Jump to content

Рана Нийта

Рана Ниейта в парке в Му-и-Рана в муниципалитете Рана в Северной Норвегии.

Рана Нейта и Рана Нийте — варианты имени умэ-саамской богини в саамской мифологии . На северном саамском языке ее зовут Рана Нейда и Рана Нейде (имена на других саамских языках — Рана Ниеда , Руона Нейда , Радиен-нейде и Бленде ).

Рана Нейта – богиня весны и плодородия. Дословный перевод имени Рана – «зелень» или «зеленые, плодородные поля». Имя Рана Ниейта можно свободно перевести как «дочь земли». Согласно саамской мифологии, именно она озеленила южные склоны гор, чтобы голодным оленям было достаточно еды.

Сала Нейта и Рана Нейта

[ редактировать ]

Финский лингвист Отто Доннер описал в своем переводе саамских стихов на немецкий и финский языки в 1876 году, как Сала Ниейта «дочь Солнца», Рана Ниейта и Сайво Ниейта «дочь подземного мира» часто упоминались вместе в саамской поэзии, а иногда и назывались путают друг с другом посторонние, не знающие лично саамской мифологии:

«Дочь Солнца также иногда называют Сайво Нейда, дочь подземного мира, или Рана , Руона Нейда , зеленоватая, то есть весенняя дочь, одевающая горы в зелень». «Дочь Солнца упоминается также вместе с сайво нэйда , дочерью подземного мира, или рана , руона нэйда , зеленая, то есть дочь весны». [ 1 ]

Однако более старые источники 1700 года ясно показывают, что это три разные богини. Сала Нейта обладала силой положить конец снегу и холоду, а Рана Нейта позволяла деревьям и травам расти и цвести заново каждый год. [ 2 ] Таким образом, Рана Нейта представляет собой воссоздание весны.

Саамы считали Солнце

божественное существо; но воздействие и тепло, которое они ощущают от Солнца, говорят они, является дочерью Солнца, которое они называют Саланеидой , и считают, что она обладает силой положить конец снегу и холоду». [ 2 ]

Сала Нейта и Рана Нейта были двумя разными богинями, которые вместе с

Серге-едни ... им поклоняются и поклоняются... как богиням, и когда саамы в них нуждаются, они приносят им жертвы, чтобы они были кроткими и давали траву оленям саамского народа, и чтобы Саамский народ не должен страдать от голода, а лакомиться молоком и сыром от животных. [ 2 ]

Лету принадлежит то, что снег должен уйти, и тогда вырастут трава и листья. И то и другое необходимо саамскому народу ради своих животных, особенно в таком полярном климате и в горах, где снег и холод властвуют гораздо дольше, а в некоторые годы даже больше и дольше, чем в другие... И поэтому они могли видеть и чувствовать, как Солнце действует так, что снег исчезает; но они не могли понять, как цветут листья и трава. Они поняли, что им тогда придется иметь дело с силой Радиенса – то есть доброго Бога, который правит превыше всего, и что оттуда пошли листья и трава. Но устранение снега они приписывают теплу Солнца. [ 2 ]

Муниципалитет Рана, Норвегия.

[ редактировать ]
Бронзовая статуя, изображающая Рану Ниеджту в Мо-и-Рана

Некоторые также считают, что от ее имени произошло название муниципалитета Рана в Норвегии .

В 1971 году в парке под торговым центром LA Meyer в Му-и-Рана была установлена ​​бронзовая статуя, изображающая Рана-Нейту . Статуя была создана художником Арне Дурбаном и профинансирована банком Den Norske Bank (DNB, «Норвежский банк») в 1970 году в связи с его 25-летием. Он был доставлен муниципалитету Рана 19 ноября 1970 года. В 2003 году аналогичная статуя была перенесена из DNB в Nordlandsbanken («Банк Нордланда») в Ране после процесса объединения двух банков.

  1. ^ Доннер, Отто (1876). "Lieder der Lappen - Лапландские песни". Второй эпизод сериала Суоми, 2 Осо: 13. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  2. ^ Jump up to: а б с д [Сканке НС-2], с. 210

Литература

[ редактировать ]
  • [Sckanke NS-2] Ганс Сканке: Epitomes Historiae Missionis Lapponica. Пары Прима. Anlagende de Norske Lappers Hedendom og Superstitioner , опубликовано Мартой Брок Утне и О. Сольбергом в Финнмарке около 1700 года. Части актов и обзоры , Nordnorske Samlinger, Этнографический музей, Университет Осло , AW Brøggers boktrykkeri, 1938, том 2, стр. 175– 256
  • Бо Лундмарк: Bæi'vi mánno nástit ( Умэ-саамы ) = культ Солнца и Луны, астральные и небесные концепции у саамов ( шведов ) [Культ Солнца и Луны и небесные и астральные концепции у саамов]) , Acta Bothniensia Occidentalis, Срифтер в истории культуры Вестерботтена, Умео , музей Вестерботтена , 1982 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47261a0593407afdd3eb93c1a173a500__1712678640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/00/47261a0593407afdd3eb93c1a173a500.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rana Niejta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)