Суд над ведьмами в Вардё (1621 г.)
Суд над ведьмами в Вардё ( Heksejakten i Vardø ), который состоялся в Вардё в Финнмарке в Северной Норвегии в 1621 году, был первым крупным судом над ведьмами в Северной Норвегии и одним из крупнейших процессов над ведьмами в Скандинавии . [ 1 ] Это был первый из трех крупных массовых процессов в Северной Норвегии, за которым последовали процессы над ведьмами в Вардё (1651–1653) и процессы над ведьмами в Вардё (1662–1663), а также один из крупнейших процессов над ведьмами в Норвегии.
Фон
[ редактировать ]24 декабря 1617 года в Восточном Финнмарке на севере Норвегии случился ужасный шторм, в результате которого «море и небо стали одним целым». [ 2 ] Это произошло внезапно, «как будто вырванное из мешка». [ 2 ] Подавляющее большинство мужского населения в то время находилось в море и было застигнуто врасплох штормом, в результате которого было потоплено десять лодок и сорок человек. новый закон о колдовстве и колдовстве для союза Дании и Норвегии В том же году был издан , который был объявлен в Финнмарке в 1620 году. [ 2 ]
Суд над ведьмой
[ редактировать ]Зимой и весной 1621 года в крепости Вардёхус в Вардё, центре норвежского Финнмарка, была допрошена женщина из Киберга , Мари Йоргенсдаттер под пытками состоялся суд над ведьмами. Там 21 января . Она рассказала, что Сатана пришёл к ней ночью на Рождество 1620 года и попросил последовать за ним в дом её соседки Кирсти Сёренсдаттер. Он спросил ее, будет ли она служить ему, и она ответила утвердительно, после чего он дал ей ведьминское клеймо, укусив ее между пальцами левой руки. [ 3 ]
Затем они отправились к Кирсти, которая сказала, что Мари должна пойти с ней на рождественскую вечеринку на гору Лидхорн недалеко от города Берген в Западной Норвегии, на расстоянии более 1600 километров. Затем она набросила на Мари лисью шкуру и превратила ее в форму лисы. [ 4 ]
Когда Мари летела с Кирсти по воздуху на юг, навстречу шабашу Сатаны, она видела, как многие ее знакомые делали то же самое, в основном женщины, но также и двое мужчин; они прибыли из Киберга, Вардё , Эккерёя , Вадсё и других общин вдоль Варангер-фьорда , превратившись в кошек, собак, морских чудовищ и птиц, чтобы их нельзя было узнать.
На вершине горы Лидхорн сатанинская рождественская вечеринка была отмечена танцами и выпивкой, после чего ведьмы улетели обратно в Финнмарк, за исключением Кирсти, которая посетила Берген, а затем проделала долгий путь домой по морю.
Мари также призналась, что ведьмы были ответственны за великий шторм 1617 года. Она утверждала, что ведьмы вызвали шторм из-за конфликтов между соседями на Рождество 1617 года и заставили многих людей утонуть. Они также вступали в половую связь с дьяволами и демонами , пока их люди были в море.
Другая женщина, допрошенная в январе, Эльза Кнутсдаттер, подтвердила, что в Рождество 1617 года ведьмы трижды связали рыболовную веревку, плюнули на нее и развязали, после чего «море поднялось, как пепел, и погибли люди». Эльза была арестована после того, как ее видели в компании демонов в образах черных кошек и собак, и она подверглась испытанию водой.
Энн Ларсдаттер из Вадсё , подвергшаяся испытанию водой, в своем признании заявила, что Дьявол связывал ведьмам языки, чтобы они не могли ни плакать, ни исповедоваться, пока не подвергнутся испытанию водой. Она сказала, что прилетела на шабаш ведьм в Бальдволдене недалеко от Вардё , где видела сорок других. Она устроила вечеринку так, что едва успела вернуться домой в постель, как пришло время вставать в церковь рождественским утром. Многие из женщин, допрошенных в период с января по февраль 1621 года, указывали на Кирсти Сёренсдаттер как на своего лидера и адмирала .
Кирсти Сёренсдаттер
[ редактировать ]После этих признаний Кирсти Сёренсдаттер была вызвана на допрос. Она была арестована по прибытии домой на корабле после визита в Берген. Это подтверждало слова других женщин: Кирсти не пошла домой с остальными после субботы 1620 года; она посетила Берген. Кирсти была замужем за богатым торговцем Андерсом Йоханссеном и приехала из Хельсингёра в Дании, где, как говорят, она научилась колдовству у старухи. Под пытками она все подтвердила и указала на нескольких женщин, а также двух мужчин, одним из которых был судебный пристав Бертель Хендрикссен. Однако никто из этих людей не был арестован.
Кирсти приговорили к сожжению заживо на костре 28 апреля 1621 года, за пару месяцев до того, как десять других женщин были сожжены за колдовство. Она стала последней жертвой великого процесса над ведьмами 1621 года.
Последствия
[ редактировать ]В 17 веке в Финнмарке было много процессов над ведьмами. Северная Норвегия была местом со слабой центральной безопасностью, где местные власти имели большую власть. Эти чиновники не были норвежцами , а часто были выходцами из Шотландии , Германии и Дании , стран с историей судебных процессов над ведьмами. На них повлияли современные предрассудки в Европе, где религиозные эксперты часто утверждали, что «зло пришло с севера», из Нордкалоттена, дома саамов , которые не были христианами и имели сильную репутацию в области колдовства. [ 5 ]
Эти чиновники часто верили в учение европейских священнослужителей о том, что «магия пришла с северным ветром» над Европой, и их поместили туда, чтобы исправить население в соответствии с протестантской ортодоксальностью . Они изображали саамов как народ волшебников и не одобряли норвежских женщин, живущих на побережье, которые месяцами оставались одни дома, пока их мужья уходили на морскую рыбалку, подозревая их в прелюбодеянии с демонами. Около 150 человек были казнены за колдовство в Северной Норвегии в период с 1621 по 1663 год, прежде чем правовая безопасность и управление стали лучше организованы в 1666 году. Из них все мужчины были саамами, а большинство женщин - норвежками. [ 6 ]
Мемориал открыт в июне 2011 года.
[ редактировать ]23 июня 2011 года норвежская королева Соня открыла в Вардё Мемориал Стейлнесет жертвам процессов над ведьмами, новый памятник работы швейцарского архитектора Петера Цумтора и франко-американской художницы Луизы Буржуа . Также есть надежда, что Мемориал Стейлнесет привлечет посетителей в отдаленный и экономически депрессивный регион Норвегии. Проект Вардё также является частью программы национальных туристических маршрутов Норвежской администрации общественных дорог, в рамках которой возводятся уникальные здания, поощряющие посещение форпостов исключительной природной красоты.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суды над ведьмами (Суды над ведьмами в Вардё, 1662-1663)
- ^ Перейти обратно: а б с Охота на ведьм в Финнмарке раннего Нового времени (Руне Бликс Хаген. Acta Borealia , Том 16, Выпуск 1, 1999 г., страницы 43–62)]
- ^ Руне Бликс Хаген , ШАББАТ ВЕДЬМ НА Святках
- ^ Руне Бликс Хаген , ШАББАТ ВЕДЬМ НА Святках
- ^ Северо-норвежские процессы над ведьмами 1593-1695 (Рюне Бликс Хаген, исторический факультет, Университет Тромсё)
- ^ Северо-норвежские процессы над ведьмами 1593-1695 (Рюне Бликс Хаген, исторический факультет, Университет Тромсё)
Другие источники
[ редактировать ]- Альм, Эллен Джанетт. Роль государства в судебных процессах над колдовством в Дании и Норвегии в 16 и 17 веках (Диссертация, Университет Тромсё: 2000 г.)
- Виллумсен, Лив Хелен Суды над колдовством семнадцатого века в Шотландии и Северной Норвегии (Диссертация, Эдинбургский университет: 2008 г.)