Анандпур Сахиб
Анандпур Сахиб
Анандпур | |
---|---|
Город | |
Прозвище: Каждый Нанаки | |
Координаты: 31 ° 14'06 "N 76 ° 29'56" E / 31,234961 ° N 76,498808 ° E | |
Страна | Индия |
Состояние | Пенджаб |
Округ | Рупнагар |
Основан | Гуру Тег Бахадур |
Правительство | |
• ОМС | Харджот Сингх Бэйнс ( AAP ) |
• депутат парламента | Маниш Тивари ( ИНК ) |
Высота | 311 м (1020 футов) |
Население (2011) | |
• Общий | 16,282 |
Языки | |
• Официальный | панджаби |
Часовой пояс | UTC+5:30 ( IST ) |
ПРИКОЛОТЬ | 140118 |
01887 | 91-1887 |
Регистрация автомобиля | ПБ 16 |
Ближайший город | Киратпур Сахиб |
Анандпур-Сахиб , также называемый просто Анандпур (букв. «город блаженства») — город в округе Рупнагар (Ропар), на окраине холмов Шивалик , в индийском штате Пенджаб . [ 1 ] Расположенный недалеко от реки Сатледж , город является одним из самых священных религиозных мест в сикхизме , являясь местом, где жили два последних сикхских гуру, Гуру Тег Бахадур и Гуру Гобинд Сингх . Это также место, где Гуру Гобинд Сингх основал Хальса Пантх в 1699 году. [ 2 ] В городе проживает Тахат Шри Кесгарх Сахиб, третий из пяти Тахтов сикхизма. [ 1 ] [ 3 ]
Город является местом паломничества сикхов. [ 4 ] Это место проведения крупнейшего ежегодного собрания сикхов и праздников во время Хола Мохаллы весной. [ 5 ]
Расположение
[ редактировать ]Анандпур-Сахиб расположен на национальном шоссе 503 , которое связывает Киратпур-Сахиб и Чандигарх с Нангалом , Уной и далее Кангрой, Химачал-Прадеш . Он расположен недалеко от реки Сатледж , самой длинной из пяти рек, протекающих через исторический перекресток Пенджаба.
История
[ редактировать ]Анандпур Сахиб был основан в июне 1665 года девятым сикхским гуру , Гуру Тегх Бахадуром . Ранее он жил в Киратпуре, но из-за разногласий с Рам Раем – старшим сыном Гуру Хар Рая и представителями других сект сикхизма – переехал в деревню в Маховале. Он назвал его Чакк Нанаки в честь своей матери. [ 6 ] В 1675 году Гуру Тег Бахадур был подвергнут пыткам и обезглавлен за отказ принять ислам по приказу императора Великих Моголов Аурангзеба . Эта мученическая смерть побудила сикхов переименовать город в Анандпур и короновать его сына Гобинда Даса по его приказу (также известного как Гобинд Рай) [ 7 ] как его преемник и известный как Гуру Гобинд Сингх . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Деревня превратилась в город, как, вероятно, резко заявляют Луи Э. Фенек и У. Х. Маклеод, когда сикхи переехали рядом с Гуру Гобинд Сингхом. [ 8 ] Растущая сила сикхов в Анандпуре при десятом Гуру после казни девятого Гуру вызвала обеспокоенность соседних раджей Пахари - вассалов Империи Великих Моголов, а также правителя Великих Моголов Аурангзеба. [ 8 ] [ 11 ] : 14 В 1693 году Аурангзеб издал указ, запрещавший большие собрания сикхов, например, во время фестиваля Байсакхи . [ 11 ] : 14
В день Вайсакхи 1699 года Гуру разослал приглашения по всей стране отдаленным и близлежащим сикхским общинам собраться в Анандпуре на предстоящий фестиваль. [ 3 ] Для Гуру было обычным ежегодно праздновать Вайсакхи в Анандпуре с сикхскими общинами, но на этот раз посещаемости было придано гораздо большее значение, чем обычно, и более строго. [ 3 ] Гуру Гобинд Сингх основал Хальса Пантх в Анандпуре в день фестиваля Вайсакхи 1699 года после тщательно продуманной церемонии и собрал большое вооруженное ополчение. [ 3 ] Это побудило Аурангзеба и его вассальных индуистских королей вокруг Анандпура заблокировать Анандпур. [ 8 ] Это привело к нескольким сражениям:
- Первая битва при Анандпуре (1700 г.) против армии Великих Моголов Аурангзеба, которая послала 10 000 солдат под командованием Паинда-хана и Дины Бег. [ 12 ] В прямом бою между Гуру Гобинд Сингхом и Паиндой Ханом последний был убит. Его смерть привела к тому, что армия Великих Моголов бежала с поля битвы. [ 12 ]
- Вторая битва при Анандпуре (1704 г.) против армии Великих Моголов, возглавляемой сначала Сайяд-ханом, а затем Рамджан-ханом; [ 12 ] Генерал Великих Моголов был смертельно ранен сикхскими солдатами, и армия отступила. Затем в мае 1704 года Аурангзеб послал большую армию с двумя генералами, Вазир-ханом и Забердаст-ханом, чтобы подавить сопротивление сикхов. [ 12 ] Подход, который армия Великих Моголов избрала в этой битве, заключался в длительной осаде Анандпура, с мая по декабрь, перекрывая всю еду и другие припасы, входящие и выходящие, а также повторяющиеся сражения. [ 13 ] Некоторые мужчины-сикхи покинули Гуру во время осады Анандпура в 1704 году и бежали в свои дома, где женщины опозорили их, и они снова присоединились к армии Гуру и погибли, сражаясь с ним в 1705 году. [ 14 ] [ 15 ] Ближе к концу Гуру, его семья и последователи приняли предложение Аурангзеба о безопасном выезде из Анандпура. [ 16 ] Однако, когда они покинули Анандпур двумя группами, на них напали, и одна из групп с Матой Гуджари и двумя сыновьями Гуру - Зораваром Сингхом, 8 лет, и Фатех Сингхом, 5 лет, - были взяты в плен армией Великих Моголов. [ 17 ] [ 18 ] Оба его ребенка были казнены, заживо закопав их в стену. [ 13 ] [ 19 ] Там же умерла бабушка Мата Гуджари. [ 17 ]
По словам Луи Фенека, история Анандпура в конце 17 - начале 18 веков была сложной и склонной к войнам, потому что отношения Гуру Гобинд Сингха с его соседями были сложными. Иногда вожди холмов и Гуру Гобинд Сингх сотрудничали в битве, иногда они сражались друг против друга, где сложная гористая местность не позволяла Моголам подчинить всех силой, а местность облегчала вождям Пахари восстание против Великих Моголов. регулярно. [ 11 ] : 8–11
После того, как город был разграблен в 1704 году, контроль над ним перешел в руки Буд Сингха, ученика Гуру Гобинд Сингха. [ 6 ] Позже Будх Сингх передал контроль над городом штату Патиала под властью Ала Сингха . [ 6 ] В 1764 году потомок Содхи Сураджа Мала (одного из сыновей Гуру Харгобинда) Нахар Сингх купил город и форт под названием Манджи Сахиб (который был жилищем, связанным с Сураджем Малом). [ 6 ] все больше семей Содхи По мере того, как в город переезжало , было основано четыре Саркара , а именно: Бади , Дусри , Тисри и Чаути . [ 6 ] Бади Саркар был самым выдающимся из четырех, но все они почитались сикхским населением той эпохи. [ 6 ] У каждого саркара был свой собственный укрепленный дворец, коммуна и собрание последователей. [ 6 ] Саркары также содержали собственное ополчение, состоящее из пехоты, кавалерии и слонов. [ 6 ]
Кампус музея Вирасат-э-Хальса связан, в частности, с потребностями населения, обеспечивая бизнес местным жителям и делая город отмеченным в городской литературе во всем мире. Совет по развитию туризма в Пенджабе заплатил за его установку, чтобы привлечь туризм со всего мира. Открытые пространства, которые будут использоваться для ритуальных действий во время церемоний и фестивалей, также служат альтернативными местами для стоянки автомобилей, зарезервированными площадками для политических митингов, которые объединяют нетронутую составляющую индийских городов воедино «Взаимодействие». [ 20 ]
Сохранение наследия
[ редактировать ]Исторические места и постройки в городе содержатся в плохом состоянии, подавляющее большинство из них разрушено. [ 6 ] Здания, такие как форты, связанные с жизнью сикхских гуру, были снесены и отремонтированы до неузнаваемости, включая Анандгарх Баоли. [ 6 ] Большая часть этого разрушения связана с облицовкой исторических построек мрамором. [ 6 ] Хотя когда-то эта местность была усеяна различными фортами, с годами они были разрушены по мере расширения и изменения города. [ 6 ] было построено новое строение В 1930-х годах на месте первоначального места и строения Анандгарх-Кила . [ 6 ] К 1988 году практически все основные постоянные святыни Анандпура Сахиба были реконструированы в какой-то момент либо в конце 19, либо в начале 20 веков во время движения Сингх Сабха на основе более старых зданий, стоявших на их месте. [ 3 ] Раньше стены Гурдвара Акал Бунга украшали фрески и цветочные украшения, но они больше не сохранились, хотя сохранившиеся следы этих настенных росписей можно было увидеть на стене, окаймляющей крышу сооружения. [ 3 ] Кила Содхиан был последним уцелевшим остатком укрепления в Анандпур Сахибе в 1999 году. [ 6 ]
Достопримечательности
[ редактировать ]Элементами определения города Анандпур Сахиб являются: Гетерогенные общества и отдельные здания, такие как экономические и административные, социальные, институциональные, политические, кварталы и связанный с ними персонал, компактная и перекрывающаяся упаковка жилых и нежилых построек, монументальное ядро уникальных зданий (например, Кешгарх Сахиб Гурудвара, конструкция автобусной остановки), Пять Форты города и Музей наследия Хальсы, особые характеристики «Профиль города» Анандпура Сахиба, который показывает максимальную высоту здания в центре города и меньшую высоту по мере удаления от центра города, В центре внимания - священный центр, доступ к которому был ограничен и где преобладали гурудвары. [ 20 ]
Гурдвары
[ редактировать ]Анандпур Сахиб находится в индийском штате Пенджаб, недалеко от границы с Химачал-Прадешем. Это примерно в 31 км (19 миль) к северу от Ропара (Рупнагар) и в 29 км (18 миль) к югу от Нангала. [ 5 ] Гурдвары Анандпура классифицируются как исторические, поскольку они связаны с сикхскими гуру или другими аспектами, связанными с историей сикхизма. [ 3 ] Архитектура сикхских святынь Анандпура имеет общие темы, но также имеет уникальные особенности и аспекты дизайна, которые отличают их друг от друга. [ 3 ] Анандпур сыграл важную роль в истории сикхов. В этих исторических местах теперь есть следующие гурдвары:
- Гурудвара Тахт Шри Кесгарх Сахиб : главный сикхский храм в городе. [ 3 ] Он отмечает место рождения Хальсы и одного из пяти религиозных авторитетов (Пяти Тахтов) сикхизма. Нынешний комплекс, стоящий на холме, был построен между 1936 и 1944 годами. В плане здание представляет собой квадрат, расположенный внутри квадратного двора площадью 30 квадратных метров (320 квадратных футов). На протяжении многих лет здание неоднократно ремонтировалось. [ 3 ] В нем находятся офис Тахта и Гурдвара. Гурдвара имеет квадратный зал площадью 16 квадратных метров (170 квадратных футов), внутри которого находится квадратное святилище площадью 5,5 квадратных метров (59 квадратных футов) с сикхскими писаниями и старым оружием, используемым Кхальсой Гуру Гобинд Сингха, что означает мири и пири аспекты . Сикхская вера. Купол Гурдвары представляет собой рифленый лотос. На нижних уровнях комплекса есть лангар (бесплатная общественная кухня, которой управляют волонтеры), диванный зал площадью 55 квадратных метров (590 квадратных футов) и ряд комнат для паломников, называемых Дашмеш Нивас. (резервуар со святой водой) площадью 80 квадратных метров (860 квадратных футов), Рядом находится саровар где паломники могут окунуться в паломничество. [ 5 ]
- Гурдвара Сисгандж : построен Ранджитом Сингхом в ознаменование места, где в 1675 году была кремирована отрубленная голова Гуру Тегха Бахадура после его казни в Дели. [ 21 ] [ 6 ] [ 3 ] Гуру Гобинд Сингх построил платформу и храм на месте кремации. Он поручил сикху -удаси по имени Гурбахш защищать эту святыню, когда покинул Анандпур в 1705 году. Гурдвара была расширена и отремонтирована в 1970-х годах. [ 5 ] Этот сикхский храм имеет остроконечный купол, под которым находится святилище. Вокруг святилища проходит обходная дорожка шириной 4,5 метра (15 футов) с резными мраморными колоннами. [ 5 ]
- Гурудвара Бхора Сахиб : трехэтажный куполообразный Гурдвара, который был резиденцией Гуру Тег Бахадура . [ 3 ] На цокольном этаже есть комната с платформой площадью 1,5 квадратных метра (16 квадратных футов) и высотой 0,5 метра (1 фут 8 дюймов), где 9-й Гуру медитировал и сочинял гимны. Сейчас здесь находится Гуру Грантх Сахиб . [ 5 ]
- Гурудвара Тара Сахиб : платформа площадью 5 квадратных метров (54 квадратных фута) перед Дамдама Сахибом, где Бхаи Крипа Рам Датт вместе с другими 16 кашмирскими пандитами искали его помощи в 1675 году. Они пришли искать защиты у Аурангзеба и просили Гуру Тег Бахадура спасти их от насильственного обращения в ислам. [ 5 ] [ 22 ]
- Гурудвара Акал Бунга Сахиб : Эта Гурдвара противоположна Гурдваре Сис Гандж Сахиб. [ 3 ] Он был построен пуджари по имени Ман Сингх в 1889 году. Здесь Гуру Гобинд Сингх после кремации «головы Гуру Тег Бахадура» произнес проповедь после обезглавливания своего отца Гуру Тег Бахадура в Дели. [ 5 ] [ 6 ]
- Гурудвара Дамдама Сахиб : Рядом с Гурдвара Сисгандж Сахиб, он делит территорию с Анандпур Бхора Сахиб и Тара Сахиб, который также называется Гуру ке Махал. [ 3 ] Эта Гурдвара помнит жилые кварталы Гуру Тегха Бахадура. Он приветствовал и давал советы сикхским сангатам, которые посещали его. Гуру Гобинд Сингх был назначен десятым гуру в этом месте. Восьмиугольное купольное здание здесь было построено в 20 веке. [ 5 ]
- Гурудвара Манджи Сахиб / Гурудвара Думалгарх Сахиб : Эта Гурудвара находится на северной стороне Тахт Шри Кешгарх Сахиб. [ 3 ] Здесь Гуру Гобинд Сингх тренировал своих сыновей. Это место использовалось как игровая площадка; здесь проводились соревнования по борьбе и другие соревнования. [ 5 ] Это также была бывшая резиденция Содхи Сураджа Мала, сына Гуру Харгобинда. [ 6 ]
- Гурдвара Шаидхи Баг : Эта Гурдвара расположена на дороге между Тахат Шри Кеш Гарх Сахиб и Кила Ананд Гарх Сахиб. В начале восемнадцатого века это место было большим садом во время стычек между сикхской армией и армией Биласпура. Многие сикхские солдаты отдали свои жизни здесь, в этом саду, поэтому это место называется Гурдвара Шаидхи Баг. [ 5 ]
- Гурдвара Мата Джит Каур : Мата Джит Каур, жена Гуру Гобинд Сингха, имела видение « Дивья-дришти » о зверствах и жестокости по отношению к сикхам и маленьким сыновьям. Она была кремирована возле Килла Холгарх Сахиб. Это место теперь называется Гурдвара Мата Джит Каур. [ 5 ]
- Гурдвара Гуру Ка Махал : Это было первое здание Чак Нанаки, Анандпур Сахиб. [ 3 ] Здесь был заложен первый камень. Здесь жили Гуру Гобинд Сингх, Мата Гуджри, Мата Джит Каур, Мата Сундар Каур, Мата Сахиб Каур и четыре сына Гуру: Джуджхар Сингх, Зоравар Сингх и Фатех Сингх родились здесь. Гурдвара Бхора Сахиб, Гурдвара Манджи Сахиб и Гурдвара Дамдама Сахиб являются частью комплекса Гурдвара Гуру Ка Махал. [ нужна ссылка ]
Форты
[ редактировать ]Десятый сикхский гуру Гуру Гобинд Сингх построил пять фортов на границе города. Здания в память о каждом из них были построены в период с конца 1970-х по конец 1980-х годов: [ 5 ] [ 6 ]
- Кила Анандгарх Сахиб : это был главный форт, в честь которого город также назывался Анандпур Сахиб. [ 3 ] Когда-то здесь жила армия. [ 3 ]
- Кила Холгарх Сахиб: Здесь праздновали Холла Мохаллу.
- Кила Логарх Сахиб : Здесь производилось оружие для армии.
- Кила Фатехгарх Сахиб: Фатех Сингх родился здесь, отсюда и название.
- Кила Тарагарх Сахиб : Этот форт был построен, чтобы остановить армии холмов.
Священные места возле Анандпур-Сахиб
[ редактировать ]- Гуру-Ка-Лахор: Он расположен примерно в 11 км на маршруте Шри Анандпур Сахиб-Гангувал, ведущем в штат Химачал-Прадеш , Индия. [ 6 ] 25 января 1686 года здесь праздновалась 10-я свадьба Гуру и Маты. Два струящихся источника, которые, как утверждается, были выкопаны на каменистом склоне горы 10-м Гуру, существуют и сегодня.
- Бхаи Канхайя: Бхаи Канхайя предлагал первую помощь как дружественным, так и вражеским силам на территории, охватывающей почти высохшую речку Чаран-Ганга и ниже холма Тарагарх. Его беспристрастную службу сравнивают с функциями Красного Креста.
- Шри Наина Деви джи: Этот храм является одним из старейших и святейших храмов в округе Биласпур, штат Химачал-Прадеш. [ 6 ] Очень много туристов приезжают сюда после поездки в Анандпур-Сахиб. Он находится примерно в 20 км от Анандпур-Сахиб и расположен на хребте Шивалик.
- Гурдвара Сухела Гора Сахиб: Гурдвара расположена в деревне Паил недалеко от города Анандпур Сахиб в районе Ропар. Это деревня, которая сейчас находится в руинах недалеко от Гангувала, в 5 км к северу от Анандпура по дороге Анандпур Гуру ка Лахор. В деревне до сих пор есть святыня, посвященная визиту Гуру Харгобинда в 1635 году. Здесь один из его любимых жеребцов по имени Шхела, который был ранен в битве при Картарпуре, наконец потерял сознание и умер.
Демография
[ редактировать ]По состоянию на 2011 год [update] Индии перепись , [ 24 ] Согласно отчету, опубликованному переписью населения Индии 2011 года, в муниципальном совете Анандпур-Сахиб проживает 16 282 человека, из которых 8 545 мужчин и 7 737 женщин. [ нужна ссылка ]
Население детей в возрасте от 0 до 6 лет составляет 1774 человека, что составляет 10,90% от общей численности населения Анандпур-Сахиб (M Cl). В муниципальном совете Анандпур-Сахиб соотношение полов среди женщин составляет 905 против среднего по штату 895. Кроме того, соотношение полов среди детей в Анандпур-Сахиб составляет около 932 по сравнению со средним показателем по штату Пенджаб, равным 846. Уровень грамотности в городе Анандпур-Сахиб на 82,44% выше, чем в среднем по штату. 75,84%. В Анандпур-Сахиб уровень грамотности мужчин составляет около 85,75%, а уровень грамотности женщин - 78,78%. [ нужна ссылка ]
Муниципальный совет Анандпур-Сахиб управляет более чем 3270 домами, в которые он снабжает основные удобства, такие как вода и канализация. Ему также разрешено строить дороги в пределах муниципального совета и взимать налоги с собственности, находящейся под его юрисдикцией. [ нужна ссылка ]
Деревни
[ редактировать ]Деревни, находящиеся в ведении техсила Анандпур-Сахиб, включают:
Фестивали и ярмарки
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2017 г. ) |
Ежегодно в Анандпур-Сахиб проводится крупный фестиваль и собрание сикхов по случаю Хола Мохаллы , который отмечается за день до Холи. [ 3 ] Эта традиция восходит ко временам 10-го Гуру, Гуру Гобинд Сингха . Гуру постановил, что праздник Холи станет поводом для проявления боевого духа его народа. [ 3 ] Он дал этому фестивалю Холи сикхское название «Хола Мохалла». Каждый год Хола Мохалла отмечает собрание почти 20 000 000 (2 000 000) сикхов со всей страны на праздник цвета и веселья. Фестиваль, помимо прочего, вспоминает создание Хальсы в день Байсахи в 1699 году. [ 25 ]
Ярмарка продлится три дня. Гурудвары специально украшены по этому случаю. Во время Хола Мохаллы Анандпур Сахиб носит праздничный вид и бурно проводит мартовские мероприятия. Также организуются общественные конференции и религиозные мероприятия. По этому случаю на торжества собираются Ниханги со всей страны. Изюминкой является огромное шествие Ниханов, одетых в традиционную одежду и оружие, в последний день ярмарки. Процессия начинается от штаб-квартиры Нихангов, напротив Гурудвары Анандгарха Сахиба, проходит через базар, направляется в деревню Агампур и достигает форта Холгарх, места, где Гуру Гобинд Сингх праздновал эту ярмарку. После этого процессия направляется к песчаному руслу Чаран Ганги, где большое количество людей становится свидетелями демонстрации боевых игр, включая верховую езду, привязывание палаток, владение мечом и т. Д. [ 26 ]
Байсахи в 1999 году в Анандпур-Сахиб отметил 300-летие со дня рождения Хальсы . [ 3 ] Именно в день Байсакхи в 1699 году Гуру Гобинд Сингх крестил Пандж Пьярас на месте, где стоит Тахт Шри Кешгарх Сахиб . [ 3 ]
Другие места
[ редактировать ]Самая высокая кханда в мире установлена в Шри Анандпур Сахиб в парке Пандж Пиара, ее ориентировочная высота составляет 70 футов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало. п. 16. ISBN 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 237–238. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Канг, Канварджит Сингх (1988). «16. Сикхские святыни Анандпур-Сахиб». Искусство и культура Пенджаба . Атма Рам и сыновья. стр. 80–82. ISBN 9788170430964 .
- ^ Гурмук Сингх (2009), Анандпур Сахиб , Энциклопедия сикхизма, главный редактор: Харбанс Сингх, Пенджабский университет; Цитата: «Являясь одним из важнейших центров паломничества сикхов, он благоговейно называется Анандпур Сахиб. Тахт Шри Кесгарх Сахиб, один из пяти Тахтов (буквальных тронов) или резиденций высшей религиозной власти сикхов».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гурмук Сингх (2009), Анандпур Сахиб , Энциклопедия сикхизма, главный редактор: Харбанс Сингх, Пенджабский университет
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Рай, Гурмит С. (1999). «Обитель блаженства: историография Анандпура Сахиба». Журнал Nishaan Nagaara — премьерный номер (PDF) . стр. 14–27.
- ^ Гурмук Сингх (2009), Анандпур Сахиб , Энциклопедия сикхизма, главный редактор: Харбанс Сингх, Пенджабский университет; Цитата: «Назвав своего маленького сына Гобинда Даса (Позже Сингхом), которому едва исполнилось девять лет, своим духовным преемником, он отправился в путешествие, проповедуя святое слово в городах и деревнях, через которые он проходил. В Дели он был взят под стражу, подвергнут пыткам и публично казнен по приказу императора Аурангзиба в Чандни Чоук 11 ноября 1675 года».
- ^ Jump up to: а б с д Луи Э. Фенек; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. стр. 34–35. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ «Религии – сикхизм: Гуру Тег Бахадур» . Би-би-си . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 236–238. ISBN 978-0-19-969930-8 . ;
Фенек, Луи Э. (2001). «Мученичество и казнь Гуру Арджана в ранних сикхских источниках». Журнал Американского восточного общества . 121 (1). Американское восточное общество: 20–31. дои : 10.2307/606726 . JSTOR 606726 . ;
Фенек, Луи Э. (1997). «Мученичество и сикхская традиция». Журнал Американского восточного общества . 117 (4). Американское восточное общество: 623–642. дои : 10.2307/606445 . JSTOR 606445 . ;
Маклеод, Хью (1999). «Сикхи и мусульмане в Пенджабе». Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии . 22 (суп001). Тейлор и Фрэнсис: 155–165. дои : 10.1080/00856408708723379 . ISSN 0085-6401 . - ^ Jump up to: а б с Луи Э. Фенек (2013). Сикх Зафар-нама Гуру Гобинд Сингха: дискурсивный клинок в сердце Империи Великих Моголов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-993145-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Тони Жак (2007). Словарь сражений и осад: А.Е. Издательство Гринвуд. стр. 48–49. ISBN 978-0-313-33537-2 .
- ^ Jump up to: а б Луи Э. Фенек; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 9. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Луи Э. Фенек (2000). Мученичество в сикхской традиции: игра в «любовную игру» . Издательство Оксфордского университета. п. 92. ИСБН 978-0-19-564947-5 .
- ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало. п. 43. ИСБН 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Сингх, Притхи Пал (2007). История сикхских гуру . Книги Лотоса. стр. 128–147. ISBN 978-81-8382-075-2 .
- ^ Jump up to: а б Робин Райнхарт (2011). Обсуждение Дасам Грантха . Издательство Оксфордского университета. стр. 22–23. ISBN 978-0-19-975506-6 .
- ^ Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБТаурис. стр. 220–222. ISBN 978-1-78076-250-0 .
- ^ Никки-Гуниндер Каур Сингх (2011). Сикхизм: Введение . ИБТаурис. стр. 84–85. ISBN 978-0-85773-549-2 .
- ^ Jump up to: а б Шарма В.К., Вимал С. (2017) Религия взаимодействует с новым урбанизмом целостного города Анандпур Сахиб. В: Сета Ф., Бисвас А., Харе А., Сен Дж. (ред.) Понимание искусственной среды. Springer Transactions в области гражданского и экологического строительства. Спрингер, Сингапур
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 446–447. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Пашаура Сингх и Луи Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 236–445, Цитата: «Это известное место, куда несколько кашмирских пандитов пришли в поисках защиты от армии Ауранзеба». ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ «Перепись населения города Муниципального совета Анандпур-Сахиб на 2011–2021 годы | Пенджаб» .
- ^ «Перепись Индии 2011 года: данные переписи 2011 года, включая города, деревни и поселки (предварительные)» . Переписная комиссия Индии. Архивировано из оригинала 16 июня 2004 года . Проверено 1 ноября 2008 г.
- ^ Гурмук Сингх (2009), Анандпур Сахиб , Энциклопедия сикхизма, главный редактор: Харбанс Сингх, Пенджабский университет; Цитата: «В день Байсакхи, 30 марта 1699 года, Гуру Гобинд Сингх выполнил величайшую задачу своей карьеры, превратив сангат в Хальсу. В течение предыдущего года сангатам, или сикхским общинам, в различных частях страны были разосланы инструкции не признавать больше не выступать в качестве представителей Гуру и приехать в Анандпур на следующий фестиваль Байсакхи в больших количествах».
- ^ Фестивали/Мелас - Рупнагар
Библиография
[ редактировать ]- Дилгир, доктор Харджиндер Сингх (1998), Анандпур Сахиб (панджаби и хинди), SGPC
- Дилгир, доктор Харджиндер Сингх (2003), Анандпур Сахиб (английский и пенджаби), Sikh University Press.
- Дилгир, доктор Харджиндер Сингх (2008), SIKH TWAAREEKH (5 томов), Sikh University Press.