Суд над ведьмой Мора

Суд над ведьмами Мора , который состоялся в Море , Швеция , в 1669 году, является самым известным в мире судом над ведьмами в Швеции . Сообщения о суде распространились по всей Европе, и считается, что провокационная немецкая иллюстрация казни оказала некоторое влияние на процессы над салемскими ведьмами . Это была первая массовая казнь во время великой шведской охоты на ведьм 1668–1676 годов.
Фон
[ редактировать ]После суда над Марет Йонсдоттер в Харьедалене в 1668 году по всей Швеции начали распространяться слухи о том, что ведьмы похищали детей на ведьм сатаны шабаш в Блокуле . Это вызвало истерию среди родителей и серию судов над ведьмами по всей стране, где дети указывали на взрослых, которые похитили их, чтобы отвезти к сатане верхом на скоте, взятом из сараев богатых фермеров.
В Эльвдалене тридцать человек были преданы суду и восемнадцать приговорены к смертной казни. 19 мая 1669 года национальный суд отменил одиннадцать смертных приговоров и казнил шесть женщин и одного мужчину. Эти люди были казнены на основании показаний детей, что должно было стать обычным явлением во время этой охоты на ведьм.
Суд
[ редактировать ]В марте 1669 года истерия достигла Моры. Пристав сообщил губернатору: В Эльвдалене и Море старые ведьмы соблазняют детей и подростков к Дьяволу . В июне обеспокоенные родители вынудили губернатора отправить в столицу список из 35 детей, которые, как утверждается, были похищены сатаной, с призывом направить в Мору комиссию для решения проблемы, потому что если: старое не будет решено При том, что так и должно быть, существует риск, который станет намного хуже, чем кто-либо может себе представить . В мае 1669 года король Карл XI создал комиссию с указанием использовать молитву для искупления обвиняемых, а не пытки или тюремное заключение.
Комиссия, половина членов которой состояла из священников, прибыла в Мору 12 августа 1669 года и на глазах у трех тысяч зрителей 13 августа созвала заседание. За пять дней было допрошено 60 обвиняемых взрослых и множество детей. Страдающих детей осматривали и допрашивали по одному, и говорят, что все они рассказали одну и ту же историю. Ведьмы утверждали, что дьявол по имени Лоцита помешал им признаться, но он ушел и позволил ведьмам признаться. [ 1 ]
Ведьмы во многом признались и заявили, что использовали зачарованные инструменты. Когда судьи попросили показать некоторые из их фокусов, ведьмы уже не могли творить никакой магии. Судьи заявили, что, поскольку ведьмы признались, они больше не могут заниматься колдовством. Ведьмы сказали, что Дьявол угрожал им железной вилкой и собирался бросить их в горящую яму, если они продолжат исповедоваться. [ 1 ] Чиновник, ответственный за запись их заявлений, открыто признал, что не удосужился записать многие из них, поскольку все они были очень похожи. Обвиняемых было так много, что суды проводились в двух разных местах села.
Доказательства против обвиняемых разделились на три категории:
- Трансвекция (магическая левитация) для прибытия на шабаш ( шабаш ведьм ). Место, куда ходили дети и ведьмы, они называли Блокула. [ 1 ]
- Дети сообщали, что их забирали ведьмы и они летали на козах, палках или даже на спящих людях.
- Участие в шабаше
- Участие состояло из одного или нескольких из следующих
- Отрицание Бога путем порезания пальца и написания имени кровью в книге дьявола.
- Крещение дьяволом.
- Клятва верности. Ведьмы бросили опилку от часов в воду и произнесли: «Как эти опилки от часов никогда не возвращаются в часы, из которых они были взяты, так пусть моя душа никогда не вернется на небеса».
- Банкет. В меню входили «бульон с капустой и беконом, овсянка, хлеб, намазанный маслом, молоком и сыром».
- Танцы, заканчивающиеся «дракой друг с другом».
- Музыка и совокупление.
- Строил каменный дом, чтобы сохранить ведьм в Судный день, но стены постоянно падали.
- Участие состояло из одного или нескольких из следующих
- Дьявол показал детям ужасающего дракона и сказал, что если они в чем-нибудь сознаются, то на них выпустят дракона. [ 1 ]
- Участие в злодеяниях (злонамеренных действиях), предложенных на шабаше. [ 2 ]
Основываясь только на этих показаниях детей, 23 августа комиссия выявила семьдесят взрослых ведьм, двадцать три из которых сознались и были казнены 25 августа, а остальные сорок семь были отправлены в Фалунь для последующей казни. Кроме того, пятнадцать детей были казнены, а пятьдесят шесть детей были приговорены к различным другим телесным наказаниям, таким как «бросание в строй» или порка розгами. Число совращённых детей составило около 300. [ 1 ]
Осужденные на суде над ведьмами Мора
[ редактировать ]- Санта-Анна (70 лет)
- Джерп Анна из Оксберга (50 лет)
- Андерса Перссона Анна из Сельи (50 лет)
- Сол Мярет из Сельи (58 лет), сестра Анны Андерса Перссона.
- Энгис Андерс из Моркарлби (40 лет), единственный казненный человек
- Финнес Анна из Моркарлби (70 лет), известная как «старая волшебница»
- Финнес Мярет из Эстнора (70 лет), сестра Финнеса Анны.
- Вот Керстин из Вики (79 лет)
- Буту Маргарета из Вамхуса (50 лет)
- Хиндрик Лассес Карин из Вамхуса (40 лет)
- Холлнус Олофс Брита из Вамхуса (36 лет)
- Аск-Элин из Вамхуса (50 лет)
- Матса Ханссона Анна из Бонаса (60 лет)
- Хеде Ханс Мярет из Бонаса (70 лет)
- Бекке Перс Карин из Вомхуса (26 лет) (казнь приостановлена из-за беременности)
- Кнубб Эрикс Анна из Вамхуса (35 лет) (казнь приостановлена из-за беременности)
Вынесение еще шести смертных приговоров было приостановлено из-за неясности, хорошей репутации и надежды на улучшение – среди них также был Свен Маас из Сельи.
Исполнение
[ редактировать ]Казнь состоялась 24 августа 1669 года. Осужденным надлежало обезглавить, после чего их трупы сжечь на костре. Отчет о казни описывает это событие: Грешники шли быстро, кроме двух последних, которые начали вздыхать и стонать, хотя и не так, чтобы задержать процессию . Колья были построены напротив церкви на песчаном полуострове на другом берегу реки. На месте казни четырнадцать женщин и мужчина были обезглавлены топором, а трупы их подняты на колья: первых семеро на первом, пятеро на втором и трое на третьем, зрелище ужасающее , и сгорел.
Мальчика приговорили к тому, что он бросил вызов другим деревенским мальчикам, а 148 детей были избиты кнутом. После этого комиссия покинула Мору. Кроме того, впоследствии были казнены шесть женщин.
Последствия
[ редактировать ]Викарий продолжал посылать губернатору жалобы на ведьм. В декабре 1669 года еще 60 человек предстали перед Морой по обвинению в колдовстве, но местные власти уже не были готовы проводить какие-либо процессы над ведьмами: чем жестче вы проводите эти дела, тем опаснее это становится , писал губернатор, и тем труднее это кажется. мне уметь отличать виновных от невиновных . Поэтому никто не был приговорен к наказанию более суровому, чем порка.
В феврале 1670 года губернатор пожаловался, что вдруг повсюду заговорили о ведьмах и что эта истерия распространяется, как огонь по сухой траве. Викарии постоянно писали ему с просьбой о новых судебных процессах над ведьмами, но он отказывался и советовал им вместо этого проповедовать подозреваемым ведьмам. Правительство издало приказ о проведении в церквях королевства особой молитвы, ведьминской молитвы: эта молитва читалась с 1670 по 1677 год.
Суд над ведьмами Мора был первым массовым судом над ведьмами в великой шведской охоте на ведьм, и в последующие годы он разрастался, пока не достиг своего пика в судах над ведьмами в Торсокере в 1675 году и прекратился после казни Малин Матсдоттер в столице . Описания судебных процессов появились в книге Бальтазара Беккера « De Betoverde Weereld» (1691 г.) (переведенной на английский как «Околдованный мир» (1695 г.)), а также в Джозефа Глэнвилла ( «Saducismus Triumphatus» 1683 г.). Знаменитая немецкая иллюстрация казни неверно изображает это событие, поскольку на ней осужденных казнят путем сожжения заживо, как это было в Германии, а не обезглавливают, как это было в Швеции.
Ссылки
[ редактировать ]- Альф Оберг: Ведьмы. . Ведьмы. Великие шведские процессы над ведьмами 1668-1676 гг.) Novum Grafiska AB, Гетеборг, 1989 ISBN 91-24-16385-6 . (на шведском языке)
- Биргитта Лагерлёф-Женетай: Начало шведских процессов над ведьмами 1668-1671 (на шведском языке)