Тханкаали
Тангкаали коренной (Данггали) — народ штата Южная Австралия.
Язык
[ редактировать ]Эдвард Джон Эйр утверждает в своих исследовательских журналах, что язык Тханкаали назывался Яккумбан. [ 1 ]
Страна
[ редактировать ]По словам Нормана Тиндейла , земли племени Данггали простирались примерно на 9 800 квадратных миль (25 000 км2). 2 ). Они бродили по засушливой местности к западу от реки Дарлинг и по равнинам к юго-западу от Брокен-Хилла , простираясь от окрестностей озера Тандо в юго-западном направлении до горы Брайан и Бурра-Крик . Их северо-западное расширение простиралось за пределы Моргана . [ 2 ]
Их северными соседями были мальянгапа . [ а ]
Образ жизни
[ редактировать ]Большая часть местности была безводной, и они черпали запасы из красного малли и хакеи . корней [ 3 ] [ 4 ] Их верли были построены низко из ветвей молотли, покрытых спинифексом . Когда их привозили в районы поселений белых, где запасы воды были достаточными, они не проявляли интереса к охоте или поеданию кроликов, но были неравнодушны к кошкам и отсеивали муравьиные яйца с помощью куламона , чтобы затем поджарить их на пепле. На них не было никаких следов скарификации . [ 4 ]
История
[ редактировать ]По словам Тиндейла, в рассказе раннего исследователя Эдварда Джона Эйра о племени паритке во время его путешествий в 1840–1841 годах речь идет о народе данггали. [ 2 ] [ 5 ]
В 1863 году в репортаже из Йельты упоминалась встреча, произошедшая между частью нижнего течения реки Дарлинг и границей с Южной Австралией, с женщиной и двумя ее сыновьями, которых писатель считал отколовшейся семьей, образованной мужчиной по имени Нанджа, сбежавшим из Клан Мараура , с которым у него были родственные связи, [ б ] и укрылся на территории Данггали. Вторая встреча произошла в 1884 году в Диннер-Крик, по дороге из Оук-Вейл к озеру Попилтах . Несколько лет спустя, примерно в 1891–1892 годах, мараура встретился с группой из тридцати с лишним чернокожих, называвших себя Нанджа , и они были привлечены на станцию Авока и разбили лагерь в Урнте, где они были известны как чернокожие Шотландии. [ 6 ] Отчет об этом племени был сделан К. Ричардсом в 1901 году, который назвал их Дтанг'га , называя их горным народом к западу от реки Дарлинг. [ 6 ] Известно, что два других клана, соответственно, Нанджара и Ньювики, разбили лагерь на ручье Ньювики примерно на рубеже 19-20 веков, но когда этот водопой высох из-за сильной засухи, народу Нанджара помогла полиция, которая направила их в место недалеко от горы Брайан, где этот клан вымер, как говорят, от разбитого сердца. Ньювики вернулись в район реки Мюррей. [ 6 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Данггали разделились как минимум на 4 орды .
Таможня
[ редактировать ]Если Паритке Эйра — это Данггали, то именно так он описывает их танец.
У «паритке» совсем другая форма танца, чем у речных туземцев. Подобным образом их раскрашивают или украшают перьями; но каждый танцор обвязывает пучки зеленых ветвей вокруг ноги выше колен, в то время как способ танца заключается в топании ногой и произнесении при каждом движении глубокой вентральной интонации, при этом ветки вокруг колен издают громкий шуршащий звук в соответствии с время музыки. Один человек, направляющий остальных в движениях этого танца, держит в руках инструмент в форме ромба, сделанный из двух небольших палочек длиной от двух с половиной до трех футов, скрещенных и связанных посередине. вокруг него от угла к углу натягивается струна, сделанная из волос опосума, и продолжается последовательно к центру, пока не останется только место для руки, чтобы держать инструмент. В каждом углу прикреплен пучок перьев какаду. При этом главный исполнитель немного опережает танцоров и, покачивая его вверх и вниз в такт музыке, регулирует их движения. В другом танце, где главными исполнителями являются женщины, их тела разрисованы белыми полосками, а волосы украшены перьями какаду. Они держат в руках большие палки и выстраиваются в ряд впереди, а люди с копьями стоят в ряд позади них. Затем все они начинают свои движения, но не смешиваясь, мужчины и женщины танцуют сами по себе. В этом танце мало разнообразия и жизни, но, похоже, он очень нравится туземцам. Женщины иногда используют другой способ танца: соединяют руки над головой, смыкают ступни и соприкасаются коленями. Затем ноги выбрасываются наружу от колена, в то время как ступни и руки остаются в исходном положении, и, быстро втягиваясь снова, при столкновении издается резкий звук. Это практикуют либо молодые девушки в одиночку, либо несколько человек вместе для собственного развлечения. Так же принято, когда одинокую женщину ставят перед рядом танцоров-мужчин, чтобы возбудить их страсть; ибо многие местные танцы носят крайне распущенный характер. В другой фигуре они держат ступни близко друг к другу, не отрывая их от земли, и своеобразным движением конечностей продвигаются вперед, описывая короткий полукруг. Это развлечение почти исключительно предназначено для молодых женщин между собой. [ 7 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Дтханг-га-ли
- Гора («возвышенность»), Гора
- Пробежка, шутка, встряхивание, практические занятия
- Момба ( топоним )
- Наджа
- Это случилось
- Нганья («черные Шотландии»)
- Нью:вики
- Нонния
- Паритке, Паридке
- Тунгарли, Тунг-Арли
- Якаяк
- Он обнял меня
- Якумба
Источник: Тиндейл 1974 , с. 211
Несколько слов
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2020 г. ) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Племена, которые ограничивали Милья-уппу, - это Нгурунта на западе, Момба на юге, Пару на востоке и Каренггапа на севере». ( Рейд 1886 , стр. 180)
- ^ Ричардс (1903) утверждал, что Нанджа был Мараурой. Тиндейл в 1974 году пришел к выводу, что имеющиеся данные свидетельствуют о том, что он на самом деле был данггали. ( Тиндейл 1974 , стр. 211)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эйр 1845 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б с Тиндейл 1974 , с. 211.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Кадмор 1893–1894 , с. 525.
- ^ Эйр 1845 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б с Тиндейл 1974 , с. 130.
- ^ Эйр 1845 , стр. 234–236.
Источники
[ редактировать ]- «Аборигены Южной Австралии» . Правительство Южной Австралии .
- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС .
- Бонни, Фредерик (1884). «О некоторых обычаях аборигенов реки Дарлинг, Новый Южный Уэльс» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 13 . Сидней: 122–137. дои : 10.2307/2841717 . JSTOR 2841717 .
- Кадмор, А. Ф. (1893–1894). Дикое племя туземцев недалеко от Попилты, Вентворт, Новый Южный Уэльс . Том. 5. Сидней: Австралийская и Новозеландская ассоциация содействия развитию науки . стр. 524–526.
- Эйр, Эдвард Джон (1845). Журналы экспедиций в центральную Австралию и по суше от Аделаиды до пролива Кинг-Джордж в 1840–1841 годах; отправлено колонистами Южной Австралии с санкции и при поддержке правительства: включая отчет о нравах и обычаях аборигенов и состоянии их отношений с европейцами (PDF) . Лондон: Т. и В. Бун.
- Ховитт, Альфред Уильям (1904). Коренные племена юго-восточной Австралии (PDF) . Лондон: Макмиллан .
- Мэтьюз, Р.Х. (1898). «Групповые подразделения и церемонии инициации племен Баркунги» . Журнал трудов Королевского общества Нового Южного Уэльса . 32 : 241–255. дои : 10.5962/стр.359301 . S2CID 259756893 .
- Рид, Джеймс А. (1886). «Торровотто» (PDF) . В Карре, Эдвард Миклетвейт (ред.). Австралийская раса: ее происхождение, языки, обычаи, место высадки в Австралии и пути распространения по континенту . Том. 2. Мельбурн: Дж. Феррес. стр. 178–181.
- Ричардс, К. (1903). «Племя или нация Марраа Варри и их язык» Наука о человеке 6 . Сидней: 119–126, 163–169.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Данггали(СА)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .