Суды над ведьмами в Исландии

Суды над ведьмами в Исландии проводились властями Дании (в то время Исландия была датским владением), которые ввели веру в колдовство , а также Датский Закон о колдовстве в 17 веке, а затем прекратили преследования. Как и в случае с судами над ведьмами в Латвии и Эстонии , суды над ведьмами были инициированы иностранной элитой в регионе со слабым христианством, чтобы обеспечить религиозное соответствие . Исландия была необычной для Европы тем, что на острове благосклонно относились к магии как таковой, и большинство казненных были мужчинами, что было общего только с процессами над ведьмами в Финляндии .
История
[ редактировать ]Исландский взгляд на магию
[ редактировать ]В Исландии магия и сверхъестественные силы играют важную роль в народных верованиях. Он разделен на две категории. Первая категория — гальдур , хорошие («Белые») или плохие («Чёрные») заклинания, выполняемые гальдра -мастерами с помощью гальдрастафира (магических символов), магических книг, рун или устно. [1] Вторая категория — фьёлкынги, обозначающая мудрость или знание неизведанного, необходимое для правильного управления и использования гальдура , хотя одно может существовать без другого. [1] Этот взгляд на магию является частью древней скандинавской культуры и сохранился в Исландии в более спокойной христианизации, чем в других скандинавских странах .
Первые случаи
[ редактировать ]Преследование колдовства началось после Реформации в Исландии , после указа 1564 года, который предписывал всем судебным приставам сообщать властям обо всех формах ереси, чтобы установить религиозное соответствие во время религиозной реформации. [1]
Однако в XVI веке суды над ведьмами в Исландии проводились в соответствии со старым определением колдовства . В этом определении колдовство не имело ничего общего с Дьяволом : оно делило магию на черную магию и белую магию . Он считал черную магию наказуемой только в том случае, если она причиняла вред другому человеку, и даже в этом случае она не приводила к смертной казни . [1]
Типичным исландским случаем колдовства в XVI веке был случай со священником в 1554 году, который был приговорен к лишению должности и изгнанию в качестве наказания за использование черной магии или злого гальдура из магических книг в попытке побудить девушку к колдовству. половой акт. [1]
В 1589 году было замечено, что население Исландии, где христианство было слабым, просто не верило в христианского дьявола, и, следовательно, сатана играл очень небольшую роль в их воображении. [1]
Охота на ведьм под влиянием Дании
[ редактировать ]Международная христианская демонология и христианская интерпретация магии как колдовства, связанного с сатаной, а также христианское определение мага как ведьмы, которая смогла овладеть колдовством после договора с Дьяволом, были представлены в Исландии духовенством (которое часто было датчане или получившие образование в Дании) в 17 веке. [1]
Вера в Дьявола и христианское определение колдовства распространились после публикации первых книг о ведьмовстве Гудмунда Эйнарссона в 1627 году и «Характера Бестии» Палла Бьернссона в 1630 году. [1] а в 1630 году Дания приняла Датский закон о колдовстве 1617 года в Исландии. Одним из первых громких дел было дело Йона Рёгнвальдссона .
Между 1604 и 1720 годами в Исландии было проведено 120 процессов над ведьмами, в результате которых в период с 1625 по 1685 год было казнено 22 (подтверждено). [1] Самый интенсивный период гонений пришелся на 1667–1685 годы. [1]
Мужское доминирование
[ редактировать ]Суды над исландскими ведьмами были редкостью в Европе, потому что почти все они были направлены против мужчин: из 22 казненных за колдовство в Исландии 20 были мужчинами и только две женщины, одна из которых ( Гальдра-Манга ) не подтверждена, и только Туридур Олафсдоттир подтвердил, что имел дело с ведьмами . был казнен. [1]
Причиной этого был тот факт, что магия, открыто исполнявшаяся в исландском обществе, стала ассоциироваться с мужчинами. [1] До христианства женщины занимались магией, но в католическое средневековье ситуация изменилась, поскольку в монастыри и латинские школы Исландии принимались почти только мужчины, а их грамотность давала им больше возможностей для достижения фьёлкынги («обучения»). [1]
Этих магов-мужчин уважительно называли kunnáttumadur («мудрец» или хитрец ), и многие из них были героями для населения, например, знаменитый Йон Лэрди Гудмундссон (1574–1658), которому якобы удавалось отразить атаки Берберийские рабы переправлялись с побережья с помощью гальдура и сумели пережить ряд судов над ведьмами в 1630-х годах. [1]
Конец
[ редактировать ]В 1683 году Свейн Арнасон стал последним человеком, казненным за колдовство в Исландии. Все казни за колдовство прекратились в Исландии после 1686 года, когда в Дании был принят новый закон, который гласил, что все смертные приговоры за колдовство отныне должны быть подтверждены высоким судом Копенгагена, прежде чем они могут быть приведены в исполнение, и Копенгаген отказался подтверждать дальнейшие подобные казни. вердикты. Клемус Бьярнасон был приговорен к смерти за колдовство в 1692 году, но казнь так и не состоялась, и его перевели в Копенгаген.