Кадам (тибетский буддизм)

Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
![]() |
Часть серии о |
Махаяна Буддизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Школа Кадам ( тибетский : བཀའ་གདམས་པ་ , Уайли : bka' gdams pa ) тибетского буддизма — буддийская традиция XI века, основанная великим бенгальским мастером Атишей (982–1054) и его учениками, такими как Дромтон (1005–1064), тибетским буддийским мирянином. владелец. [1] Кадампа подчеркивал сострадание , чистую дисциплину и обучение. [2]
Наиболее очевидными учениями этой традиции были поэтапные учения на пути Махаяны . Эти специальные представления стали известны как лоджонг (тренировка ума) и ламрим (этапы пути). [3] Мастера Кадама, такие как Атиша, также способствовали изучению философии мадхьямаки . По словам Рональда М. Дэвидсона, «приход Атиши в Тибет в 1042 году стал пороговым моментом в расцвете буддизма и обеспечил стабильную основу для монашеской науки на следующую тысячу лет». [4]
С появлением новых школ тибетского буддизма, таких как Сакья и Гелуг , Кадам перестал существовать как независимая школа, а его монастыри, линии передачи и традиции были поглощены всеми основными школами тибетского буддизма. [5] Из-за этого линии передачи Кадампа оставались сильными еще долгое время после исчезновения школы. [2]
История традиции Кадам
[ редактировать ]Наиболее важной фигурой-основателем традиции Кадам является Атиша Дипанкара Шриджняна (982–1054), индийский буддийский мастер, который был известен как великий учитель в Викрамашиле и отправился в Тибет в 1037 году по приглашению князя по имени Джангчуб О. [6] Поэма Атиши « Светильник пути к просветлению» ( Bodhipathapradīpa ; тиб. Byang chub lam sgron ) была влиятельным текстом, в котором излагались этапы пути к состоянию будды. [6] Он также помогал переводить некоторые тексты на тибетский язык, преподавал буддизм и писал о практике Ваджраяны. [7] Основная цель преподавания Атиши заключалась в представлении всеобъемлющей буддийской системы Махаяны, а его многочисленные работы объясняют основные темы, такие как бодхичитта , шесть совершенств , две истины, зависимое происхождение , карма и философия Мадхьямаки . [1]
Со временем он привлек к себе несколько учеников, в том числе влиятельного Дромтонпа Гьелве Юнгне , который убедил Атишу остаться в Тибете на неопределенный срок. Этот буддийский кружок был частью «позднего распространения» буддизма в Тибете. [8] Со временем эта традиция стала известна как Кадампа. Название означает тех, кто обучает буддийским писаниям ( бка ) посредством личных наставлений ( гдамс ). [9]
После смерти Атиши в 1054 году его главный ученик Дромтон стал главным лидером традиции Кадам. Он основал монастырь Радренг в 1056 году. [9] Другим важным учеником был Нгог Легпай Шераб, он основал Сангпу Нейтог в 1071 году. По словам Сэма Ван Шайка, «оба монастыря следовали принципу Атиши, сочетающему практику тантрической медитации с твердым соблюдением монашеского кодекса и строгой ученостью». [9] Монастырь Ретинг располагался в долине Ретинг Цангпо к северу от Лхасы . В близлежащих долинах Пхенпо Чу и Гьяма также располагалось множество крупных монастырей Кадампа. [10]
Тремя основными учениками Дромтона были По то ба Ринчен гсал (Потова), Спьян мнга' ба Тшул кхримс 'бар (Чен Нгава) и Бу чунг ба Гжон ну rgyal mtshan (Бу чунгва). Из этих трех происходят основные линии учения Кадама: (1) линия авторитетных трактатов (gzhung), (2) линия основных наставлений (gdams ngag) и (3) линия устных наставлений (man ngag) соответственно. [11] Эти «три брата», как их стали называть, путешествовали по Центральному Тибету, обучая и продвигая орден Кадампа. [12]
Особенно в XI и XII веках монастырь в Сангпу стал доминирующим учреждением Кадампа, известным своей ученостью. [12] По словам Ван Шайка, «Сангпу стал центром возрождения тибетской буддийской схоластики». Он поддерживал учебную программу, которая охватывала Праджняпарамиту , праману , винаю и абхидхарму . [9] Другим влиятельным монастырем Кадам для буддийской науки был монастырь Нартанг , основанный в 1153 году Тумтоном Лодро Драком (ок. 1106-1166). По словам Туптена Джинпы , эти два учебных центра «стали доминировать в изучении классического индийского буддизма, особенно в области эпистемологии, психологии абхидхармы и феноменологии, схоластических исследований литературы о совершенстве мудрости и философии пустоты Срединного пути». [13]
Из-за влияния и известности других тибетских буддийских школ, таких как Сакья, Гелуг и Кагью, Кадампа перестала существовать как независимая традиция к концу 16 века, а их монастыри и линии передачи были поглощены другими школами. [14]
Учение и исследование
[ редактировать ]

Авторитетные трактаты
[ редактировать ]В линии передачи «Авторитетные трактаты» Путова Ринченсела (1031–1106) особое внимание уделялось тщательному изучению шести классических индийских буддийских текстов: [11]
- » Асанги « Бодхисаттвабхуми , раздел его Йогачарабхуми Шастры.
- Махаяна Майтрейянатхи -сутраламкара-карика , Йогачары произведение
- Шантидевы Шикшасамукчая
- Шантидевы Бодхисаттвачарьяватара
- Джатакамала Арьясуры
- Уданаварга
Более того, по словам Туптена Джинпы, «изучение этих трактатов дополняется дальнейшими классическими произведениями индийского буддизма, такими как «Фундаментальная мудрость срединного пути» Нагарджуны (второй век) , его «Семьдесят строф о пустоте» , а также « Вступление в две истины» и «Наставление о пустоте» Атиши. Срединный путь ». [15]
Стипендия
[ редактировать ]Атиша был последователем школы Мадхьямаки и ввел дополнительное изучение работ Чандракирти и Бхавивеки . [16] Философия Мадхьямаки Атиши представляла собой синтез, основанный на работах Бхавивеки и Чандракирти. Атиша преподавал Мадхьямаку, используя « Таркаджвалу » Бхавивеки и «Мадхьямакаратнапрадипу» в качестве введения, а затем обучал продвинутых учеников «Мадхьямакаватаре » Чандракирти . [17]
Позже Кадампы (особенно в Сангпу) продолжили схоластическое изучение индийской буддийской философии. В Сангпу Кадампас также изучал индийских буддийских философов-праманавадов, таких как Дхармакирти . Однако, в отличие от Дхармакирти и других тибетских буддистов, которые следовали Йогачара-Мадхьямаке Шантаракшиты (725–788), Кадампы (вслед за Чандракирти) вместо этого защищали форму реализма в отношении общепринятой истины. Таким образом, они условно признали существование внешних объектов. [18]
Философы-переводчики Кадам-мадхьямика из Сангпу, такие как Нгог Лоден Шераб (1059–1109) и Чаба Чокьи Сенге (1109–1169), переводили и выпускали работы по мадхьямаке и эпистемологии ( прамана ). Эти философские работы оказали влияние на более позднюю философию тибетского буддизма. [18] Их работа оказала длительное влияние на тибетскую буддийскую схоластику, и к XII веку их учебная программа стала частью основного направления буддийского обучения в Центральном Тибете . [19] Также в Сангпу у Чапы Чокьи Сенге учился Сонам Цемо (1142–1182), один из основателей традиции Сакья . [20]
Другой важный комментатор мадхьямаки, Патсаб Ньима Дракпа учился в Кашмире . (1055-1145?), также был монахом монастыря Сангпу и также [21] [22] Комментарий Патсаба к «Муламадхьямакакарике» Нагарджуны , по-видимому, является первым тибетским комментарием к этому произведению. Его интерпретация была основана на тал'гьюр методе Чандракирти (который Патсаб назвал ба, то есть прасангика ), и он отличался от метода Нгога и Чабы, rang rgyud pa или сватантрика . [23] [22] Один из учеников Патсаба, Мабджа Чангчуб Цондру Нагарджуны , стал известен своим влиятельным комментарием к «Муламадхьямакакарике» . [24]
Устные передачи и важные инструкции
[ редактировать ]Двумя другими важными ранними линиями передачи Кадампа были линия устных передач Кадам ( man ngag ), доверенная Фу-чунгве Сёну Гьялцену (1031–1106), и линия основных наставлений Кадам ( gdams ngag ), полученная Ченгавой Цултримом Баром (1033–1103). По словам Джинпы, «линия основных наставлений Кадам Ченгавы подчеркивает подход, при котором основные наставления Атиши, а не классические трактаты, являются ключевой основой для практики. Эти наставления включают руководство по четырем истинам, переданное через Ченгаву, руководство по двум истинам. переданное через Налджорпу, и руководство по взаимозависимому происхождению, переданное через Пучунгва». [25]
Линия устной передачи Фу-чунгвы была сосредоточена на изучении учений, содержащихся в «Книге Кадама» . [25]
Эти инструкции передавались только одному ученику в каждом поколении за одну передачу, пока секретность не была снята во времена Нартанга Сёну Лодро. Позже эти учения были включены в линию Карма Камцанг Кагью Палом Цуглаком Тренгвой и в Гелуг линию Первым Далай-ламой .
Ламрим
[ редактировать ]Школа Кадам была также известна своей постепенной пошаговой схемой буддийского пути Махаяны, которая записана в текстах, известных как «шаги пути» ( лам рим ) или «этапы учения» ( бстан рим ). Обычно они делили практикующих буддистов на три типа, кульминацией которых являются тантра и состояние будды . Атиши «Бодхипатхапрадипа» является классическим местом этого жанра, другие произведения включают «Краткие трактаты Атиши» ( Jo bo'i chos chung ). Многие более поздние Кадампы написали различные произведения о поэтапном пути. [26] Эти работы обычно начинаются с размышлений о редкости человеческого перерождения, непостоянстве и карме. [26]
Этот жанр был чрезвычайно влиятельным в Тибете, и все школы тибетского буддизма в конечном итоге разработали свои собственные тексты Ламрима, Атиши основанные на «Бодхипатхапрадипе» , такие как Гампопы « Драгоценное украшение освобождения» и Цонкапы . три произведения Ламрима [26] [27]
Линия Лоджонг
[ редактировать ]
Линия Кадампа также была известна устной традицией, называемой лоджонг («тренировка ума»), которая фокусировалась на развитии бодхичитты посредством различных созерцаний и умственных техник, таких как созерцательное принятие страданий всех существ и дарование им всего своего счастья (медитация, известная как Тонглен ). [26] Одним из самых ранних примеров текста лоджонга является « Драгоценная гирлянда бодхисаттвы Атиши». [28]
Учение Лоджонга также известно как «Инструкции по тренировке ума в традиции Махаяны» ( Wylie : theg chen blo sbyong ). По словам Гендуна Другпы , Атиша получил три строки передачи Лоджонга , но сведения о том, от кого, существуют противоречивые. Принято считать, что он получил учения на Суматре от Дхармакиртишри ( Уайли : gser gling pa ), [29] а иногда как Дхармаракшита . [30] В первом случае Дхармаракшита идентифицируется как учёный монашеского университета Одантапури . Он также известен как автор «Колеса острого оружия» (тиб. blo-sbyong mtshon-cha 'khor-lo ), еще одного из самых ранних произведений лоджонга. [31] Последним главным учителем Лоджонга был индийский мастер Майтрийоги. Атиша тайно передал их своему главному ученику Дромтону, который передал их таким фигурам, как Потова, который, в свою очередь, передал линию передачи Шараве (1070–1141).
Во времена Трех Благородных Братьев Кадампа (главных учеников Дромтона) многие из этих устных учений были собраны вместе и объединены в Ламрим . Однако в то время линии передачи Суварнадвипи Дхармакирти все еще держались в секрете. Когда пришло время, учения Лоджонг были публично раскрыты. Кхама Лунгпы Тексты Кадама Лоджонга включают «Восемь занятий для тренировки ума» ( Wylie : blo sbyong thun brgyad ma ), Лангри Тангпы (1054–1123) «Восемь стихов для тренировки ума» ( Wylie : blo sbyong tshig brgyad ma Сангье Гомпы. ), « А» Публичное объяснение ( Уайли : tshogs bshad ma ) и » Чекавы Еше Дордже (1102–1176) «Семь пунктов тренировки ума ( Wylie : blo sbyong don bdun ma ).
Начиная с Кхамлунгпы, Лангри Тангпы и Чекавы Еше Дордже, они стали достоянием общественности, а позже были интегрированы во все четыре тибетские буддийские школы. (Эти тексты Кадампа-Лоджонг были собраны в антологию «Сто текстов по тренировке ума» ( Wylie : blo byong brgya rtsa ).
Тантрическая практика
[ редактировать ]Кадам практиковали буддизм Ваджраяны и, таким образом, включили в свою традицию тантрические практики, которые считались передовой практикой для людей с более высокими способностями. [26] Высшая практика йога-тантры Кадампы была основана на Гухьясамадже и Чакрасамваре . [1] Между тем, тибетские источники упоминают, что главными божествами медитации Атиши были Шакьямуни , Авалокитешвара , Ачала и Тара . [26] Школа Кадам, по-видимому, также создала свою собственную тантрическую систему, называемую «шестнадцать сфер» (thig le bcu Drug), основанную на тысячеруком Авалокитешваре как центральном божестве. Эта система до сих пор практикуется в монастыре Ретинг . [26]
Популярный буддизм
[ редактировать ]
По словам Рональда М. Дэвидсона, мастера Кадампы первыми разработали популярные стратегии интеграции тибетских мирян в повседневную буддийскую деятельность. В их число вошли
продвижение популярных методов обучения, развитие культов, изображающих любящих буддийских божеств (особенно Авалокитешвару и Тару), распространение художественных представлений, обучающих этим идеалам, в местах, доступных для всех, а также создание легко запоминающихся стихов для песен. [32]
Дэвидсон далее добавляет, что Кадампы продвигали более эгалитарный идеал, чтобы противостоять «элитной предвзятости большинства форм буддизма, распространенных в то время по всему Тибету». По словам Дэвидсона:
В своей литературе они сохраняют учение, приписываемое Атише, о том, что монахи «с этого дня не обращают внимания на имена, не обращают внимания на кланы, но с состраданием и любящей добротой всегда медитируют на мысли о пробуждении (бодхичитте)». Этот идеал был широко распространен во всем индийском буддизме и на словах провозглашался в Тибете одиннадцатого века, но его реализация означала фундаментальное изменение педагогического метода, поскольку монахам пришлось доносить буддийские идеи до населения. В конечном итоге на это изменение внесли Ченнга и Потоба, которые разработали стиль преподавания, включающий в свои презентации популярные образы и анекдоты. [33]
Потоба (Путова), в частности, был известен своим вниманием к популярным выражениям и использованием в своем обучении историй и наглядных примеров, которые нравились массовой аудитории. Потобы собрано несколько сотен рассказов и анекдотов В «Учении примерами» . Изобилие драгоценных камней ( dPe chos rin chen spungs pa ). [33] Многие из этих примеров до сих пор используются тибетскими учителями. [34]
Популярные программы голодания ( смьюнг гнас ), основанные на Авалокитешваре, также были представлены Кадампасом. [34]
Школа Гелуг, «Новая Кадампа».
[ редактировать ]
Дже Цонкапа , тибетский реформатор, собрал все три линии передачи Кадам и объединил их вместе с учениями Сакья , Кагью и другими учениями в новый синтез. Кадампы, последовавшие за ним, были известны как «Новые Кадампы» или, чаще, как Ганденпа или « Гелугпа ». [14]
Три другие школы тибетского буддизма ( Ньингма , Сакья , Кагью ) также интегрировали учения Лоджонга ( Wylie : blo sbyong ) в свои линии передачи. Гампопа ( Wylie : sgam po pa ), который шесть лет учился в традиции Кадам и стал позже главным учеником Миларепы ( Wylie : mi la ras pa ), включил учения Лоджонга и Ламрима в свою линию передачи, Карма Кагью ( Wylie : ка рма бка' бргюд ).
В настоящее время традиция Гелуг сохраняет и передает линию Кадам библейских традиций шести канонических текстов . Вместе с Традицией Дагпо Кагью они хранят и передают Сущностные Наставления Шестнадцати Сущностей , а Традиция Дагпо Кагью хранит и передает Ключевые Наставления Четырех Благородных Истин .
Говорят, что одним из самых важных высказываний мастеров Кадама является
Увидьте гармонию во всех доктринах. Получайте наставления из всех учений. [35]
Современная «Новая традиция Кадампа».
[ редактировать ]В 1991 году Келсанг Гьяцо основал «спорную» организацию. [36] [37] [38] новое религиозное движение он назвал « Новой традицией Кадампа» (НКТ).
Дже Цонкапа называл свой монашеский орден «Новым Кадамом». [39] Термин Гелуг вошёл в употребление только после его смерти. [40] NKT-IKBU объясняет, что они независимы от других современных тибетских буддийских центров и тибетской политики, хотя и заявляют, что принадлежат «той же традиции», что и гелуг. По словам собственного публициста NKT, цель использования термина «Новый буддизм Кадампа» для обозначения их учений не в том, чтобы внести путаницу в отношении их происхождения, а в том, чтобы побудить студентов подражать чистоте и искренности оригинальной школы Кадам. [41]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Силк, Джонатан А; фон Хинубер, Оскар; Эльтшингер, Винсент; Боуринг, Ричард; Радич, Майкл (2015). Энциклопедия буддизма Брилла: Том II Жизни , стр. 1145–1158. Брилл.
- ^ Jump up to: а б Чокьи Драгпа (2015). Освещение тридцати семи практик бодхисаттвы , Глоссарий. Саймон и Шустер .
- ^ ( Buswell 2014 , стр. 123)
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2008). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры , с. 108. Издательство Мотилал Банарсидасс.
- ^ Ван Шайк, Сэм (2016). Дух тибетского буддизма, с. 33. Издательство Йельского университета.
- ^ Jump up to: а б Ван Шайк, Сэм (2016). Дух тибетского буддизма, стр. 30-31. Издательство Йельского университета.
- ^ Ван Шайк, Сэм (2016). Дух тибетского буддизма, стр. 31-32. Издательство Йельского университета.
- ^ Ван Шайк, Сэм (2016). Дух тибетского буддизма, с. 32. Издательство Йельского университета.
- ^ Jump up to: а б с д Ван Шайк, Сэм (2016). Дух тибетского буддизма, с. 33. Издательство Йельского университета.
- ^ МакКью, Гэри (октябрь 1999 г.). Треккинг в Тибете: Путеводитель для путешественника . Книги альпинистов . п. 118 . ISBN 978-0-89886-662-9 .
- ^ Jump up to: а б Басуэлл-младший, Роберт Э.; Лопес-младший, Дональд С. (2013). Принстонский словарь буддизма, стр. 123. Издательство Принстонского университета.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Рональд М. (2008). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры , стр. 278-79 Издательство Motilal Banarsidass.
- ^ Джинпа, Туптен (2014) Книга Кадама: Основные тексты, стр. 5. Саймон и Шустер .
- ^ Jump up to: а б Джинпа, Туптен (15 июля 2008 г.). Книга Кадама: основные тексты . Публикации мудрости . п. 10. ISBN 978-0-86171-441-4 .
- ^ Джинпа, Туптен (2014) Книга Кадама: Основные тексты, стр. 9. Саймон и Шустер .
- ^ Apple, Джеймс Б. (2019). Атиша Дипамкара: Просветитель пробужденного ума, с. 3. Публикации Шамбалы.
- ^ Apple, Джеймс Б. (2019). Драгоценности Срединного Пути: Наследие Мадхьямаки Атиши и его ранних тибетских последователей, Введение, стр. 1-62 . Саймон и Шустер .
- ^ Jump up to: а б Эммануэль, Стивен М. (2015) Спутник буддийской философии, с. 405. Джон Уайли и сыновья.
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2008). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры , с. 114. Издательство Мотилал Банарсидасс.
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2008). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры , стр. 339-40. Издательство Мотилал Банарсидасс.
- ^ Ван Шайк, Сэм (2016). Дух тибетского буддизма, с. 79. Издательство Йельского университета.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Рональд М. (2008). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры , с. 279. Издательство Мотилал Банарсидасс.
- ^ Вос, Кевин А. (2015) Возрождение Чандракирти: споры о тибетском создании Прасангики , стр. 7
- ↑ Мабджа Джангчуб Цёндру, Орнамент разума: Великий комментарий к «Корню Срединного пути» Нагарджуны , Итака: Снежный лев, 2011
- ^ Jump up to: а б Джинпа, Туптен (2014) Книга Кадама: Основные тексты, стр. 9. Саймон и Шустер .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рослер, Ульрика (2019). Кадампа: формирующее движение тибетского буддизма. Оксфордский университет. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780199340378.013.568 .
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2008). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры , с. 288. Издательство Мотилал Банарсидасс.
- ^ Джинпа, Туптен (2014) Книга Кадама: Основные тексты, стр. 4. Саймон и Шустер .
- ^ Дхаргей, геше Нгаванг (1 января 2001 г.). Антология хорошо изложенных советов по поэтапным путям ума (Том 1) . Дхарамсала , Индия : Библиотека тибетских произведений и архивов. Детство и отречение от княжеской жизни. ISBN 978-81-86470-29-9 .
- ^ Берзин, Александр (декабрь 1999 г.). «Общее объяснение семиточечной тренировки отношения» . Часть первая: Первые четыре пункта . Изучайте буддизм . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Туптен Джинпа. Книга Кадама: основные тексты . (Публикации мудрости: Бостон, Массачусетс, 2008 г.), 628nn129.
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2008). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры , с. 249. Издательство Мотилал Банарсидасс.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Рональд М. (2008). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры , с. 251. Издательство Мотилал Банарсидасс.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Рональд М. (2008). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры , с. 252. Издательство Мотилал Банарсидасс.
- ^ «Движение Риме (Рис-Мед) Джамгона Конгтрула Великого, автор Рингу Тулку» . Архивировано из оригинала 15 июля 2014 г. Проверено 1 июля 2014 г.
- ^ Блак, Р. (2006). Британский буддизм: учения, практика и развитие. Критические исследования Рутледжа в буддизме. Лондон: Рутледж. п. 129
- ↑ Конфликт Дордже Шугдена: интервью с тибетологом Тьерри Додином , 8 мая 2014 г. Проверено 12 мая 2014 г. «НКТ можно типологически охарактеризовать как культ на основании его организационной формы, чрезмерного группового давления и слепого подчинения своему основателю. ."
- ^ Миллс, Мартин (2003) Идентичность, ритуал и государство в тибетском буддизме - Основы авторитета в монашестве Гелукпа, стр. 366, Рутледж
- ^ Козорт, Д.. Цитируется в Heine, S., & Prebish, CS (2003). Буддизм в современном мире: адаптации древней традиции . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 230.
- ^ Лопес, Дональд С. (1998). Узники Шангри-Ла: тибетский буддизм и Запад . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 193
- ^ Белитер, Джеймс. «Современные кадампы. История и развитие новой традиции кадампа» . Буддийский центр Тара. Архивировано из оригинала 17 июня 2008 г. Проверено 16 сентября 2008 г.
Басвелл, Роберт младший , изд. (2014). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691157863 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гендун Друп (25 июня 1993 г.). Великая тренировка ума . Перевод Маллина, Гленна . Публикации Снежного Льва . ISBN 0-937938-96-3 .
- Конгтрул, Джамгон (2 мая 2000 г.). Великий путь пробуждения: классическое руководство по использованию буддийских лозунгов Махаяны для укрощения разума и пробуждения сердца . Публикации Шамбалы . ISBN 1-57062-587-5 .
- Атиша (01 мая 2000 г.). Полное собрание сочинений Атиши, «Светильник пути» и комментарии . Перевод Шерберна, Ричарда. Индия : Адитья Пракашан. ISBN 81-7742-022-4 .
- Ринчен, геше Сонам; Сонам, Рут (25 сентября 1997 г.). Лампа Атиши на пути к просветлению . Публикации Снежного Льва . ISBN 1-55939-082-4 .
- Джинпа, Туптен (28 ноября 2005 г.). Тренировка разума: Большая коллекция (Библиотека тибетской классики) . Публикации мудрости . ISBN 0-86171-440-7 .
- Тулку, Рингу (9 октября 2007 г.). Философия Ри-ме Джамгона Конгтрула Великого: исследование буддийских линий передачи Тибета . Публикации Шамбалы. ISBN 1-59030-464-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]