Jump to content

Суды над ведьмами в Вардё (1662–1663)

Суды над ведьмами Вардё проводились в Вардё в Финнмарке в Северной Норвегии зимой 1662–1663 годов и были одними из крупнейших в Скандинавии . Тридцать женщин предстали перед судом по обвинению в колдовстве и заключении договоров с Дьяволом . Одного приговорили к тюремному заключению, двоих замучили до смерти, а восемнадцать сожгли заживо на костре.

Это был третий из трех крупных массовых процессов в Северной Норвегии, которым предшествовали процессы над ведьмами в Вардё (1621 г.) и процессы над ведьмами в Вардё (1651–1653 гг.) , И один из крупнейших процессов над ведьмами в Норвегии. Это был пик охоты на ведьм, которая усилилась в Северной Норвегии со времени первого массового суда в 1621 году. Вардё был центром норвежского Нордкалоттена .

Суд над ведьмой

[ редактировать ]

Контекст

[ редактировать ]

было проведено около 140 процессов над ведьмами. в Финнмарке В 17 веке с 1601 по 1692 год [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] в том, что, по словам Руне Хагена, иногда считается самым жестоким преследованием в мирное время в Норвегии. В ходе этих процессов к смертной казни был приговорен 91 человек. Мемориал Стейлнесет посвящен этим женщинам, преследуемым как ведьмы. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Начало судебного разбирательства

[ редактировать ]

2 сентября 1662 года Дорта Лаурицдоттер. [ 12 ] [ 8 ] [ 13 ] был доставлен на допрос в крепость Вардёхус . Ее уже однажды обвиняли, но оправдали в 1657 году. Лауриц Браас рассказал, что двое из его слуг, недавно умерших, утверждали, что были ею околдованы. Четыре ведьмы во главе с Дортой в образе голубя, орла, вороны и лебедя должны были развязать свои «ветряные узлы» над морем, чтобы лодка затонула, но заговор предположительно провалился, потому что команда помолилась Бог. Дорта была сожжена на костре 6 ноября 1662 года вместе с двумя другими женщинами, а вскоре за ней последовали еще две.

На Рождество 1662 года детям были предъявлены обвинения, когда сестры Ингеборг Иверсдаттер и Карен Иверсдаттер (8 лет), дети одной из недавно казненных женщин, были приведены на допрос к Марен Олсдаттер, племяннице одной из казненных женщин. Дети рассказали множество историй, и священнику с трудом удалось заставить их прочитать катехизис, когда они находились в «trollkvinnefengeselhullet» («ведьминой норе») в крепости, где ведьм держали в ожидании приговора.

Ингеборг Иверсдаттер [ 14 ] призналась на допросе 26 января 1663 года, что она и Сёльве Нильсдаттер праздновали Рождество 1662 года в Киберге вместе с Марен Олсдаттер и Сигри Клокаре, находясь в заключении в логове ведьм. Она и Сольвейг превратились в кошек, залезли под ворота и встретили Марен и Сигри, прилетевших через море из Вардангер-фьорда, в Киберг. Они ворвались в подвал и налили себе вина, пока не напились, а сатана держал для них свечу. Две взрослые женщины поссорились, и Сёльве настолько напилась, что сатане с трудом удалось поставить ее на ноги и вернуть в тюрьму той же ночью. Священник крепости отметил, что, должно быть, именно поэтому из подвала исчез алкоголь.

на юге Норвегии прошел гигантский шабаш ведьм Сёльве Нильсдаттер призналась на допросах в январе, что на Рождество 1661 года на горе Доврефьель , куда ведьмы прибыли в образах собак и кошек, чтобы пить и танцевать с сатаной. который появился в образе черной собаки. Когда Маргрет Джонсдоттер танцевала с ним, она потеряла туфлю, но сатана дал ей новую.

Дети-свидетели

[ редактировать ]

Двенадцатилетняя Марен Олсдаттер [ 6 ] [ 7 ] [ 15 ] мать была казнена за колдовство много лет назад; о девочке заботилась тетка, а теперь, после того как сожгли и тетку, ее саму арестовали. Когда Марен допросили 26 января, ее признанию было уделено большое внимание. Она утверждала, что побывала в аду, где сатана провел ей экскурсию. Сатана показал ей «великую воду» в черной долине, которая начала кипеть, когда он выпустил огонь через железный рог. В воде были люди, которые плакали, как кошки.

Он положил в воду ветчину, и она сразу же приготовилась, и сказал ей, что она тоже сварится в воде в качестве награды, если послужит ему. Позже она посетила шабаш Сатаны на Домене между Свартнесом и Кибергом, где Сатана играл танцевальную музыку на красной скрипке, угощал ведьм пивом и лично сопровождал каждую из них домой. Когда суд спросил ее, каких людей она там видела, она назвала имена пяти женщин, в том числе Ингеборг Крог из Маккаура, которая, по ее словам, последовала за ней в ад в образе голубя.

Ингеборг Крог [ 16 ] был доставлен на допрос. Она отвергла обвинения и подверглась испытанию водой. Когда она не прошла испытание и продолжала заявлять о своей невиновности, ее подвергли пыткам . Под пытками она ни в чем не призналась, за исключением одной истории, которая не удовлетворила суд: она утверждала, что однажды съела рыбу, которую ей предложила женщина, казненная за колдовство в 1653 году, и, возможно, при этом употребила немного магии. случай.

Затем Сёльве Нильсдоттер сказала, что Ингеборг была такой же ведьмой, как и все остальные, что она заставила лодку заблудиться в море и что на самом деле именно она научила их ничего не раскрывать. Ингеборга продолжала утверждать свою невиновность. Ее резали раскаленным железом и клали ей на грудь серу, но единственное, что она сказала, было: «Я не могу лежать ни на себе, ни на других. О нет, такие могут терзать тело, но не могут терзать мою душу». Ингеборгу замучили до смерти, а ее труп положили на острове напротив виселицы.

Восьмилетняя Карен Айверсдаттер заявила, что три ведьмы в образе ворон пытались убить чиновника иглой. Девица Эллен была арестована как одна из них и призналась, что использовала колдовство для воздействия на скот. Эллен была сожжена вместе с Сигри Клокаре 27 февраля 1663 года.

Марен указала на Барбру из Вадсё как на одну из тех, кто летал с Дортой на Домене. Барбра сказала, что Марен обвинила ее, подстрекаемая женой врача Анной Родиус, которая была сослана из Осло в северную Норвегию вместе со своим мужем из-за конфликтов в Осло, и что врач и его жена указали на жену и дочь одного из члены суда как ведьмы. Это было проигнорировано, и 8 апреля 1663 года Барбра была сожжена вместе с четырьмя другими женщинами.

Сёльве Нильсдоттер, Маргретта Йонсдоттер и ещё две женщины были сожжены заживо в Вардё 20 марта 1663 года.

Последствия

[ редактировать ]

25 июня 1663 года последняя обвиняемая ведьма, Магдалина из Андерсби, Рагнхильд Эндресдаттер. [ 17 ] и Гертруда Сиверсдаттер, [ 18 ] вместе со своей дочерью Кирстен Сёренсдаттер были вывезены из ведьминой норы. Они утверждали, что Марен и другие дети сделали свои признания под влиянием сосланной Анны Родиус, которая также навещала их в тюрьме и угрожала пытками, чтобы заставить их признаться. Магдалина, Гертруда и Рагнхильд были освобождены. Все дети были оправданы в июне 1663 года.

Марен Олсдаттер рассказала судье Апелляционного суда, что Энн Родиус ввела ее в заблуждение, заставив лгать против других людей, обвиняя их в колдовстве. Согласно документу, хранящемуся в архиве губернатора Финнмарка, судья апелляционного суда Мандруп Сконнебёль приговорил Марен за ложь о себе и других к пребыванию на некоторое время в работном доме в Бергене. Однако это не внесено в протокол Апелляционного суда и, вероятно, не было осуществлено, поскольку есть документы, подтверждающие, что она жила в Вардё после 1663 года. Доктор Амброзиус Родиус [ 19 ] был помилован письмом короля от 2 июля 1666 года, но его жена, Анна Фредериксдаттер Родиус, жила в изгнании в крепости Вардё в Финнмарке до своей смерти в 1672 году.

Это был последний из многих великих процессов над ведьмами в Северной Норвегии. В последующие десятилетия было обвинено больше людей, но только два из этих дел (в 1678 и 1695 годах) привели к смертному приговору.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хаген, Руне (24 июня 2008 г.). «Охота на ведьм в Финнмарке раннего Нового времени». Акта Бореалия . 16 : 43–62. дои : 10.1080/08003839908580487 .
  2. ^ админ (28 декабря 2016 г.). «Злой север: Суды над ведьмами Вардё» . Норвежский американец . Проверено 25 октября 2019 г.
  3. ^ Гуттормсен, Торгрим Сневе; Свенсен, Грета (05 декабря 2016 г.). Наследие, демократия и общественность: подходы стран Северной Европы . Рутледж. ISBN  9781317122319 .
  4. ^ Хаген, Руне Бликс (1 января 2014 г.). «6 Колдовство и этническая принадлежность: критический взгляд на саамский шаманизм в Северной Норвегии семнадцатого века» . Написание историй охоты на ведьм : 141–166. дои : 10.1163/9789004257917_007 . ISBN  9789004257917 .
  5. ^ Левак, Брайан П. (9 июня 2015 г.). Справочник по колдовству: второе издание . Рутледж. ISBN  9781317503576 .
  6. ^ Jump up to: а б Виллумсен, Лив Хелен (01 февраля 2013 г.). «Дети, обвиненные в колдовстве в Финнмарке 17 века». Скандинавский исторический журнал . 38 (1): 18–41. дои : 10.1080/03468755.2012.741450 . ISSN   0346-8755 . S2CID   96469672 .
  7. ^ Jump up to: а б Виллумсен, Лив Хелен (1 января 1997 г.). «Ведьмы Крайнего Севера». Скандинавский исторический журнал . 22 (3): 199–221. дои : 10.1080/03468759708579352 . ISSN   0346-8755 .
  8. ^ Jump up to: а б Казолари, Антонио (01 января 2010 г.). Яблоко (на итальянском языке). Печать мигает. ISBN  9788848809979 .
  9. ^ «Лив Хелен Виллумсен — Суды над колдовством» . www.livhelenewillumsen.no . Проверено 25 октября 2019 г.
  10. ^ Одемарк, Джон (2014). «Культурные различия и развитие в зеркале колдовства - культурная политика демонстрации в мемориале Стейлнесет» . Nordisk Kulturpolitisk Tidsskrift (на норвежском языке). 17 (2): 187–209. doi : 10.18261/ISSN2000-8325-2014-02-03 . ISSN   2000-8325 .
  11. ^ Йордан, июнь (1 января 2015 г.). «Ведьмин час в Вардё: запоминающаяся атмосфера на месте женского преследования и травм» . www.ingentaconnect.com . Проверено 25 октября 2019 г.
  12. ^ «Суды над ведьмами в Вардё (Норвегия, 1662 – 1663) – Колдовство» . Мудрые ведьмы и колдовство . 16 декабря 2018 г. Проверено 25 октября 2019 г.
  13. ^ Делла-Пиана, Патрисия (2010). Ведьма Дейз . Лулу.com. ISBN  9780557763337 .
  14. ^ Гравер, Ганс Петтер (24 сентября 2019 г.). «Судья, остановивший процессы над ведьмами» . morgenbladet.no (на норвежском букмоле) . Проверено 25 октября 2019 г.
  15. ^ Разговорное слово и социальная практика: устная речь в Европе (1400–1700) . БРИЛЛ. 17 июля 2015 г. ISBN  9789004291829 .
  16. ^ «Ведьмы у «Врат ада»: самый темный час Норвегии» . www.thelocal.no . 06.07.2013 . Проверено 25 октября 2019 г.
  17. ^ Карбоэ, Рагнхильд . Венесуэльский словарь художников. Издательство Оксфордского университета. 3 октября 2011 г. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.b00096617 .
  18. ^ Неизвестно (12 апреля 2016 г.). «Там, где горит лед: Осужденные женщины 1662/1663» . Где горит лед . Проверено 25 октября 2019 г.
  19. ^ Рогген, Вибеке (29 сентября 2014 г.), «Амброзиус Родиус» , норвежский биографический лексикон (на норвежском языке) , получено 25 октября 2019 г.

Литература

[ редактировать ]
  • Руне Бликс Хаген, Сочельник ведьм, рождественский мотив в норвежских процессах над колдовством ( (на норвежском языке) )
  • Лив Хелен Виллумсен, Суд над колдовством в Финнмарке, Северная Норвегия (на английском и норвежском языках)
  • Лив Хелен Виллумсен, Ведьмы Севера, Шотландии и Финнмарка
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72cd6a2ae8a42f5bffb26ace06c01332__1717688520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/32/72cd6a2ae8a42f5bffb26ace06c01332.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vardø witch trials (1662–1663) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)