Jump to content

Суды над ведьмами в Швеции

Ведьминские процессы в Море. Внизу черти и ведьмы. Наверху женщины и дети допрашиваются и дают показания. Пленник гонит стаю заключенных в тюрьму ведьм и волшебников. Вокруг костра, где горят осужденные, ведьмы несут детей на метлах, коз и мусор, а демоны в остатках животных падают в воздух. Немецкая гравюра на меди 1670 года.

Швеция была страной, в которой было мало судов над ведьмами по сравнению с другими странами Европы. В Швеции до последнего случая в 1704 году за колдовство было казнено около четырехсот человек. [1] Большинство этих случаев (около 280) произошли в течение короткого, но интенсивного периода; восемь лет между 1668 и 1676 годами, когда произошла ведьминская истерия под названием Det stora oväsendet («Великий шум»), вызвавшая большое количество судебных процессов над ведьмами в стране. Именно этот печально известный период интенсивной охоты на ведьм наиболее известен и изучен. [2]

Первая волна: шведские процессы над ведьмами до 1668 года

[ редактировать ]

В средние века колдовство не считалось серьёзным преступлением. Колдовство было криминализировано в Швеции и Финляндии Законом графства 1350 года, который предусматривал смертную казнь за колдовство только в том случае, если оно было соединено с убийством ( Maleficium ). [3] но нет подтвержденных случаев, когда кого-либо действительно казнили за колдовство в Швеции в средние века.

Есть несколько случаев колдовства, результат которых неизвестен (но, вероятно, это были штрафы), например, случай из Арбоги в 1471 году, когда Карин и Биргитта Андерсдоттер были обвинены в колдовстве. городской записной книжки [4] Другой случай, дело Эрика Клоэссона из 1492 года, который был казнен за общение с языческим богом Одином (которого христианская церковь считала демоном), можно отнести к категории суда над ведьмами, но также и как суд над ересью .

Этот закон действовал до 1608 года.

В XVI веке закон стали трактовать более строго. В период со шведской Реформации с 1527 по 1596 год в Швеции было проведено около 100 процессов над ведьмами, в результате которых, возможно, в общей сложности погибло десять человек. Эти судебные процессы в основном проходили в Смоланде и Гёталанде .

В 1550 году Ласес Биргитта из Эланда стала первой женщиной в Швеции, казненной за колдовство. В 1551 году король Густав Васа приказал арестовать, привлечь к ответственности, заключить в тюрьму и пытать тех, кто подозревался в убийстве его секретаря Клеменса Ханссона с помощью яда и колдовства , но, похоже, его требования не были выполнены. Одной из этих женщин суд предложил принести присягу на так называемом толвманнаэде (буквально: «Клятва двенадцати мужчин»). Однако суд состоялся только в 1563 году, когда наследники Ханссона вынесли его на высший королевский совет. Затем женщине предложили пройти предложенную ранее присягу с условием, что если она не сможет, то будет признана виновной, то есть будет приговорена к уплате штрафа «по шведскому законодательству».

В 1571 году священникам страны было приказано обращать внимание на все признаки колдовства в общинах, а в следующем году было введено положение об исключении из общины тех, кто занимался колдовством. произошло несколько подобных случаев Сообщается, что за это время в Вермланде . были казнены две женщины В 1575 году во Фриксдалене , а позже, в 1607-1610 годах, был поднят ряд дополнительных дел, которые были переданы шведскому королю Карлу IX , где в нескольких из них применялись пытки. [5]

епископа Авраама Ангерманнуса Поездка по стране в 1596–1597 годах, по сути, заключительный этап шведской Реформации , направленный на искоренение всего, что не соответствовало протестантским обычаям, привела к волне около 140 процессов над ведьмами, особенно в Гёталанде; однако они привели не к смертной казни, а к штрафам, позорному столбу, порке и другим дисциплинарным наказаниям. [6]

В 1597 году три женщины в Хельсингланде были обвинены в перелете через «горы и долины» в Блокуллу , где они вступили в половую связь с сатаной , что было одним из первых случаев, когда женщин в Швеции обвиняли в посещении шабаша ведьм . Примечательными были случаи с Бритой Пипаре и Геске в столице Стокгольма, которые также включали описания колдовства того типа, которое к тому времени стало современным на континенте. [6] Однако старый шведский закон о колдовстве не был предназначен для рассмотрения дел о колдовстве так, как это делалось в соседней Германии, и смертные приговоры не могли быть вынесены в этих случаях, поскольку закон не допускал смертной казни за общение с Дьяволом. , которые иллюстрируют трудности, с которыми властям приходится иметь дело с этим новым явлением. [6]

Однако король Карл IX, будучи протестантским реформатором и знающим слова Библии , где колдовство осуждалось смертью, лично был сторонником строгости по отношению к колдовству. В 1607 году Карл IX приговорил к сожжению женщину, обвиненную в том, что она высосала всю силу и кровь своего сына через мага. Маг также подвергся судебному преследованию по приказу короля, но неизвестны документы, подтверждающие, как его преследовали. Это также единственное известное обвинение в вампиризме в шведских ведьмовских процессах.

В 1608 году в Швеции был принят современный Закон о колдовстве. Он заменил старый закон, согласно которому колдовство наказывалось только в сочетании с убийством. ввел смертную казнь за все виды колдовства, основываясь на библейских писаниях: «Волшебнице не оставь жизни». Этот закон положил начало настоящей охоте на ведьм в Швеции, а в период 1610-х годов действительно началась первая шведская охота на ведьм.

В 1611 году женщина по имени Карин из Оклекварны по королевскому приказу подверглась испытанию водой, однако результат ее преследования утерян. В том же году произошло знаменитое дело Элин и Хорснес , на смертельный исход которого, вероятно, повлияли новые законы, поскольку ранее она была обвинена, но оправдана. В 1610-х годах первая настоящая охота на ведьм в Швеции, приведшая к смертным приговорам, произошла в герцогстве Эстергётланд по приказу шведской принцессы Марии Елизаветы . [1] Лусси из Свартторпа в Хеллестаде призналась, что присутствовала на шабаше ведьм в Блокулле и занималась сексом с сатаной, а семь женщин были казнены на суде над ведьмами в Финспонге в 1617 году. Вероятно, было еще несколько человек, которые были обвинены и осуждены во время охоты на ведьм в 1610-е годы, но количество случаев и казней плохо задокументировано, поскольку большая часть современной документации утеряна. В 1619 году две «ведьмы» были заключены в тюрьму в Евле за сношение с сатаной в Блокулле .

Другие менее известные ранние процессы, в которых несколько человек были осуждены одновременно, в том числе в Рамзеле 1634 г. , Норчёпинге 1617 г., северном Вермланде 1603–07 и Вассунде 1603 г. Из-за большого количества обвиняемых в северном Вермланде, похоже, это произошло количество судебных процессов близко к тому же, что и в Эстергётланде, но поскольку решение суда отсутствует, последствия этих судебных процессов практически неизвестны. Однако в сохранившемся документе говорится, что человек по имени Матс в Олаби был приговорен по законам Уппланда и Вестероса к сожжению. «жену Улофа Феца» к обезглавливанию и сожжению в Эребру приговорил В 1633 году Апелляционный суд Свеа за то, что она призналась, что однажды была в Блокулле и вступала в связь с сатаной.

Первая волна судебных процессов в Швеции, которая произошла между 1590-ми и 1610-ми годами (это также был самый напряженный период времени в Европе), прекратилась в 1620-х годах, и в течение следующих сорока лет смертная казнь за колдовство была редким приговором в Швеции. . Эти первые процессы над ведьмами были немногочисленны по сравнению с большой истерией, которая разразилась в 1660-х и 70-х годах. В 1635 году парламент, в задачу которого входило подтверждение смертных приговоров, вынесенных местными судами, выразил облегчение в связи с тем, что за последние несколько лет ему было сообщено очень мало случаев судебных процессов над ведьмами.

Хотя в первой половине 17 века в Швеции суды над ведьмами стали более распространенными, они редко заканчивались смертными приговорами. До 1668 года наиболее распространенным исходом для обвиняемого в колдовстве в Швеции было освобождение обвиняемого или наказание, отличное от смертной казни. Например, из 14 человек (3 мужчин и 11 женщин), обвиненных в колдовстве (3 за колдовство, 7 за причинение вреда людям или животным) в провинции Даларна в 1631–1667 гг., подавляющее большинство получили такое мягкое наказание, как в виде изгнания или штрафа. Согласно книгам Фрикдала о праве верхнего округа, в 1630–1671 годах было проведено 16 процессов над колдовством (5 против мужчин, 11 против женщин), большинство из которых не закончились смертной казнью. Действительно, самым серьезным судебным процессом в Даларне до 1668 года считается дело Холла Карина в 1663 году, которое закончилось изгнанием из этого района вместо смертной казни.

Суды над ведьмами во время правления королевы Кристины почти не происходили . В 1648 году громкое дело Улофа Монссона было заменено смертным приговором на дисциплинарное наказание. Зимой 1649 года королева приказала суд над ведьмами в шведской провинции Бремен-Верден остановить в Германии, чтобы он не перерос в массовый суд. Однако в то время смертная казнь все же применялась в судебных процессах над колдовством, хотя и редко. В 1650 году две старухи из Умео признались, что путешествовали в Блокуллу и использовали магические трюки, чтобы доить других коров, и были приговорены к смертной казни согласно закону 1608 года. Когда Высокий суд, вынесший приговор об обезглавливании и последующем сожжении на костре, передал дело Кристине, она утвердила смертный приговор. В 1653 году женщину из Лита в Емтланде также приговорили к смертной казни за убийство скота с помощью магии. Это считается последним смертным приговором за колдовство в Швеции до 1668 года. По оценкам, до 1668 года в Швеции было казнено чуть менее сотни казней за колдовство. [1]

«Великий шум» 1668–1676 гг.

[ редактировать ]

Самая крупная и известная шведская охота на ведьм началась в 1668 году во время правления Карла XI , когда истерия под названием Det stora oväsendet (буквально: «Великий шум») привела к почти тремстам казням (больше, чем за любой предшествующий период). восемь лет до 1676 года, когда они были остановлены. [6] Они происходили в основном на севере Швеции и в бывшей датской провинции Бохуслен .

Охота на ведьм началась, когда Ларс Эльвиус, пастор церкви в Эльвдалене в Даларне , допросил маленькую девочку-пастушку Гертруду Свенсдоттер , которая указала на Марет Йонсдоттер за то, что она похитила ее на шабаш ведьм Сатаны в Блокуле. [6] Это переросло в крупный судебный процесс в Море в Даларне в 1668 году, на котором 17 человек были приговорены к смертной казни за похищение детей сатане. Дети, которые считались жертвами и свидетелями, также были наказаны (не за то, что они были свидетелями, а за то, что они были у сатаны и участвовали в Шабаше, хотя и были похищены) - в Море 148 детей были приговорены к порке или броску сквозь строй. . [6]

Суд над Морой привлек внимание и вызвал истерию в стране. Охота на ведьм 1668–1676 годов носила эндемичный характер: она распространялась в виде слухов устно от прихода к приходу, а не ограничивалась одним местом. Феномен, когда ведьмы похищали детей на шабаш ведьм сатаны из Блокулы, где они подвергались сексуальному насилию и были вынуждены продать свои души, вызвал массовую панику среди родителей нации и родителей нескольких приходов, встревоженных слухами. среди своих детей, стали требовать от властей проведения проверок в их приходах. [6] Таким образом, судебные процессы над ведьмами распространялись из прихода в приход, когда все больше и больше родителей требовали, чтобы истории их детей были расследованы.

В конце концов, паника вокруг ведьм, распространившаяся по провинциям, и растущее число местных судов над ведьмами заставили правительство сформировать центральную национальную комиссию по колдовству в попытке взять ситуацию под контроль. Правила Комиссии по колдовству были изданы королем в 1673 и 1674 годах. [6] Постановление 1673 года гласило, что законно казнить только тех обвиняемых, которые добровольно сознались и сыграли ведущую роль. В пересмотренных правилах 1674 года говорилось, что людей можно казнить, даже если они не сознались, но с этого момента пытки были законными для того, чтобы заставить их признаться (пытки широко применялись и раньше, но без законного разрешения). [6] Комиссия была разделена на два отдела под руководством губернатора Карла Ларссона Спарре, который сохранил за собой право утверждать все приговоры до их законного исполнения. Все осужденные были казнены путем обезглавливания, после чего их останки были сожжены на костре. [6]

Худшая фаза произошла в 1675 году, когда около 110 человек были казнены в Онгерманланде и Гестрикланде . В процессах над ведьмами в Торсокере в Онгерманланде участвовал 71 человек; из них 65 женщин (каждая пятая женщина в приходе Торсокерс), 2 мужчины и 4 мальчика были обезглавлены, а затем сожжены на костре 1 июня 1675 года. [6] По некоторым данным, 9 человек были казнены уже 28 марта, а остальные 62 — 1 июня 1675 года на горе в пограничной местности между приходами Торсокерс, Дальс и Иттерленнес. [6] В июне 1675 года истерия достигла столицы Стокгольма в виде мигрирующего ребенка-свидетеля Евле Боя , который прибыл в столицу из провинциального города Евле после того, как дал показания на суде над ведьмой своей матери. были казнены восемь женщин Во время процессов над ведьмами Катарины в приходе Катарина в Стокгольме в 1676 году : Анна Сиппель , Бритта Сиппель , Анна Мондоттер, Анна Персдоттер Лярка, Мария Йорансдоттер, Маргарета Матсдоттер, Анна Симонсдоттер Хак и Малин Матсдоттер , последняя из которых была , уникально, сгорел заживо. [6]

Однако судебные процессы над ведьмами в приходе Катарины в Стокгольме должны были стать концом всей шведской охоты на ведьм. Во время разбирательства в Стокгольме несколько членов Комиссии по колдовству, в частности Эрик Нореус и Урбан Хиярне , выражали растущую обеспокоенность по поводу прав обвиняемых и показаний, используемых для их осуждения, особенно потому, что показания давались детьми, которых просто спросили. подтвердить свои прежние утверждения, а не повторять их. 11 сентября 1676 года один из детей-свидетелей признался в суде, что солгал. [6] За этим признанием последовало полное разоблачение всех детей-свидетелей в суде, которые признались во лжи и вместо этого были обвинены в даче ложных показаний. [6] Как следствие, Комиссия по колдовству немедленно приказала прекратить охоту на ведьм по всей стране и начала расследование того, как можно эффективно остановить истерию ведьм. [6]

В 1677 году Комиссия по колдовству и правительство приказали духовенству по всей стране прекратить любую панику вокруг ведьм, проведя благодарственную молитву за кафедрами, поблагодарив Бога за то, что ведьмам теперь навсегда запретили въезд в Королевство. [6] Когда некоторые священнослужители протестовали и настаивали на том, что ведьмы действительно были виновны и что колдовство было реальным, Комиссия по колдовству прочитала им лекцию и заставила их подчиниться. Этим актом в Швеции была прекращена великая охота на ведьм, известная как «Великий шум» 1668–1676 годов, и Комиссия по колдовству была распущена. [6]

Хотя Закон о колдовстве 1608 года все еще действовал по закону, Апелляционный суд Свеа не хотел подтверждать смертные приговоры за колдовство, о которых им сообщили местные суды после 1676 года. Хотя дела о колдовстве время от времени возникали в конце 17 - начале 18 веков, они были немногочисленны и единичны, а обвинительные приговоры местных судов обычно заменялись меньшим наказанием или вообще отменялись высокими судами.

Смертные приговоры суда над ведьмами в Венделе в 1687 году были отменены Апелляционным судом Свеа, а суды над ведьмами в Малунге в 1708 году и Лександе в 1714 году закончились оправдательными приговорами. В 1711 году барон Люцов, а в 1718 году уппсальский студент Даниэль Салтениус были приговорены к смертной казни за сделку с дьяволом , но в обоих случаях приговор был заменен тюремным заключением.

Сомнительно, следует ли квалифицировать суд 1693 года над саамским шаманом Ларсом Нильссоном как суд над ведьмами. Подобно Эрику Клоэссону двумя столетиями ранее, он на самом деле был казнен за язычество или идолопоклонство, поскольку поклонялся языческому богу. Однако христианская церковь считала языческих богов демонами, а поклонение им - сатанизмом, что позволяло казнить их с помощью все еще существующего акта колдовства. Хотя для этих казней использовалось колдовство, на самом деле они скорее были частью преследований идолопоклонства во время христианизации саамского народа .

15 июня 1704 года Анна Эриксдоттер была обезглавлена ​​как последний человек, казненный за колдовство в Швеции. процесса над ведьмами в Сёдра-Ню в Вермланде В 1724 году в результате несколько человек были признаны виновными в колдовстве, но они не были казнены. Этот процесс над ведьмами сначала рассматривал местный суд. Когда об этом стало известно высшему суду, они взяли его под свой контроль, чтобы остановить. Они ограничились приговорами только тех, кто сам сознался. Суд назвал их дураками, признавшими себя виновными из-за безумных снов, вызванных рассказами о Великом Шуме пятьдесят лет назад, и приговорил их к порке и изгнанию из прихода. [1]

Последний суд над ведьмами в Швеции состоялся в Оле в Даларне в 1757 году, когда несколько человек подверглись пыткам и были вынуждены признаться. Этот судебный процесс был проведен местной церковью с одобрения местного губернатора. Однако, хотя формально закон о колдовстве так и не был отменен, суды над ведьмами на практике к этому моменту считались в Швеции несуществующим явлением. Когда графиня Катрин Шарлотта Де ла Гарди , посетившая провинцию суда над ведьмами, сообщила властям в столице, что в провинции проходит суд над ведьмами, центральные власти немедленно распорядились прекратить суд, а обвиняемые были освобождены. и получили денежную компенсацию за пытки, которые им пришлось пережить. [1]

В 1779 году смертная казнь за колдовство была окончательно отменена.

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Анкарлоо, Бенгт, ярость сатаны: правдивая история о великом колдовстве в Швеции и соседних странах, Ордфронт, Стокгольм, 2007 г.
  2. ^ Тидерман-Остерберг, Дженни (25 октября 2021 г.). «Шведские процессы над ведьмами: как противостоять темному наследию» . Народная жизнь . Проверено 9 декабря 2021 г.
  3. ^ Анкарлоо, Бенгт и Хеннингсен, Густав (ред.), Сочинения. Том 13, Европа ведьм 1400-1700: исторические и антропологические исследования . Стокгольм: Нерениус и Сантерус, 1987.
  4. ^ [1]
  5. ^ Сунд, Билл (21 ноября 2016 г.), «Элита и широта. Власть в металле и Шведской футбольной ассоциации с 1950-х годов», Times of Knowledge. Исторические взгляды на общество знаний , Издательство Стокгольмского университета, стр. 80–95, номер домена : 10.16993/bai.f , ISBN.  9789176350355
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Альф Оберг (1989). Ведьмы. Великие процессы над колдовством в Швеции 1668-1676 гг. Гетеборг: Novum Grafiska AB. ISBN 91-24-16385-6

Библиография

[ редактировать ]
  • Начало шведских процессов над ведьмами 1668-1671 гг . Стокгольм: Академитрик АБ. 1990. ISBN  91-22-01382-2 .
  • Анкарлоо, Бенгт, ярость сатаны: правдивая история о великом колдовстве в Швеции и соседних странах, Ордфронт, Стокгольм, 2007 г.
  • Бенгт Анкарлоо, Суды над ведьмами в Швеции
  • Карл Гримберг: Прекрасные судьбы шведского народа IV. 1660-1707 гг.
  • Ян Гийу, защитник ведьм, Piratförlaget 2002 ( ISBN   916420037X )
  • Калле Холмквист, Ondskan i Nordingrå
  • Реестр короля Густава Первого, т. 22, стр. 31 ф.
  • Теодор Норлин: История шведской церкви, том 1, Глируп, 1864 г.
  • Оберг, Альф, Ведьмы: великие процессы над ведьмами в Швеции 1668–1676, Esselte studium/Akademiförl., Гетеборг, 1989
  • Андреас Осборн, Суды над ведьмами в Даларне
  • Викман, Стуре; Ведьмы на реке Несет в сборнике эссе «Ведьмы, шаманы и перерожденные»; Издательство Время, 1992.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2899abf22e73cb1cd7195ef49156414e__1713707940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/4e/2899abf22e73cb1cd7195ef49156414e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Witch trials in Sweden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)