Petro Mohyla
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на украинском языке . (Ноябрь 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Petro Mohyla | |
---|---|
Петру Мовила | |
Заголовок | Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси , Экзарх Константинопольского Вселенского Патриархата |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 1 января 1647 г. | (50 лет)
Место отдыха | Успенская церковь ( Киево-Печерский монастырь ) |
Религия | христианство |
Родители |
|
Старшая должность | |
Период пребывания в должности | 1633–1646 |
Посвящение | 7 мая 1633 года в Успенской церкви , Львов. |
Предшественник | Исая Копинский |
Преемник | Silvester Kosiv |
Предыдущий пост | Архимандрит Киево- Печерской Лавры. |
Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси , Экзарх Константинопольского Вселенского Патриархата, Святитель | |
Почитается в | Румынская Православная Церковь , Украинская Православная Церковь , Русская Православная Церковь , Польская Православная Церковь |
Праздник | 31 декабря – 1 января; 1 октября, 5 октября, 10 октября |
Petro Mohyla [а] (21 декабря 1596 г. - 1 января [ OS 22 декабря] 1647 г.) был митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. [б] в Константинопольском Вселенском Патриархате Восточной Православной Церкви с 1633 по 1646 год. [2]
Семья
[ редактировать ]Петр Могила родился в доме Мовилешть , семье румынских бояр . Членами этой семьи были несколько правителей Молдавии и Валахии , в том числе отец Могилы, Симион Мовилэ , что сделало его князем. Он также был потомком Стефана Великого по родословной своего прадеда Петру Рареша . Его дядями, братьями Симиона, были Георгий Мовилэ, митрополит Молдавии , и Иеремия Мовилэ , который также правил Молдавией до и после первого правления Симиона. Мать Петра Могилы, Маргита (Маргарета), была дочерью молдавского логофета Гаврилаша Хара. [3] [4] [5] Сестра Петра Могилы Регина вышла замуж за князя Михала Вишневецкого , а их сын Ереми Вишневецкий был племянником и сторонником Могилы, хотя он обратился в католицизм, чтобы жениться на римско-католической принцессе и, таким образом, унаследовать польскую корону.
После того, как отец Могилы был убит в 1607 году, Могила и его мать нашли убежище в Русинском воеводстве , входившем в состав Малой Польши . [6] Некоторое время они жили в Каменце-Подольском , а в 1608 году переехали в замок Станислава Жулкевского , где пробыли шестнадцать лет. [7] : 100
Карьера
[ редактировать ]В 1620-х годах Могила отправился в Украину, которая в то время находилась в состоянии политического хаоса из-за внутренних и внешних факторов, отчасти из-за аннексии Украинских земель Польшей. Духовную подготовку он начал в своем аристократическом доме в Рубежовке под Киевом , где также основал церковь во имя святителя Иоанна Нового из Сучавы . Затем он поселился в Киево-Печерской Лавре , которая была политическим, культурным, духовным и образовательным центром Украины. Там он присоединился к Иову Борецкому , Захарию Копыстенскому и Памво Беринде, а также к группе ученых и православных священнослужителей, пропагандировавших идеи национального освобождения и культурного самосохранения. Последствия политической нестабильности затронули все сферы жизни страны. Значительно сократилось количество печатных изданий, закрылись многие школы. Чтобы сохранить свои привилегии перед польским королем, шляхта в больших количествах начала переходить из православия в греческий и католицизм. [7] : 102 Румыны из Молдавии, Валахии и Трансильвании [8] принадлежал Восточной Православной Церкви, а старославянский язык использовался до 17 века в качестве общего богослужебного языка в румынских княжествах.В 1632 году Могила стал епископом Киевским и настоятелем Киево-Печерской лавры. Из-за его связей с несколькими европейскими королевскими домами руководство православного духовенства поручило ему провести переговоры с польским сеймом (парламентом) и королем об отмене репрессивных законов против Православной церкви и ослаблении ограничений на использование церкви . Славянский язык в школах и государственных учреждениях. Дипломатический талант Могилы принёс свои плоды. Король Владислав IV восстановил статус Восточной Православной Церкви в Речи Посполитой . [7] : 103 Первые годы настояния Могилы показали, что он имел далеко идущие цели по реформированию не только монашеской жизни в Лавре и Церкви. Он хотел укрепить православную духовность и повысить чувство национальной идентичности, а также поднять уровень образования в стране и во всех русинских и румынских землях до уровня Западной Европы.
Одним из первых шагов в реализации этой идеи стало то, что Могила основал в 1632 году при Лавре школу для молодых монахов. Обучение велось на латыни. Студенты изучали теологию, философию, риторику и писателей-классиков. В то же время Могила значительно улучшил типографию в Лавре, где православные книги издавались не только на старославянском, но и на латыни и распространялись в различные места Восточной Европы. Позже в том же году Могила объединила эту школу с Киево-Братскую школу и создал Могилянскую коллегию, которая впоследствии стала называться Киево-Могилянской академией ( Национальный университет Киево-Могилянская академия ). [7] : 105 Студенты коллегии имели разное образование. Они происходили из дворянских, духовных, шляхетских, казачьих и крестьянских семей. В школе предлагалось множество дисциплин: церковнославянский , латынь , греческий и польский языки ; философия; математика, включая геометрию; астрономия, музыка и история. Благодаря высокому авторитету профессорско-преподавательского состава коллегия получила статус высшего учебного заведения.
В последующие несколько лет Могила создал целую сеть школ по всей Украине, а также Славяно-греко-латинскую академию в Виннице и коллегиум в Кременце . Также он снабдил князя Валахии Матея Басараба по его просьбе печатным станком и принтерами. В 1635 году молитвенники, изданные в монашеской резиденции князя Басараба, получили широкое распространение в Валахии (позже ставшей Румынией) и на Украине. помог основать школу в Яссах Он также в Молдове.
Печать
[ редактировать ]Более 20 лет Могила играла ведущую роль в книгопечатании Украины. [6] Он был одним из первых, кто начал печатать на украинском языке. Могила и его последователи в Лавре и Могилянской коллегии сделали первые шаги в формулировании основ современных русского и украинского языков. Распространение украинского языка в печати было частью более широкой борьбы Украины за суверенитет и культурное самосохранение. Могила хотел сохранить идентичность украинской нации, испытывающей огромное давление со стороны польского и литовского режимов. Он инициировал издание проповедей для мирян на украинском языке, библейских текстов на церковнославянском языке, научных книг на украинском, польском, греческом и латинском языках. Могила написал несколько книг, которые распространялись в Украине, Белоруссии, Польше, Московии, Румынии и Грузии. Одной из важнейших его публикаций был первый в мире православно-католический катехиз (1640 г.), написанный им по просьбе всех православно-католических церквей. После того, как его одобрили несколько Константинопольских Вселенских Патриархов. он стал основополагающим документом церковного учения в православном мире. [9] [7] : 106 В 17-18 веках эта книга выдержала 25 изданий. Среди других его известных работ - «Требник» или «Евхологион» (1646 г.). Оно напоминало энциклопедию, в которой систематизированы все украинские церковные обряды и службы. При этом он многое сделал для сохранения чистоты православного обряда. [10]
Десятью годами ранее он опубликовал свой «Антологион» , в котором подчеркнул необходимость того, чтобы учителя находили уникальные подходы к каждому ученику при обучении, поскольку их способности различаются. Применение одинаковых требований ко всем учащимся может оказаться не самым эффективным методом обучения. Могила подчеркнул, что студентам необходимо размышлять и понимать, а не просто повторять научные, религиозные и моральные истины. [7] : 107 В этой и других работах Могила подчеркивал необходимость того, чтобы молодое поколение использовало разум, а не эмоции в стремлении к достижению целей.
В своем «Триоди» (1631 г.) Могила изложил свои политические взгляды на то, как должен выглядеть идеальный правитель. Он утверждал, что человек должен сохранять мир с соседями; защищать свои земли во время войны; правитель не только обязан издавать законы, но прежде всего должен ограничивать свои полномочия.
Проект польского дворянина греческой религии (1645 г.), латинская рукопись, впервые напечатанная в 1928 г., представляет его «Проект союза», заключавшийся в его собственном признании божественного первенства римского понтифика при соблюдении законных прав восточных патриархатов. должны уважаться Западом. [11]
Наследие
[ редактировать ]Инновационный подход Могилы к реформированию системы образования путем введения латыни в учебную программу школ и университетов встретил некоторое сопротивление, когда русинские лоялисты прибегли к насильственным действиям против учителей и учебных заведений, где преподавали латынь. Однако Могилу не остановили попытки сделать использование латыни обязательным в школах, поскольку она была важной частью учебной программы во всех европейских школах и университетах. Одним из главных аргументов Могилы в пользу латыни было то, что студенты, изучающие ее в Украине, будут иметь преимущество, если решат продолжить обучение в других европейских университетах, поскольку латынь была практически лингва франка научного мира.
Сохранение исторического наследия было еще одним аспектом многогранной карьеры Могилы. Он инициировал масштабные проекты реставрации ключевых исторических памятников в Киеве и по всей стране. Среди них был собор Святой Софии в Киеве. Люди верили, что пока стоит собор, город будет убережён от разрушения. Таким образом, восстановив Софию и другие памятники, Могила, с одной стороны, укрепил позиции Украинской Церкви, а с другой, его усилия подняли моральный дух всей страны в то время, когда национальное единство и независимость оказались под угрозой. [7] : 109
Петр Могила умер в 1647 году, накануне национально-освободительной войны 1648–1654 годов. В своем завещании он поручил сделать весь русинский народ грамотным, а все его имущество передать Могилянской коллегии, которая на протяжении почти двух столетий оставалась единственным высшим учебным заведением в православном мире. Школа стала важным научным, образовательным, культурным и духовным центром православного мира, особенно Украины, Белоруссии и России. Его выпускники пропагандировали идеи гуманизма и национального самоопределения . После того как казацкая Гетманщина перешла в состав Российской империи, выпускники помогли Никону познакомить россиян с украинской православной верой, чтобы они имели общую веру в Украине, Белоруссии и России. [ соответствующий? ] Многие из выпускников продолжили свою карьеру в Западной Европе, но многие путешествовали по сельской местности и преподавали в деревнях и городах. По словам арабского ученого-христианина Павла Алеппского , который в 1655 году путешествовал через Украину в Москву, «Даже сельские жители в Украине умеют читать и писать… и сельские священники считают своим долгом наставлять сирот и не позволять им бегать по улицам как бродяги. " [12] : 155
Таким образом, Петру Могиле приписывают закладывание основы культурной эпохи, которую историки называют могилянским периодом. Одним из атрибутов этой эпохи было книгоиздание. Несмотря на политическую нестабильность в Украине в конце 1600-х годов, здесь было 13 типографий, из которых 9 были украинскими, 3 польскими и 1 еврейской. Продукция этих станков носила не только религиозный характер. Например, в 1679 г. типография Новгорода-Сиверского выпустила свыше 3000 экземпляров различных учебников для начальных школ. [12] : 155 Это было огромным достижением, отчасти благодаря усилиям Могилы по распространению грамотности среди всех социальных групп.
Почитание
[ редактировать ]Еще при жизни митрополита Петра Могилы, а также вскоре после его смерти в его честь были созданы панегирики и речи, прославлявшие личность и деяния архиерея. С 17 в. известно 12 разнообразных текстов на староукраинском, старопольском и латыни. Среди их авторов — печатники лаврской типографии, профессора и студенты Киево -Могилянской коллегии , а также такие известные писатели и деятели, как протосингел Памва Беринда, иеромонах Тарасий Земка, иеромонах Софроний Почаский, монах Иосиф Калимон, епископ Феодосий Василевич-Баевский. , архиепископ Лазарь Баранович и игумен Антоний Радивиловский. В их произведениях для прославления митрополита используются эпитеты и сравнения, включающие символическую интерпретацию фигур родового герба Могилы, аналогии с солнцем и другими природными явлениями, персонажами древней мифологии, различные ассоциации с именем, библейские образы и сюжеты. Эти произведения свидетельствуют об особом отношении к митрополиту среди украинских церковных и культурных деятелей 17 века. [13]
Святость
[ редактировать ]Почитается как святой в Украинской Православной Церкви , Русской Православной Церкви , Румынской Православной Церкви , Польской Православной Церкви . День его памяти – 1 января, но память его также отмечается 5 октября вместе с другими святыми митрополитами Киевскими. [1]
Греческая православная церковь, как правило, с большим подозрением относится к Петру Могиле, некоторые полагают, что он слишком подвержен влиянию тенденций в римско-католическом богословии . Православная церковь в Америке также с подозрением относится к Петру Могиле, но тем не менее причисляет его на своем сайте к лику святых. [1]
Почести
[ редактировать ]- Национальному университету Киево-Могилянской академии в Киеве присвоено имя Петра Могилы.
- Институт Святого Петра Могилы в Саскатуне , Канада. Его именем назван
- В 2003 году в Киеве был установлен памятник Петру Могиле. Авторы памятника – Борис Крылов и Олесь Сидорук.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Romanian : Petru Movilă ; Ukrainian : Петро Симеонович Могила , romanized : Petro Symeonovych Mohyla ; Russian : Пётр Симеонович Могила , romanized : Pyotr Simeonovich Mogila ; Polish : Piotr Mohyła
- ^ Название также известно как Митрополия Киевская, Галичская и всея Руси или Митрополия Киевская, Галицкая и Всея Руси . Название « Галиция » — латинизированная форма Галича , одного из нескольких региональных княжеств средневекового государства Киевская Русь .
Источники
[ редактировать ]- Orest Subtelny, Ukraine: A History, University of Toronto Press, 1988
- (in Ukrainian) Украинская педагогика в персоналиях – ХІХ век / Под редакцией А.В. Сухомлинское / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в двух книгах // «Лыбидь», – К., 2005, кн. 1., с. 100-110
- (in Russian) Справочник по истории Украины. Под ред. И. Подковы и Р. Шуста. – К.: Генеза, 1993.
- (in Russian) Гайдай Л. История Украины в лицах, терминах, названиях и понятиях. - Луцк: Башня, 2000.
- [in Russian] Митрофан (Божко), архим. Образы святителя Петра Могилы, митрополита Киевского и Галицкого, в панегириках и посвящениях XVII ст. // Труды Киевской духовной академии. - №37. - М.: Киевская духовная академия и семинария, 2022. - С.121-139.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Православная вера. Том III. История Церкви. Семнадцатый век. Святой Петр Могила» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 17 августа 2019 года . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Коллманн, Нэнси Шилдс (2016). Российская империя 1450-1801 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 422. ИСБН 9780191082696 .
- ^ «Тестаментул» (PDF) . arhivelenationale.ro (на румынском языке). п. 129. Архивировано из оригинала (PDF) 10 марта 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ Штефан С. Горовей, Разное, AIIAI. Архивировано 10 марта 2014 г. в Wayback Machine , XIX, 1982, стр.670-672.
- ^ «Женщина Молдовы» . ziarullumina.ro (на румынском языке). Архивировано из оригинала 10 марта 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Могила, Петр» . www.энциклопедияofukraine.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Украинская педагогика в персоналиях – ХІХ век / Под редакцией А.В. Сухомлинское / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в двух книгах // «Лыбидь», – К., 2005, кн. 1.
- ^ «Румыны» . mek.oszk.hu . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 3 августа 2015 г.
- ^ «Петр Могила | Православный богослов» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ Грэм, Хью Ф. (1 августа 2018 г.). «Петр Могила-митрополит Киевский». Русское обозрение . 14 (4): 345–356. дои : 10.2307/125890 . JSTOR 125890 .
- ↑ Оригинал рукописи хранился в архивах Римской Конгрегации по распространению веры и впервые был опубликован в работе Эд. Смурло (1928) и снова А. Г. Вельки в 1964 г. Французский перевод предоставлен Б. Дюпюи в ISTINA (январь-март 1990 г.). Ликудис, Джеймс. «Свидетельство Петра Могилы о первенстве Папы» . www.stormloader.com . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Orest Subtelny, Ukraine: A History, University of Toronto Press (1988).
- ^ [in Russian] Митрофан (Божко), архим. Образы святителя Петра Могилы, митрополита Киевского и Галицкого, в панегириках и посвящениях XVII ст. // Труды Киевской духовной академии. - №37. - М.: Киевская духовная академия и семинария, 2022. - С.121-139.
- Общий
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Могила, Питер ». Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 646. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ворман, Дж. Х. (1879). Американская Циклопедия . .
- Алексендер Охлоблын , Аркадии Жуковский , Мохила, Петро в Энциклопедии Украины, 2010
- Работы Петра Могилы в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1596 рождений
- 1647 смертей
- Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Руси (1620-1686).
- Восточно-православные богословы
- Основатели университетов и колледжей
- Константинопольские экзархи Украины
- Люди польско-османской войны (1620–1621 гг.)
- Румынские святые
- Польские святые Восточной Православной Церкви
- Люди из Сучавы
- Молдавские эмигранты в Польшу
- русинское дворянство
- Христианские святые 17 века
- Архимандриты
- Игумены Киево-Печерской лавры.
- Благотворители 17 века