Хальса
Хальса | |
---|---|
Хальса | |
Активный | 13 апреля 1699 г. – настоящее время |
Верность | Вахегуру |
Ветвь | Хальса Фаудж (1699–1730-е) Дал Хальса (1730–1799) Сикхская армия Хальса (1799–1849) Акали-Нихан (1700-е годы – настоящее время) |
Тип | Сикхский религиозный орден |
Штаб-квартира | Пяндж Тахт , Акал Тахт Сахиб , [ 1 ] Анандпур Сахиб [ 2 ] |
Девиз (ы) | В Тег Фатехе |
Цвета | Темно-синий и ксантиновый [ 3 ] [ 4 ] |
Юбилеи | Вайсакхи , Холла Мохалла , Банди Чхор Дивас |
Командиры | |
Основатели | Гуру Гобинд Сингх Мать Сахиб Каур |
Пяндж Пяре | |
Джатедар из Акал Тахта | оспариваемый
|
Знаки отличия | |
Знаки отличия | Малыш |
Индивидуальная/личная идентификация | Пять К |
Корпоративная/Пантическая идентификация | Нишан Сахиб |
Предшественник (военный) | разум Сены |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Хальса ( панджабский : Хальса , Пенджабское произношение: [ˈxaːlsaː] , букв. « быть чистым » , или « быть ясным » , или « быть свободным от » или « быть освобожденным » ) относится как к сообществу, которое считает сикхизм своей религией, [ 5 ] а также особая группа посвященных сикхов . [ 6 ] Традиция Хальса была основана в 1699 году Десятым Гуру сикхизма Гуру Гобинд Сингхом . Его формирование стало ключевым событием в истории сикхизма . [ 7 ] Основание Хальсы празднуется сикхами во время праздника Вайсакхи . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Гуру Гобинд Сингх начал традицию Хальсы после того, как его отец, Гуру Тех Бахадур , был обезглавлен во время правления императора Моголов Великих Аурангзеба после того, как индуистские брамины попросили его помочь спасти их религию. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Гуру Гобинд Сингх создал и инициировал Хальсу как воина , обязанного защищать невинных от религиозных преследований. [ 14 ] Основание Хальсы положило начало новому этапу в сикхской традиции. В нем были сформулированы церемония инициации ( амрит санскар , церемония нектара) и правила поведения воинов Хальсы . Он создал новый институт временного руководства сикхов, заменив прежнюю систему Масанда . Кроме того, Хальса обеспечила политическое и религиозное видение сикхской общины. [ 5 ] [ 15 ] [ 16 ] : 127
При посвящении мужчине-сикху давали титул Сингх, что означает « лев ». Каур стал единственным обязательным идентификатором для женщин-сикхов в двадцатом веке. Правила жизни включают в себя поведенческий кодекс под названием Рахит. Некоторые правила заключаются в том, чтобы не курить , не употреблять одурманивающие вещества , не прелюбодействовать , не употреблять мясо кута , не модифицировать волосы на теле и не соблюдать дресс-код ( Пять К ). [ 16 ] : 121–126
Этимология
[ редактировать ]« Хальса » происходит от арабского слова «Халис», что означает «быть чистым, быть ясным, быть свободным, быть искренним, быть правдивым, быть прямым, быть твердым». [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Сикхизм зародился в северо-западной части Индийского субконтинента (ныне части Пакистана и Индии). во время правления империи Великих Моголов По словам профессора Элеоноры Несбитт, Хальса первоначально означала землю, которой владел непосредственно император, что отличалось от земли джагиров , предоставленной лордам в обмен на обещание лояльности и ежегодную дань императору. [ 21 ]
До Гуру Гобинд Сингха религиозная организация была организована через масандов или агентов. Масанды джагиры собирали доходы из сельских регионов для дела сикхов, так же, как собирали доходы для исламского императора. [ 21 ] [ 22 ] Хальса масандам в сикхизме стала означать чистую преданность Гуру, а не посредникам- , которые все больше становились коррумпированными, утверждает Несбитт. [ 21 ] [ 23 ]
Фон
[ редактировать ]Сикхи столкнулись с религиозными преследованиями во время правления Империи Великих Моголов . Гуру Арджан Дев , пятый Гуру, был арестован и казнен императором Великих Моголов Джахангиром в 1606 году. [ 24 ] Следующий Гуру, Гуру Харгобинд, формально милитаризировал сикхов и подчеркивал взаимодополняющий характер светской власти и духовной власти. [ 25 ] В 1675 году Гуру Тех Бахадур , девятый гуру сикхов и отец Гуру Гобинд Сингха, был казнен императором Великих Моголов Аурангзебом за сопротивление религиозным преследованиям немусульман и за отказ принять ислам. Сыновья Гуру Гобинд Сингха были убиты, поскольку отказались принять ислам. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Термин Хальса в сикхизме появился еще до событий Вайсакхи в 1699 году. [ 29 ] До официального оформления Хальса Пантха в апреле 1699 года термин Хальса относился к особому сикху, который пользовался большим уважением и считался близким к Гуру. [ 29 ] Оформление Хальса Панта в 1699 году, по сути, открыло этому ограниченному классу сикхов возможность достичь более широкой конгрегации. [ 29 ]
Фундамент
[ редактировать ]В 1699 году десятый гуру сикхизма Гуру Гобинд Сингх попросил сикхов собраться в Анандпур-Сахиб 13 апреля 1699 года, в день Вайсакхи , ежегодного праздника урожая. Гуру Гобинд Сингх обратился к прихожанам у входа в палатку, установленную на холме, который теперь называется Кесгарх Сахиб . Согласно сикхской традиции, он обнажил меч, а затем попросил среди собравшихся добровольца, готового принести в жертву свою голову. Один вышел вперед, и он провел его в палатку. Гуру вернулся в толпу без добровольца, но с окровавленным мечом. [ 30 ]
Он попросил еще одного добровольца и повторил тот же процесс возвращения из палатки ни с кем и с окровавленным мечом еще четыре раза. После того, как пятый доброволец вошел с ним в палатку, Гуру вернулся со всеми пятью добровольцами в целости и сохранности. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Он назвал добровольцев Пандж Пьяре и первой Хальсой в сикхской традиции. [ 30 ] Этими пятью добровольцами были: Дайя Рам ( Бхаи Дайя Сингх ), Дхарам Дас ( Бхаи Дхарам Сингх ), Химмат Рай ( Бхаи Химмат Сингх ), Мохкам Чанд ( Бхаи Мохкам Сингх ) и Сахиб Чанд ( Бхай Сахиб Сингх ).
Затем Гуру Гобинд Сингх смешал воду и сахар в железной миске, помешивая их обоюдоострым мечом, одновременно читая Гурбани, чтобы приготовить то, что он назвал Амрит («нектар»). Затем он провел это в Пандж Пьяре , сопровождая чтением Ади Грантха, тем самым основав кханда ки пахул (церемония крещения) Хальсы – сообщества воинов. [ 30 ] [ 34 ] После того как первые пять Хальсы были крещены, Гуру попросил пятерых крестить его как Хальсу. Это сделало Гуру шестым Кхалсой, а его имя изменилось с Гуру Гобинд Рай на Гуру Гобинд Сингх. [ 30 ] [ 35 ] [ 36 ]
Около 80 000 человек были посвящены в орден Хальсы через несколько дней после его оформления 13 апреля 1699 года. [ 29 ]
Он представил идеи, которые косвенно бросили вызов дискриминационным налогам, введенным исламскими властями. Например, Аурангзеб ввел налоги на немусульман, которые взимались и с сикхов, например, джизья (подушный налог для немусульман), налог на паломничество и налог на бхаддар - последний налог должен был платить каждый, кто следует за индуистский ритуал бритья головы после смерти близкого человека и кремации. [ 37 ] Гуру Гобинд Сингх заявил, что Хальсе не нужно продолжать эту практику, поскольку Бхаддар – это не дхарам , а бхарам (иллюзия). [ 37 ] [ 38 ] Не брить голову также означало не платить налоги сикхам, жившим в Дели и других частях Империи Великих Моголов. [ 37 ] Однако новый кодекс поведения также привел к внутренним разногласиям между сикхами в 18 веке, особенно между Нанакпанти и Хальса. [ 37 ]
Гуру Гобинд Сингх глубоко уважал Хальсу и заявил, что нет никакой разницы между Истинным Гуру и Сангатом (пантхом). [ 39 ] До того, как он нашел Хальсу, сикхское движение использовало санскритское слово Сишья (буквально «ученик» или «ученик»), но впоследствии излюбленным термином стала Хальса. [ 40 ] Кроме того, до Хальсы в сикхских общинах по всей Индии существовала система масандов, назначаемых сикхскими гуру. Масанды . возглавляли местные сикхские общины, а местные храмы собирали богатство и пожертвования на дело сикхов [ 40 ]
Гуру Гобинд Сингх пришел к выводу, что система Масандов стала коррумпированной, он упразднил ее и с помощью Хальсы ввел более централизованную систему, находившуюся под его непосредственным руководством. [ 40 ] Эти события создали две группы сикхов: тех, кто инициировал как Хальса, и тех, кто остался сикхами, но не прошел инициацию. [ 40 ] Сикхи Хальса считали себя отдельной религиозной единицей, в то время как сикхи Нанак-панти сохраняли свою иную точку зрения. [ 41 ] [ 42 ]
Традиция сообщества воинов Хальса, начатая Гуру Гобинд Сингхом, внесла свой вклад в современные научные дебаты о плюрализме в сикхизме. Его традиция сохранилась до наших дней: посвященных сикхов называют сикхами Хальса, а тех, кто не крестится, называют сикхами Сахадждхари. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
-
Надпись с именами пяти членов Хальса Пантха в Тахт Кешгарх Сахиб , месте рождения Хальсы, Байсаха 1 1756 года, Викрам Самват .
-
Создание Хальсы; инициирован Гуру Гобинд Сингхом , десятым сикхским Гуру.
Одежда и правила поведения
[ редактировать ]Гуру Гобинд Сингх положил начало Пяти К. традиции Хальсы [ 46 ] [ 47 ]
- Кеш : нестриженные волосы.
- Канха : деревянная расческа.
- Кара : железный или стальной браслет, носимый на запястье.
- Кирпан : меч или кинжал.
- Качера : короткие бриджи.
Он также объявил кодекс дисциплины для воинов Хальсы. Табак, употребление в пищу мяса, забитого по мусульманскому ритуалу, и половые сношения с кем-либо, кроме супруга, были запрещены. [ 46 ] [ 48 ] Хальса также согласились никогда не взаимодействовать с теми, кто следовал за соперниками или их преемниками. [ 46 ] Совместное посвящение мужчин и женщин из разных каст в ряды Хальсы также институционализировало принцип равенства в сикхизме независимо от касты или пола. [ 48 ] По словам Оуэна и Самбхи, значение Гуру Гобинд Сингха для сикхской традиции было очень важным, поскольку он институционализировал Хальсу, сопротивлялся продолжающимся преследованиям со стороны Империи Великих Моголов и продолжал «защиту сикхизма и индуизма от мусульманского нападения Аурангзеба». [ 14 ]
Согласно Кодексу поведения сикхов (Сикх Рехат Марьяда), мужчины-сикхи Амритдхари Хальса должны носить тюрбан и 5 К. Крещеные женщины не обязаны повязывать тюрбан, и это остается личным выбором. В нем также четко говорится, что сикхским женщинам не следует закрывать лицо какой-либо вуалью, как это практикуется в индийских, исламских или иудео-христианских традициях. [ 49 ] Сикхским мужчинам и женщинам запрещено прокалывать нос или уши для ношения украшений. [ 50 ] Сикхи не могут носить никаких знаков другой веры. Сикхи не должны иметь непокрытую голову или носить кепки . Им также нельзя носить украшения , пронзающие любую часть тела. [ 51 ]
Запреты
[ редактировать ]Четыре запрета [ 52 ] или обязательные ограничения Хальсы или жизни Хальсы во времена Гуру Гобинд Сингха:
- Не нарушать естественный рост волос .
- Не есть мясо Кутха .
- Не сожительствовать с кем-либо, кроме супруга.
- Не употреблять табак, алкоголь или любые наркотики.
Хальса, который нарушает какой-либо кодекс поведения, больше не является Хальсой, его отлучают от Хальса Пантха и он должен пойти и «пеш» (снова креститься). Гуру Гобинд Сингх также дал Хальсе 52 хукама или 52 конкретных дополнительных руководства, когда жил в Нандеде в 1708 году. [ 53 ]
Хальса как гуру (Гуру Хальса Пантх)
[ редактировать ]Сикх Рехат Марьяда утверждает: «Гуру Пантх (статус Гуру Панта) означает все тело посвященных крещеных сикхов . Это тело воспитывалось всеми десятью Гуру, и десятый Гуру придал ему окончательную форму и наделил его статусом Гуру». [ 54 ]
Хальса считается равным Гуру в сикхизме. [ 55 ] [ 56 ]
Пятеро мужчин, известные как Пандж Пьяре или Пять Возлюбленных, были крещены Гуру и получили титул Сингх , что означает лев. [ 55 ] Затем им дали амриту, смесь сахара и воды, перемешанную мечом, и попросили выпить ее. Значение Хальсы отражается в том, что Гуру Гобинд Сингх считал ее равной себе. [ 57 ] Он позволил Пяндж Пьяре дать ему Танках или наказание. Есть случаи, когда это происходило, как сообщается в Сурадже Пракаше .
Гуру Гобинд Сингх продемонстрировал свое уважение к Пандж Пьяре, поклонившись им и попросив крестить его. Это действие известно как церемония Пахула или Амрит Санчар , и оно до сих пор совершается в сикхизме. Поклон Гуру Пяндж Пьяре был символическим жестом смирения Гуру и признания им духовного авторитета Пяндж Пьяре равным своему собственному. [ 57 ] [ 55 ]
Пандж Пьяре , в свою очередь, продемонстрировали свою преданность Гуру, крестив его и дав ему титул Сингха, а также по-прежнему почитая его как Гуру. [ 57 ] Этот поступок был признанием духовного авторитета Гуру и его приверженности принципам сикхизма. Пандж Пьяре были не просто учениками Гуру; они также были ему равными (в совокупности) и его товарищами в борьбе за справедливость и равенство. [ 55 ] Гуру Гобинд Сингх написал два знаменитых отрывка, известных под общим названием « Хальса Махима» , которые можно найти в « Дасам Грантх» и « Сарблох Грантх» . [ 57 ] [ 55 ] Ниже приведен отрывок из Хальса Махимы из Сарбло Грантха : [ 58 ]
Хальса — моя каста и муж. Хальса Со Ма Ко Утпат Хальса Меро Бхаван Бхандара Пожалуйста, уважайте меня. Хальса — моя семья. Хальса выполняет мой долг. Хальса — моя деревня Паран. Хальса – это моя жизнь.
латинизировано: khalasa maeree jath ar path. кхаласа со ма ко аутхапат. кхаласа маэро бхаван бханддара. кхаласае кар маэро сатикара. кхаласа маэро сваджан правара. кхаласа маэро каратх удхара. кхаласа маэро пиндд паран. Кхаласа Мэри Джан Ки Джан.
Перевод: Хальса — моя каста и вера. Я родился благодаря Хальсе. Хальса — мое мировое сокровище. Благодаря Хальсе я испытываю уважение. Хальса – моя близкая семья. Хальса оказывает мне милость. Хальса — мое тело и душа. Хальса — дыхание моей жизни.
- Шри Манглачаран Пурана , стр. 519–524 , [ 56 ]
Знаменитый современный писатель Бхаи Гурдас Сингх (не путать с Бхаи Гурдасом ) отмечает в своей книге сочинений, или ветерана:
Вау, Гобиндсингхапегуручела.1.
ваэ ваэ гоби(н)дх си(н)гх аапе гур челаа ||1||
Слава, слава (Гуру) Гобинд Сингх; Он Сам также является Мастером и Учеником.
- Бхаи Гурдас Сингх Джи Вааран
Обязанности и воины
[ редактировать ]Хальсе предписывается, честно говоря, относиться ко всем как к равным, медитировать на Бога, сохранять его верность, сопротивляться тирании и религиозным преследованиям себя и других. [ нужна ссылка ]
Одна из обязанностей Хальсы — тренировки с оружием. Это было сочтено необходимым из-за растущих преследований правителей. До присоединения к Хальсе большинство людей были представителями таких профессий, как сельское хозяйство, гончарное дело, каменщик, плотники, лабаны и т. д.
Гуру Гобинд Сингх в октябре 1708 года поручил своему ученику Банда Сингху Бахадуру возглавить восстание Хальсы против Великих Моголов. Банда Сингх Бахадур сначала основал сикхскую республику, а затем провел земельную реформу в форме разделения крупных поместий и раздачи земли крестьянам. Он и его товарищи в конечном итоге были побеждены и казнены, но он стал иконой среди сикхов. После долгого изгнания Хальса перегруппировалась под руководством Наваба Капура Сингха , который собрал местных лидеров Хальсы и создал Дал Хальсу , коалиционную армию. Дал Хальса воевал против Великих Моголов и афганцев , что в конечном итоге привело к созданию ряда небольших аристократических республик, называемых мислами (автономные конфедерации), а затем к образованию Сикхской Империи .
После падения Империи Великих Моголов и последующего создания Империи сикхов в Пенджабе Хальса была преобразована в сильную, многоконфессиональную и многонациональную боевую силу, модернизированную в соответствии с европейскими принципами: Армию сикхов Хальса , которая сыграла огромную роль в расширение империи. Возглавляют такие генералы, как: сам Махараджа Ранджит Сингх , Миср Диван Чанд и Хари Сингх Налва . Он успешно разгромил всех своих противников, включая афганские племена и армию, горных вождей , мислдаров , китайцев , тибеев и горкхов . К моменту смерти махараджи Ранджита Сингха в 1839 году вся армия Сикхской империи насчитывала 120 000 человек и 250 артиллерийских орудий. Были включены нерегулярные сборы. [ 59 ]
Официальное название государства ( Сикхской империи ) сикхов было «Саркар-и-Хальса»: Правительство Хальсы. Границы этого государства простирались от Тибета до Афганистана и от Кашмира до Сатледжа на юге и включали регионы Пенджаб , Хайбер-Пахтунхва , Кашмир , Ладакх и т. д. «Саркар-и-Хальса» была распущена в ходе двух войн против британцев. между 1846 и 1849 годами. [ нужна ссылка ]
Инициация
[ редактировать ]Посвящение в Хальсу называется Амрит Санчар (обряд жизненного цикла воды бессмертия) или Кханде ди Пахул (Посвящение обоюдоострым мечом ). [ 60 ] Любой человек, принадлежащий к любой предыдущей религии, возрасту, касте или группе знаний, может принимать Амрит (Амрит Чхак), когда он убежден, что готов. [ 61 ] Это крещение совершается Пандж Пьяре перед Гуру Грантхом Сахибом . Преданный должен прибыть к месту крещения, обычно в Гурдвару , утром после полного омовения, включая мытье головы, и должен быть одет в пять предметов униформы Хальса. [ 62 ]
После крещения новый Сингх или Каур должен соблюдать четыре ограничения или должен креститься повторно, если он нарушит какое-либо из них. [ 63 ]
Инициация женщин
[ редактировать ]Инициация женщин не получила широкого признания до появления движения Сингх Сабха в двадцатом веке. Рехат-намас, созданный вскоре после инаугурации Хальсы, адресован исключительно мужчинам и передает различные представления, окружающие женщин. Хотя они явно не отрицают место женщины в Хальсе, содержащиеся в них увещевания и директивы интерпретируются такими учеными, как У.Х. Маклеод и Дорис Якобш, как женщины, являющиеся помощниками посвященных мужчин, а не играющими формальную роль. Они обязывают мужчин уважать женщин так же, как и свою мать, запрещают насилие над ними, их проклятия и участие во внебрачных связях. Кроме того, они считают женщин врожденно ненадежными людьми, которым нельзя доверять или на которых нельзя положиться. Мужчины должны были участвовать в праведной войне и защищать свои семьи, тогда как женщины должны были быть домохозяйками, воспитывающими своих детей и обслуживающими своих мужей. Ранние сикхские тексты либо опускали какие-либо упоминания о директивах, касающихся инициации женщин, либо отвергали их; исключением из этой нормы было Чаупа Сингх Рахит-нама , который прямо запрещал инициацию женщин, проводимую посредством церемонии кханда ; Вместо этого они должны были получить чаран амрит . У. Х. Маклеод отмечает, что, хотя содержание рахитнамас характеризовало среду XVIII века и времен Ранджита Сингха, некоторый прогресс произошел в середине девятнадцатого века; Джозеф Дэйви Каннингем в 1849 году сообщил, что некоторые женщины получили посвящение, проведенное с помощью однолезвийного меча, а не обычного обоюдоострого меча. Тат Хальса, обеспокоенная маргинальным присутствием женщин в традиции и идентичности Хальсы, в 1900-х годах возглавила зарождающиеся усилия по предоставлению женщинам той же инициации, что и мужчинам, что позже было решительно защищено и систематизировано в сикхской Рехат Марьяде. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] По словам Джаспала Каура Сингха, крещение женщин и посвящение Каура зародилось только в колониальный период, во время которого Тат Хальса стремился бороться с предполагаемыми угрозами сикхизму, как со стороны христианских миссионеров , так и со стороны прозелитизма Арьи Самадж , путем удаления «индуистских» и «несикхские» культурные и религиозные практики внутри их круга и выведение эгалитарных практик на передний план религии. [ 67 ]
Гилберт Льюис, антрополог, писал, что жесткое разграничение между мужчинами и женщинами в практике Хальсы проистекает из необходимости усилить эзотеризм внутри их института и создать тесно сплоченное братство, готовое справиться с суровыми потребностями войны и обороны. Это также проявилось в несоответствии между мужскими и женскими соглашениями об именах, предписанными Гуру Гобинд Сингхом; мужчинам было предписано обязательное обозначение Сингха , тогда как женщинам такого предписания не было. [ 68 ]
Никки-Гуниндер Каур Сингх , объясняя открытие Хальсы, утверждала, что женщины были допущены в Хальсу и получили титул Каур , что, как она утверждает, соответствовало эгалитаризму, присущему сикхской традиции, и свидетельствовало о нем. Ее утверждения подверглись критике со стороны Дорис Якобш, которая утверждала, что ее работа показала эффективность и распространенность интерполяций Сингха Сабхи. Джейкоб Коупман, антрополог, охарактеризовал анализ Сингха как намеренно неуловимый, явно представляющий себя на уровне мифов и основанный на восстановлении утраченного потенциала. [ 69 ] [ 70 ] Якобш утверждает, что посвящение женщин в Хальсу началось с намдхари , которые во времена британского владычества были особенно активны в проповедях в защиту женщин и против распространенных социальных табу. [ 71 ] Далее она утверждает, что, когда военный дух сикхов достиг своего апогея под мандатом Гуру Гобинд Сингха, женщины одновременно были вынуждены брать на себя более традиционные роли. она цитирует истории из Дасам Грантха В подтверждение своей гипотезы и Рахит-намаса; женщин часто изображали соблазнителями и, таким образом, препятствовали мужчинам достичь статуса воина-святого, который Гуру хотел привить своему ордену. [ 72 ] По словам Мерри Виснер-Хэнкса , по мере того, как влияние Хальсы росло, женщины и те, кто не входил в братство Хальса, были отодвинуты на второстепенный статус в сикхском сообществе. [ 73 ]
Дж. С. Гревал считает, что Якобш увлечен «теологией различия» и чрезмерно упрощает проблему; Гуриндер Сингх Манн , не приписывая Чаритропахьян Гуру Гобинд Сингху, считает оба анализа Никки Сингха и Якобша однобокими, поскольку, по его мнению, они оба выборочно черпают из Дасам Грантха. [ 74 ]
Первоначальная напряженность в отношениях с учениками, не принадлежащими к Хальсе.
[ редактировать ]Создав Хальсу, Гуру Гобинд Сингх уничтожил все существующие социальные разделения в соответствии с учением Гуру Нанака Дева. [ 75 ] В их новом порядке бывший низший из низших будет стоять рядом с прежним высшим; все стали бы одним целым и пили бы из одного сосуда. [ 76 ] Все предыдущие убеждения, касающиеся семьи, занятий, обычаев и церемоний, были объявлены Гуру бесполезными. Это вызвало дискомфорт у консервативных последователей Гуру, и они выразили протест. Многие покинули церемонию, но Гуру заявил, что представители низшей касты должны быть подняты и будут жить рядом с ним. [ 76 ]
Шри Гур Собха (18 век) Сенапати содержит два раздела ( адхьяи ), посвященных спорам, возникшим, когда ученики Гуру Гобинд Сингха в Дели услышали новости о его новом ордене. [ 77 ] Большая часть споров, изложенных в Шри Гур Собхе, вращается вокруг бхаддара , ритуального бритья головы после смерти близкого родственника, которое не поощрялось Гуру Гобинд Сингхом. По словам Сайнапти, при создании Хальсы Гуру Гобинд Сингх сказал, что бхаддар — это бхарам (иллюзия), а не дхарам . [ 77 ]
Напряженность возникла между пенджабскими учениками Кхатри Гуру в Дели и членами недавно сформированной Хальсы. Известный ученик Кхатри был изгнан из места поклонения ( дхармасала ) за отказ присоединиться к Хальсе. Другой ученик был исключен за то, что ел с ним, что положило начало цепочке дальнейших исключений. [ 77 ] Изгнанные ученики созвали собрание общины, на котором два богатых Кхатри потребовали, чтобы Хальса представил письменный приказ Гуру об обнародовании нового обязательного кодекса поведения. [ 77 ]
Семья Кхатри, отказавшаяся следовать ритуалу бхаддар, была бойкотирована общиной Кхатри. [ 77 ] Совет Хатри ( панч ) закрыл базар, чтобы оказать давление на Хальсу. Хальса обратилась к государственным чиновникам с просьбой вмешаться, которые добились открытия магазинов. Позже между двумя группами в сангате (собрании) был установлен мир. Однако враждебность между некоторыми Хатри и Хальсой сохранялась и в последующие годы. [ 77 ]
В отличие от сикха Хальса , сикх- сахадждхари — это тот, кто почитает учение сикхских гуру, но не прошел посвящения. Сикхи-сахадждхари не принимают некоторые или все элементы одежды и кодексов поведения сикхов Хальса. [ 78 ]
Современный статус
[ редактировать ]Сегодня Хальсу уважают все сикхи ; однако не все сикхи являются амритдхари. [ 30 ] Вопрос о кодексе поведения Хальсы привел к нескольким разногласиям. произошел серьезный раскол В начале 1950-х годов в канадской сикхской общине , когда Общество Хальса Диван в Ванкувере, Британская Колумбия, избрало чисто выбритого сикха в состав своего управляющего комитета. [ 79 ] Хотя большинство первых сикхских иммигрантов в Канаду не были хальса, а большинство членов общества были чисто выбритыми сикхами, не хальса, фракция возражала против избрания нехальсы в управляющий комитет. Фракции в Ванкувере и Виктории, Британская Колумбия, отделились от Общества Хальса Диван и основали свое общество гурдвары под названием Акали Сингх. [ 79 ]
В истории сикхов Хальса была преимущественно мужским институтом, а власть Хальсы принадлежала лидерам-мужчинам. В современную эпоху он стал открыт для женщин, но его власть остается за мужчинами-сикхами. [ 5 ] [ 80 ]
3HO — западная секта, возникшая в 1971 году и основанная Харбхаджаном Сингхом Халсой, также известным как Йоги Бхаджан. И мужчины, и женщины должны носить тюрбаны и брать фамилию Хальса. [ 81 ]
Каждый год Хальса демонстрируют свои военные навыки по всему миру на фестивале под названием Хола Мохалла . Во время Хола Мохаллы проводятся военные учения, а также имитационные сражения, за которыми следуют киртан и конкурсы стихов доблести. Хальса также возглавляет сикхов на ежегодном параде Вайсакхи . [ 82 ]
См. также
[ редактировать ]- Чакрам
- Гатка
- Мемориальный комплекс наследия Хальсы
- Тоска
- Затем
- Секты сикхизма
- Шастар Видья
- Сикхская история
- Сделайте перерыв
- Запреты в сикхизме
- Диета в сикхизме
- Потребление мяса среди сикхов
- Хальса боле
- Сарбат Халса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ резиденция высшей светской власти сикхов
- ^ «Сикх Рехт Марьяда, Определение сикха, поведение и традиции сикхов, религиозная жизнь сикхов, Индия» . Старый.sgpc.net . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Sikh Rehat Maryada: Section Three, Chapter IV, Article V, r.
- ^ Нишан Сахиб (Сикхский музей)
- ^ Перейти обратно: а б с Хальса: сикхизм , Британская энциклопедия
- ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 237. ИСБН 978-0-19-969930-8 .
- ^ Сингх, Никки-Гуниндер Каур (2012). Рождение Хальсы: феминистское воспоминание о сикхской идентичности . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. xi. ISBN 978-0-7914-8266-7 .
- ^ Сенкер, Кэт (2007). Мой сикхский год . Издательская группа Розен. п. 10. ISBN 978-1-4042-3733-9 . , Цитата: «Вайсакхи — самая важная мела. Он отмечает сикхский Новый год. В Вайсакхи сикхи вспоминают, как впервые возникла их община, Хальса».
- ^ Коул , с. 63: «Сикхский новый год, Вайсакхи, наступает в Сангранде в апреле, обычно на тринадцатый день».
- ^ Якобсен, Кнут А. (2008). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. п. 192. ИСБН 978-1-134-07459-4 . , Цитата: «(...) для сикхов он [Байсакхи] празднует основание Хальсы в 1699 году».
- ^ Перейти обратно: а б Мандаир, Арвинд-Пал Сингх (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Академик Блумсбери. стр. 53–54. ISBN 978-1-4411-0231-7 . , Цитата: «Позиция Гуру была ясным и недвусмысленным вызовом не суверенитету государства Великих Моголов, а политике государства по непризнанию суверенного существования немусульман, их традиций и образа жизни».
- ^ Перейти обратно: а б Сипл, Крис (2013). Справочник Routledge по религии и безопасности . Нью-Йорк: Рутледж. п. 96. ИСБН 978-0-415-66744-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Сингх , стр. 236–238.
- ^ Перейти обратно: а б Коул , с. 36
- ^ Сингх, Теджа (2006). Краткая история сикхов: Том первый . Патиала: Пенджабский университет. п. 107. ИСБН 978-8173800078 .
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Картар (2008). Жизнь Гуру Гобинд Сингха . Лудхиана, Индия: Книжный магазин Лахора.
- ^ «Перевод خالص на английском | арабско-английский словарь» . Словарь.reverso.net .
- ^ «Искренний - Перевод на английский » . En.bab.la.
- ^ Чохан, Сандип и Гивс, Рон (2001). «Религиозное измерение в борьбе за Халистан и его корни в истории сикхов». Международный журнал исследований Пенджаба . 8 (1): 85.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Джайн, С. (1994) Анналы Бхандаркарского института восточных исследований , Том. 74, с. 217: Само слово «Халса» (от персидского Khalis ) означает «чистый».
- ^ Перейти обратно: а б с Несбитт , стр. 54–57, 29, 143.
- ^ Вейс Э.Г. (1884). Заключительный отчет о первом регулярном поселении в округе Симла в Пенджабе . Центральная пресса Калькутты. стр. xxvi–xxviii, 3, 28.
- ^ Маклеод, WH (2003). Сикхи Хальсы: История Хальсы Рахита . Издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN 978-0-19-565916-0 .
- ^ Джаяпалан, Н. (2001). История Индии Атлантика. п. 160. ИСБН 9788171569281 .
- ^ Сингх, HS (2005). Сикхские исследования, Книга 7 . Хемкунт Пресс. п. 19. ISBN 9788170102458 .
- ^ Фенек, Луи Э. (2001). «Мученичество и казнь Гуру Арджана в ранних сикхских источниках». Журнал Американского восточного общества . 121 (1): 20–31. дои : 10.2307/606726 . JSTOR 606726 .
- ^ Фенек, Луи Э. (1997). «Мученичество и сикхская традиция». Журнал Американского восточного общества . 117 (4): 623–642. дои : 10.2307/606445 . JSTOR 606445 .
- ^ Маклеод, Хью (1999). «Сикхи и мусульмане в Пенджабе». Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии . 22 (sup001): 155–165. дои : 10.1080/00856408708723379 . ISSN 0085-6401 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ганди, Сурджит Сингх (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1606-1708 гг . н.э. Том. 2. Atlantic Publishers & Dist. стр. 790–791.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Махмуд, Синтия Кеппли (1996). Борьба за веру и национальный диалог с сикхскими боевиками . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 43–45 . ISBN 978-0812215922 . OCLC 44966032 .
- ^ Рождение Хальсы: феминистское воспоминание о сикхской идентичности . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 2012. стр. 43–50. ISBN 9780791482667 .
На самом деле это было имитационное насилие, когда вместо сикхов были убиты козлы.
- ^ Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. 2019. с. 93. ИСБН 9780190990381 .
- ^ Религии мира . Издательство Кембриджского университета. 28 июня 1998 г. с. 401. ИСБН 9780521637480 .
В конце концов он повел пятерых человек вперед и отвел их за палатку. Гобинд вновь появился с капающим мечом: позже выяснилось, что он зарезал пятерых коз.
- ^ Дхаван, с. 49.
- ^ Сингх, Пашаура (27 марта 2014 г.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-100412-4 .
- ^ Харди, Фридхельм (14 января 2004 г.). Религии мира . Рутледж. п. 722. ИСБН 9781136851858 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Деол , стр. 25–28.
- ^ Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 43–44. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Коул , стр. 38–39: Все битвы, которые я выиграл против тирании, я вел при преданной поддержке народа. Только благодаря им я смог даровать дары, благодаря их помощи я избежал бед. Любовь и щедрость этих сикхов обогатили мое сердце и дом. По их милости я обрел все знания, благодаря их помощи в бою я убил всех своих врагов. Я был рожден, чтобы служить им, благодаря им я достиг выдающегося положения. Кем бы я был без их доброй и готовой помощи? Таких, как я, миллионы незначительных людей. Настоящее служение – это служение этих людей. Я не склонен служить представителям высшей касты: благотворительность принесет плоды и в этом, и в следующем мире, если она будет оказана таким достойным людям, как эти. Все остальные жертвы и благотворительность бесполезны. С ног до головы, все, что я называю своим, все, что имею и несу, я посвящаю этим людям.</poem>
- ^ Перейти обратно: а б с д Оберой, Харджот (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 59–62. ISBN 978-0-226-61592-9 .
- ^ Оберой, Харджот (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 24, 77–78, 89–90. ISBN 978-0-226-61592-9 .
- ^ Деол , стр. 30–33.
- ^ Сингх , стр. 23–24.
- ^ Фенек, Луи Э.; Маклеод, штат Вашингтон (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. стр. 84–85. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Якобсен, Кнут А.; Мирволд, Кристина (2012). Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов . Издательство Блумсбери. стр. 142–147, 156–157. ISBN 978-1-4411-0358-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Коул , с. 37
- ^ Несбитт , стр. 40–43.
- ^ Перейти обратно: а б Коллер, Джон М. (2016). Индийский путь: введение в философию и религию Индии . Рутледж. стр. 312–313. ISBN 978-1-315-50740-8 .
- ^ «Сикх Рехт Марьяда, Определение сикха, поведение и традиции сикхов, религиозная жизнь сикхов, Индия» . Старый.sgpc.net . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Сикх Рехат Марьяда: Раздел четвертый, Глава X, Статья XVI, k.
- ^ Сикх Рехат Марьяда: Раздел четвертый, Глава X, Статья XVI, i. ; Раздел Шестой, Глава XIII, Статья XXIV, d.
- ^ «Шестой отдел» . Сикх Рехт Марьяда . Комитет Широмани Гурдвара Парбандхак, Амритсар. Архивировано 1994. 2 февраля 2002 года.
- ^ Сингх, Балавиндара (2004). Пятьдесят две заповеди Гуру Гобинд Сингха . Мичиган, США: Singh Bros. 9.
- ^ Сикх Рехат Марьяда: Раздел шестой, глава XIII, статья XXIII, а.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хальса, Гуру Фатха Сингх. «Увидеть мир глазами Гуру».
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Сикандар (2012). Сикхское наследие: этос и реликвии . Рупиндер Сингх, Пол Майкл Тейлор. Нью-Дели. стр. 21, 23. ISBN. 978-81-291-1983-4 . OCLC 828612294 .
Десять гуру организовали своих учеников в сангаты и снова вселили свою индивидуальность в сикхов. Это привело к замечательному развитию института «корабля Гуру», который в конечном итоге стал Гуру Пантхом, даруя таким образом людям божественность. ... Сикхские собрания также приобрели большую святость благодаря вере в то, что дух Гуру жил и перемещался среди них коллективно, а все тело называлось пантх. Этот пантх следует путем, показанным образом жизни Гуру, а также установленными ими заповедями. В свою очередь, он рассматривается как воплощение Гуру — Гуру Пантха. В 1699 году Гуру Гобинд Сингх, десятый Гуру, сам принял крещение от пяти сикхов, которых он первым инициировал. Пантх, собрание и Гуру стали одним целым. После его кончины у сикхов не осталось живого Гуру. Шабад в присутствии сангата становился Гуру, путеводным светом, а в присутствии Акалпуракха – Вневременным Существом. Таким образом, пантх был наделен личностью Гуру, а объединенное Слово стало Гьян Гуру (знанием). Этот пантх, называемый Хальса, должен был быть Гуру по духу и был уполномочен работать с коллективной ответственностью под руководством Гуру Грантха Сахиба в качестве его руководящего духа.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Шани, Джорджио. «На пути к постзападным международным отношениям: Умма, Хальса Пант и критическая теория международных отношений». Обзор международных исследований 10.4 (2008): 722-734.
- ^ Ученый Сарбло (14 апреля 2021 г.). Хальса Махима .
- ^ Майор Пирс, Хью; Ранджит Сингх и его белые офицеры . В Гарднер, Александр (1999) [1898]. Падение сикхской империи . Дели, Индия: Национальный книжный магазин. ISBN 978-81-7116-231-4 .
- ^ Несбитт
- ^ Тейлор, Элизабет (2012). Религия: Клиническое руководство для медсестер . Издательская компания Спрингер. п. 259. ИСБН 9780826108616 .
- ^ Бродд, Джеффри (2009). Мировые религии: путешествие открытий . Пресса Сент-Мэри. п. 118 . ISBN 9780884899976 .
- ^ Мошер, Люсинда (2005). Вера в соседство: принадлежность . Church Publishing, Inc. с. 50. ISBN 9781596271517 .
- ^ Маклеод, штат Вашингтон (2005). Сикхи Хальсы: История Хальсы Рахита . Издательство Оксфордского университета. стр. 243–245. ISBN 978-0-19-567221-3 .
- ^ Якобсен, Кнут А.; Мирволд, Кристина (9 марта 2016 г.). «Глоссарий» . Молодые сикхи в глобальном мире: переговоры о традициях, идентичности и авторитетах . Рутледж. ISBN 978-1-134-79081-4 .
- ^ Якобш, Дорис (2 марта 2012 г.). Сикхизм . Издательство Гавайского университета. п. 75. ИСБН 978-0-8248-6034-9 .
- ^ Сингх, Джаспал Каур (30 апреля 2020 г.). «Индия Великих Моголов и колониализм: пересмотр истории, гендерной идентичности и насилия в сундри Бхаи Вир Сингха» . Насилие и сопротивление в сикхской гендерной идентичности . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-06026-3 .
- ^ Якобш, Дорис (2004). «Что в имени? Описывая сикхскую женскую номенклатуру». В Сингхе, Пашаура (ред.). Сикхизм и история . Издательство Оксфордского университета. п. 180. ИСБН 978-0-19-566708-0 .
- ^ Якобш 2004 , с. 186
- ^ Коупман, Джейкоб (15 сентября 2023 г.). Коупман, Джейкоб; Минь Чау, Лам; Кук, Джоанна; Лонг, Николас Дж. (ред.). Антропология интеллектуального обмена: взаимодействия, транзакции и этика в Азии и за ее пределами . Книги Бергана. п. 145. ИСБН 978-1-80539-070-1 .
- ^ Якобш, Дорис (10 февраля 2000 г.). «Построение гендера в истории и религии: случай сикхов» . В Бозе, Мандакранта (ред.). Лица женственности в древней, средневековой и современной Индии . Издательство Оксфордского университета, США. п. 273. ИСБН 978-0-19-512229-9 .
- ^ Гревал, Дж.С. (25 июля 2019 г.). «Новые перспективы и источники» . Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-099038-1 .
- ^ Хэнкс, Мерри Визнер (2017). Улинка, Рублэк (ред.). Оксфордский справочник протестантских реформаций . Издательство Оксфордского университета. п. 752. ИСБН 978-0-19-964692-0 .
- ^ Гревал, Дж.С. (25 июля 2019 г.). «Новые перспективы и источники» . Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-099038-1 .
- ^ Шан, Харнам (2002). Создание Хальсы . Чандигарх, Индия: Гуру Нанак Дев Миссия Патиала. п. 9 .
- ^ Перейти обратно: а б Каннингем, Джозеф Дэйви (2002). «Сикхизм при Говинде». История сикхов . Рупа и компания, Нью-Дели. стр. 68–69. ISBN 978-8171677641 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Деол , стр. 25–26.
- ^ Сикхизм: секты и другие группы , Британская энциклопедия
- ^ Перейти обратно: а б Пол Роберт Магокси, изд. (1999) [1998]. Энциклопедия народов Канады . Университет Торонто Пресс. п. 1157. ИСБН 978-0802029386 . OCLC 56300149 .
- ^ Донигер, Венди (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. п. 636 . ISBN 978-0-87779-044-0 .
- ^ Парсонс, Джеральд (1994). Рост религиозного разнообразия: Великобритания с 1945 года . Рутледж. п. 231. ИСБН 978-0415083263 . ОСЛК 29957116 .
- ^ «Фото дня: Лос-Анджелес, Калифорния, празднует Вайсакхи» . Americanturban.com . 9 апреля 2012 г.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Коул, Уильям Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1995). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-898723-13-4 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Деол, Дживан (2001). «Идентичность Хальсы восемнадцатого века: дискурс, практика и повествование». В Арвинд-пале Сингхе и Мандаире, Гурхарпале Сингхе и Кристофере Шекле (ред.). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Рутледж. стр. 25–26. ISBN 978-0700713899 . OCLC 45337782 .
- Дхаван, П. (2011) Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 , Oxford University Press: Oxford. ISBN 978-0-19-975655-1.
- Несбитт, Элеонора (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-874557-0 .
- Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-969930-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кто и что такое Хальса?
- Создание Хальсы
- Восстание Хальсы. Архивировано 20 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- Орден Хальсы