первый Далай-лама
Первый Далай-лама, Гедун Другпа | |||
---|---|---|---|
Монах справился. | |||
![]() Монах справился. | |||
Заголовок | Первый Далай-лама (посмертно) | ||
Персональный | |||
Рожденный | Пема Дорджи 1391 | ||
Умер | 1474 г. (82–83 года) Ю-Цанг, Тибет | ||
Религия | Тибетский буддизм | ||
Родители |
| ||
Старшая должность | |||
Преемник | Гедун Гьяцо | ||
Китайское имя | |||
китайский | Гендун Джуба | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Гедун Группа | ||
|
Настоящее имя: Пема Дорджи. | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | Бама Дордже | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Педма Рдо Рье | ||
|
Первый Далай-лама Гедун Другпа. [ 1 ] ( тибетский : དགེ་འདུན་གྲུབ་པ། , Уайли : dge 'dun grub pa ; 1391–1474) был учеником Дже Цонкапы и стал его первым кхенпо (настоятелем) в монастыре Ганден . Он также основал монастырь Таши Лунпо в Сигасте. Ему посмертно присвоен духовный титул Далай-ламы . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]
Гедун Другпа родился в коровнике в Гюрмей Рупе недалеко от Сакья в регионе Цанг центрального Тибета, в семье Гонпо Дорджи и Джомо Намкха Кьи, кочевых племен. [ 3 ] До семи лет его воспитывали пастухом. Его имя при рождении (по данным Тибетского буддийского ресурсного центра, его личное имя) было Пема Дорджи ( тибетское : Падма Ринпоче , « Ваджра Лотос»).
Рукоположение
[ редактировать ]Позже его поместили в монастырь Нартанг . В 1405 году он принял обеты гетсула (послушника) от настоятеля Нартанга Кхенчена Друпы Шерапа. [ нужна ссылка ] Когда ему было 20 лет, примерно в 1411 году он получил имя Гедун Друпа после принятия обета бхикшу ( монаха) у настоятеля монастыря Нартанг. [ 4 ] Также в этом возрасте он стал учеником учёного и реформатора Чже Цонкапы (1357–1419). [ 5 ] который, как некоторые говорят, был его дядей. [ 6 ] Примерно в это же время он также стал первым настоятелем монастыря Ганден , основанного самим Цонкапой в 1409 году. [ 7 ] [ нужен лучший источник ]
Карьера
[ редактировать ]К середине своей жизни Гедун Другпа стал одним из самых почитаемых святых-ученых в стране. [ нужна ссылка ] Гедун Другпа основал главный монастырь Таши Лунпо в Шигадзе , который позже стал резиденцией Панчен-лам . [ 8 ] [ нужен объем ]
Гедун Другпа не обладал национальной политической властью. Он находился в руках таких наместников, как Сакья , принц Цанга и монгольский каган . Позиции тибетского национального политического руководства последующих Далай-лам начались гораздо позже, во время правления V Далай-ламы , в 1642 году. [ нужна ссылка ]
Он оставался кхенпо монастыря Таши Лунпо, пока не умер во время медитации в 1474 году в возрасте 84 лет (83 года по западным оценкам) . [ 6 ]
Легенды
[ редактировать ]Традиция гласит, что Палден Лхамо , женский дух-хранитель священного озера Лхамо Ла-цо , пообещала Первому Далай-ламе в одном из своих видений, «...что она будет защищать линию реинкарнации Далай-лам». Со времен Гедуна Гьяцо , который формализовал систему, монахи приходили к озеру медитировать в поисках видений с указаниями по поиску следующей реинкарнации. [ 9 ]
Известные современники
[ редактировать ]Самдинг Дордже Пхагмо (1422–1455), высшее женское воплощение в Тибете. [ 10 ] был современником Гедуна Друпы. Ее учитель, Бодонгпа Панчен Чогли Намгьял, также был одним из его учителей; он получил от него много учений и посвящений . [ 11 ]
Работает
[ редактировать ]Некоторые из самых известных текстов, написанных Гедуном Другпой, были:
- Солнечный свет на пути к свободе , комментарий к Абхидхарма-косе.
- Сокрушая силы зла в пыль , эпическая поэма о жизни и освободительных деяниях Гаутамы Будды.
- Песня Восточной Снежной Горы , стихотворение, посвященное Чже Цонкапе.
- Похвала Достопочтенной леди Кхадиравани Таре , дань уважения Таре.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Краткие биографии предыдущих Далай-лам» . Далай-Лама.com . Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ «dge 'dun grub pa» . Ресурсный центр Тибетского буддизма . Проверено 20 мая 2015 г.
- ↑ Гедун Друпа. Архивировано 13 декабря 2005 г. на веб-сайте Wayback Machine на сайте Далай-ламы.
- ^ Самфель и Тендар (2004) , с. 75.
- ^ Фаррер-Холлс (1998) , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Самфель и Тендар (2004) , с. 35.
- ^ Симханада, Львиный рык буддизма Махаяны , заархивировано из оригинала 11 июля 2016 г.
- ^ Чо Ян: Голос тибетской религии и культуры (изд. Год Тибета). Ганчен Кийшонг, Дхарамсала: Совет по делам религии и культуры. 1991. с. 79.
- ^ Лэрд (2006) , стр. 139, 264–265.
- ^ Дауман (1988) , с. 268.
- ^ «Бодонг.инфо» . Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 7 марта 2009 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Дауман, Кейт (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника . Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7102-1370-0 .
- Фаррер-Холлс, Гилл (1998). Мир Далай-ламы . Книги квестов. п. 77.
- Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- Самфель, Тубтен ; Тендер (2004). Далай-ламы Тибета Нью-Дели: Роли и Янссен. ISBN 81-7436-085-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маккей, А. (редактор) (2003): История Тибета . Издательство: RoutledgeCurzon. ISBN 0-7007-1508-8
- Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации , стр. 50–85. Издательство Clear Light. Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 1-57416-092-3 .
- Далай Элан Робак. (1991) Свобода в изгнании: Автобиография Далай-ламы. Сан-Франциско, Калифорния.
- Избранные произведения Далай-ламы I Анны Кандт, Кристин Кокс, Далай-ламы Дге-Дун-Груб I, Гленна Х. Маллина, Сидни Пиберна (1985)