Саамский шаманизм
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на финском языке . (Январь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Традиционные духовные практики и верования саамов основаны на разновидности анимизма , политеизма и того, что антропологи могут считать шаманизмом . Религиозные традиции могут значительно различаться от региона к региону Сапми .
Традиционной религией саамов обычно считается анимизм. Саамская вера в то, что все значимые природные объекты (такие как животные, растения, камни и т. д.) обладают душой, а с политеистической точки зрения традиционные саамские верования включают в себя множество духов. [ 1 ] Традиционные верования и практики саамов обычно подчеркивают почитание мертвых и духов животных. Отношения с местными животными, которые поддерживают людей, такими как северные олени , очень важны для родственной группы. [ 1 ]
Божества и духи животных
[ редактировать ]Помимо поклонения медведю , существуют и другие духи животных, такие как Халди, которые охраняют природу. У некоторых саамов есть бог грома по имени Хорагаллес . Рана Ниейта — «дочь зеленой, плодородной земли». [ 2 ] Также может присутствовать символ мирового дерева или столба, доходящий до Полярной звезды и похожий на тот, что встречается в финской мифологии . [ 3 ]
Лайб Олмай , лесной дух некоторых саамов, традиционно ассоциируется с лесными животными, которые считаются его стадами, и говорят, что он дарует удачу или неудачу на охоте. Его благосклонность была настолько важна, что, по словам одного автора, верующие молились и приносили ему подношения каждое утро и каждый вечер. [ 4 ]
В шелке
[ редактировать ]В ландшафте Северной Скандинавии можно встретить сейди — места, которые имеют необычные формы рельефа, отличающиеся от окружающей сельской местности и которые можно считать имеющими духовное значение. В каждой семье или клане есть свои местные духи, которым они приносят подношения для защиты и удачи. Стурюнкаре . иногда описывают как камни, имеющие некоторое сходство с человеком или животным, установленные на вершине горы, в пещере или возле рек и озер Им оказывали честь, подкладывая под них зимой свежие веточки, а летом листья или траву. Стурюнкаре . имели власть над всеми животными, рыбами и птицами и приносили удачу тем, кто на них охотился или ловил рыбу Им приносили в жертву оленей, и у каждого клана и семьи был свой холм для жертвоприношений. [ 5 ]
Ноайди
[ редактировать ]Ноайди фадно является посредником между человеческим миром и сайво , преступным миром , от имени сообщества, обычно используя саамский барабан и домашнюю флейту, называемую в церемониях.
Предки
[ редактировать ]Одним из наиболее непримиримых элементов мировоззрения саамов, с точки зрения миссионеров, было представление, «что живые и ушедшие рассматривались как две половины одной семьи». Саамы считали эту концепцию фундаментальной, в то время как протестантские христианские миссионеры абсолютно отвергали любую возможность того, что мертвые имеют какое-либо отношение к живым. [ 6 ] Поскольку эта вера была не просто религией, а живым диалогом с предками, их общество одновременно обеднело. [ 1 ]
Список божеств
[ редактировать ]Религия саамов несколько различается в зависимости от региона и племени. Хотя божества похожи, их имена различаются в зависимости от региона. Божества также пересекаются: в одном регионе одно божество может проявляться как несколько отдельных божеств, а в другом регионе несколько божеств могут быть объединены всего в несколько. Из-за этих различий божеств можно несколько спутать друг с другом.
Основными божествами саамов были следующие: [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
- Акка — группа богинь плодородия, включающая Мадеракку , Саракку, Юксакку и Уксакку.
- Беайви – богиня солнца, мать людей. Однако в некоторых районах солнце мужское.
- Бьеггагаллис — муж богини Солнца, отец людей.
- Биггольмай «Человек ветров» — бог ветров.
- Биженниейте - богиня врачевания и медицины, дочь Солнца Беайви.
- Хорагаллес – бог грома. Его имя может означать « Тор -человек». Его также называют «Дедушка», Баянолммай, Диерпмис, Пайонн и Тордом.
- Джабме Акка - богиня мертвых, повелительница подземного мира и царства мертвых.
- Ипмил «Бог» — принятое как родное имя христианского Бога (см. родственное финское слово Юмала ), также используется для Радиен-аттье.
- Лиайбольмай - бог охоты и взрослых мужчин.
- Марен-Аттье — муж Мадеракки и отец племени. В то время как его жена дает новорожденным их тела, он дает им их души.
- Мано , Манна или Аске — бог луны
- Мубпиенолмай - бог зла, находящийся под влиянием христианского сатаны.
- Радиен-аттье — Творец и высший бог, творец мира и главное божество. В саамской религии он пассивен или спит и не часто включается в религиозную практику. Вместе со своей супругой он создал души людей. Его также звали Варалден Олмай .
- Раэдиакка — жена верховного бога Радиена-аттье. Вместе со своим супругом она создала души людей.
- Рана Нейта - богиня весны, дочь Радиен-аттье и Раэдиакки. [ 2 ] Рана , что означает «зеленый» или, в более широком смысле, «плодородный», было популярным именем для саамских девочек.
- Радиен-пардне — сын Радиен-аттье и Раедяхкки. Он действует как доверенное лицо своего пассивного отца, выполняя его задачи и исполняя его волю.
- Рухта – бог болезней и смерти. Его изображали верхом на лошади.
- Сталло — внушающие страх великаны-людоеды дикой природы.
- Тьяэтсиолмай - «человек воды», бог воды, озер и рыбалки.
См. также
[ редактировать ]- Христианизация саамов
- Финские мифологии
- Фрагменты саамской мифологии
- История Скандинавии
- Религии коренных народов Норвегии
- Ларс Леви Лестадиус
- Религия среди саамов
- Сарнаизм
- Сибирский шаманизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Холлоуэй, Алан «Иввар». «Упадок коренной религии саамского народа» . Техасский университет .
- ^ Jump up to: а б Доннер, Отто (1876). "Lieder der Lappen - Лапландские песни". Суоми сериал Второй эпизод, 2 Осо : 13.
- ^ Лиминг, стр. 135
- ^ До- и протоисторические финны Аберкромби, стр. 161
- ^ До- и протоисторические финны Аберкромби, стр. 163-164.
- ^ Рюдвинг, Хокан (1993). Конец времени барабанов: религиозные перемены среди саамов-луле, 1670-1740-е гг . Уппсала: Альмквист и Wiksell International.
- ^ Хофберг, Герман, Язычество лопарей, 1879 («Саамское язычество»)
- ^ Холмберг-Харва, Уно, религия Лапарнаса: (Вера саамов, 1915), Центр многоэтнических исследований [Centrum for multietnisk forskning], Уппсала, 1987 («Вера саамов»)
- ^ Карстен, Рафаэль, Религия саамского народа: языческая вера и культ скандинавских саамов в религиозно-историческом свете, Стокгольм, 1952 («Религия саамов»)
- ^ Ройтершельд, Эдгар, Религия северных саамов, Норштедт, Стокгольм, 1912 (Религия северных саамов)
- ^ Балис, Джон (1973). «Финская мифология». Европе Боги и мифы в древней Словарь мифологов (на немецком языке). Том 2. Э. Липучка. ISBN 3-12-909820-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Аберкромби, Джон (1898). До- и протоисторические финны . Д. Натт.
- Бэкман, Луиза; Хульткранц, Оке, ред. (1985). Саамская дохристианская религия: исследования древнейших следов религии среди саамов . Стокгольм: Альмквист и Викселл .
- Лиминг, Дэвид Адамс (2003). Европейская мифология . Издательство Оксфордского университета . С. 133–141 Финнская и другие неиндоевропейские мифологии. ISBN 9780195143614 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фольклор, границы и аудитория в «Следопыте» (обзор фильма Томаса А. Дюбуа в SamiCulture ) Техасский университет
- Часто задаваемые вопросы о саамах в Скандинавии
- Сказки о мифическом саамском олене Меандаше (Часть 1) Folklore.ee
- Сказки о мифическом саамском олене Меандаше (Часть 2) Folklore.ee
- "Сиеди" Энциклопедия Саамской культуры Хельсинкского университета
- «Священная» энциклопедия Саамской культуры Университета Хельсинки