Митрополия Киевская, Галицкая и всея Руси (Русская униатская церковь)
Митрополия Киева, Галичины и всей Малороссии была церковной территорией или архиепархией Русинской униатской церкви , особой восточно-католической церкви. Он был возведен в Речи Посполитой в 1595/96 году после Брестской унии . Фактически он был упразднен разделами Польши (1772–1795). Ее преемница — Украинская Греко-Католическая Церковь — продолжает действовать в современных государствах Украина и Польша . Первым митрополитом был Михаил Рогоза .
Церковная структура
[ редактировать ]В пределах Содружества в метрополии были следующие суфражистские епархии и архиепископии (архепархии):
- Полоцкая архиепархия
- Смоленская архиепархия (1625-1778)
- Луцкая и Острожская епархия (1594–1636, 1702–1795 и 1789–1839) Во время Великой Северной войны Волынь была оккупирована русскими войсками, и епархия до вывода войск была обращена в православие.
- епархия Туровская и Пинская
- Владимирская и Брестская епархия
- Львовская епархия
- Хелмская епархия
- Епархия Пшемысль и Самбор
Булла Папы Климента VIII 1596 года Decet Romanum Pontificem предоставила митрополитам те же права, которыми киевские митрополиты пользовались при Константинополе. На выборах на эту должность кандидаты выбирались прямым голосованием собравшихся епископов и Генеральным настоятелем ( протоархимандритом ) Василианского ордена. Затем его кандидатура будет назначена польским королем и утверждена Папой.
История
[ редактировать ]На протяжении большей части 17 века Речь Посполитая находилась в состоянии войны с Российским царством . Хмельницкое восстание (1648–1657), также известное как казачье-польская война. [1] [2] [3] было казачье восстание на восточных территориях Речи Посполитой, приведшее к созданию казачьего Гетманщины на Правобережной Украине . В результате находившиеся в составе Гетманщины Киевская и Черниговская епархии отошли к митрополии, поскольку казачество было категорически антикатолическим.
Хотя большинство православных епископов Речи Посполитой поддержали Брестскую унию, как и предыдущую Флорентийскую унию , не все из них приняли унию. Некоторые епархии (епархии) продолжали сохранять верность Константинополю. У этих раскольников не было церковных лидеров, но в лице Петра Конашевича-Сагайдачного — гетмана запорожского казачества — у них был светский лидер, который был против союза с Римом. Сильная историческая преданность казаков Восточной Православной Церкви поставила их в противоречие с Содружеством, в котором доминируют католики. Напряженность возросла, когда политика Содружества перешла от относительной терпимости к подавлению православной церкви, что сделало казаков решительно антикатолическими. К тому времени лояльность гетманщины Запорожской Речи Посполитой была лишь номинальной. В августе 1620 года гетман убедил Феофана III — греческого православного патриарха Иерусалима — восстановить в королевстве православную метрополию. Феофан освятил Иов Борецкий как новый « митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси » и как « экзарх Украины». Теперь в Речи Посполитой было два митрополита с одинаковым титулом, но с разной церковной лояльностью.
К 1686 году Россия имела полный суверенитет над землями Запорожской Сечи и Левобережной Украины , а также городом Киевом. Вечный мирный договор 1686 года , заключенный Россией и Речью Посполитой, подтвердил эту реальность. [4] В результате греко-католическое население в этих районах подверглось притеснениям и многочисленным смертям. Это также означало конец независимости и единства Гетманского государства. Стародубская , Черниговская и другие территории Левобережной Украины отошли к России; остальные остались в Содружестве.
Конец Речи Посполитой наступил с разделом Польши , когда Российская империя , Королевство Пруссия и монархия Габсбургов разделили королевство между собой. После разделов государства-преемники относились к униатской церкви по-другому:
- На территории, аннексированной Российской империей, Церковь была фактически распущена; большинство епархий были насильственно обращены в Русскую Православную Церковь .
- На территории, аннексированной Прусским королевством, Супрасльская с 1798 по 1809 год действовала епархия. По Тильзитским договорам территория была присоединена к Российской империи. В результате Церковь была фактически распущена, а епархия была насильственно преобразована в Русскую Православную Церковь.
- На территории, аннексированной Австрийской империей , Церковь продолжала действовать как Греко-Католическая Церковь . Похожая ситуация продолжалась и во Второй Польской республике с 1918 по 1939 год. В Советском Союзе она подавлялась с 1946 года. [5] но выжил и стал ядром Украинской Греко-Католической Церкви с 1989 года.
Список митрополитов
[ редактировать ]Ниже приводится список митрополитов «Киева, Галичины и всей Малороссии»: [6]
- 1596–1599 Михаил Рогоза [7]
- 1600–1613 Ипатий Поцей [8]
- 1613—1637 Иосиф Веламин-Руцкий. [9]
- 1637—1640 Rafajil Korsak
- 1641–1655 Антин Селава
- 1666-1674 Havryil Kolenda
- 1674–1693 Киприан Зоховский.
- 1694—1708 Лев Заленский
- 1708—1713 Юрий Винницкий .
- 1714–1729 Лев Кишка
- 1729–1746 Афанасий Шептицкий .
- 1748–1762 Флориан Хребницкий
- 1762–1778 Фелициан Филип Володкович
- 1778–1779 Лев Шептицкий
- 1780–1786 Джейсон Смогожевски
- 1787–1805 Феодосий Ростоцкий .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Польско-казачья война
- ^ «Расстрел Хмельницкого в Полонном — סגולה» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 г.
- ^ Хмельницкое восстание Британника
- ^ Ариэль Коэн (1998). Русский империализм: развитие и кризис . Издательство Гринвуд . п. 43. ИСБН 978-0-275-96481-8 .
- ^ Турий, Олег, изд. (2004). Церковь мучеников: Новых Святых Украины . Львов, Украина: Иоанновский монастырь, Паб. Дивизия Свичадо. п. 21. ISBN 966-561-345-6 . OCLC 55854194 .
- ^ Пелеш, Джулиан (1881). История унии Русинской Церкви с Римом . Вёрль. стр. 1083–84.
- ^ Т. Кемпа, Митрополит Михал Рахоза и Брестская уния, «Клио», том 2: 2002, стр. 56–62.
- ^ Пелеш, Джулиан (1881). История унии Русинской Церкви с Римом . Вёрль. стр. 35–59.
- ^ Людвик Немец, «Рутинская униатская церковь в ее исторической перспективе», История Церкви ; Том. 37, № 4 (декабрь 1968 г.), стр. 365–388.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрик, Дэвид А. (1984). «Мелетий Смотрицкий и русинский вопрос в начале XVII века» . Гарвардские украинские исследования . 8 (3–4): 351–375. JSTOR 41036202 .
- Литвин, Хенрик (1987). «Католицизация среди русинского дворянства и ассимиляционные процессы на Украине в 1569–1648 годах» (PDF) . Acta Poloniae Historica . 55 : 57–83.
- Немец, Людвик (1968). «Рутинская униатская церковь в ее исторической перспективе» . История Церкви . 37 (4): 365–388. дои : 10.2307/3162256 . JSTOR 3162256 . S2CID 154527129 .
- Шипман, Эндрю Дж. (1912a). «Русский обряд» . Католическая энциклопедия . Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 276–277.
- Шипман, Эндрю Дж. (1912b). «Русины» . Католическая энциклопедия . Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 277–279.
- Вольф, Ларри (2003). «Униатская церковь и разделы Польши: религиозное выживание в эпоху просвещенного абсолютизма» . Гарвардские украинские исследования . 26 (2002–2003) (1–4): 153–244. JSTOR 41036852 .