Майтрипада
Майтрипада | |
---|---|
Майтригупта | |
Персональный | |
Рожденный | ок. 1007 г. н.э. Джатакарани, Магадха (современная Индия) |
Умер | т. 1085 г. н.э. |
Религия | буддизм |
Школа | Ваджраяна |
Образование |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Майтрипада ( ок. 1007–1085, также известный как Майтреянатха , Адваяваджра , а для тибетцев — Майтрипа ) — выдающийся индийский буддийский махасиддха , связанный с Махамудры передачей тантрического буддизма . [1] Его учителями были Шаварипа и Наропа . [1] Среди его учеников Атиша , Марпа , Ваджрапани, Каропа, Натекара (также известный как Сахаджаваджра), Девакарачандра (также известный как Шуньятасамадхи) и Рамапала. [1] Его обитель находилась в районе Митхила (также известном как Тирхут), где-то на севере Бихара и в соседних частях южного Непала. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Согласно тибетским и непальским источникам, Майтрипада родился в семье брамина в Магадхе в деревне недалеко от Капилавасту во времена правления империи Пала . Годом его рождения обычно считается 1007 год нашей эры, согласно трудам Таранатхи, который помещает его во время правления короля Махипалы . [3] изучал панинскую грамматику Прежде чем стать буддистом, он в течение 7 лет и индуистские трактаты.
После получения образования он встретил буддийского сиддха Наропу у северных ворот Наланды, который вовлек его в дебаты. Майтрипада проиграл дебаты, впоследствии обратился в буддизм и был рукоположен в монахи в монастырях Наланда и Викрамашила в современном Бихаре .Во время своего пребывания в этих монастырях его обучали такие выдающиеся мастера, как Ратнакарасанти . [3]
Время в Наланде и Викрамашиле
[ редактировать ]Майтрипада получил свое первоначальное монашеское посвящение в Наланде, после чего он поселился в Викрамашиле, где пробыл четыре года. Хотя он был известен как превосходный монах, говорили также, что он практиковал тантру тайно .
Известно, что Майтрипада в какой-то момент покинул Викрамашилу, хотя источники различаются относительно точной причины. Согласно одному рассказу Падмы Карпо , он был вовлечен в доктринальный спор со своим гуру Ратнакарашанти, который излагал Йогачара . школу мысли [3] Говорят, что в результате этого спора Ратнакарашанти разорвал часть одежды Майтрипады. Непальские источники подробно описывают, что после этого спора бодхисаттва Авалокитешвара явился во сне Майтрипаде и призвал его отказаться от монашеской жизни. [4]
В другом сообщении из биографии Атиши подробно говорится, что он был изгнан из монастыря после того, как Атиша, который в то время был настоятелем Викрамашилы, обнаружил спиртные напитки в его общежитии. [4]
Спустя годы
[ редактировать ]После этого он на четыре месяца путешествовал на лодке по Южной Индии, где стал учеником Шаварипы, от которого получил различные тантрические наставления. Во второй половине своей жизни он вернулся в Северную Индию, где составил множество договоров, которые сейчас сохранились в тибетском буддийском каноне. [5]
Философия
[ редактировать ]Философия Майтрипады находилась между школами Мадхьямаки и Махамудры . Однако он, похоже, по-прежнему высоко ценил школу Йогачары и считал ее необходимым шагом к своей интерпретации Мадхьямаки . [4]
Постепенный путь и традиционные практики
[ редактировать ]Майтрипада подчеркивал важность сочетания традиционных практик Дхармы с недвойственной мудростью Махамудры. Он признал необходимость традиционных практик, таких как щедрость, дисциплина, терпение, усердие и медитация, как основополагающих действий (адикарман). Эти практики необходимы для закладки основы для высших реализаций, и их следует поддерживать до тех пор, пока человек не достигнет состояния отсутствия обучения или состояния будды. [4]
Внезапное осознание
[ редактировать ]Для практикующих с острыми способностями Майтрипа рекомендовал прямой подход к Махамудре, позволяющий им обойти сложные тантрические ритуалы. Этот подход предполагает прямой доступ к присущему человеку блаженству или мудрости ( сахаджа ), не полагаясь на традиционные практики. Однако он предостерег от переоценки своей реализации и пренебрежения основополагающими практиками. [4]
Роль Аманасикары
[ редактировать ]Центральное место в мысли Майтрипы занимала концепция аманасикары, или немедитации, которая предполагает состояние неконцептуального осознания, превосходящего обычное двойственное восприятие. Эта практика встроена в более широкую структуру шести совершенств Махаяны и необходима для осознания истинной реальности. В работах Майтрипы об аманасикаре подчеркивается важность сохранения традиционных практик Дхармы наряду с передовыми медитативными техниками. [4]
«Безумное поведение» и истинная реальность
[ редактировать ]Майтрипа описал крайние практики, такие как самопожертвование, как «безумное поведение» (унматтаврата). Хотя эти практики могут показаться иррациональными, они являются выражением глубокого осознания практикующим истинной реальности. Такое поведение сравнивается с бесстрашным движением льва, символизирующим свободу и бесстрашие, возникающие в результате осознания природы реальности. [4]
Критика градуалистов
[ редактировать ]Ученик Майтрипы, Ваджрапани, делит практикующих на тех, кто осознает истинную реальность постепенно (подобно обезьяне), и тех, кто делает это мгновенно (подобно вороне). Учения трех колесниц (Шравакаяны, Пратьекабуддаяны и Махаяны) считаются временными и предназначены для тех, кому требуется поэтапный подход. Сам Майтрипа предложил более инклюзивное учение, сочетающее в себе различные элементы для удовлетворения разных способностей практикующих.
Философская мысль Майтрипы представляет собой синтез глубокой недвойственной мудрости с практическими, традиционными практиками, намереваясь использовать как внезапные, так и постепенные пути к просветлению. [4]
Работает
[ редактировать ]Майтрипада составил комментарии к буддийским дохам Сарахи. Его самые важные работы — это сборник из 26 текстов по «неконцептуальной реализации» ( аманасикара ), которые являются ключевым индийским источником махамудры в тибетской традиции. Эти работы учат синтезу буддийских учений Махаяны о пустоте и «непребывании» ( апратиштхана ) и буддийских тантрических практик, а также учат «мгновенному» пути к пробуждению. [6] [7]
Майтрипады Цикл Аманасикара , состоящий из 26 текстов, состоит из следующих текстов: [8]
- Кудрстиниргатана
- Кудрстиниргхатавакьятиппника
- Мулапаттайя
- Стхулапаттайя
- Таттваратнавали
- Панчататхагатамудравиварана
- Секанирдеса
- Чатурмудраанвая
- Секататпарьясамграха
- Ваджрасаттва-Панчакара
- Маянирукти
- Свапнанирукти
- Таттвапракаша
- Апратиштханапракаса
- Юганаддхапракаша
- Махасукхапракаса
- Таттвавимсика
- Махаянавимсика
- Нирведхапанчака
- Мадхьямасатка
- Премапанчака
- Таттвадасака
- Аманасикарадхара
- Сахаджасатка
- Доханидхинамататтвопадеша
- Shes pa spro bsdu med pa 'jog pa 'i man ngag gsang ba dam pa
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Робертс, Питер Алан, Махамудра и соответствующие инструкции: основные учения школ Кагью (Библиотека тибетской классики), 2011, стр. 11-12.
- ^ Махамудра и связанные с ней наставления: основные учения школ Кагью . Саймон и Шустер. 17 мая 2011 г. ISBN 978-0-86171-444-5 .
- ^ Jump up to: а б с Тац, Марк (1987). «Жизнь сиддха-философа Майтригупты». Журнал Американского восточного общества . 107 (4): 695–711. дои : 10.2307/603308 . JSTOR 603308 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Матес, Клаус-Дитер (2021). Майтрипа: индийский йог недвойственного блаженства . Шамбала. стр. 35–50. ISBN 9781611806700 .
- ^ Басвелл, Роберт; Лопес, Дональд (2014). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 519. ИСБН 9780691157863 .
- ^ Мэтес, Клаус-Дитер, Прекрасное сочетание Махамудры и Мадхьямаки: Сборник текстов Майтрипы по неконцептуальной реализации (Аманасикара), (Отчеты о собраниях философско-исторического класса), 2016, стр. 1.
- ^ Ульрих Тимме Краг, Тибетская йога и мистицизм: текстовое исследование йоги Наропы и медитации Махамудры в средневековой традиции Дагс по 2015, стр. 72-73
- ^ Мэтес, Клаус-Дитер, Прекрасное сочетание Махамудры и Мадхьямаки: Сборник текстов Майтрипы по неконцептуальной реализации (Аманасикара), (Отчеты о собраниях философско-исторического класса), 2016, стр. 5.
Примечания
[ редактировать ]- «Жизнь сиддха-философа Майтригупты» Марка Таца Журнал Американского восточного общества Том. 107, № 4, 1987, октябрь – декабрь, стр. 695–711.