Бонвуррунг
Общая численность населения | |
---|---|
Предварительный контакт – не менее 500. [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Язык боонвуррунг , английский | |
Религия | |
Мифология австралийских аборигенов | |
Родственные этнические группы | |
Войвуррунг , Ватхауронг , Таунгуронг , Джаджавуррунг |
Бунвуррунг , [2] [3] также пишется Бунуронг или Бун вуррунг , аборигены народа Кулин , которые являются традиционными владельцами земель от реки Верриби до мыса Уилсонс в австралийском штате Виктория . Их территория включает часть нынешнего города и пригорода Мельбурна . Первые поселенцы называли их племенем Западного Порта или Порт-Филип , и они находились в союзе с другими племенами народа Кулин, имея особенно сильные связи с народом Вурунджери .
Зарегистрированной партией аборигенов, представляющей народ бунвуррунг, является Корпорация аборигенов Земельного совета Бунуронга .
Язык
[ редактировать ]Боонвуррунг — один из кулинских языков , принадлежит к пама-ньюнганской языковой семье . [4] Этноним , иногда используемый в ранних произведениях для обозначения бунвуррунг, а именно бунвурру , происходит от слова bu:n , означающего «нет», и wur:u , означающего либо «губы», либо «речь». [5] Это указывает на то, что на языке Бунвуррунг нельзя говорить за пределами их страны — территории их клана. [6]
Страна
[ редактировать ]Люди Бунвуррунг — это преимущественно морские жители , чьи земли, воды и космос охватывали около 3000 квадратных миль (7800 км2). 2 ) территории вокруг залива Вестерн-Порт и полуострова Морнингтон . Его западная граница была установлена в Верриби . На юго-востоке он простирался от Мордиаллока до залива Андерсон и до мыса Вильсона . Внутри страны его границы доходили до хребтов Данденонг и тянулись на восток до окрестностей Варрагула . [5] [7] [8]
«Не видел ничего, кроме травянистой местности, открытого леса, большого количества жевательной резинки и дикой вишни. Увидел, где расположились туземцы,
множество деревьев с вырубками там, где они забирались в поисках опоссумов. …Там есть стада лесных кенгуру необъятных размеров,недалеко от поселения, а также стаи эму на западных равнинах по пятьдесят-шестьдесят штук в стае. …СтранаРека, по которой я добрался до Соленой воды (Марибирнонг), имела вид парка, а трава кенгуру была
Главное, деревья - дуб, плетень, жимолость. Увидел синий цветок, колючего вида. Многочисленные старые туземные хижины».
- Джордж Робинсон, 1836 г. Журналы Джорджа Огастеса Робинсона, главного защитника протектората аборигенов Порт-Филиппа.
В июне 2021 года Корпорация аборигенов Земельного совета Бунуронг и Корпорация аборигенов культурного наследия Вурунджери Вой Вуррунг , зарегистрированные партии аборигенов , договорились о пересмотре своих традиционных границ, разработанных Советом по наследию аборигенов штата Виктория . Новая граница проходит через город с запада на восток, при этом центральный деловой район , Ричмонд и Хоторн входят в состав земли Вурунджери, а Альберт-парк , Сент-Килда и Колфилд - на землю Бунуронг. Было решено, что гора Коттрелл , место резни в 1836 году , в которой погибло по меньшей мере 10 человек из Ватауронга, будет совместно управляться выше линии 160 м (520 футов). [9] Однако эти новые границы оспариваются некоторыми людьми Вурунджери и Бунвуррунг, в том числе Н'арвит Кэролин Бриггс из Совета Земли и Моря Бунвуррунг. [10]
Согласно верованиям Бунвуррунга, их территория была вырезана создателем Лоо-эррном , когда он переселился из Ярра-Флэтс вниз к месту своего последнего упокоения в Вамуне , и, как хранители этой страны марр-не-бек , они требовали от посторонних соблюдения определенных ритуальных запретов. и выучить их язык, чтобы пришельцы могли войти в их землю без всякого вреда. [11]
Клановые структуры
[ редактировать ]Сообщества состояли из шести групп землевладельцев, называемых кланами , которые говорили на языке бунвуррунг и были связаны культурными и взаимными интересами, тотемами, торговыми инициативами и брачными узами. У каждого был Арвит , или лидер клана. [12]
Кланы это:
- Ялукит-Уильям : к востоку от реки Верриби до Сент-Килды.
- Майоне-буллюк: Болотная машина
- Нгарук-Уильям: Брайтон , Мордиаллок , Данденонг и территория от горы Марта до горы Элиза .
- Яллок-Баллок: Река Басс и Турадин .
- Бунвуррунг-Буллук: от точки Непин до мыса Шанк .
- Йовенджерре: Река Тарвин . [13]
Доступ других кланов к земле и ресурсам (таким как Бирарунг или река Ярра ) иногда ограничивался в зависимости от состояния рассматриваемого ресурса. Например; если в реке или ручье регулярно ловили рыбу в течение рыболовного сезона, а запасы рыбы сокращались, рыбная ловля ограничивалась или полностью прекращалась кланом, владевшим этим ресурсом, до тех пор, пока рыбе не давали шанс восстановиться. В это время другие ресурсы использовались для еды. Это обеспечило устойчивое использование имеющихся у них ресурсов. Как и на большинстве других кулинских территорий, к нарушителям применялись такие наказания, как пронзание копьем. [ нужна ссылка ]
Boonwurrung Фракции классифицировали людей либо как Bunjil , то есть орлиный ястреб , либо как Waang , а именно ворон . [14]
История и культура
[ редактировать ]Традиционная жизнь
[ редактировать ]Информация о традиционной жизни передавалась людьми Бунвуррунг из поколения в поколение, а также записывалась европейскими поселенцами и администраторами. [6]
Клан Ялукит-Уильям из Бунвуррунга был полукочевым охотником-собирателем, который перемещался к сезонным источникам пищи на своей территории, чтобы воспользоваться сезонно доступными пищевыми ресурсами. Их охотничье снаряжение и методы были хорошо адаптированы к окружающей среде, и они хорошо знали свою страну. Эти знания передавались из поколения в поколение. Им приходилось работать всего около пяти часов в день. [6] Собаки были важными и торжественно хоронились. [15]
У народа Бунвуррунг есть устные предания, в которых подробно рассказывается о затоплении залива Порт-Филлип, произошедшем десять тысяч лет назад. Границы территории Бунвуррунга определены дальнейшими наводнениями, произошедшими 5000 лет назад. До этого залив был зарос кустарником и по нему можно было пройти пешком, а люди Бунвуррунг охотились в нем на кенгуру и опоссумов. [6]
Еда и охота
[ редактировать ]Ялукит-вилламы проводили на одном месте до нескольких недель, в зависимости от запасов воды и еды. Крупные лагеря часто располагались рядом с постоянными источниками пресной воды, оставляя археологические свидетельства мест, где они жили. Эти археологические памятники включают в себя разбросанные по поверхности поверхности, остатки ракушек , отдельные артефакты и захоронения. [6]
Мужчины были основными охотниками. Они охотились на кенгуру, опоссумов, кенгуровых крыс, бандикутов, вомбатов и ящериц. Они также ловили рыбу, угрей и собирали моллюсков. Некоторые жители Бунвуррунга совершали сезонные поездки на каноэ на Французский остров , где могли собирать лебединые яйца. [16] В прибрежных и болотистых районах можно было охотиться на множество птиц, в том числе на уток и лебедей. В ручьях Стоуни, Короройт и реке Ярра было много угрей, ябби и рыбы. Мужчины были экспертами в ловле угрей, и Робинсон отмечает в своем дневнике, что в 1841 году двое мужчин поймали 40 фунтов угря «за очень короткое время». На побережье можно было найти морскую рыбу, мидии, моллюски и мелких крабов. [6]
Женщины были преимущественно собирателями. Мурнонг (или ямс-маргаритка) был любимой едой. Другими были черная плетистая камедь, сердцевина древовидных папоротников, местная вишня , яблоки кенгуру и различные грибы. Мурнонг рос круглый год, его лучше всего есть весной. Клубни собирали в огромных количествах в авоськи. Свежий мурнонг можно было есть сырым, а если он менее свежий, то его можно было поджарить или запечь в земляных печах. Раньше Мурнонг в больших количествах рос вдоль ручья Короройт и других ручьев в этом районе и покрывал равнину на западе. [6] Эти поля мурнонгов были уничтожены завозом овец. Ученый Брюс Паско объясняет широкое распространение полей муррнонга в определенных районах активным сельским хозяйством аборигенов. [17] Женщины собрали большое количество головастиков, которых приготовили под слоем горячих углей. [6]
В дневнике Робинсона описывается, как Ялукит-Уиллам ловили эму и удерживали их динго.
Когда туземцы хотят убить эму, они до рассвета встают на вишневое дерево с большим копьем и кладут некоторое количество
вишни в определенном месте под деревом скрываются наверху, обеспечивая свободное место, чтобы можно было воткнуть копье вниз.На рассвете по издаваемому им шуму слышно, как приближается эму, и если это дерево, они были у него раньше, чем они уверены.
прийти снова, когда они начнут есть, и тогда туземец пронзит их копьем. …Видел несколько диких собак на поселении, принадлежащем стране. …Аборигены связывают передние лапы своих собак, чтобы они не сбились с пути, вместо того, чтобы обвязывать их веревкой на шее, как мы. В таборе туземцев я увидел двух привязанных таким образом собак.
- Джордж Робинсон 1840 г. Журналы Джорджа Огастеса Робинсона, главного защитника протектората аборигенов Порт-Филиппа.
Раннее европейское вторжение
[ редактировать ]Первоначальный контакт был установлен в феврале 1801 года, когда лейтенант Мюррей и его команда с « Леди Нельсон» сошли на берег за пресной водой недалеко от современного Сорренто . Осторожный обмен копий и каменных топоров на рубашки, зеркала и стальной топор закончился, когда команда « Леди Нельсон» запаниковала, что привело к полету копий, выстрелам из мушкетов и использованию корабельной пушки , ранив несколько убегающих людей Бунвуррунга. [18] В следующем месяце капитан Милиус с французского корабля «Натуралист» из экспедиции Бодена танцевал один на пляже в Западном порту для туземцев, в гораздо более мирном контакте. [18]
Непосредственно перед периодом британских исследований и заселения, совпадающим с периодом британских исследований и заселения, Бунвуррунг были вовлечены в длительный спор с народом Гунай / Курнаи из Гиппсленда . По словам Уильяма Барака , последнего традиционного старейшины народа Вурунджери , конфликт представлял собой спор о ресурсах, в результате которого Бунвуррунг понесли тяжелые потери. Во многих рейдах Гуннаи похищались женщины Бунвуррунг. К 1836 году Йовенгерра была почти полностью уничтожена, в основном в результате атак гунай. [19] В течение 1833–1834 годов около 60–70 человек бунуронга, если отчет был правильно истолкован, могли быть убиты во время набега Гуная, когда они разбили лагерь к северу от болота Каррум-Каррум . [20]
Раскулачивание
[ редактировать ]На средства к существованию народа бунвуррунг, проживающего в основном вдоль побережья Порт-Филлип и Западного порта, возможно, повлияли европейские охотники на тюленей . Похищение тюленями женщин Бунвуррунг и их доставка на острова Бассова пролива и Тасманию, возможно, вызвали межплеменные конфликты, и по аналогии это может также относиться к Бунвуррунгам, побережья которых посещали тюленеводы. [21] В отчете Жюля Дюмона д'Юрвиля в 1830 году отсутствие Boonwurrung на острове Филиппа , который был лагерем для охотников на тюленей, объяснялось поведением последних. [22] Еще в 1833 году девять женщин войвуррунг и бунвуррунг, а также мальчик Йонки Йонка были похищены и переправлены на базы охотников на тюленей на острове в Бассовом проливе. [23] Контакт с тюленеводами подверг бы прибрежные племена европейским болезням, и это оказало бы тяжелое влияние на демографию, а также экономические и социальные связи, связывающие народы вурунджери и бунвуррунг, а также возможные последствия инфекционных заболеваний, передаваемых от этих тюленеводов. [1]
Джеймс Флеминг, один из группы геодезиста Чарльза Граймса на корабле HMS Cumberland , который исследовал реки Марибирнонг и Ярра до водопада Дайтс в феврале 1803 года, сообщил о шрамах от оспы на нескольких аборигенах, которых он встретил, предполагая, что эпидемия оспы могла прокатиться. через племена вокруг Порт-Филип до 1803 года, что привело к сокращению населения. [24] Брум утверждает, что две эпидемии оспы уничтожили население племен кулин, убив, возможно, половину каждый раз в 1790-х годах и снова около 1830 года. [25] [а] Однако эта теория была оспорена современными историками-диагностами, которые утверждают, что наблюдаемые симптомы в ранней этнографической литературе совместимы с импетиго и стригущим лишаем . [26]
Одним особенно известным человеком во время европейского поселения в Виктории был Дерримут , старейшина Бунвуррунг, который сообщил первым европейским поселенцам в октябре 1835 года о надвигающемся нападении кланов из группы Войвуррунг . Колонисты вооружились, и нападение удалось предотвратить. Бенбоу и Биллибеллари из Вурунджери также защищали колонистов в рамках своего долга гостеприимства. Позже Дерримут очень разочаровался и умер в Благотворительном приюте в возрасте около 54 лет в 1864 году. Несколько колонистов установили надгробие Дерримуту на Генеральном кладбище Мельбурна в его честь. [ нужна ссылка ]
К 1839 году численность Boonwurrung сократилась до 80–90 человек, причем только 4 из 19 детей в возрасте до четырех лет из вероятного населения до контакта, составлявшего более 500 человек. Уильяма Томаса , к 1850 году По оценкам протектора на земле Бунвуррунг проживало всего 28 человек бунуронг. [ нужна ссылка ]
В 1852 году Бунвуррунгам было выделено 340 гектаров (840 акров) в Мордиаллок-Крик, а Войвуррунг получили 782 гектара вдоль реки Ярра в Варрандите. Резервы аборигенов никогда не комплектовались белыми и не были постоянными лагерями, а действовали как распределительные склады, где распределялись пайки и одеяла, с целью удержать племена подальше от растущего поселения Мельбурн. [27] Совет по защите аборигенов отозвал эти два резерва в 1862–1863 годах, посчитав, что теперь они слишком близки к Мельбурну. [28]
В марте 1863 года, после трех лет беспорядков, выжившие лидеры Кулин, среди которых были Саймон Вонга и Уильям Барак , повели сорок людей Вурунджери, Таунгурунг (река Гоулберн) и Бунвуррунг через Черную отрогу и расположились на корточках в традиционном кемпинге на Бэджер-Крик недалеко от Хилсвилль и запросил право собственности на этот участок. Это стало станцией Корандеррк , названной в честь слова Woiwurrung, обозначающего викторианский рождественский куст . [29] Корандеррк был закрыт в 1924 году, а его обитатели были переселены на озеро Тайерс в Гиппсленде . [30]
Закон и война
[ редактировать ]Большая вражда существовала, в частности, между бунвуррунгами и восточными гунай, которые позже были признаны ответственными за резкое сокращение численности племени. [31]
Ранение или смерть члена племени обычно приводили к совещанию для оценки фактов, и, если это считалось незаконным, месть осуществлялась. [32] В 1839 году, после того как один или два Бунвуррунга/Войвуррунга были убиты, группа из 15 человек отправилась в Джилонг, чтобы отомстить злоумышленникам, Ватхауронгам . [33] В 1840 году Бунвуррунг убедились, что человек из племени Эчука чтобы предопределить смерть одного из их воинов, чье имя использовал колдовство, было воспето, когда кость опоссума была выброшена после еды Бунвуррунг и заключена в кость ноги кенгуру. , был поджарен. Вскоре после этого названный человек Бунвуррунг умер, и племя отомстило первому члену племени Эчука, который затем пришел посетить их территорию. [3] Это было организовано устно, проходя из Эчуки через Нирабабалук и Вурунджери , для встречи, чтобы свершить правосудие в Мерри-Крик . Девять или десять сородичей убитого соплеменника Эчука бросали копья и бумеранги в воина Бунвуррунг, вооруженного щитом, пока он не был ранен в фланг тростниковым копьем. Старейшина другого наблюдательного племени, Барабабараба , объявил, что все закончилось, испытание закончилось, и все отпраздновали грандиозное корробори. [34]
Благородные сны
[ редактировать ]- История создания Бунджила и Паллиана: Бунджил — дух-Создатель народа Кулин.
- История создания Бирарунга : образование реки Бирарунг.
Известные люди
[ редактировать ]- Джек Чарльз (1943–2022), актер. [35]
- Дерримут (ок. 1810 - 28 мая 1864), арвит - глава Бунвуррунга.
- Кэролин Бриггс AM
- Луиза Бриггс
- Мари Кларк (художник)
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Бунерврунг [36]
- Бунурон
- Бунуронг, Бунвуррунг, Бунверунг, Бунуронг и Буруронг [37]
- Бунвурру
- Путнару, Путмару
- Тхурунг (восточный племенной экзоним Бунджуронга, что означает тигровые змеи , метафора, указывающая на то, как коварно они устраивали засады против восточных племен.)
- Тотурин ( термин Гунай , обозначающий « черную змею », используемый для обозначения нескольких западных племен Бунвуррунг. [5]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Засвидетельствовано, что в некоторых викторианских племенах, таких как те, что обитали в районе Лоддона, появление оспы было связано со змеем Минди , чья вредоносность могла быть вызвана колдунами, чтобы причинить вред людям. Один из первых колонистов писал: «Предполагается, что любая чума вызвана Минди или некоторыми из ее мальков. Я не сомневаюсь, что в прошлых поколениях существовала ужасная чума холеры или черной лихорадки, и что ветер в то время или какое-то другое явление с северо-запада породило это странное существо». ( Томас 1898 , стр. 84–85, 89–90)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Говин и Салливан 1984 , с. 88.
- ^ Блейни 2013 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Ховитт 2010 , с. 338.
- ^ Диксон 2002 , с. хххв.
- ^ Jump up to: а б с Тиндейл 1974 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кларк и Бриггс, 2011 .
- ^ Кларк 1995 , с. в., карта.
- ^ Ховитт 2010 , с. 127.
- ^ Дунстан 2021 .
- ^ Эдди, Рэйчел (1 июля 2021 г.). «Традиционные владельцы официально закреплены в новых границах, охватывающих центральный Мельбурн» . Возраст . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Барвик 1984 , с. 114.
- ^ Барвик 1984 , с. 117.
- ^ Кларк и Хейдон 2004 , с. 9.
- ^ Гансон 1968 , с. 5.
- ^ «MS 204 - Дневник и документы Сэмюэля Роусона 1831–1857 гг., Стр. 10 и 11» . Национальная библиотека Австралии . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Грейден, Кристина (2010). «Люди Бунуронг» . pidhs.org.au . Остров Филиппа и районное историческое общество . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Паско 2018 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Брум, 2005 г. , стр. 3–6.
- ^ Барвик 1984 , с. 119.
- ^ Кларк и Хейдон 2004 , с. 32.
- ^ Пресленд 1994 , с. 40.
- ^ Говин и Салливан 1984 , с. 82.
- ^ Брум 2005 , стр. 5–6.
- ^ Шиллинглоу 1879 , с. 28.
- ^ Брум 2005 , стр. 7–9.
- ^ Барвик 1984 , с. 116, №17.
- ^ Брум 2005 , стр. 106–107.
- ^ Брум 2005 , стр. 126–127.
- ^ Кларк 2015 , с. 19.
- ^ Кларк 2015 , с. 3.
- ^ Говин и Салливан 1984 , с. 83.
- ^ Howitt 2010 , стр. 336 и далее..
- ^ Кларк 2015 , с. 163, н.101.
- ^ Ховитт 2010 , стр. 338–340.
- ^ Манро 2014 .
- ^ Фонд Бун Вуррунг, 2013 .
- ^ Кларк 1990 .
Источники
[ редактировать ]- "О нас" . Фонд Бун Вуррунг. 6 августа 2013 года . Проверено 20 августа 2022 г.
- Барвик, Дайан Э. (1984). Макбрайд, Изабель (ред.). «Картирование прошлого: атлас викторианских кланов 1835–1904 годов». История аборигенов . 8 (2): 100–131. JSTOR 24045800 .
- Барвик, Лаура (2005). «Бриггс, Луиза (1836–1925)» . Австралийский биографический словарь . Издательство Мельбурнского университета.
- Блейни, Джеффри (2013). История Виктории (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-29277-2 .
- Брум, Ричард (2005). Аборигены Виктории: история с 1800 года . Аллен и Анвин . ISBN 978-1-74114-569-4 .
- Каннинг, Шон; Тиле, Фрэнсис (февраль 2010 г.). Культурное наследие и история коренных народов в зоне исследований столичного Мельбурна: отчет для Совета по оценке окружающей среды штата Виктория (PDF) . Управление австралийским культурным наследием. стр. 1–48.
- Чедвик, Винс (28 января 2013 г.). «План действий по поддержке адвокатов коренных народов Виктории» . Возраст . Проверено 3 января 2019 г.
- Кларк, Ян; Бриггс, Кэролин (2011). Ялукит-Уиллам: первые жители залива Хобсонс (PDF) . Городской совет Хобсонс-Бэй.
- Кларк, Ян Д. (1990). Языки и кланы аборигенов: исторический атлас западной и центральной Виктории, 1800–1900 гг . Кафедра географии и экологии Университета Монаша. ISBN 978-0-909685-41-6 .
- Кларк, Ян Д. (1995). Шрамы на ландшафте: список мест резни на западе Виктории, 1803–1859 гг. (PDF) . АИАЦИС . стр. 135–139. ISBN 0-85575-281-5 .
- Кларк, Ян Д. (2015). Взгляд на черных: история туризма на станции аборигенов Корандеррк, 1863–1924 гг . Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3-110-46824-3 .
- Кларк, Ян Д .; Хейдон, Тоби (2004). Изгиб Ярры: история станции протектората Мерри-Крик и школы аборигенов Мерри-Крик, 1841–1851 гг . Пресса по изучению аборигенов . ISBN 978-0-855-75469-3 .
- «Беседы с Ричардом Фидлером» . Радио АВС. 1 февраля 2016 г.
- «Станция аборигенов Корандеррк» . Аргус . № 9, 428. Мельбурн. 1 сентября 1876 г. с. 7 . Проверено 28 августа 2017 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Данстан, Джозеф (26 июня 2021 г.). «Рождение Мельбурна разрушило границы Бунуронга и Вурунджери. 185 лет спустя они были перекроены» . Новости АВС . Проверено 1 июля 2021 г.
- Фелс, Мари Хансен (2011). «Однажды мне удалось»: Протекторат аборигенов на полуострове Морнингтон, 1839–1840 гг. (PDF) . АНУ Пресс . ISBN 978-1-921-86212-0 .
- Говин, Дениз; Салливан, Хилари (1984). Макбрайд, Изабель (ред.). «Границы и передвижение аборигенов в Западном порту, Виктория» (PDF) . История аборигенов . 8 (1): 80–98. ISSN 0314-8769 .
- Гансон, Нил (1968). Хорошая страна: Графство Крэнборн . Ф.В. Чешир.
- Ховитт, Альфред Уильям (2010) [впервые опубликовано в 1904 году]. Коренные племена Юго-Восточной Австралии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-00632-3 .
- Макгоу, Джанет; Пиерис, Анома (2014). Сборка центра: Архитектура для культур коренных народов: Австралия и за ее пределами . Рутледж . ISBN 978-1-317-59894-7 .
- Манро, Кейт (14 августа 2014 г.). «Актер Джек Чарльз: бурная жизнь украденного ребенка» . Хранитель .
- Паско, Брюс (2018). Темный эму: аборигены Австралии и зарождение сельского хозяйства (Новое изд.). Брум, Западная Австралия. ISBN 978-1-921248-01-6 . OCLC 1038067363 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Пресленд, Гэри (1994) [Впервые опубликовано в 1985 году]. Абориген Мельбурна. Затерянная земля кулинцев . Макфи Гриббл . ISBN 978-0-869-14346-9 .
- Пресленд, Гэри (1997). Первые жители западного региона Мельбурна . Харриленд Пресс. ISBN 978-064633150-8 .
- Шоу, AGL (2003). История округа Порт-Филлип: Виктория до разделения . Издательство Мельбурнского университета . ISBN 978-0-522-85064-2 .
- Шиллинглоу, Джон Джозеф (1879). Исторические записи Порт-Филиппа: первые анналы колонии Виктория (PDF) . Мельбурн: Дж. Феррес. стр. 15–30 – из Интернет-архива .
- Томас, Уильям (1898). «Письмо 14. Рассказ аборигенов» (PDF) . В «Невесте», Томас Фрэнсис (ред.). Письма пионеров Викторианской эпохи . Мельбурн: Правительственный принтер Роберта С. Брэйна. стр. 84–100 - через Интернет-архив .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .