Переводчик
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Тулку ( тибетский : སྤྲུལ་སྐུ་ , Wylie : sprul sku , ZYPY : Zhügu , также tülku , trulku ) — отличительный и значимый аспект тибетского буддизма , воплощающий концепцию просветлённых существ, принимающих телесные формы для продолжения линии конкретных учений. Термин «тулку» происходит от тибетского слова «sprul sku», которое первоначально относилось к императору или правителю, принявшему на Земле человеческий облик, что означало божественное воплощение. Со временем этот термин развился в тибетском буддизме и стал обозначать материальное существование высококвалифицированных буддийских мастеров, целью которых является обеспечение сохранения и передачи определенной линии передачи.
Система тулку зародилась в Тибете, что особенно связано с признанием второго Кармапы в 13 веке. С тех пор было создано множество линий передачи тулку, каждый из которых играет особую роль в сохранении и распространении определенных учений. Другими выдающимися примерами тулку являются Далай-ламы , Панчен-ламы , Самдинг Дордже Пхагмос , Кхьенцес , Шабдрунг Ринпоче и Конгтрулы .
Процесс распознавания тулку включает в себя сочетание традиционных и сверхъестественных методов. Когда тулку умирает, собирается комитет старших лам, чтобы определить его реинкарнацию. Они могут искать знаки, оставленные ушедшим тулку, обращаться к оракулам, полагаться на сны или видения, а иногда даже наблюдать такие природные явления, как радуга. Этот процесс сочетает в себе мистицизм и традиции, чтобы определить преемника, который продолжит учение своего предшественника.
Западный тулку является признанным преемником ламы или мастера дхармы, родившегося на Западе и обычно нетибетского этнического происхождения. Это признание вызвало дебаты и дискуссии относительно культурной адаптации и аутентичности жителей Запада в рамках традиционной тибетской системы тулку. Некоторые утверждают, что жителям Запада следует изучать свои собственные формы буддизма, а не пытаться вписаться в эту систему. Западным тулку может быть трудно добиться признания среди мирян и даже других монахов. Как правило, западные тулку не следуют традиционной тибетской монашеской жизни и обычно покидают свои родные монастыри в поисках альтернативной карьеры, не обязательно в качестве капеллана. [ 1 ]
Этимология и значение
[ редактировать ]Слово སྤྲུལ или «спрул» (современный лхасский тибетский [ʈʉl] ) было глаголом в древнетибетской литературе и использовалось для описания བཙན་པོ་ бцанпо («император»/天子). [ нужна ссылка ] приняв человеческий облик на земле. Таким образом, идея принятия телесной формы является местной религиозной идеей, чуждой индийскому буддизму и другим формам буддизма (например, тхеравадин или дзэн). Термин тюльку стал ассоциироваться с переводом санскритского философского термина нирманакая . Согласно философской системе трикайи или трёх тел Будды , нирманакая — это «тело» Будды в смысле тела-ума (санскрит: намарупа ). Таким образом, личность Сиддхартхи Гаутамы , исторического Будды, является примером нирманакаи.
Со временем местные религиозные идеи были ассимилированы новым буддизмом; например, спрул стал частью составного существительного, སྤྲུལ་སྐུ་'sprul.sku' ("тело воплощения" или "тюльку", а "бцан", термин, обозначающий имперского правителя Тибетской империи, стал своего рода горным божеством ). Валентин резюмирует изменение значения слова тюльку : «Этот термин, который первоначально использовался для описания Будды как «магической эманации» просветления, лучше всего переводить как «воплощение» или «стойкое воплощение», когда он используется в контексте система тулку для описания патриархов, которые надежно возвращаются в человеческий облик». [ 2 ]
Согласно «Свету бесстрашной нерушимой мудрости» Кхенпо Цеванга Донгьяла: термин «тулку » «обозначает того, кто является «благородным» (или «самоотверженным», согласно использованию Будды), и используется в буддийских текстах для обозначения высокодостигнутого существа, достигшего первого уровня. бхуми, уровень достижения, который действительно лишен эго или выше». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Практикующие более высокого уровня Ваджраяны , достигшие сиддхи и овладевшие бардо умирания, бардо дхарматы или бардо становления, могут переродиться как тюльку. [ 3 ] По словам Кхенпо Каванг Пелзанг:
Эту форму переноса практикуют новички на пути накопления, которые получили посвящение и уважают самайи, имеют хорошее понимание воззрения и практиковали фазу зарождения как путь, но не овладели ею. Хотя им не хватает необходимой уверенности для освобождения в ясном свете в момент смерти или в промежуточном состоянии абсолютной реальности, приняв прибежище и молясь своему учителю в промежуточном состоянии, они могут закрыть путь к неблагоприятному чреву и выбрать благоприятное перерождение. Движимые состраданием и бодхичиттой, они отправляются в чистое поле будды или, если это не удается, рождаются тулку, рожденными от родителей, практикующих Дхарму. В следующей жизни они будут освобождены. [ 3 ]
Помимо Тибета, тибетский буддизм является традиционной религией в Китае и Монголии. Монгольское слово, обозначающее тюльку , — qubilγan , хотя таких людей также можно называть почетным титулом qutuγtu (тиб.: phags-pa и санскр. arya или высший , не путать с исторической фигурой, «Phags-pa Lama или приписываемый ему сценарий ( Пхагс-па сценарий ), или хутагт на стандартном диалекте Халха . Китайское слово, обозначающее тюльку, — huófó (活佛), что буквально означает «живой Будда».
Оценки
[ редактировать ]Тибетцы признают как минимум три степени тулку. По сообщению Питера Бишопа, три из этих оценок: [ 4 ]
- Ламы низкого уровня - любой монах, удостоенный человеческого перерождения.
- Почти совершенные существа – это высококвалифицированные практики, которые намеренно перевоплощаются для выполнения определенной цели или миссии.
- Воплощенные Бодхисаттвы – наиболее полное чувство тулку, эта степень включает в себя только основные линии передачи тулку, такие как Кармапы , Далай-ламы и Тай Ситупы .
История
[ редактировать ]В строгом смысле, тулку — это тибетский перевод санскритского нирманакая , которое относится к «преобразованию» или «телу эманации» Будды . Таким образом, Тулку — это физическая «форма, в которой Будда является обычным существам». [ 5 ]
Родственный термин на тибетском языке - янси (буквально «возрождение» или «перестановка»), который относится к просветленному мастеру, который вернулся в земное существование ради блага живых существ. Хотя понятие нирманакаи встречается во всем буддизме Махаяны и является неотъемлемой частью доктрины трикая ( «Три тела»), концепция янси является уникальной тибетской. Тулку, как титул, относится к тому, кто признан янси мастера. [ 6 ]
Оно возникло в контексте политического вакуума, вызванного убийством Ралпачена , в результате которого монашеские центры приобрели политическую власть во время второго распространения буддизма в Тибете. [ 7 ] Он имел «чисто политико-торговое происхождение и функции». [ 8 ] и позже стал важным духовным учреждением. Однако некоторые комментаторы утверждают, что политический сдвиг «был привит к традиции признания реинкарнаций, а не наоборот». [ 8 ] Террелл В. Уайли писал, что система тулку «развилась в тибетском буддизме прежде всего по политическим причинам». [ 9 ] в то время как Реджинальд Рэй утверждал, что такая точка зрения игнорирует «упускает, пожалуй, ее самую отличительную черту», а именно ее «важные идеологические и религиозные аспекты», [ 10 ] быть «глубоко укорененным» в концепции бодхисаттвы . [ 9 ]
Тулку были связаны с правящей властью с момента ее возникновения, выражая коренные тибетские представления о королевской власти. [ 11 ] Эта система вытеснила более раннюю модель монашеского управления, в которой религиозный глава, соблюдающий целомудрие, исполнял обязанности аббата, в то время как его брат, женатый административный глава, продолжал семейную линию, а его старший сын становился следующим религиозным главой, создавая систему дядя-племянник. наследства. [ 12 ] Первым признанным тулку был, пожалуй, Рангджунг Дордже, Третий Кармапа-лама . [ 13 ]
Джузеппе Туччи проследил происхождение концепции тулку от индийской Ваджраяны , особенно в фрагментарной биографии Майтрипады, которую он обнаружил в Непале . [ 14 ] Система тулку сохранения линий Дхармы возникла в Тибете после XII века, причем первым признанным тулку был, возможно, Рангджунг Дордже, Третий Кармапа-лама . [ 13 ] Иностранные тулку были идентифицированы, по крайней мере, с шестнадцатого века, когда внук монгольского Алтан-хана был признан 4-м Далай-ламой . Обращение монголов в буддизм сыграло политическую роль и позволило Тибету построить более тесные отношения с монгольской династией Юань . [ 15 ] Однако традиционно тулку признавались только в тибетских культурных регионах, включая Тибет, Непал, Монголию и Бутан . [ 16 ]
Аннексия Тибета Китаем в 1959 году вызвала массовые социальные потрясения. Это усилилось во время Культурной революции , которая нанесла непоправимый ущерб институтам и традициям, составляющим тибетский буддизм как одну из четырех древних традиций . В результате тибетский буддизм процветал в районах тибетской культуры, не находящихся под властью Китая, таких как Непал, Бутан и некоторые районы Северной Индии . В Индии традиционная монашеская система в основном сохранилась, а система тулку остается политически значимой. [ 17 ] В сочетании с присущим транснациональным характером прозелитизма религий, тибетский буддизм «зажат между необходимостью адаптироваться и необходимостью сохранить себя». [ 18 ]
Жители Запада начали проявлять интерес к тибетскому буддизму во время контркультуры 1960-х годов, и тибетский буддизм стал популярным среди западных буддистов, и примерно в это же время их начали признавать воплощениями буддийских мастеров. [ 19 ] [ 20 ] Большинство из них, однако, были тибетцами -эмигрантами или тибетцами смешанного происхождения , такими как сын Чогьяма Трунгпы . Первоначально жители Запада не признавались тулку широкой тибетской диаспорой. [ 21 ] [ 22 ]
Признание жителей Запада как тулку началось в 1970-х годах, после распространения тибетского буддизма в современных западных странах, таких как Соединенные Штаты . [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ чрезмерное цитирование ] Первым признанным западным тулку был Дилан Хендерсон, американский мальчик, которого считали учителем своего отца, или, альтернативно, Оссиан Маклайз. Маклиз, однако, родился в Катманду, Непал . [ 27 ] [ 28 ]
Родословная Кармап
[ редактировать ]Дюсум Кхьенпа, 1-й Кармапа-лама ( Wylie : Dus gsum Mkhyen pa , 1110–1193), был учеником тибетского мастера Гампопы . Талантливый ребенок, изучавший буддизм вместе со своим отцом с раннего возраста и искавший великих учителей в свои двадцать-тридцать лет, он, как говорят, достиг просветления в возрасте пятидесяти лет, практикуя йогу сновидений . Отныне современные весьма уважаемые мастера Шакья Шри и Лама Шанг считали его Кармапой, проявлением Авалокитешвары , приход которого был предсказан в Самадхираджа-сутре. [ 29 ] и Ланкаватара Сутра . [ 30 ]
Кармапа — это длинная линия сознательно переродившихся лам. Личность Кармапы подтверждается сочетанием реализованного учителями линии сверхъестественного прозрения, писем с предсказаниями, оставленных предыдущим Кармапой, а также собственного самопровозглашения маленького ребенка и его способности идентифицировать объекты и людей, известных его предыдущему воплощению. [ 31 ] [ 32 ]
После смерти первого Кармапы в 1193 году у ламы периодически возникали видения конкретного ребенка как своего возрождения . Этот ребенок (родившийся около 1205 г. ) был признан Карма Пакши, 2-м Кармапа-ламой (1204–1283), положив тем самым начало тибетской традиции тулку. Карма Пакши был первым признанным тулку в тибетском буддизме , предсказавшим обстоятельства его перерождения. [ 33 ] [ 34 ]
Каждое из 8-го, 10-го и 12-го воплощений, а также 16-й Кармапа столкнулись с конфликтами во время своего признания. [ 35 ] которые в конечном итоге были решены. Возник спор по поводу возведения на престол двух 17-х Кармап.
Родословная Далай-лам
[ редактировать ]Гендун Друп (1391–1474), ученик основателя Дже Цонкапы , [ 36 ] таково было имя монаха, который стал известен как « Первый Далай-лама », но только через 104 года после его смерти. [ 37 ] Сопротивление было, поскольку сначала он был посвящен в монахи традиции Кадампа. [ 38 ] и по разным причинам на протяжении сотен лет школа Кадампа избегала принятия системы тулку , которой придерживались более старые школы. [ 39 ] Цонкапа в значительной степени смоделировал свою новую, реформированную школу Гелугпа на основе традиции Кадампа и воздержался от создания системы тулку. [ 40 ] Таким образом, хотя Гендун Друп стал очень важным ламой Гелугпа, после его смерти в 1474 году не было и речи о каких-либо поисках, позволяющих идентифицировать его воплощение. [ 39 ]
Несмотря на это, когда монахи Ташилунпо начали слышать, казалось бы, заслуживающие доверия сообщения о том, что воплощение Гендуна Друпа появлялось поблизости и неоднократно заявляло о себе, начиная с двухлетнего возраста, их любопытство пробудилось. [ 41 ] Прошло около 55 лет после смерти Цонкапы, когда в конце концов монашеские власти увидели убедительные доказательства, которые убедили их, что рассматриваемый ребенок действительно был воплощением их основателя. Они почувствовали себя обязанными порвать со своей традицией, и в 1487 году мальчика переименовали в Гендуна Гьяцо и назначили в Ташилунпо тулку Гендуна Друпа, хотя и неофициально. [ 42 ]
Гендун Гьяцо умер в 1542 году, и линия тулку Далай-ламы окончательно утвердилась, когда третье воплощение, Сонам Гьяцо появилось (1543–1588). Он объявил себя тулку Гендуна Гьяцо и был официально признан и возведен на трон в Дрепунге в 1546 году. [ 43 ] Когда в 1578 году Святейший Отец Алтан-хан дал Гендуну Гьяцо титульное имя «Далай-лама» , [ 44 ] двум его предшественникам был присвоен этот титул посмертно, и он стал известен как третий в родословной. [ 37 ]
Родословная Тай Ситупас
[ редактировать ]Линия передачи Тай Ситупа — одна из старейших линий передачи тулку в Кагью школе тибетского буддизма. [ 45 ] В традиции тибетского буддизма Кентинг Тай Ситупа считается эманацией бодхисаттвы Майтрейи и Падмасамбхавы и который много раз воплощался как индийские и тибетские йоги со времен исторического Будды . [ 45 ]
Чокьи Гьялцен был первым, кто носил титул «Великий Ситу » ( китайский : 大司徒 ; пиньинь : Да Ситу ), пожалованный ему в 1407 году императором Юнлэ Минского Китая . Он был близким учеником Дешина Шекпы, Пятого Кармапы-ламы , который назначил его настоятелем Кармапы Карма Гоэна, главного монастыря в то время. Полный титул был присвоен Кентинг Ная Тан Нёнце Гешеце Тай Ситупа, что сокращено до Кентинг Тай Ситу . Полный титул означает «далеко идущий, непоколебимый, великий мастер, обладатель командования». [ 46 ]
Нынешний Тай Ситупа, Пема Тёньё Ньиндже , занимает 12-е место. [ 47 ] Он является главой монастыря Палпунг .
Линия Самдинга Дордже Пхагмо
[ редактировать ]Самдинг Дордже Пхагмо ( тибетский : bsam sding rdo rje phag mo ) — высшая женщина-переводчица в Тибете. [ 48 ] и третий по рангу человек в иерархии после Далай-ламы и Панчен-ламы . [ 49 ] Она числилась среди самых высокопоставленных реинкарнаций во времена Далай-ламы V , признана тибетским правительством и признана императорами Цинского Китая . [ 50 ] В своем первом воплощении, как Чокьи Дронма (1422–1455 гг. н. э. ), она была ученицей и супругой знаменитого эрудита Тханг Тонг Гьялпо . [ 51 ] который первым определил в ней эманацию Ваджраварахи , [ 52 ] и супруга Бодонга Панчена. [ 53 ] Резиденция Самдинга Дордже Пхагмо находится в монастыре Самдинг в Тибете.
Нынешний (12-й) Самдинг Дордже Пакмо Трулку - Дечен Чокьи Дронма, родившаяся в 1938 или 1942 году. Дечен Чокьи Дронма была очень молода во время китайской оккупации , и точная дата ее рождения оспаривается. [ 54 ] Дечен Чокьи Дронма был признан нынешним 14-м Далай-ламой истинным воплощением и служил вице-президентом Буддийской ассоциации Китая в 1956 году, когда он был президентом, а Чокьи Гьялцен, 10-й Панчен-лама, также был вице-президентом. Она отправилась в Лхасу в 1958 году и получила посвящение Ямантаки от Далай-ламы и посвящение Ваджрайогини от наставника Далай-ламы Триджанга Лобсанга Еше Тензин Гьяцо . [ 55 ] Она прошла обучение в традиции Бодонгпа и остается главой монастыря Самдинг . Одновременно она занимает пост высокого государственного аппарата Тибетского автономного района . В результате ее обвинили в сотрудничестве с китайцами. [ 56 ] [ 57 ]
Родословная Трунгпа тюльку
[ редактировать ]Трунгпа тюльку — это линия воплощенных тибетских лам , которые традиционно возглавляют монастырский комплекс Сурманг в Кхаме , ныне Сурманг . Таких тулку Трунгпа было двенадцать. Они являются членами традиции Карма Кагью , а также традиции Ньингма . Эти тулку признаны реинкарнациями Кунги Гьялцена (15 век), ученика Трунгмасе.
Одиннадцатым тулку Трунгпы был Чогьям Трунгпа (1940–1987). Он был одним из самых влиятельных учителей буддизма на Западе и основал буддизм Шамбалы .
Чосенг Трунгпа Ринпоче — 12-й и нынешний тулку Трунгпы. [ 58 ]
Линия передачи Шабдрунг Ринпоче
[ редактировать ]В Бутане титул Шабдрунг Ринпоче относится к Нгавангу Намгьялу (1594–1651), основателю Бутанского государства, или одному из его последовательных реинкарнаций . После его смерти правящие власти Бутана столкнулись с проблемой преемственности. Чтобы нейтрализовать силу будущих воплощений Шабдрунга, Друк Дези, Дже Кхенпо и пенлопы сговорились признавать не одного человека, а скорее трех отдельных личностей — воплощение тела ( Ку тулку ), воплощение разума ( Ту тулку или Тугтрул ) и речевое воплощение ( Сунг тулку или Сунгтрул ). Несмотря на их усилия по консолидации власти, установленной первоначальным Жабдрунгом, страна погрузилась в враждующую фракционность на следующие 200 лет. Линия телесных воплощений вымерла в середине 18 века, тогда как умственные и речевые воплощения Шабдрунга продолжались и в 20 веке. Воплощение разума было тем, которое обычно называли Шабдрунгом . [ 59 ]
Помимо воплощения разума, существовала также очередь претендентов на воплощение речи. На момент основания монархии в 1907 году Чоли Еше Нгодуб (или Чогли Еше Нгодруп) был речевым воплощением, а также служил последним Друком Дези. После его смерти в 1917 году его сменил Чогли Джигме Тензин (1919–1949). [ 60 ] Следующий претендент, непризнанный правительством Бутана, жил в монастыре Таванг в Индии и был эвакуирован в западные Гималаи во время китайско-индийской войны 1962 года . [ 61 ]
Другая линия претендентов на звание воплощения ума Нгаванга Намгьяла существовала в Тибете и была представлена Намкаем Норбу , жившим в Италии.
Родословная Панчен-лам
[ редактировать ]Признание Панчен-лам началось с Лобсанга Чокьи Гьялцена , наставника Далай-ламы V , получившего титул «Панчен Богд» от Алтан-хана и Далай-ламы в 1645 году. [ 62 ] Богд по-монгольски означает «святой». [ 63 ] Кедруп Гелек Пелзанг , Сёнам Чокланг и Энсапа Лобсанг Дондруп впоследствии были посмертно признаны первыми-третьими Панчен-ламами.
В 1713 году император Канси из династии Цин титул Панчен Эрдэни пожаловал пятому Панчен-ламе . В 1792 году император Цяньлун издал указ, известный как « Указ из 29 статей о более эффективном управлении Тибетом» , и первая статья указа была разработана для использования при выборе ринпоче, лам и других высоких должностей в тибетском буддизме. включая Далай-лам, Панчен-лам и монгольских лам. [ 64 ] [ 65 ]
Традиционно Панчен-лама является главой монастыря Ташилунпо и обладает религиозной и светской властью над регионом Цанг с центром в Шигадзе , независимым от власти Ганден Подранг , возглавляемой Далай-ламой. [ 66 ] [ 67 ] Далай-лама и Панчен-лама тесно связаны, и каждый участвует в процессе распознавания реинкарнаций другого. [ 68 ]
Нынешний 11-й Панчен-лама, Гедхун Чокьи Ньима , был признан 14-м Далай-ламой 14 мая 1995 года. Три дня спустя шестилетний Панчен-лама был похищен китайским правительством, а его семья взята под стражу. Вместо этого китайское правительство назвало Гьянкаина Норбу 11-м Панчен-ламой. Их кандидатура была широко отвергнута буддистами в Тибете и за рубежом, в то время как правительства призвали предоставить информацию о Панчен-ламе и освободить ее. Гедхун Чокьи Ньима никогда не появлялся на публике с 1995 года. [ 69 ] [ 70 ]
Родословная Геньенмы Ахкон Лхамо
[ редактировать ]Первая Геньенма Аккон Лхамо, медитатор, признанная дакини мудрости. [ 71 ] был одним из главных учеников Намчо Мингьюра Дордже (1645–1667). [ 71 ] и сестра Ригдзина Кунзанга Шераба, наследника Дхармы Мигьюра Дордже. [ 72 ] и Первый престолонаследник Пальюльского монастыря (основан в 1665 г.). [ 73 ] Считается, что она сыграла важную роль в основании Пальюла (ныне одного из шести главных или «материнских» монастырей Ньингмы). [ 74 ] ) и за то, что оставил важную для Палюля реликвию. Говорят, что во время кремации ее тела ее капала (верхняя половина черепа) пролетела три километра и остановилась у подножия учительского трона ее брата. Капала, на которой чудесным образом был выбит священный слог АХ, стала важной реликвией, хранящейся в монастыре Пальюл в Тибете. [ 71 ]
Третий Друбванг Падма Норбу («Пенор») Ринпоче , 11-й Тронодержатель монастыря Пальюл, бывший Верховный Глава Ньингма . традиции [ 75 ] был признан тулку и привезен в монастырь Пальюл в 1936 году в возрасте четырёх лет. Он рассказал, что будучи молодым тулку в Тибете, вдохновленный видом реликвии-черепа, он вознес молитвы, чтобы найти воплощение Ахкона Лхамо. [ 71 ] [ 76 ] Хотя большая часть реликвии капалы была превращена в пыль во время Культурной революции , одному тибетцу удалось спасти серебряный кусок размером с доллар, на котором написан слог «АХ». Пенор Ринпоче приобрел его у него во время обратного путешествия в Тибет в 1987 году. Он хранил его в чаше из хрустального лотоса.
В 1987 году Пенор Ринпоче официально признал Алису Луизу Зеоли тулку Геньенмы Аккон Лхамо во время ее визита в его монастырь Намдролинг в Билакуппе , Карнатака , Индия. [ 77 ] Он подарил ей чашу из хрустального лотоса, содержащую реликвию Ахкон Лхамо, незадолго до церемонии ее интронизации как Джецунма Ахкон Лхамо в Кунзанг Пальюл Чолинг (КПК) в 1988 году. [ 78 ] Реликвия остается в КПК и выставляется напоказ в благоприятные дни.
Родословная Джамгона Конгтрула
[ редактировать ]Конгтрул тулку — главные хранители Джамгона Конгтрула (1813–1899). Джамгон Конгтрул Лодро Тхайе был тибетским буддийским учёным, поэтом, художником, врачом, тертоном и эрудитом. [ 79 ] [ 80 ] Его считают одним из основателей движения Риме (несектантского), составившего так называемые «Пять великих сокровищ». [ 81 ] Он добился большой известности как учёный и писатель, особенно среди линий передачи Ньингма и Кагью , и написал более 90 томов буддийских сочинений. [ 79 ] [ 81 ] включая его выдающееся произведение «Сокровищница знаний» . Было несколько признанных тулку Лодро Тая.
Нынешним держателем линии передачи в качестве четвертого Джамгона Конгтрула является Лодро Чокьи Ньима . В августе 1996 года его признал Огьен Тринле Дордже , 17-й Кармапа , который дал имя Джамгон Лодро Чокьи Ньима Дронме Чок Тхамчед Ле Нампар Гьялве Де. Он родился 26 ноября 1995 года в Чушур Дзонге , недалеко от Чушур Дзонга, в Центральном Тибете. Это признание подтвердили Далай-лама XIV , Сакья Тризин , глава Сакья школы тибетского буддизма , и Миндролинг Тричен , бывший глава традиции Ньингма . Все трое, как это принято, провели церемонии стрижки волос и даровали имена. Как реинкарнация Джамгона Конгтрула, Лодро имеет право называться « Ринпоче ».
Родословная Джамьянга Кьенце Вангпо
[ редактировать ]Кхьенце тулку — главные хранители линии Джамьянга Кьенце Вангпо (1820–1892), учителя, ученого и тертона XIX века Тибета . Он был ведущей фигурой в движении Риме .
Несколько тулку Джамьянга Кьенце Вангпо, в том числе тулку тела (ску) , речи (гсунг) , ума (бандиты) , качеств (йон тан) и активности ( Уайли : ' phrin las ) , были признаны в Тибете. [ 82 ] Из них телесным воплощением был Дзонгсар Кьенце Джамьянг Чокьи Вангпо, который был возведен на трон в главной резиденции Джамьянга Кьенце Вангпо в монастыре Дзонгсар, но погиб в результате несчастного случая ок. 1909 год. [ 83 ] Его преемником стал деятельное воплощение Дзонгсар Кьенце Чокьи Лодро , который первоначально был возведен на трон в монастыре Каток . Речевым воплощением был Второй Беру Кхьенце , а умственным — Дилго Кхьенце . С начала 1960-х годов Дилго Кхьенце, единолично поддерживая уникальную традицию воплощений Кхьенце, неустанно пропагандировал буддизм в Индии, Бутане, Непале, Тибете и на Западе. [ 84 ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2024 г. ) |
Родословная Дуджома Лингпы
[ редактировать ]Дуджом Лингпа (1835–1904) был тибетским мастером медитации , духовным учителем и тертоном . [ 85 ] Он выделяется среди учителей тибетского буддизма в том смысле, что у него не было формального образования, он не принял постриг в монахи и не принадлежал к какой-либо устоявшейся буддийской школе или традиции своего времени. [ 86 ]
Его признанный преемник, Кьябдже Дуджом Джигдрал Еше Дордже , был более известен как Дуджом Ринпоче (1904–1987). [ 87 ] Его считают прямым воплощением Дуджома Лингпы. [ 87 ] Он был школы Ньингма домохозяином , йогом и мастером Ваджраяны и Дзогчена . По словам его ученика Кхенпо Цеванга Донгьяла, его почитали как «Его Святейшество» и «Мастера мастеров». [ 88 ]
Третий тулку Дуджома, Сангье Пема Жепа, был впервые узнан тертоном Кхандро Таре Ламой через пророческое стихотворение, написанное шрифтом дакини в день его рождения. Таре Лама написал Чатралу Ринпоче , который подтвердил пророчество и узнал трёхлетнего тулку в лицо. Благодарности также вручили Далай-лама XIV , Кьябдже Пенор Ринпоче , Сакья Тринзин Ринпоче и другие. [ 89 ] 15 февраля 2022 года Дуджом Ринпоче Сангье Пема Жепа, сказав своим сотрудникам, что собирается отдохнуть и расслабиться, внезапно скончался. Ему было 32 года, когда он умер в Дуджом Лабранге, своей резиденции. [ 90 ] [ 91 ]
Родословная Тубтен Еше
[ редактировать ]Тубтен Еше (1935–1984) был тибетским ламой , который, находясь в изгнании в Непале , стал соучредителем монастыря Копан (1969) и Фонда сохранения традиции Махаяны (1975). Он следовал традиции гелуг , и его стиль преподавания считался нетрадиционным. Лама Еше умер в 1984 году, за 20 минут до рассвета в первый день Лосара , тибетского Нового года. Его тело было кремировано в Институте Ваджрапани в Боулдер-Крик, Калифорния . [ 92 ] где есть ступа в его честь.
В 1986 году, после некоторых традиционных испытаний, Далай-лама официально признал Тензина Оселя Хиту тулку или реинкарнацией Тубтена Еше , сделав его одним из немногих западных тулку, и переименовал его в «Тензин Осель Ринпоче» ( тибетский : бстан 'дзин' од гсал рин по че ). Это делает Тубтен Еше первым в новой линии тулку. ему книгу « В детстве Озель активно продвигался ФПМТ, и Вики Маккензи написала Реинкарнация: мальчик-лама» . [ 93 ] Он пятый из девяти братьев и сестер. [ 93 ]
Процесс
[ редактировать ]В поисках преемника
[ редактировать ]Памела Логан обрисовывает общий подход к поиску преемника:
Когда умирает старый тулку, собирается комитет старших лам, чтобы найти молодое перевоплощение. Группа может использовать ряд методов в своем поиске. Сначала они, вероятно, будут искать письмо, оставленное ушедшим тулку, с указанием места, где он намерен родиться снова. Близких друзей покойного попросят вспомнить все, что он говорил в последние дни, на случай, если он дал намеки. Часто консультируются с оракулом. Иногда выдающемуся ламе снится сон, в котором раскрываются подробности дома ребенка, родителей или географических объектов вблизи его дома. Иногда небо представляет знак, например радугу, ведущий поисковую группу к ребенку. [ 94 ]
Обучение
[ редактировать ]Логан описывает обучение, которое проходят тулку с юных лет:
Он воспитывается в монастыре под руководством главного наставника и ряда других учителей или слуг. Он должен усердно учиться и придерживаться строгого режима. У него мало игрушек и товарищей по играм, если они вообще есть, и его редко выпускают на улицу. С самого начала он учится принимать важных посетителей, принимать участие в сложных ритуалах и давать благословения последователям и паломникам. Иногда одному или обоим родителям разрешается жить рядом с молодым тулку. Старших братьев иногда принимают в монастырь в качестве монахов-спутников святого младенца. Однако его пожилые наставники — самые влиятельные люди в его жизни, и они становятся его фактическими родителями. [ 94 ]
Академическую атмосферу уравновешивает безусловная любовь:
Мрачному академическому режиму противостоит атмосфера всепоглощающей, безусловной любви. В каждую минуту, когда тулку бодрствует, монахи, члены семьи и благоговейные, обожающие его посетители осыпают юношу любовью. Если вы посетите детского тулку, вы, вероятно, заметите, что его жилище пронизано чудесным сиянием. Все улыбаются тулку. Тулку телепортировался в ответ. Если он о чем-то попросит, ему это немедленно дадут, и если он ошибется, его так же немедленно поправят. Западные гости молодого Далай-ламы XIV отмечали «необычайную неподвижность его взгляда». Даже будучи совсем маленькими, мальчики обладают замечательной уравновешенностью; они сидят спокойно, не ерзая, даже во время церемоний, которые могут длиться целый день. [ 94 ]
Анализ и критика
[ редактировать ]По мнению Дзонгсара Джамьянга Кхьенце Ринпоче , система тулку — это метод выявления и развития духовных талантов, обеспечения преемственности традиции, а также контроля ресурсов и потоков доходов. Он описывает, как система также обеспечивала контроль над ценной недвижимостью и финансовым капиталом, делая тибетские монастыри ранними примерами капиталистических институтов. [ 95 ] В анализе статьи Дзонгсара Джамьянга Кхьенце Ринпоче под названием «Время радикальных перемен в том, как мы воспитываем наших тулку»: [ 96 ] Кен Маклеод рассказывает, что система тулку сталкивается с проблемами в современном мире. Тулку больше нельзя изолировать во время тренировок, как это было в Тибете, и их роли меняются. Происходит отход от традиционного трехлетнего ретрита, и принятие таких титулов, как «Его Святейшество», превратилось в соревнование между линиями передачи тулку за установление родословной. [ 95 ]
Система тулку подвергалась критике с момента ее создания. В течение столетий после создания системы, используемой для идентификации реинкарнированных лам, этот процесс становился все более коррумпированным и политизированным со стороны тех, кто жил за пределами систем монашеского посвящения, поскольку этот процесс также косвенно вёл к источникам материального богатства и власти в Тибете. [ а ] [ б ] [ с ] [ д ] Высокоуважаемые учителя, такие как Далай-лама XIV и Шамар Ринпоче, оплакивали эту практику как принадлежность к феодальным временам и выступали за перестройку системы таким образом, чтобы отделить перевоплощенного учителя от административной политики и позволить им выделиться. [ и ] [ ж ] [ г ] [ ч ]
Критика также была направлена против отдельных тулку, включая как тибетских, так и западных тулку . [ 97 ] Правомерность признания Цангьянга Гьяцо (род. 1683) VI Далай-ламой в 1697 году была поставлена под сомнение. [ 98 ] из-за того, что он предпочитал распутный образ жизни образу жизни рукоположенного монаха. Живя как нгагпа (практикующий мирянин и йог), он отращивал длинные волосы, одевался как обычный тибетец и, как говорили, употреблял алкоголь и наслаждался обществом женщин. [ 99 ]
Чогьям Трунгпа , 11-й тулку Трунгпа , подвергался критике за свой нетрадиционный стиль преподавания. [ 100 ] за его сексуальные отношения с рядом своих учениц, [ 101 ] и за курение табака и широкое употребление алкоголя; многие, кто его знал, характеризовали его как алкоголика. [ 102 ] [ 103 ] Случай Трунгпы использовался в качестве примера в призывах реформировать систему тулку. [ 97 ]
Возведение на престол Стивена Сигала в 1997 году вызвало споры. Пенор Ринпоче , признавший нескольких западных тулку, защищал свое признание Сигала, утверждая, что нередко узнавали тулку в позднем возрасте или существовали большие промежутки между воплощениями тулку. [ 104 ] Сигал участвует в международной торговле оружием и правительстве России , что вызвало критику его титула со стороны английской журналистки Марины Хайд . [ 105 ]
Тибетский тулку Согьял Ринпоче , признанный воплощением тибетского мастера и провидца XIX века Тертона Согьяла Лераба Лингпы , был обвинен в сексуальном и физическом насилии и насилии. [ 97 ] а также в нецелевом использовании благотворительных средств, обвинения в которых восходят к 1970-м годам. [ 106 ] [ 107 ] В 2017 году его организация «Ригпа » объявила, что эти обвинения будут расследованы сторонней стороной, а 5 сентября 2018 года «Ригпа» опубликовал независимый отчет, подготовленный британской юридической фирмой Lewis Silkin LLP , в котором подтвердилась большая часть обвинений. [ 108 ] Случай Согьяла Ринпоче использовался в качестве примера в призывах реформировать систему тулку. [ 97 ]
Пенор Ринпоче подвергся критике за официальное признание нескольких западных тулку , включая обвинения в присвоении титулов за плату. [ 109 ] что он опроверг. [ 104 ] Нынешний Далай-лама не уверен, принесет ли признание западных тулку пользу. [ 110 ]
Список линий передачи тулку
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Это список линий передачи тулку . По оценкам тибетолога Франсуазы Поммаре, в настоящее время существует около 500 линий тулку, обнаруженных в Тибете , Бутане , Северной Индии , Непале , Монголии и юго-западных провинциях Китая . [ 111 ]
- Арджиа Ринпоче (в 8-м воплощении)
- Бардор Ринпоче (в 3-м воплощении)
- Чагдуд Ринпоче
- Чангкья Хутухту
- Чецанг Ринпоче
- Чоклинг тулкус
- Чунгдраг Дордже
- Чунгцанг Ринпоче
- Далай-лама ( Уайли : Та-лаи Бла-ма ) (в 14-м воплощении)
- Додрупчен тулку , главные хранители Лонгчен Ньингтиг.
- Дуджом Ринпоче
- Дзигар Конгтрул Ринпоче (во 2-м или 3-м воплощении)
- Дзогчен Ринпоче (7-е воплощение)
- Дзогчен Понлоп Ринпоче (7-е воплощение)
- Гочен Тулку
- Гошир Гьялцаб (в 12-м воплощении)
- Гьялванг Друкпа (в 12-м воплощении)
- Джамгон Конгтрул (в 4-м воплощении, оспаривается)
- Джамьянг Кьенце Вангпо
- Джамьянг Шепа (в шестом воплощении)
- Джебцундамба Хутукту (в 9-м воплощении)
- Джецунма Акон Лхамо
- Джу Мипхам
- Калу Ринпоче (во 2-м воплощении)
- Карма Чагме (текущее 7-е воплощение)
- Кармапа ( Уайли : Карма-па ) (в 17-м воплощении, оспаривается)
- Кхамтрул Ринпоче
- Кхандро Ринпоче
- Кхенпо Шенга
- Нгаванг Джигдрал Ринпоче
- Пагбалха Хутугту (в 11-м воплощении, в настоящее время Пагбалха Гелег Намгьяи ) [ 112 ]
- Панчен-лама (в 11-м воплощении, оспаривается, назначен правительством Китая)
- Паво ( Уайли : Гнас-нанг Дпа'-бо ) (в 11-м воплощении)
- Пенор Ринпоче (3-е воплощение умер в 2009 г.)
- Ретинг Ринпоче (6-е или 7-е воплощение, оспаривается, назначен правительством Китая)
- Самдинг Дордже Пхагмо ( Wylie : Bsam-lding Rdo-rje Phag-mo ) (в 12-м воплощении, еще одна линия Дордже Пхагмо в Бутане)
- Шамарпа ( Уайли : Жва-дмар-па ) (14-е воплощение умерло в 2014 г.)
- Согьял Ринпоче
- Тай Ступа ( Уайли : Тай Си-ту-па ) (в 12-м воплощении)
- Такцер Ринпоче (угас в 2008 г.)
- Тартанг Тулку
- Тензин Делек Ринпоче
- Трангу Ринпоче (в 9-м воплощении)
- Тубтен Еше (во 2-м воплощении, отвергнут нынешним тулку, стремящимся к духовным открытиям в постмодернистском контексте)
- Тралег Кьябгон Ринпоче (в 10-м воплощении) [ 113 ]
- Трунгпа ( Уайли : Друнг-па ) (в 12-м воплощении)
- Трунграм Гьялтрул Ринпоче (в 4-м воплощении)
- Tsem Tulku Rinpoche ( Wylie : Tshems Sprul-sku ; 3rd incarnation died 2019)
- Тулку Ургьен Ринпоче (во 2-м воплощении?)
- Йонге Мингьюр Ринпоче
- Шабдрунг Ринпоче ( Уайли : Жабс-друнг ) (в 14-м воплощении)
См. также
[ редактировать ]- Аватар - Материальное появление или воплощение бога на Земле в индуизме.
- Просветление – цель буддийской практики
- Споры о Кармапе - спор о линии передачи тулку в тибетском буддизме
- Кумари — проявления божественной женской энергии или силы в традициях невари.
- Моя реинкарнация - фильм Дженнифер Фокс
- Прозелитизм – попытка обратить других в религию.
- Заявление о реинкарнации – китайское регулирование
- Тулку - фильм Гесара Мукпо 2009 года.
- Безошибочный ребенок - израильский фильм 2008 года режиссера Нати Барац
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Маккей 2003 , с. 237: «Обычно перерождение обнаруживается по предсказанию какого-нибудь местного известного ламы, когда он находится в состоянии транса. Коррупция носит общий характер, и значительная часть перевоплощений являются членами знатных или богатых семей. [...] Умножение Реинкарнация, по-видимому, возникла по мотивам, очень похожим на те, которые в средние века наполняли наши аббатства и соборы телами и мощами святых. Реинкарнация является ценным активом для любого ламаистского монастыря из-за подношений, которые привлекает его святость. и для бедного монастыря является большим искушением превозносить заслуги одного из своих ученых монахов, чтобы оправдать поиски его перевоплощения. Чем длиннее череда перевоплощений, тем более святым становится святой».
- ^ Curren 2006 , стр. 4–5: «Посторонние могут подумать, что тулку всегда выбирались в соответствии с установленными процедурами, установленными для обеспечения точности результата - что обнаруженный ребенок будет настоящей реинкарнацией мертвого хозяина, как в сцена из фильма «Кундун». Но в тибетской истории поиски тулку не всегда проводились таким чистым образом. Поскольку перерождающиеся ламы унаследовали огромное богатство и власть от своих предшественников, они стали центром многих политических споров.
«Тулку часто признавали на основании нерелигиозных факторов. Иногда чиновники монастыря хотели, чтобы ребенок из влиятельной местной дворянской семьи придал их монастырю больше политического влияния. В других случаях они хотели ребенка из семьи низшего сословия, у которой было бы мало рычагов влияния. Чтобы повлиять на воспитание ребенка, в других ситуациях желания монашеских чиновников отошли на второй план по сравнению с внешней политикой. Местный военачальник, китайский император или даже правительство Далай-ламы в Лхасе могли попытаться навязать свой выбор тулку. монастырь по политическим причинам». - ^ Самуэль 1993 , с. 285: «Споры по поводу признания трулку нередки, и тибетцы хорошо осведомлены о возможности мошенничества. Трулку резко изменил статус и ресурсы семьи».
- ^ Тондуп 2011 , с. [ нужна страница ] : «Однако основной причиной коррупции является не отсутствие достоинств традиции тулку в целом или отсутствие просвещенных лам, способных их распознать. Скорее, это жажда материальной или социальной выгоды, которая движет родителями. , родственники или другие заинтересованные люди, чтобы сфабриковать истории и манипулировать процессом в пользу своего кандидата. В прошлом такие учреждения, как монастыри и женские монастыри, в основном поддерживали строгие и бдительные меры защиты от такого неправомерного влияния. сами институты в лучшем случае бессильны».
- ^ Пури 2019 : «Учреждения должны принадлежать людям, а не отдельным лицам. Как и мое собственное учреждение, офис Далай-ламы, я чувствую, что оно связано с феодальной системой. В 1969 году в одном из своих официальных заявлений я Я упоминал, что это должно продолжаться... Но теперь я чувствую, что это не обязательно должно прекратиться, я чувствую, что это не должно быть сосредоточено только на нескольких людях (тибетцах)», - сказал он».
- ^ Каррен 2006 , с. 254: «Удивительно, учитывая, что тибетцы сами считают его высоким тулку, Шамар является одним из самых громких критиков заполнения руководящих должностей в тибетском буддизме реинкарнированными ламами. «Я критиковал администрацию тибетского монастыря с тех пор, как был мальчиком в Румтеке». - сказал мне Шамар. - Выбор тулку всегда был политическим вопросом. Теперь это становится до боли очевидным для всех. Они могут перевоплощаться в людей, но также и в рыб или птиц, например. официально признаны для выполнения своей работы по помощи живым существам. Я молюсь, чтобы бодхисаттвы продолжали помогать нашему миру. Но нам не нужно делать их нашими административными лидерами. Это просто приводит к слишком большому количеству фальшивых тулку и удешевляет как религию, так и политику. следует постепенно работать над отказом от этой системы и начать выбирать ведущих лам на основе их заслуг».
«Шамар считает, что ламы, которые служат руководителями буддийских школ или влиятельных монастырей, должны избираться своими коллегами, как в случае с главным ламой Бутана, известным как Дже Кхенпо, или Ганден Трипа гелугпа. Оба они должности занимают старшие, опытные ламы, которые служат лидерами на определенный срок после того, как их выбрали квалифицированная группа других высоких лам. «С ними не обращаются как с богами, а просто уважают как с опытными старейшинами», — сказал Шамар. - ^ Frayer 2019 : «Согласно верованиям тибетского буддизма, он контролирует свою реинкарнацию: «Человек, который перевоплощается, имеет исключительную законную власть над тем, где и как он или она перерождается», согласно официальному сайту Далай-ламы, «и как это происходит». реинкарнацию следует признать».
- ^ Терхьюн 2004 , с. 141: «Послужной список Далай-лам показывает одну амбициозную борьбу за власть за другой, часто организованную министрами или регентами, стремящимися удержать свою власть. Влиятельные монахи часто имели такие же хорошие связи. Некоторые аристократические или иные важные семьи порождали подозрительное множество важных событий. Тулку означали власть в теократии. Хотя большинство воплощенных лам почитаются как искренние, духовные личности, эти святые люди также могут быть использованы амбициозными людьми из своего окружения. Даже сильные ламы не застрахованы от манипуляций со стороны людей в их семьях или монастырях. Ламы, ссылающиеся на недостатки системы тулку, в том числе нынешний Далай-лама, отмечают, что если полуразумного ребенка вырвать из бедности и забвения и дать ему все преимущества и образование, он, скорее всего, что-то сделает из себя. действительно необыкновенен, он, естественно, выделится».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ И 2012 , с. 426.
- ^ Валентина 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б Пелзанг 2004 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Бишоп 1993 , с. 63.
- ^ И 2012 , стр. 399–400.
- ^ И 2012 , стр. 400–401.
- ^ Рэй 1986 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б И 2012 , с. 409.
- ^ Перейти обратно: а б Рэй 1986 , с. 37.
- ^ Рэй 1986 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Рэй 1986 , с. 43.
- ^ Рэй 1986 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Олдмидоу 2001 , с. 269.
- ^ Рэй 1986 , с. 42.
- ^ Бхушан, Гарфилд и Заблоки 2009 , с. 45.
- ^ И 2012 , с. 398.
- ^ Олдмидоу 2001 , с. 266-267.
- ^ Бхушан, Гарфилд и Заблоки 2009 , с. 44.
- ^ Наттье 1995 .
- ^ Олдмидоу 2001 , с. 267.
- ^ деДжонг 1974 , стр. 55–106.
- ^ И 2012 , стр. 410.
- ^ И 2012 , стр. 398–427.
- ^ Атай и Д'Сильва , с. 222.
- ^ Моран 2004 .
- ^ Бхушан, Гарфилд и Заблоки 2009 .
- ^ Юхас и Лебоу 2015 , стр. 351.
- ^ Лихти 2017 , стр. 364.
- ^ Трангу Ринпоче 1993 .
- ^ Ланкаватара Сутра. Архивировано 13 января 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Карма Тинлей Ринпоче 1980 , стр. 44, 81, 89, 95, 109, 110, 113, 115, 119, 121, 125, 129.
- ^ Левин 2013 , с. хх.
- ^ Мельник 2007 .
- ^ Вонг 2010 , с. 2.
- ^ Трангу Ринпоче н.д.
- ^ Чэнь Цинъин (2005) Реинкарнация Далай-ламы и историческая адаптация . Издательство Wuzhou Communication, стр. 16– . 978-7-5085-0745-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Ричардсон 1984 , стр. 40–41.
- ^ Шакабпа 1967 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Маллин 2001 , с. 87.
- ^ Маллин 2001 , стр. 94–95.
- ^ Маллин 2001 , стр. 90–95.
- ^ Маллин 2001 , стр. 95–96.
- ^ Маллин 2001 , стр. 137–8.
- ^ Тальякоццо 2015 , с. 153 .
- ^ Перейти обратно: а б История Тай Ситупас
- ^ Холлманн 2006 .
- ^ Джамгон Конгтрул 1997 , с. 166.
- ^ Дауман 1988 , с. 268.
- ^ Маллин 2001 , с. 175.
- ^ Димбергер 2007 , с. 2.
- ^ Стернс 2007 , с. 4 и далее.
- ^ Димбергер 2007 , с. 46–47.
- ^ Стернс 2007 , с. 554, н.837.
- ^ Димбергер 2007 , с. 299–300.
- ^ Димбергер 2007 , с. 302-303.
- ^ Французский 2003 , с. 220.
- ^ Уиллис 1984 , с. 20.
- ^ Мидал 2005 , с. 18.
- ^ Роуз 1977 , стр. 26–28.
- ^ Дорджи и Вангчук 1999 , с. 13.
- ^ Роуз 1977 , с. 28.
- ^ Чулуун и Блайнд 2013 , с. 17.
- ^ Лессинг 1960 .
- ^ «Реинкарнация» . XIV Далай-лама . 24 сентября 2011 года . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ «Происхождение «вытягивания жребия из золотой урны»_Тибетский буддизм_ТИБЕТ» . eng.tibet.cn . Архивировано из оригинала 01 апреля 2018 г.
- ^ Гольдштейн 2007 , с. 267 .
- ^ Гольдштейн, Шерап и Зибеншу, 2004 , с. 161 .
- ^ «Китай, Тибет и Далай-лама» . Экономист .
- ^ «Самая плохо охраняемая тайна Китая: 5 фактов о похищении тибетского Панчен-ламы» . ХаффПост .
- ^ «Китай говорит, что Панчен-лама «живет нормальной жизнью» спустя 20 лет после исчезновения» . Хранитель . Лондон. 6 сентября 2015 г. Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Зангпо 1988 , с. 186.
- ^ Зангпо 1988 , с. 62.
- ^ Маккензи 1996 , стр. 61–5.
- ^ Зангпо 1988 , с. 9.
- ^ Шерилл 2000 , с. 7.
- ^ Шерилл 2000 , с. 135.
- ^ «Женщина американского происхождения, Тулку на троне». Ваджрадхату Солнце. Октябрь – ноябрь 1988 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Маккензи 1996 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 2012 .
- ^ Рингу Тулка 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б Джамгон Конгтрул 2003 , Введение переводчика.
- ^ Оргьен Тобгьял Ринпоче 1996 .
- ^ Смит 2001 , с. 268.
- ^ Тондуп 1996 , с. 221.
- ^ Дуджом Лингпа 2002 , с. xiii.
- ^ Дролма 2012 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б «Его Святейшество Дуджом Ринпоче: Упасака Видьядхара Джигдрел Еше Дордже (1904–1987)» . Буддийский монастырь Дрикунг Кагью, Вогмин Тубтен Шедруп Линг . Архивировано из оригинала 21 октября 2018 г. Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Доньял 2008 , с. [ нужна страница ] .
- ^ «Кьябдже Дуджом Ринпоче будет возведен на трон» . Информационный бюллетень и каталог Snow Lion . Весна 1993. с. 2 . Проверено 4 ноября 2023 г. - через Shambhala.com.
- ^ Панзика 2022 .
- ^ Льюис 2022 .
- ^ Сопа Ринпоче 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б Маккензи 1996 .
- ^ Перейти обратно: а б с Логан 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б Маклеод 2016 .
- ^ Дзонгсар Джамьянг Кьенце Ринпоче, 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лосось 2019 .
- ^ Лхундруб Даргье 2011 , с. хл.
- ^ Кордье и Пеллио 1922 , с. 30 .
- ^ Мидал 2005 , с. 160.
- ^ Рим 2021 .
- ^ Коулман 2001 , с. 74.
- ^ Бхагаван Дас 1997 , с. 251.
- ^ Перейти обратно: а б Пенор Ринпоче 1999 .
- ^ Гайд 2015 .
- ^ Браун 1995 .
- ^ Браун 2017 .
- ^ «Отчет о независимом расследовании» . Ригпа . Проверено 18 февраля 2020 г.
- ^ Конец 1997 года .
- ^ И 2012 , с. 427.
- ^ Поммарет 1998 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Маккеррас 2001 , с. 1992 год .
- ^ Посох Львиного Рева 2015 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ари, Элайджа (19 ноября 2012 г.). «Вестернизация Тулку». Маленькие Будды . Издательство Оксфордского университета. стр. 398–427. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199860265.003.0017 . ISBN 978-0-19-994561-0 .
- Атай, А.; Д'Сильва, МЮ (2019). Опосредованная межкультурная коммуникация в эпоху цифровых технологий . Исследования Routledge в области коммуникационных исследований. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-39989-0 . Проверено 31 октября 2023 г.
- Бхагаван Дас (1997). Оно сейчас здесь (вы?) . Бродвей. ISBN 0-7679-0008-1 .
- Бхушан, Налини; Гарфилд, Джей Л.; Заблоки, Авраам, ред. (2009). Трансбуддизм: передача, перевод, трансформация . Амхерст: Издательство Массачусетского университета. ISBN 978-1-55849-708-5 .
- Бишоп, П. (1993). Мечты о власти: тибетский буддизм и западное воображение . Академик Блумсбери. п. 63. ИСБН 978-0485113280 .
Тибетцы признают по крайней мере три класса перевоплощенных людей, обычно известных как «тулку»…
- Браун, Мик (2 февраля 1995 г.). «Драгоценный». Телеграф .
- Браун, Мик (21 сентября 2017 г.). «Сексуальные нападения и жестокая ярость... Внутри темного мира буддийского учителя Согьяла Ринпоче» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 11 января 2018 г.
- Чулун, Сампилдондов; Слепота, Урадын Э. (2013). Тринадцатый Далай-лама в бегах (1904–1906): Архивные документы из Монголии . Блестящий. ISBN 978-9004254558 .
- Коулман, Джеймс Уильям (2001). Новый буддизм: западная трансформация древней традиции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513162-2 .
- Кордье, Генри; Пеллиот, Пол, ред. (1922). Тунг Пао (通報) или Архивы . Полет. ХХ1. Ведущий: Э.Дж. Брилл .
- Каррен, Эрик (2006). Будда не улыбается: раскрытие коррупции в самом сердце тибетского буддизма сегодня . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3331-9 .
- де Йонг, JW (1974). «Краткая история буддийских исследований в Европе и Америке» . Восточный буддист . 7 (1). Восточное буддийское общество: 55–106. ISSN 0012-8708 . JSTOR 44361384 . Проверено 31 октября 2023 г.
- Димбергер, Хильдегард (2007). Когда женщина становится религиозной династией: Самдинг Дордже Пхагмо из Тибета . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14320-2 .
- Донгьял, Кхенпо Цеванг (2008). Свет бесстрашной нерушимой мудрости: жизнь и наследие Его Святейшества Дуджома Ринпоче . Публикации Снежного Льва . ISBN 978-1-55939-304-1 .
- Дорджи, Яб Угьен; Вангчук, Аши Дорджи Вангмо (1999). О радуге и облаках: Жизнь Яба Угьена Дорджи, рассказанная его дочери . Публикации Сериндии. ISBN 0-906026-49-0 .
- Дауман, Кейт (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника . Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7102-1370-0 .
- Дролма, Чёни (2012). «Введение переводчика». Ясное зеркало: мечтательная автобиография тибетского мастера . Дуджом Лингпа. Гонконг: Публикации Рангджунг Еше. ISBN 978-9627341673 . OCLC 780067518 .
- Дуджом Лингпа (2002) [1994]. Чагдуд Тулку Ринпоче ; Норбу, Падма Дримед (ред.). Состояние будды без медитации: провидческий рассказ, известный как «Уточнение восприятия» (Нанг-джанг) Будда не медитировал на учениях о великом самоосознании великого совершенства природы. [ ран бзин рдзогс па чен по'и ранзал мнон ду быед па'и гдамс па заб гсан сньин по Перевод Ричарда Бэррона (Лама Чокьи Ньима); Сюзанна Фэйркло (преподобный ред.). Джанкшен-Сити, Калифорния: Паблишинг Падма. ISBN 1-881847-33-0 .
- Дзонгсар Джамьянг Кьенце Ринпоче (22 августа 2016 г.). «Время радикальных перемен в том, как мы воспитываем тулку» . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Проверено 6 ноября 2023 г.
- Фрайер, Лорен (10 ноября 2019 г.). «Кто определит преемника Далай-ламы — его сторонники или Пекин» . Проверено 27 августа 2020 г.
- Френч, Патрик (2003). Тибет, Тибет: личная история затерянной земли . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 1-4000-4100-7 .
- Холлманн, Габи (2006). «История Тибета – Несколько глав (Часть 3)» . Ринпоче.com . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 г.
- Гольдштейн, Мелвин К. (2007). История современного Тибета, том 2: Затишье перед бурей: 1951–1955 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24941-7 .
- Гольдштейн, Мелвин К.; Шерап, Давэй; Зибеншу, Уильям Р. (2004). Тибетский революционер: политическая жизнь и времена Бапы Пхунцо Вангье . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-24089-8 .
- Хайд, Марина (24 сентября 2015 г.). «Доказал ли Стивен Сигал, что можно быть буддистом и талисманом торговли оружием?» . Хранитель . Проверено 31 октября 2023 г.
- Джексон, Роджер Р. (8 ноября 2012 г.). «Тибетский Леонардо» . Львиный рык .
- Джамгон Конгтрул, Лодро Тайе (1997). Интронизация: признание реинкарнированных мастеров Тибета и Гималаев . Итака, Нью-Йорк: Шамбала. ISBN 978-1559390835 .
- Джамгон Конгтрул (2003). Сокровищница знаний: Книга первая: Мириады миров . Перевод группы переводов Калу Ринпоче. Публикации Шамбалы. ISBN 978-1559398824 .
- Юхас, Александра; Лебоу, Алиса (16 марта 2015 г.). Компаньон современного документального кино . Молден, Массачусетс: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-470-67164-1 .
- Карма Тинлей Ринпоче (1980). История шестнадцати Кармап Тибета . Праджня Пресс. ISBN 1-57062-644-8 .
- Лахс, Стюарт (12 июля 2019 г.). «Тибетский буддизм вступает в 21 век: проблемы в Шангри-ла» . Открытый буддизм . Проверено 2 ноября 2023 г.
- Латтин, Дон (20 июня 1997 г.). «Кинозвезда объявлена ламой / Сигал возведен в священный статус в тибетском буддизме» . СФГЕЙТ . Проверено 31 октября 2023 г.
- Лессинг, Фердинанд Д. (1960). «Богд». Монгольско-английский словарь . Издательство Калифорнийского университета.
- Левин, Норма (2013). Чудесный XVI Кармапа: невероятные встречи с Буддой Чёрной Короны . Публикации Шанг Шунга.
- Льюис, Крейг К. (18 февраля 2022 г.). «Объявлено о кончине Его Святейшества Дуджома Сангье Пемы Шепы Ринпоче» . Буддийская дверь Global .
- Лхундруб Даргье, Нгаванг (2011). Тайная жизнь Шестого Далай-ламы . Лексингтонские книги. ISBN 978-0739150535 .
- Лихти, Марк (2017). «12. Впитывание восточной мудрости: Непал как место назначения Дхармы». Далеко . Издательство Чикагского университета. стр. 323–366. дои : 10.7208/Чикаго/9780226429137.003.0012 . ISBN 978-0-226-42894-9 .
- Посох Львиного Рева (14 июля 2015 г.). «Десятый Тралег Ринпоче найден и признан» . Львиный рык . Проверено 19 января 2022 г.
- Логан, Памела (2004). «Тулку в Тибете» . Harvard Asia Quarterly . 8 (1): 15–23.
- Маккей, Алекс (2003). История Тибета, Современный период: 1895–1959, Встреча с современностью . Том. 3. Рутледж Керзон. ISBN 0-415-30844-5 .
- Маккензи, Вики (1996). Реинкарнация: Мальчик-лама . Публикации мудрости. ISBN 978-0861711086 .
- Маккеррас, Колин (2001). Новый Кембриджский справочник по современному Китаю . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78674-4 .
- Маклеод, Кен (15 сентября 2016 г.). «Размышления о книге Дзонгсара Кхьенце «Как мы воспитываем Тулку» » . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Проверено 5 ноября 2023 г.
- Мельник, Элисон (2007). «Анализ энциклопедии концепций Кармапы» . Collab.itc.virginia.edu . Проверено 20 июля 2020 г.
- Мидал, Фабрис (2005). Вспоминая Чогьяма Трунгпу . Шамбала. ISBN 1-59030-207-9 .
- Моран, Питер Кевин (2004). Соблюдение буддизма . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-32596-7 .
- Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: священное наследие реинкарнации . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. ISBN 1-57416-092-3 .
- Наттье, Ян (1995). «Видимое и невидимое: политика представительства в буддийской Америке». Трехколесный велосипед . Том. 5, нет. 1. С. 42–9.
- Пелзанг, Кхенпо Нгаванг (2004). Путеводитель по словам моего идеального учителя . Бостон: Шамбала. ISBN 978-1-59030-073-2 .
- Олдмидоу, Питер (2001). «Тибетский буддизм и глобализация» . Сиднейские исследования религии . ISSN 1444-5158 . Проверено 1 ноября 2023 г.
- Оргьен Тобгьял Ринпоче (1996). «Жизнь Джамьянга Кьенце Вангпо» . Проверено 15 октября 2012 г.
- Панзика, Мартина (18 февраля 2022 г.). «Уход двух влиятельных учителей Ньингма: Дуджома Ринпоче III и Додрубчена Ринпоче» . Львиный рык .
- Пенор Ринпоче (1999). «Советы относительно признания Тулкуса (Стивена Сигала)» . сайт palyul.org . Проверено 31 октября 2023 г.
- Поммаре, Франсуаза (1998). Бутан . Паспортные книжки (Одиссея). ISBN 0-8442-9966-9 .
- Пури, Шри (26 октября 2019 г.). «Реинкарнация феодала должна закончиться сейчас: Далай-лама на фоне спора о преемнике с Китаем» . Времена Индии . Проверено 27 августа 2020 г.
- Рэй, Реджинальд А. (1986). «Некоторые аспекты традиции Тулку в Тибете». Тибетский журнал . 11 (4): 35–69.
- Ремски, Мэтью (13 апреля 2021 г.) [28 сентября 2020 г.]. «Выжившие в международном буддийском культе делятся своими историями» . Морж . Проверено 21 октября 2020 г.
- Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история (2-е изд.). Бостон: Шамбала. ISBN 978-0-87773-376-8 .
- Рингу Тулку (2007). Философия Ри-ме Джамгона Конгтрула Великого: исследование буддийских линий передачи Тибета . Шамбала. ISBN 978-1590304648 .
- Роуз, Лео Э. (1977). Политика Бутана . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-0909-8 .
- Сэмюэл, Джеффри (1993). Цивилизованные шаманы: буддизм в тибетских обществах . Издательство Смитсоновского института. ISBN 1-56098-231-4 .
- Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: политическая история . Нью-Йорк: Издательство Йельского университета.
- Шерилл, Марта (2000). Будда из Бруклина . Случайный дом. ISBN 0-679-45275-3 .
- Смит, Э. Джин (2001). Среди тибетских текстов: история и литература Гималайского нагорья . Исследования индийского и тибетского буддизма. Соммервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-179-3 .
- Стернс, Сайрус (2007). Король пустой равнины: тибетский строитель железных мостов Тангтонг Гьялпо . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1559392754 .
- Тальякоццо, Эрик (2015). Азия наизнанку: времена перемен . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-96694-9 .
- Терхьюн, Леа (2004). Кармапа: Политика реинкарнации . Публикации мудрости. ISBN 978-0861711802 .
- Тондуп, Тулку (2011). Воплощение: история и мистицизм традиции тулку в Тибете . Бостон: Публикации Шамбалы. ISBN 978-1590308394 .
- Тондуп, Тулку (1996). Мастера медитации и чудес . Шамбала. ISBN 1-57062-113-6 .
- Трангу Ринпоче, Кхенчен (январь 1993 г.). «Король самадхи-сутры: устные комментарии, данные в монастыре Ринпоче в Буднатхе, Непал» . Ринпоче.com . Архивировано из оригинала 17 июня 2001 г.
- Трангу Ринпоче (н. д.). «Спор о Кармапе» . Ринпоче.com . Архивировано из оригинала 06 сентября 2020 г. Проверено 29 июля 2020 г.
- Валентин, Джей (2013). «Повелители северных сокровищ: развитие тибетского института правления в последовательных воплощениях» . Библиотека УВА | Дева . Проверено 6 августа 2017 г.
- Уиллис, Дженис Д. (зима 1984 г.). «Тибетский Ани-с: Жизнь монахини в Тибете». Тибетский журнал . IX (4). Дхарамсала, Индия: Библиотека тибетских произведений и архивов.
- Вонг, Сильвия (2010). Пророчества Кармапы . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3480-4 .
- Зангпо, Церинг Лама Джампал (1988). Удивительная преемственность трононосцев победоносной и могущественной традиции Пальюл под названием «Гирлянда бессмертных деревьев, исполняющих желания» . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-0937938645 .
- Сопа Ринпоче (апрель – июнь 2009 г.). «Проходит Лама Еше» (PDF) . Мандала . стр. 40–45.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кабесон, Хосе Игнасио (февраль 2017 г.). «О линиях передачи Тулку» (PDF) . Revue d'Etudes Tibétaines (38): 1–28.
- Десал, Тензин (30 июля 2019 г.). «Тибетская традиция реинкарнации и утверждение КПК о суверенитете над «живыми Буддами» » . Институт тибетской политики . Проверено 2 ноября 2023 г.
- Гэмбл, Рут (2018). Реинкарнация в тибетском буддизме: Третий Кармапа и изобретение традиции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190690793 .
- Хопкинс, Джеффри (февраль 2017 г.). «Размышления об Институте Тулку: технические и личные» (PDF) . Журнал тибетских исследований (38): 241–264.
- Кунсанг, Лама; Пемо, Лама; Обель, Мари (2012). История Кармап: Одиссея тибетских мастеров с Черной Короной . Шамбала. ISBN 978-1559393904 .
- Мэнсон, Чарльз (август 2015 г.). «Традиция реинкарнации лам в Центральной Азии». Средний путь . 90 (2): 105–10.
- Миллер, Андреа (12 марта 2021 г.). «Магические эманации: неожиданная жизнь западных тулку» . Львиный рык . Проверено 30 октября 2023 г.
- Ольденбург, Дон (26 сентября 1988 г.). «Неожиданное воплощение» . Вашингтон Пост . Проверено 31 октября 2023 г.
- Пирсон, Дэвид (11 октября 2023 г.) [4 октября 2023 г.]. «Восьмилетний мальчик в центре борьбы за тибетский буддизм: возможно, ему придется защищать веру в Монголии от давления со стороны правящей Коммунистической партии Китая» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 октября 2023 г.
- Сассон, Ванесса Р., изд. (2013). Маленькие Будды: Дети и детство в буддийских текстах и традициях . ОУП США. ISBN 978-0199945610 .
- Швигер, Питер (2015). Далай-лама и император Китая: политическая история тибетского института реинкарнации . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231538602 .
- Тшебуняк, Яцек (2014). «Анализ развития тибетской системы Тулку в западной культуре» . Польский журнал искусства и культуры . 2 (10): 115–130.
- Уиллок, Николь (февраль 2017 г.). «Возрождение института Тулку в современном Китае: рассказы и практики» . Revue d'Etudes Tibétaines (38): 183–201.
- Ю, Д.С. (2006). «Подлинная харизма и ее передаваемость: внутренний ландшафт Тулку в современном возрождении тибетского буддизма в Кхамсе и Голоке». Тибетский журнал . 31 (4): 57–78. JSTOR 43302627 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Тулкус .
- Ламы-реинкарнации: Тулку и Ринпоче – раздел от Берзина Александра. 2000 Традиционное значение духовного учителя
- Тулку: Воплощенные ламы Тибета – Интервью с Его Святейшеством Сакья Тризином – Отрывок из Свидетельств тибетского Тулку; Исследование среди реинкарнированных буддийских мастеров в изгнании , Даниал Барлохер, Opuscula Tibetana, Рикон-Цюрих, август 1982 г.
- Тулку: Воплощенные ламы Тибета 2 – Интервью с Сакья Гонгмой Дагченом Ринпоче – отрывок из «Свидетельств тибетского Тулку»; Исследование среди реинкарнированных буддийских мастеров в изгнании , Даниал Барлохер, Opuscula Tibetana, Рикон-Цюрих, август 1982 г. (Переводчик интервью: Сайрус Стернс).
- Тулкус: Мастера реинкарнации – тематическая статья на WisdomBooks.com