Буддхапалита
Часть серии о |
буддизм |
---|
Буддхапалита ( китайский : Будда-защитник ; тибетский : Желание , Уайли : поет rgyas bskyangs , fl. V-VI вв. н.э.) был индийским буддийским комментатором произведений Нагарджуны и Арьядевы. махаянским [1] [2] Его «Муламадхьямака-вритти» является влиятельным комментарием к « Муламадхьямакакарике» . [2]
Работы Буддхапалиты с комментаторским подходом подверглись критике со стороны его современника Бхавивеки , а затем были защищены более поздним Чандракирти ( ок. 600–650). [3]
Более поздняя тибетская схоластика (начиная с 11 века) будет характеризовать эти два подхода как школы прасангики (Буддхапалита-Чандракирти) и сватантрики (Бхавивеки) философии Мадхьямаки (но эти термины не встречаются в индийских санскритских источниках). [1] [4]
Обзор
[ редактировать ]О жизни Буддхапалиты мало что известно. [2] По некоторым данным, он родился в Южной Индии. [1]
Единственная сохранившаяся работа Буддхапалиты - это его «Буддапалита-Муламадхьямакавритти» , комментарий к «Муламадхьямакакарике» Нагарджуны (ММК). Комментарий сохранился на тибетском языке (а не на оригинальном санскрите), содержит 27 глав и разделен на десять разделов. Тибетский перевод был завершен Джнянагарбхой и Клуи Гьял Мтшаном в начале 9 века. [5] Согласно Таранатхе и колофону к комментарию Буддхапалиты, Буддхапалита составил множество других комментариев, но они не сохранились. [6]
Буддхапалита -Муламадхьямакавритти (тиб.: dbu ma rtsa ba'i 'grel pabuddhapalita) тесно связана с более ранним комментарием к MMK Нагарджуны, называемым Акутобхайя. Действительно, в различных местах (особенно в последних пяти главах) тибетские тексты очень похожи или идентичны, и около трети комментариев Буддхапалиты взято из Акутобхайи . [7] [1] В этом тексте Буддхапалита также иногда цитирует Арьядеву. [8]
Как отметил Ян Вестерхофф, метод Буддхапалиты опирается исключительно на философский метод прасангавакья ( reductio ad абсурдум, буквально «консеквенциалистский»). Этот метод основан на выявлении необходимых, но нежелательных последствий тезиса оппонента без сохранения каких-либо контртезисов или предложений, которые необходимо доказать в свою очередь. [1]
Как объясняет Дэвид Сейфорт Рюгг : [9]
Буддхапалита представляет собой консервативное течение в мысли Мадхьямаки, которое сопротивлялось принятию логико-эпистемологических новшеств, которые в то время были привнесены в философию Махаяны (например, Дигнагой , ок. 480—540). Таким образом, он не использовал независимые выводы для обоснования утверждений Мадхьямики; и он использовал хорошо зарекомендовавший себя метод прасанги, который указывает на необходимые, но нежелательные последствия, вытекающие из тезиса или предложения, призванного доказать что-то относительно сущности. С точки зрения мадхьямики, этот метод имеет то преимущество, что не заставляет критика, использующего прасангу, занимать противоположную позицию и поддерживать противоречивость того, что он отрицает, что, как мадхьямика, он счел бы столь же ошибочным, как и позиция у него есть отрицание. Соответственно, процедура Буддхапалиты соответствует процедуре Нагарджуны, изложенной в ММК и Виграхавьявартани .
Точно так же, по мнению Сайто, «фундаментальное правило вывода», которое Буддапалита использует в своем комментарии, — это доведение до абсурда, основанное на Modus tollens . [10]
Основной философско-методологический подход Буддхапалиты заключался в объяснении им философии Нагарджуны методом прасангавакьи ( reductio ad абсурда ). То есть, не поддерживая ни одного тезиса или предложения, которое необходимо было доказать, он пытался указать на необходимые, но нежелательные последствия, вытекающие из тезиса оппонента, не являющегося мадхьямакой.
Другой мыслитель Мадхьямаки, Бхавивека , раскритиковал метод комментариев Буддхапалиты за то, что он не использовал логические автономные выводы ( сватантранумана ; Уайли : rang rgyud rjes dpag ) при разработке аргументов Мадхьямаки. [6] Более поздний комментатор, Чандракирти (7 век н.э.), написал комментарий «Ясные слова» ( Прасаннапада ) к MMK, основанный на работе Буддхапалиты. Чандракирти защищает метод Буддхапалиты и опровергает утверждение Бхавивеки об автономных силлогизмах . [11]
Из-за этих дебатов тибетцы называют Бхавивеку первой сватантрикой (современный обратный перевод тибетского термина Ран rgyud pa ), отличая его систему Мадхьямаки от прасангики (тибетский: Thal 'gyur ba ), системы Чандракирти и Буддхапалиты. Однако эти классификации философии Мадхьямаки не существуют в индийских источниках и были изобретены тибетскими учеными. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Вестерхофф, Ян . Золотой век индийской буддийской философии . Издательство Оксфордского университета . п. 122-123. ISBN 978-0198732662 .
- ^ Jump up to: а б с Рюгг 1981, с. 60.
- ^ «Буддапалита» . Оксфордский справочник . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Рюгг 1981, стр. 58-59.
- ^ Сайто 1984, стр. xi.
- ^ Jump up to: а б Сайто 1984, с. ix.
- ^ Рюгг 1981, с. 61.
- ^ Сайто 1984, с. xxviii.
- ^ Рюгг 1981, с. 60.
- ^ Сайто 1984, с. XXV.
- ^ Сайто 1984, пикс.
Источники
[ редактировать ]- Рюгг, Дэвид С. (1981) http://dx.doi.org/10.1037/0033-295X.103.1.13 . Отто Харрасовиц; Висбаден.
- Сайто, А. (1984) Исследование Буддхапалиты-Муламадхьямакавритти . доктор философии дисс.; Австралийский национальный университет.
- Ян Джеймс Коглан (2021) Комментарий Буддхапалиты к Срединному пути Нагарджуны: Буддхапалита-Муламадхьямака-Вритти (Сокровищница буддийских наук) ; Публикации мудрости.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект перевода Муламадхьямака-Вритти-Буддапалита. Архивировано 21 февраля 2018 г. на Wayback Machine.