Джатка
Часть серии о |
сикхизм |
---|
![]() |
Джатка ( панджабский : ਝਟਕਾ , латинизированный: jhaṭkā ) — это мясо животного, убитого одним ударом меча или топора с целью отсечения головы в религии дхармических сикхов , которая убивает животное почти мгновенно, в отличие от других форм убоя. Этот вид забоя предпочитают большинство сикхов, употребляющих мясо . Кроме того, при этом методе забоя животное не следует пугать или трясти перед забоем, а следует дать ему достойную безболезненную смерть.
Этимология
[ редактировать ]Пенджабское слово «джатка» происходит от санскритского термина «джхатити» , что означает «мгновенно» или «сразу». [1] [2]
Важность в сикхизме
[ редактировать ]
Хотя не все сикхи придерживаются практики употребления в пищу мяса, забитого таким способом, большинству сикхов хорошо известно, что это было предписано десятью сикхскими гуру:
Согласно сикхской традиции, для употребления в пищу человеком пригодно только то мясо, которое получено от животного, убитого одним ударом оружия, вызывающего мгновенную смерть. Гуру Гобинд Сингх довольно серьезно относился к этому аспекту дела. Поэтому он, позволив употреблять мясо в пищу, отверг всю теорию этой искупительной жертвы. Соответственно, он сделал мясную джатку обязательной для тех сикхов, которые могут быть заинтересованы в употреблении мяса в пищу.
Как указано в официальном Кодексе поведения Хальса, а также в сикхском Рехат Марьяде , мясо кутха запрещено, а сикхам рекомендуется есть мясо в форме джатка. [6] [7]
Джатка карна или джаткаунд относится к мгновенному отрубанию головы животного одним ударом любого оружия с основным намерением убить животное, причинив ему минимальные страдания. [2]
Во время британского владычества сикхи начали отстаивать свое право на резню через Джатку. [4] Когда мясо джатки не допускалось в тюрьмах, и сикхи задерживались за участие в движении Акали , прибегая к насилию и агитациям для обеспечения этого права. Среди условий соглашения между Акали и правительством мусульманских юнионистов в Пенджабе в 1942 году было то, что сикхи должны продолжать мясо джатки.
На религиозных сикхских фестивалях, в том числе Хола Мохалла и Вайсакхи , в Хазур Сахиб Нандед и многих других сикхских гурдварах, мясо джатки предлагается в качестве «махапрасада» всем посетителям гурдвары. [8] Эта практика считается неприемлемой современными сикхскими сектами, которые считают, что только лакто-вегетарианский лангар в гурудварах следует подавать после введения в сикхские гурудвары «махантов» и « удаси » колониальной эпохи. [8]
Оппозиция
[ редактировать ]Некоторые сикхские организации, такие как « Аханд Киртани Джатха» , имеют свои собственные кодексы поведения в отношении потребления мяса. Эти организации определяют мясо кутхи как любой вид забитого мяса, и употребление мяса любого типа запрещено, за исключением того, которое забивают во время религиозных праздников и индивидуальных трехдневных молитв «Акханд пахт». [9]
В начале 1987 года Харкус издал моральный кодекс, запрещающий продажу и потребление мяса, а также закрывающий магазины джатки. Запрет привел к тому, что большая часть Пенджаба осталась без мяса и закрылись магазины джатки. Те, кто продолжал продавать или есть мясо, рисковали смертью, и их бизнес обычно разрушался, и их убивали. нет мясных или табачных магазинов Одно исследование показало, что между Амритсаром и Пхагварой . В разгар воинственности большая часть Пенджаба была без мяса. Знаменитые рестораны, где подавали мясо, удалили его из своего меню и отрицали, что когда-либо его предлагали. Запрет был популярен среди сельских сикхов. Харкус оправдал запрет, сказав: «Ни один аватар , ни индуист, ни сикх, никогда не делал подобных вещей. Есть мясо — это работа ракшасов ( демонов ), и мы не хотим, чтобы люди становились ракшасами ». [10] [11] [12] [13]
Сравнение с кошерными и халяльными методами
[ редактировать ]В обоих методах используются острые ножи. В кошерном и халяльном методах, Шчита и Дабиха соответственно, животное забивают одним быстрым, непрерывным разрезом, перерезающим трахею, пищевод, сонные артерии, яремные вены и блуждающие нервы, оставляя неповрежденным спинной мозг, после чего следует период, в течение которого кровь животного вытекает. [14] [15] В методе Джатка быстрый непрерывный удар отсекает голову и позвоночник. [14] [15] И в Шчите, и в Дабихе в начале процесса забоя требуется молитва Богу. В шхите одной молитвы достаточно для заклания нескольких животных, лишь бы между ними не было перерыва; в Дабихе перед забоем каждого животного требуется отдельная молитва. [15] Однако эта молитва приводит к тому, что мясо не соответствует требованиям джатки.
Терминология для не относящихся к джатке продуктов,
[ редактировать ]Убой такими способами, как кошерный , халяль и бали, не отвечает требованиям джатки , а продукты из него называются мясом кута – воздержание от которого является одним из требований для сикха, чтобы стать инициированным хальсой или сахадждхари согласно Рехат Марьяда (сикхский кодекс поведения). [16] [17] [18] [19]
В сикхизме есть три возражения против продуктов, не являющихся джаткой или кутой : первое — это вера в то, что принесение в жертву животного во имя Бога является ритуализмом и чего следует избегать; во-вторых, убеждение, что убийство животного методом медленного обескровливания негуманно; и третий — историческое противодействие праву правящих мусульман навязывать свою практику немусульманам. [20] Однако мясо кутхи включает не только халяльное или кошерное мясо, но и любое мясо, полученное путем медленного кровотечения или предполагаемого религиозного жертвоприношения животных, включая, например, мясо животных, ритуально забитых в индуизме . [21] [22]
Доступность
[ редактировать ]В Аджмере (Раджастан, Индия) есть много магазинов джатки, и согласно различным подзаконным актам магазины должны четко демонстрировать, что они продают мясо джатки. [23]
Напротив, не существует правила о прикреплении табличек для маркировки магазинов, продающих халяльное мясо .
В прошлом в Соединенном Королевстве было мало мяса джатка, поэтому люди стали есть другие виды мяса. [24] хотя джатка стала более доступной. [25]
См. также
[ редактировать ]- Халяль - исламский термин, обозначающий «разрешенные» вещи.
- Христианские диетические законы – христианские принципы ежедневного питания.
- Дабиха - Убой животных по исламскому праву (мусульманский метод ритуального забоя)
- Правовые аспекты ритуального забоя
- Диета в сикхизме - Взгляды на то, что последователям сикхизма разрешено есть.
- Шечита – Ритуальный забой животного по еврейскому закону.
- Потребление мяса среди сикхов
- Рехат - сикхские кодексы поведения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джхатити, Джатити: 10 определений» . www.wisdomlib.org . 24 марта 2019 года . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Пол Филдхаус (2017). Еда, праздники и вера: энциклопедия пищевой культуры в мировых религиях . АВС-КЛИО. стр. 30–31. ISBN 978-1-61069-412-4 . , Цитата: «Джхатка, происходящее от санскритского слова jhatiti, означающего «сразу», представляет собой метод забоя, при котором считается, что один быстрый рывок или удар по голове причиняет животному наименьшее количество страданий. (. ..) В отличие от ислама, здесь нет религиозного ритуала, сопровождающего убийство».
- ^ HS Singha (2009), Сикхизм: Полное введение, Hemkunt Press, ISBN 978-8170102458 , страницы 81-82.
- ^ Jump up to: а б Шкода, Уве; Леттманн, Биргит (30 октября 2017 г.). Индия и ее визуальные культуры: сообщество, класс и пол в символическом ландшафте . Издательство SAGE, Индия. ISBN 9789386446695 – через Google Книги.
- ^ Чандар, Ю. Удая (25 февраля 2020 г.). Странные соотечественники за тысячу лет . Идея Пресс. ISBN 978-1-64760-859-0 .
- ^ Сингх, И.Дж., сикхи и сикхизм ISBN 81-7304-058-3 «И одна семитская практика, явно отвергнутая в сикхском кодексе поведения, - это употребление мяса животного, приготовленного ритуальным способом; это будет означать кошерное и халяльное мясо. Причина снова кроется не в религиозных принципах, а в С точки зрения того, что убийство животного молитвой не облагородит плоть, никакой ритуал, кто бы его ни проводил, не принесет никакой пользы ни животному, ни обедающему. Если то, что он получает, он находит с пользой и делится с нуждающимися, то оно хорошо используется и тратится, иначе — нет».
- ^ Мини-энциклопедия сикхизма Х.С. Сингхи, Hemkunt Press, Дели. ISBN 81-7010-200-6 «Практика Гуру сомнительна. Гуру Нанак, похоже, ел оленину или козлятину, в зависимости от различных версий Джанамсакхи еды, которую он готовил на Курукшетре, что вызвало критику со стороны брахманов. Гуру Амардас ел только рис и чечевица, но это воздержание не может рассматриваться как свидетельство вегетарианства, а только простого образа жизни. Гуру Гобинд Сингх также разрешил есть мясо, но он предписал, чтобы это было мясо джатка, а не халяльное мясо, как это принято у мусульман».
- ^ Jump up to: а б «Самым особым событием Чхауни является фестиваль Дивали, который отмечается в течение десяти дней. Это единственная сикхская святыня в Амритсаре, где Маха Прасад (мясо) подают в особых случаях в Лангаре», Сикхский обзор, том 35, Выпуск 409 - Том 36, Выпуск 420, Сикхский культурный центр, 1988 г.
- ^ Дух, Хальса. «Хальса Рехат» . KhalsaSpirit.com . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ «AISSF заставляет владельцев магазинов закрыть винные и мясные магазины в Пенджабе» . Индия сегодня . 30 апреля 1987 года . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ «Сикхские боевики в Пенджабе дают моральное преимущество... - Архив UPI» . УПИ . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Чима, Джугдеп С. (11 марта 2010 г.). Сикхское сепаратистское восстание в Индии: политическое лидерство и этнонационалистические движения . Издательство SAGE, Индия. ISBN 978-93-5150-953-0 .
- ^ Фазал, Танвир (1 августа 2014 г.). Национальное государство и права меньшинств в Индии: сравнительный взгляд на мусульманскую и сикхскую идентичности . Рутледж. ISBN 978-1-317-75178-6 .
- ^ Jump up to: а б Невилл Грегори и Темпл Грандин (2007), Защита животных и производство мяса, CABI, ISBN 978-1845932152 , страницы 207-208.
- ^ Jump up to: а б с Эми Дж. Фицджеральд (2015), Животные как еда, издательство Мичиганского государственного университета, ISBN 978-1611861747
- ^ Опиндерджит Каур Тахар (2016). Сикхская идентичность: исследование групп среди сикхов . Тейлор и Фрэнсис. стр. 38–39. ISBN 978-1-351-90010-2 .
- ^ Карен Печилис; Сельва Дж. Радж (2013). Религии Южной Азии: традиции и сегодня . Рутледж. п. 242. ИСБН 978-0-415-44851-2 .
Сикх Рахит Марьяда запрещает стрижку волос, прелюбодеяние, употребление одурманивающих веществ и употребление мяса кутхи или мяса животного или птицы, забитых медленно.
- ^ Пашаура Сингх (2013). Карен Печилис; Сельва Радж (ред.). Религии Южной Азии: традиции и сегодня . Рутледж. п. 242. ИСБН 978-0-415-44851-2 . , Цитата: «Сикх Рахит Марьяда запрещает стрижку волос, прелюбодеяние, употребление одурманивающих веществ и употребление в пищу мяса Кутха, то есть мусульманского халяльного мяса, получаемого путем медленного кровотечения или религиозного жертвоприношения животных».
- ^ Джейми С. Скотт (2012). Религии канадцев . Университет Торонто Пресс. п. 320. ИСБН 978-1-4426-0516-9 .
- ^ Сингха, доктор Х.С. (30 мая 2009 г.). «7 сикхских традиций и обычаев» . Сикхизм: Полное введение . Сикхские исследования. Том. Книга 7 (изд. в мягкой обложке). Нью-Дели: Hemkunt Press. п. 81. ИСБН 978-81-7010-245-8 . Проверено 25 ноября 2010 г.
- ^ Адитья Менон (14 мая 2020 г.). «Почему одежда хиндутвы призывает к бойкоту халяльной продукции» . Квинт . Проверено 23 октября 2021 г.
- ^ Мухопадьяй, К. (2020). Еда и власть: проявления продовольственной политики в Южной Азии . Публикации SAGE. п. 240. ИСБН 978-93-5388-377-5 . Проверено 10 июня 2022 г.
в основном практикуется в культе Шакти, тогда как Пураны и Гита запрещают принесение в жертву животных.
- ^ Приказ № Tax/F.15(25)DLB/63 Опубликовано в Govt. Газета от 13 февраля 1965 г. (Часть 6)
- ^ Сикхские женщины в Англии: их религиозные и культурные верования и социальные практики. С.К. Райт, стр. 63 книги Трентама, 2005 г. ISBN 1-85856-353-4
- ^ Безопасность пищевых продуктов и обеспечение качества: продукты животного происхождения. Уильям Т. Хабберт, стр. 254 Wiley-Blackwell, 1996. ISBN 0-8138-0714-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Политика сикхской идентичности: понимание религиозной изоляции , Парамджит С. Джадж и Манджит Каур (2010)
- Миф о жертвоприношении козла и Хазур Сахиб
- Взгляды сикхских ученых на диету