Jump to content

Petro Mohyla

Petro Mohyla
Петру Мовила
Заголовок Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси ,
Экзарх Константинопольского Вселенского Патриархата
Персональный
Рожденный ( 1596-12-21 ) 21 декабря 1596 г.
Умер 1 января 1647 г. ( 1647-01-01 ) (50 лет)
Место отдыха Успенская церковь ( Киево-Печерский монастырь )
Религия христианство
Родители
Старшая должность
Период пребывания в должности 1633–1646
Посвящение 7 мая 1633 года в Успенской церкви , Львов.
Предшественник Исая Копинский
Преемник Silvester Kosiv
Предыдущий пост Архимандрит Киево- Печерской Лавры.
Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси ,
Экзарх Константинопольского Вселенского Патриархата, Святитель
Почитается в Румынская Православная Церковь , Украинская Православная Церковь , Русская Православная Церковь , Польская Православная Церковь
Праздник 31 декабря – 1 января; 1 октября, 5 октября, 10 октября

Petro Mohyla [а] (21 декабря 1596 г. - 1 января [ OS 22 декабря] 1647 г.) был митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. [б] в Константинопольском Вселенском Патриархате Восточной Православной Церкви с 1633 по 1646 год. [2]

Петр Могила родился в доме Мовилешть , семье румынских бояр . Членами этой семьи были несколько правителей Молдавии и Валахии , в том числе отец Могилы, Симион Мовилэ , что сделало его князем. Он также был потомком Стефана Великого по родословной своего прадеда Петру Рареша . Его дядями, братьями Симиона, были Георгий Мовилэ, митрополит Молдавии , и Иеремия Мовилэ , который также правил Молдавией до и после первого правления Симиона. Мать Петра Могилы, Маргита (Маргарета), была дочерью молдавского логофета Гаврилаша Хара. [3] [4] [5] Сестра Петра Могилы Регина вышла замуж за князя Михала Вишневецкого , а их сын Ереми Вишневецкий был племянником и сторонником Могилы, хотя он обратился в католицизм, чтобы жениться на римско-католической принцессе и, таким образом, унаследовать польскую корону.

После того, как отец Могилы был убит в 1607 году, Могила и его мать нашли убежище в Русинском воеводстве , входившем в состав Малой Польши . [6] Некоторое время они жили в Каменце-Подольском , а в 1608 году переехали в замок Станислава Жулкевского , где пробыли шестнадцать лет. [7] : 100 

Молдавская марка

В 1620-х годах Могила отправился в Украину, которая в то время находилась в состоянии политического хаоса из-за внутренних и внешних факторов, отчасти из-за аннексии Украинских земель Польшей. Духовную подготовку он начал в своем аристократическом доме в Рубежовке под Киевом , где также основал церковь во имя святителя Иоанна Нового из Сучавы . Затем он поселился в Киево-Печерской Лавре , которая была политическим, культурным, духовным и образовательным центром Украины. Там он присоединился к Иову Борецкому , Захарию Копыстенскому и Памво Беринде, а также к группе ученых и православных священнослужителей, пропагандировавших идеи национального освобождения и культурного самосохранения. Последствия политической нестабильности затронули все сферы жизни страны. Значительно сократилось количество печатных изданий, закрылись многие школы. Чтобы сохранить свои привилегии перед польским королем, шляхта в больших количествах начала переходить из православия в греческий и католицизм. [7] : 102  Румыны из Молдавии, Валахии и Трансильвании [8] принадлежал Восточной Православной Церкви, а старославянский язык использовался до 17 века в качестве общего богослужебного языка в румынских княжествах.В 1632 году Могила стал епископом Киевским и настоятелем Киево-Печерской лавры. Из-за его связей с несколькими европейскими королевскими домами руководство православного духовенства поручило ему провести переговоры с польским сеймом (парламентом) и королем об отмене репрессивных законов против Православной церкви и ослаблении ограничений на использование церкви . Славянский язык в школах и государственных учреждениях. Дипломатический талант Могилы принёс свои плоды. Король Владислав IV восстановил статус Восточной Православной Церкви в Речи Посполитой . [7] : 103  Первые годы настояния Могилы показали, что он имел далеко идущие цели по реформированию не только монашеской жизни в Лавре и Церкви. Он хотел укрепить православную духовность и повысить чувство национальной идентичности, а также поднять уровень образования в стране и во всех русинских и румынских землях до уровня Западной Европы.

Одним из первых шагов в реализации этой идеи стало то, что Могила основал в 1632 году при Лавре школу для молодых монахов. Обучение велось на латыни. Студенты изучали теологию, философию, риторику и писателей-классиков. В то же время Могила значительно улучшил типографию в Лавре, где православные книги издавались не только на старославянском, но и на латыни и распространялись в различные места Восточной Европы. Позже в том же году Могила объединила эту школу с Киево-Братскую школу и создал Могилянскую коллегию, которая впоследствии стала называться Киево-Могилянской академией ( Национальный университет Киево-Могилянская академия ). [7] : 105  Студенты коллегии имели разное образование. Они происходили из дворянских, духовных, шляхетских, казачьих и крестьянских семей. В школе предлагалось множество дисциплин: церковнославянский , латынь , греческий и польский языки ; философия; математика, включая геометрию; астрономия, музыка и история. Благодаря высокому авторитету профессорско-преподавательского состава коллегия получила статус высшего учебного заведения.

В последующие несколько лет Могила создал целую сеть школ по всей Украине, а также Славяно-греко-латинскую академию в Виннице и коллегиум в Кременце . Также он снабдил князя Валахии Матея Басараба по его просьбе печатным станком и принтерами. В 1635 году молитвенники, изданные в монашеской резиденции князя Басараба, получили широкое распространение в Валахии (позже ставшей Румынией) и на Украине. помог основать школу в Яссах Он также в Молдове.

Большой катехизис Петра Могилы.
«Арктос русского неба...» (упоминание о коллегии Киджуо Мохилаени)

Более 20 лет Могила играла ведущую роль в книгопечатании Украины. [6] Он был одним из первых, кто начал печатать на украинском языке. Могила и его последователи в Лавре и Могилянской коллегии сделали первые шаги в формулировании основ современных русского и украинского языков. Распространение украинского языка в печати было частью более широкой борьбы Украины за суверенитет и культурное самосохранение. Могила хотел сохранить идентичность украинской нации, испытывающей огромное давление со стороны польского и литовского режимов. Он инициировал издание проповедей для мирян на украинском языке, библейских текстов на церковнославянском языке, научных книг на украинском, польском, греческом и латинском языках. Могила написал несколько книг, которые распространялись в Украине, Белоруссии, Польше, Московии, Румынии и Грузии. Одной из важнейших его публикаций был первый в мире православно-католический катехиз (1640 г.), написанный им по просьбе всех православно-католических церквей. После того, как его одобрили несколько Константинопольских Вселенских Патриархов. он стал основополагающим документом церковного учения в православном мире. [9] [7] : 106  В 17-18 веках эта книга выдержала 25 изданий. Среди других его известных работ - «Требник» или «Евхологион» (1646 г.). Оно напоминало энциклопедию, в которой систематизированы все украинские церковные обряды и службы. При этом он многое сделал для сохранения чистоты православного обряда. [10]

Десятью годами ранее он опубликовал свой «Антологион» , в котором подчеркнул необходимость того, чтобы учителя находили уникальные подходы к каждому ученику при обучении, поскольку их способности различаются. Применение одинаковых требований ко всем учащимся может оказаться не самым эффективным методом обучения. Могила подчеркнул, что студентам необходимо размышлять и понимать, а не просто повторять научные, религиозные и моральные истины. [7] : 107  В этой и других работах Могила подчеркивал необходимость того, чтобы молодое поколение использовало разум, а не эмоции в стремлении к достижению целей.

В своем «Триоди» (1631 г.) Могила изложил свои политические взгляды на то, как должен выглядеть идеальный правитель. Он утверждал, что человек должен сохранять мир с соседями; защищать свои земли во время войны; правитель не только обязан издавать законы, но прежде всего должен ограничивать свои полномочия.

Проект польского дворянина греческой религии (1645 г.), латинская рукопись, впервые напечатанная в 1928 г., представляет его «Проект союза», заключавшийся в его собственном признании божественного первенства римского понтифика при соблюдении законных прав восточных патриархатов. должны уважаться Западом. [11]

Наследие

[ редактировать ]

Инновационный подход Могилы к реформированию системы образования путем введения латыни в учебную программу школ и университетов встретил некоторое сопротивление, когда русинские лоялисты прибегли к насильственным действиям против учителей и учебных заведений, где преподавали латынь. Однако Могилу не остановили попытки сделать использование латыни обязательным в школах, поскольку она была важной частью учебной программы во всех европейских школах и университетах. Одним из главных аргументов Могилы в пользу латыни было то, что студенты, изучающие ее в Украине, будут иметь преимущество, если решат продолжить обучение в других европейских университетах, поскольку латынь была практически лингва франка научного мира.

Сохранение исторического наследия было еще одним аспектом многогранной карьеры Могилы. Он инициировал масштабные проекты реставрации ключевых исторических памятников в Киеве и по всей стране. Среди них был собор Святой Софии в Киеве. Люди верили, что пока стоит собор, город будет убережён от разрушения. Таким образом, восстановив Софию и другие памятники, Могила, с одной стороны, укрепил позиции Украинской Церкви, а с другой, его усилия подняли моральный дух всей страны в то время, когда национальное единство и независимость оказались под угрозой. [7] : 109 

Петр Могила умер в 1647 году, накануне национально-освободительной войны 1648–1654 годов. В своем завещании он поручил сделать весь русинский народ грамотным, а все его имущество передать Могилянской коллегии, которая на протяжении почти двух столетий оставалась единственным высшим учебным заведением в православном мире. Школа стала важным научным, образовательным, культурным и духовным центром православного мира, особенно Украины, Белоруссии и России. Его выпускники пропагандировали идеи гуманизма и национального самоопределения . После того как казацкая Гетманщина перешла в состав Российской империи, выпускники помогли Никону познакомить россиян с украинской православной верой, чтобы они имели общую веру в Украине, Белоруссии и России. [ соответствующий? ] Многие из выпускников продолжили свою карьеру в Западной Европе, но многие путешествовали по сельской местности и преподавали в деревнях и городах. По словам арабского ученого-христианина Павла Алеппского , который в 1655 году путешествовал через Украину в Москву, «Даже сельские жители в Украине умеют читать и писать… и сельские священники считают своим долгом наставлять сирот и не позволять им бегать по улицам как бродяги. " [12] : 155 

Таким образом, Петру Могиле приписывают закладывание основы культурной эпохи, которую историки называют могилянским периодом. Одним из атрибутов этой эпохи было книгоиздание. Несмотря на политическую нестабильность в Украине в конце 1600-х годов, здесь было 13 типографий, из которых 9 были украинскими, 3 польскими и 1 еврейской. Продукция этих станков носила не только религиозный характер. Например, в 1679 г. типография Новгорода-Сиверского выпустила свыше 3000 экземпляров различных учебников для начальных школ. [12] : 155  Это было огромным достижением, отчасти благодаря усилиям Могилы по распространению грамотности среди всех социальных групп.

Почитание

[ редактировать ]

Еще при жизни митрополита Петра Могилы, а также вскоре после его смерти в его честь были созданы панегирики и речи, прославлявшие личность и деяния архиерея. С 17 в. известно 12 разнообразных текстов на староукраинском, старопольском и латыни. Среди их авторов — печатники лаврской типографии, профессора и студенты Киево -Могилянской коллегии , а также такие известные писатели и деятели, как протосингел Памва Беринда, иеромонах Тарасий Земка, иеромонах Софроний Почаский, монах Иосиф Калимон, епископ Феодосий Василевич-Баевский. , архиепископ Лазарь Баранович и игумен Антоний Радивиловский. В их произведениях для прославления митрополита используются эпитеты и сравнения, включающие символическую интерпретацию фигур родового герба Могилы, аналогии с солнцем и другими природными явлениями, персонажами древней мифологии, различные ассоциации с именем, библейские образы и сюжеты. Эти произведения свидетельствуют об особом отношении к митрополиту среди украинских церковных и культурных деятелей 17 века. [13]

Святость

[ редактировать ]
Monument to Petro Mohyla by Borys Krylov and Oles Sydoruk

Почитается как святой в Украинской Православной Церкви , Русской Православной Церкви , Румынской Православной Церкви , Польской Православной Церкви . День его памяти – 1 января, но память его также отмечается 5 октября вместе с другими святыми митрополитами Киевскими. [1]

Греческая православная церковь, как правило, с большим подозрением относится к Петру Могиле, некоторые полагают, что он слишком подвержен влиянию тенденций в римско-католическом богословии . Православная церковь в Америке также с подозрением относится к Петру Могиле, но тем не менее причисляет его на своем сайте к лику святых. [1]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Romanian : Petru Movilă ; Ukrainian : Петро Симеонович Могила , romanized Petro Symeonovych Mohyla ; Russian : Пётр Симеонович Могила , romanized Pyotr Simeonovich Mogila ; Polish : Piotr Mohyła
  2. ^ Название также известно как Митрополия Киевская, Галичская и всея Руси или Митрополия Киевская, Галицкая и Всея Руси . Название « Галиция » — латинизированная форма Галича , одного из нескольких региональных княжеств средневекового государства Киевская Русь .

Источники

[ редактировать ]
  • Orest Subtelny, Ukraine: A History, University of Toronto Press, 1988
  • (in Ukrainian) Украинская педагогика в персоналиях – ХІХ век / Под редакцией А.В. Сухомлинское / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в двух книгах // «Лыбидь», – К., 2005, кн. 1., с. 100-110
  • (in Russian) Справочник по истории Украины. Под ред. И. Подковы и Р. Шуста. – К.: Генеза, 1993.
  • (in Russian) Гайдай Л. История Украины в лицах, терминах, названиях и понятиях. - Луцк: Башня, 2000.
  • [in Russian] Митрофан (Божко), архим. Образы святителя Петра Могилы, митрополита Киевского и Галицкого, в панегириках и посвящениях XVII ст. // Труды Киевской духовной академии. - №37. - М.: Киевская духовная академия и семинария, 2022. - С.121-139.
  1. ^ Jump up to: а б с «Православная вера. Том III. История Церкви. Семнадцатый век. Святой Петр Могила» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 17 августа 2019 года . Проверено 17 августа 2019 г.
  2. ^ Коллманн, Нэнси Шилдс (2016). Российская империя 1450-1801 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 422. ИСБН  9780191082696 .
  3. ^ «Тестаментул» (PDF) . arhivelenationale.ro (на румынском языке). п. 129. Архивировано из оригинала (PDF) 10 марта 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
  4. ^ Штефан С. Горовей, Разное, AIIAI. Архивировано 10 марта 2014 г. в Wayback Machine , XIX, 1982, стр.670-672.
  5. ^ «Женщина Молдовы» . ziarullumina.ro (на румынском языке). Архивировано из оригинала 10 марта 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Могила, Петр» . www.энциклопедияofukraine.com . Архивировано из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Украинская педагогика в персоналиях – ХІХ век / Под редакцией А.В. Сухомлинское / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в двух книгах // «Лыбидь», – К., 2005, кн. 1.
  8. ^ «Румыны» . mek.oszk.hu . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 3 августа 2015 г.
  9. ^ «Петр Могила | Православный богослов» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 3 марта 2020 г.
  10. ^ Грэм, Хью Ф. (1 августа 2018 г.). «Петр Могила-митрополит Киевский». Русское обозрение . 14 (4): 345–356. дои : 10.2307/125890 . JSTOR   125890 .
  11. Оригинал рукописи хранился в архивах Римской Конгрегации по распространению веры и впервые был опубликован в работе Эд. Смурло (1928) и снова А. Г. Вельки в 1964 г. Французский перевод предоставлен Б. Дюпюи в ISTINA (январь-март 1990 г.). Ликудис, Джеймс. «Свидетельство Петра Могилы о первенстве Папы» . www.stormloader.com . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года.
  12. ^ Jump up to: а б Orest Subtelny, Ukraine: A History, University of Toronto Press (1988).
  13. ^ [in Russian] Митрофан (Божко), архим. Образы святителя Петра Могилы, митрополита Киевского и Галицкого, в панегириках и посвящениях XVII ст. // Труды Киевской духовной академии. - №37. - М.: Киевская духовная академия и семинария, 2022. - С.121-139.
Общий
[ редактировать ]
Религиозные титулы
Предшественник Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.
1633–1646
Преемник
Предшественник Архимандрит Киево-Печерской Лавры.
1627–1633
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 675eb2672fbd676169f74275c16e16f9__1723017660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/f9/675eb2672fbd676169f74275c16e16f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Petro Mohyla - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)