Jump to content

Желтый шаманизм

Желтый шаманизм ( монгольский : Шар бөө ) — термин, используемый для обозначения особой версии , практикуемой в Монголии и Сибири , которая включает в себя ритуалы и традиции буддизма шаманизма . «Желтый» обозначает буддизм в Монголии, поскольку большинство буддистов там принадлежат к так называемой «Желтой секте» тибетского буддизма , члены которой носят желтые шляпы во время служб. [1] Этот термин также служит для того, чтобы отличить его от формы шаманизма, не подверженной влиянию буддизма (по мнению его приверженцев), называемой « черным шаманизмом ». [2]

Терминология и предыстория

[ редактировать ]

Хотя применимость термина «желтый» (или любого другого термина) до сих пор несколько оспаривается, ученые считают разновидность шаманизма, практиковавшуюся халка-монголами , крупнейшей группой населения Монголии, желтым шаманизмом; другие называют шаманизм, практиковавшийся бурятами Сибири , желтым шаманизмом. [1]

Монголия

[ редактировать ]

Буддизм впервые проник в Монголию во времена династии Юань (тринадцатый-четырнадцатый века) и на короткое время утвердился в качестве государственной религии. культ Чингисхана , который был принят в тнгри — высший пантеон духов в монгольском шаманизме В буддийскую практику вошел и . Сама Монголия находилась в политическом застое и застое в развитии до шестнадцатого века, когда после обращения Алтан-хана буддизм восстановился. [3] В 1691 году, после того как Внешняя Монголия была аннексирована династией Цин , буддизм стал доминирующей религией на всей территории, и шаманизм начал включать в себя буддийские элементы. Яростное сопротивление в восемнадцатом веке охотничьих племен Северной Монголии против (буддийской) правящей группы халк-монголов привело к основанию черного шаманизма . [1]

Во время советского господства в Монгольской Народной Республике все разновидности шаманизма подвергались репрессиям; после 1991 года, когда эпоха советского влияния закончилась, религия (включая буддизм и шаманизм) вернулась. [1]

Термин «желтый шаманизм» был впервые введен в 1992 году Сенденджавом Дуламом, а затем его использование было принято Отгони Пюревым, который считает его преемником непрерывной практики, восходящей к Чингисхану под влиянием буддизма – эта более ранняя практика была «черной». шаманизм» и практиковался Дархадом вопреки буддизму, привнесенному в этот регион халками. По словам Пюрева, центром желтого шаманизма был монастырь Даян Дир в провинции Хёвсгул , где он нашел свидетельства жёлтых практик в декламациях и молитвах шамана, родившегося в провинции в 1926 году; он утверждает, что желтый шаманизм к настоящему времени перестал существовать где бы то ни было. [1]

Оппоненты утверждают, что аргумент Пюрева слишком сильно опирается на свидетельства одного-единственного монаха из одной провинции и что более вероятно, что желтый шаманизм развился в результате напряжения между буддизмом династии Цин , для которого обращение в буддизм было в часть колониальной тактики. Однако в соответствии с аргументом Пюрева считается, что желтый шаманизм также не пережил советское и коммунистическое правление. [1]

Территория бурятов , живущих вокруг озера Байкал , была захвачена Российской империей в семнадцатом веке, а в восемнадцатом веке они приняли буддизм, одновременно признавая себя монголами; Насколько бурятский шаманизм смешался с буддизмом, является предметом споров среди ученых. Разделение девятнадцатого века на черный и белый шаманизм, где черный шаманизм призывал злых божеств приносить людям несчастья, а белый шаманизм призывал добрых божеств для счастья и процветания, полностью изменилось к двадцатому веку. Сегодня черный шаманизм взывает к традиционным шаманским божествам, тогда как белый шаманизм взывает к буддийским божествам и читает буддийские заклинания, но носит черное шаманское снаряжение. Белые шаманы поклоняются Сагаану Убгену и Бурхану Гарбалу («Предку буддизма»). [1]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Гессен, Клаус (1987). «К истории монгольского шаманизма в антропологической перспективе». Антропос . 82 (4–6): 403–13. JSTOR   40463470 .
  • Мелетинский, Е.М. (1998). «КАГАН ЭБУГЕН». Мифология (4-е изд.). Большая Российская Энциклопедия.
  • Пегг, Кэрол (2001). Монгольская музыка, танец и устное повествование: воплощение разнообразных идентичностей . Вашингтонский университет Press. ISBN  9780295981123 . Проверено 13 августа 2012 г.
  • Шимамура, Иппей (2004). «Желтые шаманы (Монголия)». В Уолтере — Марико Намба; Нойманн Фридман, Ева Джейн (ред.). Шаманизм . Шаманизм: энциклопедия мировых верований, практик и культуры . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 649–651. ISBN  9781576076453 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8151c1b89c8a48b396521861c988935f__1694399880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/5f/8151c1b89c8a48b396521861c988935f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yellow shamanism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)