Jump to content

Гертруда Свенсдоттер

Гертруда Свенсдоттер (1656–1675) была шведской пастушкой. Она была свидетелем и обвинителем на суде над ведьмами против Марет Йонсдоттер в 1668 году, процессе, который спровоцировал великую истерию ведьм в Швеции под названием Stora oväsendet (Великий шум), включающую серию процессов над ведьмами во многих частях страны и продолжавшуюся до 1676 года. .

Предыстория и обвинение

[ редактировать ]

Гертруда была дочерью фермера Свена Хвасса: ее фамилия «Свенсдоттер» была отчеством , означающим «дочь Свена» («дотер» означает «дочь»). В 1664 году ее мать умерла при родах, и ее отправили в Эльвдален в Даларне, чтобы жить со своим дедушкой Йоном. Когда через год он умер, она стала приемной дочерью своих теток по отцовской линии, Элин Джонсдоттер и Кирстин Джонсдоттер из Осена. [ 1 ] Гертруда, похоже, была особенно близка с Кирстин, которая никогда не участвовала в будущем процессе над ведьмами и не обвиняла себя. В 1652 году она стала объектом расследования властей, потому что взяла в любовники женатого мужчину, человека, который отказался прекратить их роман, несмотря на то, что власти приказали ему это сделать, но она так и не была за это наказана. Семья Гертруды принадлежала к более зажиточным крестьянам. [ 1 ]

Осенью 1667 года Гертруда пасла стадо овец вместе с мальчиком- пастушком Матсом Нильссоном. Они поругались, и Гертруда избила Мэтса. Позже Матс Нильссон утверждал, что Гертруда вела овец через Восточный Даляльвен , идя по воде в Хеммансанге у Осена . В то время ей было двенадцать лет. [ 1 ]

Затем Гертруда Свенсдоттер была допрошена священником Ларсом Эльвиусом, который убедил ее сказать, что она действительно ходила по воде, и что она сделала это с помощью магии, данной ей Дьяволом . После долгих разговоров с викарием Гертруда рассказала, что, когда она жила с родителями в Лиллхярдале в Хярьедалене , соседская служанка отвела ее к Дьяволу. Имя горничной было Марет Йонсдоттер .

Гертруда Свенсдоттер дала священнику подробную исповедь. Она утверждала, что в 1663 году, когда ей было восемь лет, Марет взял ее на прогулку. Они миновали песочницу и подошли к перекрестку трех дорог, где Мярет крикнула: «Дьявол, выходи вперед!» Она утверждала, что тогда сатана появился в образе викария. Они пообедали, а на следующую ночь Марет пришла к Гертруде и намазала ее тело и одну из коров ее отца красным маслом, после чего они улетели через дымоход прямо к Сатане.

С тех пор Гертруда часто бывала в Блокуле , доила скотину у знакомых , мазала ноги маслом, чтобы ходить по воде, водила детей в Блокулу, где их имена были записаны в книге черными страницами. Причина, по которой она призналась в этом, заключалась в том, что она встретила в Блокуле ангела , человека в белом, который велел ей исповедоваться, иначе эпидемия голода охватит королевство.

Признание Гертруды последовало после того, как другой мальчик-пастушок, Эрик Эрикссон (15 лет), сообщил, что в лесу у него было видение, где его подхватило в воздух, и он увидел Гертруду, сидящую в Блокуле с детьми, которых она взяла, среди которых был его маленький сестра, и что он слышал, как ангел и дьявол обсуждали, сколько людей у ​​них в своих королевствах, и что Гертруда увела многих в царство дьявола. Эрик должен был дать показания только один раз, но священник отдал ему должное за то, что он раскрыл все дело. [ 1 ]

Признание Гертруды стало отправной точкой знаменитого суда над ведьмами Мора , а в дальнейшем и шведских процессов над ведьмами, а первой жертвой стала Марет Йонсдоттер. Гертруда также указала на семь других, и суд над ведьмами начался в сентябре 1668 года. Это было началом настоящей охоты на ведьм в Швеции, стране, где суды над ведьмами раньше были редкостью.

Суд над ведьмой

[ редактировать ]

Марет Йонсдоттер была вызвана в суд, чтобы ответить на обвинения. Ее призвали признаться и назвать своих сообщников. Мярет все отрицал. Свидетелей вызвали вперед.

Одним из свидетелей был отец Гертруды Свен Хвасс. Он утверждал, что Марет довела его до тошноты и истощения, используя его в качестве верховой лошади во время своих визитов в Блокулу. Марет работала служанкой на его ферме и была матерью Гертруды после смерти его жены, и он собирался жениться на ней, но был обескуражен, когда во время поездки с ней в Даларну на него напали. и избит другим ее женихом; его соперником был сын прапорщика . Затем Марет ушел из дома. Именно после этого случая Гертруду отправили жить к сестре бабушки в Даларну. [ 1 ]

На мизинце левой руки Марет была отметина, которую считали знаком Дьявола. Но единственное, в чем ее могли заставить признаться, — это некоторые безобидные фольклорные практики . Она призналась, что у нее есть практика «чтения в соли»; когда корова болела, она давала ей соль, которую держала в руке лицом к солнцу, и читала стих, который читала в суде: «Иисус, господин наш, ходил по горам и далеко, он лечил уколами и магическими уколами, уколами воды и всего, что выстрелено между небом и землей, и аминь» («Выстрелы» относились к болезни). Это все, что она была готова признать.

Затем для дачи показаний были вызваны Гертруда и еще одна девушка, Анна Олофсдоттер. Анна Олофсдоттер также опознала Марет в очной ставке. Девушки сказали Мярет, что они исповедовались, потому что осознали свои грехи, и что она должна сделать то же самое, но на их показания Марет ответила вопросами: если она действительно была в Блокуле, то почему она сама об этом не знала ? Почему это скрывают от нее? В конце концов Марет попросила Гертруду уйти — она не хотела больше на нее смотреть.

Затем для дачи показаний были вызваны братья и сестры Марет (ее младшая сестра Малая Марет, шестнадцати лет, и ее братья Олуф, четырнадцать лет, и Йоэн, десять лет). Маленькая Мярет рассказала, что ее старшая сестра отвезла ее в Блокулу верхом на корове, где ее имя было написано в книге Дьявола кровью ее левого мизинца. Большая Марет занималась сексом с Сатаной, как и Маленькая Марет после своего девятого дня рождения. Обе сестры доили своих знакомых и ездили на бойню коров в Блокулу каждое Рождество и Пасху. Ее младшие братья сказали почти то же самое, за исключением того, что их забрал их отец Джон, и что их старшая сестра никогда ни в чем не признается.

По свидетельству своих младших братьев и сестер Марет Йонсдоттер сказала им, что они оставили Бога и направились по темной дороге, и перекрестилась. Ее младшая сестра и братья плакали, обнимали ее и умоляли ее исповедаться, чтобы спасти ее душу, как и ее мать, единственная в семье, которая была непорочна. Мярет все отрицала, говорила, что понятия не имеет, о чем они говорят, и просила Бога простить их.

Братья и сестры Мярет продолжили свое признание, сказав, что они не прошли и половины пути до Тронхейма , и указали на женщину в зале, Карин-и-Эгген, по прозвищу «Вдова Карин», которая должна была отдыхать с ними в соборе в Тронхейме на способ. Они продолжали отмечать Карин Бьёрсдоттер, Олуфа Бьёрссона, Бриту Йонсдоттер, Пера Нильса Анну и Марет Персдоттер. По итогам дня обвинения были предъявлены десяти людям.

Голубой холм

[ редактировать ]

История о пребывании детей на шабаше ведьм в Блокулле (Блюхилл) быстро распространилась, и повсюду дети начали рассказывать об этом и придумывать истории. Их признания были очень похожи на первые, сделанные детьми на этом процессе, и должны были стать стандартом для последующих процессов над ведьмами 1668-1676 годов.

В Блокулле люди веселились, как на свадьбе; они пили, ели, танцевали и занимались сексом при свете свечей, которые были помещены во влагалища, а Сатана сидел под столом и смеялся так, что вся комната тряслась и адский огонь лился из дыры в полу, куда можно было увидеть измученные души в аду. Вы танцевали спиной друг к другу, а также делали все остальное задом наперед, женились на нескольких людях одновременно и занимались сексом и с ними, и с самим Сатаной, и с его чертями и демонами, чьи пенисы были холодными и чья сперма была сделаны из воды и родили лягушек, которых метлой подметали с пола и превращали в масло. Когда вы после этого проснулись, ваше тело болело, еда, которую вы съели, исчезла, и вы почувствовали голод, а полученные вами подарки превратились в щепу.

Интересным феноменом было то, что дети, за исключением Сатаны и его демонов, также утверждали, что видели ангелов в Блокулле. Рядом с сатанинской столовой находилась палата ангелов, украшенная скамейками, как в церкви, и совершенно белая от пола до потолка, откуда сам Бог, одетый в серый плащ и с седой бородой («Просто господин Олоф в Мо», как говорили дети) кричал им: «Идите сюда, вы мои дети». У ангелов вместо рук и ног были птичьи когти, они были одеты в белые льняные стихари и узкие штаны, вырывали дьявольскую еду из рук детей, плакали слезами размером с горошину и просили их исповедоваться. таким образом, ведьм можно было бы истребить и дать понять, что нельзя работать по четвергам, носить рубашки с оборками на рукавах и продавать табак по цене выше справедливой.

В конце концов, положение детей было сомнительным; они были не только жертвами похитивших их ведьм. Они также поклялись Дьяволу, ели его пищу и занимались сексом. Считалось, что обращение за помощью к ангелам было для детей способом указать на то, что они невинные жертвы, а упоминание о «Белых ангелах Блокуллы» было очень популярно в детских свидетельствах. Двор никогда особо не интересовался ангелами; они спросили детей: если ангелы действительно пытались помешать им есть пищу сатаны, почему они не помешали им делать что-то худшее, например заниматься сексом с демонами?

1 апреля 1669 года Марет Йонсдоттер и вдова Карин были признаны виновными против их собственных слов. Однако возникла проблема. Шведский закон запрещал казнить любого, кто не сознался в своем преступлении, независимо от того, были ли они признаны виновными или нет. Ни один из них не пожелал признать свою вину и продолжал заявлять о своей невиновности, как и с того дня, когда их обвинили. Это поставило суд перед дилеммой. Применение пыток в данном случае неприменимо. Обе женщины не знали о законе, и поэтому суд принял решение о том, как разрешить юридическую затруднительную ситуацию и заставить их признаться и тем самым сделать возможным их казнь.

Священники должны были убедить их исповедоваться, используя религиозные аргументы; священники должны сказать им, что они будут казнены независимо от того, сознаются они или нет. А если бы они исповедовались, то причастились бы и тем самым отправились бы прямо на небеса. Полагая это, их должны были доставить к месту казни, причастить, и после этого провести казнь. Однако если они продолжат все отрицать, у них не будет другого выбора, кроме как вернуть их в тюрьму.

Весь этот план был претворен в жизнь и проведен именно так, как описано. На месте казни Мярет и Карин сказали, что они могут исповедоваться и причаститься, либо отречься от всего. Оба предпочли отказаться от причастия и отрицать обвинения. Разочарованным властям ничего не оставалось, как сопроводить Марет Йонсдоттер и Карин обратно в тюрьму.

Гертруду Свенсдоттер и братьев и сестер Мярет избили , а затем отпустили. Остальные обвиняемые были оправданы, но истерию было трудно остановить, и вскоре еще несколько человек предстали перед судом. Вскоре 23 человека предстали перед судом за похищение детей сатане, а 19 мая 1669 года восемь человек (семь женщин и один мужчина) были казнены путем обезглавливания на суде над ведьмами Моры в результате процесса против Марет Йонсдоттер.

Последствия

[ редактировать ]

Гертруда Свенсдоттер стала свидетельницей казни осужденных на суде над ведьмами Мора 19 мая 1669 года. Год спустя викарий Ларс Эльвиус призвал ее развлечь своих очарованных частных гостей, пересказывая свои показания. [ 1 ] 9 февраля 1673 года она вышла замуж за своего коллегу-свидетеля по делу о ведьмах Ларса Мэттсона, который был на четыре года старше ее, и в связи со свадьбой две ее незамужние тети и приемные матери подарили ей свою ферму. Гертруда Свенсдоттер была похоронена 1 мая 1675 года, через неделю после рождения сына Маттса, который также был похоронен 11 июня 1675 года. Причина ее смерти неизвестна: возможно, это были роды, но это также могло быть связано с чуме , которая мучила ее часть страны в момент ее смерти. [ 1 ]

Истерия ведьм продолжала бушевать по стране до казни Малин Матсдоттер в Стокгольме в 1676 году. В 1677 году, чтобы избежать дальнейших процессов над ведьмами, правительство приказало священникам объявить через церкви, что все ведьмы теперь изгнаны из страны. страна навсегда.

[ редактировать ]

Гертруда Свенсдоттер — одна из 999 мифических, исторических и выдающихся женщин, изображенных на белой плитке ручной работы на этаже «Наследие» в рамках художественной инсталляции Джуди Чикаго « Званый ужин» (1979). Однако ее имя там ошибочно написано как «Гертруда Свенсен».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лагерлёф-Женетай, Биргитта (1990). Начало шведских процессов над ведьмами 1668-1671 гг. [ Начало шведских процессов над ведьмами 1668-1671 гг. ] (на шведском языке). Стокгольм: Академитрик АБ. ISBN  91-22-01382-2 .

Литература

[ редактировать ]
  • Оберг, Альф, Ведьмы: великие процессы над ведьмами в Швеции 1668-1676 [Ведьмы: великие процессы над ведьмами в Швеции 1668-1676], Esselte studium/Akademiförl., Гетеборг, 1989 (на шведском языке)
  • Анкарлоо, Бенгт, Ярость сатаны: правдивая история о великой истерии ведьм в Швеции и соседних странах , Ордфронт, Стокгольм, 2007 г. (на шведском языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac5d4426037fb1114d965d17026f59dc__1709508000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/dc/ac5d4426037fb1114d965d17026f59dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gertrud Svensdotter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)