Ведьма (архетип)
Часть серии о |
Колдовство |
---|
В глубинной психологии Юнга архетип ведьмы — это распространенное изображение женщины, обычно старой и одинокой, практикующей темную магию . Ведьмы обычно считаются опасной, скрытой угрозой. [1] То, как рассматривается архетип ведьмы, обычно зависит от религиозного и политического контекста, а также социального контекста и гендерной политики. [2] Жан Лафонтен писал, что «стереотип зла, похоже, не был тесно связан с действиями реальных людей, за исключением тех случаев, когда он был мобилизован против нынешних врагов Церкви». [3]
Истоки архетипа ведьмы связаны с антисемитскими убеждениями : [1] [4] В 1215 году Четвертый Латеранский собор издал указ, согласно которому все евреи должны носить отличительный головной убор — остроконечную шапку , известную как юденхат . Этот стиль шляп затем стал ассоциироваться с черной магией , поклонением сатане и другими действиями, в которых обвиняли евреев. [5]
Архетипы
[ редактировать ]В юнгианской психологии архетипы — это врожденные, универсальные психические структуры, которые влияют на мысли, эмоции и поведение человека. Архетип ведьмы возникает как динамическое представление коллективного бессознательного , заключающее в себе как светлые, так и теневые аспекты человеческого существования. Ведьма символизирует подавленные, маргинализированные и неправильно понятые аспекты психики, часто связанные с темными аспектами женственности и тайнами бессознательного. [6]
По мнению Юнга ,
Изначальный образ, или архетип, — это фигура — будь то демон, человек или процесс — которая постоянно повторяется в ходе истории и появляется везде, где свободно выражается творческая фантазия. По существу, следовательно, это мифологическая фигура. Присмотревшись к этим образам повнимательнее, мы обнаружим, что они облекают в форму бесчисленные типичные переживания наших предков.[...] В каждом из этих образов есть частичка человеческой психологии и человеческой судьбы, остаток радостей и радостей. скорби, которые повторялись бесчисленное количество раз в истории наших предков. [7]
Юнг прослеживает этот термин до Филона , Иринея и Corpus Hermeticum , которые связывают архетипы с божественностью и сотворением мира, и отмечает тесную связь идей Платона . [а]
Архетипическая женственность
[ редактировать ]По мнению юнгианского психолога Эриха Ноймана , Архетипическая Женственность имеет две основные оси: «М», ее элементарный характер с акцентом на материнском, и «А», ее преобразующий характер с акцентом на аниму или «образ души». [8] Каждая ось представляет собой континуум между положительными и отрицательными полюсами. [9]
Такие фигуры, как Архетипическая Женственность, охватывают « уроборический характер » (подобно змее, пожирающей собственный хвост) или бивалентность. Таким образом, главный архетип Великой Матери имеет два основных аспекта: Добрая Мать (М+) и Ужасная Мать (М-), которые находятся в оппозиции, но тем не менее сосуществуют. Нейман приводит пример ведьмы из сказки о Гензеле и Гретель, чей дом (символизирующий внешнее) сделан из пряников, но которая на самом деле (внутренне) «ест маленьких детей». Другая сторона медали заключается в том, что Ужасная Мать, которая, по-видимому, негативна, может демонстрировать положительный, преобразующий характер, усиливая эго, например, как в случае с Персеем , который, чтобы завоевать Андромеду , должен сначала убить Ужасная Мать, или свидетельница в мифах о героическом, мужском убийстве дракона . [10]
Тень
[ редактировать ]Центральное место в юнгианской мысли занимает концепция «тени», которая охватывает подавленные и отрицаемые аспекты личности, отнесенные к тени в личном или коллективном бессознательном или проецируемые на других. [11] [12] По мнению Юнга: «К сожалению, не может быть сомнения, что человек в целом менее хорош, чем он воображает себя или хочет быть. Каждый несет в себе тень, и чем меньше она воплощается в сознательной жизни индивида, тем чернее и оно плотнее». [13]
Юнгианский психоаналитик Джеймс Холлис пишет: «Как заметил Юнг, все, что мы отрицаем внутри себя, рано или поздно придет к нам и потребует оплаты. Тогда мы вынуждены восстанавливаться внутри [...] и искать исцеления в нашей собственной природе и ее восстанавливающих средствах. емкость." [14] Юнг представил пример того, что может произойти, на семинаре, который он провел, где обсуждал Третий Рейх в довоенной нацистской Германии и преследование евреев. По словам автора Клэр Дуглас, Юнг предположил, что это может быть связано с «бессознательной силой подавленной архаической женственности», которая была «отвергнута, невостребована и подавлена». [15]
Архетип ведьмы воплощает это теневое «я», представляя непризнанные желания, инстинкты и страхи, которые часто отводятся в глубины бессознательного. Например, человек, который сильно идентифицирует себя с архетипом ведьмы, может бороться с ощущением себя посторонним или иметь нетрадиционные убеждения, что приводит к социальной изоляции или неуверенности в себе. [16]
Архетип ведьмы
[ редактировать ]Архетип ведьмы, глубоко укоренившийся в коллективном бессознательном, находит выражение в мифах, фольклоре, литературе и искусстве разных культур. От древних богинь до современных изображений образ ведьмы развивается, сохраняя при этом свою основную символику. [16] [17] Архетип «юной ведьмы» (А-) Нейман связывает с Ужасной Матерью, соблазнением, [18] и негативная анима. [19] «Старая ведьма» (М-) [18] связано с психодуховными мистериями смерти и Грозной Матерью. [20] Исида , богиня исцеления, магии и тайн , также имеет свою темную сторону и включает в себя элементы как Доброй, так и Ужасной Матери. [21] София , архетип или богиня мудрости и архетипический аналог материнства Девы (А+), связана с позитивом. [22]
В обществе страх и непонимание архетипа ведьмы могут привести к проецированию этих подавленных аспектов на людей, которых можно рассматривать как отличающихся или нетрадиционных. Историческая охота на ведьм и преследования являются яркими примерами того, как коллективная тревога вокруг архетипа может быть направлена во вредные действия. Очернение тех, кто демонстрирует черты, связанные с ведьмой, такие как независимость, мудрость и пренебрежение нормами, может привести к подавлению индивидуального самовыражения и увековечению социальной несправедливости. [23] [24]
В искусстве и литературе
[ редактировать ]Ведьмы имеют долгую историю изображения в искусстве, хотя большинство их самых ранних художественных изображений, похоже, возникли в Европе раннего Нового времени, особенно в периоды Средневековья и Возрождения. Многие ученые считают, что их проявление в искусстве вдохновлено такими текстами, как Canon Episcopi , литературное произведение, посвященное демонологии, и Malleus Maleficarum , руководство по «ведьмовому безумию», опубликованное в 1487 году Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером. [25] Ведьмы в художественной литературе имеют широкий спектр характеристик. Обычно, но не всегда, это женщины и обычно изображаются либо как злодеи , либо как героини . [26]
В искусстве
[ редактировать ]Ведьмы имеют долгую историю изображения в искусстве, хотя большинство их самых ранних художественных изображений, похоже, возникли в Европе раннего Нового времени, особенно в периоды Средневековья и Возрождения. Многие ученые считают, что их проявление в искусстве вдохновлено такими текстами, как Canon Episcopi , литературное произведение, посвященное демонологии, и Malleus Maleficarum , руководство по «ведьмовому безумию», опубликованное в 1487 году Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером. [25]
«Канон Епископи» , текст девятого века, посвященный теме демонологии, первоначально ввел концепции, которые постоянно ассоциировались с ведьмами, такие как их способность летать или их предполагаемый блуд и сексуальные отношения с дьяволом. В тексте говорится о двух женщинах, Диане-Охотнице и Иродиаде, которые обе выражают двойственность женщин-колдуньек. Диану описывали как обладательницу небесного тела и как «защитницу деторождения и плодородия», а Иродиаду символизировала «необузданная чувственность». Таким образом, они олицетворяют умственные способности и коварную сексуальность, которые ведьмы использовали в качестве оружия, чтобы обманом заставить людей совершать греховные действия, которые привели бы к их вечному наказанию. Эти характеристики отличались как черты Медузы или Ламии, когда они наблюдались в любом произведении искусства (мысленный обман Медузы был связан с психическими способностями Дианы-Охотницы, а Ламия была, по слухам, женской фигурой в средневековье, которую иногда использовали вместо Иродиады). [27]
Одним из первых людей, регулярно изображавших ведьм после повального увлечения ведьмами средневекового периода, был Альбрехт Дюрер , немецкий художник эпохи Возрождения. На его знаменитой гравюре 1497 года «Четыре ведьмы » изображены четыре физически привлекательные и соблазнительные обнаженные ведьмы. Их сверхъестественную личность подчеркивают черепа и кости, лежащие у их ног, а также дьявол, осторожно наблюдающий за ними слева. Чувственное представление женщин говорит об откровенно сексуальной природе, к которой они были привязаны в Европе раннего Нового времени. Более того, эта привлекательность воспринималась как опасность для простых мужчин, которых они могли соблазнить и соблазнить в свой греховный мир. [28] Некоторые ученые интерпретируют это произведение как использование логики Епископского канона , в котором женщины использовали свои умственные способности и телесное обольщение, чтобы порабощать и вести мужчин на путь вечного проклятия, в отличие от непривлекательных изображений ведьм, которые последовали в более поздние годы Возрождения. . [29]
Дюрер также использовал другие идеи Средневековья, которые обычно ассоциировались с ведьмами. В частности, его искусство часто отсылало к бывшей средневековой иконографии XII-XIII веков, посвященной природе женщин-колдуньек. В период Средневековья был широко распространен страх перед ведьмами, что, соответственно, вызывало ассоциации с ведьмами темных, устрашающих характеристик, таких как каннибализм (ведьмы описывались как «[высасывающие] кровь новорожденных младенцев»). [28] ) или описывается как обладающий способностью летать, обычно на спине черных коз. С началом периода Возрождения эти концепции колдовства были подавлены, что привело к резкому изменению внешнего вида волшебницы: от существ с откровенно сексуальным характером до «обычных», типичных домохозяек того периода. Это изображение, известное как «вальденсская» ведьма, стало культурным феноменом искусства раннего Возрождения. Этот термин происходит от монаха XII века Питера Уолдо, который основал свою собственную религиозную секту, которая открыто выступала против роскоши и товарного образа жизни христианского церковного духовенства, и чья секта была отлучена от церкви, а затем подверглась преследованиям как «практиков колдовства и магии». . [28]
Последующие произведения искусства, изображающие ведьм, имели тенденцию последовательно полагаться на культурные стереотипы об этих женщинах. Эти стереотипы обычно уходили корнями в религиозный дискурс раннего Возрождения, в частности, в христианскую веру в то, что «земной союз» произошел между приспешниками сатаны, которые «сговорились уничтожить христианский мир». [30]
Другим значительным художником, в искусстве которого постоянно изображались ведьмы, был ученик Дюрера, Ганс Бальдунг Грин, немецкий художник 15-го века. Его гравюра на дереве со светотенью «Ведьмы» , созданная в 1510 году, визуально охватывала все характеристики, которые регулярно приписывались ведьмам в эпоху Возрождения. Социальные представления считали ведьм сверхъестественными существами, способными причинять большой вред, способными летать и людоедами. [30] Урна в «Ведьмах», кажется, содержит части человеческого тела, которые ведьмы потребляют в качестве источника энергии. Между тем, их нагота во время пиршества считается намеком на их сексуальный аппетит, и некоторые ученые считают, что ведьма, едущая на спине козла-демона, представляет их «способности, вызывающие бегство». Эта связь между сексуальной природой женщины и грехами была тематической в произведениях многих художников эпохи Возрождения, особенно христианских художников, из-за культурных верований, которые характеризовали женщин как откровенно сексуальных существ, менее способных (по сравнению с мужчинами) противостоять греховному искушению. [28]
В литературе
[ редактировать ]Ведьмы в художественной литературе имеют широкий спектр характеристик. Обычно, но не всегда, это женщины и обычно изображаются либо как злодеи , либо как героини . [26]
Классическая сказка « Гензель и Гретель » представляет собой пример фигуры «ведьмы-злодея». В этой истории рассказывается о ведьме -каннибале , которую в конечном итоге перехитрили дети, которых она пытается съесть , и она сожжена заживо в собственной духовке. « Белоснежка » изображает убийственного, соблазнительного волшебника своим главным антагонистом . Ведьму называют злой королевой, и она умирает после того, как ее заставили танцевать в раскаленных железных башмаках. В « Шесть лебедей » входит мачеха, которая из злости и ревности волшебным образом превращает своих приемных детей в лебедей. В отместку фигуру, названную ведьмой, в конечном итоге сжигают на костре. Подобные примеры в произведениях братьев Гримм демонстрируют не только свидетельства фигуры «злодеев-ведьм», но и их наказание в виде ранения или насильственной смерти. [26] Другие примеры злодейских ведьм в литературе включают Белую Ведьму из романа К.С. Льюиса «Лев, ведьма и платяной шкаф» и Великую Высшую Ведьму » Роальда Даля из «Ведьм .
Книга «Жизнь в одиночестве» , опубликованная в 1919 году, использует «героиню-ведьму» в качестве агента в поддержку женского освобождения. Роман Стеллы Бенсон посвящен размышлениям женщины-ведьмы, которая действует как анархическая сила в жизни лондонцев среднего класса. Ее безвредная магия направлена на то, чтобы «вытрясти самых угнетенных женщин из самоуспокоенности и нормальности», чтобы они достигли состояния освобождения. [26] Важность такой героини проливает свет на положительные эффекты, связанные с магией и колдовством, в отличие от зачастую жестоких и мучительных иллюстраций, встречающихся в литературе начала девятнадцатого века. Другие примеры героических ведьм в художественной литературе включают Глинду из «Чудесного волшебника страны Оз» (1900), Серафину Пеккала из «Темных начал» (1995–2000) и Гермиону Грейнджер из серии о Гарри Поттере .
См. также
[ редактировать ]- Баба Яга – славянский мифологический персонаж.
- Шляпа ведьмы – Стиль шляпы
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сингер (1968) , стр. 36–37: «Юнг напоминает нам, что термин «архетип» встречается еще у Филона Иудея в отношении Imago Dei (образа Бога) в человеке. Его также можно найти у Иринея. , который говорит: «Творец мира не создал эти вещи непосредственно из себя, а скопировал их из архетипов вне себя». В Corpus Hermeticum Бог назван «архетипическим светом». Ссылаясь на Юнга (1959) , с. 75, п. 149.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Буфорд (nd) .
- ^ Грин (2018) , с. 2.
- ^ Ла Фонтен (2016) , с. 34.
- ^ Коэн (1996) , с. 362.
- ^ Уолдман (2013) .
- ^ Холлис (2002) , с. 5.
- ^ Юнг (1966) , с. 81, § 127.
- ^ Нейман (2015) , стр. 81, 107.
- ^ Нейман (2015) , стр. 107, 116.
- ^ Нейман (2015) , с. 84.
- ^ Браун и Стобарт (2008) , с. 7.
- ^ Шактер (2011) , стр. 482–483 .
- ^ Юнг (1963) , с. 76.
- ^ Холлис (2020) , с. 99.
- ^ Дуглас (2006) .
- ^ Jump up to: а б Уланов (2015) .
- ^ Франц (1995) .
- ^ Jump up to: а б Нейман (2015) , с. 113.
- ^ Нейман (2015) , с. 81.
- ^ Нейман (2015) , стр. 113, 115.
- ^ Нейман (2015) , с. 73.
- ^ Нейман (2015) , с. 115.
- ^ Нойман (2022) .
- ^ Дебни (2020) .
- ^ Jump up to: а б Саймонс (2014) .
- ^ Jump up to: а б с д Хаттон (2018) .
- ^ Лоренци (2005) .
- ^ Jump up to: а б с д Блэк (2001) , с. 115.
- ^ Стампель (2003) .
- ^ Jump up to: а б Мистификация (1981)
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Блэк, Кристофер Ф. (2001). Италия раннего Нового времени: социальная история . Лондон: Рутледж.
- Браун, Ребекка; Стобарт, Карен (2008). Понимание границ и сдерживания в клинической практике . Серия монографий Общества аналитической психологии. Карнакские книги. ISBN 978-1-85575-393-8 .
- Буфорд, Эли (nd). «Происхождение архетипа: архетип ведьмы» . Пресса Foothill Dragon Press . Проверено 23 июля 2023 г.
- Коэн, Джереми, изд. (1996). От свидетеля к колдовству: евреи и иудаизм в средневековой христианской мысли . Харрасовиц. ISBN 978-3447039017 .
- Дебни, Б.М. (2020). Самый старый трюк в книге: панические попытки найти козла отпущения в истории и повторяющиеся модели преследований . Спрингер Природа Сингапур. ISBN 978-9811555695 .
- Дуглас, Клэр (2006). Дочь старухи: преобразующая мудрость для мужчин и женщин . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1585444793 .
- Грин, Х. (2018). Белл, книга и камера: критическая история ведьм в американском кино и телевидении . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. ISBN 978-1476662527 .
- Хоук, Дэвид (февраль 1981 г.). «Охота на ведьм и женщины в искусстве Возрождения» . История сегодня . 31 (2). Архивировано из оригинала 24 августа 2020 г. Проверено 28 марта 2021 г.
- Холлис, Джеймс (2002). Архетипическое воображение . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1585442683 .
- Холлис, Джеймс (2020). Жизнь между мирами: обретение личной устойчивости в меняющиеся времена . Звучит правда. ISBN 978-1683645610 .
- Хаттон, Рональд (16 марта 2018 г.). «Ведьмы и хитрые люди в британской литературе 1800–1940» . Сверхъестественное: критические и исторические исследования сверхъестественного . 7 (1): 27. дои : 10.5325/preternature.7.1.0027 . hdl : 1983/c91bdc34-80d8-49f6-92df-9147f2bef535 . ISSN 2161-2188 . S2CID 194795666 . Архивировано из оригинала 18 мая 2021 г. Проверено 18 мая 2021 г.
- Юнг, К.Г. (1959). Психологические аспекты архетипа матери . Собрание сочинений. Том. 9.И. [ нужна полная цитата ]
- Юнг, К.Г. (1963). Психология и религия: Запад и Восток . Книги Пантеона.
- Юнг, К.Г. (1966). Дух в человеке, искусстве и литературе . Собрание сочинений. Том. 15. Перевод Халла, RFC Princeton University Press. ISBN 978-0691097732 .
- Ла Фонтен, Дж. (2016). Ведьмы и демоны: сравнительный взгляд на колдовство и сатанизм . Книги Бергана. ISBN 978-1785330865 .
- Лоренци, Лоренцо (2005). Ведьмы. Изучение иконографии волшебницы и волшебницы . [ нужна полная цитата ]
- Нойманн, Э. (2015). Великая Мать: анализ архетипа . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691166070 .
- Нойманн, Э. (2022). Страх перед женственностью: и другие очерки по женской психологии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691242828 .
- Шактер, Дэниел Л. (2011). Психология (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Worth. ISBN 978-1-4292-3719-2 .
- Саймонс, Патрисия (сентябрь 2014 г.). «Инкуб и искусство итальянского Возрождения». Источник: Записки по истории искусства . 34 (1): 1–8. дои : 10.1086/су.34.1.23882368 . JSTOR 23882368 . S2CID 191376143 .
- Певица (1968). Культура и коллективное бессознательное . [ нужна полная цитата ]
- Стампель, Йерун (2003). «Грязный птицелов узнал: о ключевом мотиве в «Четырех ведьмах» Дюрера ». Симиолус: Ежеквартальный журнал по истории искусства Нидерландов . 30 (3/4): 143–160. дои : 10.2307/3780914 . JSTOR 3780914 .
- Уланов, АБ (2015). Ведьма и клоун: два архетипа человеческой сексуальности . Публикации Хирона. ISBN 978-1630512477 .
- Фон Франц, Мария-Луиза (1995). Тень и зло в сказках . Публикации Шамбалы.
- Уолдман, Кэти (17 октября 2013 г.). «Почему ведьмы носят остроконечные шляпы?» . Сланец . Проверено 3 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шоле, М. (2022). В защиту ведьм: наследие охоты на ведьм и почему женщин до сих пор судят . Святого Мартина. ISBN 978-1250272225 .
- Кобб, Н. (1992). Архетипическое воображение: взгляды на богов в жизни и искусстве . Линдисфарн Пресс. ISBN 978-0940262478 .
- Дуглас, К. (1990). Женщина в зеркале: аналитическая психология и женское начало . Сиго Пресс. ISBN 978-0938434580 .
- Эдингер, Эдвард Ф. (1992). Эго и Архетип . Публикации Шамбалы.
- Хамфрис, Н. (2017). «Ведьма как психологическая фигура». Британский журнал психотерапии . 33 (4): 492–504. дои : 10.1111/bjp.12304 .
- Юнг, К.Г. (1970). Четыре архетипа: Мать, Возрождение, Дух, Обманщик . Перевод Халла, RFC Princeton University Press. ISBN 978-0691017662 .
- Юнг, К.Г. (1991). Архетипы и коллективное бессознательное . Рутледж.
- Юнг, К.Г. (1992). Психология бессознательного . Издательство Принстонского университета.
- Остлинг, М. (2022). «Ведьма как изобретение и как архетип: Гераклитанская историография Хаттона». Магия, ритуалы и колдовство . 17 (1): 31–40. дои : 10.1353/mrw.2022.0004 . S2CID 250638562 .
- Роулендс, А. (2020). «Стереотип ведьм-клерика в лютеранском контексте семнадцатого века». Немецкая история . 38 (1): 1–23. дои : 10.1093/gerhis/ghz034 .
- Страттон, КБ (2007). Именование ведьмы: магия, идеология и стереотипы в древнем мире . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231510967 .