Исидор Киевский
Исидор Киевский | |
---|---|
Кардинал Латинский Патриарх Константинополя | |
епархия | Константинополь |
Установлено | 20 апреля 1458 г. |
Срок закончился | 27 апреля 1463 г. |
Предшественник | Грегори Маммас |
Преемник | Базилиос Виссарион |
Другие сообщения | Кардинал-епископ Сабины |
Заказы | |
Посвящение | 1437 |
Создан кардинал | 18 декабря 1439 г. |
Классифицировать | Кардинал-епископ |
Личные данные | |
Рожденный | 1385 |
Умер | 27 апреля 1463 г. (77–78 лет) Рим , Папская область |
Национальность | Греческий |
Номинал | Восточно-католический (ранее восточно-православный ) |
Предыдущий пост(ы) |
|
Герб |
Стили Исидор Киевский | |
---|---|
Справочный стиль | Его Высокопреосвященство |
Разговорный стиль | Ваше Высокопреосвященство |
Неформальный стиль | Кардинал |
Видеть | Сабина и Поджо Миртето ( пригород ) |
Исидор Киевский [а] , также известный как Исидор Фессалоникийский (1385 – 27 апреля 1463), был прелатом византийского греческого происхождения. С 1437 по 1441 год он служил митрополитом Киевским и всея Руси в Константинопольском патриархате Восточной Православной Церкви . Он был сторонником Флорентийской унии , которую провозгласил в соборе Святой Софии 12 декабря 1452 года. [1] [2] В Латинской церкви Исидор был епископом Сабины кардиналом - . [3] Архиепископ Кипрский , Камерленго Священной Коллегии Кардиналов и Латинский Патриарх Константинополя .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Исидор родился на юге Греции около 1385 года. [1] Возможно, он был членом семьи Палеологов или, по крайней мере, был связан с ней . [4] Он прибыл в Константинополь , постригся в монахи и был там поставлен игуменом монастыря святого Димитрия. Он хорошо знал латынь и имел значительную известность как богослов. Он также был опытным оратором; кажется, он с самого начала стремился к воссоединению с Западом. [ нужна ссылка ]
Это было время, когда Константинопольский двор накануне его окончательного разрушения турками рассматривал возможность спасения от западных князей в результате воссоединения с Римом . В 1434 году Исидор был отправлен в Базель Иоанном VIII Палеологом (1425–1448) в составе посольства для начала переговоров с Базельским собором . [5] Здесь он произнес сладкозвучную речь о великолепии Римской империи в Константинополе, но его усилия не привели к объединению церквей. [3]
Митрополит Киевский
[ редактировать ]Исидор был назначен митрополитом Киевским и всея Руси императором В 1437 году Иоанном VIII Палеологом и рукоположен патриархом Иосифом II . Император надеялся привлечь Восточную Православную Церковь Киевской Руси к общению со Святым Престолом и тем самым обеспечить защиту Константинополя от вторжения турок-османов .
Великий князь Московский Василий II с подозрением относился к новому митрополиту. [б] Он позволил Исидору поехать во Флоренцию для участия в продолжении Базельского собора в 1439 году при условии, что Исидор вернется с «правами Божественного закона и конституции святой Церкви» невредимым. Исидор заверил его, что вернется с Вселенского собора, не изменив православной вере. [6] Во время этого Собора Исидор горячо защищал унию Церквей Востока и Запада, но ему противостоял светский представитель от Малороссии — посол Фома (Фома) Тверской . Наконец союзный договор был подписан, и Исидор вернулся в Восточную Европу. Сильвестр Сиропулос и другие греческие писатели обвиняют Исидора в лжесвидетельстве, поскольку он принял союз, несмотря на свое обещание, данное Василию II. [3]
Совет Феррары
[ редактировать ]Вполне возможно, что Исидор был учеником неоплатоника Гемиста Плетона и отправился со своим учителем и двумя другими учениками Плетона, Виссарионом и Марком Евгеником , на Феррарский собор, который должен был вести переговоры о воссоединении православных и Католические церкви. [7]
Большая делегация богословов и философов выступила с большим количеством последователей 8 сентября 1437 года, проехала через Ригу и Любек и прибыла в Феррару 15 августа 1438 года. По дороге он нанес оскорбление своим дружелюбным поведением по отношению к латинянам. В Ферраре и Флоренции, куда в январе 1439 года переехал совет, Исидор был одним из шести главных ораторов с византийской стороны. Вместе с Виссарионом он стойко боролся за союз и ни разу впоследствии не отклонился от его принятия. [ нужна ссылка ]
После собора папа Евгений IV сделал его своим легатом всей Малороссии и Литвы . По возвращении в Москву Исидора в Беневенто дошла весть о том, что он сделан кардиналом-священником с титулом святых Петра и Марцеллина. Это был один из немногих случаев того времени, когда кардиналом становился человек не латинского обряда. [ нужна ссылка ]
Из Буды в марте 1440 г. он издал энциклику, призывающую всех русских епископов принять унию, но когда он, наконец, прибыл в Москву (Пасха 1441 г.) и провозгласил унию в кремлевской церкви, то обнаружил, что Василий II и большинство епископов и народа не желали этого. Затем по повелению Василия шесть русских епископов собрались на синод, свергли Исидора и заключили его в тюрьму. [3]
Великое княжество Московское [б] князья осудили союз с Римом, но Исидор упорствовал. По возвращении из Италии , во время своей первой Папской Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля , Исидор повелел латинского обряда распятие пронести перед процессией назвал Папу Евгения IV и во время литургических молитв . Он также зачитал вслух указ об объединении. Исидор передал Василию II послание от Святого Престола , содержащее просьбу оказать содействие митрополиту в распространении унии на Руси. Через три дня Исидор был арестован великим князем и заключен в Чудов монастырь . Он был донесен некоторыми русскими священнослужителями , находившимися под давлением Василия II, за отказ отказаться от унии с Римом. [3]
изобретатель русской водки.
[ редактировать ]Согласно гипотезе, предложенной российским историком Вильямом Похлёбкиным , [8] Исидор якобы изготовил первый настоящий рецепт русской водки во время заключения в Чудовом монастыре . Похлёбкин утверждал, что водка была признана международным арбитражем в 1982 году в качестве уникального российского алкогольного напитка в иске, поданном Польшей, претендующей на исключительное право на использование термина «водка» или «водка». [8] Однако Марк Лоуренс Шрад в книге « Водочная политика: алкоголь, самодержавие и тайная история государства Российского » [9] нет доказательств отмечает, что в архивах Постоянной палаты третейского суда в Гааге каких-либо подобных судебных исков со стороны Польши. [10]
вид дистиллированной настойки, близкой к той, которая впоследствии стала общеобозначаться русским словом водка В конце XIV века в Россию пришел . В 1386 году генуэзские послы привезли в Москву первую aqua vitae («живую воду») и подарили ее великому князю Дмитрию Донскому , ранее разгромившему татаро - монголов и их генуэзских наемников в замечательной масштабной Куликовской битве. получили этот напиток с помощью алхимиков Прованса , в 1380 году. Генуэзцы, вероятно , которые использовали изобретенный арабами дистилляционный аппарат для превращения виноградного сусла в спирт . Поскольку ислам запрещал арабам употребление любых спиртных напитков, они использовали спирт в основном для производства духов . Однако в христианской Европе aqua vitae стала предшественником всех современных крепких алкогольных напитков, включая бренди , виски , шнапс и русскую водку. Жидкость, полученную в результате перегонки виноградного сусла, считалась концентратом и «спиртом» вино ( по латыни Spiritus vini ), откуда и произошло название этого вещества во многих европейских языках (как английский спирт , или русский спирт ).
По гипотезе Похлёбкина, Исидор, содержавшийся в качестве узника в Чудовом монастыре Московского Кремля , изготовил рецепт первой русской водки. Обладая специальными знаниями и аппаратом для перегонки, он стал автором алкогольного напитка нового, более высокого качества. Это «хлебное вино», как его первоначально называли, долгое время производилось исключительно в Великом княжестве Московском и ни в каком другом княжестве Русском (такое положение сохранялось до эпохи промышленного производства). Именно поэтому этот напиток долгое время ассоциировался с Москвой. Водка — уменьшительное от слова «вода» , что по-русски означает «вода». [11] Первое письменное употребление слова водка в официальном русском документе в современном его значении датируется указом императрицы Елизаветы Петровны от 8 июня 1751 года, регламентировавшим вопросы собственности водочных заводов.
В Европе снова
[ редактировать ]В сентябре 1443 года, после двухлетнего заключения, митрополит Исидор бежал в Тверь , затем в Литву и далее в Рим . Он был милостиво принят папой в 1443 году. Папа Николай V (1447–1455) отправил его легатом в Константинополь, чтобы организовать там воссоединение в 1452 году, и дал ему двести солдат для помощи в защите города. 12 декабря того же года ему удалось объединить триста византийских священнослужителей на праздновании недолгого воссоединения. [12]
Перед падением Константинополя в 1453 году он субсидировал ремонт укреплений за свой счет и был ранен в первые часы разграбления. Ему удалось избежать кровавой бойни, облачив труп в кардинальскую мантию. Пока турки отрубали ему голову и выставляли ее напоказ по улицам, настоящий кардинал был отправлен в Малую Азию с несколькими ничтожными пленниками в качестве раба, а позже нашел убежище на Крите . Он составил серию писем, описывающих события осады. [13] Он предупреждал об опасности дальнейшей экспансии турок в многочисленных письмах и, кажется, даже был первым очевидцем, сравнившим Мехмеда II с Александром Великим . [14] [15]
Он вернулся в Рим в 1455 году и был назначен епископом Сабины , предположительно приняв латинский обряд. [3] Папа Пий II (1458–1464) позже дал ему два титула подряд: Латинского Патриарха Константинополя и Архиепископа Кипра , ни один из которых он не смог преобразовать в реальную юрисдикцию. Он был деканом Священной коллегии кардиналов с октября 1461 года до своей смерти в 1463 году.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Greek : Ἰσίδωρος τοῦ Κιέβου , romanized : Isídōros tou Kiévou ; Latin : Isidorus Kioviensis ; Русский : Исидор Киевский , romanized : Isidor Kievsky ; Russian : Исидор Киевский , romanized : Isydor Kyivs'kyy
- ^ Перейти обратно: а б (Источники: Россия: Народ и Империя, 1552–1917 Джеффри Хоскинга , издательство Гарвардского университета , 1998, ISBN 0674781198 (стр. 46) и Россия и Содружество Независимых Государств, 2012 г., М. Уэсли Шумейкер, Stryker Post, 2012 г., ISBN 1610488938 (стр. 10).)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Исидор Киевский , Британская энциклопедия , 2008, О.Эд.
- ^ Дежнюк: Флорентийский собор: Нереализованный союз
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Кардиналы Священной Римской Церкви — Консистория от 18 декабря 1439 года» . cardinals.fiu.edu . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ Филиппидес, Мариос; Ханак, Уолтер К. (9 апреля 2018 г.). Кардинал Исидор (ок. 1390–1462): поздневизантийский ученый, военачальник и прелат . Рутледж. ISBN 978-1-351-21488-9 .
- ^ Веб-сайт Нового Адвента, Исидор Фессалоникийский.
- ^ Джозеф Гилл, Личности Флорентийского совета, 68.
- ^ Джордж Гемистос Плетон, Последний из эллинов , К. М. Вудхаус, Clarendon Press, Оксфорд, 1986, стр. 37 passim.
- ^ Перейти обратно: а б Похлёбкин, В.В. (2007). История водки / История водки . Москва: Центрполиграф / Центрполиграф. п. 272. ИСБН 978-5-9524-1895-0 .
- ^ Шрад, Марк Лоуренс (2014). Водочная политика: алкоголь, самодержавие и тайная история государства Российского . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 978-0-199-75559-2 .
- ^ Там же. См. также интервью https://ourfakehistory.com/index.php/episode-84-what-was-the-vodka-war/#more-890 .
- ^ Хоад, Т.Ф., изд. (1988). Оксфордская библиотека слов и фраз . Том. III: Краткий Оксфордский словарь происхождения слов. Лондон: Издательство Гильдии. п. 529.
- ^ Дежнюк, Сергей (2017). Флорентийский собор: нереализованный союз . CreateSpace. стр. 74–75. ISBN 978-1543271942 .
- ^ Кертин, ДП (октябрь 2013 г.). Письма о падении Константинополя . Издательство Далкассян. ISBN 9798868921025 .
- ^ Патрология Грека , 79, 953.
- ^ Филиппидес, Мариос (2007). «Падение Константинополя 1453 года: классические сравнения и круг кардинала Исидора». Виатор. Исследования Средневековья и Возрождения . 38 (1): 349–383. дои : 10.1484/J.VIATOR.2.302088 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Истории Флорентийского собора описывают приключения кардинала Исидора.
- Сергей Федорович Дежнюк , «Флорентийский собор: Нереализованный союз», 2017. ISBN 978-1543271942
- Людвиг Пастор , «История пап» , I (3-е и 4-е изд., Фрайбург-им-Бр., 1901), 585 и др., а также его ссылки.
- В Monumenta Hungariae Historicala , XXI, 1 содержатся два варианта письма Николаю V (стр. 665–95, 696–702); см. Крумбахер, История византийской литературы (Мюнхен, 1897), 311.
- Рэй, История Русской Церкви , I (Галле, 1830), 444.
- Фромманн, Критический вклад в историю объединения флорентийской церкви (Галле, 1872), 138 след.
- Hefele , Conciliengeschichte , VII (Фрайбург-им-Бр., 1886), passim.
- Сильвано, Луиджи, «К письмам Исидора Киевского: письмо Папе Николаю V от 6 июля 1453 г.», Medioevo Greco 13 (2013), 223–240 (издание письма Папе Николаю V)
- Сильвано, Луиджи, «Для писем Исидора Киевского (II): письмо дожу Франческо Фоскари от 8 июля 1453 года», Orientalia Christiana Periodica 84.1 (2018), 99–132 (издание письма дожу Франческо Фоскари).
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Исидор Солунский ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Источник
- Исидор (митрополит) in online Russian Biographical Dictionary (in Russian)
- 1385 рождений
- 1463 смерти
- Византийские военнослужащие XV века
- Деканы Коллегии кардиналов
- Переходит в восточный католицизм из восточного православия
- Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1441).
- Греческие восточные католики
- Бывшие греческие православные христиане
- Греческие кардиналы
- Греческие эмигранты в России
- Кардиналы-епископы Сабины
- Дипломаты Святого Престола
- Византийцы XIV века
- Византийцы XV века
- Люди из Пелопоннеса
- Латинские патриархи Константинополя
- Падение Константинополя