Мари (богиня)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Мари , называемая также Мари Уррака, Анботоко Мари («госпожа Анбото ») и Мурумендико Дама («госпожа Муруменди »), — главная богиня древней баскской мифологии, живущая на восточном склоне горы Анбото (1330 г.). метров). Оттуда она заботится об окружающей среде и вершит правосудие. Когда вокруг Анбото появляются облака, говорят, что это потому, что Мари вернулась в свой дом на этой горе, так называемой «Куэва-де-ла-Дама». [ 1 ] Она замужем за богом Сугааром (также известным как Сугой или Маджу).
Легенды связывают ее с погодой: когда она и Маджу путешествуют вместе , выпадает град , ее уходы из пещеры будут сопровождаться бурями или засухами, а в какой пещере она живет в разное время, будет зависеть сухая или влажная погода: сырая, когда она в Анбото ; сушить, когда она находится в другом месте (детали различаются). Другие места, где она, как говорят, обитает, включают ущелье Муруменди, пещеру Гуруцегорри ( Атаун ), Айзкорри и Аралар , хотя не всегда можно быть уверенным, какие баскские легенды следует считать причиной ее происхождения.
Этимология
[ редактировать ]
Считается, что Мари является модификацией «Эмари» (дар) или «Амари» (мать + суффикс профессии) за счет потери первой гласной. Близость имен Мари и Мария , возможно, помогла язычникам адаптировать свое поклонение Мари и принять христианское почитание Девы Марии . [ 2 ] ( баскский : Андре Мария , бискайский: Андра Мари ).
Первое известное письменное упоминание «Дамы Амбото» было сделано Карла V летописцем Эстебаном де Гарибай Самальоа в его «Историческом испанском мемориале» . [ 3 ]
Мифы, связанные с Мари
[ редактировать ]Мари — главный персонаж баскской мифологии , имеющий природу божества, в отличие от других существ, разделяющих ту же духовную среду. Мари часто изображают женщиной, одетой в красное. Ее также считают женщиной огня, женщиной-деревом и молнией. Мари ассоциируется с различными силами природы, включая гром и ветер . Кроме того, ее отождествляют с красными животными (коровой, бараном, лошадью) и черным козлом.
Мари живет под землей, обычно в пещере на высокой горе, где она и ее супруг Сугаар встречаются каждую пятницу (ночь Акеларре или собрания ведьм), чтобы зачать бури, которые принесут плодородие, а иногда и катастрофу, на землю и люди. Мари обслуживается судом соргинаков (ведьм), и говорят, что она питается «отрицанием и утверждением» (то есть ложью).
христианизация
[ редактировать ]Наиболее распространенный синкретизм Мари с Девой Марией ; ее широко почитают современные католики-баски. Однако Санта-Марина Агуас-Сантас , святая, почитаемая в Стране Басков , считается христианизированной версией Мари. Баскские женщины призывают Санта-Марину для защиты от проклятий и помощи при родах.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Природный заповедник Уркиола, Страна Басков: обитель богини Мари.
- ^ Эта интерпретация взята из статей в Enciclopedia General Ilustrada del Pais Vasco Encyclopedia Auñamendi , которая, в свою очередь, цитирует Euskalerriaren Yakintza , Tomo I «Costumbres y supersticiones», фольклориста Resurrección María de Azkue (1864-1951). В энциклопедии отмечается, что дополнительные легенды были записаны Хосе Мигелем Барандьяраном и Хуаном Таламасом Лабандибаром .
- ^ Эстебан де Гарибай Самальоа , Испанский исторический мемориал: Сборник документов, брошюр и древностей , Том VII.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мари и другие баскские легенды , Страница Бубера Басков
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Луис де Барандиаран Ирисар (редактор), «Вид из пещеры ведьмы: народные сказки Пиренеев» (Рено: University of Nevada Press, 1991). ISBN 0-87417-176-8
- Тоти Мартинес де Лесеа «Легенды Страны Басков». Соу 2004