Рана Нийта
Рана Нейта и Рана Нийте — варианты имени умэ-саамской богини в саамской мифологии . На северном саамском языке ее зовут Рана Нейда и Рана Нейде (имена на других саамских языках — Рана Ниеда , Руона Нейда , Радиен-нейде и Бленде ).
Рана Нейта – богиня весны и плодородия. Дословный перевод имени Рана – «зелень» или «зеленые, плодородные поля». Имя Рана Ниейта можно свободно перевести как «дочь земли». Согласно саамской мифологии, именно она озеленила южные склоны гор, чтобы голодным оленям было достаточно еды.
Сала Нейта и Рана Нейта
[ редактировать ]Финский лингвист Отто Доннер описал в своем переводе саамских стихов на немецкий и финский языки в 1876 году, как Сала Ниейта «дочь Солнца», Рана Ниейта и Сайво Ниейта «дочь подземного мира» часто упоминались вместе в саамской поэзии, а иногда и назывались путают друг с другом посторонние, не знающие лично саамской мифологии:
«Дочь Солнца также иногда называют Сайво Нейда, дочь подземного мира, или Рана , Руона Нейда , зеленоватая, то есть весенняя дочь, одевающая горы в зелень». «Дочь Солнца упоминается также вместе с сайво нэйда , дочерью подземного мира, или рана , руона нэйда , зеленая, то есть дочь весны». [ 1 ]
Однако более старые источники 1700 года ясно показывают, что это три разные богини. Сала Нейта обладала силой положить конец снегу и холоду, а Рана Нейта позволяла деревьям и травам расти и цвести заново каждый год. [ 2 ] Таким образом, Рана Нейта представляет собой воссоздание весны.
Саамы считали Солнце
божественное существо; но воздействие и тепло, которое они ощущают от Солнца, говорят они, является дочерью Солнца, которое они называют Саланеидой , и считают, что она обладает силой положить конец снегу и холоду». [ 2 ]
Сала Нейта и Рана Нейта были двумя разными богинями, которые вместе с
Серге-едни ... им поклоняются и поклоняются... как богиням, и когда саамы в них нуждаются, они приносят им жертвы, чтобы они были кроткими и давали траву оленям саамского народа, и чтобы Саамский народ не должен страдать от голода, а лакомиться молоком и сыром от животных. [ 2 ]
Лету принадлежит то, что снег должен уйти, и тогда вырастут трава и листья. И то и другое необходимо саамскому народу ради своих животных, особенно в таком полярном климате и в горах, где снег и холод властвуют гораздо дольше, а в некоторые годы даже больше и дольше, чем в другие... И поэтому они могли видеть и чувствовать, как Солнце действует так, что снег исчезает; но они не могли понять, как цветут листья и трава. Они поняли, что им тогда придется иметь дело с силой Радиенса – то есть доброго Бога, который правит превыше всего, и что оттуда пошли листья и трава. Но устранение снега они приписывают теплу Солнца. [ 2 ]
Муниципалитет Рана, Норвегия.
[ редактировать ]Некоторые также считают, что от ее имени произошло название муниципалитета Рана в Норвегии .
В 1971 году в парке под торговым центром LA Meyer в Му-и-Рана была установлена бронзовая статуя, изображающая Рана-Нейту . Статуя была создана художником Арне Дурбаном и профинансирована банком Den Norske Bank (DNB, «Норвежский банк») в 1970 году в связи с его 25-летием. Он был доставлен муниципалитету Рана 19 ноября 1970 года. В 2003 году аналогичная статуя была перенесена из DNB в Nordlandsbanken («Банк Нордланда») в Ране после процесса объединения двух банков.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доннер, Отто (1876). "Lieder der Lappen - Лапландские песни". Второй эпизод сериала Суоми, 2 Осо: 13.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д [Сканке НС-2], с. 210
Литература
[ редактировать ]- [Sckanke NS-2] Ганс Сканке: Epitomes Historiae Missionis Lapponica. Пары Прима. Anlagende de Norske Lappers Hedendom og Superstitioner , опубликовано Мартой Брок Утне и О. Сольбергом в Финнмарке около 1700 года. Части актов и обзоры , Nordnorske Samlinger, Этнографический музей, Университет Осло , AW Brøggers boktrykkeri, 1938, том 2, стр. 175– 256
- Бо Лундмарк: Bæi'vi mánno nástit ( Умэ-саамы ) = культ Солнца и Луны, астральные и небесные концепции у саамов ( шведов ) [Культ Солнца и Луны и небесные и астральные концепции у саамов]) , Acta Bothniensia Occidentalis, Срифтер в истории культуры Вестерботтена, Умео , музей Вестерботтена , 1982 г.