Киевская митрополия (Московский Патриархат)
— Киевская митрополия митрополия Восточной Православной Церкви , переданная Московскому Патриархату в 1685 году. С 988 по 1596 год нашей материнской церковью Митрополии Киевской, Галицкой и всея Руси был Вселенский Патриархат. Константинополь . Московский Патриархат был цесаропапистским образованием, находившимся под контролем Российского государства. [ 1 ] Несмотря на номинальное управление митрополита-архиерея , светские власти Российского царства с момента его создания изменили территориальные полномочия Киевской митрополии, лишили ее избирательных кафедр и преобразовали эту должность из церковной провинции в архиепископство, а затем в почетное или почетное или пустой заголовок. [ 2 ]
После русской революции он стал экзархатом Русской Православной Церкви (РПЦ). После распада Советского Союза она была преобразована в Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) со степенью независимости на территории современного государства Украина . [ 3 ] Предстоятель УПЦ МП — Онуфрий [ 4 ] — прозван «Митрополитом Киевским и всея Украины» . Спорным является вопрос о том, обладает ли УПЦ МП полной церковной независимостью ( автокефалией ) или просто пользуется расширенной автономией, в то время как окончательный контроль по-прежнему находится в Москве. [ 5 ]
Спорным является и то, выполнила ли Москва условия перехода из-под церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата (ПЦУ) утверждают : Константинополь и Православная Церковь Украины , что эти условия были нарушены. и что передача де-факто больше не является де-юре или канонической ; Москва отрицает это утверждение и считает ПЦУ раскольнической . По мнению РПЦ, Синодальная грамота Вселенского Патриарха 1686 года давала Москве право рукоположить Киевского митрополита. По мнению Вселенского Патриархата, этот акт в первую очередь был обусловлен сохранением Москвой традиционных прав митрополии. [ 6 ] а во-вторых, не затронул авторитет Константинополя как материнской церкви митрополии. В этом отношении и Константинополь, и ПЦУ считают последующие действия Москвы неканоническими. 11 октября 2018 года «Священный Синод Вселенского Патриархата» отменил Синодальную грамоту (Акт) 1686 года. [ 7 ] 5 января 2019 года Константинопольский Патриарх Варфоломей I подписал томос о предоставлении ПЦУ автокефалии . [ 8 ]
Фон
[ редактировать ]Разрыв с Константинополем
[ редактировать ]
Вселенский собор Церкви — Флорентийский собор — проходил с 1431 по 1449 год. [ 1 1 ] Хотя он поначалу сопротивлялся, Великий князь Московский [ Б 1 ] - Василий II Московский - в конце концов разрешил митрополиту Киевскому и всея Руси - Исидору Киевскому - присутствовать на соборе при условии, что Исидор должен вернуться с «правами Божественного закона и конституции святой Церкви» невредимым. [ 9 ] Собор исцелил Великий раскол Римско , объединив - католическую и Восточно-православную церкви. Уния была провозглашена 6 июля 1439 года в документе Laetentur Caeli. [ 10 ] [ а ] который был составлен Папой Евгением IV и подписан императором Священной Римской империи Сигизмундом и всеми присутствующими епископами, кроме одного. [ 1 2 ] В Москве унию отверг великий князь, заточивший митрополита Исидора. Признав Исидора отступником в католицизм , он был низложен местным синодом. [ 11 ] и позже исключен. [ 12 ] В 1448 году в Москве по повелению Василия II был созван совет северо-восточного русского духовенства. Они избрали Иону «митрополитом Киевским и всея Руси» без согласия константинопольского патриарха. Как и его непосредственные предшественники , он постоянно проживал в Москве и был последним московским предстоятелем митрополии, сохранившим традиционный титул с ссылка на столичный город Киев . [ 13 ] После 1461 года московское духовенство отказалось от «киевского» титула и приняло новый титул «митрополита Московского и всея Руси». [ 14 ] [ б ]
Тем временем в Великом княжестве Литовском и Царстве Польском правители продолжали признавать Исидора митрополитом; Иона был отвергнут и не мог осуществлять никакого пастырского управления за пределами Московии. В 1458 году, еще при жизни Исидора, был назначен его племянник Григорий Болгарин на посту митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси патриархом Константинопольским Григорием III с согласия папы Пия II . [ 15 ] В 1469 году Константинопольский патриарх Дионисий I также благословил назначение Григория. [ 16 ] Более того, он заявил, что Константинополь не признает ни одного митрополита, рукоположенного без его благословения. [ 17 ]
Примирение с Константинополем
[ редактировать ]
) Москвы Де-факто независимость ( автокефалия от Константинополя осталась непризнанной; В 1587 году Иов Московский был назначен митрополитом Московским и всея Руси. Он был семнадцатым, назначенным без одобрения Вселенского Патриарха, что было нормой. Два года спустя, в 1589 году, Константинопольский патриарх Иеремия II узаконил канонический статус Иова и возвел его в статус патриарха . Это решение было окончательно подтверждено четырьмя старшими патриархами в 1593 году. [ 18 ] Де-юре нового патриарха канонической территорией была «вся Россия и северные страны»; [ 19 ] [ с ] [ 20 ] однако его эффективный контроль ограничивался Российским царством .
В 1569 году было образовано Речь Посполитая . Варшавская конфедерация 1573 года закрепила права меньшинств и религий в новом государстве. [ 21 ] В рамках этой свободы православные архиереи со своей Первосвятительской резиденции в городе Новогрудке вместе с верующими Речи Посполитой предпочли остаться верными Константинопольскому Вселенскому Патриархату.
Союз Бреста
[ редактировать ]
В 1588–1589 годах Константинопольский патриарх Иеремия II путешествовал по Восточной Европе. Приехав в Москву, он наконец признал Русскую Православную Церковь , отчужденную от Константинополя с 1440-х годов. Там он посвятил Иова Московского в сан Православного Патриарха Московского и всея Руси. Вполне возможно, что Иеремия был заключен в тюрьму османами и московитами и, возможно, был вынужден возвести Московскую кафедру на патриархат. [ 22 ]
Путешествуя по Речи Посполитой, Патриарх Иеремия II низложил Дивочку Киевского С одобрения короля Сигизмунда III он посвятил Михаила Рогозу в сан нового «митрополита Киевского, Галицкого и всей Малороссии». [ 23 ]
В 1595–1596 годах большинство восточно-православных иерархов на русинских землях Речи Посполитой согласились передать свою церковную юрисдикцию от Вселенского Константинопольского Патриархата под юрисдикцию Святого Престола . [ 23 ] как Брестская уния, ее называли, основала Русинскую униатскую церковь . [ 24 ] которая в настоящее время существует как Украинская Греко-Католическая Церковь и Белорусская Греко-Католическая Церковь .
Официально православная (но не восточно-католическая ) Киевская митрополия в Речи Посполитой была ликвидирована.
Конфликты между Московией, казачеством и Речью Посполитой
[ редактировать ]К началу 17 века запорожское казачество превратилось в значительную военную и политическую силу в юго-восточном регионе Речи Посполитой, располагавшейся по обоим берегам Днепра . Их лидер ( гетман ) Петр Конашевич-Сагайдачный использовался лидерами Речи Посполитой в их многочисленных войнах с Московским царством . При короле Сигизмунде III Вазе гетман совершил набег на русскую территорию и в 1618 году осадил саму Москву. Чтобы остановить нарастающую панику, первый царь династии Романовых — Михаил Российский — был вынужден подписать Деулинское перемирие в декабре 1618 года, что привело к величайшему территориальному расширению Речи Посполитой.
К тому времени лояльность гетманщины Запорожской Речи Посполитой была лишь номинальной. Сильная историческая преданность казаков . Восточной Православной Церкви поставила их в противоречие с Содружеством, в котором доминировали католики Напряженность возросла, когда политика Содружества перешла от относительной терпимости к подавлению православной церкви, что сделало казаков категорически антикатолическими. В результате находившиеся в составе Гетманщины Киевская и Черниговская епархии отошли к Киевской, Галицкой и всея Руси митрополии.
Создание Экзархата Украины
[ редактировать ]
Образование Русинской униатской церкви привело к конфронтации с теми, кто не соглашался с унией. [ 25 ] В 1623 году святитель Иосафат Кунцевич был убит . Произошли многочисленные восстания, кульминацией которых стало восстание Хмельницкого . [ 26 ] Противники союза называли членов церкви « униатами », хотя католические документы больше не используют этот термин из-за его воспринимаемого негативного подтекста. [ 27 ] В августе 1620 года эти раскольники убедили гетмана Конашевича-Сагайдачного агитировать за восстановление православной метрополии в королевстве. Гетман убедил Феофана III — греко-православного патриарха Иерусалима — посвятить Иова Борецкого в сан нового « митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси » и « экзарха Украины». Теперь в Речи Посполитой было два митрополита с одинаковым титулом, но с разной церковной лояльностью.
Мегаполис в казачьей Гетманщине.
[ редактировать ]
Хмельницкое восстание (1648–1657), также известное как казацко-польская война. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] было казачье восстание на восточных территориях Речи Посполитой, приведшее к созданию казачьего Гетманщины на Правобережной Украине . , Зборовский договор заключенный в 1649 году митрополитом Сильвестром Косивом , принес временную передышку, и Православной церкви были предоставлены привилегии. [ 31 ] В 1654 году гетман Богдан Хмельницкий обеспечил военную защиту Русского царства в обмен на верность царю. По условиям Переяславского договора руководство казачьего Гетманщины принесло присягу на верность русскому монарху ; вскоре за ними последовали другие чиновники, духовенство и жители Гетманщины. [ 32 ] Согласно договору, Царство начало войну с Речью Посполитой. Оно быстро на некоторое время оккупировало земли нынешней Белоруссии и приобрело некоторую власть над казачьим Гетманщиной.
Содружество Трех Наций
[ редактировать ]
Официальный титул Патриарха Московского Никона был «Патриарх Московский и всей Великой, Малой и Белой Руси ». Однако в Речи Посполитой митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Сильвестр Косив сумел отстоять свою независимость от Московского Патриархата. Косова сменил Дионисий Балабан . Митрополит Балабан поддерживал пропольскую политику гетмана Ивана Выговского и был соавтором Гадячского мира (1658 г.). Целью договора было создание «Речи Посполитой трех наций» путем преобразования Речи Посполитой в Речь Посполитую ( Rzeczpospolita Trojga Narodów ). Это возвысило бы казаков и русинов до положения, равного положению поляков и литовцев в Польско-Литовском союзе . [ 33 ] Договор предусматривал, что православие должно быть преобладающей религией в юго-восточных губерниях : Киевском воеводстве , Брацлавском воеводстве и Черниговском воеводстве нового Русинского княжества — Великого Княжества Русского . [ 34 ] Когда от идеи создания Русинского герцогства в составе Речи Посполитой отказались, это предложение рухнуло. [ 35 ] Канадский историк Пол Роберт Магоски считает, что это произошло из-за раскола среди казаков и российского вторжения. [ 36 ]
К 1686 году Россия имела полный суверенитет над землями Запорожской Сечи и Левобережной Украины , а также городом Киевом. Договор о вечном мире (1686 г.) , заключенный Россией и Речью Посполитой, подтвердил эту реальность. [ 37 ] В результате греко-католическое население в этих районах подверглось притеснениям и многочисленным смертям. Это также означало конец независимости и единства Гетманского государства. Стародубская , Черниговская и другие территории Левобережной Украины отошли к Московии; остальные остались в Содружестве.
Учреждение
[ редактировать ]
В 1681 году львовский епископ Иосиф Шумлянский тайно принял католичество . [ 38 ] Он интриговал с королем Польши — Яном III Собеским — с целью назначить его брата Афанасия епископом Луцким . В результате в 1684 году король потребовал от действующего епископа — Гедеона Четвертинского — принять Брестскую унию. [ 39 ] Когда Гедеон отказался от этого требования, где-то между июлем и ноябрем 1684 года он переехал из Речи Посполитой на левобережную Украину, чтобы избежать королевской угрозы заточения в замке Мальборк . Он поселился в Крупицком, который находился недалеко от Батурина — столицы казачьего Гетманщины . В 1685 году гетман Войска Запорожского рекомендовал Иван Самойлович назначить Гедеона митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. Он был рукоположен в Москве Патриархом Московским Иоакимом и принес присягу на верность Московскому Патриархату. По условиям договора о вечном мире (подписанного в апреле 1686 г.) Киевская митрополия находилась под церковной юрисдикцией Московского патриарха. В рамках этого процесса патриарх заставил Четвертинского ограничить свой титул «митрополитом Киевским, Галицким и всея Малой Руси».
Вскоре после подписания договора, путем дипломатического давления на Блистательную Порту и путем подкупа ведущих церковников, Константинопольский патриарх дал передаче каноническое признание. [ 40 ] Точные условия документа о передаче, подписанного Константинопольским Патриархом Дионисием IV, оспариваются. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Как только Константинополь узнал о заключении Москвой «вечного мира» с Речью Посполитой, в Синоде выросла оппозиция патриарху Дионисию. Его обвинили в тайных связях с Москвой. В 1687 году Константинопольский собор осудил патриарха Дионисия за передачу Киевской митрополии Москве, оценив этот поступок как симонию и лишил Дионисия патриаршего престола. Таким образом, действия Патриарха Дионисия были признаны Собором незаконными (см. Московско-Константинопольский раскол 2018 г. ). [ 45 ]
Митрополия Московского Патриархата.
[ редактировать ]
На момент перевода в митрополии было шесть епархий. Два из них находились на Левобережной Украине на территории Царства: Киев и Чернигов . Остальные четыре находились на территории Речи Посполитой: Львов , Луцк , Перемышль и Могилёв - Мстислав . Официально в результате перевода Константинополь был заменен Москвой; привилегии и обычаи церкви остались неизменными. Однако в последующие годы титул, привилегии и статус митрополита сильно сократились. Из шести первоначальных епархий , которые были суфражистами митрополии, Черниговская епархия была утрачена к 1688 году, а три епархии на территории Речи Посполитой к 1720 году перешли к Русинской униатской церкви. Мстиславско-Мстиславская епархия, ныне находящаяся в современном состоянии Беларусь оставалась православной, но находилась под юрисдикцией Московского патриарха. [ 46 ] Осталась только сама Киевская епархия; это был мегаполис только по названию.
Два преемника Четвертинского (Варлаам Ясинский и Иоасаф Кроковский) были избраны соборами в Киеве и рукоположены в Москве. Патриархом в то время в Москве был Адриан Московский , противостоявший церковной реформе Петра Великого . [ 47 ] Тем не менее царь Петр I добился своего, в том числе отменой права киевского духовенства избирать своего митрополита свободным голосованием.
После смерти Патриарха Адриана в 1700 году Петр Великий не позволил назвать преемника. В следующем году по совету Феофана Прокоповича архиепископа Псковского был учрежден Святейший Синод под руководством архиепископа Стефана Яворского для управления церковью вместо единоличного предстоятеля. [ 48 ] Синод был не более чем государственным ведомством, которым руководил светский руководитель — обер-прокурор . Эта узурпация власти гражданской властью продолжалась вскоре после русской революции 1917 года . В том же году был созван местный совет: менее половины его членов составляли духовенство; большинство составляли миряне . Собор проголосовал за восстановление патриархата. 5 ноября (по юлианскому календарю) жребий выпал Тихону .
Прекращение существования
[ редактировать ]В 1721 году согласно «Духовному уставу» Киевская митрополия была формально ликвидирована как автономная церковная область и стала обыкновенной епархией Московского Патриархата.
Понижение до архепархии
[ редактировать ]Когда Синод назначил Варлаама Вонатовича, он был поставлен не митрополитом, а «архиепископом Киевским, Галицким и Малороссийским». С 1722 по 1742 год древняя Церковь была упразднена, а власть в Церкви перешла к монарху. Вместо того чтобы быть центром отдельной церкви, Киев стал епархией Русской Православной Церкви.
В 1727 году, когда при Петре II было восстановлено гетманство, Варлаам Ванатович добивался восстановления титула митрополита. Он выразил протесты украинского духовенства против нарушения прав и привилегий Церкви. Это привело к его удалению и аресту. В том же году Синод, вопреки обещанным привилегиям, данным митрополии, назначил епископом Переяславским москвича Иоакима Струкова . Он был рукоположен в Санкт-Петербурге, без участия Киевского митрополита в его избрании и утверждении.
2 августа 1730 года архиепископ и собор были вызваны в Москву, где все они были арестованы, лишены титулов и приговорены к пожизненному изгнанию.
Восстановление с меньшими привилегиями
[ редактировать ]В 1731 году царь возвел Рафаила Заборовского на должность киевского архиепископа после Варлаама Вонатовича. Киевское духовенство ходатайствовало императрице Елизавете о возобновлении митрополитического титула, что она и сделала в июне 1743 года.
В 1748 году новым митрополитом был назначен Тимофей Щербацкий. Функции и права митрополита были весьма ограничены, поэтому Тимофей сосредоточил свои усилия на развитии Киевской академии и восстановлении типографии при Киево-Печерской лавре. В знак протеста против вмешательства Москвы в дела митрополии он в 1757 году написал в Синод письмо с просьбой об освобождении его от митрополичьей кафедры. При новом митрополите Арсении Могилянском права Киевского митрополита были еще более ограничены. В 1770 году императрица Екатерина Великая через своих назначенцев в Синоде убрала слова «и Малая Русь » из титула митрополита Киевского, Галицкого и Малорусского .
Присвоение церковного имущества
[ редактировать ]Следующим шагом стала секуляризация церковного богатства. В то время украинская церковь владела огромными имениями, за счет которых монастыри проводили обширную культурно-просветительскую работу, содержали школы, больницы, помогали нуждающимся. В середине 1760-х годов Екатерина II намеревалась отобрать эти земли, но встретила сильное сопротивление духовенства. Однако она не отказалась от своего плана. В 1780-е годы для осуществления этого плана создались более благоприятные условия, и 10 апреля 1786 года императрица издала указ о секуляризации монастырских и церковных земель. В результате были закрыты 46 монастырей. Митрополит Гавриил Кременецкий (1770–1783) систематически проводил политику централизации в Украинской Церкви. Епископы, игумены , священники и монахи стали фактически государственными служащими. В 1775 году, после разрушения Запорожской Сечи, была образована Херсонская епархия (подчиненная Синоду), к ней была присоединена часть Киевской митрополии. В XVIII веке большинство киевских архиепархов были подданными Украины; в XIX веке большинство из них были гражданами России.
Русификация нации и Церкви
[ редактировать ]
Продолжалась политика активной русификации Украины и культурной ассимиляции украинского народа. По словам историка Сергея Плохого , «упразднение Гетменщины и постепенная ликвидация ее института и военной структуры положили конец представлению поколений украинских интеллектуалов о партнерстве и равенстве между Великой и Малой Русью». [ 49 ] Русский империализм опирался на поддержку русского духовенства. В то же время, несмотря на подчинение Русской Православной Церкви и Синоду, украинские епархии все же сохраняли некоторые особенности в организации и церковных обрядах.
Политические решения российского правительства привели к тому, что украинское православие постепенно утратило связь с украинским народом, культурой и литературой. Правительство постановило, что в Украине могут издаваться только книги, строго соответствующие русским текстам. Такая политика продолжалась до 1917 года. В Украинском православном Требнике 1695 года нет имен ни одного святого, внесенного в московский лунный календарь в качестве московских святых. Лишь в 1784 году всем украинским церквям было приказано принять Русский Лунный словарь. Украинское богослужение было переведено в Москву, украинские богословские и церковные книги были запрещены.
В 1769 году архимандрит Киево-Печерской Лавры Зосима Валькевич попросил у Синода разрешения печатать украинские буквари, так как народ не понимал русского языка и не хотел их покупать. Однако Синод отказался и даже приказал изъять уже находящиеся в обращении буквари. Аналогичная ситуация была и в образовании. С 1784 года все лекции в Киево-Могилянской академии читались на русском языке. То же самое было введено во всех школах Украины. В 1800 году Синод издал указ о запрете строительства украинских церквей в стиле барокко. В 1810 году Киево-Могилянская академия была закрыта и на ее месте была основана Духовная академия.
Список митрополитов и архиепископов
[ редактировать ]- Metropolitan Gedeon Chetvertinsky (1685–1690) [ 50 ] Бывший луцкий епископ был избран собором, инициированным гетманом Иваном Самойловичем . Позже он отправился на хиротонию в Москву, а не в Константинополь. До 1688 года он носил титул «митрополит Киевский, Галицкий и всея Малороссии».
- Митрополит Варлаам Ясинский (1690–1707). [ 50 ]
- Митрополит Иоасаф Кроковский (1708–1718). [ 50 ]
- В 1718 году Петр I упразднил митрополита.
- Архиепископ Варлаам (Ванатович) (1722–1730), [ 50 ]
- архиепископ Рафаил Заборовский (1731–1743); с 1743 по 1747 год служил митрополитом. [ 50 ]
- Metropolitan Timothy Shcherbatsky (1748–1757) [ 50 ]
- Митрополит Арсений Могилянский (1757–1770). [ 50 ] В 1767 году императрица Екатерина Великая лишила митрополита Арсения «всея малороссийской» части титула.
Митрополиты Киевские и Галицкие (1770–1921).
[ редактировать ]В 1770 году гражданские власти Романовых лишили митрополию суфражистских кафедр , сведя юрисдикцию этой должности к управлению епархией. Автономия была ликвидирована, а церковь присоединена к Русской Православной Церкви . Титул стал почетным, не имеющим практического смысла в управлении церковной территорией за пределами ее собственной географической компетенции. Это список епископов, сохранивших этот пустой титул:
- Гавриил Кременецкий , 1770–1783. [ 50 ]
- Самуил Мстиславский , 1783–1796. [ 50 ]
- Иерофей Малицкий , 1796–1799. [ 50 ]
- Габриэль II , 1799–1803 гг. [ 50 ]
- Серапион Александровский , 1803–1822. [ 50 ]
- Eugene Bolkhovitinov , 1822–1837 [ 50 ]
- Филарет Амфитеатров , 1837–1857. [ 50 ]
- Исидор Никольский , 1858–1860 гг. [ 50 ]
- Арсений II , 1860–1876 гг. [ 50 ]
- Филофей Успенский , 1876–1882. [ 50 ]
- Платон Городецкий , 1882–1891. [ 50 ]
- Иоаниций Руднев , 1891–1900. [ 50 ]
- Феогност Лебедев , 1900–1903. [ 50 ]
- Флавиан Городецкий , 1903–1915. [ 50 ]
- Владимир Богоявленский , 1915–1918. [ 50 ]
- Nicodemus (Krotkov) , 1918 (as bishop of Chyhyryn)
- Антоний (Храповицкий) , 1918–1919. [ 50 ] Когда генерала Петра Врангеля потерпела в ноябре 1920 года Белая армия поражение на юге России , Антоний эмигрировал. В 1921 году он поселился в Сремских Карловцах , Сербия. Вместе с несколькими другими российскими епископами в изгнании он основал независимую русскую церковную администрацию, которая стремилась охватить всю русскую православную диаспору, известную как Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ).
- Nazarius Blinov, 1919–1921 [ 50 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Великое княжество Московское было государством-предшественником нынешнего государства под названием Российская Федерация . (Источники: Россия: Народ и Империя, 1552–1917 Джеффри Хоскинга , издательство Гарвардского университета , 1998, ISBN 0674781198 (стр. 46) и Россия и Содружество Независимых Государств, 2012 г., М. Уэсли Шумейкер, Stryker Post, 2012 г., ISBN 1610488938 (стр. 10).)
- ^ Иногда также пишется как Laetentur Coeli, Laetantur Caeli, Lætentur Cæli, Lætentur Cœli или Lætantur Cæli , а иногда и упоминается как Акт о союзе или «Декрет о союзе».
- ^ «...митрополит в Киеве носил титул «митрополит Киевский и всея Руси», а не «митрополит Земли Русской», так же как митрополит Московский носил титул «митрополит Московский и всея Руси», "не" митрополит Земля Русская».
- ^ In Russian: Патриарх Московский и всея России и северных стран
Ссылки
[ редактировать ]- Николай Андрусяк. «Юзеф Шумланский, первый униатский епископ Львова, 1667-1708 (Открытая библиотека)». Openlibrary.org. Проверено 25 августа 2012 г.
От свободном доступе : Валуа, Жозеф Мари Ноэль (1911). « Базель, Совет ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 463–464.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится вДругие источники:
- ^ Бейнтон, Роланд Х. (1966), Христианский мир: Краткая история христианства , том. Я, Нью-Йорк: Харпер и Роу, с. 119
- ^ Биллингтон, Джеймс Х. (1966), Икона и топор: интерпретирующая история русской культуры , Нью-Йорк: Random House, с. 67
- ^ "К 20-летию Благословенной Грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о даровании Украинской Православной Церкви самостоятельности в управлении / Статьи / Патриархия.ru" . Патриархия.ru .
- ↑ Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий избран главой Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Архивировано 13 августа 2014 г. в Wayback Machine , Интерфакс-Украина (13 августа 2014 г.).
- ^ Дмитрий Хорево (04.01.2023). «Русская Православная Церковь не признает ни независимость Украины, ни независимость УПЦ» . Радио Свободная Европа (на украинском языке) . Проверено 6 января 2023 г.
«В Уставе УПЦ нет никаких положений, которые могли бы хотя бы намекать на связь с Москвой, — Глава Юридического управления» . Официальный сайт Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) . 31 декабря 2022 г. Проверено 6 января 2023 г.
«Священник УПЦ опротестовал свое включение в Издательский совет РПЦ» . Официальный сайт Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) (на украинском языке). 31 декабря 2022 г. Проверено 6 января 2023 г. - ^ «Вселенский Патриарх» . ec-patr.org . Архивировано из оригинала 7 октября 2018 года . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ "Объявление" . www.patriarchate.org . Вселенский Патриархат . 11 октября 2018 года . Проверено 12 октября 2018 г.
Священный Синод подробно и подробно обсудил церковный вопрос Украины в присутствии Его Превосходительства архиепископа Даниила Памфилонского и Преосвященного епископа Эдмонтонского Илариона, Патриарших экзархов Украины, и после обширных совещаний постановил:
1) Возобновить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины. [...]
4) Отменить юридическую силу Синодальной грамоты 1686 года [...] - ^ "Патриарх Варфоломей подписывает Томос об автокефалии Православной Церкви Украины" . risu.org.ua. 5 января 2019 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Джозеф Гилл, Личности Флорентийского совета, стр. 68.
- ^ «Bulla Laetentur caeli (6 июля 1439 г.) об объединении греков » . www.vatican.va Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ ИОНА // Orthodox Encyclopedia
- ^ Shubin 2004 , pp. 124–129.
- ^ Е. Е. Голубинский, История русской церкви (М.: Университетская типография, 1900), т. 1, с. 2, пт. 1, с. 469.
- ^ ПОДЪЕМ И УНИЧТОЖЕНИЕ МИФА О ЗЕМЛЕ РУССКИ , ЧАРЛЬЗ Дж. ГАЛЬПЕРИН, 2022, стр. 98. ISBN 9781802700114
- ^ Украинская Католическая Церковь: часть 1. Фарлекс. Бесплатная библиотека.
- ^ Yarotskyi, P. Division of the Church Metropolis of Kiev (Разделение Киевской митрополии) Archived 2019-11-13 at the Wayback Machine . RISU Library ("Lyudyna и svit" магазин). 1998
- ^ Shubin 2004 , pp. 130–132.
- ^ Shubin 2005 , pp. 17, 35.
- ^ Бодин 2015 , с. 16.
- ^ Shubin 2005 , p. 26.
- ^ Стоун, Дэниел, Польско-Литовское государство, 1386–1795, Сиэтл и Лондон: University of Washington Press, 2001.
- ^ Снайдер, Тимоти (11 июля 2004 г.). Реконструкция народов: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569-1999 гг . Издательство Йельского университета. п. 303. ИСБН 978-0-300-10586-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Hudziak, BO, Tu, O.Yu. The 1596 Brest Church Union .
- ^ Церковный союз Берестии . Энциклопедия Украины
- ^ Пелеш, Джулиан (1881). История унии Русинской Церкви с Римом . Вёрль. стр. 1083–84.
- ^ Magocsi 1996 , стр. 255–256. ; Жуковский 1988 , с. Ошибка 359 .
- ^ Сеченский, А. Эдвард (2019). Православное христианство: очень краткое введение . Очень короткие вступления . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . п. 108.
- ^ Польско-казачья война
- ^ «Расстрел Хмельницкого в Полонном — סגולה» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 г.
- ^ Хмельницкое восстание Британника
- ^ Правительственный портал :: Казачья эпоха
- ^ Петр Кролл (6 августа 2012 г.). « Казачья страна, республика, Москва» (на польском языке). Речь Посполитая . Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ The 1658 treaty of Hadiach (Гадяцкий договор 1658 года) Archived 2020-09-26 at the Wayback Machine . Украинский историк.
- ^ Александр Базилевский (2016): Ранняя Украина: военная и социальная история до середины 19 века (стр. 311)
- ^ Т.Г. Таирова-Яковлева, Иван Выговский // Единорогъ. Материалы по военной истории Восточной Европы эпохи Средних веков и Раннего Нового времени, вып.1, М., 2009: Под влиянием польской общественности и сильного диктата Ватикана сейм в мае 1659 г. принял Гадячский договор в более чем урезанном виде. Идея Княжества Руського вообще была уничтожена, равно как и положение о сохранении союза с Москвой. Отменялась и ликвидация унии, равно как и целый ряд других позитивных статей.
- ^ Пол Роберт Магочи (1996). История Украины . Торонто: Университет Торонто Пресс, стр. 221–225. ISBN 0-8020-0830-5
- ^ Ежи Ян Лерский; Петр Врубель; Ричард Дж. Козицки (1996). Исторический словарь Польши, 966-1945 гг . Издательская группа Гринвуд. стр. 183. ISBN 978-0-313-26007-0 .
- ^ Николай Андрусяк, Юзеф Шумланский, первый униатский епископ Львова, 1667-1708 , Openlibrary.org. Проверено 25 августа 2012 г.
- ^ Энциклопедия Русской Православной Церкви - Гедеон Четвертинский.
- ^ КОГУТ, ЗЕНОН Э. «Проблема автономии Украинской Православной Церкви в Гетманщине (1654-1780-е гг.)». Гарвардские украинские исследования, том. 14, нет. 3/4, 1990, стр. 364–76. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/41036393 . По состоянию на 12 марта 2023 г.
- ^ РПЦ: вмешательство Константинополя в ситуацию на Украине может породить новые расколы: Митрополит Волоколамский Иларион завил, что Русская православная церковь представит доказательства неправомерности притязаний Константинополя на Украину TASS , 1 September 2018.
- ↑ Вселенский Патриарх ставит Москву под сомнение из-за отношений Церкви с Украиной orthodoxyindialogue.com, 2 июля 2018 г.
- ^ Вселенский Патриарх Варфоломей: «Как Мать-Церковь разумно желать восстановления единства разделенного церковного тела в Украине» (Проповедь Патриарха Варфоломея после панихиды по покойному митрополиту Перге Евангелосу) Официальный сайт Вселенского Патриархата, 2 июля 2018 г.
- ^ Константин Ветошников. «Передача» Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году: канонический анализ risu.org.ua, 25 December 2016.
- ^ Макфаркуар, Нил (15 октября 2018 г.). «Россия делает дальнейший шаг к большому расколу в Православной Церкви» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 2 мая 2020 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ КОУТ, ЗЕНОН Э. «Проблема автономии Украинской Православной Церкви в Гетманщине (1654-1780-е гг.)». Гарвардские украинские исследования, том. 14, нет. 3/4, 1990, стр. 367. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/41036393 . По состоянию на 12 марта 2023 г.
- ^ Левиттер, Л.Р. «Церковная реформа Петра Великого». Славянское и восточноевропейское обозрение, вып. 50, нет. 119, 1972, стр. 276–87. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4206530 . По состоянию на 11 марта 2023 г.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 908.
- ^ Плохий, Сергей (1957-...). (6 сентября 2018 г.). Затерянное королевство: история русского национализма от Ивана Великого до Владимира Путина . ISBN 978-0-14-198313-4 . OCLC 1090811885 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х УПЦ МП 2011 .