Колдовство на Оркнейских островах

Колдовство на Оркнейских островах, возможно, уходит корнями в поселения скандинавов на архипелаге, начиная с восьмого века. До начала Нового времени магические силы считались частью общего образа жизни, но охота на ведьм началась на материковой части Шотландии примерно в 1550 году, а шотландский Закон о колдовстве 1563 года объявил колдовство или консультации с ведьмами преступлением, караемым смертью. Одной из первых оркадианок, осужденных и казненных за колдовство, была Эллисон Бальфур в 1594 году. Бальфур, ее пожилой муж и двое маленьких детей, в течение двух дней подвергались жестоким пыткам, чтобы добиться от нее признания.
Суды обычно проводились в соборе Святого Магнуса , где обвиняемые также находились под стражей во время допроса. После осуждения ведьм отправляли в Гэллоу-Ха, где казнили путем удушения, а затем их тела сжигали. Ранние законы также допускали конфискацию любого имущества или имущества лиц, виновных в любых преступлениях, связанных с колдовством; этим манипулировали в соответствии с какой бы то ни было целью правящие графы, такие как Патрик Стюарт, 2-й граф Оркнейских островов , и оставили большую часть населения острова без средств к существованию. Эти законы были отменены в 1611 году, но были заменены шотландскими законами, что привело к переходу от эксплуатации графов к отправлению правосудия епископским судом Джеймса Лоу , пылкого министра из Западного Лотиана . Реформы, начатые восстановлением епископства, оказали значительное влияние, но не смогли внести какой-либо нейтральности в судебное разбирательство против обвиняемых в колдовстве в самый интенсивный период охоты на ведьм на острове с 1615 по 1645 год.
Новый судебный режим дал разные результаты в отношении вынесенных наказаний: первый судебный процесс, состоявшийся 7 июня 1615 года, был против двух женщин из Вестрея , обе были признаны виновными, но одна была приговорена к изгнанию после жестокой публичной порки, а другая была привязана к кол, задушили и сожгли. Обвинения в делах были разными, но малейший проступок мог привести к тому, что обвинения в колдовстве и чертовщине были выдвинуты и оставлены в силе. Если признания в связях с Дьяволом не последовало, обвинительные приговоры были получены на основании общения с феями . В 1616 году Элспет Реоч была признана виновной и казнена после того, как призналась, что имела половой акт с волшебником.
Отражая временной период преследований ведьм на материковой части Шотландии, судебные процессы на Оркнейских островах подошли к концу в 1708 году; большинство из них имели место до 1650 года. Шестьдесят восемь человек были обвинены, большинство – около девяноста процентов – составляли женщины, что выше, чем в остальной части страны.
Фон
[ редактировать ]У жителей Оркнейских островов была давняя традиция веры в широко понимаемые формы колдовства, колдовства и сверхъестественных существ, берущая свое начало, возможно, еще с прибытия первых скандинавских поселенцев. [ 1 ] Дата, когда норвежцы впервые начали заселять Оркнейские острова, точно неизвестна, хотя, вероятно, это произошло до первых письменных упоминаний об их появлении на севере Британии, датируемых концом восьмого века. [ 2 ] Магические силы считались частью общего образа жизни и не подвергались сомнению. [ 3 ] Суеверные островные фермеры приписывали неурожаи или потерю поголовья злонамеренности ведьм. [ 4 ] Постепенно отношение начало меняться; богословы предположили, что люди, обладающие мистическими способностями, были поклонниками дьявола, и это было ересью . [ 3 ] связали компоненты местных народных сказок с ведьмами, Министры предположив, что предполагаемые ведьмы работали с феями и другими сверхъестественными существами. [ 5 ] Инквизиторы обычно записывали слово «дьявол» или «демон» вместо любого названия феи, которое предполагаемая ведьма могла использовать в своих показаниях. [ 6 ]
В Шотландии охота на ведьм началась около 1550 года; [ 3 ] Парламент Марии, королевы Шотландии, принял Закон о шотландском колдовстве в 1563 году. [ 4 ] сделать осуждение за колдовство смертной казнью . [ 7 ] Хотя Оркнейский архипелаг официально находился под норвежским законодательством до 1611 года, [ 8 ] в это время он был отменен актом Тайного совета Шотландии , [ 9 ] он принадлежал Шотландии с 1468 года. [ 10 ] под властью шотландских графов. [ 11 ] Патрик Стюарт, 2-й граф Оркнейских островов , известный как Черный Пати, контролировал острова в 1594 году во время первых судебных процессов над ведьмами. [ 12 ] но более поздние судебные процессы курировал Джеймс Лоу , который взял на себя роль шерифа назначил его епископом Оркнейских островов после того, как король Джеймс . [ 13 ] [ а ] В отличие от материка, где Тайный совет курировал судебные процессы, нет никаких записей о его каком-либо участии на Оркнейских островах, где с 1615 года финансовый прокурор инициировал слушания в суде шерифа или они заслушивались церковными старейшинами. [ 8 ] Закон о колдовстве разрешал казнить не только ведьм, но и тех, кто обращался к ним за советом. [ 16 ] Пати относилась к островитянам с презрением. [ 17 ] и имели тенденцию налагать чрезвычайно суровые наказания на тех, кто обращался за советом. [ 16 ] Когда Тайный совет спросил его об этом в 1609 году, он ответил, что без суровых наказаний островитяне «все стали бы ведьмами и колдунами ради людей, которые естественным образом склонны к этому». [ 16 ] Король Джеймс также считал Оркнейские острова одним из мест, где было широко распространено колдовство и магия, упомянув об этом в своей книге «Daemonologie» . [ 18 ] Моряки начала и середины XIX века придерживались аналогичного убеждения в отношении архипелага: Уолтер Трэйл Деннисон , фольклорист и уроженец Сэндэя был взят на экскурсию в Лейт , родившийся в 1825 году, в детстве . Пожилой моряк посадил мальчика к себе на колени и рассказал ему сказку; когда он обнаружил, что Трейл Деннисон был гостем с Оркнейских островов, он в страхе отшатнулся от него и закричал: «О, мой мальчик, ты родом из той неуклюжей страны, где живет так много проклятых ведьм». [ 19 ]
Ранние испытания
[ редактировать ]Доступна лишь скудная информация о процессах над ведьмами на Оркнейских островах до 1612 года. [ 8 ] тем не менее, первый из двух связанных процессов над колдовством, связанных с Оркнейскими островами, состоявшихся в 1594 и 1596 годах, [ 20 ] [ б ] был описан академическим историком Джулианом Гударом. [ 22 ] как «один из наиболее часто упоминаемых случаев колдовства в Шотландии». [ 23 ] Признание вины было неотъемлемой частью судебных процессов над колдовством в Шотландии, и пытки часто применялись, пока эта практика не была прекращена в 1708 году. [ 24 ] Эллисон Бальфур , жившая в районе Стеннесса, известном как Ирландия, [ 25 ] [ с ] попросили совета, как лучше всего околдовать Пэти . его братья и друзья, которые планировали его убить, [ 27 ] Вместе со своим престарелым мужем, сыном и семилетней дочерью Бальфур подвергалась жестоким пыткам в течение сорока восьми часов. [ 25 ] В конце концов она призналась, но была признана виновной в заговоре с целью убийства с использованием колдовства и приговорена к удушению и сожжению. [ 27 ] [ 28 ] 16 декабря 1594 года она была казнена, несмотря на то, что отказалась от своего признания. [ 28 ]
Большинство судебных процессов проходило в соборе Святого Магнуса . [ 29 ] Заключенные, возможно, также содержались в плену в соборе; расположена крытая камера, часто называемая дырой Марвика между боковой стеной и часовней южного трансепта . [ 25 ] Над северной и южной часовнями, на втором этаже, расположены небольшие комнаты, которые, возможно, также использовались как кельи. [ 25 ] Осужденных ведьм казнили в Гэллоу-Ха, районе Киркуолла, который сейчас находится в начале улицы. [update] под названием Клэй Лоан. [ 25 ] [ 30 ] [ д ]
Ранние норвежские законы, относящиеся к 11 веку, предусматривали, что любой, кто будет признан виновным в колдовстве или связанных с ним преступлениях, лишится всего своего имущества; [ 33 ] В записях на Оркнейских островах за период около 1602–1604 годов подробно описаны земли, конфискованные из-за преступлений колдовства. [ 34 ] Как и его отец до него, Пати без угрызений совести отбирал земли у скромных островитян; [ 35 ] законом манипулировали в соответствии с его собственными желаниями [ 36 ] оставив большую часть населения без средств к существованию. [ 35 ] В судебных документах часто указывается статус обвиняемого островитянина как бродяги . [ 37 ] некоторых заставили вести такой образ жизни после изгнания из местного сообщества. [ 38 ] Осуждения и штрафы на основании Закона Лоберроуза часто налагались Пати, но редко упоминались как таковые. [ 36 ]
В отчете об аренде Древнего графства и епископства Оркнейских островов за 1595 год указано, что две женщины, Джонет Кара из Южного Роналдсея , имущество которых было захвачено Пати, [ 39 ] - и еще одна, которая просто указана как «дочь Алисуна Маргарет» из Терво, была сожжена за колдовство примерно в 1595 году. [ 40 ] В том же документе упоминаются Энн Марсеттер из Халкленда в Рендалле и Элспет Марсеттер из Восбастера в Южном Сэндвике. [ 41 ] и Роберт Несс из ирландского района Стеннесс как ведьмы. [ 40 ]
Более поздние испытания
[ редактировать ]
Первые годы 17 века были периодом политических потрясений. [ 42 ] Джеймс Лоу , пылкий служитель из Кирклистона в Западном Лотиане , был назначен епископом Оркнейских островов королем Джеймсом в 1605 году. [ 35 ] В конце концов, порабощенный епископом Лоу, [ 42 ] Черный Пати был заключен в тюрьму, а затем казнен после того, как разозлил короля Джеймса; [ 12 ] Внебрачный сын Пати, Роберт, также был казнен после того, как был вынужден сдаться после осады замка Киркуолл в 1614 году. [ 43 ] Кроме того, старые скандинавские законы были официально заменены законами Шотландии в 1611 году. [ 44 ] и, по словам ученого Роберта Барклая , в то время как «графский суд манипулировал законом, епископский суд теперь отправлял правосудие». [ 36 ] Самый интенсивный период преследований ведьм на Оркнейских островах был с 1615 по 1645 год. [ 45 ] Историк Лив Хелен Виллумсен [ 46 ] считает, что судебные реформы, инициированные Законом о епископах около 1614 года, и восстановление епископов существенно повлияли на процессы над ведьмами, но не смогли улучшить нейтральность разбирательства. [ 47 ]
7 июня 1615 года при новом судебном режиме были предъявлены первые обвинения в «отвратительном и диком преступлении колдовства». [ 48 ] Две обвиняемые женщины, Джонет Древер и Кэтрин Биглэнд, обе из Уэстрея , [ 49 ] были признаны виновными на совместном судебном процессе в Киркуолле, но с разными приговорами. [ 48 ] Древер призналась, что 26 лет назад общалась с феями, что она оставила ребенка на попечение народа фей, которого она называла «нашими добрыми соседями, и имела с ней плотские связи». [ 50 ] Оркадский историк Эрнест Марвик считал часть формулировок, использованных в обвинениях, выдвинутых против Бигланда, двусмысленными; это можно было бы интерпретировать как то, что Бигланд наблюдал за тем, как на кладбище происходило собрание ведьм. [ 51 ] Вместо этого он прочитал, что это значит: ее «обвинили в том, что она подняла процессию мертвых». [ 51 ] [ и ] Она также вымыла своего хозяина соленой водой после того, как отвела его на берег, поскольку считалось, что она обладает лечебными свойствами; [ 52 ] его болезнь предположительно была вызвана Бигланд, которая затем вылечила его, заразив болезнью его слугу, но затем снова передала ее хозяину. [ 53 ] Наказание, назначенное Древер, заключалось в том, что на следующий день ее жестоко пороли публично, а затем изгнали. [ 54 ] тогда как Бигланд был привязан к столбу, задушен и сожжен. [ 55 ]
Тип обвинения, выдвинутого против Бигланда, - лечение или ответственность за болезни домашнего скота или людей - был наиболее распространенным обвинением против предполагаемых ведьм до 1650 года. [ 56 ] За этот период четырнадцать островитян были обвинены в причинении смерти человека или ответственности за нее, а тринадцать - в причинении смерти животного. [ 56 ] Обвинения предъявлялись, если было известно, что обвиняемым не нравился кто-то из умерших, или если было слышно, как они бормотали угрозы в адрес других. [ 57 ] Кэтрин Крейги из Роузи [ 49 ] судили дважды: сначала в 1640 году, а затем в 1643 году; [ ж ] Среди ее предполагаемых проступков было то, что она точно предсказала, что мужчина, с которым у нее возник спор, умрет в течение года. [ 57 ] Когда иск касался гибели животных, появление предполагаемой ведьмы возле сараев или пастбищ, где содержался скот, давало адекватные основания для судебного преследования. [ 57 ]
Обычно даже предварительные доказательства, указывающие на какую-либо связь с Дьяволом или даже на простую связь с лечением болезней, были «чертовством и колдовством». [ 29 ] На суде над Джонет Рендалл в 1629 году против нее было выдвинуто обвинение в том, что она получила свои целебные силы от Дьявола. [ 59 ] У него была седая борода, он был одет в белое, с головой такого же цвета, однако несколько лет спустя на суде над Марион Ришар из Сэндэя в 1633 году Дьявол, с которым она встречалась, имел «подобие чернокожего человека». [ 60 ] [ 61 ] Рендалл и Ричард были осуждены и приговорены к удушению и сожжению. [ 62 ]
Если бы доказательства не свидетельствовали о связи с Дьяволом, суды вынесли бы приговор по рассказам о причастности к феям . [ 50 ] На суде в 1616 году Элспет Реоч призналась, что несколько раз встречалась с Дьяволом, принявшим облик феи; [ 50 ] она сказала, что одна из встреч, которые у нее были с Дьяволом, произошла на Хэллоуин . [ 63 ] В ее признании говорилось, что, когда ей было двенадцать лет, она встретила двух мужчин возле озера; после того, как она родила внебрачного ребенка, один из мужчин снова появился у ее постели. [ 64 ] Она призналась, что имела половой акт с «мужчиной Фари». [ 65 ] На одной из встреч, которые она провела с ним, он сообщил ей, что «Оркнейские острова были отнесены к Пристгону, так как на них было слишком много служителей». [ 50 ] [ г ] Реох был признан виновным и казнен. [ 66 ]
Отклонить
[ редактировать ]Суды над ведьмами продолжались на Оркнейских островах до 1708 года, примерно столько же, сколько и на материковой части Шотландии. [ 67 ] хотя большинство оркадских процессов произошло до 1650 года, когда охота на ведьм на архипелаге практически подошла к концу. [ 68 ] Обвинения были выдвинуты против шестидесяти восьми человек. [ 67 ] [ ч ] Наибольшее количество дел, рассмотренных за год, было в 1643 году, когда двадцать четыре человека были обвинены в колдовстве или использовании чар. [ 66 ] Около девяноста процентов обвинений в колдовстве на Оркнейских островах были выдвинуты против женщин, что больше, чем на материке. [ 45 ] Все обвинения, выдвинутые против мужчин, касались дел, касающихся женщин. [ 70 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ В районах северных Оркнейских островов за пределами епископства Ло и на всех Шетландских островах сэр Джеймс Стюарт из Киллита, 4-й лорд Очилтри , был лордом Чемберленом и шерифом с 1613 года. [ 14 ] [ 15 ]
- ↑ Соответствующий судебный процесс 1596 года представлял собой дело, рассмотренное против брата Пати, Джона Стюарта, графа Каррика . Находившийся в суде Эдинбурга он был признан невиновным в колдовстве и заговоре с целью убийства Пэти. [ 20 ] [ 21 ]
- ↑ Это привело к некоторой путанице, поскольку Бальфура ошибочно включили в список ирландцев . [ 26 ]
- ^ Даются различные названия Гэллоу Ха': Холм Хединг используется Питкэрном; [ 31 ] Марвик и Таури захватили Хайдинг-Хилл [ 25 ] [ 26 ] однако Марвик в другой своей публикации использует только термин «Висельный холм»; [ 32 ] а Виллумсен пишет «Хеддинг Хилл». [ 20 ]
- ↑ Марвик подробно описывает эту фразу в протоколах суда следующим образом: «В стиле двора церкви Креста Кирк из Вестрея с обнаженными ножами в руке, в то время как Мариун Тайлер, ее мать и другие, кто был в ее компании, вышли из упомянутый Кирк, большую часть ночи». [ 51 ]
- ↑ На втором судебном процессе 12 июля 1643 года Крейги была признана виновной в колдовстве и приговорена к удушению и сожжению. [ 58 ]
- ^ Priestgone определяется Марвиком как «ездящий на священнике». [ 50 ]
- ↑ В базе данных « Обзор шотландского колдовства» , составленной Эдинбургским университетом, перечислены 72 случая на Оркнейских островах, но несколько из них дублируются под разными названиями. [ 67 ] [ 69 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Марвик (1991) , с. 333
- ^ Грэм-Кэмпбелл и Бэти (1998) , с. 23
- ^ Jump up to: а б с Гудэр (2001) , с. 644
- ^ Jump up to: а б Марвик (1991) , с. 345
- ^ Эдвардс (2010) , с. 39
- ^ Бэйн (2012) , с. 324
- ^ Бут (2008) , с. 61
- ^ Jump up to: а б с Марвик (1991) , с. 347
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 153.
- ^ «Викинги, Оркнейские и Шетландские острова» , Education Scotland, заархивировано из оригинала 20 августа 2016 г. , получено 26 июля 2016 г.
- ^ «Оркнейские острова», журнал Penny Magazine , стр. 136, 4 апреля 1840 г.
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Питер Д. (2004), «Стюарт, Патрик, второй граф Оркнейских островов (около 1566/7–1615)» , Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/ссылка: odnb/26500 , получено 26 июля 2016 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 154, 155.
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 155.
- ^ Николлс (2010) , с. 105
- ^ Jump up to: а б с Гудар (2004) , с. 122
- ^ Андерсон (2012) , с. 205
- ^ Хендерсон (2016) , с. 64
- ^ Марвик (1991) , с. 368
- ^ Jump up to: а б с Виллумсен (2013) , стр. 162.
- ^ Андерсон (2012) , с. 162, 164
- ^ «О наших сотрудниках, Джулиане Гударе» , Эдинбургский университет, заархивировано из оригинала 31 июля 2016 г. , получено 26 июля 2016 г.
- ^ Гудэр (2002) , с. 248
- ^ Эдвардс (2010) , с. 35
- ^ Jump up to: а б с д и ж Марвик (1991) , с. 373
- ^ Jump up to: а б «Пытки Алесуна Бальфура» , Сигурд Таури, заархивировано из оригинала 13 сентября 2016 г. , получено 26 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Марвик (1991) , с. 404
- ^ Jump up to: а б Юэн, Иннес и Рейнольдс (2006) , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б Марвик (1991) , с. 348
- ^ Подкомитет по управлению активами, 2 июня 2016 г. (PDF) , Совет Оркнейских островов, заархивировано (PDF) из оригинала 20 ноября 2016 г.
- ^ Питкэрн (1833) , с. 376
- ^ Марвик (2000) , с. 49
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 152.
- ^ Марвик (1991) , с. 339
- ^ Jump up to: а б с Барклай (1967) , с. XIX
- ^ Jump up to: а б с Барклай (1967) , с. XXII
- ^ Марвик (1991) , стр. 368–369
- ^ Марвик (1991) , с. 369
- ^ Хибберт (1822) , с. 115
- ^ Jump up to: а б Марвик (1991) , с. 378
- ^ Марвик (1991) , с. 370
- ^ Jump up to: а б Виллумсен (2013) , стр. 157.
- ^ Барклай (1967) , с. хх
- ^ Барклай (1967) , стр. XIX–XX.
- ^ Jump up to: а б Виллумсен (2013) , стр. 164.
- ^ «Виллумсен, Лив Хелен» , Университет Тромсё, заархивировано из оригинала 9 ноября 2016 г. , получено 6 ноября 2016 г.
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 158.
- ^ Jump up to: а б Барклай (1967) , с. xxvi
- ^ Jump up to: а б Марвик (1991) , с. 377
- ^ Jump up to: а б с д и Марвик (1991) , с. 350
- ^ Jump up to: а б с Марвик (1991) , с. 352
- ^ Марвик (1991) , с. 358
- ^ Марвик (1991) , с. 359
- ^ Барклай (1967) , с. 20
- ^ Блэк (1937) , с. 839
- ^ Jump up to: а б Марвик (1991) , с. 353
- ^ Jump up to: а б с Марвик (1991) , с. 354
- ^ Блэк (1937) , стр. 926, 929.
- ^ Уилби (2000) , с. 289
- ^ Марвик (1991) , с. 349
- ^ Сборник Абботсфордского клуба , том. 1 (Эдинбург, 1837 г.), стр. 150–163.
- ^ Блэк (1937) , стр. 919, 925.
- ^ Патерсон, Лаура (2012), «Шабаш ведьм в Шотландии», Труды Общества антикваров Шотландии , 142 : 383
- ^ Уилби (2005) , с. 106
- ^ Дадли и Гудэр (2013) , с. 134
- ^ Jump up to: а б Виллумсен (2013) , стр. 163.
- ^ Jump up to: а б с Виллумсен (2013) , стр. 161.
- ^ Виллумсен (2013) , стр. 191.
- ^
Гудар, Джулиан; Йоман, Луиза; Мартин, Лорен; Миллер, Джойс (2010), «Обзор шотландского колдовства» , Эдинбургский университет, номер документа : 10.7488/ds/100 , заархивировано из оригинала 13 февраля 2021 г. , получено 11 октября 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Виллумсен (2013) , стр. 165, 166.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Питер (2012), Стюарты графы Оркнейские , Берлин, ISBN 978-1-904607-46-5
- Бэйн, Ф. (2012), «Связывание фей: четыре заклинания», Preternature: критические и исторические исследования сверхъестественного , 1 (2), doi : 10.5325/preternature.1.2.0323
- Барклай, Роберт С. (1967), Судебная книга Оркнейских и Шетландских островов 1614–1615 гг ., Шотландское историческое общество
- Блэк, Джордж Ф. (1937), «Календарь случаев колдовства в Шотландии», Бюллетень публичной библиотеки Нью-Йорка , 41.
- Бут, Рой (2008), «Стоя в перспективе веры Макбета, короля Джеймса и колдовства», в Ньютоне, Джон; Бат, Джо (ред.), Колдовство и Закон 1604 года , BRILL, ISBN 978-9-0041-6528-1
- Дадли, Маргарет; Гудэр, Джулиан (2013), «Снаружи внутри или наизнанку: сонный паралич и шотландское колдовство», в книге Гудэр, Джулиан (редактор), «Шотландские ведьмы и охотники на ведьм» , Palgrave Macmillan UK, ISBN 978-1-137-35594-2
- Эдвардс, К.А. (2010), «Колдовство в Шотландии Тюдоров и Стюартов», в Картрайт, К. (редактор), «Спутник литературы Тюдоров» «Спутники Блэквелла по литературе и культуре» , Джон Уайли, ISBN 978-1-4051-5477-2
- Юэн, Элизабет; Иннес, Сью; Рейнольдс, Сиан (2006), Биографический словарь шотландских женщин: с древнейших времен до 2004 года , Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-1713-5
- Гудэр, Джулиан (2001), «Охота на ведьм», Линч, Майкл (редактор), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-211696-3
- Гудэр, Джулиан (2002), «Основы шотландской охоты на ведьм в 1590-х годах», Scottish Historical Review , 81 (212): 240–250, doi : 10.3366/shr.2002.81.2.240 , S2CID 162695032
- Гудэр, Джулиан (2004), Правительство Шотландии, 1560–1625 , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-924354-9
- Грэм-Кэмпбелл, Джеймс ; Бэти, Коллин Э. (1998), Викинги в Шотландии: археологические исследования , издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-0641-2
- Хендерсон, Лизанна (2016), Колдовство и народные верования в эпоху Просвещения: Шотландия, 1670-1740 , Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания, ISBN 978-1-137-31324-9
- Хибберт, Сэмюэл (1822), Описание Шетландских островов , Арчибальд Констебль
- Марвик, Эрнест Уокер (1991), Робертсон, Джон Д.М. (редактор), Антология Оркнейских островов: избранные работы Эрнеста Уокера Марвик , Scottish Academic Press, ISBN 978-0-7073-0574-5
- Марвик, Эрнест В. (2000) [1975], Фольклор Оркнейских и Шетландских островов , Берлин, ISBN 978-1-84158-048-7
- Николлс, Эндрю (2010), Мимолетная империя: Британия ранних Стюартов и торговцы-авантюристы в Канаду , McGill-Queen's Press, ISBN 978-0-7735-8078-7
- Питкэрн, Роберт (1833), Древние уголовные процессы в Шотландии , том. 1, Клуб Мейтленд
- Уилби, Эмма (2000), «Фамильяр ведьмы и фея в Англии и Шотландии раннего Нового времени», Folklore , 111 (2): 283–305, doi : 10.1080/00155870020004648 , S2CID 145319516
- Уилби, Эмма (2005), Коварный народ и знакомые духи: шаманские визионерские традиции в британском колдовстве и магии раннего Нового времени , Sussex Academic Press, ISBN 978-1-84519-079-8
- Виллумсен, Лив Хелен (2013), Ведьмы Севера: Шотландия и Финнмарк , BRILL, ISBN 978-90-04-25292-9