ведьмы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2013 г. ) |
Соргинак ( корневая форма : соргин , абсолютный падеж (единственное число) : соргина ) — помощницы богини Мари в баскской мифологии . Это также баскское название ведьм, священников и жриц, что затрудняет различие между мифологическими и реальными.
Иногда соргинаков путают с ламиаками (похожими на нимф ). Вместе с ними, и особенно с Джентилаком , соргинаки, как говорят, часто строили местные мегалиты .
Соргинак участвовал в Акеларе . Эти тайны происходят в пятницу вечером, когда Мари и Шугаар , как говорят, встречаются в местной священной пещере, чтобы вызвать бури.
Этимология
[ редактировать ]Этимология названия спорна. Общий суффикс -gin ( актёр , от egin : делать ) является единственным соглашением.
Одна из теорий утверждает, что слово «сор» происходит от слова sorte ( «фортуна» ) и, следовательно, его можно перевести как «гадалка». Другой утверждает, что сор является радикалом от сор(ту) ( создавать ), и, следовательно, соргин буквально означает: создатель .
Наиболее распространенные упоминания о соржинаке
[ редактировать ]Часто говорят, что Соргинак произносит следующее заклинание, чтобы добраться до акелара и обратно : « Под облаками и над ежевикой » или его варианты. Во многих легендах неудавшаяся ведьма (обычно мужчина) произносит заклинание в перевернутом виде ( Под ежевикой и над облаками ) и приходит к акелару весьма побитая.
Соргинак также повторяет следующее:
Я белый, я белый, | Мы не такие, мы действительно есть, |
Известны и другие варианты этой песни.
Говорят, что Соргинаки часто превращаются в животных, чаще всего в кошек. Иногда говорят, что эти кошки беспокоят благочестивых женщин, которые не хотят идти в акеларре. Зафиксировано также, что они взимали денежные штрафы с людей, не желавших идти на их экстатические собрания, или с ведьм, которые отсутствовали на них.
В документах инквизиции описываются ужасающие действия ведьм, такие как поедание детей или отравления. Но популярные легенды не говорят об этих обычаях, а вместо этого упоминают поцелуи «дьявольской задницы» или гениталий животного, периодическое отравление посевов, беспокойство скромных женщин (в виде кошек или других животных) и помазывание их тела летающей мазью (содержащей энтеогенные , пасленовые растения), чтобы «летать» к акелару и обратно и совершать другие предполагаемые подвиги.
Крупные преследования баскских ведьм
[ редактировать ]Хотя в позднем средневековье встречается несколько упоминаний о ведьмовстве, в основном это штрафы за обвинение кого-либо в том, что он является таковым.
Ситуация изменилась в XVI и XVII веках с учреждением испанской инквизиции и общеевропейской паникой ведьм, поразившей раннее Новое время . После завоевания Кастилией в 1512–1521 годах Наварра (и, в меньшей степени, районы Страны Басков) подверглась многочисленным инквизиционным процессам, в основном против евреев и мусульман, но иногда также против баскских соргинаков . Особенно важным был процесс Логроньо 1610 года, который сосредоточился на акеларре Сугаррамурди . В прошлом году, в 1609 году, французский судья Пьер де Ланкр инициировал массовый процесс в Лабуре, сосредоточив внимание в основном на баскских женщинах и священниках. В конце концов он был перемещен, но не без многих смертей и страданий. Паника ведьм распространилась за пределы границы, и обвинения в колдовстве распространялись среди местного населения, пока не вмешалась испанская инквизиция. Процесс Логроньо завершился сожжением на костре 12 человек (пятеро из них символически, поскольку они умерли от пыток, примененных в процессе), разрушил Пиренейскую Наварру, а также привел к серьезному пересмотру отношения инквизиции к обвинениям в колдовстве. Испанская и итальянская инквизиция в целом относилась к обвинениям в колдовстве и колдовстве со скептицизмом, и подобные процессы были редки по сравнению с другими европейскими странами, где не существовало такого централизованного института.
Места, связанные с соржинаком
[ редактировать ]По всей Стране Басков есть много мест, связанных с соржинаком, часто также связанных с Мари или другими мифологическими персонажами. Вот неполный список самых известных из них:
Алава
[ редактировать ]- Арамайо : места Абаделауэта, Анботондо и Амесола, а также неопределенное поле на горе Горбеа , как говорят, были местами акеларрисов .
- Маезту : женщина из этой деревни, Маргарита Джаури, была одной из «ведьм», которых судила инквизиция по делу завета Зугаррамурди . Хотя ее наконец оправдали, она была настолько травмирована задержанием и пытками, что покончила жизнь самоубийством вскоре после освобождения.
- Урисахарра : поле Уркиза или Уркизо, кажется, было местом расположения местного акелара .
Бискайя
[ редактировать ]- Пик Анбото — хорошо зарекомендовавший себя главный дом Мари , также известной как Анботоко Соргина (Ведьма Анбото) и Анботоко Дами (Леди Анбото). Говорят, что ее дом находился именно в недоступной пещере, известной как Соргинкоба (пещера ведьм).
- Дима фермерский дом Петраланда был основным местом расположения акеларре в долине Арратия в 16 веке. : Согласно записям инквизиции,
- Дуранго был центром средневековой ереси бегинов , которая закончилась сожжением на костре 13 человек. Позже, в XVI и XVII веках, в этом городе проходили и другие инквизиционные процессы.
- Маньярия : согласно местной легенде, пещера Азкондо была местом встреч ведьм. Хосе Мигель Барандиаран также упоминает, что скалы между полем Акеларе и пещерой Силибранка (палеолитический памятник) были игровым полем демонов.
- Муруэта : место Эчебарчуко-ланда, согласно местной легенде.
- Мушика : несколько мест, отнесенных к местам акеларе, в общем называются эперланда (поле куропаток).
- Орозко : местная легенда указывает на гору Гарайгорта как на место местного акелара. Также пещера Супелегор в карстовой области Ичина связана с ведьмами и особенно ламиак , и даже считается одним из особняков самой Мари.
- Залла : его называют «городом волшебников».
- Зеберио : местные ведьмы ходили в акеларре Петраланды (в Диме), но также встречались локально в доме Хереинозы.
Гипускоа
[ редактировать ]- Андоаин : Говорят, что старый мост построили ведьмы.
- Атаун : говорят, что места Чабальчо (возле ручья), Ираубельц (лес), Мендабиита (мост), Зелаун (равнина), ручей возле фермерского дома Артцате, источник Негарреги и место Данцалеку часто посещали Соргинак . Кроме того, их имя носят несколько местных памятников: Соргинитурри (источник ведьм), Соргинпелота (игра ведьм с мячом), Соргинзуло и Соргизулоэта (ниша и ниши ведьм соответственно).
- Азкойтия : фермерский дом Кимучо.
- Бергара : Местным местом обитания акеларес была гора Итсу .
- Эррентерия : женщина из этой деревни (ныне промышленный город) Мария Зозоая была одной из главных обвиняемых по делу Сугаррамурди. По данным инквизиции, они собрались на поле Мачарена, которое они называли Ацегин Соро (сад удовольствий).
- Эрнани : пещера Соргинчуло, записанная Барандьяраном.
- Хондаррибия : местная (но, тем не менее, жестокая) серия инквизиторских процессов в 1530 году обнаружила , что ведьмы встречались на горе Джайзкибель, недалеко от скита Святой Варвары. Другими местами, которые обвиняемые назвали местами своих встреч, были: возле скита Св. Филиппа и Св. Иакова или возле скита и замка Св. Тельмо. Вместо этого местная популярная легенда гласит, что акеларрес произошел возле одного из местных мостов: Мендело, Пунтал или Санта-Энграсия, во время праздника Святой Агаты.
- Лезо : Инквизитор Угарте предположительно был отравлен местными ведьмами в этой деревне в 1531 году.
- Лизарца : возле забора на горе Айни.
- Мендаро : легенда гласит, что в доме Силерокуа или Силерены когда-то жила ведьма, которая обычно превращалась в кошку, чтобы беспокоить более целомудренных женщин.
- Оярцун : согласно легенде, ведьмы встретились возле скал Иранци и Пуилеги.
- Оньяти : пещера Гаизтозуло (злая дыра), как говорят, является одним из главных домов Мари и ее двора соргинак .
- Пасайя : местная жительница Мари Зулоко была заключена в тюрьму в Сен-Себастьяне по обвинению в колдовстве. Позже ее побили камнями и изгнали из родного города, поселив в Донибане-Лохицуне .
- Толоса : Говорят, что ведьмы стирали одежду возле Угартебиде. Они также встречались в Эдар-Итурри и Соргинерреке.
- Зегама здесь богиня Мари, также часто считающаяся ведьмой, известна как Акетигико Соргина (ведьма горы Акетеги). Также считается, что она обитает в пещере Соргинзуло.
Лейборд
[ редактировать ]Особенно Лапурди потрясли масштабные процессы 1609 года, которые возглавил Пьер де Ланкр , который был убеждён, что большинство людей в стране — ведьмы.
- Арканги : все жители этой деревни славились ведьмами.
- Аскаин : во время судебных процессов 1609 года священник этой деревни был сожжен на костре как ведьма.
- Сен-Жан-де-Люз : поле Алакоандия и мосты между этой деревней и Сибуром.
- Андай : местный пляж был излюбленным местом акеларре , особенно в месте, известном тогда как Лакуа (озеро). На суде 1609 года один из обвиняемых заявил, что в местном акеларе столько же людей, сколько звезд на небе .
- Лахонсе : очевидно, многие ведьмы этой деревни встретились в Сууте (Соуле).
- Саре : в нескольких легендах ведьмы жили в домах Эгоайнеи, Ихартзегарая и Ларрабуруа. Местный акеларе иногда праздновали на поле Фикозелаи. В 1609 году судили многих местных ведьм, в том числе нескольких несовершеннолетних и хозяйку дома Тсантокорена.
- Сен-Пе-сюр-Нивель : Пьер де Ланкр жил здесь во время охоты на ведьм 1609 года, в замке Аму, чей лорд попросил начать испытания. Согласно судебным протоколам, местный акеларре проходил либо на кладбище, либо в частных домах, либо даже в самом замке Аму, пока шел судебный процесс. Это означает, что, если запись правдива, это было сделано на глазах у самого де Ланкра, что очень маловероятно. Другие маловероятные места, упомянутые в процессе, - это отель Барбаренена в ту самую ночь, когда там спал де Ланкр, и дом мэстра Сегуры, советника де Ланкра по уголовным делам. Многие местные предполагаемые ведьмы были обвинены в заговоре с целью убийства де Ланкра.
- Уррюнь : здесь де Ланкр казнил двух местных ведьм. Другим удалось бежать в Нижнюю Наварру.
- Устариц : в 1576 году Мария Чорропика из дома Ианетабарта была сожжена на костре. Также были казнены еще сорок предполагаемых ведьм. В 1609 году здесь также прошли обработку несколько человек, в том числе несовершеннолетних. Акеларе праздновали на месте под названием Пагола.
- Сибур : в 1609 году было обработано большое количество жителей этого города, в том числе пять священников.
Наварра
[ редактировать ]Большие части Наварры серьезно пострадали от инквизиционного процесса в 1610 году, сосредоточенного в акеларре Зургаррамурди.
- Абауррегайна : здесь есть природный мост под названием Соргинзуби (мост ведьм).
- Альцасу : местная легенда гласит, что Мари живет в пещере Одабе, а ее главным слугой является соргина .
- Араитц : местные ведьмы встретились на склоне Урризолы перед тем, как полететь к акелару .
- Арантца : Говорят, что скала Аррутчипи была местом проживания соргинаков . в прошлом
- Аресо : пещера Ули на горе Улизар была излюбленным местом акелара .
- Ауриц : стоянки Басаджаунберро (вероятно, современный Патксаранберро), недалеко от горы Ортзанзуриета и Сорджинаризага, недалеко от Ронсесвальеса . В этом муниципалитете затронули две охоты на ведьм: в 1525–27 и 1575 годах.
- Баргота : Местный священник Хуанис де Баргота также был известным ведьмом. У него были особые отношения с ведьмой Бианы, Эндрегото (леди Гото на баскском языке ). Оба были рассмотрены инквизицией в 1610 году, но, в то время как Эндрегото был сожжен на костре, Хуанис де Баргота избежал наказания, проявив крайнее раскаяние.
- Базтан : В 1610 году аббат Аранибар из Урдазуби посредством пыток заставил многих людей признать себя виновными в колдовстве, в том числе многих детей. В 1612 г. против семи местных женщин был возбужден гражданский процесс. Пытки, примененные в башнях Хаурегизар и Хаурегизури, были настолько жестокими, что обвиняемые женщины настойчиво требовали, чтобы их перевезли в Логроньо , чтобы их осудила сама инквизиция, как меньшее зло. Похоже, что городище Дутксукета (в Эльбетеа) могло быть местом встреч ведьм. Есть еще дольмен Соргинече (дом ведьмы).
- Бера : местные ведьмы встретились, очевидно, на горе Ларрун вместе со своими коллегами Сарой и Азкаином.
- Бертизарана : согласно записям инквизиции, ведьмы встретились в деревне Набарте. В 1611 году по инициативе аббата Аранибара в Легасе началась охота на ведьм. Грасиану де Марибертизена и ее дочь жестоко пытали, и они признались во всем, что просили.
- Биана : холм возле лагуны Лас-Каньяс, по-видимому, был местом расположения местных акеларес, куда приезжали люди также из Логроньо . Биана также была родиной Эндрегото, партнера знаменитого ведьма Хуаниса де Барготы, сожженного на костре в 1610 году.
- Бурги : согласно инквизиционному процессу 1569 года, ведьмы встречались в Ларрайоноа и Лос-Линаресе, а также на плотине у реки.
- Эргоена : Говорят, что пещера Арлез использовалась ведьмами. Говорят, что в пещере Путсерри (также Путтерри или Буэйтарри) в хребте Аралар обитают гении, которые проявляют себя в виде животных, то красных, то черных, то белых; Другая легенда гласит, что это особняк Мари и ее соргинака, называемый в местности Путсеррико Дамеа (Леди Путсерри).
- Эспарса : Инквизитор Авельянеда рассказывает, как он пытался отвергнуть зарождающуюся веру в колдовство, связался здесь с местными ведьмами и помазал волшебным маслом всех их . Тогда он считал, что видел, как его партнеры совершали невероятные подвиги. После этого опыта он снова приступил к своим инквизиторским обязанностям с еще большей преданностью. Процессы, которые разрушили долину Салазар в 1532 и 1539 годах, фиксируют место под названием Сото-де-Таррагона , местонахождение которого невозможно определить, как место расположения местного акеларе . Иногда местом шабашов называют отшельник Св. Тирсо.
- Эксалар также пострадал от процесса 1610 года. При этом поле Арандуриареча (также Урристильде или Саруэта) и участок Ларбуре были названы местами акеларре .
- Гарайоа : в 1525 году местный житель Мартин Лисуайн был сожжен на костре в Аурице. В 1577 году семь женщин, обвиненных пятилетним мальчиком, были привлечены к ответственности и оправданы. Двое из них умерли во время пыток.
- Хириберри : гора Петсуберро (также Петириберро), как говорят, была местом расположения акелара в долине Аезкоа .
- Изаба : Говорят, что возможный акеларре произошел в Берин-Пикуа.
- Итурэн : местное акеларе , по-видимому, проводилось на вершине горы Мендаур, недалеко от вершины. Процессы 1525 и 1610 годов затронули это село.
- Ица : вершина Оскии или Аркаитца считается местом встречи ведьм.
- Ларраун : в пещере Алли неподалеку, где расположен дольмен Акелара. Также в области Урризолегии.
- Лерга : место Камполуэнго.
- Лесака : в процессе 1610 г. говорилось, что местный акеларре состоялся в поле Колунба.
- Миранда де Арга : поле Байона.
- Очагабия : Легенда гласит, что Жанна I Наваррская была убита черной магией епископа Труа (который был фактически обвинен в колдовстве в 1308–1313 годах); с тех пор призрак этой королевы обитает в лесу Ирати , жаждя мести. Местный акеларе, по-видимому, проводился на главной площади деревни, хотя иногда его проводили и в Абоддибидеа, глубоко в горах.
- Памплона : столица Наварры пострадала от суда 1527 года.
- Пьедрамильера : недалеко от пиков-близнецов Дос-Эрманас.
- Эрронкари : Бедагин-Пикоа был местом расположения местного акелара. Долина пострадала от гонений 1532 года.
- Ульцама : горы Алдаун, Шушурро, Урбилага и Элизамендия считаются местами отдыха.
- Урдазуби : Во время охоты на ведьм в Лабурде в 1609 году несколько обвиняемых заявили, что праздновали шабаш в церкви этой деревни. По словам Барандиарана, ведьмами считались все соседи Алкерди, где находится важная палеолитическая пещера.
- Зиорди : Бекату-Ларре (поле грехов), очевидно, было местом расположения местных акеларов. Это село затронуло инквизиторские процессы в 1575–76 и 1610 годах.
- Сугаррамурди : Акеларренлезеа (пещера Акеларре) находится всего в 500 метрах от деревни. На самом деле ведьмы встретились на поле Берроскоберро за пределами пещер. Эта деревня стала центром крупнейшего и позорного инквизиционного процесса, который состоялся в 1610 году в Логроньо. Семь человек были сожжены на костре, а еще пятеро - символически сожжены вместе с их останками (они умерли при этом). Местная легенда гласит, что все женщины Азкара – ведьмы.
Нижняя Наварра
[ редактировать ]- Бидаррай : Мост Эбрейн, известный также как Инфенуко зубия (Адский мост), как говорят, был построен ламиаком или соргинаком за одну ночь.
- Сен-Мишель : жители этой деревни традиционно считались ведьмами в целом. В другое время их прозвали акелатаррак ( akelarreans ).
- Ихолди : местные ведьмы, видимо, стирали одежду в ручье Оксарти.
Соул
[ редактировать ]- Alçay-Alçabéhéty-Sunharette : Арлегико Кутсия (крест Арлеги) — это место, о котором говорили, что здесь появлялись ведьмы. Еще одно место акеларреса — Артегайна. Рядом с этим местом находится пещера Эрцагайнако карбия , где, по легенде, когда-то обитал дракон.
- Шерот : ведьмы этой деревни и деревни Лахунца встретились на каком-то поле недалеко от Молеона .
Ссылки
[ редактировать ]- Путеводитель по баскскому Акеларе , Хосе Дуэсо, РОДЖЕР, 2001 г. ISBN 84-8490-001-0