Суды над ведьмами в Вардё (1662–1663)
Суды над ведьмами Вардё проводились в Вардё в Финнмарке в Северной Норвегии зимой 1662–1663 годов и были одними из крупнейших в Скандинавии . Тридцать женщин предстали перед судом по обвинению в колдовстве и заключении договоров с Дьяволом . Одного приговорили к тюремному заключению, двоих замучили до смерти, а восемнадцать сожгли заживо на костре.
Это был третий из трех крупных массовых процессов в Северной Норвегии, которым предшествовали процессы над ведьмами в Вардё (1621 г.) и процессы над ведьмами в Вардё (1651–1653 гг.) , И один из крупнейших процессов над ведьмами в Норвегии. Это был пик охоты на ведьм, которая усилилась в Северной Норвегии со времени первого массового суда в 1621 году. Вардё был центром норвежского Нордкалоттена .
Суд над ведьмой
[ редактировать ]Контекст
[ редактировать ]было проведено около 140 процессов над ведьмами. в Финнмарке В 17 веке с 1601 по 1692 год [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] в том, что, по словам Руне Хагена, иногда считается самым жестоким преследованием в мирное время в Норвегии. В ходе этих процессов к смертной казни был приговорен 91 человек. Мемориал Стейлнесет посвящен этим женщинам, преследуемым как ведьмы. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Начало судебного разбирательства
[ редактировать ]2 сентября 1662 года Дорта Лаурицдоттер. [ 12 ] [ 8 ] [ 13 ] был доставлен на допрос в крепость Вардёхус . Ее уже однажды обвиняли, но оправдали в 1657 году. Лауриц Браас рассказал, что двое из его слуг, недавно умерших, утверждали, что были ею околдованы. Четыре ведьмы во главе с Дортой в образе голубя, орла, вороны и лебедя должны были развязать свои «ветряные узлы» над морем, чтобы лодка затонула, но заговор предположительно провалился, потому что команда помолилась Бог. Дорта была сожжена на костре 6 ноября 1662 года вместе с двумя другими женщинами, а вскоре за ней последовали еще две.
На Рождество 1662 года детям были предъявлены обвинения, когда сестры Ингеборг Иверсдаттер и Карен Иверсдаттер (8 лет), дети одной из недавно казненных женщин, были приведены на допрос к Марен Олсдаттер, племяннице одной из казненных женщин. Дети рассказали множество историй, и священнику с трудом удалось заставить их прочитать катехизис, когда они находились в «trollkvinnefengeselhullet» («ведьминой норе») в крепости, где ведьм держали в ожидании приговора.
Суббота
[ редактировать ]Ингеборг Иверсдаттер [ 14 ] призналась на допросе 26 января 1663 года, что она и Сёльве Нильсдаттер праздновали Рождество 1662 года в Киберге вместе с Марен Олсдаттер и Сигри Клокаре, находясь в заключении в логове ведьм. Она и Сольвейг превратились в кошек, залезли под ворота и встретили Марен и Сигри, прилетевших через море из Вардангер-фьорда, в Киберг. Они ворвались в подвал и налили себе вина, пока не напились, а сатана держал для них свечу. Две взрослые женщины поссорились, и Сёльве настолько напилась, что сатане с трудом удалось поставить ее на ноги и вернуть в тюрьму той же ночью. Священник крепости отметил, что, должно быть, именно поэтому из подвала исчез алкоголь.
на юге Норвегии прошел гигантский шабаш ведьм Сёльве Нильсдаттер призналась на допросах в январе, что на Рождество 1661 года на горе Доврефьель , куда ведьмы прибыли в образах собак и кошек, чтобы пить и танцевать с сатаной. который появился в образе черной собаки. Когда Маргрет Джонсдоттер танцевала с ним, она потеряла туфлю, но сатана дал ей новую.
Дети-свидетели
[ редактировать ]Двенадцатилетняя Марен Олсдаттер [ 6 ] [ 7 ] [ 15 ] мать была казнена за колдовство много лет назад; о девочке заботилась тетка, а теперь, после того как сожгли и тетку, ее саму арестовали. Когда Марен допросили 26 января, ее признанию было уделено большое внимание. Она утверждала, что побывала в аду, где сатана провел ей экскурсию. Сатана показал ей «великую воду» в черной долине, которая начала кипеть, когда он выпустил огонь через железный рог. В воде были люди, которые плакали, как кошки.
Он положил в воду ветчину, и она сразу же приготовилась, и сказал ей, что она тоже сварится в воде в качестве награды, если послужит ему. Позже она посетила шабаш Сатаны на Домене между Свартнесом и Кибергом, где Сатана играл танцевальную музыку на красной скрипке, угощал ведьм пивом и лично сопровождал каждую из них домой. Когда суд спросил ее, каких людей она там видела, она назвала имена пяти женщин, в том числе Ингеборг Крог из Маккаура, которая, по ее словам, последовала за ней в ад в образе голубя.
Ингеборг Крог [ 16 ] был доставлен на допрос. Она отвергла обвинения и подверглась испытанию водой. Когда она не прошла испытание и продолжала заявлять о своей невиновности, ее подвергли пыткам . Под пытками она ни в чем не призналась, за исключением одной истории, которая не удовлетворила суд: она утверждала, что однажды съела рыбу, которую ей предложила женщина, казненная за колдовство в 1653 году, и, возможно, при этом употребила немного магии. случай.
Затем Сёльве Нильсдоттер сказала, что Ингеборг была такой же ведьмой, как и все остальные, что она заставила лодку заблудиться в море и что на самом деле именно она научила их ничего не раскрывать. Ингеборга продолжала утверждать свою невиновность. Ее резали раскаленным железом и клали ей на грудь серу, но единственное, что она сказала, было: «Я не могу лежать ни на себе, ни на других. О нет, такие могут терзать тело, но не могут терзать мою душу». Ингеборгу замучили до смерти, а ее труп положили на острове напротив виселицы.
Восьмилетняя Карен Айверсдаттер заявила, что три ведьмы в образе ворон пытались убить чиновника иглой. Девица Эллен была арестована как одна из них и призналась, что использовала колдовство для воздействия на скот. Эллен была сожжена вместе с Сигри Клокаре 27 февраля 1663 года.
Марен указала на Барбру из Вадсё как на одну из тех, кто летал с Дортой на Домене. Барбра сказала, что Марен обвинила ее, подстрекаемая женой врача Анной Родиус, которая была сослана из Осло в северную Норвегию вместе со своим мужем из-за конфликтов в Осло, и что врач и его жена указали на жену и дочь одного из члены суда как ведьмы. Это было проигнорировано, и 8 апреля 1663 года Барбра была сожжена вместе с четырьмя другими женщинами.
Сёльве Нильсдоттер, Маргретта Йонсдоттер и ещё две женщины были сожжены заживо в Вардё 20 марта 1663 года.
Последствия
[ редактировать ]25 июня 1663 года последняя обвиняемая ведьма, Магдалина из Андерсби, Рагнхильд Эндресдаттер. [ 17 ] и Гертруда Сиверсдаттер, [ 18 ] вместе со своей дочерью Кирстен Сёренсдаттер были вывезены из ведьминой норы. Они утверждали, что Марен и другие дети сделали свои признания под влиянием сосланной Анны Родиус, которая также навещала их в тюрьме и угрожала пытками, чтобы заставить их признаться. Магдалина, Гертруда и Рагнхильд были освобождены. Все дети были оправданы в июне 1663 года.
Марен Олсдаттер рассказала судье Апелляционного суда, что Энн Родиус ввела ее в заблуждение, заставив лгать против других людей, обвиняя их в колдовстве. Согласно документу, хранящемуся в архиве губернатора Финнмарка, судья апелляционного суда Мандруп Сконнебёль приговорил Марен за ложь о себе и других к пребыванию на некоторое время в работном доме в Бергене. Однако это не внесено в протокол Апелляционного суда и, вероятно, не было осуществлено, поскольку есть документы, подтверждающие, что она жила в Вардё после 1663 года. Доктор Амброзиус Родиус [ 19 ] был помилован письмом короля от 2 июля 1666 года, но его жена, Анна Фредериксдаттер Родиус, жила в изгнании в крепости Вардё в Финнмарке до своей смерти в 1672 году.
Это был последний из многих великих процессов над ведьмами в Северной Норвегии. В последующие десятилетия было обвинено больше людей, но только два из этих дел (в 1678 и 1695 годах) привели к смертному приговору.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаген, Руне (24 июня 2008 г.). «Охота на ведьм в Финнмарке раннего Нового времени». Акта Бореалия . 16 : 43–62. дои : 10.1080/08003839908580487 .
- ^ админ (28 декабря 2016 г.). «Злой север: Суды над ведьмами Вардё» . Норвежский американец . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Гуттормсен, Торгрим Сневе; Свенсен, Грета (05 декабря 2016 г.). Наследие, демократия и общественность: подходы стран Северной Европы . Рутледж. ISBN 9781317122319 .
- ^ Хаген, Руне Бликс (1 января 2014 г.). «6 Колдовство и этническая принадлежность: критический взгляд на саамский шаманизм в Северной Норвегии семнадцатого века» . Написание историй охоты на ведьм : 141–166. дои : 10.1163/9789004257917_007 . ISBN 9789004257917 .
- ^ Левак, Брайан П. (9 июня 2015 г.). Справочник по колдовству: второе издание . Рутледж. ISBN 9781317503576 .
- ^ Jump up to: а б Виллумсен, Лив Хелен (01 февраля 2013 г.). «Дети, обвиненные в колдовстве в Финнмарке 17 века». Скандинавский исторический журнал . 38 (1): 18–41. дои : 10.1080/03468755.2012.741450 . ISSN 0346-8755 . S2CID 96469672 .
- ^ Jump up to: а б Виллумсен, Лив Хелен (1 января 1997 г.). «Ведьмы Крайнего Севера». Скандинавский исторический журнал . 22 (3): 199–221. дои : 10.1080/03468759708579352 . ISSN 0346-8755 .
- ^ Jump up to: а б Казолари, Антонио (01 января 2010 г.). Яблоко (на итальянском языке). Печать мигает. ISBN 9788848809979 .
- ^ «Лив Хелен Виллумсен — Суды над колдовством» . www.livhelenewillumsen.no . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Одемарк, Джон (2014). «Культурные различия и развитие в зеркале колдовства - культурная политика демонстрации в мемориале Стейлнесет» . Nordisk Kulturpolitisk Tidsskrift (на норвежском языке). 17 (2): 187–209. doi : 10.18261/ISSN2000-8325-2014-02-03 . ISSN 2000-8325 .
- ^ Йордан, июнь (1 января 2015 г.). «Ведьмин час в Вардё: запоминающаяся атмосфера на месте женского преследования и травм» . www.ingentaconnect.com . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ «Суды над ведьмами в Вардё (Норвегия, 1662 – 1663) – Колдовство» . Мудрые ведьмы и колдовство . 16 декабря 2018 г. Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Делла-Пиана, Патрисия (2010). Ведьма Дейз . Лулу.com. ISBN 9780557763337 .
- ^ Гравер, Ганс Петтер (24 сентября 2019 г.). «Судья, остановивший процессы над ведьмами» . morgenbladet.no (на норвежском букмоле) . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Разговорное слово и социальная практика: устная речь в Европе (1400–1700) . БРИЛЛ. 17 июля 2015 г. ISBN 9789004291829 .
- ^ «Ведьмы у «Врат ада»: самый темный час Норвегии» . www.thelocal.no . 06.07.2013 . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Карбоэ, Рагнхильд . Венесуэльский словарь художников. Издательство Оксфордского университета. 3 октября 2011 г. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.b00096617 .
- ^ Неизвестно (12 апреля 2016 г.). «Там, где горит лед: Осужденные женщины 1662/1663» . Где горит лед . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Рогген, Вибеке (29 сентября 2014 г.), «Амброзиус Родиус» , норвежский биографический лексикон (на норвежском языке) , получено 25 октября 2019 г.
- Til Ild og Bâl - Краткий обзор процессов над ведьмами в Финнмарке Кирстен Берг
- Сочельник ведьм - Рождественский мотив в норвежских процессах колдовства, автор Руне Бликс Хаген. [ мертвая ссылка ]
- Список процессов над ведьмами в Северной Норвегии 1593–1695 гг.
- Ведьмы Севера: Шотландия и Финнмарк Лив Хелен Виллумсен
Литература
[ редактировать ]- Руне Бликс Хаген, Сочельник ведьм, рождественский мотив в норвежских процессах над колдовством ( (на норвежском языке) )
- Лив Хелен Виллумсен, Суд над колдовством в Финнмарке, Северная Норвегия (на английском и норвежском языках)
- Лив Хелен Виллумсен, Ведьмы Севера, Шотландии и Финнмарка