Jump to content

Аввакум

Аввакум Петров
Великомученик
Рожденный 20 ноября 1620/21 г.
Grigorovo, Nizhny Novgorod
Умер 14 апреля 1682 г. (60 или 61 год)
Пустозерск
Почитается в Старообрядцы ( Русская Православная Старообрядческая Церковь )
Главный храм Пустозерск , Россия
Праздник Преставление: 14 апреля.
Атрибуты Одет в одежды священника, держит двуперстное крестное знамение.
Покровительство Россия
Сожжение протоиерея Аввакума (старообрядческой иконы)

Аввакум Петров (русский: Аввакум Петров ; 20 ноября 1620/21 - 14 апреля 1682; также пишется Авакум ) был русским старообрядцем и протопопом Казанского собора на Красной площади , который возглавил оппозицию патриарха Никона реформам русского православного . Церковь . Его автобиография и письма царю и другим старообрядцам, таким как Боярыня Морозова, считаются шедеврами русской литературы 17 века .

Жизнь и сочинения

[ редактировать ]

Он родился в Григорово [ ru ] , в современном Нижнем Новгороде . Начиная с 1652 года Никон, как Патриарх Русской Церкви, инициировал широкий спектр реформ в русском литургии и богословии . Эти реформы были направлены главным образом на то, чтобы привести Русскую Церковь в соответствие с другими Восточными Православными Церквами Восточной Европы и Ближнего Востока.

Аввакум и другие категорически отвергли эти изменения. Они видели в них развращение Русской Церкви, которую считали истинной Церковью Божией. Другие церкви были более тесно связаны с Константинополем в своих литургиях. Аввакум утверждал, что Константинополь пал перед турками из-за этих еретических верований и обычаев.

Ссылка Аввакума в Сибирь (1898), автор Сергей Милорадович.

За противодействие реформам Аввакум неоднократно сажался в тюрьму. Сначала он был сослан в Сибирь, в город Тобольск , и участвовал в исследовательской экспедиции под руководством Афанасия Пашкова к китайской границе. В 1664 году, после того как Никон уже не был патриархом, ему разрешили вернуться в Москву, а затем снова сослали в Мезень . Затем ему разрешили снова вернуться в Москву на церковный собор 1666–67, но из-за продолжающегося противодействия реформам в 1667 году он был сослан в Пустозерск , за Полярный круг. [1] Последние четырнадцать лет своей жизни он находился там в заключении в яме или землянке (затонувшей бревенчатой ​​избе). В конце концов он и его сообщники были казнены путем сожжения в бревенчатом доме [ ru ] . [2] На месте, где он был сожжен, установлен богато украшенный деревянный крест.

Автобиография Аввакума рассказывает о тяготах его заключения и ссылки на Дальний Восток России , истории его дружбы и разногласий с царем Алексеем , его практике изгнания бесов и чертей, а также его безграничном восхищении природой и другими делами Божиими. Многочисленные рукописные копии текста циркулировали в течение почти двух столетий, прежде чем он был впервые напечатан в 1861 году. [3]

Житие протоиерея Аввакума

[ редактировать ]

Житие протоиерея Аввакума , первоначально называвшееся Житие, написанное им самим « «Житие́ протопопа́ Авваку́ма, им сами́м напи́санное », первоначально называлось » — житие и автобиография , написанная старообрядцем и прототопом (протопопом) Аввакумом Петровичем. В тексте рассматривается борьба Аввакума против реформ патриарха Никона во время раскола Русской Церкви, а также подробно описаны испытания, которые он пережил во время различных сибирских ссылок. Текст примечателен своим стилем, в котором сочетаются высокий старославянский язык с низким русским просторечием и ненормативной лексикой. [4] «Житие» считается «одним из лучших литературных произведений средневековой России» и высоко ценилось как Львом Толстым, так и Федором Достоевским. [5] [6] [7] [8]

Историческая справка

[ редактировать ]

Раскол Русской Церкви

[ редактировать ]

В конце 17 века Русская Церковь претерпела значительные реформы, инициированные патриархом Никоном и поддержанные царем Алексеем Михайловичем . Возникший в результате раскол Русской Церкви на сторонников реформ и их противников, получивших название старообрядцев , известен как раскол Русской Церкви .

Историк Георг Бернхард Михельс пишет, что «Русская Православная Церковь стала серьезным объектом народной враждебности во второй половине семнадцатого века». [9] Пережив дестабилизирующее Смутное время, Церковь к 1630-м годам превратилась в «мощную бюрократию». [9] Поскольку Смутное время рассматривалось как наказание за нечестие, Церковь была «крайне консервативной» и «стремилась восстановить «древнее благочестие» во всей его полноте». [10] [11]

На это стремление к укреплению и очищению еще больше повлияло возрождение русинского православия под руководством Петра Могилы в Киеве в 1630-40-х годах, который также стремился укрепить православную религиозность и духовность в Малороссии. В Киеве и Львове «православные братства создали школы под непосредственным патронажем Константинопольского патриарха».

В конце 1640-х годов и патриарх Никон, и Аввакум были членами « ревнителей благочестия» (известных также как боголюбцы , то есть «любители Бога»), кружка как церковных, так и светских деятелей, стремившихся улучшить религиозную и гражданскую жизнь и очистить и укрепить влияние Русской Православной Церкви. [12]  

Постепенно в этом круге возник раскол: в то время как некоторые зелоты разделяли централизованные настроения русинского возрождения, другие члены, в первую очередь Аввакум, «чувствовали, что самотканых истин достаточно, и подозревали иностранцев в [хитрости], которая искажала бы простое, сильное родная вера». Когда Никон стал Патриархом Московским и всея Руси в 1652 году, он инициировал амбициозные реформы, поручив «иезуитским ученым из Украины и Белоруссии критический обзор форм русского богослужения». [9] Это обострило напряженность в движении зелотов и внутри него, которые «хотели создать церковь, которая была бы морально чистой и близкой к простому русскому народу».

Вместо этого царь Алексей и патриарх Никон имели имперские амбиции. Видение Никона церковной реставрации предполагало «продолжающееся господство церкви над государством» и простиралось за пределы Московии на «всю восточно-христианскую ойкумену». [13] Планы Никона по церковной реставрации и реформе еще больше укрепились благодаря его «контактам с греческими и украинскими церковниками» и аннексией Украины в ходе русско-польской войны 1654–1667 годов. [13] После русинского возрождения юго-западная славянская православная традиция стала ближе к практикам греческого православия, чем русская традиция, которая на протяжении последних нескольких столетий оказывалась все более изолированной от Греческой православной церкви. [14] Никон стремился также приблизить русскую церковь к греческому православию. Российский лингвист Александр Комчатнов далее подчеркивает, что стремление к централизованному, стандартизированному и обобщенному православию соответствовало недавно разработанным имперским целям Московии, позволяя России позиционировать себя в центре всего православного мира, а не оставаться маргинальной религиозной единицей. [11]

С 1653 по 1656 годы реформы Никона изменили способ совершения крестного знамения (от двоеперстия — двуперстного креста до троеперстия — трёхперстного креста), ввели новые богослужебные облачения по образцу греческого и ввел нормированную ревизию богослужебных книг.

Центральная оппозиция реформам Никона, возглавляемая, среди прочих, протоиерей Аввакум, стала известна как старообрядцы. Старообрядческие тексты изображали раскол как апокалиптическое разделение между силами «добра и зла», считая себя «богоизбранным стадом», а Никона — антихристом. [15] С самого начала никоновской реформы их постоянно репрессировали, арестовывали и ссылали.

Никон и царь Алексей вскоре поссорились, и Никон был заключен в тюрьму, но царь продолжал проводить свои реформы. [16] В 1666 году Великий Московский Синод , созванный царем Алексеем, провозгласил анафему всем, кто отказался провести в жизнь литургические и текстовые поправки Никона. [17] Был проведен суд над зелотами, и видные старообрядцы, в том числе и Аввакум, были сосланы в лагерь для военнопленных за Полярным кругом, в Пустозерске на реке Печоре , в нынешнем Ненецком автономном округе , в 27 км от Нарьян-Мара . [18] В целом реформы Никона вызвали серию протестов, а с объявлением и приведением в исполнение анафемы Собора — прямые восстания, которые охватили следующие несколько десятилетий истории России. [19]  

Гонения на Аввакума и старообрядцев

[ редактировать ]

С 1653 года движение зелотов было подавлено, а видные зелоты арестованы или отправлены в ссылку. Аввакум и его семья были сосланы в Тобольск (Сибирь) в 1653 г., переведены в Енисейский острог в 1655 г., где Аввакум принял участие в военной колонизационной экспедиции А. Ф. Пашкова к китайской границе Даурии, проехав мимо озера Байкал в Нерчинск. В 1664 году Аввакум вернулся в Тобольск, где пробыл два года, прежде чем ему разрешили вернуться в Москву в 1664 году, хотя через несколько месяцев он был снова сослан с семьей в Мезень. Ему было разрешено вернуться в Москву на Великий Московский Синод 1666–1667 годов, но в конце концов он был сослан в Пустозерск вместе со своими собратьями-старообрядцами Лазарем, Федором и Епифанием. С 1670 года их приговорили к пожизненному заключению «на хлебе и воде» в наземной тюрьме (тюрьма, по сути представляющая собой вырытую в земле яму), где они жили до тех пор, пока не были сожжены на костре 14 апреля. 1682. [20] [21] Во время заключения Аввакум написал свою автобиографию: первый вариант « Жития» был составлен в 1669–1672 годах, а последующие три редакции – с 1672 по 1675 год. [22] Испытания, перенесенные им во время многочисленных ссылок, во многом являются темой этого текста.

Житие протоиерея Аввакума представляет собой житие. Многие отмечают, что описание Аввакумом этого текста как жития демонстрирует смелость, поскольку, написав собственное житие, он характеризует себя как святого. Однако житие было также единственным жанром, известным Аввакуму, который текстуально вмещал его автобиографию, которая еще не была явно практиковавшимся жанром. Такие ученые, как Алан Вуд, считают «Жизнь» прототипом сибирской тюремной литературы — традицию, которую, как известно, продолжили Федор Достоевский ( «Записки из мертвого дома ») в XIX веке и Александр Солженицын ( «Архипелаг ГУЛАГ ») в XIX веке. 20-е. [23]  

Содержание

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Рассказ Аввакума во многом соответствует его биографии. Он родился около 1620 года в Григорьеве (ныне Нижегородская область) в семье священника-алкоголика Петра, умершего, когда Аввакум был ребенком, и монахини Марии. Аввакум женился на купеческой дочери Настасье Марковне в 17 лет, стал дьяконом в 21 год, священником в 23 года и протоиерем в Юрьевце в 28 лет. часто резок и неумолим в своем религиозном рвении. До никонианских реформ он жестоко расправлялся с арлекинами ( скоморохами ), развратниками и неверующими. [24] Его рвение вызывает постоянные конфликты с местными боярами и чиновниками. [25] В конце концов, Аввакум бежит в Москву, где он встречает Никона, поскольку последний становится все более популярным, хотя изначально они были друзьями. Однако вскоре после этого Никон начинает свои реформы, заставляя нескольких несогласных представителей духовенства подвергнуться стрижкам, заточкам и ссылке. Самого Аввакума также схватывают и ссылают с семьей в Сибирь.

Ссылка в Сибирь и экспедиция в Даурию.

[ редактировать ]

Аввакум подробно описывает свою первую ссылку в Тобольск и свой опыт вынужденной экспедиции в Даурию , границу с Китаем, которой руководил Афанасий Пашков. Разногласия с Пашковым по поводу двух вдов, которых Пашков хотел выдать замуж, несмотря на то, что в Канонах это не поощрялось. [26] Пашков приказывает избить Аввакума, но молитва Аввакума облегчает его боль: «Когда били, тогда не было больно, что с молитвами! Вода плеснула мне в рот, так я вздохнул и покаялся перед Богом. Господь Свет наш». милостив; не вспоминает против нас прежних прегрешений, вознаграждая покаянием, и опять ничего не болело». [27] Аввакум также пишет о трудности путешествия, описывая столь сильный голод, что путники съели новорожденного жеребенка вместе с его кровью и последом, а также смерть двух его сыновей. [28] Несмотря на все эти испытания, Аввакум, тем не менее, исцеляет безумных и больных, помазывая их святым маслом и благословляя крестом. Поступая так, он либо борется с дьяволом, либо направляет свое покаяние на мольбу о милости Божией.

Аввакум говорит и о ложной вере шаманов. В одном из эпизодов Пашков отправляет своего сына Еремея в бой на территорию Монголии, но сначала просит шамана предсказать исход войны. Шаман предсказывает победу. Аввакум возмущен, зная, что он направляет бесов, и молится о гибели людей Пашкова. Однако, вспоминая прежнюю доброту Еремея, его охватывает жалость, и он просит Господа помиловать его. Люди Пашкова уничтожены, но Еремей спасен, и ему является видение Аввакума, который ведет его домой из пустыни. Тем не менее Пашков злится на Аввакума за его злобные молитвы. Свое описание военной экспедиции Пашкова Аввакум завершает так: «Десять лет он меня мучил, или я его — не знаю. В Судный день разберётся». [29] Аввакум также подробно описывает прекрасную природу и обильные земли, свидетелем которых он стал во время своей экспедиции в Даурию.

В середине «Жития» — в эпизоде, где Аввакум описывает, как он и его семья спасли человека, солгав о его местонахождении, и спрашивает, заслуживает ли он прощения или покаяния за грех лжи и «игра в вора» — имеется написанное отпущение грехов Епифанием, духовником Аввакума, имя которого вынесено в эпиграф « Жития» . Это отпущение грехов гласит:

«Бог прощает и благословляет тебя в этом веке и в будущем, за твою помощницу Анастасию и твою дочь, и все, что у них дома. Вы поступили правильно и справедливо. Аминь».

Возвращение в Москву и заключение в Пустозерске.

[ редактировать ]

Вернувшись из ссылки, пишет Аввакум, он был очень хорошо принят в Москве боярством и царем, которого Аввакум милостиво описывает, несмотря на притеснения, которым он сам подвергался при своем режиме. «Как мне не пожалеть этого царя и этих бояр!» он пишет. «Жаль, да, это так! Видно, какие они хорошие». [30]

Однако из-за продолжающегося осуждения Аввакумом реформ царь в конце концов приказывает ему еще раз сослать, на этот раз в Мезень, где Аввакум проводит полтора года со своей семьей. Его снова привозят в Москву во время Великого Московского Синода 1666–67, но на этот раз он принимает плохо и содержится попеременно в заключении в Пафнутьевском монастыре и в келье в Никольской церкви , где его посещает царь, который его, кажется, жалеют и князь Иван Воротинский , и юродивый Федор. [31] Он публично осуждает никонианские реформы перед Евкеменическим Собором Патриархов. (92–93). После этого его вместе с Лазарем, Федором и Епифанием ссылают в Пустозерск. За это время многие последователи Аввакума были казнены: кого-то повесили, кого-то похоронили заживо, кого-то оболгали. Хотя соратники Аввакума в Пустозерске физически изуродованы охранниками и отрезаны языки, пальцы и руки, Бог дарует им всем сверхъестественное исцеление. Вскоре после этого их заключают в наземную тюрьму. [32]

Экзорцизм дьяволов

[ редактировать ]

Аввакум завершает «Житие» несколькими рассказами о совершенных им изгнаниях нечистой силы, кульминацией которых стала попытка изгнания нечистой силы женщины по имени Анна в Тобольске, которая, как пишет Аввакум, была сбита с пути бесами, желая выйти замуж за своего господина Елизара, лишившего ее девственности. В ходе длительной борьбы Аввакума с ее чертями Анна на четыре дня погибает. Проснувшись, она рассказывает Аввакуму, что ангелы привели ее в красивый особняк, который, как ей сказали, принадлежал ее духовнику, протоиерею Аввакуму. [33] Хотя она выходит замуж за Елизара, Аввакум в конце концов исцеляет ее, и она становится монахиней по имени Агафья. Аввакум заканчивает тем, что просит своего духовника Епифания записать историю своей жизни и говорить не от себя, а из любви Христовой. [34]

Протест никонианской ереси

[ редактировать ]

Аввакум описывает раскол в апокалиптических терминах: «Бог излил чаши гнева Своего на царство! Царь — три язвы, происходящие от раскола в Церкви: чума, меч и разделение». [35] Никонианцев он часто называет лисами, а Никона - волком; вместе он называет их армией антихриста. Тем не менее, он описывает свои размышления о том, чтобы выступить против реформ Никона, зная, что его жена и дети несут наказание за его несогласие, но также пишет о настойчивых требованиях жены, чтобы он оставался верным. В ответ на его сомнения протоиерея Настасья Маркова ужесточает свою решимость:

«Теперь встань и проповедуй Слово Божие, как прежде, и не скорби о нас… Теперь иди, иди в церковь, Петрович, разоблачай блуд ереси!» Ну-с, я низко поклонился ей за это и, отряхнув слепоту тяжелого сердца, начал проповедовать и учить Слово Божие о паклях и повсюду, и еще раз с дерзновением разоблачил никонианскую ересь. " [36]

Терпимость к физическому насилию

[ редактировать ]

«Жизнь» полна рассказов о жестоких избиениях и испытаниях, которые Аввакум переносит с агрессией и без нее, с принятием. Эта тема распространяется и на перенос Аввакумом своей судьбы. Аввакум описывает, как его баржу унесло на реке Хилок, но не выразил горечи: «Все разбилось вдребезги! Но что можно было сделать, если так соизволил Христос и Пренепорочная Богородица? вода, но люди там охали и ахали, развешивая мою одежду на кустах». [37] Эпизод с женой Аввакума Настасьей Марковной еще больше подчеркивает тему выносливости:

«Бедная протоиерея шаталась и шла, а потом кучей падала — страшно скользко было! Один раз шла — и прогнулась, а другой, такой же усталый, прямо в нее и тут же прогнулся. сам они оба кричали, но не могли подняться. Мужик кричал: «Матушка, госпожа, прости меня!» А протоиерея кричала: «Зачем ты меня, батюшка, подошел?» И бедняжка набросилась на меня, говоря: «Долго ли будут продолжаться эти страдания, протоиерей?» А я говорю: «Марковна, до самой нашей смерти». И вот она вздохнула и ответила: «Довольно хорошо». , Петрович, тогда пойдем. [38]

Святые и сверхъестественные элементы

[ редактировать ]

Аввакум часто полагается на молитву и милость Божию, чтобы пережить многие испытания, через которые ему приходится пройти, и победить нечистую силу, с которой он сталкивается. Например, Аввакум и его семья спасаются от шторма на реке Тунгуске по милости Божией по его молитве. [26]

В эпизоде, где он исцеляет двух сумасшедших, Аввакум подробно описывает, как изгнать дьявола из тела: «Дьявол не мужик, он не боится дубинки. Он боится и Креста Христова, и святой воды, и святого елея, и простых порезов и бега перед Телом Христовым». [39] Сумасшедшие избавляются от своего безумия только тогда, когда живут с Аввакумом, и снова становятся безумными в тот момент, когда их прогоняют. Аввакум также способен чувствовать чертей, вызванных шаманом, приглашенным Пашковым:

«В тот вечер этот крестьянский колдун вынес живого барана недалеко от моего убежища и начал его колдовать, крутить так и сяк, а сам открутил ему голову и отшвырнул ее в сторону. Потом он начал скакать, танцевать и вызывать чертей, и после долгих криков он ударился о землю, и изо рта у него потекла пена. Черти давили его, но он спросил их: «Будет ли экспедиция успешной?» И дьяволы сказали: «Ты вернешься с великой победой и с большим богатством». [40]

Аввакум описывает также, как однажды зимой в Даурии ему пришлось идти по большому льду, но он упал от усталости и жажды. В ответ на его молитву о воде Бог расколол и расколол лед, оставив ему небольшую ямку, из которой можно было пить. Аввакум проводит параллель между этим эпизодом и милостью Божией к израильтянам, скитающимся по Синайской пустыне, когда Он заставил воду хлынуть из скалы, пораженной Моисеем в Исходе . Сцена также напоминает «Расставание Красного моря» . [41]

В другом случае духовный сын Аввакума, юродивый Федор, заточен в цепях, но «по воле Божией» вериги на его ногах и руках разваливаются. (85). Аввакум описывает также, как его последователь Лазарь был наказан никонианами, но дарован сверхъестественным исцелением от Бога. Лазарю вырезан язык, но он не кровоточит, не чувствует боли и может говорить; через два года у него снова вырастает язык. То же чудо происходит со старцем Епифанием и с диаконом Федором. [42]

Аввакум также описывает, как его «брат» Евфимей был одержим бесами за то, что он пренебрег своей службой в пользу ухода за лошадью, которую Аввакум обменял на книгу святого Ефрена, подаренную ему протоиерей Стефаном Вонифатьевым. Горячей молитвой и окроплением святой водой Аввакум прогоняет бесов из Евфимея и из дома, отгоняя их три недели; Евфимей очищается от чертей только после того, как Аввакум снова покупает книгу. На протяжении всего текста Аввакум описывает множество владений. Подобные эпизоды экзорцизма происходят с сумасшедшими Филиппом в Москве, Федором в Тобольске и вдовой Афими и Анной в Тобольске.

Детали материала

[ редактировать ]

» Аввакума «Житие изобилует описаниями телесных и материальных элементов, которые он часто описывал в светских терминах. Аввакум также много говорит о животных и часто говорит о еде в мягких и разговорных уменьшительных выражениях. Подобные случаи часто вызывают удивительно нежные образы доброты. Во время похода на Даурию Аввакум делится едой с казаками: «Я кашу сварил казакам, и накормил их. Бедные души, они и ели, и дрожали». [43] Позднее он пишет о доброте некоторых женщин экспедиции, например боярины Евдокии Кириловны и жены Пашкова Феклы Семеновны: «Иногда нам присылали небольшой кусок мяса, иногда небольшой каравай, иногда немного муки и овса. ." [44] Эту нежность он распространяет и на домашних животных: «Была у нас хорошая черная курочка. По воле Божией она сносила по два яйца в день для еды нашим малышам, облегчая нашу нужду». [38]

Изображение сибирской природы

[ редактировать ]

Валерия Кивельсон отмечает, что изображения Сибири Аввакума представляют собой образ «чрезмерной, обильной щедрости». [45] По пути в Даурию Аввакум пишет о крайностях природы, с которыми он столкнулся:

«Вокруг него были высокие горы и скалы устрашающе высокие; двадцать тысяч стихов и более я протащил сам и никогда не видел их подобных нигде. стены и дворы, все создано Богом, там растет лук и чеснок, больше романовской луковицы и необыкновенно сладкий». [46]

Аввакум описывает прекрасные цветы этого края и утверждает, что «нет конца птицам, гусям и лебедям». [47] Он рассказывает о множестве различных видов рыб, обитающих в озере вместе с тюленями и морскими львами, отмечая, что рыба настолько жирная, что «ее нельзя приготовить на сковороде — ничего, кроме жира, не останется!» [47]

Брюс Т. Холл отмечает, что Аввакум изображал Сибирь и как ад, и как рай. [21] В «Жизни» ужасающая борьба с огромными сибирскими расстояниями, жестоким холодом и последующими голодом и жаждой, вызывающими адские случаи поедания жеребят и падали, перемежается с поэтическими рапсодиями о прекрасном сибирском пейзаже и дарованном Богом изобилии. избыток он хранит как свое сокровище.

» Аввакума «Жизнь высоко ценится за свой неповторимый стиль. Российский лингвист Виктор Виноградов заметил, что «Жизнь» уникальным образом объединила два совершенно разных языковых регистра, смешав высокий литературный язык с низким просторечием, разговорной лексикой и ненормативной лексикой. [48]

При обсуждении вопросов веры Аввакум использует церковнославянский и литературный язык, нередко проявляя тенденции, характерные для стилистических изменений, возникших в результате второго южнославянского влияния на русский литературный язык, происходившего, по наблюдениям лингвистов, в XIV-XVI веках. В подобных литературных отрывках Аввакуму особенно перекликается стиль «плетения словес» с такими элементами, как параллелизм, перефраз, метафорический язык, риторическое восклицание.

Этот высокий тон компенсируется низкой образностью, русским просторечием и ненормативной лексикой, которую время от времени употребляет Аввакум, написав, например: «Что касается того интердикта отступников, то я попираю его во имя Христово, и эту анафему — грубо говоря — Я вытираю им свою задницу!" [49] Описывая состояние своей души, Аввакум пишет:

«Я экскременты и гной, проклятый человек — простое дерьмо! Я воняю весь, телом и душой! Хорошо бы мне жить с собаками и свиньями в их загонах; они воняют так же, как и моя душа, с зловонное зловоние. Но свиньи и собаки воняют по своей природе, а я воняю от своих грехов, как дохлая собака, выброшенная на городскую улицу». [50]

Иногда Аввакум сочетает разговорную ненормативную лексику с разговорной нежностью. О сумасшедшем Кирилушко он говорит: «Он срал и ссал на себя, бедняжка». [50] Иногда Аввакум совмещал в одном предложении и высокий, и низкий стиль. Далее Виноградов отмечает, что это смешение языковых форм одновременно присутствует и на образном уровне, поскольку Аввакум сочетает высокую, возвышенную образность с низкой, телесной и материальной. Это сочетание высокого и низкого часто выступает в едином единстве на протяжении всего текста, например, в описании смрада его души.

Наследие

[ редактировать ]

Несмотря на его преследование и смерть, группы, отвергающие литургические изменения, продолжали существовать. Их стали называть старообрядцами .

английские переводы

[ редактировать ]
  • Жизнь, написанная им самим , Издательство Колумбийского университета, 2021 (Русская библиотека). Перевод Кеннета Н. Брострома.
  1. ^ Холл, Брюс Т. (23 марта 1993 г.). «Аввакум и генезис сибирской литературы». В Слезкине Юрий; Димент, Галя (ред.). Между раем и адом: миф о Сибири в русской культуре . п. 34. ISBN  978-1-349-60553-8 .
  2. ^ Из пыточной истории России: Сожжения заживо
  3. ^ Малышев В. И., История первого издания Жития протопопа Аввакума. – «Рус лит.», 1962, № 2, с. 147.
  4. ^ Кан, Эндрю; Липовецкий, Марк ; Рейфман, Ирина; Сэндлер, Стефани (2018). История русской литературы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 142–145. ISBN  9780199663941 .
  5. ^ Бростром, КН (1979). "Предисловие". Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, vii.
  6. ^ Достоевский, Федор. Дневник Писателя (1876) — Достоевский Ф.М. Художественная литература, 2022. https://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatelya-1876/
  7. ^ Маймин, Э. А. «Е. Протопоп Аввакум в творчестве Л. Н. Толстого». Труды XIII отдела древнерусской литературы (1957): 501–5. http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/13_vol/Maimin/Maimin.pdf.
  8. ^ Кожурин, К. Я. "К.Я. Кожурин. Протопоп Аввакум в Русской Литературе и Поэзии," 15 April 2020. https://protopop-avvakum.ru/k-ya-kozhurin-protopop-avvakum-v-russkoj-literature-i-poezii/.
  9. ^ Jump up to: а б с Михельс, Георг Б. В войне с церковью: религиозное инакомыслие в России семнадцатого века . 1-е издание. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2000, 2.
  10. ^ Хоскинг, Джеффри. Россия и русские: История . Первое издание. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета, 2001, 165.
  11. ^ Jump up to: а б Камчатнов, А. М. История русского литературного языка: XI—первая половина XIX века. Москва, 2015, 185.
  12. ^ Хоскинг, Джеффри. Россия и русские: История . Первое издание. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета, 2001, 166.
  13. ^ Jump up to: а б Хоскинг, Джеффри. Россия и русские: История . Первое издание. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета, 2001, 167.
  14. ^ Раскол | Раскол, Раскол, Реформация | Британника». Доступ 16 мая 2024 г. https://www.britanica.com/event/Raskol.
  15. ^ Михельс, Георг Б. В войне с церковью: религиозное инакомыслие в России семнадцатого века . 1-е издание. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2000, 22.
  16. ^ Хоскинг, Джеффри. Россия и русские: История . Первое издание. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета, 2001, 168.
  17. ^ Хоскинг, Джеффри. Россия и русские: История . Первое издание. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета, 2001, 167.
  18. ^ Михельс, Георг Б. В войне с церковью: религиозное инакомыслие в России семнадцатого века . 1-е издание. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2000, 3.
  19. ^ Хоскинг, Джеффри. Россия и русские: История . Первое издание. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета, 2001, 170–173.
  20. ^ Кожурин, Кирилл. Протопоп Аввакум: Жизнь За Веру. Молодая гвардия, 2013, 392-395.
  21. ^ Jump up to: а б Холл, Брюс Т. «Аввакум и генезис сибирской литературы». «Между раем и адом: миф о Сибири в русской культуре », под редакцией Гали Димент и Юрия Слезкина, издание 1993 года. Пэлгрейв Макмиллан, 1993, 34.
  22. ^ Бростром, КН (1979). "Введение". Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации.
  23. ^ Холл, Брюс Т. «Аввакум и генезис сибирской литературы». Между раем и адом: Миф о Сибири в русской культуре под редакцией Гали Димент и Юрия Слезкина, издание 1993 года. Пэлгрейв Макмиллан, 1993, 33.
  24. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 43–46.
  25. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 48.
  26. ^ Jump up to: а б Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 59.
  27. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 60–61.
  28. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 64.
  29. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 74.
  30. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 80.
  31. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 86ь87.
  32. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 99.
  33. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 109.
  34. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 112.
  35. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 58.
  36. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 79.
  37. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 63.
  38. ^ Jump up to: а б Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 68.
  39. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 66.
  40. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 71.
  41. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 81.
  42. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 96.
  43. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 60.
  44. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 64–65.
  45. ^ Кивельсон, Валери Энн. Картографии царства: земля и ее значение в России семнадцатого века . Издательство Корнельского университета, 2006, 125.
  46. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Славянские публикации Мичигана, 77–78.
  47. ^ Jump up to: а б Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 78.
  48. ^ Виноградов, Виктор. “О Задачах Стилистики и Наблюдения Над Стилем Жития Протопопа Аввакума." In О Языке Художественной Прозы, 1–41. Москва: Наука, 1980.
  49. ^ Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 76.
  50. ^ Jump up to: а б Петрович, Аввакум. (1979). Протоиерей Аввакум: Житие, написанное Им самим (К. Н. Бростром, Ред.; Б. Кеннет, Пер.). Мичиганские славянские публикации, 104.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • П. Хант, Кризис модернизации в России 17 века: автобиографическое житие протоиерея Аввакума, Семнадцатый век, 38:1, 155–171. Обзорная статья перевода «Жизни» Кеннета Брострома.
  • П. Хант, Богословие в «Житии» Аввакума и его полемика с никонианами, Новая московская история культуры, ред. М. Флиер, В. Кивельсон, Н. С. Коллман, К. Петроне (Блумингтон, В: Славица, 2009), 125–140.
  • Хант П. Юродство в «житии» протоиерея Аввакума и проблема новаторства, Российская история, изд. Л. Лангер, П. Браун, 35:3-4 (2008), 275–309.
  • Присцилла Хант, «Пятое прошение» Аввакума к царю и ритуальный процесс, Славянский и восточноевропейский журнал, 46.3 (2003), 483–510.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a2957a662a452556063be730c27855d__1721157360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/5d/8a2957a662a452556063be730c27855d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Avvakum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)