Хитрый народ

Часть серии на |
Колдовство |
---|
Хитрый народ , также известный как народные целители или мудрые люди , были практикующими народной медицины , полезной народной магии и гадания в Европе с средневековья до 20 -го века. Их практика была известна как хитрый ремеслен . Их услуги также включали сорвательство колдовства . Хотя некоторые хитрые люди были осуждены как сами ведьмы, они составили меньшинство обвиняемых, [ 1 ] и обычные люди обычно провели различие между ними. Название «Хитрый народ» изначально упоминался на народных зажигателей и магических работников в Британии , но теперь название применяется как зонтик для аналогичных людей в других частях Европы. [ 2 ] [ 3 ]
Eueaneame names
[ редактировать ]Имена, данные народным ужителям и магическим работникам в Европе, включают:
- Датские мудрые люди («мудрые люди») [ 2 ]
- Голландские Toverdokters («Magic-Doctors») или Duivelbanners («Дьявольные баннеры»)
- Финская и Карелия Волшебники («Узнавцы»)
- Французские Девинс-Гуриссеры («Универсатели-хилеры») и Леверс де сорта («проклятые зажигатели»)
- Немецкие гексенмайстер или травяные ведьмы («Травяные ведьмы»)
- ирландская Feasa фасоль («Женщина знаний»), банкет или пророк («Провиса») [ 4 ]
- Итальянский Fattucchiere («Fixers»), гуаритори («целители») или Benandanti («Хорошие ходунки»)
- Португальские Curandiros/as , Benzedeiros («Блесерс») или женщины добродетели («Женщины добродетели»)
- Славянский Ведмаки ("Чернокнижники")
- испанские курандерос («целители»)
- Шведский Клок Гумма («Мудрый старуха») или Клок Губбе («Мудрый старик») [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
- Уэльский ( динация Хисби от валлийца , что означает «хитрые мужчины»)
Скандинавия
[ редактировать ]
В Скандинавии Клок Гумма («Мудрая женщина») или Клок Губбе («Мудрый мужчина») и коллективно де Клока («Мудрые»), как они были известны на шведском языке , обычно были старшими членами сообщества, которые действовали как народные целители и акушерки , а также используют народную магию, такие как магические рифмы . [ 10 ] В Дании их называли Клог Манд («Мудрый мужчина») и Клог Коне («Мудрый женщина») и коллективно как народ Клоге («Мудрый народ»). [ 11 ]
Многие норвежские [ 12 ] и датский [ 12 ] [ 13 ] Практикующие народной магии и медицины будут иметь копию «Свартебока» (или « Черная книга »), тома, которая, по мнению некоторых, была написана Киприаном , то есть святой некромантов, киприана Антиохии и другие были шестой и седьмой книги Библии (или «книги Моисея», поскольку Пятикнижие известны в Дании и Норвегии), которые были оставлены в стороне от официального Ветхого Завета, чтобы обыкновенные люди не узнали Знание проводится в тексте. [ 12 ] Формар, найденный в «Черной книге», восстановленной на ферме возле Эльверума, содержит много формул, таких как одна для зубной боли , которая командует пользователю очарования написать слова «Агерин, Нагерин, Вагерин, Ягерин, Ипагерин, Сипия» на Лист бумаги, используя новую ручку, нарежьте бумагу на три маленьких кусочка, поместите первый кусок на зуб вечером, а утром плетете кусок в огонь. Это следует повторить с другими частями. [ 14 ] Еще одно очарование, используемое для того, чтобы помочь женщине, у которой сложный труд, говорит, чтобы взять два белых корня лилии и отдать их матери, чтобы поесть. [ 14 ]
Существует старая идея, что это был «Клок Гумма», который часто стал жертвой испытаний ведьмы в 17 веке, но это не является правдой. Тем не менее, некоторые «мудрые женщины» и «мудрые мужчины» были наказаны не за колдовство, но часто под предъявленным обвинением «суеверия» ( шведский : Vidskepelse ). [ 10 ] В 1670 -х годах мудрец Йохан Эрикссон из Кнутби был приговорен к семи рукавицам за «суеверие», а снова в 1680 -х - девять. [ 10 ] Согласно Эрикссон из Даларны, которая читала болезни в вине, был наказан как в 1720 и 1726 годах. [ 10 ] Брита Биорн из Готленда сказала в суде, что она научилась исцелять больных, когда провела некоторое время в подземном мире , и она была приговорена к тюремным срокам как в 1722, так и в 1737 году. [ 10 ] Наказание шведского «хитрых людей», казалось, имело противоположный эффект. Эрикссон сказал, что его клиенты появлялись в большем количестве после решений против него, и что он будет вынужден спрятаться, если он будет подчиняться суду и воздерживаться от своей практики, а в случае Биорна викарий жаловался, что люди из По всей стране приходилось искать ее помощи, и полагалась на нее как на Бога после ее первого предложения. [ 10 ] Приговоры, на самом деле, имели влияние на хорошую рекламу, и дочь Бриты и дочь внучки также исцеляли женщин. [ 10 ]
Есть много примеров известных «хитрого народа», которые были известны далеко за пределами их деревни, такие как Ingeborg I Mjärhult в 18-м веке и Кисамор и Гота-Лена в 19 веке. В 16 -м веке Бригитта Андерсдоттер часто была нанята королевой Маргарет Лейджонхуфвуд . В Норвегии такие женщины, как Mor Sæther (1793–1851), Анна Брандфьельд (1810–1905) и Валборг Валланд (1821–1903) достигли национальной славы, необычной для женщин того времени. [ 15 ]
Таможня сохранилась до 20 -го века, пока врач не стал более доступным для общественности. [ 6 ] [ 7 ] В 19 веке в каждом районе в Норвегии был по крайней мере один народный уборщик. [ 15 ] Такие убеждения в народной медицине, магии и использовании «черных книг» были взяты мигрантами в Америку . Тем не менее, многие убеждения вымерли в норвежских американских общинах около 1920-х годов, и многие не знали о предмете или «черной книге». Знание этих убеждений продолжалось дольше в Норвегии, даже если они не верили норвежцам. [ 12 ]
Британия
[ редактировать ]
Термин «хитрый мужчина» или «хитрая женщина» наиболее широко использовался в южной Англии и Мидлендсе , а также в Уэльсе . [ 16 ] Такие люди также часто известны по всей Англии как «волшебники», «мудрые мужчины» или «мудрые женщины», [ 16 ] или в южной Англии и Уэльсе в качестве « соединительных » [ 16 ] или как « Dyn (ES) Hysbys » (зная мужчину или женщину) на валлийском языке . [ 17 ] В Корнуолле их иногда называли «пелларами», которые некоторые этимологи предполагают, что возникает из термина «изгнания», ссылаясь на практику изгнания злых духов. [ 16 ] Фольклористы часто использовали термин « белая ведьма », хотя это редко использовалось среди обычных людей, так как термин «ведьма» имел общие коннотации зла. [ 18 ]
Некоторые христианские богословы и церковные власти [ ВОЗ? ] полагал, что хитрый народ, будучи практикующими магии, находились в лиге с дьяволом и как таковые были сродни более откровенно сатанинским и злобным ведьмам . Отчасти из -за этого были приняты законы в Англии , Шотландии хитрого народа и их волшебные практики, но не было никаких широко распространенных преследований их и Уэльсе , которые часто осуждали считались вредными и хитрыми людьми как полезными. [ 19 ]
В Англии в раннем средневековом периоде можно найти различные формы народной магии среди англосаксов , которые называли таких практикующих, как Викка (мужчина) или Вик (женщины), или иногда также как сухие практикующие Drycraeft , Последнее из которых рассматривалось как англицизированные термины для ирландского драй , термин, относящийся к друидам , который стал антихристианскими колдунами в большой ирландской литературе того периода. [ 20 ]
Некоторые из заклинаний и чар, которые использовались в англосаксонскую многобожественную эпоху, продолжали использоваться после христианизации . Однако, как отметил историк Оуэн Дэвис: «Хотя некоторая такая дохристианская магия продолжалась, чтобы назвать ее языческим,-это искажать людей, которые использовали ее, и контекст, в котором она использовалась». [ 21 ]
В Англии и Уэльсе хитрый народ действовал в последней части средневековой и в раннем современном периоде. В 15 и 16 -м веках не было никаких попыток незаконности хитрого ремесла, хотя частные судебные иски были предприняты против некоторых из них теми клиентами, которые чувствовали, что их обманули из своих денег. Это изменилось с первым из актов колдовства , Законом о колдовстве 1541 года , принятого под царствование Генриха VIII , которое нацелено как ведьм, так и хитрого народа, и которые предусматривали смертную казнь для таких преступлений, как использование призывов и подквождений, чтобы найти сокровища или бросить любовное заклинание. [ 22 ] Этот закон был отменен не позднее 1547 года, под руководством сына Генри Эдварда VI , что, как считал историк Оуэн Дэвис, было связано с тем, что у власти, изменяя свое мнение о законе: они полагали, что либо смертная казнь была слишком жесткой для таких Преступления или что практика хитрого ремесла была моральной проблемой, с которой церковь лучше разобраться в церковных судах, а не проблемой, которая должна была быть решена государством. [ 23 ]
В течение следующих нескольких десятилетий магическая практика хитрого народа оставалась законной, несмотря на оппозицию со стороны определенных религиозных властей. Это было время великих религиозных потрясений в стране, так как преемник Эдварда, его сестра Мэри I , вернула римско -католицизм , прежде чем англиканство снова восстановилось при Елизавете I. В 1563 году, после возвращения власти в англиканскую Англии Англии , парламент был принят законопроект, предназначенным для незаконного «соединения, очарований и колдовства», снова нацеленный как на предполагаемые ведьмы, так и хитрый народ. Тем не менее, этот закон не был таким резким, как его предыдущий предшественник, а смертная казнь была зарезервирована для тех, кто, как считается, вызвал злой дух или убил кого -то магическими средствами, в то время как те, для которых использование магии было первым преступлением, с которым сталкивались Годовой тюремный заключение и четыре посадки в пособии . [ 24 ] Тем не менее, этот закон мало влияет на хитрого народа, так как «внимание и фокус судов смещались от деятельности хитрости и к мужчинам предполагаемых ведьм» [ 25 ] - Охота на ведьм , которая бушевала в Шотландии и во многих частях Континентальной Европы, наконец -то прибыла в Англию.
В то время как по всей Англии члены их местных сообществ обвинили в колдовстве, и они подвергались суду, хитрый народ очень редко постигла такая же судьба. Для хитрых мужчин или женщины было необычно обвинять в колдовстве; в графстве Эссекс , в то время как около четырехсот человек были предприняты в суде для колдовства, только четыре из них были идентифицировано хитрыми людьми. Например, [ 26 ] Тем не менее, многие из профессиональных охотников за ведьмами и богословов продолжали провозглашать хитрое ремесло как такое же, что и колдовство, причем они оба были вызваны дьяволом.
С упадком в судебных процессах ведьмы во второй половине 17 -го и начала 18 -го веков, отчасти из -за роста просветления среди образованной элиты, был введен новый закон, Закон о колдовстве 1735 года . В отличие от предыдущих законов, это не приняло существование магии и приняло мнение, что никогда не было ведьм, и, следовательно, оно стало тяжелее хитрого народа, которые утверждали, что выполняли подлинные магические заклинания. Он изобразил хитрого народа как практикующих «явно мошеннических практик, предназначенных для того, чтобы обмануть доверчивых», чтобы получить от них деньги. [ 27 ]
Германия
[ редактировать ]Вера в хитрого народа и использование « белой магии », которые будут использоваться для исцеления и в качестве защиты от « черной магии », когда -то были широко распространены в Германии; [ 28 ] [ 29 ] Однако в начале современного периода такая практика постепенно стала менее принятой властями, отчасти потому, что вера в «белую магию» рассматривалась церковными властями противоречить библейским учениям и частично из -за потери доходов для некоторых групп, таких Как парикмахерские и врачи , как это было в Ротенбурге , в котором периодические действия были предприняты против пользователей «белой магии». Обычным наказанием было изгнание, а не казнь, как это было обычным явлением для других, осужденных за колдовство , и использование «черной магии» [ 28 ]
В Германии практикующие народной магии были почти всегда женщинами; Однако, напротив, Hexenmeister (также термин для чернокнижника ) или Hexenfinder [ 30 ] Кто охотился на ведьм и «нейтрализовал» их от имени общества, всегда был мужчинами. [ 31 ]
Ирландия
[ редактировать ]
В Ирландии женская хитрость была известна как миссис Феза («Женщина знаний»); человек пророчества или пророка («Женский провидец»); Белая женщина («Белая женщина») и миссис женщина ). [ 32 ] Они были известны как провидцы, и будут предоставлять традиционные травяные лекарства и выполнять похоронные задачи, такие как подготовка трупов. [ 32 ] Gearoid - Crualaoich описала женщину от «Оракулярной власти для своего сообщества». [ 32 ] [ 33 ] Бидди Ранний (1798–1872) был известным специалистом по бобам . [ 34 ] [ 35 ]
Существовали также практикующие мужчины, в основном предоставляя традиционные лекарства. Они были известны как Feasa («Человек знания») или Лухт Писреога («люди традиций»).
Италия
[ редактировать ]Имена, используемые для хитрости в Италии , варьируются от региона к региону, хотя такие имена включают Praticos (мудрые люди), гуаритори (целители), Fattucchiere (Fixers), Donne Che Aiutano (женщины, которые помогают) и Мага , Мага или Магарджа ( колдуны). Время от времени их иногда называли Стриге (ведьмы), хотя обычно только «за спиной или теми, кто скептически относится к своим силам, либо верит, что они справляются с черной магией ». [ 36 ] В отличие от других частей Европы, таких как Британия, хитрый профессия пережила 20-й век и в начале 21-го, что позволило итальянско-американскому социологу Сабине Маглиокко провести краткое изучение их (2009). [ 37 ]
Как и в остальной Европе, основная роль итальянской хитрости была, по-видимому, в исцелении, как благодаря использованию трав, так и посредством духовного исцеления . Первый требовал знания о различных растениях и травах от имени хитрого человека, хотя, как считалось, духовное исцеление исходило от внутренней силы, известной как La Forza (Power), La Vitureù (добродетель) или Il Segno (знак ) [ 38 ] Такое исцеление часто происходило в форме удаления Malocchio или Eight Eye , который проклинал кого -то. [ 39 ]
страны Итальянское хитроумное ремесло было, и продолжал оставаться укорененным в римско -католицизме , что видно из использования чар и молитв, которые часто обращаются за помощью Святых. [ 40 ] Такие магические практики также широко верили, что они имели дело с духовными существами, как доброжелательными (которые помогут им), так и злоупотребляют (с которыми им придется бороться). Последний включал в себя как удивительные мертвые, так и сверхъестественные ведьмы , которые, как полагают, причиняют вред людям, в то время как первые включали предков, полезных мертвых и святых , которые могли бы помочь победить эти злобные сущности. [ 41 ] Магические инструменты также использовались итальянскими хитростью, и, хотя они различались между как регионами, так и практиками, они обычно включают в себя клетчатки или шнуры, чтобы связать, ножи или ножницы, чтобы отрезать болезнь, а также зеркала и оружие, чтобы отразить или отпугнуть мужчины. Полем [ 42 ]
Россия
[ редактировать ]Загавори - использование словесных заклинаний - выходит из славянских языческих молитв и заклинаний, будь то говорится, прошептано или пели. Эти заклинания традиционно сопровождались связанными ритуалами , некоторые из которых являются или были физически требовательными и напряженными. Один пример призывает к тому, что практикующий ZagoVory будет иметь либо полный набор зубов, либо нож в качестве символической замены зубов, которые отсутствовали. [ 43 ]
Традиции пережили христианскую эпоху, в основном благодаря процессу синкретизма и христианизации традиционных обрядов, в которых образы и знания Иисуса были добавлены к существующим традициям. Например, исцеление теперь будет сделано во имя Иисуса, ссылаясь на историю из Библии. [ 44 ] [ 45 ]
Общество забота о практике колдовства была сосредоточена на том, использовал ли кто -то заклинания или обряды, чтобы причинить вред. [ 46 ] В одном случае подозреваемого колдовства следователи обнаружили запертую коробку, содержащую что -то в комплекте в плавковом плане, и три бумажных пакета, обернутые и привязанные, содержащие измельченные травы. [ 46 ] Люди в русских и украинских обществах обычно избегают тех, кто называется ведьмами, если только они не чувствовали, что им нужна помощь против сверхъестественных сил. Импульство, боли в животе, Бесплодости, Грыж, абсцессы, эпилептические припадки и судороги были приписаны злу (или колдовству). [ 47 ] В России три четверти из обвиняемых в колдовстве были людьми. [ 46 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хаттон, Рональд (2017). Ведьма: история страха, с древних времен до настоящего . Издательство Йельского университета . С. 24–25.
- ^ Jump up to: а беременный Дэвис 2003 . п. 163.
- ^ Blécourt 1994 .
- ^ "2) aoibheall" . Theses.univ-lyon2.fr . Получено 2022-09-15 .
- ^ «Список словарного запаса шведского до английского от Freedict» .
- ^ Jump up to: а беременный Signum Шведская культурная история, великое время власти
- ^ Jump up to: а беременный Ян-Эйндж Стена, ее когда-то взяли под землей
- ^ Wicked Arts: испытания колдовства и магии на юге Швеции, 1635–1754 гг .
- ^ Колдовство и магия в Европе: 20-й век от Marijke gijswijt-hofstra, Willem de Blecourt, Брайан Левак, Рональд Хаттон, Жан Сибил Ла Фонтейн и Рой Портер, Continuum International Publishing Group, 1999,, ISBN 978-0-485-89106-5 [ страница необходима ]
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Джейкоб Кристенсен (шведский): шведская культурная история Сингвима. Великая сила (Signum Шведская история культуры. Великая эпоха власти) (2005)
- ^ Исцеление вручную: ручная медицина и костисет в глобальной перспективе Кэтрин С. Отс, Сервандо З. Хиноджоса, Роуман Алтамира, 2004, ISBN 0-7591-0393-3 , 978-0-7591–0393-1 . п. 5
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Средства правовой защиты и ритуалы: народная медицина в Норвегии и новая земля Кэтла Стоккера, Миннесотское Историческое общество, 2007, ISBN 0-87351-576-5 , ISBN 978-0-87351-576-4 . Стр. 75-76
- ^ HP Hansen: Мудрые люди - народная медицина и суеверия в Западной Ютландии (Rosenkilde and Bagger 1960)
- ^ Jump up to: а беременный Средства правовой защиты и ритуалы: народная медицина в Норвегии и новая земля Кэтла Стоккера, Миннесотское Историческое общество, 2007, ISBN 0-87351-576-5 , 978-0-87351–576–4 . п. 78
- ^ Jump up to: а беременный Средства правовой защиты и ритуалы: народная медицина в Норвегии и новая земля Кэтла Стоккера, Миннесотское Историческое общество, 2007, ISBN 0-87351-576-5 , 978-0-87351–576–4 . п. 23
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Хаттон 1999 . п. 85
- ^ Дэвис 2003 . п. 184.
- ^ Хаттон 1999 . п. 86
- ^ Дэвис 2003 . С. 7–13.
- ^ Hutton 2009 . п. 47
- ^ Дэвис 2003 . п. 185.
- ^ Дэвис 2003 . п. 4
- ^ Дэвис 2003 . п. 5
- ^ Дэвис 2003 . п. 06-07.
- ^ Дэвис 2003 . п. 7
- ^ Дэвис 2003 . п. 13
- ^ Дэвис 2003 . С. 20–21.
- ^ Jump up to: а беременный Нарративы колдовства в Германии: Ротенбург 1561-1652 Элисон Роулендс, издательство Манчестерского университета, 2003 ISBN 0-7190-5259-9 , ISBN 978-0-7190-5259-0 , стр. 72-73
- ^ Люцифер поднятся: оккультизм в фольклоре и популярной культуре Билл Эллис, Университетская издательство Кентукки, 2004, ISBN 0-8131-2289-9 , ISBN 978-0-8131-2289-2
- ^ Согласно немецкому юридическому словарю в: Баслер Джарбух 1935, стр. 41 и в: История и региональные исследования Гессьяна. Выпуск 2, том 48/1932, стр. 44
- ^ Люцифер поднятся: оккультизм в фольклоре и популярной культуре Билл Эллис, Университетская издательство Кентукки, 2004, ISBN 0-8131-2289-9 , 978-0-8131-2289-2 . , с 22
- ^ Jump up to: а беременный в Ó Crualaoich, Gearóid (2005). «Чтение бобов». Фольклор . 116 (1): 37–50. Doi : 10.1080/0015587052000337707 . JSTOR 30035237 . S2CID 161524481 .
- ^ "Обнаружение Feasa Feasa |" Полем Архивировано из оригинала 2020-04-06 . Получено 2020-04-06 .
- ^ Ричардсон, Билл (22 июля 2015 г.). Пространство и символическое выражение: на связи между местом и культурой . Спрингер. ISBN 9781137488510 - через Google Books.
- ^ Смидди, Ричард (6 апреля 1873 г.). «Эссе о друидах, древних церквях и круглых башнях Ирландии» . WB Kelly - через Google Books.
- ^ Magliocco 2009 . п. 114
- ^ Magliocco 2009 .
- ^ Magliocco 2009 . с.114-116.
- ^ Magliocco 2009 . с.123.
- ^ Magliocco 2009 . п. 104
- ^ Magliocco 2009 . стр. 117–118
- ^ Magliocco 2009 . п. 120.
- ^ Madlevskaya, Elena (2005). Russkaya Mifologia. Entsiklopedia (in Russian). Moscow: EKSMO. p. 562. ISBN 5-699-13535-9 Полем OCLC 70216827 .
- ^ Aleksandrov, Aleksei (1997). 777 Zagovorov I Zaklinanii Russkogo Naroda (in Russian). Moscow: Lokid. pp. 204, 521. ISBN 5320002157 .
- ^ Agapkina, Tatiana (2010). Vostochnoslavyanskie lechebnye zagovory v sravnitel'nom osveshchenii: Syuzhetika i obraz mira (in Russian). Moscow. p. 366.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в Кивельсон, Валери А. (июль 2003 г.). «Мужские ведьмы и гендерные категории в России семнадцатого века». Сравнительные исследования в обществе и истории . 45 (3): 606–631. doi : 10.1017/s0010417503000276 . JSTOR 3879463 . S2CID 145811691 .
- ^ Worobec, Christine D. (1995). «Верности и практики колдовства в предварительных русских и украинских деревнях». Русский обзор . 54 (2): 165–187. doi : 10.2307/130913 . JSTOR 130913 .
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Chumbley, Andrew (2001). «Переход между: историческим исследованием амулета-кости, его форм, функций и праксов в популярной магии». Котел .
- Дэвис, Оуэн (2003). Хит-Фолк: популярная магия в истории английского языка . Лондон: Хэмблдон Континуум. ISBN 1-85285-297-6 .
- Де Блекурт, Виллем (октябрь 1994 г.). «Врачи ведьмы, успокоители и священники. Социальная история . 19 (3).
- Хаттон, Рональд (1999). Триумф Луны: история современного языческого колдовства . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-820744-1 .
- Хаттон, Рональд (2009). Кровь и омела: история друидов в Британии . Нью -Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета.
- Magliocco, Sabina (2009). «Итальянское хитрость: некоторые предварительные наблюдения». Журнал для академического изучения магии 5 . Оксфорд: Мандрай из Оксфорда.
- Клен, Эрик (декабрь 1960 г.). «Ведьмы Кейндона». Фольклор . 71 (4): 241–250. doi : 10.1080/0015587x.1960.9717250 .
- Oates, Shani (2010). Зеленый огонь Тубело: мифы, этос, женщина, мужчина и священнические загадки клана Тубала Каина . Оксфорд: Мандрай из Оксфорда. ISBN 978-1-906958-07-7 .
- Semmens, Jason (2004). Ведьма Запада: или странная и прекрасная история Томасана Блайта . Плимут. ISBN 0-9546839-0-0 .
- Томас, Кит (1973). Религия и упадок магии: исследования в популярных убеждениях в Англии 16 и 17-го века . Лондон: Пингвин.
- Уилби, Эмма (2005). Хитрые народные и знакомые духи: шаманистические прозрачные традиции в ранних современных британских колдовствах и магии . Брайтон: Сассекс Академическая пресса. ISBN 1-84519-078-5 .