Гертруда Свенсдоттер
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( сентябрь 2021 г. ) |
Гертруда Свенсдоттер (1656–1675) была шведской пастушкой. Она была свидетелем и обвинителем на суде над ведьмами против Марет Йонсдоттер в 1668 году, процессе, который спровоцировал великую истерию ведьм в Швеции под названием Stora oväsendet (Великий шум), включающую серию процессов над ведьмами во многих частях страны и продолжавшуюся до 1676 года. .
Предыстория и обвинение
[ редактировать ]Гертруда была дочерью фермера Свена Хвасса: ее фамилия «Свенсдоттер» была отчеством , означающим «дочь Свена» («дотер» означает «дочь»). В 1664 году ее мать умерла при родах, и ее отправили в Эльвдален в Даларне, чтобы жить со своим дедушкой Йоном. Когда через год он умер, она стала приемной дочерью своих теток по отцовской линии, Элин Джонсдоттер и Кирстин Джонсдоттер из Осена. [ 1 ] Гертруда, похоже, была особенно близка с Кирстин, которая никогда не участвовала в будущем процессе над ведьмами и не обвиняла себя. В 1652 году она стала объектом расследования властей, потому что взяла в любовники женатого мужчину, человека, который отказался прекратить их роман, несмотря на то, что власти приказали ему это сделать, но она так и не была за это наказана. Семья Гертруды принадлежала к более зажиточным крестьянам. [ 1 ]
Осенью 1667 года Гертруда пасла стадо овец вместе с мальчиком- пастушком Матсом Нильссоном. Они поругались, и Гертруда избила Мэтса. Позже Матс Нильссон утверждал, что Гертруда вела овец через Восточный Даляльвен , идя по воде в Хеммансанге у Осена . В то время ей было двенадцать лет. [ 1 ]
Затем Гертруда Свенсдоттер была допрошена священником Ларсом Эльвиусом, который убедил ее сказать, что она действительно ходила по воде, и что она сделала это с помощью магии, данной ей Дьяволом . После долгих разговоров с викарием Гертруда рассказала, что, когда она жила с родителями в Лиллхярдале в Хярьедалене , соседская служанка отвела ее к Дьяволу. Имя горничной было Марет Йонсдоттер .
Гертруда Свенсдоттер дала священнику подробную исповедь. Она утверждала, что в 1663 году, когда ей было восемь лет, Марет взял ее на прогулку. Они миновали песочницу и подошли к перекрестку трех дорог, где Мярет крикнула: «Дьявол, выходи вперед!» Она утверждала, что тогда сатана появился в образе викария. Они пообедали, а на следующую ночь Марет пришла к Гертруде и намазала ее тело и одну из коров ее отца красным маслом, после чего они улетели через дымоход прямо к Сатане.
С тех пор Гертруда часто бывала в Блокуле , доила скотину у знакомых , мазала ноги маслом, чтобы ходить по воде, водила детей в Блокулу, где их имена были записаны в книге черными страницами. Причина, по которой она призналась в этом, заключалась в том, что она встретила в Блокуле ангела , человека в белом, который велел ей исповедоваться, иначе эпидемия голода охватит королевство.
Признание Гертруды последовало после того, как другой мальчик-пастушок, Эрик Эрикссон (15 лет), сообщил, что в лесу у него было видение, где его подхватило в воздух, и он увидел Гертруду, сидящую в Блокуле с детьми, которых она взяла, среди которых был его маленький сестра, и что он слышал, как ангел и дьявол обсуждали, сколько людей у них в своих королевствах, и что Гертруда увела многих в царство дьявола. Эрик должен был дать показания только один раз, но священник отдал ему должное за то, что он раскрыл все дело. [ 1 ]
Признание Гертруды стало отправной точкой знаменитого суда над ведьмами Мора , а в дальнейшем и шведских процессов над ведьмами, а первой жертвой стала Марет Йонсдоттер. Гертруда также указала на семь других, и суд над ведьмами начался в сентябре 1668 года. Это было началом настоящей охоты на ведьм в Швеции, стране, где суды над ведьмами раньше были редкостью.
Суд над ведьмой
[ редактировать ]Марет Йонсдоттер была вызвана в суд, чтобы ответить на обвинения. Ее призвали признаться и назвать своих сообщников. Мярет все отрицал. Свидетелей вызвали вперед.
Одним из свидетелей был отец Гертруды Свен Хвасс. Он утверждал, что Марет довела его до тошноты и истощения, используя его в качестве верховой лошади во время своих визитов в Блокулу. Марет работала служанкой на его ферме и была матерью Гертруды после смерти его жены, и он собирался жениться на ней, но был обескуражен, когда во время поездки с ней в Даларну на него напали. и избит другим ее женихом; его соперником был сын прапорщика . Затем Марет ушел из дома. Именно после этого случая Гертруду отправили жить к сестре бабушки в Даларну. [ 1 ]
На мизинце левой руки Марет была отметина, которую считали знаком Дьявола. Но единственное, в чем ее могли заставить признаться, — это некоторые безобидные фольклорные практики . Она призналась, что у нее есть практика «чтения в соли»; когда корова болела, она давала ей соль, которую держала в руке лицом к солнцу, и читала стих, который читала в суде: «Иисус, господин наш, ходил по горам и далеко, он лечил уколами и магическими уколами, уколами воды и всего, что выстрелено между небом и землей, и аминь» («Выстрелы» относились к болезни). Это все, что она была готова признать.
Затем для дачи показаний были вызваны Гертруда и еще одна девушка, Анна Олофсдоттер. Анна Олофсдоттер также опознала Марет в очной ставке. Девушки сказали Мярет, что они исповедовались, потому что осознали свои грехи, и что она должна сделать то же самое, но на их показания Марет ответила вопросами: если она действительно была в Блокуле, то почему она сама об этом не знала ? Почему это скрывают от нее? В конце концов Марет попросила Гертруду уйти — она не хотела больше на нее смотреть.
Затем для дачи показаний были вызваны братья и сестры Марет (ее младшая сестра Малая Марет, шестнадцати лет, и ее братья Олуф, четырнадцать лет, и Йоэн, десять лет). Маленькая Мярет рассказала, что ее старшая сестра отвезла ее в Блокулу верхом на корове, где ее имя было написано в книге Дьявола кровью ее левого мизинца. Большая Марет занималась сексом с Сатаной, как и Маленькая Марет после своего девятого дня рождения. Обе сестры доили своих знакомых и ездили на бойню коров в Блокулу каждое Рождество и Пасху. Ее младшие братья сказали почти то же самое, за исключением того, что их забрал их отец Джон, и что их старшая сестра никогда ни в чем не признается.
По свидетельству своих младших братьев и сестер Марет Йонсдоттер сказала им, что они оставили Бога и направились по темной дороге, и перекрестилась. Ее младшая сестра и братья плакали, обнимали ее и умоляли ее исповедаться, чтобы спасти ее душу, как и ее мать, единственная в семье, которая была непорочна. Мярет все отрицала, говорила, что понятия не имеет, о чем они говорят, и просила Бога простить их.
Братья и сестры Мярет продолжили свое признание, сказав, что они не прошли и половины пути до Тронхейма , и указали на женщину в зале, Карин-и-Эгген, по прозвищу «Вдова Карин», которая должна была отдыхать с ними в соборе в Тронхейме на способ. Они продолжали отмечать Карин Бьёрсдоттер, Олуфа Бьёрссона, Бриту Йонсдоттер, Пера Нильса Анну и Марет Персдоттер. По итогам дня обвинения были предъявлены десяти людям.
Голубой холм
[ редактировать ]История о пребывании детей на шабаше ведьм в Блокулле (Блюхилл) быстро распространилась, и повсюду дети начали рассказывать об этом и придумывать истории. Их признания были очень похожи на первые, сделанные детьми на этом процессе, и должны были стать стандартом для последующих процессов над ведьмами 1668-1676 годов.
В Блокулле люди веселились, как на свадьбе; они пили, ели, танцевали и занимались сексом при свете свечей, которые были помещены во влагалища, а Сатана сидел под столом и смеялся так, что вся комната тряслась и адский огонь лился из дыры в полу, куда можно было увидеть измученные души в аду. Вы танцевали спиной друг к другу, а также делали все остальное задом наперед, женились на нескольких людях одновременно и занимались сексом и с ними, и с самим Сатаной, и с его чертями и демонами, чьи пенисы были холодными и чья сперма была сделаны из воды и родили лягушек, которых метлой подметали с пола и превращали в масло. Когда вы после этого проснулись, ваше тело болело, еда, которую вы съели, исчезла, и вы почувствовали голод, а полученные вами подарки превратились в щепу.
Интересным феноменом было то, что дети, за исключением Сатаны и его демонов, также утверждали, что видели ангелов в Блокулле. Рядом с сатанинской столовой находилась палата ангелов, украшенная скамейками, как в церкви, и совершенно белая от пола до потолка, откуда сам Бог, одетый в серый плащ и с седой бородой («Просто господин Олоф в Мо», как говорили дети) кричал им: «Идите сюда, вы мои дети». У ангелов вместо рук и ног были птичьи когти, они были одеты в белые льняные стихари и узкие штаны, вырывали дьявольскую еду из рук детей, плакали слезами размером с горошину и просили их исповедоваться. таким образом, ведьм можно было бы истребить и дать понять, что нельзя работать по четвергам, носить рубашки с оборками на рукавах и продавать табак по цене выше справедливой.
В конце концов, положение детей было сомнительным; они были не только жертвами похитивших их ведьм. Они также поклялись Дьяволу, ели его пищу и занимались сексом. Считалось, что обращение за помощью к ангелам было для детей способом указать на то, что они невинные жертвы, а упоминание о «Белых ангелах Блокуллы» было очень популярно в детских свидетельствах. Двор никогда особо не интересовался ангелами; они спросили детей: если ангелы действительно пытались помешать им есть пищу сатаны, почему они не помешали им делать что-то худшее, например заниматься сексом с демонами?
Вердикт
[ редактировать ]1 апреля 1669 года Марет Йонсдоттер и вдова Карин были признаны виновными против их собственных слов. Однако возникла проблема. Шведский закон запрещал казнить любого, кто не сознался в своем преступлении, независимо от того, были ли они признаны виновными или нет. Ни один из них не пожелал признать свою вину и продолжал заявлять о своей невиновности, как и с того дня, когда их обвинили. Это поставило суд перед дилеммой. Применение пыток в данном случае неприменимо. Обе женщины не знали о законе, и поэтому суд принял решение о том, как разрешить юридическую затруднительную ситуацию и заставить их признаться и тем самым сделать возможным их казнь.
Священники должны были убедить их исповедоваться, используя религиозные аргументы; священники должны сказать им, что они будут казнены независимо от того, сознаются они или нет. А если бы они исповедовались, то причастились бы и тем самым отправились бы прямо на небеса. Полагая это, их должны были доставить к месту казни, причастить, и после этого провести казнь. Однако если они продолжат все отрицать, у них не будет другого выбора, кроме как вернуть их в тюрьму.
Весь этот план был претворен в жизнь и проведен именно так, как описано. На месте казни Мярет и Карин сказали, что они могут исповедоваться и причаститься, либо отречься от всего. Оба предпочли отказаться от причастия и отрицать обвинения. Разочарованным властям ничего не оставалось, как сопроводить Марет Йонсдоттер и Карин обратно в тюрьму.
Гертруду Свенсдоттер и братьев и сестер Мярет избили , а затем отпустили. Остальные обвиняемые были оправданы, но истерию было трудно остановить, и вскоре еще несколько человек предстали перед судом. Вскоре 23 человека предстали перед судом за похищение детей сатане, а 19 мая 1669 года восемь человек (семь женщин и один мужчина) были казнены путем обезглавливания на суде над ведьмами Моры в результате процесса против Марет Йонсдоттер.
Последствия
[ редактировать ]Гертруда Свенсдоттер стала свидетельницей казни осужденных на суде над ведьмами Мора 19 мая 1669 года. Год спустя викарий Ларс Эльвиус призвал ее развлечь своих очарованных частных гостей, пересказывая свои показания. [ 1 ] 9 февраля 1673 года она вышла замуж за своего коллегу-свидетеля по делу о ведьмах Ларса Мэттсона, который был на четыре года старше ее, и в связи со свадьбой две ее незамужние тети и приемные матери подарили ей свою ферму. Гертруда Свенсдоттер была похоронена 1 мая 1675 года, через неделю после рождения сына Маттса, который также был похоронен 11 июня 1675 года. Причина ее смерти неизвестна: возможно, это были роды, но это также могло быть связано с чуме , которая мучила ее часть страны в момент ее смерти. [ 1 ]
Истерия ведьм продолжала бушевать по стране до казни Малин Матсдоттер в Стокгольме в 1676 году. В 1677 году, чтобы избежать дальнейших процессов над ведьмами, правительство приказало священникам объявить через церкви, что все ведьмы теперь изгнаны из страны. страна навсегда.
В популярной культуре
[ редактировать ]Гертруда Свенсдоттер — одна из 999 мифических, исторических и выдающихся женщин, изображенных на белой плитке ручной работы на этаже «Наследие» в рамках художественной инсталляции Джуди Чикаго « Званый ужин» (1979). Однако ее имя там ошибочно написано как «Гертруда Свенсен».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лагерлёф-Женетай, Биргитта (1990). Начало шведских процессов над ведьмами 1668-1671 гг. [ Начало шведских процессов над ведьмами 1668-1671 гг. ] (на шведском языке). Стокгольм: Академитрик АБ. ISBN 91-22-01382-2 .
Литература
[ редактировать ]- Оберг, Альф, Ведьмы: великие процессы над ведьмами в Швеции 1668-1676 [Ведьмы: великие процессы над ведьмами в Швеции 1668-1676], Esselte studium/Akademiförl., Гетеборг, 1989 (на шведском языке)
- Анкарлоо, Бенгт, Ярость сатаны: правдивая история о великой истерии ведьм в Швеции и соседних странах , Ордфронт, Стокгольм, 2007 г. (на шведском языке)