Аррёрнте люди
Аррернте , которые живут ( / ˈ ʌ r ə n d ə / ) Люди , иногда называемые Аранда , Арунта или Арраннта , представляют собой группу австралийских аборигенов на землях Аррерте , в Мпарнтве. [1] [2] ( Алис-Спрингс ) [а] и прилегающие районы региона Центральной Австралии Северной территории . Многие до сих пор говорят на одном из различных диалектов Аррернте . Некоторые аррернте живут в других районах, вдали от своей родины, включая крупные австралийские города и за рубежом.
Мифология и духовность Аррернте сосредоточены на пейзаже и сновидениях . Альтджира — создатель Инапертвы , ставшей всеми живыми существами. Тюрунга – объекты религиозного значения.
Совет Аррернте является представительным и административным органом земель Аррернте и входит в состав Центрального земельного совета .
Туризм важен для экономики Алис-Спрингс и близлежащих сообществ. [3] [б]
Языки аррернте
[ редактировать ]«Аранда» — это упрощенное австралийское английское приближение традиционного произношения имени Аррерте [ˈarəɳ͡ɖa] . [5] Все предки аррернте говорили на одном или нескольких из многих диалектов аррернте в группе языков аррернте . Сегодня некоторые из них полностью или почти вымерли, но на некоторых (особенно на восточном или центральном Аррернте) широко говорят и их преподают в школах.
У Аррернте также был высокоразвитый язык жестов . [6]
Культура
[ редактировать ]Религия и культурная жизнь Аррернте были тщательно задокументированы с конца девятнадцатого века лютеранским миссионером Карлом Стреловым, выдающимися австралийскими антропологами Уолтером Болдуином Спенсером и Фрэнсисом Гилленом, а затем Т.Г. Стреловым. Мужчины Аррернте работали со Стреловым над документированием своих песен и церемоний в период с 1932 по 1974 год. [7] В устной истории Аррернте обсуждается регион Алис-Спрингс ( Mparntwe ) и его окрестности, сформированные изначальными гусеницами -существами, известными как Айепе-аренье ( Hyles livornicoides ), Нтьярлке ( Hippotion celerio ) и Утнерренгатье ( Coenotes eremophilae ), которые были предками Аррернте. люди. Восточные хребты Макдоннелла были образованы Айепе-аренье , а западная часть хребтов образована Нтьярлке . [8] [9] [10]
Страна
[ редактировать ]Земли Аррерте, по Нормана Тиндейла , охватывают около 47 000 квадратных миль (120 000 км2). оценкам 2 ). [11] Об их общей территории он писал, что они были:
На горе Госс, горе Зейль и горе Хьюлин; по реке Финке до Идраковры, Блад-Крик, Макумбы, горы Дэйр и Андадо, а также на некотором расстоянии на восток до песчаных холмов пустыни Арунта (Симпсон); на северо-восток до Интеи в нижнем течении реки Хейл, оттуда на север до Ильбалы на реке Пленти; на запад до Инильи и хребта Харт, горы Суон, Гиллен-Крик, Коннор-Уэлла и Нарвитума; в центральных хребтах Макдоннелл, Джеймс и Ураминна. [11]
Подразделения
[ редактировать ]Имя Аррернте относится к следующим отдельным группам (или «мобам»):
- Центральный Аррернте , только из городка Алис-Спрингс .
- Восточный Аррернте , из земель Аррернте к востоку от Алис-Спрингс.
- Западная Арранта , от земель Аррерте к западу от Алис-Спрингс, до Мутитьюлу и Королевского каньона .
См. также
[ редактировать ]- Духовность и мифология
Примечания
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Раньше город также назывался Тьоритья, слово, обозначающее хребты Макдоннелл, а также часто как Капманта (этимологически, капута (голова) плюс манта (толстый), потому что посетителю Аррерте он поражался множеством упакованных вместе гофрированных крыш (' «голова» как в «голова дома/крыша») («В последнее время Алис-Спрингс часто называют Капманта: кап — это аббревиатура от капута = голова и манта = плотный.) Капманта буквально означает: плотная голова». Имеется в виду: плотные крыши (). крыша = изголовье дома), потому что именно здесь туземцы впервые увидели крыши, покрытые гофрированным железом» ( Strehlow 1907 , стр. 42, н.7).
- ^ Образ жизни Аррернте представлен гидами и рассказчиками, которые по-разному рассказывают о жизни, своих произведениях искусства, культуре и языке. Регулярно проводятся туры в Германсбург и Уоллес-Рокхол , оба из которых являются (западными) Аррернте, [4] чтобы узнать больше об образе жизни Аррернте, от их произведений искусства до их культуры и языка.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Брукс 1991 .
- ^ Краткое 2013 , с. 196.
- ^ Райан, Дин и Каннингем 2008 , стр. 286–288.
- ^ ААА&CC .
- ^ Терпин 2004 .
- ^ Кендон 1988 , стр. 100–100. 49–50.
- ^ Гибсон 2020 .
- ^ «Местное сообщество и культура» . Городской совет Алис-Спрингс . Проверено 13 августа 2021 г.
Истории Аррерте описывают, как ландшафт, окружающий Алису, включая хребты МакДоннелл, был создан действиями их предков, гусениц Айепе-аренье, Нтьярлке и Утнерренгатье.
- ^ Уолш, Фиона (13 февраля 2017 г.). «Вставка BIO11 Гусеницы размером с гору: роль духовных представлений о животных и растениях» . Отчет о состоянии окружающей среды Австралии . Архивировано из оригинала 6 октября 2019 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Слит, Эмма. «После дождя много священных гусениц» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 , стр. 220–221.
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- «Художественная культура и туризм аборигенов Австралии» . Центр искусства и культуры аборигенов Австралии . Проверено 23 марта 2013 г.
- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС .
- Брукс, Дэвид (1991). Город, подобный Мпарнтве: Путеводитель по мечтательным тропам и местам Алис-Спрингс . Книги Джукурпы. ISBN 978-1-864-65045-7 .
- Диксон, RMW (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Гибсон, Джейсон (2020). Церемонийные мужчины: создание этнографии и возвращение коллекции Стрелова . СУНИ Пресс. ISBN 9781438478548 .
- Кирни, Саймон (20 сентября 2007 г.). «Другой язык смотрит на закат в мертвой точке» (PDF) . Австралийский Суортморский колледж .
- Кендон, Адам (1988). Языки жестов аборигенов Австралии: культурные, семиотические и коммуникативные перспективы . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-36008-1 .
- Кенни, Анна (2013). Пепа Аранды: введение в шедевр Карла Стрелова «Племена аранда и лоритья в Центральной Австралии (1907–1920)» . Австралийский национальный университет . ISBN 978-1-921-53677-9 . JSTOR j.ctt5hgz6k.10 .
- Мортон, Джон (2013). « Менее было скрыто среди этих детей»: Геза Рохайм, Антропология и политика детства аборигенов» . В Эйкелькампе, Юте (ред.). Взросление в Центральной Австралии: новые антропологические исследования детства и подросткового возраста аборигенов . Книги Бергана . стр. 15–48. ISBN 978-1-782-38127-3 .
- Райан, Марк Дэвид; Дин, Майкл; Каннингем, Стюарт (2008). «Искусство коренных народов Австралии: местные мечты, глобальное потребление» . В Анхейере, Гельмут К.; Исар, Юдхиштхир Радж (ред.). Культуры и глобализация: культурная экономика . МУДРЕЦ . стр. 284–291. ISBN 978-1-473-90357-9 .
- Коротко, Джон Ренни (2013). Глобализация, современность и город . Рутледж . ISBN 978-1-136-67151-7 .
- Стрелов, К. (1907). Леонарди, Мориц фон (ред.). Племена аранда и лоритья в Центральной Австралии: Часть 1 Мифы, легенды и сказки племени аранда (PDF) . Джозеф Баер и компания.
- Стрелов, К. (1908). Леонарди, Мориц фон (ред.). Племена аранда и лоритья в Центральной Австралии: Часть 2. Мифы, легенды и сказки племени лоритья (PDF) . Джозеф Баер и компания.
- Стрелов, К. (1910). Леонарди, Мориц фон (ред.). Племена аранда и лоритья в Центральной Австралии. Часть 3 (PDF) . Джозеф Баер и компания.
- Стрелов, К. (1913a). Племена аранда и лоритья в Центральной Австралии. Часть 4: Разделение (PDF) . Джозеф Баер и компания.
- Стрелов, К. (1913b). Племена аранда и лоритья в Центральной Австралии.: Часть 4. 1 Раздел: Таблицы генеалогического древа (PDF) . Джозеф Баер и компания.
- Стрелов, К. (1920). Племена аранда и лоритья в Центральной Австралии: Часть 5 (PDF) . Джозеф Баер и компания.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Терпин, Мифани (август 2004 г.). «Вы когда-нибудь задумывались, почему Аррерте пишется именно так?» . Центральный земельный совет .