Окинавское кобудо
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2012 г. ) |
![]() Чемпионат мира по кобудо 2015 г. | |
Фокус | Оружие |
---|---|
Твердость | Нет контакта |
Страна происхождения | Королевство Рюкю |
олимпийский вид спорта | Нет |
Окинавское кобудо ( Okinawa Kobudō ) , буквально «старый боевой путь Окинавы», представляет собой систему оружия окинавских боевых искусств .
Этимология и определение
[ редактировать ]Окинавское кобудо — японский термин, который можно перевести как « старый боевой путь Окинавы ». Это общий термин, придуманный в двадцатом веке. [ 1 ]
Окинавское кобудо относится к системам оружия окинавских боевых искусств . Эти системы могут включать в свою учебную программу от одного до дюжины видов оружия, среди них кон (шестифутовый посох), сай (трехзубая дубинка), тонфа (дубинка с рукояткой), кама (серп) и нунчаку (две веревки) . - или соединенные цепью палки), а также текко (кастеты), тинбэрочин (щит и копье) и суруджин (утяжеленная цепь). Менее распространенное окинавское оружие включает тамбо (короткую палку), ханбо (посох средней длины) и эку (лодочное весло традиционного окинавского дизайна).
Окинавское кобудо отличается от общего термина кобудо , который относится ко всем японским боевым искусствам, существовавшим до Реставрации Мэйдзи . [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Это популярная история и распространенное мнение, что окинавские сельскохозяйственные инструменты превратились в оружие из-за ограничений, наложенных на крестьян кланом самураев Сацума , когда остров стал частью Японии, который запретил им носить оружие . В результате, как говорят, они оказались беззащитными и разработали боевую систему, основанную на своих традиционных сельскохозяйственных орудиях. Однако современные исследователи боевых искусств не смогли найти историческое подтверждение этой истории, а доказательства, обнаруженные различными историками боевых искусств, указывают на то, что каста воинов Печин на Окинаве практиковала и изучала различные боевые искусства, а не хеймин, или простолюдин. Это правда, что жителям Окинавы под властью иностранных держав было запрещено носить оружие или практиковаться с ним публично. Но боевые действия с использованием оружия, которые они тайно практиковали (и типы оружия, с которым они практиковались), имели сильные китайские корни, и образцы подобного оружия были найдены в Китае , Таиланде. и Индонезия [ 3 ] до окинавских адаптаций.
Окинавские системы кобудо были сформированы местными окинавскими техниками, возникшими среди аджи, или дворянского сословия. [ нужна ссылка ] и импортными методами из Китая и Юго-Восточной Азии . Большинство окинавских традиций кобудо, переживших трудные времена во время и после Второй мировой войны, были сохранены и переданы Тайра Синкеном (Рюкю Кобудо Хозон Синкокай), Чоги Кишаба (Рюкю Будзюцу Кенкю Доюкай) и Кенва Мабуни (Сито-рю). Практические системы были разработаны Тосихиро Осиро и Мотокацу Иноуэ совместно с этими мастерами. кобудо, окинавские ката Среди других известных мастеров, в честь которых названы — Чотоку Кян , Сигэру Накамура, Канга Сакукава и Синко Матаёси .
Некоторые считают, что окинавское искусство кобудо является предшественником боевого искусства каратэ голыми руками . [ нужна ссылка ] и некоторые стили этого искусства включают в себя некоторую степень обучения окинавскому кобудо как часть своей учебной программы. Точно так же в окинавском кобудо ката нередко можно увидеть случайный удар ногой или другую технику пустой рукой. Техники двух искусств тесно связаны в некоторых стилях, о чем свидетельствуют варианты некоторых ката с пустой рукой и оружием: например, Канку-дай и Канку-сай , а также Годзюшихо и Годзюшихо-но-сай , хотя это лишь примеры. Окинавские ката кобудо, которые произошли от ката каратэ и не являются традиционными формами окинавского кобудо. [ нужна ссылка ] Другие, более аутентичные окинавские ката кобудо демонстрируют элементы техник с пустыми руками, как показано в более старых формах, таких как Соэйси Но Дай, форма бо, которая является одной из немногих аутентичных окинавских ката кобудо, в которых в качестве предпоследней техники используется удар ногой. [ нужна ссылка ] Некоторые окинавские ката кобудо претерпели меньшее «современное развитие», чем каратэ, и до сих пор сохраняют гораздо больше оригинальных элементов, отражения которых можно увидеть в еще более современных ката каратэ. Связь между пустой рукой и методами оружия может быть напрямую связана в таких системах, как система, сформулированная для сохранения обоих искусств, таких как Рюкю Кобудзюцу Хозон Синко Кай Иноуэ/Тайры и Юишинкай каратэ-дзюцу Мотокацу Иноуэ. М. Иноуэ в качестве примера проводит прямые сравнения между использованием определенного оружия и различными элементами техники пустых рук, такими как сай, отражающий хаито/шуто ваза, тонфа, отражающая технику уракена и хиджиате, а также кама курите и какетэ. Работа ног в обоих методах взаимозаменяема.
Оружие и ката
[ редактировать ]Окинавское кобудо достигло своего расцвета около 100 лет назад. [ когда? ] и из всех подлинных окинавских ката кобудо, практиковавшихся в то время, по сравнению с ними, сохранились лишь относительно немногие. В начале 20-го века упадок в изучении Рюкю кобудзюцу (как оно тогда называлось) означал, что будущее этой боевой традиции оказалось под угрозой. В период Тайсё (1912–1926) некоторые мастера боевых искусств, такие как Ябику Моден, добились больших успехов в обеспечении будущего Рюкю кобудзюцу. Многие из форм, которые до сих пор известны, возникли благодаря усилиям Тайры Синкена, который путешествовал по островам Рюкю в начале 20-го века и собрал 42 существующих ката, охватывающих различные типы окинавского оружия . Хотя Тайра Синкен, возможно, не смог собрать все дошедшие до нас окинавские ката кобудо, здесь перечислены те, которые ему удалось сохранить. Однако в их число не входят все реки Матаёси, Ухутику и Яманни.
Бо
[ редактировать ]Бо — это посох длиной шесть футов, иногда сужающийся с обоих концов. Возможно, он был разработан на основе сельскохозяйственного инструмента, называемого тенбином : палка, положенная на плечи, с корзинами или мешками, свисающими с обоих концов. Бо также, возможно, использовался в качестве ручки граблей или лопаты. Бо, наряду с более короткими вариациями, такими как дзё и ханбо, также могло быть создано на основе тростей, которыми пользовались путешественники, особенно монахи. Бо считается «королем» окинавского оружия, поскольку все остальные используют его слабости в борьбе с ним. Бо — самое раннее из всех окинавских видов оружия (и, по сути, одно из самых ранних видов оружия в форме основного посоха), которое традиционно изготавливается из красного или белого дуба.
- Шиши Но Кун (или Шуши Но Кон)
- Утро
До
[ редактировать ]Сай — это ударное оружие с тремя зубцами, обозначаемое как дубинка, которое иногда ошибочно считают разновидностью небольших ручных граблей ; инструмент, используемый для создания борозд в земле. Это весьма маловероятно, поскольку металла на Окинаве в то время не хватало, и палка могла бы лучше послужить этой цели для бедного простолюдина или Хеймина . Сай похож на короткий меч, острый на конце, но без лезвия. Оружие металлическое, относится к классу дубинок, длина которого зависит от предплечья пользователя. Два более коротких зубца по обе стороны от основного используются для захвата (а иногда и разрушения) другого оружия, такого как меч или бо. Форма, известная как нунти сай, иногда называемая манджи сай (из-за внешнего вида, напоминающего кандзи свастики), имеет два более коротких зубца, направленных в противоположные стороны.
Тонфа
[ редактировать ]Тонфа , возможно, возникла как ручка жернова, используемого для помола зерна. Он традиционно изготавливается из красного дуба, и его можно держать за короткую перпендикулярную ручку или за более длинную основную рукоятку. Как и все окинавское оружие, многие формы отражают технику «пустой руки». Тонфу легче узнать по ее современному развитию в виде полицейской дубинки с боковой рукояткой , но многие традиционные техники тонфы отличаются от техники владения дубинкой с боковой рукояткой. Например, тонфа часто используется парами, а дубинки с боковой рукояткой, как правило, нет.
Нравиться
[ редактировать ]Кама , который считается одним — это традиционный сельскохозяйственный серп из самых сложных в освоении из-за опасности, связанной с тренировками с таким оружием. Точка соединения лезвия и рукоятки в модели «оружия» обычно имеет уголок, за который можно захватить бо, хотя это соединение оказалось слабым местом в конструкции, и современные образцы, как правило, имеют более короткую рукоятку. с лезвием, начинающимся по линии рукояти, а затем изгибающимся, хотя и в меньшей степени; эта форма камы известна как натагама . Край традиционного рисового серпа, который можно купить в японском хозяйственном магазине, продолжается до рукоятки без выемки, поскольку для использования по назначению в ней нет необходимости.
Нунчаку
[ редактировать ]Нунчаку — это две части дерева (или металла в современных воплощениях), соединенные шнуром или цепочкой. Существует много споров по поводу его происхождения: одни говорят, что изначально это было китайское оружие, другие говорят, что оно произошло от молотильного цепа, а одна теория утверждает, что оно произошло от лошадиного удила. Китайские нунчаку обычно имеют округлую форму, тогда как окинавские нунчаки имеют восьмиугольную форму и изначально соединялись конским волосом. Существует множество вариаций нунчаку, начиная от трехсекционного посоха ( сан-сэцу-кон , упомянутого далее в этой статье) и заканчивая меньшими многосекционными нунчаку. Нунчаку популяризировал Брюс Ли в ряде фильмов, снятых как в Голливуде , так и в Гонконге . Это оружие запрещено в Канаде, Австралии (если не имеется разрешения) и некоторых частях Европы.
Смерть
[ редактировать ]Окинавский стиль весла называется эку ( на самом деле это относится к местной древесине, наиболее часто используемой для весел), эйку , иеку или иеку . Примечательными отличительными чертами являются небольшая заостренность на кончике, изгиб к одной стороне лопасти и выступ в виде крыши вдоль другой. Один из основных приемов этого оружия использует тот факт, что рыбак, сражающийся на пляже, может бросать песок в противника. Несмотря на то, что они не имеют такой длины и, следовательно, досягаемости, как у бо , довольно острые края могут нанести более проникающий урон при правильном использовании.
- Цукен Акачу Но Эйку Де (также известный как Чикин Акачу Но Эйку Де)
Тинбе-рочин
[ редактировать ]
Тинбе -рочин состоит из щита и копья. Это одно из наименее известных окинавских оружий. Тинбэ (щит) может быть изготовлен из различных материалов, но обычно его можно найти из лозы или тростника, металла или, как правило, из черепашьего панциря (исторически основным источником пищи на островах Рюкю , рыбной ловлей, были надежные поставки черепашьих панцирей). ). Размер щита обычно составляет около 45 см в длину и 38 см в ширину. Рочин (короткое копье) вырезают так, чтобы длина древка была равна расстоянию от предплечья до локтя, если его держать в руке. Наконечник копья выступает из древка, и его можно найти в самых разных вариантах: от копий до коротких мечей и орудий в стиле мачете.
Сансецукон
[ редактировать ]Сансэцукон похож на нунчаку, но состоит из трех частей из дерева (или металла в современных воплощениях), соединенных шнуром или цепью.
Быть
[ редактировать ]Мотыга распространена во всех аграрных обществах; на Окинаве кува также использовалась в качестве оружия с тех пор, как существовали фермеры. По сравнению с садовыми мотыгами, ручка, как правило, толще и обычно короче, как из-за роста Окинавы, так и из-за того, что большая часть сельского хозяйства ведется на склонах холмов, где длинные ручки могут быть помехой. Классическая форма лезвия представляет собой простой стальной прямоугольник с острой передней кромкой, но также может иметь раздвоенное лезвие с зубцами.
- Ката Матаёси Но Кува Ну Де
Текко
[ редактировать ]Тэкко представляет собой или течу разновидность кастета и в первую очередь берет свою основную форму использования из техники пустой руки, но также включает в себя рубящие движения. Тэкко обычно изготавливается по ширине руки с от одной до трех выступающими точками на передней части сустава, а также выступающими точками вверху и внизу сустава. Они могут быть изготовлены из любого твердого материала, но преимущественно из алюминия, железа, стали или дерева.
Суручин
[ редактировать ]Суручин . состоит из утяжеленной цепи или кожаного шнура и бывает двух видов: «тан суручин» (короткий) и «нага суручин» (длинный) Длина составляет около 150–152 см и 230–240 см соответственно. Это оружие, которое можно легко спрятать перед использованием, и поэтому оно может быть разрушительно эффективным. В современную эпоху, когда на одном конце имеется инструмент с лезвием, а на другом — груз, техники суруджина очень похожи на техники метеоритного молота или веревочного дротика. Кожаные шнуры используются для тренировок или кумитэ, тогда как цепи предпочтительнее для демонстрации, но исходным материалом была веревка (чаще всего конопляная).
- Нагай Кусари, Миджикай Кусари
- Матаёси Кобудо: Суручин-но Тосэки
Бо свадьбы
[ редактировать ]Нунти Бо ( 貫手棒 , букв. «Пронзающие руки Бо» ) похоже на копье, но обычно состоит из бо с саем в форме манджи, установленным на конце. Похож на трезубец и тришулу .
- Ката Нунти Шо, Ката Нунти Дай
Тамбо
[ редактировать ]Тамбо . , иногда пишется как танбо , представляет собой короткий посох (по сравнению с бо или хамбо), сделанный из твердой древесины или бамбука Его длина определяется путем измерения от кончика локтя до запястья. Тамбо можно использовать парами.
Ханбо
[ редактировать ]Ханбо — это деревянная или бамбуковая палка средней длины, используемая для нанесения ударов и техники соединения суставов. Его размер около 90 см, либо можно изготовить с учетом длины от бедра до щиколотки.
Сравнение стилей окинавского кобудо
[ редактировать ]В этой таблице сравниваются стили окинавского кобудо. Перечислено оружие, практикуемое каждым стилем. В перечисленных ниже стилях можно практиковать исключительно оружие, а другие боевые искусства (обычно каратэ также ).
Как правило, системы вооружения не оформляются автоматически как системы каратэ. Некоторые системы каратэ включают в свою учебную программу стандарт оружия, в то время как другие могут предлагать обучение обращению с оружием по желанию. В некоторых отдельных школах могут преподавать дополнительное оружие, которому не обязательно обучают другие в их системе.
Хотя многие системы каратэ не включают в себя оружие, отдельные школы могут преподавать окинавское кобудо. Эти системы карате могут быть перечислены здесь, а могут и не быть.
Основное боевое искусство практиковал |
Источник | Необходимый | Оружие | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бо | До | Тонфа | Нравиться | Нунчаку | Смерть | Тинбе-Рочин | Сансецукон | свадьбы | Быть | Текко | Он был | Суручин | Бо свадьбы | Тишина | Тамбо | Ханбо | ||||
Чито-рю | Каратэ | Япония и Окинава , Период Тайсё (1912–1926) |
? | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||||||||
Кейчу-рю | Каратэ | Соединенные Штаты, ? |
? | Да | Да | Да | Да | Да | ||||||||||||
Иссин-рю | Каратэ | Окинава , период (1952-1956) |
да | Да | Да | Да | ||||||||||||||
Матаеши | Окинавское кобудо | Окинава , Период Тайсё (1912–1926) |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||
Рюэй-рю | Каратэ | Окинава , Период Тайсё (1912–1926) |
да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||||
Мотобу-рю | Каратэ | Окинава , Период Тайсё (1912–1926) |
? | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||||||
Рюкю | Окинавское кобудо | Окинава , Период Тайсё (1912–1926) |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | ||||||||
Сёрин-рю | Каратэ | Окинава , Период Тайсё (1912–1926) |
да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||||||
Сюри-рю | Каратэ | Окинава , Период Тайсё (1912–1926) |
2 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||||||||
Токушинрюу | Окинавское кобудо | Окинава , Период Тайсё (1912–1926) |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||||
Яманни рю | Окинавское кобудо | Окинава , Период Тайсё (1912–1926) |
Да | Да | Да | Да | Да | Да | ||||||||||||
йошукай каратэ | Каратэ | Япония и Окинава , Период Тайсё (1912–1926) |
да | Да | Да | Да | Да | |||||||||||||
Мэйбукан Годзю-рю Годзюкай | Каратэ | Окинава |
да | Да | Да | |||||||||||||||
Уфутику Кобудо (Рюкю Денто Кобудзюцу Хозон Будо Кёкай) | Окинавское кобудо | Окинава | да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | ||
Сёрэй Годзю Рю | Каратэ | Окинава | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | ||||||||||
Сэйё Сёрин-рю | Каратэ | Окинава | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | ||
Мацубаяси-рю | Каратэ | Окинава | Да | Да | Да | Да | Да |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Донн Ф. Дрегер, 1973. Классическое Будо . ISBN 978-0-8348-0234-6 ., с. 135.
- ^ Всеяпонская федерация кендо (2000): Японско-английский словарь кендо. Токио. Страница 52.
- ^ Донн Ф. Дрегер и Робер В. Смит (1969). Комплексные азиатские боевые искусства . Коданша Интернэшнл. ISBN 978-0-87011-436-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]