Бонвуррунг
Общая численность населения | |
---|---|
Предварительный контакт – не менее 500. [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Язык боонвуррунг , английский | |
Религия | |
Мифология австралийских аборигенов | |
Родственные этнические группы | |
Войвуррунг , Ватхауронг , Таунгуронг , Джаджавуррунг |
Бунвуррунг , [ 2 ] [ 3 ] также пишется Бунуронг или Бун вуррунг , аборигены народа Кулин , которые являются традиционными владельцами земель от реки Верриби до мыса Уилсонс в австралийском штате Виктория . Их территория включает часть нынешнего города и пригорода Мельбурна . Первые поселенцы называли их племенем Западного Порта или Порт-Филип , и они находились в союзе с другими племенами народа Кулин, имея особенно сильные связи с народом Вурунджери .
Зарегистрированной партией аборигенов, представляющей народ бунвуррунг, является Корпорация аборигенов Земельного совета Бунуронга .
Язык
[ редактировать ]Боонвуррунг — один из кулинских языков , принадлежит к пама-ньюнганской языковой семье . [ 4 ] Этноним , иногда используемый в ранних произведениях для обозначения бунвуррунг, а именно бунвурру , происходит от слова bu:n , означающего «нет», и wur:u , означающего либо «губы», либо «речь». [ 5 ] Это указывает на то, что на языке Бунвуррунг нельзя говорить за пределами своей страны — территории своего клана. [ 6 ]
Страна
[ редактировать ]Люди Бунвуррунг — это преимущественно морские жители , чьи земли, воды и космос охватывали около 3000 квадратных миль (7800 км2). 2 ) территории вокруг залива Вестерн-Порт и полуострова Морнингтон . Его западная граница была установлена в Верриби . На юго-востоке он простирался от Мордиаллока до залива Андерсон и до мыса Вильсона . Внутри страны его границы доходили до хребтов Данденонг и тянулись на восток до окрестностей Варрагула . [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ]
«Не видел ничего, кроме травянистой местности, открытого леса, большого количества жевательной резинки и дикой вишни. Увидел, где расположились туземцы,
множество деревьев с вырубками там, где они забирались в поисках опоссумов. …Там есть стада лесных кенгуру необъятных размеров, недалеко от поселения, а также стаи эму на западных равнинах по пятьдесят-шестьдесят штук в стае. …Страна Река, по которой я добрался до Соленой воды (Марибирнонг), имела вид парка, а трава кенгуру была
Главное, деревья - дуб, плетень, жимолость. Увидел синий цветок, колючего вида. Многочисленные старые туземные хижины».
- Джордж Робинсон, 1836 г. Журналы Джорджа Огастеса Робинсона, главного защитника протектората аборигенов Порт-Филиппа.
В июне 2021 года Корпорация аборигенов Земельного совета Бунуронг и Корпорация аборигенов культурного наследия Вурунджери Вой Вуррунг , зарегистрированные партии аборигенов , договорились о пересмотре своих традиционных границ, разработанных Советом по наследию аборигенов штата Виктория . Новая граница проходит через город с запада на восток, при этом центральный деловой район , Ричмонд и Хоторн входят в состав земли Вурунджери, а Альберт-парк , Сент-Килда и Колфилд - на землю Бунуронг. Было решено, что гора Коттрелл , место резни в 1836 году , в которой погибло по меньшей мере 10 человек из Ватауронга, будет совместно управляться выше линии 160 м (520 футов). [ 9 ] Однако эти новые границы оспариваются некоторыми людьми Вурунджери и Бунвуррунг, в том числе Н'арвит Кэролайн Бриггс из Совета Земли и Моря Бунвуррунг. [ 10 ]
Согласно верованиям Бунвуррунга, их территория была вырезана создателем Лоо-эррном , когда он переселился из Ярра-Флэтс вниз к месту своего последнего упокоения в Вамуне , и, как хранители этой страны марр-не-бек , они требовали от посторонних соблюдения определенных ритуальных запретов. и выучить их язык, чтобы пришельцы могли войти в их землю без всякого вреда. [ 11 ]
Клановые структуры
[ редактировать ]Сообщества состояли из шести групп землевладельцев, называемых кланами , которые говорили на языке бунвуррунг и были связаны культурными и взаимными интересами, тотемами, торговыми инициативами и брачными узами. У каждого был Арвит , или лидер клана. [ 12 ]
Кланы это:
- Ялукит-Уильям : к востоку от реки Верриби до Сент-Килды.
- Майоне-буллюк: Болотная машина
- Нгарук-Уиллам: Брайтон , Мордиаллок , Данденонг и территория от горы Марта до горы Элиза .
- Яллок-Баллок: Река Басс и Турадин .
- Бунвуррунг-Буллук: от точки Непин до мыса Шанк .
- Йовенджерре: Река Тарвин . [ 13 ]
Доступ других кланов к земле и ресурсам (таким как Бирарунг или река Ярра ) иногда ограничивался в зависимости от состояния рассматриваемого ресурса. Например; если в реке или ручье регулярно ловили рыбу в течение рыболовного сезона, а запасы рыбы сокращались, рыбная ловля ограничивалась или полностью прекращалась кланом, владевшим этим ресурсом, до тех пор, пока рыбе не давали шанс восстановиться. В это время другие ресурсы использовались для еды. Это обеспечило устойчивое использование имеющихся у них ресурсов. Как и на большинстве других территорий Кулина, к нарушителям применялись такие наказания, как пронзание копьем. [ нужна ссылка ]
Boonwurrung Фракции классифицировали людей либо как Bunjil , то есть орлиный ястреб , либо как Waang , а именно ворон . [ 14 ]
История и культура
[ редактировать ]Традиционная жизнь
[ редактировать ]Информация о традиционной жизни передавалась людьми Бунвуррунг из поколения в поколение, а также записывалась европейскими поселенцами и администраторами. [ 6 ]
Клан Ялукит-Уильям из Бунвуррунга был полукочевым охотником-собирателем, который перемещался к сезонным источникам пищи на своей территории, чтобы воспользоваться сезонно доступными пищевыми ресурсами. Их охотничье снаряжение и методы были хорошо адаптированы к окружающей среде, и они хорошо знали свою страну. Эти знания передавались из поколения в поколение. Им приходилось работать всего около пяти часов в день. [ 6 ] Собаки были важными и торжественно хоронились. [ 15 ]
У народа Бунвуррунг есть устные предания, в которых подробно рассказывается о затоплении залива Порт-Филлип, произошедшем десять тысяч лет назад. Границы территории Бунвуррунга определены дальнейшими наводнениями, произошедшими 5000 лет назад. До этого залив был зарос кустарником и по нему можно было пройти пешком, а люди Бунвуррунг охотились в нем на кенгуру и опоссумов. [ 6 ]
Еда и охота
[ редактировать ]Ялукит-вилламы проводили на одном месте до нескольких недель, в зависимости от запасов воды и еды. Крупные лагеря часто располагались рядом с постоянными источниками пресной воды, оставляя археологические свидетельства мест, где они жили. Эти археологические памятники включают в себя разбросанные по поверхности поверхности, остатки ракушек , отдельные артефакты и захоронения. [ 6 ]
Мужчины были основными охотниками. Они охотились на кенгуру, опоссумов, кенгуровых крыс, бандикутов, вомбатов и ящериц. Они также ловили рыбу, угрей и собирали моллюсков. Некоторые жители Бунвуррунга совершали сезонные поездки на каноэ на Французский остров , где могли собирать лебединые яйца. [ 16 ] В прибрежных и болотистых районах можно было охотиться на множество птиц, в том числе на уток и лебедей. В ручьях Стоуни, Короройт и реке Ярра было много угрей, ябби и рыбы. Мужчины были экспертами в ловле угрей, и Робинсон отмечает в своем дневнике, что в 1841 году двое мужчин поймали 40 фунтов угря «за очень короткое время». На побережье можно было найти морскую рыбу, мидии, моллюски и мелких крабов. [ 6 ]
Женщины были преимущественно собирателями. Мурнонг (или ямс-маргаритка) был любимой едой. Другими были черная плетистая камедь, сердцевина древовидных папоротников, местная вишня , яблоки кенгуру и различные грибы. Мурнонг рос круглый год, его лучше всего есть весной. Клубни собирали в огромных количествах в авоськи. Свежий мурнонг можно было есть сырым, а если он менее свежий, то его можно было поджарить или запечь в земляных печах. Раньше Мурнонг в больших количествах рос вдоль ручья Короройт и других ручьев в этом районе и покрывал равнину на западе. [ 6 ] Эти поля мурнонгов были уничтожены завозом овец. Ученый Брюс Паско объясняет широкое распространение полей муррнонга в определенных районах активным сельским хозяйством аборигенов. [ 17 ] Женщины собрали большое количество головастиков, которых приготовили под слоем горячих углей. [ 6 ]
В дневнике Робинсона описывается, как Ялукит-Уиллам ловили эму и удерживали их динго.
Когда туземцы хотят убить эму, они до рассвета встают на вишневое дерево с большим копьем и кладут некоторое количество
вишни в определенном месте под деревом скрываются наверху, обеспечивая свободное место, чтобы можно было воткнуть копье вниз. На рассвете по шуму слышно, как приближается эму, и если это дерево, они были у него раньше, чем они уверены.
прийти снова, когда они начнут есть, и тогда туземец пронзит их копьем. …Видел несколько диких собак на поселении, принадлежащем стране. …Аборигены связывают передние лапы своих собак, чтобы они не сбились с пути, вместо того, чтобы обвязывать их веревкой на шее, как это делаем мы. В таборе туземцев я увидел двух привязанных таким образом собак.
- Джордж Робинсон 1840 г. Журналы Джорджа Огастеса Робинсона, главного защитника протектората аборигенов Порт-Филиппа.
Раннее европейское вторжение
[ редактировать ]Первоначальный контакт был установлен в феврале 1801 года, когда лейтенант Мюррей и его команда с « Леди Нельсон» сошли на берег за пресной водой недалеко от современного Сорренто . Осторожный обмен копий и каменных топоров на рубашки, зеркала и стальной топор закончился, когда команда « Леди Нельсон» запаниковала, что привело к полету копий, выстрелам из мушкетов и использованию корабельной пушки , ранив несколько убегающих людей Бунвуррунга. [ 18 ] В следующем месяце капитан Милиус с французского корабля «Натуралист» из экспедиции Бодена танцевал один на пляже в Западном порту для туземцев, в гораздо более мирном контакте. [ 18 ]
Непосредственно перед периодом британских исследований и заселения, совпадающим с периодом британских исследований и заселения, Бунвуррунг были вовлечены в длительный спор с народом Гунай / Курнаи из Гиппсленда . По словам Уильяма Барака , последнего традиционного старейшины народа Вурунджери , конфликт представлял собой спор о ресурсах, в результате которого Бунвуррунг понесли тяжелые потери. Во многих рейдах Гуннаи похищались женщины Бунвуррунг. К 1836 году Йовенгерра была почти полностью уничтожена, в основном в результате атак гунай. [ 19 ] В течение 1833–1834 годов около 60–70 человек бунуронга, если отчет был правильно истолкован, могли быть убиты во время набега Гуная, когда они располагались лагерем к северу от болота Каррум-Каррум . [ 20 ]
Раскулачивание
[ редактировать ]На средства к существованию народа бунвуррунг, проживающего в основном вдоль побережья Порт-Филлип и Западного порта, возможно, повлияли европейские охотники на тюленей . Похищение тюленями женщин Бунвуррунг и их доставка на острова Бассова пролива и Тасманию, возможно, вызвали межплеменные конфликты, и по аналогии это может также относиться к Бунвуррунгам, побережья которых посещали тюленеводы. [ 21 ] В отчете Жюля Дюмона д'Юрвиля в 1830 году отсутствие Boonwurrung на острове Филлипа , который был лагерем для охотников на тюленей, объяснялось поведением последних. [ 22 ] Еще в 1833 году девять женщин войвуррунг и бунвуррунг, а также мальчик Ёнки Йонка были похищены и переправлены на базы охотников на тюленей на острове в Бассовом проливе. [ 23 ] Контакт с тюленеводами подверг бы прибрежные племена европейским болезням, и это оказало бы тяжелое влияние на демографию, а также экономические и социальные связи, связывающие народы вурунджери и бунвуррунг, а также возможные последствия инфекционных заболеваний, передаваемых от этих тюленеводов. [ 1 ]
Джеймс Флеминг, один из группы геодезиста Чарльза Граймса на военном корабле « Камберленд», который исследовал реки Марибирнонг и Ярра до водопада Дайтс в феврале 1803 года, сообщил о шрамах от оспы на нескольких аборигенах, которых он встретил, предполагая, что эпидемия оспы, возможно, охватила через племена вокруг Порт-Филипа до 1803 года, что привело к сокращению населения. [ 24 ] Брум утверждает, что две эпидемии оспы уничтожили население племен кулин, убив, возможно, половину каждый раз в 1790-х годах и снова около 1830 года. [ 25 ] [ а ] Однако эта теория была оспорена современными историками-диагностами, которые утверждают, что наблюдаемые симптомы в ранней этнографической литературе совместимы с импетиго и стригущим лишаем . [ 26 ]
Одним особенно известным человеком во время европейского поселения в Виктории был Дерримут , старейшина Бунвуррунг, который сообщил первым европейским поселенцам в октябре 1835 года о надвигающемся нападении кланов из группы Войвуррунг . Колонисты вооружились, и нападение удалось предотвратить. Бенбоу и Биллибеллари из Вурунджери также защищали колонистов в рамках своего долга гостеприимства. Позже Дерримут очень разочаровался и умер в Благотворительном приюте в возрасте около 54 лет в 1864 году. Несколько колонистов установили надгробие Дерримуту на Генеральном кладбище Мельбурна в его честь. [ нужна ссылка ]
К 1839 году численность Boonwurrung сократилась до 80–90 человек, причем только 4 из 19 детей в возрасте до четырех лет из вероятного населения до контакта, составлявшего более 500 человек. Уильяма Томаса , к 1850 году По оценкам протектора на земле Бунвуррунг проживало всего 28 человек бунуронг. [ нужна ссылка ]
В 1852 году Бунвуррунгам было выделено 340 гектаров (840 акров) в Мордиаллок-Крик, а Войвуррунг получили 782 гектара вдоль реки Ярра в Варрандите. Резервы аборигенов никогда не комплектовались белыми и не были постоянными лагерями, а действовали как распределительные склады, где распределялись пайки и одеяла, с целью удержать племена подальше от растущего поселения Мельбурн. [ 27 ] Совет по защите аборигенов отозвал эти два резерва в 1862–1863 годах, посчитав, что теперь они слишком близки к Мельбурну. [ 28 ]
В марте 1863 года, после трех лет волнений, выжившие лидеры Кулинов, в том числе Саймон Вонга и Уильям Барак , повели сорок людей Вурунджери, Таунгурунг (река Гоулберн) и Бунвуррунг через Черную отрогу и расположились на корточках в традиционном кемпинге на Бэджер-Крик недалеко от Хилсвилль и запросил право собственности на этот участок. Это стало станцией Корандеррк , названной в честь слова Woiwurrung, обозначающего викторианский рождественский куст . [ 29 ] Корандеррк был закрыт в 1924 году, а его обитатели были переселены на озеро Тайерс в Гиппсленде . [ 30 ]
Закон и война
[ редактировать ]Большая вражда существовала, в частности, между бунвуррунгами и восточными гунай, которые позже были признаны ответственными за резкое сокращение численности племени. [ 31 ]
Ранение или смерть члена племени обычно приводили к совещанию для оценки фактов, и, если это считалось незаконным, мстили. [ 32 ] В 1839 году, после того, как один или два Бунвуррунга/Войвуррунга были убиты, группа из 15 человек отправилась в Джилонг, чтобы отомстить злоумышленникам, Ватхауронгам . [ 33 ] В 1840 году члены племени Бунвуррунг убедились, что человек из племени Эчука чтобы предопределить смерть одного из их воинов, чье имя использовал колдовство, было воспето, когда кость опоссума была выброшена после еды Бунвуррунг и заключена в кость ноги кенгуру. , был поджарен. Вскоре после этого названный человек Бунвуррунг умер, и племя отомстило первому члену племени Эчука, который затем пришел посетить их территорию. [ 3 ] Это было организовано устно, проходя из Эчуки через Нирабабалук и Вурунджери , для встречи, чтобы свершить правосудие в Мерри-Крик . Девять или десять сородичей убитого соплеменника Эчука бросали копья и бумеранги в воина Бунвуррунг, вооруженного щитом, пока он не был ранен в фланг тростниковым копьем. Старейшина другого наблюдательного племени, Барабабараба , объявил, что все закончилось, испытание закончилось, и все отпраздновали грандиозное корробори. [ 34 ]
Благородные сны
[ редактировать ]- История создания Бунджила и Паллиана: Бунджил — дух-Создатель народа Кулин.
- История создания Бирарунга : образование реки Бирарунг.
Известные люди
[ редактировать ]- Джек Чарльз (1943–2022), актер. [ 35 ]
- Дерримут (ок. 1810 - 28 мая 1864), арвит - глава Бунвуррунга.
- Кэролин Бриггс AM
- Луиза Бриггс
- Мари Кларк (художник)
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Бунерврунг [ 36 ]
- Бунуро
- Бунуронг, Бунвуррунг, Бунверунг, Бунуронг и Буруронг [ 37 ]
- Бунвурру
- Путнару, Путмару
- Тхурунг (восточный племенной экзоним Бунджуронга, что означает тигровые змеи , метафора, указывающая на то, как коварно они устраивали засады против восточных племен.)
- Тотурин ( термин Гунай , обозначающий « черную змею », используемый для обозначения нескольких западных племен Бунвуррунг. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Засвидетельствовано, что в некоторых викторианских племенах, таких как те, что обитали в районе Лоддона, появление оспы было связано со змеем Минди , чья вредоносность могла быть вызвана колдунами, чтобы причинить вред людям. Один из первых колонистов писал: «Предполагается, что любая чума вызвана Минди или некоторыми из ее мальков. Я не сомневаюсь, что в прошлых поколениях существовала ужасная чума холеры или черной лихорадки, и что ветер в то время или какое-то другое явление с северо-запада породило это странное существо». ( Томас 1898 , стр. 84–85, 89–90)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Говин и Салливан 1984 , с. 88.
- ^ Блейни 2013 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Ховитт 2010 , с. 338.
- ^ Диксон 2002 , с. хххв.
- ^ Перейти обратно: а б с Тиндейл 1974 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кларк и Бриггс, 2011 .
- ^ Кларк 1995 , с. в., карта.
- ^ Ховитт 2010 , с. 127.
- ^ Дунстан 2021 .
- ^ Эдди, Рэйчел (1 июля 2021 г.). «Традиционные владельцы официально закреплены в новых границах, охватывающих центральный Мельбурн» . Возраст . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Барвик 1984 , с. 114.
- ^ Барвик 1984 , с. 117.
- ^ Кларк и Хейдон 2004 , с. 9.
- ^ Гансон 1968 , с. 5.
- ^ «MS 204 - Дневник и документы Сэмюэля Роусона 1831–1857 гг., Стр. 10 и 11» . Национальная библиотека Австралии . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Грейден, Кристина (2010). «Люди Бунуронг» . pidhs.org.au . Остров Филиппа и районное историческое общество . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Паско 2018 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Брум, 2005 г. , стр. 3–6.
- ^ Барвик 1984 , с. 119.
- ^ Кларк и Хейдон 2004 , с. 32.
- ^ Пресленд 1994 , с. 40.
- ^ Говин и Салливан 1984 , с. 82.
- ^ Брум 2005 , стр. 5–6.
- ^ Шиллинглоу 1879 , с. 28.
- ^ Брум 2005 , стр. 7–9.
- ^ Барвик 1984 , с. 116, №17.
- ^ Брум 2005 , стр. 106–107.
- ^ Брум 2005 , стр. 126–127.
- ^ Кларк 2015 , с. 19.
- ^ Кларк 2015 , с. 3.
- ^ Говин и Салливан 1984 , с. 83.
- ^ Howitt 2010 , стр. 336 и далее..
- ^ Кларк 2015 , с. 163, н.101.
- ^ Ховитт 2010 , стр. 338–340.
- ^ Манро 2014 .
- ^ Фонд Бун Вуррунг, 2013 .
- ^ Кларк 1990 .
Источники
[ редактировать ]- "О нас" . Фонд Бун Вуррунг. 6 августа 2013 года . Проверено 20 августа 2022 г.
- Барвик, Дайан Э. (1984). Макбрайд, Изабель (ред.). «Картирование прошлого: атлас викторианских кланов 1835–1904 годов». История аборигенов . 8 (2): 100–131. JSTOR 24045800 .
- Барвик, Лаура (2005). «Бриггс, Луиза (1836–1925)» . Австралийский биографический словарь . Издательство Мельбурнского университета.
- Блейни, Джеффри (2013). История Виктории (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-29277-2 .
- Брум, Ричард (2005). Аборигены Виктории: история с 1800 года . Аллен и Анвин . ISBN 978-1-74114-569-4 .
- Каннинг, Шон; Тиле, Фрэнсис (февраль 2010 г.). Культурное наследие и история коренных народов в зоне исследований столичного Мельбурна: отчет для Совета по оценке окружающей среды штата Виктория (PDF) . Управление австралийским культурным наследием. стр. 1–48.
- Чедвик, Винс (28 января 2013 г.). «План действий по поддержке адвокатов из числа коренных народов Виктории» . Возраст . Проверено 3 января 2019 г.
- Кларк, Ян; Бриггс, Кэролин (2011). Ялукит-Уиллам: первые жители залива Хобсонс (PDF) . Городской совет Хобсонс-Бэй.
- Кларк, Ян Д. (1990). Языки и кланы аборигенов: исторический атлас западной и центральной Виктории, 1800–1900 гг . Кафедра географии и экологии Университета Монаша. ISBN 978-0-909685-41-6 .
- Кларк, Ян Д. (1995). Шрамы на ландшафте: список мест резни на западе Виктории, 1803–1859 гг. (PDF) . АИАЦИС . стр. 135–139. ISBN 0-85575-281-5 .
- Кларк, Ян Д. (2015). Взгляд на черных: история туризма на станции аборигенов Корандеррк, 1863–1924 гг . Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3-110-46824-3 .
- Кларк, Ян Д .; Хейдон, Тоби (2004). Изгиб Ярры: история станции протектората Мерри-Крик и школы аборигенов Мерри-Крик, 1841–1851 гг . Пресса по изучению аборигенов . ISBN 978-0-855-75469-3 .
- «Беседы с Ричардом Фидлером» . Радио АВС. 1 февраля 2016 г.
- «Станция аборигенов Корандеррк» . Аргус . № 9, 428. Мельбурн. 1 сентября 1876 г. с. 7 . Проверено 28 августа 2017 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Данстан, Джозеф (26 июня 2021 г.). «Рождение Мельбурна разрушило границы Бунуронга и Вурунджери. 185 лет спустя они были перекроены» . Новости АВС . Проверено 1 июля 2021 г.
- Фелс, Мари Хансен (2011). «Однажды мне удалось»: Протекторат аборигенов на полуострове Морнингтон, 1839–1840 гг. (PDF) . АНУ Пресс . ISBN 978-1-921-86212-0 .
- Говин, Дениз; Салливан, Хилари (1984). Макбрайд, Изабель (ред.). «Границы и передвижение аборигенов в Западном порту, Виктория» (PDF) . История аборигенов . 8 (1): 80–98. ISSN 0314-8769 .
- Гансон, Нил (1968). Хорошая страна: Графство Крэнборн . Ф.В. Чешир.
- Ховитт, Альфред Уильям (2010) [впервые опубликовано в 1904 году]. Коренные племена Юго-Восточной Австралии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-00632-3 .
- Макгоу, Джанет; Пиерис, Анома (2014). Сборка центра: Архитектура для культур коренных народов: Австралия и за ее пределами . Рутледж . ISBN 978-1-317-59894-7 .
- Манро, Кейт (14 августа 2014 г.). «Актер Джек Чарльз: бурная жизнь украденного ребенка» . Хранитель .
- Паско, Брюс (2018). Темный эму: аборигены Австралии и зарождение сельского хозяйства (Новое изд.). Брум, Западная Австралия. ISBN 978-1-921248-01-6 . OCLC 1038067363 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Пресленд, Гэри (1994) [Впервые опубликовано в 1985 году]. Абориген Мельбурна. Затерянная земля кулинцев . Макфи Гриббл . ISBN 978-0-869-14346-9 .
- Пресленд, Гэри (1997). Первые жители западного региона Мельбурна . Харриленд Пресс. ISBN 978-064633150-8 .
- Шоу, AGL (2003). История округа Порт-Филлип: Виктория до разделения . Издательство Мельбурнского университета . ISBN 978-0-522-85064-2 .
- Шиллинглоу, Джон Джозеф (1879). Исторические записи Порт-Филиппа: первые анналы колонии Виктория (PDF) . Мельбурн: Дж. Феррес. стр. 15–30 – из Интернет-архива .
- Томас, Уильям (1898). «Письмо 14. Рассказ аборигенов» (PDF) . В «Невесте», Томас Фрэнсис (ред.). Письма пионеров Викторианской эпохи . Мельбурн: Правительственный принтер Роберта С. Брэйна. стр. 84–100 - через Интернет-архив .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .