Шоу впоследствии стала успешной бизнес-леди и производителем ниток .
События
[ редактировать ]17 августа 1696 года 11-летняя Кристиан Шоу , дочь местного землевладельца Джона Шоу из Баргаррана, увидела, как одна из служанок ее семьи, Кэтрин Кэмпбелл, украла стакан молока. Шоу сообщила о краже своей матери, после чего Кэмпбелл проклял ее, желая, чтобы Дьявол «протащил ее душу через ад». Четыре дня спустя Шоу встретил Агнес Нейсмит, старуху, считавшуюся ведьмой. На следующий день, 22 августа, Шоу сильно заболел, начались припадки, похожие на симптомы, о которых сообщалось несколькими годами ранее во время судебных процессов над ведьмами в американском Салеме в 1693 году. [1] Через восемь недель родители Шоу отвезли ее на прием к выдающемуся врачу из Глазго Мэтью Брисбену, который не смог найти причину ее симптомов. В течение восьми дней после визита Шоу, казалось, выздоравливала, но затем «приступы возвращались с еще большей силой. Она становилась окоченевшей, как труп, бесчувственной и неподвижной». [2]
Родители Шоу отвезли ее обратно к доктору Брисбену, и к тому времени, когда они вернулись в Глазго, она начала выдергивать изо рта комки волос, которые, как она утверждала, были оставлены туда теми, кто ее мучил. Вскоре она стала вытаскивать изо рта и другой «мусор», в том числе солому, уголь, гравий, куриные перья и золу. Иногда во время припадков она разговаривала с невидимой Кэтрин Кэмпбелл, умоляя вернуть их прежнюю дружбу. [2]
Поскольку Брисбен не смог дать какое-либо рациональное объяснение состоянию Шоу, ее семья и местный священник прихода пришли к выводу, что она, должно быть, одержима ведьмами и ее мучают, что является обычным явлением в Англии и Шотландии и центральным элементом процессов над ведьмами в Салеме несколькими годами ранее. . Церковь организовала еженедельные постные и молитвенные собрания в Баргаррон-Хаусе, и отец Шоу обратился к властям с просьбой арестовать тех, кто, по словам его дочери, мучил ее. Первоначально она опознала только Кэтрин Кэмпбелл и Агнес Нейсмит, но со временем она обвинила других, и в конечном итоге 35 человек были обвинены. Десять мужчин и двадцать женщин; пол и личности остальных пятерых неизвестны. [3]
Расследование и суд
[ редактировать ]По требованию пресвитерии Пейсли Тайный совет Шотландии создал комиссию для расследования этого дела. [1] под председательством лорда Блантайра открылись 5 февраля 1697 года. Слушания [2] Задача комиссии заключалась в том, чтобы решить, существовало ли prima facie дело против обвиняемых Шоу до того, как они предстали перед судом. [1]
Семеро впоследствии были вызваны перед второй комиссией в Пейсли: Маргарет Лэнг, Джон Линдсей, Джеймс Линдси, Джон Рид, Кэтрин Кэмпбелл, Маргарет Фултон и Агнес Нейсмит. Им были предъявлены обвинения в убийстве и пытках ряда людей, в том числе Кристиана Шоу. [4] Их адвокат Джеймс Роберстон утверждал, что обвинение было обязано исключить возможность того, что события, связанные с делом, могли быть объяснены естественными причинами, прежде чем можно было бы безопасно добиться осуждения. Мэтью Брисбен дал показания, заявив, что он не смог найти причину состояния Шоу. Джеймс Хатчисон, министр Килалана , примерно в 5 милях (8,0 км) к северу от Пейсли, произнес проповедь перед комиссией; В то время для представителя духовенства было обычным явлением проповедовать суду на процессах над ведьмами в Шотландии, и они нередко играли важную роль в вынесении обвинительного приговора. Хатчисон придавал большое значение наличию ведьмовских знаков на телах обвиняемых и подвергал сомнению естественные объяснения этих знаков, предлагаемые некоторыми врачами: «И как бы врачи ни говорили о ней то и это [ведьмин знак ], мы не знаем, на каком основании, возможно, их подговорили и подкупили, чтобы они говорили такие вещи». [5]
Присяжные столкнулись с угрозой со стороны прокурора, что, если они оправдают подсудимых, они станут «соучастниками всех богохульств, отступничества, убийств, пыток, соблазнений и т. д., в которых эти враги неба и земли будут в будущем виновны, когда они выходят», признал всех семерых обвиняемых виновными. [6]
Казни
[ редактировать ]Один из осужденных, Джон Рид, был найден мертвым в своей камере за несколько недель (суббота, 22 мая 1697 г.) до казни. На его шее был повязан шейный платок, прикрепленный к камину палкой, однако он сидел на табурете, и те, кто его нашел, заявили, что механизм, из-за которого он умер, был недостаточно прочным, чтобы выдержать его вес. Поскольку его камера была заперта, а окна заколочены, было неясно, как произошла его смерть. [7] Остальные семеро были повешены, а затем сожжены на Гэллоу-Грин в Пейсли 10 июня 1697 года. [4] последняя массовая казнь за колдовство в Западной Европе. [1] Джон и Джеймс Линдсей, братья, держались за руки, когда их вешали вместе. Кэтрин Кэмпбелл, которую с криками и борьбой несли на виселицу, «обрушила гнев Божий и Дьявола на своих обвинителей». [8] перед отправкой. Маргарет Фултон, казалось, сошла с ума и «весело рассказывала о посещениях Эльфландии и Обители фей на спинах волшебных лошадей». [8] Маргарет Лэнг призналась в общении с Дьяволом, но сказала, что отреклась от греха и примирилась с Богом. Агнес Нейсмит наложила «проклятие умирающей женщины» [8] на всех присутствующих и их потомков; в течение многих лет после этого во всех трагедиях в городе обвиняли «проклятие ведьм». [8]
В одном из отчетов о казнях говорится, что некоторые из осужденных были еще живы, когда их тела были сожжены, и что палачи одолжили у зрителя трость, чтобы толкать движущиеся конечности своих жертв обратно в огонь; его владелец, Марк Канаван, отказался забрать его обратно после того, как он вступил в контакт с ведьмами. [9]
Современная интерпретация
[ редактировать ]Тревога, вызванная у Кристиана Шоу проклятием Кэтрин Кэмпбелл, возможно, вызвала у молодой девушки конверсионное расстройство - современное название того, что когда-то называлось истерией. [10] Термин «конверсия» происходит от идеи Зигмунда Фрейда о том, что тревога может трансформироваться в физические симптомы, такие как судороги, показанные Шоу. [11]
Майкл Вассер отметил, что суды над ведьмами, как правило, происходили во времена кризисов, подобных тем, которые пережила Шотландия в конце 1690-х годов. Славная революция 1688 года, хотя и восстановила «пресвитерианскую политику церкви», тем не менее оставила многих «разочарованными низким моральным тоном и отсутствием религиозного энтузиазма у своих соотечественников». Резня в Гленко 1692 года и последующее расследование «подорвали моральную легитимность правительства», а серия неурожаев, начиная с 1695 года, привела к периоду голода. Существовала также угроза французского вторжения: «пока судили баргарранских ведьм, на западе взимались налоги и войска, чтобы дать отпор ожидаемым захватчикам». [12]
В 1839 году в стене спальни Шоу в Баргарран-Хаусе, которая к тому времени стала местной достопримечательностью, была обнаружена небольшая дыра, через которую сообщник мог пропустить предметы, которые она предположительно вынула изо рта. [9]
Последствия
[ редактировать ]Вскоре после суда в 1697 году бывший государственный секретарь Шотландии Джеймс Джонстон заметил, что «парламенты Франции и другие судебные органы, убежденные в существовании ведьм, никогда не судят их теперь из-за своего опыта, согласно которому невозможно отличить одержимость от ведьм». природа в беспорядке». [13]
Шоу вышла замуж за преподобного Джона Миллара, приходского священника Килмаурса , Эйршир, в 1719 году. [14] Он умер два года спустя, [4] после чего Шоу стала успешной бизнес-леди. Она занималась производством ниток , сначала в небольших масштабах, но по мере того, как качество ее продукции стало признаваться, во все более крупных масштабах. Ее фирменная нить Bargarran стала знаком качества, и другие жители этого района начали подражать ее методам, положив начало индустрии, в которой Пейсли когда-то доминировал в мире и которая сформировала историю города. Последней известной записью Шоу является ее брак в феврале 1737 года с Уильямом Ливингстоном, преуспевающим эдинбургским бизнесменом. [15]
Дань
[ редактировать ]В мае 2008 года на Максвелтон-Кросс в Пейсли, месте, где были похоронены обугленные останки ведьм, был построен мемориал. Она заменила оригинальную подкову, обозначающую это место, которая исчезла в 1970-х годах, как и ее замена позже. [16] Бронзовое тондо с вделанной в него подковой из нержавеющей стали включает надпись «Причиненная боль, перенесенные страдания, совершенная несправедливость». [8] В 2008 году была начата кампания с просьбой к шотландскому парламенту о помиловании всех 4000 мужчин, женщин и детей, преследуемых по законам о колдовстве 16 и 17 веков, но законодатели утверждали, что было бы неуместно помиловать тех, кого судили и осудили по законам своего времени. . [17]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бернс (2003) , с. 227
- ^ Jump up to: а б с Левак (2001) , с. 283
- ^ Вода (2002) , с. 149
- ^ Jump up to: а б с Левак (2001) , с. 285
- ^ Левак (2003) , стр. 113–114.
- ^ Левак (2002) , с. 179
- ^ Грант, лорд Каллен, Фрэнсис (1697). «Мы соблазняем побежденных » .
- ^ Jump up to: а б с д и «Мемориал Пейсли древним ведьмам» , Paisley Daily Express , 29 мая 2008 г. , дата обращения 24 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Гайли (2008) , с. 19
- ^ Макдональд, Юго-Запад; Том, А.; Том, А. (октябрь 1996 г.), «Суд над колдовством в Баргарроне – психиатрическая переоценка», Scottish Medical Journal , 41 (5): 152–158, doi : 10.1177/003693309604100508 , PMID 8912988 , S2CID 24520062
- ^ Брейер и Фрейд (1955) , стр. 208–209.
- ^ Вода (2002) , с. 150
- ^ Левак (2003) , с. 263
- ^ Адам (1978) , с. 235
- ^ «Кристиан Шоу» , Совет Ренфрушира, заархивировано из оригинала 23 октября 2014 г. , получено 17 февраля 2015 г.
- ^ Кларк (1988) , с. 17
- ^ Ньюпорт, Эндрю (18 сентября 2008 г.), «Кампания по помилованию изгнанных ведьм» , Paisley Daily Express , получено 15 октября 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адам, Изабель (1978), Охота на ведьм: Великие шотландские процессы над колдовством 1697 года , Macmillan, ISBN 978-0-333-21670-5
- Брейер, Йозеф; Фрейд, Зигмунд (1955) [1895], Исследования истерии , The Hogarth Press
- Бернс, Уильям Э. (2003), Охота на ведьм в Европе и Америке: энциклопедия , издательская группа Greenwood, ISBN 978-0-313-32142-9
- Кларк, Сильвия (1988), Пейсли: История , Mainstream Publishing, ISBN 978-1-85158-109-2
- Гайли, Розмари Эллен (2008), Энциклопедия ведьм, колдовства и Викки (3-е изд.), Факты в файле , ISBN 978-0-8160-7103-6
- Левак, Брайан П. (2001), Новые взгляды на колдовство , том. 3, Рутледж, ISBN 978-0-8153-3672-3
- Левак, Брайан П. (2002), «Упадок и конец шотландской охоты на ведьм», в Гудэр, Джулиан (редактор), « Шотландская охота на ведьм в контексте» , Manchester University Press, ISBN 978-0-7190-6024-3
- Левак, Брайан П. (2003), Справочник по колдовству , Routledge, ISBN 978-0-415-19506-5
- Вассер, Майкл (2002), «Западная охота на ведьм в 1697–1700 годах: последняя крупная охота на ведьм в Шотландии», в Гудэр, Джулиан (редактор), «Шотландская охота на ведьм в контексте» , Manchester University Press, ISBN 978-0-7190-6024-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Паркхилл, Джон (2009) [1857], История Пейсли , General Books LLC, ISBN 978-1-150-12491-4