Подарок
Дияри ) ( / ˈ d iː j ɑː r i / ), альтернативно транскрибируемый как Диери ( / ˈ d ɪər i / , [ 1 ] — коренная австралийская группа южно-австралийской пустыни, берущая начало в дельте Купер-Крик и вокруг нее к востоку от озера Эйр .
Язык
[ редактировать ]Дияри классифицируется как один из карнических языков . Хотя ранее в «Этнологе» он был описан как вымерший, а затем «почти вымерший», Питер Остин подтвердил, что на этом языке до сих пор свободно говорят носители языка и сотни дияри, которые сохраняют некоторые знания о нем. [ 2 ] Лютеранские миссионеры разработали орфографию для транскрипции языка вместе с немецко-дияри словарем еще в 1893 году, и, как позже было изменено Иоганном Флирлем , этому обучали многих носителей дияри, которые переписывались на языке с 1880-х годов до 1960-е годы. [ 3 ] Дияри был первым языком аборигенов, на который был сделан полный перевод Нового Завета. [ 4 ]
У дияри также был высокоразвитый язык жестов . [ 5 ] что впервые заметил Альфред Уильям Ховитт в 1891 году, который сначала принял их за вызывающие или командные жесты, пока не понял, что они составляют часть целостной системы жестов рук, которых он зарегистрировал 65. [ 6 ] Одна из их функций заключалась в том, чтобы позволить женщинам общаться во время траура, когда царило речевое табу. [ 7 ]
Страна
[ редактировать ]Традиционные земли Дияри, по оценкам Нормана Тиндейла, охватывали примерно 8 400 квадратных миль (22 000 км²). 2 ), [ 8 ] и лежал в дельте реки Барку ( Купер-Крик ) к востоку от озера Эйр . [ 9 ] [ 10 ] Южная граница была отмечена горой Фрилинг , ее самым северным пределом у озера Пиригунди на ручье Купер. Самый восточный край занимал озеро Хоуп , а западные границы лежали примерно в 80 милях к западу от озера Хоуп. [ а ] Соседними с ними племенами были яндруванда и яварраварка соответственно на востоке и северо-востоке, а на севере — нгамени . На северо-западе от них находились Ванггангуру , на западе — Тиррари и Арабана, а на южных окраинах — Куяни и Адньяматханха . [ 11 ]
Окружающая среда была суровой, и сбор овощей был основным продуктом питания, поскольку кенгуру отсутствовали на их территории, а эму , их любимая еда, встречались довольно редко. Однако местных крыс , змей и ящериц было в изобилии. [ 12 ] [ 13 ]
Мифология
[ редактировать ]Лоример Файсон (1880):
После создания братья, сестры и другие ближайшие родственники беспорядочно вступали в смешанные браки до тех пор, пока — пагубные последствия этих союзов не стали очевидными — не был собран совет вождей, чтобы рассмотреть, каким образом можно предотвратить их, результат их размышления представляли собой прошение к Мурамуре (Доброму Духу), в ответ на которое он приказал разделить племя на ветви и отличать одно от другого разными именами в честь одушевленных и неодушевленных объектов, таких как собаки, мыши, эму, дождь, игуана и так далее; члены любой такой ветви не должны вступать в брак, но с разрешением одной ветви смешиваться с другой. Таким образом, сын собаки не мог жениться на дочери собаки, но мог заключить союз с мышью, крысой или другой семьей. Этот обычай соблюдается до сих пор, и первый вопрос, который задают незнакомцу, — «Какой мурду?», т. е. «Из какой ты семьи?». [ б ] [ 14 ] [ 15 ]
История создания Дияри представляла, как Мурамура , добрый дух, сначала создал маленьких черных ящериц, и, обрадовавшись ими, они решили, что должны управлять всеми другими сотворенными существами. Именно путем ремодуляции этой разновидности ящерицы, отрезания хвоста и использования указательного пальца для создания носа был создан человек, а затем разделен на мужчину и женщину. [ 16 ] Затем Мурамура приказал Луне создать всех существ. Человек не мог догнать флота, лакомого эму, и божеству было поручено сделать тепло, чтобы оно утомилось и позволило людям догнать и поймать его. Мужчин просили совершить определенные церемонии, которые Гасон считал непристойными, и после их выполнения Мурамура создал солнце. [ 16 ]
История контакта
[ редактировать ]Лютеранские миссионеры основали миссию Бетесда или Киллалпанинна среди диери в 1866 году. Первые этнографические отчеты о дияри были написаны полицейским Сэмюэлем Гасоном (1845–1897) в 1874 году. [ 17 ] Он оценил численность аборигенов в районе Купер-Крик в 1000–1200 человек, из которых наиболее видными были дияри, насчитывавшие примерно 230 членов. К концу Второй мировой войны их численность оценивалась примерно в 60 человек. [ 10 ]
Система родства
[ редактировать ]В основополагающих мифах Дияри говорится, что изначально мужчина был беспорядочным кровосмесителем: отцы, матери, сыновья и дочери женились друг на друге. Чтобы преодолеть последовавшую за этим борьбу, Старейшины обратились к создателю Мурамуры с просьбой о решении, которое заключалось в разделении племени на отдельные ветви, каждая из которых обозначалась животным или естественным именем, а затем запретить браки между членами одной и той же ветви. [ 18 ]
До того, как вторжение белых на их земли оказало свое влияние, диери были разделены на две племенные группы: кунари вокруг Купер-Крик и панду в окрестностях озера Хоуп. [ 13 ]
Их система родства была впервые изучена Хоуиттом, который воспринял ее как образец одного из самых социально отсталых австралийских племен. [ 19 ] Альфред Рэдклифф-Браун проанализировал структуру родства Дияри как вариант системы Аррернте . [ 20 ] Их фрагментами были матхарри и карару, в соответствии с общим разделением носителей языков тура-юра в Южной Австралии. [ 21 ]
Социальная система
[ редактировать ]Гасон считал дияри чрезвычайно коварными, с детства питавшими подозрительность. В то же время, по его словам, они проявляли образцовое гостеприимство, уважали стариков и обожали своих детей. Любой чужестранец, проходивший через их лагерь, обеспечивался едой. По подсчетам Гасона, детоубийство было широко распространено, затронуло около 30% родившихся и совершалось матерью. [ 22 ] Они были очень привязаны к своим лагерным динго , обращаясь с ними как с людьми. [ 12 ]
Родное название
[ редактировать ]Корпорация аборигенов Диери (DAC) была зарегистрирована в 2001 году и к 2014 году насчитывала 600 членов, проживающих в Марри , Линдхерсте , Порт-Огасте , Уайалле и Брокен-Хилле в Новом Южном Уэльсе. Группа приобрела собственность на станции Марри вокруг Марри в 2008 году. В мае 2012 года Федеральный суд Австралии вынес решение, признавшее права Дияри на 47 000 квадратных километров (18 000 квадратных миль) земли вдоль Купер-Крик, границы которой простираются до части реки Стшелецкого. Региональный заповедник и национальный парк озера Эйр . [ 23 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Дни, дни, дни, дни
- Дири, Дьери, Дейерри
- Дти-эри, Дикери (опечатка)
- Кунари (местное название Купер-Крик)
- Кунари
- Вонгкадьери ( Арабаны экзоним )
- Вонкадиери
- Ти:ари (экзоним Южной Аранды )
- Урроминна (южное название не только дияри, но и куяни). [ 8 ]
Несколько слов
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Адно-артина , дух, появляющийся в дневниковых рассказах.
- Кадимакара , монстры в историях Дияри, связанные с вымершей мегафауной.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Купер-Крик между Киллалапанинной и недалеко от Кунги ; в Ковари , Малке , озере Хоуитт и озере Хоуп ; на юг до озера Грегори и реки Клейтон и низменности к северу от горы Фрилинг ». ( Тиндейл 1974 , стр. 211)
- ^ «В сообщении, полученном от преподобного Х. Фогельсанга из лютеранской миссии Копперамана во время подготовки этой работы к печати, он говорит: «Вопрос «Минна мурду?» связано с едой и гостеприимством. Например, когда сюда приезжает незнакомец, черный человек, возникает вопрос: Минна мурду - «Кто ты?», Кенгуру, или Крыса, или Мышь, или что-то еще. люди с одинаковыми именами ходят в один и тот же лагерь, вместе едят, живут вместе, даже одалживают друг другу своих женщин» ( Fison & Howitt 1880 , стр. 52, примечание).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бауэр 2007 .
- ^ Остин 2014 , с. 2.
- ^ Остин, 2014 , стр. 3–4.
- ^ Остин 2014 , с. 5.
- ^ Файсон и Ховитт 1880 , с. 55.
- ^ Кендон 1988 , стр. 100–100. 17–18.
- ^ Поет 1988 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Тиндейл 1974 , с. 211.
- ^ Ховитт 1904 , стр. 44–45.
- ^ Перейти обратно: а б Корн 1971 , стр. 41.
- ^ Остин 2004 , с. 1491.
- ^ Перейти обратно: а б Человек 1879 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б Корн 1971 , стр. 42.
- ^ Мужчины 1879 , с. 13.
- ^ Файсон и Ховитт 1880 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Человек 1879 , с. 260.
- ^ Мужчины 1879 г.
- ^ Мужчины 1879 , стр. 160–161.
- ^ Ховитт 1904 , с. 43.
- ^ Корн 1971 , стр. 39.
- ^ Кох, Геркус и Келли 2018 , стр. 141–142.
- ^ Мужчины 1879 , с. 258.
- ^ Остин, 2014 , стр. 8–9.
- ^ МакКол 2016 , с. 244.
- ^ МакКол 2016 , с. 245.
Источники
[ редактировать ]- Остин, Питер (2004). «Дияри (Пама-Нюнган)» . Ин Буйдж, GE; Леманн, Кристиан; Мугдан, Иоахим (ред.). Морфология: Международный справочник по флексии и словообразованию . Том 2. Вальтер де Грюйтер . стр. 1490–1500. ISBN 978-3-110-17278-2 .
- Остин, Питер (2014). «И до сих пор они говорят на диияри: история жизни исчезающего языка» (PDF) . Этнорема . 10 :1–17.
- Бауэр, Лори (2007). Справочник студента-лингвиста . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0748627592 .
- Берндт, Рональд Мюррей ; Фогельсанг, Т. (1939). Заметки о племени диери в Южной Австралии . Королевское общество Южной Австралии .
- Берндт, Рональд Мюррей ; Фогельсанг, Т. (1941). Посвящение местных врачей, племя Диери, Южная Австралия . Южно-Австралийский музей .
- Файсон, Лоример ; Ховитт, Альфред Уильям (1880). Камиларои и Курнаи (PDF) . Мельбурн: Дж. Робинсон .
- Файсон, Лоример ; Таплин, Джордж (1879). Фольклор, нравы, обычаи и языки аборигенов Южной Австралии (PDF) . Аделаида: Э. Спиллер, исполняющий обязанности государственного печатника. стр. 28–29.
- Гасон, Сэмюэл (1879) [впервые опубликовано в 1874 году]. «Племя дийери австралийских аборигенов» . В Вудсе, Джей Ди (ред.). Коренные племена Южной Австралии . Аделаида: ES Wigg & Son. стр. 253–307.
- Ховитт, Альфред Уильям (1891). «Диери и другие родственные племена Центральной Австралии» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 20 :30–104. дои : 10.2307/2842347 . JSTOR 2842347 .
- Ховитт, Альфред Уильям (1904). Коренные племена юго-востока Австралии . Издательство Макмиллан .
- Ховитт, Альфред Уильям ; Зиберт, Отто (январь – июнь 1904 г.). «Легенды диери и родственных племен Центральной Австралии». Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 34 : 100–129. дои : 10.2307/2843089 . JSTOR 2843089 .
- Кендон, Адам (1988). Языки жестов аборигенов Австралии: культурные, семиотические и коммуникативные перспективы . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-36008-1 .
- Кох, Гарольд; Геркус, Луиза ; Келли, Пирс (2018). «Имена групп в Юго-Восточной Австралии: распространение и реконструированная история». В МакКонвелле, Патрик; Келли, Пирс; Лакрамп, Себастьян (ред.). Кожа, род и клан: динамика социальных категорий коренных народов Австралии (pdf) . Издательство Австралийского национального университета . стр. 139–178.
- Корн, Фрэнсис (1971). «Терминология и «структура»: дело Дьери» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 127 (1): 39–81. дои : 10.1163/22134379-90002791 . JSTOR 27861162 .
- Леви-Стросс, Клод (1969). Элементарные структуры родства . Маяк Пресс .
- МакКол, Ким (2016). «Становление умника из пустыни Симпсон» . В Остине, Питер К .; Кох, Гарольд; Симпсон, Джейн (ред.). Язык, земля и песня . Лондон: Издательство EL. стр. 344–357.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Дьери (ЮАР)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета. ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Трефри, Дэвид (1970). «Фонологическое слово в Дьери». В Лэйкоке, округ Колумбия (ред.). Лингвистические тенденции в Австралии . АИАЦИС . стр. 65–73.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корпорация аборигенов Диери Информация о претензиях на титул коренных жителей Диери